Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Томской области от 20.11.2003 № 804-рГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 20.11.2003г. N 804-р г.Томск О Стратегии сокращения бедности на территории Томской области 1. В целях совершенствования системы социальной защиты, обеспечения доступности и равенства возможностей для всех социальных групп в получении социальных услуг в пределах государственных гарантий, создания условий для более равномерного социально-экономического развития муниципальных образований, повышения качества жизни населения области: 1.1. Утвердить Стратегию сокращения бедности на территории Томской области (приложение 1). 1.2. Утвердить Перечень первоочередных мероприятий по приоритетным направлениям сокращения бедности на территории области (приложение 2). 1.3. Установить, что корректировка Перечня первоочередных мероприятий по приоритетным направлениям сокращения бедности на территории области проводится по итогам полугодия по представлению ответственных исполнителей. 2. Признать утратившим силу распоряжение Главы Администрации (Губернатора) области от 23.05.2003 N 350-р "О разработке областной комплексной программы и мероприятий по борьбе с бедностью на территории Томской области". 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области по экономической политике и инвестициям Козловскую О.В. Глава Администрации (Губернатор) В.Кресс Приложение 1 Утверждена распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области от 20.11.2003 N 804-р Стратегия сокращения бедности на территории Томской области Стратегия сокращения бедности (именуемая далее - Стратегия) определяет цель, задачи и приоритетные направления сокращения уровня бедности на территории Томской области. I. Характеристика проблемы Экономика Томской области, начиная с 1999 года, характеризуется позитивными изменениями. Основные макроэкономические показатели 2002 года в сопоставимой оценке c 1998 годом возросли на одну треть. При этом уровень бедности на территории области практически не изменился. Около четверти населения региона (23,3%) живет за чертой бедности. Бедность - это явление, присущее всем без исключения обществам. Оно характеризует негативное состояние социума, его групп и отдельных граждан, отсутствие возможностей и условий развития человеческого потенциала - стратегического ресурса социально-экономического развития общества. Единых методологических подходов к определению понятия "бедность" не существует. Методика Государственного комитета Российской Федерации по статистике основана на абсолютном подходе к определению уровня бедности, который строится на соотношении денежных доходов населения и величины прожиточного минимума. Данный подход не позволяет оценить все факторы, влияющие на уровень и структуру бедности. С целью определения категорий населения, имеющих наивысший риск переступить черту бедности, а также доминирующих групп населения среди бедных, очагов географической концентрации бедности, степени охвата нуждающегося населения социальными программами и услугами проведено обследование 4 тысяч домохозяйств во всех муниципальных образованиях области. Результаты обследования позволили комплексно изучить проблему бедности и оценить благосостояние граждан не только по уровню денежных доходов, но и с учетом жилищных условий, наличия движимого и недвижимого имущества, товаров длительного пользования, доступности получения социальных услуг (например, образовательных и медицинских) (приложение 1). Интегральная оценка уровня бедности позволяет распределить муниципальные образования области по 4 группам в зависимости от рейтинговых значений показателей бедности (таблица 1): Таблица 1 Распределение муниципальных образований в соответствии с интегральной оценкой уровня бедности ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы районы ----------------------------------------------------------------- г. Кедровый Томский Кожевниковский Зырянский г. Северск Тегульдетский Шегарский Бакчарский г. Стрежевой Первомайский Кривошеинский Чаинский г. Томск Каргасокский Парабельский Колпашевский Александровский Молчановский Асиновский Верхнекетский ----------------------------------------------------------------- В основе определения уровня бедности по лишениям (депривации) лежат три основных фактора (таблица 2): - недостаток денежных доходов; - низкое качество жилья; - ограниченный доступ медицинских услуг. Таблица 2 Группировка неблагополучных районов по основным факторам, обусловливающим уровень бедности по лишениям (депривация) ----------------------------------------------------------------- Недостаток денежных Низкое качество жилья Ограниченный доступ доходов медицинских услуг ----------------------------------------------------------------- Бакчарский Верхнекетский Асиновский Кривошеинский Тегульдетский Молчановский ----------------------------------------------------------------- По результатам социологического обследования сформирован портрет бедности на территории Томской области (график 1): График 1 Портрет бедности населения Томской области ------------------------------------------------------------------ Примечание ИПС "Право Т": График 1 к настоящему Распоряжению предоставляется пользователю ИПС "Право Т" по запросу ----------------------------------------------------------------- В группе населения с доходами, не превышающими прожиточный минимум (23,3 % от общей численности населения области), около половины граждан живут в условиях нищеты, то есть их доходы не превышают 70% величины прожиточного минимума. Это порождает расслоение общества не только по уровню жизни, но и по ценностным ориентациям, стилю жизни, нормам поведения. Разрушается социальный консенсус базовых ценностей и принципов жизни. Поэтому в настоящее время усилия должны быть сконцентрированы на содействии сокращению бедности. II. Цель, задачи и приоритеты Стратегии Целью Стратегии является совершенствование региональной социальной политики, направленной на повышение благосостояния населения области и сокращение уровня бедности. Данная цель предполагает решение следующих задач в рамках реализации программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года: - сдерживание и предупреждение дальнейшего расширения масштабов бедности за счет снижения влияния территориально-географического и экономических факторов, обусловливающих бедность; - повышение эффективности социальной защиты населения и снижение влияния социальных факторов, обусловливающих бедность; - создание условий для формирования "среднего класса", как гаранта стабильности общества, основного производителя, инвестора и потребителя; - переход от стратегии "выживания" к стратегии развития. Исходя из поставленных задач, приоритетным направлением Стратегии сокращения бедности является социальная и экономическая бедность. Экономическая бедность обусловлена безработицей и низким уровнем заработной платы. Она затрагивает наиболее активные группы населения, являющиеся основой успешного развития общества (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 60,5%). Резкое снижение их уровня жизни подрывает общественное воспроизводство и вызывает социальную напряженность. Приоритетные направления сокращения экономической бедности: 1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной занятости населения. 2. Изменение политики в сфере доходов населения и оплаты труда. 3. Сглаживание неравномерности экономического развития муниципальных образований. 4. Сокращение влияния территориально-географического фактора бедности. 5. Совершенствование системы и механизмов микрокредитования как основы формирования малого предпринимательства. Социальная бедность обусловлена наличием социально-уязвимых групп населения (инвалиды, престарелые, одинокие матери, многодетные семьи). Затрагивает население, не принимающее активного участия в трудовой деятельности (доля этой категории населения от общей численности бедного населения области составляет 39,5 %). Приоритетные направления сокращения социальной бедности: 1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи. 2. Сокращение детской бедности. 3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам. 4. Стимулирование эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне. 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БЕДНОСТИ 1.1. Развитие регионального рынка труда и содействие эффективной занятости населения Формирование эффективного рынка труда Томской области осуществляется по следующим направлениям: 1. Реструктуризация предприятий с целью освобождения экономического пространства от бремени убыточных предприятий. 2. Развитие новых инвестиционных проектов, являющихся основой устойчивого экономического роста и эффективной занятости населения. 3. Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы", направленной на: - профилактику безработицы и организацию системы профилирования безработных граждан; - оценку эффективности мероприятий по формированию эффективного рынка труда; - развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями региональной экономики; - усиление информационной поддержки политики занятости; - государственное регулирование занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающего трудности в поиске работы. 4. Совершенствование нормативной правовой базы в части повышения социальных гарантий граждан, занятых в личном подсобном хозяйстве. 5. Обновление данных баланса трудовых ресурсов с целью оценки эффективной занятости населения в муниципальных образованиях области. Реализация мероприятий программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы" увязана с приоритетными направлениями государственной политики в сфере занятости населения, сформулированными в Концепции действий на рынке труда Российской Федерации на 2003 - 2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р. Кроме программных мероприятий ведется работа по следующим направлениям: - обеспечение дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в государственной поддержке, повышение их социальной защищенности в соответствии с Законом Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы" от 17.11.98 N 30-ОЗ; - приоритетное финансирование трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежь - выпускники образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 16-23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы), в соответствии с распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области от 21.03.2003 N 179-р "О финансировании трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите"; - трудоустройство женщин, нуждающихся в государственной поддержке в соответствии с постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 23.11.2001 N 391 "О плане мероприятий по улучшению положения женщин в Томской области и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 годы"; - приведение в соответствие с федеральным законодательством перечня общественных работ, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 20.07.98 N 259 "Об организации и проведении общественных работ" (в редакции постановления Главы Администрации (Губернатора) области от 18.06.02 N 196). В рамках совершенствования нормативной правовой базы планируется подготовить законодательную инициативу о внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", направленных на включение граждан, занимающихся личным подсобным хозяйством в число занятых. Это позволит рассчитать трудовой стаж работы в личном подсобном хозяйстве, обеспечит оплату больничных листов, выход и начисление пенсий на общих основаниях и в конечном итоге повысит уровень социальной защищенности данной категории граждан. Ежегодное обновление данных баланса трудовых ресурсов в разрезе муниципальных образований позволит определить: - численность трудовых ресурсов; - уровень общей безработицы; - миграционные процессы и движение рабочей силы на территории муниципальных образований; - эффективность занятости населения; - потребность в квалифицированных рабочих кадрах. Ожидаемые результаты Реализация основных мероприятий по формированию рынка труда позволит: - повысить эффективность занятости населения; - не допустить превышения уровня официальной безработицы к концу 2005 г. - 5,1 %, в т.ч. к концу 2003 г. - 4,5 %. - определить потребность экономики в трудовых ресурсах; - оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 633,5 тыс. человек, в том числе в 2003 г. - 150 тыс. человек; - трудоустроить 110,9 тыс. человек, в т.ч. в 2003 г. - 22,0 тыс. человек, из них: за счет общественных работ - 18 тыс. человек, в т.ч. в 2003 г. - 5,4 тыс. человек; за счет временного трудоустройства подростков на период каникул - 33,2 тыс., в т.ч. в 2003 г. - 9,6 тыс. человек; за счет поддержки предпринимательской инициативы 1,9 тыс. безработных граждан, в т.ч. в 2003 г. - 250 безработных; предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 18,9 тыс. безработных и незанятых граждан, в т. ч. в 2003 г. - 1,2 тыс. человек; провести профориентационную работу с 184,8 тыс. человек, в т.ч. в 2003 г. - 31,6 тыс. человек. 1.2. Политика в сфере доходов населения и оплаты труда Начиная с 2000 года, в области отмечается устойчивая динамика роста реальной заработной платы. Наряду с этим, для региона характерна высокая дифференциация уровня заработной платы по отраслям экономики и муниципальным образованиям. По данным единовременного статистического обследования крупных и средних предприятий области каждый пятый работник получает заработную плату на уровне прожиточного минимума и ниже. По итогам 2002 года наиболее низкая заработная плата сложилась в сельском хозяйстве - 2037 рублей, пищевой промышленности - 2235 рублей, лесной и деревообрабатывающей - 2347 рублей. Решение этой проблемы требует комплексного подхода к изменению политики оплаты труда в реальном секторе экономики и в бюджетной сфере. Изменения в реальном секторе экономики должны проводиться по следующим направлениям: 1. Совершенствование нормативной правовой базы в части: - снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда; - легализации доходов населения. 2. Совершенствование социального партнерства, направленное на: - расширение круга участников социального партнерства за счет включения в договорный процесс ассоциаций, объединений организаций малого бизнеса и частных предпринимателей; - поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения области с учетом особенностей отраслей экономики; - регулирование заработной платы в рамках коллективных договоров и тарифных соглашений, устранение на этой основе неоправданно высокой дифференциации в оплате труда по категориям работников и отраслям экономики. 3. Мониторинг и реализация мероприятий по ликвидации задолженности по заработной плате. Изменения в бюджетной сфере должны проводиться по следующим направлениям: 1. Установление надтарифной части фонда оплаты труда в областных государственных и муниципальных учреждениях культуры Томской области. 2. Подготовка к переходу на отраслевую систему оплаты труда, что приведет к дифференциации оплаты труда в зависимости от уровня образования, квалификации, сложности выполняемых работ, специального стажа работника и введению стимулирующих надтарифных надбавок. В целях снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 241 и 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который предусматривает снижение ставки единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на 5% и снижение предельного размера налоговой базы, с которой применяется регрессивная шкала, для всех налогоплательщиков до - 75000 рублей, а для сельскохозяйственных товаропроизводителей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - до 50000 рублей. Ожидаемые результаты Реализация поставленных задач приведет к стабильному росту заработной платы работников, ее легализации, увеличению поступлений средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, погашению задолженности по оплате труда, защите трудовых прав работников (таблица 3). Таблица 3 ---------------------------------------------------------------------- Показатели 2002г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. (факт) (прогноз) (прогноз) (прогноз) ---------------------------------------------------------------------- Среднемесячная заработная плата, рублей: в среднем по области 5409 6700 7800 9100 в среднем по России 4414 5428 6379 7390 Темп роста реальной заработной платы, в % к предыдущему году по области 115 108,4 106,7 107,4 по России 108,1 106,4 106,6 ---------------------------------------------------------------------- 1.3. Сглаживание неравномерности экономического развития муниципальных образований Низкий уровень диверсификации экономики большинства муниципальных образований области, наличие монопрофильных городов (Северск, Стрежевой, Кедровый) в сочетании с особенностями транспортной инфраструктуры и наличием северных и малонаселенных территорий делают территориально-экономическое неравенство в Томской области неизбежным. В целях сглаживания неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований необходимо провести: - комплексную оценку уровня привлекательности муниципальных образований области с точки зрения проживания в них (на ее основе разработать карты развития территорий); - поэтапную разработку программ социально-экономического развития муниципальных образований области; - мониторинг сглаживания неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований на основе индикаторов карты развития; - подготовку проекта областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области на 2004 - 2010 годы", которая послужит стимулом для развития социальной и производственной инфраструктуры сельской местности, а также поспособствует формированию рынка труда на селе за счет несельскохозяйственной занятости. В основу сравнительной оценки социально-экономического развития муниципальных образований легли: - система муниципальных индикаторов, включающая 160 показателей, полученных из информационных баз государственной статистики, областных и муниципальных органов исполнительной власти; - расчет индексов уровня экономического развития, демографического состояния, доходов населения, бюджетной нагрузки, состояния рынка труда, отраслей ЖКХ, здравоохранения, образования, криминогенной обстановки, удаленности от областного центра; - комплексная оценка сводных индексов развития и привлекательности муниципального образования с точки зрения проживания в нем. Индекс экономического развития обобщает влияние на состояние экономики муниципального образования следующих факторов (таблица 4): - объем производства промышленной продукции на душу населения; - доля перспективных отраслей в общей структуре производства; - объем инвестиций в основной капитал на душу населения; - объем произведенной валовой сельскохозяйственной продукции на душу населения; - доля негосударственных предприятий; - доля убыточных предприятий. Таблица 4 Группировка муниципальных образований по значению индекса экономического развития ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы районы ----------------------------------------------------------------- Стрежевой Александровский Асиновский Бакчарский г. Томск Кожевниковский Верхнекетский Молчановский Томский* Зырянский Тегульдетский г. Кедровый* Колпашевский Чаинский Каргасокский Кривошеинский Парабельский Первомайский Шегарский ----------------------------------------------------------------- *- без учета ухода с территории крупных предприятий Индекс демографического состояния населения муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 5): - демографическая нагрузка на трудоспособное население; - смертность (человек на 1000 жителей); - миграционный прирост. Таблица 5 Группировка муниципальных образований по значению индекса демографического состояния населения ---------------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы районы ---------------------------------------------------------------------- г. Стрежевой Верхнекетский Бакчарский Асиновский г. Томск Каргасокский Зырянский Колпашевский г. Кедровый Тегульдетский Кривошеинский Молчановский Александровский Томский Кожевниковский Первомайский Парабельский Шегарский Чаинский ---------------------------------------------------------------------- Индекс доходов населения муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 6): - размер средней заработной платы; - величина задолженности по заработной плате; - объем оборота розничной торговли на душу населения; - объем платных услуг на душу населения; - доля семей, получающих ежемесячное пособие на ребенка (признак детской бедности); - доля семей, получающих жилищные субсидии (признак общей бедности). Таблица 6 Группировка муниципальных образований по значению индекса доходов населения ------------------------------------------------------------------ Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы районы ------------------------------------------------------------------ г. Томск Александровский Бакчарский Асиновский г. Стрежевой Томский Верхнекетский Первомайский г. Кедровый Парабельский Зырянский Тегульдетский Колпашевский Кожевниковский Чаинский Кривошеинский Молчановский Шегарский ------------------------------------------------------------------ Индекс нагрузки на бюджет обобщает влияние следующих факторов (таблица 7): - доля граждан, пользующихся дотациями и льготами по оплате жилья и коммунальных услуг; - средний размер льгот по оплате жилья и коммунальных услуг; - доля граждан, пользующихся льготами при оплате проезда на муниципальном транспорте; - доля граждан, пользующихся льготами при оплате услуг связи. Таблица 7 Группировка муниципальных образований по значению индекса нагрузки на бюджет ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы города и районы ----------------------------------------------------------------- г. Кедровый Кожевниковский г. Томск Колпашевский г. Стрежевой Шегарский Асиновский Кривошеинский Александровский Бакчарский Тегульдетский Верхнекетский Зырянский Томский Каргасокский Молчановский Парабельский Первомайский Чаинский ----------------------------------------------------------------- Индекс состояния рынка труда муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 8): - уровень регистрируемой безработицы; - финансовые средства, выделенные из муниципального бюджета на реализацию мероприятий по содействию занятости населения в расчете на одного безработного; - численность незанятого населения, обратившегося в органы службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию. Таблица 8 Группировка муниципальных образований по значению индекса состояния рынка труда ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы города и районы районы ----------------------------------------------------------------- г. Томск Александровский Парабельский Верхнекетский г. Стрежевой Асиновский Шегарский Каргасокский Томский Бакчарский Чаинский Кожевниковский Зырянский Молчановский Кривошеинский г. Кедровый Первомайский Колпашевский Тегульдетский ----------------------------------------------------------------- Индекс состояния жилищно-коммунальной сферы муниципального образования обобщает влияние следующих факторов (таблица 9): - уровень полного благоустройства жилого фонда; - доля населения, проживающего в жилом фонде, обеспеченном канализацией и водопроводом; - обеспеченность жильем в среднем на одного жителя; - величина задолженности по оплате населения за ЖКУ в расчете на одного жителя. Таблица 9 Группировка муниципальных образований по значению индекса жилищно-коммунальной сферы ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы районы ----------------------------------------------------------------- г. Стрежевой Асиновский Зырянский Александровский г. Кедровый Томский Каргасокский Бакчарский г. Томск Колпашевский Кожевниковский Верхнекетский Молчановский Кривошеинский Первомайский Парабельский Тегульдетский Чаинский Шегарский ----------------------------------------------------------------- Индекс состояния здравоохранения в муниципальном образовании обобщает влияние следующих факторов (таблица 10): - выявлено больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза (человек на 100 тыс. жителей); - число врачебных больничных коек (на 10 тыс. жителей); - численность врачей (на 10 тыс. жителей); - численность среднего медицинского персонала (на 10 тыс. жителей); - численность среднего медицинского персонала в расчете на одного врача. Таблица 10 Группировка муниципальных образований по значению индекса состояния здравоохранения ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы города и районы ----------------------------------------------------------------- г. Томск Александровский Зырянский Асиновский г. Стрежевой Колпашевский г. Кедровый Кожевниковский Первомайский Каргасокский Тегульдетский Бакчарский Кривошеинский Шегарский Верхнекетский Молчановский Томский Парабельский Чаинский ----------------------------------------------------------------- Индекс состояния сферы образования и детского воспитания обобщает влияние следующих факторов (таблица 11): - доля выпускников средних школ в общей численности учащихся; - доля педагогических работников детских дошкольных учреждений с высшим образованием; - доля учащихся во вторую и третью смену; - заболеваемость детей в детских дошкольных учреждениях (пропущено по болезни /общее количество посещений). Таблица 11 Группировка муниципальных образований по значению индекса состояния сферы образования и детского воспитания ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы города и районы районы ----------------------------------------------------------------- г. Кедровый г. Стрежевой Верхнекетский Александровский г. Томск Асиновский Колпашевский Бакчарский Молчановский Зырянский Кожевниковский Каргасокский Томский Кривошеинский Парабельский Первомайский Тегульдетский Чаинский Шегарский ----------------------------------------------------------------- Индекс охраны правопорядка обобщает влияние следующих факторов (таблица 12): - количество преступлений на 100 тыс.жителей; - количество тяжких преступлений на 100 тыс.жителей. Таблица 12 Группировка муниципальных образований по значению индекса охраны правопорядка ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные районы благополучные неблагополучные города и районы районы города и районы ----------------------------------------------------------------- Кожевниковский Тегульдетский г. Кедровый г. Томск Бакчарский Александровский Томский Асиновский Каргасокский Парабельский Верхнекетский Зырянский Шегарский Колпашевский Кривошеинский Молчановский г. Стрежевой Первомайский Чаинский ----------------------------------------------------------------- Индекс удаленности от областного центра обобщает влияние следующих факторов (таблица 13): - удаленность от областного центра; - плотность покрытия территории района автомобильными дорогами с твердым покрытием. Таблица 13 Группировка муниципальных образований по значению индекса удаленности от областного центра ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные районы благополучные неблагополучные города и районы районы районы ----------------------------------------------------------------- Шегарский Зырянский Чаинский Александровский Томский Кривошеинский Первомайский Бакчарский Кожевниковский Асиновский Молчановский Верхнекетский Колпашевский Каргасокский г. Кедровый Парабельский г. Стрежевой Тегульдетский ----------------------------------------------------------------- Конечным результатом комплексной оценки являются сводные индексы уровня развития и привлекательности территории (таблицы 14, 15). Таблица 14 Группировка муниципальных образований по сводному индексу развития территорий ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы районы районы ----------------------------------------------------------------- г. Томск Александровский Асиновский Зырянский г. Стрежевой Томский Бакчарский Колпашевский г. Кедровый Каргасокский Верхнекетский Кривошеинский Кожевниковский Парабельский Молчановский Шегарский Первомайский Тегульдетский Чаинский ----------------------------------------------------------------- Таблица 15 Группировка муниципальных образований по индексу привлекательности территорий ----------------------------------------------------------------- Благополучные Относительно Относительно Неблагополучные города и благополучные неблагополучные районы районы города и районы районы ----------------------------------------------------------------- г.Томск Асиновский Зырянский Александровский Томский Колпашевский Бакчарский г. Стрежевой Кривошеинский Верхнекетский г. Кедровый Молчановский Каргасокский Кожевниковский Парабельский Первомайский Шегарский Тегульдетский Чаинский ----------------------------------------------------------------- По результатам сводного индекса развития и привлекательности территорий построена карта развития муниципальных образований области (приложение 2), на основе которой необходимо осуществлять мониторинг сглаживания неравномерности социально-экономического развития территорий. В 2003 году запланирована подготовка проектов программ социально-экономического развития Томского, Молчановского, Шегарского и Кривошеинского районов Томской области. Индивидуальный подход к разработке и реализации этих программ, а также программы развития сельских территорий "Социальное развитие села Томской области на 2004 -2010 годы" позволит определить приоритетные направления развития территорий и усилит их конкурентные преимущества. Основными целями подготовки проекта областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области на 2004-2010 годы" являются: - развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий; - сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной сферы между селом и городом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности; - создание организационных, правовых и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий; - расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития экономики, обеспечивающих рост уровня жизни населения сельской местности. В рамках совершенствования нормативной правовой базы в части снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты предполагается подготовка законодательной инициативы в виде: - проекта федерального закона "О внесении дополнений в главу 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства и лесозаготовительной отрасли промышленности; - проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 164, главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Также предполагается добиться уменьшения размера налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость на сельскохозяйственную продукцию по отдельным группам продовольственных товаров с 10 % до 5 %. Эти изменения будут способствовать снижению налоговой нагрузки, финансовому оздоровлению предприятий жилищно- коммунального хозяйства и созданию конкурентной среды за счет вхождения в эту отрасль субъектов малого предпринимательства. Снижение налоговой нагрузки на предприятия лесозаготовительной отрасли и сельского хозяйства будет способствовать стабилизации финансового состояния предприятий и повышению рентабельности производимой продукции, даст возможность привлечения инвестиций в эти отрасли экономики. Ожидаемые результаты Реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований в комплексе с совершенствованием нормативной правовой базы позволит сгладить неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований. 1.4. Переселение граждан из неперспективных поселков К категории неперспективных (депрессивных) поселков на территории Томской области относятся более сорока населенных пунктов с численностью около 5 тысяч человек. Основными критериями отнесения поселков к депрессивным являются: - отсутствие основного производства и перспективы создания новых рабочих мест; - отсутствие централизованного электроснабжения и транспортной схемы; - ежегодное подтопление во время весенних паводков; - значительное превышение расходов бюджета над доходами, полученными в реальном секторе экономики населенного пункта. Целью областной целевой программы "Оказание адресной помощи населению, выезжающему из депрессивных населенных пунктов Томской области в 2003 году" является оказание населению государственной помощи при переселении из депрессивных населенных пунктов области в населенные пункты с более благоприятными условиями жизнедеятельности. Основные задачи программы: - консолидация средств федерального, областного и местных бюджетов, а также участников программы для приобретения жилья и реконструкции под жилье объектов социальной сферы; - сокращение прямых и косвенных бюджетных расходов по обеспечению жизнедеятельности расселяемых населенных пунктов. Ожидаемые результаты Ежегодные мероприятия по переселению граждан из неперспективных (депрессивных) поселков позволят снизить влияние территориального фактора, обусловливающего экономическую бедность населения. В рамках программы в 2003 году из депрессивных населенных пунктов области будет переселено 73 семьи. 1.5. Развитие системы и механизмов микрокредитования Микрокредитование является одним из действенных механизмов развития малого предпринимательства. Упрощение процедуры доступа малых предприятий к коммерческим кредитам и расширение круга финансовых институтов и организаций, осуществляющих кредитование малых предприятий, способствуют росту экономического потенциала малого бизнеса и созданию новых рабочих мест при параллельной минимизации вложений капитала. В этих целях Администрация Томской области осуществляет следующие мероприятия: - создание специализированных центров поддержки и развития малого предпринимательства в г.Асино, г.Колпашево, с. Молчаново и с. Мельниково с целью повышения уровня экономической культуры; - поддержку небанковских институтов микрокредитования - кредитных кооперативов, областных целевых бюджетных фондов государственной поддержки личных хозяйств и малого предпринимательства, сотрудничество с международными организациями, предоставляющими микрокредиты ("ФИНКА"); - развитие ипотечного жилищного кредитования по схеме кредитования граждан через Региональное ипотечное агентство Томской области, в основу деятельности которого положено сотрудничество с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" для создания механизма рефинансирования ипотечных кредитов. Для облегчения доступа в ипотечную систему жилищного кредитования малообеспеченных граждан в областном бюджете на 2003 год предусмотрено финансирование: - областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 годы" в объеме 5 млн. рублей; - долевого строительства (приобретения) жилья государственным служащим и работникам бюджетной сферы в размере 10 млн. рублей. Кроме того, для увеличения участия населения области в механизме ипотечного кредитования Администрация области проводит работу по привлечению дополнительных средств из федерального бюджета и внебюджетных фондов. Ожидаемые результаты Повышение уровня жизни населения за счет предпринимательской активности и самозанятости, формирование "среднего класса" как основного производителя, инвестора и потребителя, расширение возможностей доступа населения к улучшению жилищных условий позволит сократить экономическую бедность на территории области. 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ БЕДНОСТИ 2.1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи Повышение эффективности социальной защиты населения предполагает развитие системы социальной защиты в целом и управление социальными рисками за счет: - институциональных преобразований; - расширения рынка социальных услуг; - обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся социальными услугами; - комплексного характера социальной помощи. В этих целях ведется подготовка проекта программы "Повышение эффективности системы социальной защиты населения на 2003-2008 годы", основными направлениями которой являются: 1. Защита наиболее нуждающихся граждан путем: - совершенствования системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальной помощи, посредством создания единой информационной базы получателей льгот; - предоставления адресной социальной поддержки с учетом нуждаемости; - совершенствования процедур оценки нуждаемости; - введения встречных обязательств получателей помощи по трудоустройству. 2. Повышение эффективности социальной помощи и социального обслуживания путем: - внедрения рыночных механизмов и развития конкуренции в социальном обслуживании; - перехода от субсидирования производителей услуг к финансированию потребителей услуг; - перехода на методику финансирования по принципу "деньги следуют за потребителем"; - внедрения системы государственного социального заказа; - определения приоритетов государственной поддержки и обеспечения прозрачности бюджетных социальных расходов. Проект программы предусматривает разработку следующих нормативных правовых актов: - проекта закона "Об адресной социальной помощи в Томской области"; - проекта постановления "О порядке финансирования и предоставления государственных социальных льгот в отдельных муниципальных образованиях"; - проекта постановления "Об утверждении методики расчета тарифов на дополнительные платные услуги". Ожидаемые результаты Совершенствование системы социальной защиты населения приведет к изменению системы финансирования. Денежные средства будут поступать в приоритетном порядке на финансирование потребностей наиболее уязвимых потребителей социальных услуг. Развитие негосударственных форм социального обслуживания позволит создать конкурентную среду и расширить свободу выбора потребителям социальных услуг. 2.2. Сокращение детской бедности Анализ риска бедности в разрезе половозрастных групп населения свидетельствует о том, что наибольшей вероятностью попадания в число бедных отличаются дети. По данным социологического обследования домохозяйств Томской области более четверти бедного населения составляют дети. Детская бедность оказывает необратимое воздействие на будущее ребенка: его здоровье, возможность получения образования и социальный статус. Риск бедности существует для детей еще до момента рождения и зависит от того, какую медицинскую и социальную помощь получают будущие матери. В связи с этим сокращение детской бедности является приоритетным направлением сокращения социальной бедности. В рамках сокращения социальной бедности планируется подготовить проект программы "Дети Томской области", которая будет основана на комплексном подходе к решению проблемы сокращения детской бедности за счет: - создания условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через развитие семейных форм воспитания: усыновление, опека, попечительство, приемные семьи, патронатные семьи, семейные воспитательные группы; - комплексного решения проблемы адаптации детей-инвалидов в социуме; - обеспечения мер профилактики социального неблагополучия в семье, детской беспризорности и безнадзорности посредством: создания автоматизированной информационной системы выявления и учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; создания условий для духовного и физического развития, профессиональной ориентации и трудовой адаптации детей и подростков из неблагополучных семей; профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, формирования здорового образа жизни подростков; развития инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; укрепления материально-технической базы учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками. В 2003 году утверждена областная целевая программа "Здоровый ребенок", которая направлена на: - социальную поддержку материнства и детства; - охрану здоровья детей и репродуктивного здоровья населения, предупреждение и снижение материнской и младенческой смертности; - развитие материально - технической базы учреждений родовспоможения и детства; - совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи. Ожидаемые результаты Реализация программ позволит снизить влияние факторов, обусловливающих распространение социального сиротства, обеспечить действенную поддержку детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развить систему защиты прав несовершеннолетних детей и расширить формы семейного детского воспитания, увеличить объем и повысить качество социальных услуг, предоставляемых детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 2.3. Выравнивание доступа населения к социальным услугам Выравнивание доступа населения к социальным услугам планируется обеспечить за счет: - разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы; - разработки норматива подушевого финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования; - развития системы социального заказа. Для решения проблемы выравнивания доступа населения к социальным услугам в образовании разработана Концепция реструктуризации сети образовательных учреждений на основе создания образовательных округов в сельских районах Томской области. Основными направлениями концепции являются: - переход на подушевое финансирование образовательных учреждений, упорядочение системы дополнительного образования; - реструктуризация сети образовательных учреждений, создание и развитие новых форм воспитания детей дошкольного возраста на базе начальных и средних школ; - создание комплексов, объединяющих школы с учреждениями начального профессионального и дополнительного образования, учреждениями культуры, а также объектами социальной сферы; - создание в сельских округах базовых школ, обеспечивающих более высокое качество знаний для всех обучающихся, предполагающее организацию транспортного обслуживания и реорганизацию малокомплектных и малочисленных школ; - создание центров и систем дистанционного обучения в поселках с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью; - создание лицейских и гимназических классов в базовых школах округов; - перевод части услуг дополнительного образования на платную основу; - компьютеризация сельских школ. Ожидаемые результаты Внедрение норматива подушевого финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования позволит оптимизировать бюджетные расходы на образование, выровнять уровень бюджетной обеспеченности между территориями и обеспечить качество и доступность образовательных услуг. В области здравоохранения основной целью реформирования является обеспечение доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, которые соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане. В этих целях предполагается: - провести реструктуризацию сети лечебных учреждений на основе создания сельских медицинских округов, что позволит: оптимизировать бюджеты учреждений, определить их реальные потребности в финансовых средствах; обеспечить прозрачность прохождения финансовых потоков; повысить эффективность распределения бюджетных ресурсов и качество предоставляемых услуг; - усилить роль страховых медицинских организаций в обеспечении качества и доступности бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам; - расширить рынок платных медицинских услуг. Ожидаемые результаты Реализация поставленных задач позволит оптимизировать сеть лечебных учреждений области, повысить эффективность и качество медицинских услуг, обеспечить доступность и равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи в пределах государственных гарантий для жителей городов и районов области. 2.4. Стимулирование эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне В целях эффективных социальных преобразований на муниципальном уровне необходима реализация мероприятий по следующим направлениям: - определение порядка распределения целевого бюджетного фонда стимулирования муниципальных образований с учетом оценки преобразований в социальной сфере; - разработка мероприятий по профилактике правонарушений на территории области; - реализация областной целевой программы "Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год", целью которой является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. Основными задачами данной программы являются: подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания; выполнение обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда; оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания. Основными мероприятиями программы являются: составление реестров ветхих и аварийных зданий, разработка муниципальных программ расселения ветхого и аварийного жилищного фонда, формирование нормативной правовой базы для предоставления жилья гражданам; разработка схем и механизмов аккумулирования бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов; разработка схем оптимального использования освободившегося жилья, земельных участков. Приложение 1 к Стратегии сокращения бедности на территории Томской области Оценка уровня бедности (с учетом доходов от введения ЛПХ) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Районы Величина Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Глубина Острота ПМ, бедности, бедности с бедности с глубокой бедности бедности, бедности, руб. в % учетом учетом бедности, по в % в % экономии от демографи- в % лишениям масштаба, ческой (деприва- в % характерис- ция), тики, в % в % ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Александровский 2333 19 17 19 15 15 10 6 Асиновский 2265 48 35 49 29 42 17 8 Бакчарский 1897 31 21 31 20 61 11 4 Верхнекетский 2793 65 48 60 41 42 26 13 Зырянский 1753 43 32 43 15 20 13 6 Каргасокский 2257 20 8 19 5 27 5 2 г.Кедровый 2434 15 4 15 0 11 3 0 Кожевниковский 1735 37 19 38 9 34 9 3 Колпашевский 2331 32 22 36 17 39 11 5 Кривошеинский 1953 20 13 22 13 45 7 3 Молчановский 1661 23 16 26 16 48 9 4 Парабельский 2244 29 12 29 10 19 8 4 Первомайский 1715 18 10 21 7 24 5 2 г.Северск 1719 10 5 9 3 8 2 1 г.Стрежевой 3254 17 7 17 3 11 3 1 Тегульдетский 1801 27 12 26 7 42 4 1 г.Томск 1916 15 8 16 6 16 4 1 Томский 1721 23 9 23 3 27 4 1 Чаинский 2034 36 20 33 18 28 10 5 Шегарский 1828 27 16 27 11 27 7 3 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Итого: 1863 23,3 12 22 9 22 6 2 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к Стратегии сокращения бедности на территории Томской области Карта развития муниципальных образований по результатам комплексной оценки сводных индексов развития и привлекательности территорий (наибольшее значение индекса соответствует наилучшему результату) ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Районы Инде Индекс Инде Инде Инде Индекс Инде Индекс Инде Инде Свод Сводн Сводный кс демог кс кс кс состо кс состо кс кс ный ый индекс экон рафич дохо нагр сост яния сост яния крим удал инде индекс привле омич еского дов узки ояния ЖКХ ояния сферы иног енно кс разви катель еско состо насе на рынка здра образ енной сти разв тия ности го яния ления бюдж труда воох овани ситу от ития без жизни разв насел ет ране я и ации обла прест ития ения ния детск стно упнос ого го ти воспи цент тания ра ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Александровский 38 83 39 66 65 26 45 41 65 10 53 51 33 Асиновский 21 30 24 40 72 67 29 61 40 63 43 44 50 Бакчарский 19 40 34 40 68 24 40 46 90 33 45 40 37 Верхнекетский 26 60 31 66 32 21 41 54 55 30 43 42 36 Зырянский 23 43 30 30 63 32 33 40 35 70 37 37 42 Каргасокский 66 57 37 32 37 35 38 46 80 23 48 44 37 г.Кедровый 69* 70 57 92 62 87 35 85 55 23 68 70 58 Кожевниковский 36 40 29 56 33 34 25 74 100 90 48 41 51 Колпашевский 28 20 51 28 67 46 43 52 10 43 39 43 49 Кривошеинский 24 47 31 28 38 36 34 41 45 63 37 36 42 Молчановский 17 33 32 34 52 41 39 79 10 47 38 42 49 Парабельский 28 40 48 36 50 39 35 49 60 23 43 41 40 Первомайский 26 37 23 40 25 27 43 44 30 43 33 34 37 г.Стрежевой 91 97 69 82 83 94 51 65 20 10 73 80 60 Тегульдетский 19 60 28 24 63 10 27 40 70 37 38 35 29 г.Томск 60 67 74 40 75 77 71 75 35 100 65 69 82 Томский 73* 57 46 26 82 56 20 70 50 87 54 54 56 Чаинский 19 47 19 32 40 33 30 41 35 50 34 33 36 Шегарский 23 37 31 58 42 39 27 47 60 93 41 38 48 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание: * без учета перерегистрации крупных предприятий на другие территории. Приложение 2 Утвержден распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области от 20.11.2003 N 804-р Перечень первоочередных мероприятий по приоритетным направлениям сокращения бедности на территории Томской области ---------------------------------------------------------------------- Направления и мероприятия Ответственные исполнители ---------------------------------------------------------------------- I. Сокращение экономической бедности ---------------------------------------------------------------------- 1. Мероприятия в сфере оплаты труда ---------------------------------------------------------------------- 1.1. Проводить переговоры с работодателями (в Мурзич Л.И. т.ч. в малом бизнесе) о поэтапном повышении совместно с минимального уровня оплаты труда во внебюджетном органами секторе экономики до величины прожиточного местного минимума в рамках системы социального самоуправления партнерства 1.2. Подготовить проект постановления Главы Мурзич Л.И. Администрации (Губернатора) области "Об Захарков С.В. установлении надтарифной части фонда оплаты труда в областных государственных и муниципальных учреждениях культуры Томской области" 1.3. Проводить мониторинг задолженности по Козловская О.В. заработной плате по отраслям и муниципальным Мурзич Л.И. образованиям. совместно с Подготовить план мероприятий по сокращению органами задолженности по заработной плате местного самоуправления ---------------------------------------------------------------------- 2. Мероприятия в сфере содействия занятости ---------------------------------------------------------------------- 2.1. Ежегодно обновлять данные баланса трудовых Мурзич Л.И. ресурсов в разрезе муниципальных образований совместно с органами местного самоуправления 2.2. В рамках областной целевой программы Панкратова Т.Б. "Содействие занятости населения Томской области (по на 2001-2005 годы" обеспечить первоочередное согласованию) финансирование общественных работ, временного совместно с трудоустройства безработных граждан, особо органами нуждающихся в социальной защите, и временной местного занятости подростков самоуправления 2.3. Разработать перечень мероприятий по Дронников А.М. снижению высокого уровня общей безработицы Горбунов Г.А. (более 17%), в том числе за счет создания Панкратова Т.Б. рабочих мест в Кривошеинском, Молчановском, Брок В.Ю. Томском, Шегарском районах Таловский А.И. Трубицын А.А. Мурзич Л.И. совместно с органами местного самоуправления 2.4. Подготовить законодательную инициативу по Брок В.Ю. внесению изменений в Закон Российской Федерации Мурзич Л.И. "О занятости населения в Российской Федерации" о Панкратова Т.Б. включении граждан, занимающихся личным подсобным хозяйством, в число занятых. ---------------------------------------------------------------------- 3. Сглаживание неравномерности экономического развития муниципальных образований ---------------------------------------------------------------------- 3.1. Подготовить проекты программ социально- Наговицын В.В. экономического развития Молчановского, Мозголин Б.С. Шегарского, Кривошеинского, Томского районов, ЗАТО Северск и г.Томска 3.2. Доработать проект областной комплексной Зинченко В.И. программы "Социальное развитие села Томской Брок В.Ю. области на 2004- 2010 годы" Дронников А.М. Глок Л.Э. Адамян А.Т. Эфтимович Л.Е. Захарков С.В. Шендель В.А. Юргин Б.И. Власов В.С. 3.3. В целях реализации стимулирующей составляющей развития налоговой базы, а также Мозголин Б.С. снижения налоговой нагрузки на производителей сельскохозяйственной продукции: · подготовить законодательную инициативу по внесению дополнений в главу 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"; · подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в главу 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации по снижению с 2004 года ставки налога на 5% и снижению границы выплат на одного работника; · подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", главу 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации по снижению удельного веса доходов от реализации собственной сельскохозяйственной продукции в общем доходе с 70% до 50% при предоставлении льгот сельхозтоваропроизводителям ---------------------------------------------------------------------- 4. Развитие механизмов микрокредитования ---------------------------------------------------------------------- 4.1. Подготовить проект постановления Главы Брок В.Ю. Администрации (Губернатора) области о внесении Феденев А.М. дополнений в постановление Главы Администрации Мозголин Б.С. (Губернатора) области от 18.02.2003 N 37 (в Горбунов Г.А. части субсидирования процентной ставки совместно с банковских кредитов для личных хозяйств граждан органами при обеспечении механизма контроля органами местного местного самоуправления) самоуправления 4.2. Подготовить проект закона Томской области о Брок В.Ю. внесении изменений в Закон Томской области "О Феденев А.М. целевом бюджетном фонде государственной Мозголин Б.С. поддержки личных хозяйств Томской области" в Таловский А.И. части основных направлений расходования средств (кредитование ремесел, народных промыслов, плодово-ягодных культур) 4.3. Организовать работу по дальнейшей Мозголин Б.С. реализации программы ипотечного жилищного Юргин Б.И. кредитования (в том числе для молодых семей) на Феденев А.М. территории Томской области, включая сельскую местность, за счет средств федерального и областного бюджета, заемных и собственных средств населения 4.4. Организовать создание в муниципальных Трубицын А.А. образованиях специализированных центров совместно с поддержки и развития малого предпринимательства органами для обучения и консультаций начинающих местного предпринимателей самоуправления 4.5. Разработать мероприятия по содействию Трубицын А.А. самозанятости и информированию безработных Брок В.Ю. граждан о возможности микрокредитования их Панкратова Т.Б. бизнес-проектов за счет средств Фонда развития и поддержки малого предпринимательства и Фонда государственной поддержки личных хозяйств ---------------------------------------------------------------------- II. Сокращение социальной бедности ---------------------------------------------------------------------- 1. Повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи ---------------------------------------------------------------------- 1.1. Доработать проект областной целевой Эфтимович Л.Е. программы "Повышение эффективности социальной Клюев В.В. защиты населения на 2003-2008 годы" Дронников А.М. 1.2. Подготовить проект закона Томской области Дронников А.М. "О системе адресной социальной помощи в Томской Эфтимович Л.Е. области" 1.3. Провести инвентаризацию действующих на Дронников А.М. территории области льгот и пособий, Эфтимович Л.Е. гарантированных законодательством Российской совместно с Федерации и Томской области органами местного самоуправления 1.4. Подготовить проект постановления Главы Эфтимович Л.Е. Администрации (Губернатора) области о внесении Панкратова Т.Б. изменений в постановление Главы Администрации Мозголин Б.С. (Губернатора) области от 08.02.02 N 54 "О Турченкова Н.В. порядке предоставления гражданам субсидий на Соболев В.М. оплату жилья и коммунальных услуг" (в ред. от Аникин А.В. 31.01.2003 N 15) с учетом изменений в федеральном законодательстве ---------------------------------------------------------------------- 2. Сокращение детской бедности ---------------------------------------------------------------------- 2.1. Подготовить проект областной целевой Дронников А.М. программы "Дети Томской области на 2003-2006 Зинченко В.И. годы" Эфтимович Л.Е. Адамян А.Т. Глок Л.Э. Захарков С.В. Шендель В.А. Панкратова Т.Б. Томилова М.В. Альбах А.А. 2.2. Подготовить проект областной целевой Дронников А.М. программы "Развитие здравоохранения Томской Адамян А.Т. области на 2004-2007 годы". ---------------------------------------------------------------------- 3. Выравнивание доступа к социальным услугам ---------------------------------------------------------------------- 3.1. Подготовить проект закона Томской области Зинченко В.И. "О нормативе подушевого финансирования расходов Глок Л.Э. на реализацию государственного стандарта общего Мозголин Б.С. образования" 3.2. Подготовить проект постановления Главы Зинченко В.И. Администрации (Губернатора) области "О Концепции Глок Л.Э. реструктуризации сети образовательных учреждений совместно с на основе создания образовательных округов в органами сельских районах Томской области" местного самоуправления 3.3. Подготовить проект постановления Главы Дронников А.М. Администрации (Губернатора) области "О Концепции Адамян А.Т. реструктуризации сети лечебно-профилактических совместно с учреждений на основе создания медицинских органами округов в сельских районах Томской области" местного самоуправления 3.4. Проводить мониторинг оказания платных услуг Дронников А.М. в социальной сфере с участием отраслевых органов Зинченко В.И. управления Администрации области Глок Л.Э. Адамян А.Т. Эфтимович Л.Е. Захарков С.В. Мозголин Б.С. ---------------------------------------------------------------------- 4. Стимулирование эффективных преобразований на муниципальном уровне ---------------------------------------------------------------------- 4.1. Подготовить проект распоряжения Главы Феденев А.М. Администрации (Губернатора) области "О порядке Мозголин Б.С. распределения целевого бюджетного фонда Горбунов Г.А. стимулирования муниципальных образований" 4.2. В рамках реализации областной целевой программы "Переселение граждан Томской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 год": - разработать Методику по оценке непригодности Юргин Б.И. жилых зданий и жилых помещений для проживания Мозголин Б.С. Соболев В.М. - систематически проводить инвентаризацию Юргин Б.С. ветхого и аварийного жилищного фонда Мозголин Б.С. совместно с органами местного самоуправления 4.3. Разработать проект областной целевой Юргин Б.И. программы "Переселение граждан Томской области Мозголин Б.С. из ветхого и аварийного жилищного фонда на среднесрочную перспективу" 4.4. Организовать разработку муниципальных Горбунов Г.А. программ расселения ветхого и аварийного совместно с жилищного фонда в соответствии с рекомендациями, органами утвержденными распоряжением Главы Администрации местного (Губернатора) области от 28.03.2003 N 207-р самоуправления 4.5. Проводить мониторинг мероприятий по Дронников А.М. профилактике правонарушений на территории Зинченко В.И. Томской области Альбах А.А. Глок Л.Э. Шендель В.А. Адамян А.Т. Панкратова Т.Б. ---------------------------------------------------------------------- 5. Переселение граждан из неперспективных поселков ---------------------------------------------------------------------- 5.1. Разработать проект областной целевой Горбунов Г.А. программы "Расселение депрессивных населенных совместно с пунктов в Томской области на 2004 - 2010 годы" органами местного самоуправления ---------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|