Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.12.2009 № 524ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Якутск от 11 декабря 2009 года № 524 Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 октября 2008 года № Пр-2248 ГС (подпункт «а» пункта 1), данного по итогам совместного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Стратегию развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Рекомендовать органам местного самоуправления подготовить программы развития физической культуры и спорта с учетом положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) до 2020 года. 3. Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту (Гуляев М.Д.) совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.), Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (Пахомов А.А.), Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Дегтярев Н.Н.), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Александров В.Л.) на основании данной Стратегии разработать республиканские программы развития детско-юношеского спорта, студенческого спорта, инвалидного спорта, спорта высших достижений, национальных видов спорта, спортивной медицины, физической культуры и спорта исходя из возможностей доходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия). 4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия). 5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В. Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) В. ГРАБЦЕВИЧ Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2009 года № 524 СТРАТЕГИЯ развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009-2020 годы Содержание |--------------------------------------------------------------------------|-----| | I. Целесообразность разработки Стратегии | 5 | | | | |--------------------------------------------------------------------------|-----| | II. Основные факторы, создающие проблемы в развитии физической| | | культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) | 7 | | | | |--------------------------------------------------------------------------|-----| | III. Стратегические целевые ориентиры развития физической культуры и| | | спорта в Республике Саха (Якутия) | 9 | | | | |--------------------------------------------------------------------------|-----| | IV. Приоритетные направления, пути решения задач | 10 | | | | |--------------------------------------------------------------------------|-----| | V. Этапы реализации Стратегии | 21 | | | | |--------------------------------------------------------------------------|-----| | VI. Механизмы формирования мероприятий и ход реализации Стратегии | 23 | | | | |--------------------------------------------------------------------------|-----| | VII. Ожидаемая эффективность и результаты реализации Стратегии | 26 | | | | |--------------------------------------------------------------------------|-----| | VIII. Формы и методы управления реализацией Стратегии | 27 | |--------------------------------------------------------------------------|-----| I. Целесообразность разработки Стратегии В современном мире роль физической культуры и спорта трудно переоценить: они стали не только важными социальными, но и политическими факторами. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на всероссийских и международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации. Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия). В последнее время на всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на дальнейшее развитие физической культуры и массового спорта. Тем не менее, если сравнить показатель регулярно занимающихся физической культурой в Республике Саха (Якутия) со статистическими данными ведущих зарубежных стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40-50 процентов населения, то наша республика значительно отстает. В настоящее время в республике занимаются физической культурой и спортом только 17,3 процента населения (164 385 человек). Показатели здоровья и физической подготовки детей, подростков, призывников и другой молодежи, распространение алкоголизма и наркомании говорят о необходимости развития физической культуры и массового спорта. В республике недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг на предприятиях, учреждениях, слабо развита сеть спортивных объектов по месту жительства. Требуют решения проблемы организации активного отдыха молодежи, преодоления межведомственной разобщенности в управлении детско-юношескими спортивными школами (ДЮСШ), слабой материально-технической базы в городах и особенно в сельской местности. Стратегия определяет пути совершенствования государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения, увеличения количества людей, занимающихся физической культурой и спортом, обеспечения достойного выступления якутских спортсменов на российских и международных соревнованиях. Цель разработки Стратегии - определение основных направлений, а также путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2009-2020 годы) устойчивого и динамичного развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), формирование здорового образа жизни и потребности населения в регулярных занятиях спортом, повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, развитие национальных видов спорта Республики Саха (Якутия). Стратегия позволит повысить спортивное мастерство и конкурентоспособность спортсменов республики на российском и международном уровнях, обеспечит поддержку и развитие паралимпийского спорта, что в целом будет способствовать социально-экономическому развитию и улучшению качества жизни и благосостояния населения Республики Саха (Якутия). Сегодня стало очевидным, что развитие физической культуры и спорта в республике требует комплексного и научно обоснованного системного подхода. В этой связи разработка Стратегии является первым шагом в оптимальном решении проблемы в условиях совершенствования управления развитием физической культуры и спорта, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования. Цели, задачи и основные направления реализации Стратегии позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) и определить приоритетность тех или иных мероприятий. В рамках Стратегии, помимо распределения полномочий между органами исполнительной власти на республиканском и муниципальном уровнях, предусмотренных законодательством РФ, предполагается широкое участие общественных организаций, коммерческих структур, юридических и физических лиц. Также будут определены показатели и критерии оценки, которые позволят ежегодно оценивать результаты тех или иных мероприятий на каждом этапе реализации Стратегии. Для успешной реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009-2020 годы предлагаются следующие направления: приоритетным станет развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства граждан, в образовательных учреждениях, на предприятиях и учреждениях; предполагается активное развитие детско-юношеского и студенческого спорта, адаптивной физической культуры, спорта для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов; дальнейшая пропаганда и развитие народных игр и национальных видов спорта Якутии; развитие спорта высших достижений будет достигнуто путем повышения квалификации тренеров, организации научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизации специализированной инфраструктуры, научно-методического и организационного обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов, налаживания сотрудничества с Федеральным антидопинговым центром; планируется проводить мониторинг среди населения в оценке действий государства в области физической культуры, также отслеживать статистику по количеству регулярно занимающихся физкультурой и спортом. II. Оcновные факторы, создающие проблемы в развитии физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) При определении направлений развития физической культуры и спорта необходимо учитывать региональные особенности Республики Саха (Якутия): географические, климатические, транспортные и другие. В настоящее время имеется ряд факторов и проблем, не позволяющих эффективно развивать физическую культуру и спорт в республике и требующих неотложного решения, а именно: 2.1. Характерные проблемы в работе с детьми и учащейся молодежью в образовательных учреждениях (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования), а также в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования: недостаточное финансирование на муниципальном уровне детско-юношеских спортивных школ, спортивных сооружений в наслегах; в большинстве образовательных учреждений уроки физической культуры в начальной школе проводятся в актовых залах или коридорах учителями начальных классов, не имеющими специального физкультурного образования; недостаточное количество преподавательских и тренерских кадров, низкий уровень профессиональной подготовки учителей, преподавателей физической культуры, тренеров, недостаточная организация мероприятий и мер по повышению их квалификации; низкий уровень методического обеспечения и использования современных и эффективных технологий, слабый контроль за организацией учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию школьников, учащихся и студентов; недостаточная пропаганда физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения; слабая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом; неполная нагрузка использования имеющихся спортивных сооружений; недостаточное количество массовых детских спортивных мероприятий, соревнований на муниципальном и республиканском уровнях, отсутствие новых привлекательных форм для вовлечения школьников и молодежи к занятиям физической культурой и спортом; недостаточное количество отделений по национальным видам спорта в детско-юношеских спортивных школах; отсутствие республиканской программы развития системы детско-юношеского спорта на долгосрочную перспективу; низкий уровень заработной платы инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторов физической культуры и спорта спортивных сооружений, учителей и преподавателей физической культуры в учебных заведениях, тренеров ДЮСШ, других специалистов сферы физической культуры и спорта; неэффективное использование имеющегося потенциала научных учреждений и высших учебных заведений физической культуры для подготовки спортивного резерва; недостаточная оснащенность высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой, затрудняющая проведение серьезных научных исследований и, как следствие, отсутствие научно-обоснованной системы подготовки сборных команд республики и спортивного резерва. 2.2. В работе со взрослым населением: отсутствие централизованной поставки спортивного инвентаря и оборудования для населения, специализированных спортивных магазинов в районах; слабая организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства в городах, поселках, наслегах; малый охват занятиями физической культурой и спортом, массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями неработающей и работающей молодежи, взрослого населения по всем возрастным категориям; недостаток современных методик по профессионально-прикладной физической культуре и оздоровлению с учетом специфики условий труда работников; недостаточное количество спортивных секций по видам спорта, групп общей физической подготовки и физкультурно-оздоровительных систем для взрослого населения, в том числе и по оказанию платных физкультурно-оздоровительных услуг; отсутствие законодательной базы развития частных и коммерческих спортклубов; недостаточный охват физической культурой и спортом женской части населения; слабое развитие частных, коммерческих клубов спортивной и оздоровительной направленности. 2.3. В работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами: практически полное отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; недостаток профессиональных кадров по работе с данным контингентом; недостаточное финансирование развития спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; низкий уровень проводимой физкультурно-спортивной работы среди учащихся специальных образовательных учреждений (для воспитанников с отклонениями в физическом и умственном развитии); отсутствие спортивно-оздоровительных (в том числе адаптивных) групп в детско-юношеских спортивных школах или отделениях ДЮСШ. Решение вышеуказанных проблем будет осуществляться поэтапно, исходя из возможностей доходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия). III. Стратегические целевые ориентиры развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) должны стать: разработка и принятие нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых норм; увеличение количества граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия), с 17,3 процента в 2008 году до 30 процентов в 2017 году и не менее 40 процентов в 2020 году; увеличение количества квалифицированных специалистов и работников физической культуры и спорта; подготовка и успешное выступление спортсменов республики на чемпионатах России, Европы, Азии, мира, летних и зимних Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, Всемирных интеллектуальных играх в период с 2010 по 2020 годы; увеличение количества регулярно занимающихся адаптивной физкультурой и спортом из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; подготовка и достойное выступление спортсменов-инвалидов в составах спортивной сборной команды Российской Федерации на летних и зимних Паралимпийских, Сурдлимпийских играх в период с 2010 по 2020 годы; увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2013 году - на 25 процентов, в 2017 году - на 30 процентов, в 2020 году - не менее 35 процентов; проведение полного анализа эффективности использования действующих спортивных объектов и разработка на его основе республиканской программы привлечения широких слоев населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Важнейшим достижением реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 будет улучшение качества и благосостояния жизни якутян, укрепление здоровья и развитие человеческого потенциала Республики Саха (Якутия). IV. Приоритетные направления, пути решения задач Считать приоритетными направлениями физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия): развитие физической культуры и массового спорта с учетом большого разнообразия, постоянного обновления программ и современных технологий в области фитнеса по месту жительства граждан, в образовательных учреждениях, на предприятиях и учреждениях; развитие детско-юношеского и студенческого спорта, адаптивной физической культуры и спорта инвалидов; развитие спорта высших достижений; дальнейшая пропаганда и развитие народных игр и национальных видов спорта народов Якутии. 4.1. Приоритетными направлениями в физическом воспитании учащихся и студентов должны стать: внедрение инновационных форм, средств и методов организации физкультурно-оздоровительных занятий; создание и реализация системы непрерывного образования (образование в течение всей жизни) в сфере физической культуры и спорта; создание условий функционирования спортивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, начального, среднего и высшего профессионального образования; создание системы физкультурных и спортивных мероприятий для спортивных команд образовательных учреждений по возрастам; укрепление материально-технической базы, обеспечение инвентарем и оборудованием образовательных учреждений, а также квалифицированными педагогическими кадрами. Для создания условий наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, подростков и молодежи в физкультурно-спортивной деятельности и укрепления их здоровья необходимо: модернизировать систему физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях; сохранить обязательные уроки физкультуры в школах - не менее 3-х часов в неделю, определенные государственным образовательным стандартом; рекомендовать увеличение объема физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время, для студентов ? не менее 6 часов обязательных занятий в неделю, обусловленную государственным образовательным стандартом для данной категории обучающихся и недельной двигательной активности в объеме 8 часов; создать систему спортивных соревнований для всех обучающихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности; регулярно применять республиканские физкультурные комплексы нормативов «Кэнчээри» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений, «Эрэл» - среди учащихся общеобразовательных учреждений; внедрить народные игры и национальные виды спорта в программу учебного процесса по физическому воспитанию; рекомендовать руководителям общеобразовательных школ создание детских спортивных клубов и обеспечение условий их функционирования; ввести в образовательные учреждения систему мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся, врачебно-педагогического контроля над осуществлением процесса физического воспитания; на базе Института физической культуры и спорта Якутского государственного университета, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта организовать регулярные курсы повышения квалификации учителей физической культуры, переподготовки тренеров-преподавателей по видам спорта, открытие новых специальностей; укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, оснастив их современным спортивным инвентарем и оборудованием; обеспечить современными научно обоснованными и апробированными программами и методическими рекомендациями учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные клубы, детско-юношеские спортивные школы, реабилитационные центры и другие учреждения, предоставляющие услуги семье; рекомендовать систему выбора учащимися направления урока физкультуры, предложить альтернативу общеобязательному уроку - урок аэробики; внедрение аэробики-как новой формы ритмической гимнастики; введение фитнес-зарядки на республиканском телевидении. Для решения задач по развитию студенческого спортивного движения необходимы: разработка республиканской программы развития студенческого спорта; развитие на базе высших и средних учебных заведений клубной системы; проведение раз в два года республиканских Универсиад по зимним и летним видам спорта ? комплексных спортивно-массовых мероприятий учащихся, студентов и аспирантов; участие в чемпионатах России, международных соревнованиях среди студентов по видам спорта; проведение ежегодного республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди начальных, средних специальных и высших профессиональных образовательных учреждений; обязательное введение республиканских физкультурных комплексов нормативов физической подготовленности учащихся, студентов, рабочей молодежи и взрослого населения; создание общественных «Школ здоровья»; введение утренней гимнастики на всех телеканалах. 4.2. Приоритетные направления среди взрослого населения Решение задач по расширению спортивно-массовой работы, укреплению здоровья работников и членов их семей, профилактики наркомании, алкоголизма, курения включает: усиление роли семьи в создании мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом; возрождение физкультурно-спортивных обществ «Спартак», «Водник» и других при отраслевых министерствах и ведомствах, учреждениях и организациях; формирование отраслевого инструкторско-методического состава в зависимости от количества работников на предприятии, учреждении отрасли (компании), а также с учетом количества трудящихся и членов их семей, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом; создание института инструкторов физической культуры и спорта в муниципальных образованиях; внедрение новых научно-методических разработок и современных технологий в области спортивной и физкультурно-оздоровительной работы; внедрение производственной физической культуры в режим рабочего дня трудящихся; включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договора между профсоюзами и работодателями; обеспечение финансирования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни за счет средств бюджета муниципальных районов и образований, министерств и ведомств, хозяйствующих субъектов, учреждений, предприятий и профсоюзов, предусмотренных коллективным договором. Решение задач по созданию условий основным категориям взрослого населения для реализации двигательной активности в объеме не менее 6 часов в неделю включает: разработку республиканского физкультурно-спортивного комплекса норм и требований для оценки уровня физической подготовленности различных категорий взрослого населения; содействие развитию новых видов спорта, включая аэробику, двигательной активности, спортивного самодеятельного туризма и национальных видов спорта; подготовку общественных тренеров, инструкторов, волонтеров для работы с лицами старшего и пожилого возраста; создание эффективной системы мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения. Решение задач по созданию инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения включает: разработку дополнений в «Социальные нормативы и нормы» в раздел «Физическая культура и спорт» в части установления нормативов обеспеченности населения учреждениями спортивной направленности и оказания услуг в сфере физической культуры и спорта; создание восстановительных, рекреационных и физкультурно-оздоровительных центров на предприятиях различных форм собственности; создание сети муниципальных спортивно-оздоровительных площадок, троп, трасс и дорожек здоровья, обеспечение их физкультурно-спортивными сооружениями для массового пользования; создание сети спортивно-оздоровительных клубов по месту жительства населения; разработку комплекса мер по поддержке учреждений и организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта. 4.3. Приоритетные направления в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами С целью дальнейшего развития инвалидного спорта, паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта в республике необходимо разработать и принять программу мер. В программе в первую очередь следует предусмотреть: доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов спортивных объектов; внедрение современных научно обоснованных методик, программ и технологий физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов; активизацию работы по вовлечению в активные занятия физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; создание условий для регулярных занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях; проведение физкультурных и спортивных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья; обобщение и распространение передового опыта по развитию физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; организация программно-методического обеспечения физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов. 4.4. Приоритетные направления в развитии детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва В области развития детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва определены следующие приоритеты: создание и реализация необходимого нормативно-правового и программного обеспечения организаций, осуществляющих учебно-тренировочный процесс; повышение ответственности за результаты работы учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, и прежде всего муниципальных спортивных школ всех наименований; развитие училища олимпийского резерва, создание благоприятных условий для профессионального обучения и спортивного роста детей и подростков; совершенствование системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической подготовленности, биологического развития и оценки состояния здоровья; развитие и внедрение системы государственной поддержки спортивных школ и других учреждений спортивной подготовки, находящихся в ведении физкультурно-спортивных, общественных и государственных организаций; обеспечение поддержки в подготовке спортивного резерва всех уровней; открытие в ДЮСШ секции и (или) студии по спортивной и фитнес-аэробике для дальнейшего развития данных видов спорта. С целью модернизации развития детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва необходимо: создать нормативную правовую базу, регулирующую деятельность учреждений спортивной подготовки, осуществляющих учебно-тренировочный процесс, в том числе осуществить разработку проекта республиканского закона «О детско-юношеском спорте Республики Саха (Якутия)», направленного на установление правового статуса учреждений спортивной подготовки, их прав и обязанностей, принципов их функционирования и взаимоотношений со спортсменами; разработать и ввести новую систему оплаты труда бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта; разработать и реализовать программу развития республиканских учреждений спортивной подготовки до 2020 года; обеспечить целевую поддержку научных исследований, разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва. 4.5. Приоритетные направления в подготовке спортсменов высокого класса Для оптимизации общей стратегии подготовки спортсменов высокого класса к крупнейшим спортивным соревнованиям, включая Олимпийские игры, необходимо: создание системы государственного заказа по подготовке спортсменов - кандидатов в состав основных спортивных сборных команд страны по видам спорта, а также заключение соглашения с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации о целевой подготовке спортсменов - членов спортивных сборных команд страны с учетом приоритетных направлений развития спорта высших достижений в субъектах Российской Федерации; осуществление эффективного планирования, программирования и оптимального управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью спортсменов высокого класса; разработка научно-методических и медико-биологических технологий, содержание и структура тренировочного процесса спортсменов высокого класса с учетом климато-географических условий Республики Саха (Якутия). Решение задачи по модернизации системы подготовки спортсменов высокого класса включает: разработку программ развития олимпийских (паралимпийских и сурдлимпийских) видов спорта до 2020 года, включая создание республиканского центра спортивной подготовки, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием; создание условий для подготовки спортивных сборных команд; создание системы стажировки ведущих тренеров республики в спортивных сборных командах России по видам спорта; усовершенствование системы непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, врачей-массажистов, спортивных судей, работающих в спортивных сборных командах России; повышение требований к качеству судейства и организации соревнований. Решение задачи по совершенствованию научно-методического обеспечения спортивных сборных команд включает: создание условий для обследования спортсменов с помощью унифицированных тренажерно-исследовательских стендов, мобильных исследовательских комплексов и других необходимых оборудований и аппаратуры; организация научных исследований и методическое обеспечение национальных видов спорта. 4.6. Приоритетные направления в области международной спортивной политики В области международной спортивной политики определены следующие приоритеты: расширение сотрудничества с международными спортивными организациями по основным направлениям развития физической культуры и спорта; развитие связей и укрепление позиций в международных спортивных организациях, значительное расширение связей и сотрудничества с азиатскими спортивными организациями. С целью развития международной спортивной политики в области физической культуры и спорта необходимо: продолжить проведение в Республике Саха (Якутия) крупных международных спортивных турниров, в том числе игр «Дети Азии»; привлечение ведущих зарубежных тренеров для работы в республике; обмен опытом с зарубежными спортивными специалистами (обмен делегациями, проведение выставок, совместных совещаний и семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.). 4.7. Приоритетные направления в совершенствовании системы управления развития физической культуры и спорта В настоящее время создана система организации и управления развитием физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия), регулируемая Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Основной целью эффективного управления сферой физической культуры и спорта является создание системы совместного решения задач, стоящих перед республиканским органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, министерствами и ведомствами, задействованными в проведении физкультурно-оздоровительной работы с различными контингентами населения и общественными физкультурно-спортивными объединениями, а также с муниципальными органами власти. Основными задачами совершенствования системы управления физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года являются: совершенствование взаимодействия с Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и иными федеральными органами исполнительной власти, участвующими в физическом воспитании и оздоровлении населения, развитии спорта и подготовки спортивного резерва; совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти республики в области физической культуры и спорта с общественными физкультурно-спортивными объединениями и организациями; совершенствование правовых отношений между органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта и физкультурно-спортивными объединениями и организациями, в том числе государственно-общественными; совершенствование взаимодействия с муниципальными органами власти; совершенствование финансовой политики путем внедрения бюджетного планирования, ориентированных на результат (ДРОНДы, государственное задание). На республиканском уровне: организация введения спортивных паспортов; организация работы по использованию программ информатизации отрасли физической культуры и спорта; организация введения мониторинга по эффективности использования спортсооружений; ведение и анализ мониторинга физического здоровья и организации работ по улучшению физического здоровья населения, прежде всего учащихся образовательных учреждений. На муниципальном уровне: определение наиболее эффективной системы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании, развитие традиционных видов спорта, имеющейся материально-технической базы и обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей жителей муниципального образования в занятиях физкультурой и спортом; принятие и реализация целевых муниципальных (межмуниципальных ) программ развития физической культуры и спорта; принятие мер по повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта. 4.8. Приоритетные направления информационного обеспечения физической культуры и спорта Иcпoльзyя мaccoвыe и индивидyaльныe кoммyникaции, нeoбxoдимo дoбитьcя следующих цeлeй: зaинтepecoвaть гpaждaн в физичecкoм paзвитии и yкpeплeнии здopoвья; приобщить широкие слои населения к зaнятиям физикультурой и cпopтoм, доказав привлекательность двигaтeльнoй aктивнocти; сделать доступной инфopмaцию о событиях и пepcпeктивaх paзвития физкультуры и спорта. Для этoгo нeoбxoдимo: пpoвecти социологическое иccлeдoвaниe, кoтopoe пoзвoлит yчecть интepecы и пoтpeбнocти paзличныx гpyпп нaceлeния для выcтpaивaния oптимaльнoй мoдeли пpoпaгaндиcтcкoй paбoты; расставить акценты в общереспубликанской пpoгpaмме для пропаганды физической культуры и спорта, чтобы в дальнейшем дoбитьcя эффeктивнoгo вoздeйcтвия средств массовой информации нa цeлeвyю ayдитopию; paзpaбoтaть кpaткocpoчный и дoлгocpoчный плaны внeдpeния кoмплeкca интeгpиpoвaнныx мapкeтингoвыx кoммyникaций (инфopмaция и peклaмa в CMИ, нa нapyжныx peклaмoнocитeляx, пyбличныe лeкции в шкoлax и вyзax, пpecc-кoнфepeнции, выcтyплeния нa cпopтивнo-мaccoвыx и иныx мepoпpиятияx и дp.); cфopмиpoвaть cиcтeмy кpитepиeв и пoкaзaтeлeй oцeнки peзyльтaтивнocти, кoтopaя oбecпeчит вoзмoжнocть oпepaтивнoгo aнaлизa мep пo пpoпaгaндe, пpoгнoзиpoвaнию измeнeния cитyaции и выявлeнию aктyaльныx зaдaч нa кpaткocpoчнyю и дoлгocpoчнyю пepcпeктивы; организовать выпycк мeтoдичecких мaтepиaлов и пocoбий, a тaкжe пpoведение дpyгих мepoпpиятий, нaпpaвлeнных нa pacпpocтpaнeниe пepeдoвoгo oпытa в области физичecкoй кyльтypы и cпopта; использовать средства наглядной пропаганды, издавая настенные плакаты и наглядные пособия с набором упражнений, пригодных к выполнению на рабочем месте без отрыва от производства. 4.9.1. Приоритетные направления в области спортивной медицины В области спортивной медицины определены следующие приоритеты: сотрудничество с федеральными и межрегиональными спортивно-медицинскими центрами в округах; участие в централизованной федеральной системе медико-биологического обеспечения с вертикально-сетевой структурой управления, охватывающей региональные центры и подчиненные им организации, обеспечивающие преемственное отслеживание функционального состояния и здоровья спортсменов на всех этапах спортивного мастерства с оснащением их единообразной диагностической аппаратурой по стандартному минимуму с последующим расширением. 4.9.2. Приоритетные направления в области спортивной психологии В области спортивной психологии определены следующие приоритеты: сотрудничество с федеральными и межрегиональными центрами в области психологии спорта; создание на базе ДЮСШ, СДЮСШ ОР, УОР, ШВСМ постоянного психологического сопровождения подготовки спортсменов и команд в пределах штатной численности; использование поэтапного и ситуативного психологического сопровождения в процессе учебно-тренировочных сборов и выездных соревнований. 4.9.3. Приоритетные направления в развитии инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях, а также по месту работы и жительства С целью модернизации материально-технической базы физической культуры и спорта необходимо: создать информационный банк и реестр объектов и оборудования спорта независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и осуществлять контроль за целевым использованием этих объектов; принять участие на всероссийском едином Интернет-ресурсе «Реестр объектов спорта» с основными данными по всем спортивным объектам; разработать типовой проект дворовых спортивных площадок с последующим их применением при обустройстве и строительстве спортивных площадок и их комплексов; при строительстве новых образовательных учреждений (школ, техникумов, вузов) необходимо включить в их состав комплексы и отдельные объекты спорта, отвечающие современным требованиям и нормативам по объектам спорта для образовательных учреждений и Рекомендациям по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования; разработать рекомендации и проекты положений по новым типам объектов спорта, отвечающих запросам различных групп населения для занятий избранными видами спорта. Учитывая вышеизложенное, а также в связи с тем, что отрасль физической культуры и спорта в настоящее время имеет низкий уровень инвестиционной привлекательности, остро встает вопрос о решении следующих задач: рассмотреть и выработать действенные механизмы финансирования и софинансирования строительства объектов спорта, оснащения их современной аппаратурой, спортивно-тренировочными и научными комплексами, используя при этом средства федерального, регионального и муниципального бюджетов, способом народной стройки, с последующей передачей объектов физической культуры и спорта в муниципальную и республиканскую собственность; рассмотреть возможность поддержки и финансирования действующих объектов спорта и спортивной инфраструктуры, находящихся в собственности физкультурно-спортивных общественных и общественно-государственных организаций; разработать программу и реализовать систему маркетинговых исследований по выявлению потребностей населения в обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями, для чего: а) выявить структуру потребностей по занятиям различными видами спорта на республиканском уровне; б) определить оптимальную структуру основных, дополнительных и сопутствующих услуг спортивных центров. 4.9.4. Совершенствование нормативной и правовой базы развития физической культуры и спорта Необходимы республиканские законы о национальных видах спорта и развитии детско-юношеского спорта. Кроме того необходимо ввести нормирование занятий по физкультуре в образовательных учреждениях и учет этих нормативов при подготовке лицензионных и аккредитационных требований к образовательным учреждениям. V. Этапы реализации Стратегии I этап (2009-2013 годы) В рамках I этапа предполагается увеличение количества граждан Республики Саха (Якутия), регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 25 процентов посредством следующих мер: модернизация форм пропаганды и формирования здорового образа жизни; укрепление материально-технической базы и строительство спортивных объектов; организация и содействие работе общественной Школы здоровья; внедрение новых технологий и форм занятий по оздоровлению населения; разработка и принятие республиканской программы развития детско-юношеского спорта; разработка и внедрение методических рекомендаций «Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Республике Саха (Якутия)»; совершенствование системы управления развитием физической культуры и спорта в муниципальных районах (улусах), муниципальных образованиях, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях; реорганизация системы детско-юношеских спортивных школ путем их передачи в ведение органов исполнительной власти (муниципальной и республиканской) в области физической культуры и спорта; разработка и принятие республиканской программы развития физической культуры и спорта в северных улусах (районах); разработка Положения и переход на новую систему оплаты труда работников физической культуры и спорта; развитие системы грантов в области физической культуры и спорта; усовершенствование клубной системы спорта, а также проведение районных и республиканских соревнований по клубной системе; организация республиканской культурно-спортивной эстафеты по этапам и зонам; совершенствование проведения Дней Госкомспорта РС(Я) в муниципальных образованиях; дальнейшее совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физкультуре и спорту; организации работы по подготовке тренеров высшей квалификации; дальнейшая популяризация и распространение национальных видов спорта на российском и международном уровнях; проведение в 2010 году в г. Олекминске V спортивных игр народов Якутии, в 2011 году в гг. Алдан и Нерюнгри II зимней Спартакиады Республики Саха (Якутия) и Спартакиады трудовых коллективов Республики Саха (Якутия), в 2012 году в г. Якутске V Международных спортивных игр «Дети Азии», в 2013 году XIX Спартакиады по национальным видам спорта «Игры Манчаары», Спартакиады инвалидов; подготовка сборных команд Республики Саха (Якутия) к зимней и летней Спартакиадам школьников России, V Международным спортивным играм «Дети Азии» и членов сборной команды Российской Федерации для участия в I юношеских олимпийских играх 2010 года в Сингапуре; подготовка членов сборной команды Российской Федерации среди студентов для участия во Всемирной Универсиаде 2013 года в г. Казани; подготовка участников XXX летних Олимпийских и XIV Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне, Сурдлимпийских игр 2013 года; дальнейшее развитие инфраструктуры физической культуры и массового спорта; поддержка одаренных детей путем создания особых условий развития и занятия физической культурой и спортом; проведение мониторинга состояния физической подготовленности и здоровья среди детей дошкольного, школьного возраста и учащейся молодежи; разработка и внедрение вертикальной структуры деятельности системы физической культуры и спорта; заключение договора о сотрудничестве с Федеральным антидопинговым центром. II этап (2014-2017 годы) В рамках II этапа предполагается достичь свыше 30 процентов среди жителей республики, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, посредством следующих мер: развитие инфраструктуры физической культуры и массового спорта, а также осуществление программы строительства спортивных объектов; заложение основ «спортивного стиля жизни» путем нового подхода к пропаганде физической культуры и занятий спортом; дальнейшая популяризация и развитие национальных видов спорта на российском и международном уровнях; проведение Спартакиады по национальным видам спорта «Игры Манчаары», Спортивных игр народов Якутии, Зимней спартакиады, Спартакиады трудовых коллективов Республики Саха (Якутия); подготовка участников XXXI летних Олимпийских и XV Паралимпийских игр 2016 года; проведение международных соревнований по национальным видам спорта Республики Саха (Якутия). III этап (2018-2020 годы) III этап подразумевает: увеличение количества граждан Республики Саха (Якутия), регулярно занимающихся физической культурой и спортом, до 40 процентов; введение общенациональной идеи «Спортивный стиль жизни»; развитие и популяризацию новых видов спорта; введение новых форм занятий физической культурой и спортом; организацию международной федерации по национальным видам спорта Республики Саха (Якутия). VI. Механизмы формирования мероприятий и ход реализации Стратегии Для обеспечения системного подхода к решению задач Стратегии разрабатывается комплекс следующих мероприятий: развитие массового спорта по месту жительства; организация пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни; модернизация инфраструктуры физической культуры и спорта. К разработке указанных мероприятий, а также показателей Стратегии привлекаются представители общественных объединений, научной и педагогической общественности, анализируются источники финансирования, возможность привлечения к реализации мероприятий Стратегии максимально широкого круга исполнителей. Проводится мониторинг эффективности реализуемых программных мероприятий на основе утвержденного перечня показателей. На основании данных мониторинга в перечень и содержание мероприятий Стратегии, а также в их ресурсное обеспечение вносятся корректировки, проводится ежегодное уточнение показателей и затрат на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию Стратегии средств. Механизмы формирования мероприятий Стратегии предусматривают активное участие общественных организаций в решении вопросов обеспечения льготного и бесплатного режима посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан. При реализации мероприятий Стратегии предусматривается активное привлечение органов государственной власти Республики Саха (Якутия), общественных организаций и заинтересованных лиц к решению ее конкретных задач. Состав экспертной комиссии для проведения мероприятий утверждается Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту совместно с координационным советом Стратегии. Неотъемлемой частью Стратегии должно стать проведение независимой оценки как реализации Стратегии в целом, так и ее отдельных направлений и проектов, для чего предполагается привлечь республиканские и российские организации, имеющие высокий авторитет и опыт проведения мероприятий в области физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, которые могут быть разделены на направления: «Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях и детско-юношеский спорт», «Физическая культура и массовый спорт» и «Спорт высших достижений». В рамках направления «Физическая культура и массовый спорт» разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий (Программа), обеспечивающих развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни. По направлению «Физическая культура и массовый спорт» необходимо решить следующие основные задачи: 1) повышение интереса различных категорий граждан Республики Саха (Якутия) к занятиям физической культурой и спортом посредством: обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан (студентами, инвалидами, лицами пожилого возраста и др.); создания и развития системы волонтеров (добровольных помощников) в массовом спорте; разработки и реализации программы организации пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты средств массовой информации (освещение соревнований, праздники открытия спортивных центров и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет; расширения сферы физкультурно-спортивных услуг и обеспечения их высокого качества. 2) развитие инфраструктуры физической культуры и массового спорта как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, в том числе: строительство многофункциональных залов, стадионов-площадок, спортивных центров. Направление "Спорт высших достижений" включает разработку и реализацию мероприятий, обеспечивающих развитие спорта высших достижений в Республике Саха (Якутия). По развитию данного направления необходимо решить следующие основные задачи: целевая поддержка научно-методических разработок в области допинг-контроля; развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе: а) реконструкция баз олимпийской подготовки, строительство спортивных центров, предназначенных для занятий различными видами спорта; б) реконструкция и модернизация спортивной базы для подготовки олимпийского резерва. Для ведения контроля над промежуточными и конечными результатами реализации Стратегии по направлению "Массовый спорт" будут использоваться следующие показатели: 1) количество граждан Республики Саха (Якутия), систематически занимающихся физкультурой и спортом по следующим категориям: городские/сельские жители; мужчины/женщины; инвалиды; 2) количество сертифицированных физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом; 3) количество постоянных членов спортивных клубов по следующим категориям: городские/сельские жители; мужчины/женщины; инвалиды; 4) количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей, работающих по специальности. Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации Программы по направлению "Спорт высших достижений" будут использоваться следующие показатели: количество медалей, завоеванных спортсменами на российских и международных соревнованиях; количество граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях; количество спортсменов, прошедших процедуру антидопингового контроля. VII. Ожидаемая эффективность и результаты реализации Стратегии Ожидаемая эффективность и результаты реализации Стратегии будут оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в разделе VI Стратегии. По показателю "количество граждан Республики Саха (Якутия), систематически занимающихся физкультурой и спортом" предполагается увеличение с 17 процентов в 2008 году до 40 процентов общего количества граждан Республики Саха (Якутия) в 2020 году (ежегодное увеличение примерно на 1,5-2 процента от общего числа граждан). Увеличение числа граждан Республики Саха (Якутия), систематически занимающихся физической культурой и спортом (не менее 40 процентов в 2020 году), приведет к снижению среднего количества дней временной нетрудоспособности, по оценочным данным, на 15 процентов по сравнению с уровнем 2008 года. Увеличится экономический эффект от сокращения расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также от снижения экономического ущерба по причине недопроизводства валового внутреннего продукта с учетом существующей тенденции к увеличению численности трудоспособного населения. В дополнение к этому показателю оценка эффективности Стратегии будет производиться и по другим показателям, характеризующим повышение уровня качества и востребованности услуг в сфере физической культуры и спорта: количество сертифицированных физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом (предполагается ежегодный прирост количества центров на 2 процента). В качестве базового принимается 1-й год внедрения механизма сертификации: количество постоянных членов спортивных клубов (предполагается ежегодный прирост количества таких членов на 2 процента). В качестве базового принимается 1-й год сбора данных: количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей, работающих по специальности (предполагается соответствие данного показателя социальным нормативам обеспеченности и требованиям рынка). Этот показатель является вторичным по отношению к указанным выше показателям; уровень обеспеченности залами и плоскостными площадками на 10 тыс. человек (предполагается ежегодный прирост обеспеченности населения на 2 процента). Следующие показатели характеризуют выполнение задач по обеспечению успешного выступления спортсменов на российских и международных соревнованиях: количество занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (предполагается ежегодный прирост количества занимающихся на 2 процента); количество спортсменов, прошедших процедуру антидопингового контроля. VIII. Формы и методы управления реализацией Стратегии Ответственным за формирование и реализацию Стратегии от Правительства Республики Саха (Якутия) является Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту в части вопросов, связанных с развитием физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений. Государственным заказчиком-координатором Стратегии выступает Государственный комитет по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|