Расширенный поиск
Постановление Администрации Владимирской области от 18.02.2016 № 139АДМИНИСТРАЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18.02.2016 № 139 О внесении изменений в постановление Губернатора области от 29.11.2013 № 1348 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Развитие культуры и туризма на 2014-2020 годы" В соответствии с Законом Владимирской области от 10.12.2001 № 129-ОЗ "О Губернаторе и администрации Владимирской области" п о с т а н о в л я ю: 1. Внести в постановление Губернатора области от 29.11.2013 № 1348 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Развитие культуры и туризма на 2014 - 2020 годы" следующие изменения: 1.1. В названии постановления, пунктах 1.1, 1.2 слова "и туризма" исключить. 1.2. Пункт 1.3 и приложение № 3 к постановлению исключить. 1.3. В пункте 1.4 слова "и туризма" исключить; слова "приложению № 4" заменить словами "приложению № 3". 1.4. Пункт 1.4 считать пунктом 1.3. 1.5. Приложение № 1 к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 1.6. В приложении № 2 к постановлению: 1.6.1. В названии слова "работников бюджетной сферы" заменить словами "работников культуры и педагогических работников дополнительного образования детей сферы культуры"; слова "и туризма" исключить. 1.6.2. Пункт 1 изложить в следующей редакции: "1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Владимирской области на повышение оплаты труда работников культуры и педагогических работников дополнительного образования детей сферы культуры в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761 в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации Программы" государственной программы Владимирской области "Развитие культуры на 2014 - 2020 годы".". 1.6.3. В пункте 8 слово "обязательства" заменить словом "обязательств". 1.7. В названии и по тексту приложения № 4 к постановлению слова "и туризма" исключить. 1.8. Приложение № 4 к постановлению считать приложением № 3 к постановлению. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по социальной политике. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2016 года. И.о.Губернатора области А.В.Конышев Приложение к постановлению администрации области от 18.02.2016 № 139 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
I. Общая характеристика сферы реализации Программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз их развития 1.1. Характеристика текущего состояния и основных проблем в сфере культуры Владимирская область богата огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития. Отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного дела, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, музыкального), кинематографии, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия и развитию традиционной народной культуры. Более тысячи учреждений культуры, более 7 тысяч творческих работников области обеспечивают жителям их конституционное право доступа к культурным ценностям. По состоянию на начало 2013 года отрасль культуры включает 1037 муниципальных и государственных учреждений культуры. В Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации (за исключением памятников археологии) включены 2829 единиц, в том числе 10 объектов белокаменного зодчества - в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО; 556 объектов закреплено на праве оперативного управления за Государственным центром по сохранению, использованию и реставрации объектов культурного наследия; 338 памятников истории и культуры федерального значения. Структура отрасли
культуры Владимирской области в 1. Библиотеки - 480 ед. 2. Культурно-досуговые учреждения - 464 ед. 3. Театры - 3 ед. 4. Музеи - 17 ед. 5. Концертные организации - 7 ед. 6. Парки культуры и отдыха - 10 ед. 7. Детские школы искусств - 51 ед. 8. Учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры - 2 ед. 9. Прочие - 3 ед. Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса. В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными. По итогам 2012 года лишь 30,5% объектов культурного наследия федерального и регионального значения находятся в удовлетворительном состоянии. Необходима государственная поддержка муниципальных учреждений культуры по следующим направлениям: - обновление материально-технической базы сельских учреждений культуры, проведение капитального ремонта, приобретение специального оборудования, автотранспорта; - оснащение и модернизация детских школ искусств; - создание многофункциональных культурно-досуговых центров; - приобретение уникального оборудования (музыкальных инструментов, свето- и звукотехнического оборудования, фондового и экспозиционного оборудования для музеев и т.д.). Остаются нерешенными следующие проблемы: заметное снижение культурно-образовательного уровня населения; диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры; снижение доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений; неудовлетворительное состояние большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований; дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек; отсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры. 1.2. Прогноз развития сферы культуры Реализация Программы к 2020 году позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру услуг в сфере культуры и укрепить позитивный образ области. Следует отметить, что реализация Программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат, на региональном и местном уровнях. Основными неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность, замедление темпов роста экономики и, как следствие, существенное сокращение объемов бюджетного финансирования Программы. II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения; основные ожидаемые конечные результаты Программы, сроки и этапы реализации Программы 2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы Реализация Программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами: укрепление единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа как многонациональной цивилизационной общности; сохранение культурного и духовного наследия, самобытных традиций ее народов как всемирного достояния, национального богатства и основы единства российского общества; обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства; создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга; продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности; обеспечение инновационного развития отрасли культуры и вывод ее на лидирующие позиции в области применения современных технологий; совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, государственное поощрение меценатства, спонсорства и благотворительности; повышение роли государственно-общественного партнерства в развитии сферы культуры; предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия; недопущение пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории; раскрытие культурного потенциала региона и поддержка региональных инициатив в сфере культуры; преодоление отставания и диспропорций в культурном уровне регионов; укрепление материально-технической базы отрасли; повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание), системы подготовки кадров и их социального обеспечения, совершенствование отечественной системы художественного образования и науки. Приоритеты деятельности в отдельных секторах сферы культуры описаны в соответствующих подпрограммах Программы. 2.2. Цель, задачи и ожидаемые результаты Главными целями Программы является развитие культурного потенциала Владимирской области, обеспечение прав граждан на равный доступ к культурным ценностям. Формулировка целей определяется приоритетами государственной политики, ключевыми проблемами и современными вызовами в рассматриваемой сфере. Достижение данных целей предполагается посредством решения двух взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия органов власти в сфере культуры. Задача 1. Сохранение культурного и исторического наследия области, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала для граждан области. Данная задача ориентирована на реализацию прав граждан в области культуры, установленных в положениях статьи 44 Конституции Российской Федерации, что относится к стратегическим национальным приоритетам. Решение первой задачи будет обеспечено посредством осуществления подпрограмм "Наследие", "Искусство", "Образование" и "Ведомственной целевой программы "Сохранение и развитие культуры Владимирской области", включающих: оказание государственных услуг (выполнение работ) в сфере культуры, в котором будут задействованы: библиотеки, музеи, театры, концертные организации, учреждения культурно-досугового типа, образовательные учреждения и др.; создание условий для сохранения и развития исполнительских и изобразительных искусств; осуществление мер государственной поддержки кинематографии, современного изобразительного искусства, художественных коллективов, творческих инициатив населения, дарований, выдающихся деятелей российского искусства, работников сферы культуры, творческих союзов и организаций культуры; проведение крупномасштабных мероприятий, посвященных значимым культурным событиям, а также мероприятий по развитию сотрудничества в сфере культуры; предоставление бюджетам муниципальных образований субсидий на софинансирование расходных обязательств, возникающих при проведении мероприятий по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений сферы культуры Задача 2. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры. Данная задача выполняется в рамках подпрограмм "Обеспечение условий реализации Программы", "Развитие и модернизация материально-технической базы учреждений культуры малых городов и сельских поселений Владимирской области" и включает формирование нормативно-правовых, организационных, экономических, финансовых, кадровых, научных, материально-технических, информационных, методических и иных условий, необходимых для обеспечения устойчивого развития сферы культуры на период до 2020 года. Для решения задачи планируется: выполнение государственных функций по выработке и реализации государственной политики в сфере культуры; реализация мер по развитию информатизации отрасли; поддержка приоритетных инновационных проектов; управление реализацией и изменениями Программы. Решение указанных задач и достижение главных целей Программы позволит к 2020 году достигнуть следующих основных результатов: - укрепление единого культурного пространства Владимирской области; - утверждение приоритетной роли государственной культурной политики как важнейшего фактора формирования у граждан Владимирской области широкого мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию на основе гражданского патриотизма и межнационального согласия, в том числе с активным использованием средств массовых коммуникаций; - перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры в наиболее развитую и привлекательную сферу общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий; - выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, места проживания и социального статуса граждан области; - разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры в малых городах и на селе; - формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры; - создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста в активную социокультурную деятельность; - создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепление материально-технической базы отрасли, развитие самодеятельного художественного творчества; - обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек и музейных интернет-ресурсов; - значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов; - укрепление имиджа Владимирской области как субъекта Российской Федерации с высоким уровнем культуры. 2.3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Система показателей (индикаторов) Программы включает взаимодополняющие друг друга индикаторы и приведена в таблице 1. Данная система сформирована с учетом требований постановления Губернатора области от 24 февраля 2014 г. N 164 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области" и обеспечивает возможность проверки и подтверждения достижения установленных плановых значений рассматриваемых показателей (индикаторов). Состав показателей (индикаторов) Программы увязан с основными мероприятиями и позволяет оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2020 года. В качестве показателей (индикаторов) успешности решения задач Программы предусматривается использование показателей (индикаторов), характеризующих выполнение входящих в нее подпрограмм и ведомственной целевой программы. Описания показателей (индикаторов) подпрограмм и ведомственной целевой программы представлены в соответствующих разделах Программы. Показатели (индикаторы) Программы имеют запланированные по годам количественные значения. Сведения об индикаторах и показателях Программы и их значения по годам ее реализации в разрезе подпрограмм и ведомственной целевой программы приведены в таблице 1. Улучшение значений целевых показателей (индикаторов) в рамках реализации Программы предполагается за счет: повышения прозрачности и открытости деятельности учреждений и организаций отрасли культуры; роста качества и эффективности государственного и муниципального управления в сфере культуры; повышения мотивации работников культуры; внедрения современных информационных и инновационных технологий в сфере культуры; увеличения объемов бюджетного и внебюджетного финансирования рассматриваемой сферы. 2.4. Сроки и этапы Программы Реализация Программы будет осуществляться с 2014 по 2020 годы. В процессе реализации будут сформированы правовые, организационные и методические условия, необходимые для эффективной реализации Программы, в том числе: осуществление подготовки и переподготовки персонала, информационная поддержка Программы и др. Будет обеспечено новое качество услуг в сфере культуры. III. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы, ведомственной целевой программы, подпрограмм Программы В рамках Программы предполагается реализация мероприятий, выделенных в структуре подпрограмм "Наследие", "Искусство", "Образование", "Обеспечение условий реализации Программы", "Развитие и модернизация материально-технической базы учреждений культуры малых городов и сельских поселений Владимирской области" и "Ведомственной целевой программы "Сохранение и развитие культуры Владимирской области". Для решения задачи 1 по сохранению культурного и исторического наследия области, обеспечению доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализации творческого потенциала для граждан области предусматривается реализация подпрограмм "Наследие", "Искусство", "Образование", "Развитие и модернизация материально-технической базы учреждений культуры малых городов и сельских поселений Владимирской области" и реализация "Ведомственной целевой программы "Сохранение и развитие культуры Владимирской области". Основным мероприятием Подпрограммы "Наследие" является поддержка государственных учреждений культуры и искусства. Подпрограмму "Искусство" составляют следующие основные мероприятия: - поддержка государственных культурно-досуговых учреждений; - поддержка государственных театрально-зрелищных организаций; - поддержка государственного учреждения кинематографии (обеспечение деятельности (оказание услуг) государственного учреждения культуры Владимирской области "Киноцентр". Подпрограмму "Образование" составляют следующие основные мероприятия: - организация предоставления среднего профессионального образования; -организация предоставления дополнительного профессионального образования. Основным мероприятием подпрограммы "Развитие и модернизация материально-технической базы учреждений культуры малых городов и сельских поселений Владимирской области" является проведение ремонтных, противоаварийных работ, противопожарных мероприятий и приобретение оборудования в муниципальных учреждениях культуры. Решение задачи 2 по созданию благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры предполагает реализацию основных мероприятий подпрограммы "Обеспечение условий реализации Программы": - материально-техническое и финансовое обеспечение государственных органов в сфере культуры; - поддержка учреждений культуры; -обеспечение охраны музейных фондов, находящихся в областной собственности; -предоставление мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения работникам культуры и педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного образования в сфере культуры. В рамках Программы предусматривается участие органов местного самоуправления в реализации следующих мероприятий: - повышение оплаты труда работников культуры и педагогических работников дополнительного образования детей сферы культуры в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации Программы"; - проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений сферы культуры в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация материально-технической базы учреждений культуры малых городов и сельских поселений Владимирской области". Перечень основных мероприятий государственной программы Владимирской области "Развитие культуры на 2014 - 2020 годы", подпрограмм и ведомственной целевой программы представлен в таблице 2. IV. Ресурсное обеспечение Программы Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников (доходов, полученных от сдачи в аренду имущества) и средств муниципальных бюджетов. Объем финансирования мероприятий Программы составляет 10718318,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 113970,1 тыс. руб., областного бюджета – 10275261,7 тыс. руб., внебюджетных источников - 10000,0 тыс. руб., средств муниципальных бюджетов – 319086,7 тыс. руб. Объем финансовых ресурсов на реализацию мероприятий Программы подлежит уточнению при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовой год и плановый период в установленном порядке. В соответствии с бюджетом действующих расходных обязательств объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета предусматривается в размере 10275261,7 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 893911,9 тыс. рублей; 2015 год - 1012238,4 тыс. рублей; 2016 год - 1219491,5 тыс. рублей; 2017 год - 1665282,1 тыс. рублей; 2018 год - 1828112,6 тыс. рублей; 2019 год - 1828112,6 тыс. рублей; 2020 год - 1828112,6 тыс. рублей. Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в таблице 3. V. Прогноз конечных результатов реализации Программы Реализация мероприятий Программы характеризуется следующими конечными результатами: - укрепление единого культурного пространства Владимирской области; - перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры в наиболее развитую и привлекательную сферу общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий; - повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств через создание механизмов противодействия угрозам национальной безопасности в сфере культуры во взаимодействии с профессиональными творческими союзами и институтами гражданского общества; - достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сферы культуры; - выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, места проживания и социального статуса граждан области; - разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры в малых городах и на селе; - формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры; - создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста в активную социокультурную деятельность; - создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепление материально-технической базы отрасли, развития самодеятельного художественного творчества; - стимулирование потребления культурных благ; - обеспечение широкого доступа каждого гражданина к культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек и музейных интернет - ресурсов; - значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов; - укрепление имиджа Владимирской области как субъекта Российской Федерации с высоким уровнем культуры. Перечень показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм с расшифровкой плановых значений по годам представлен в таблице 1. Взаимосвязь мероприятий с целевыми показателями (индикаторами) Программы представлена в таблице 2. VI. Порядок и методика оценки эффективности Программы Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора области от 24 февраля 2014 г. N 164 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области". Эффективность реализации Программы оценивается на основе: 1. Уровня достижения плановых значений целевых показателей, представленных в таблице 1, исходя из фактически достигнутых значений к уровню плановых значений, который определяется по формуле: УДП - уровень достижения плановых значений целевых показателей Программы, %; к - количество целевых показателей Программы; Ф1; Ф2; ...; Фк - фактическое значение целевого показателя Программы за рассматриваемый период (в соответствующих единицах измерения); П1; П2; ...; Пк - планируемое значение целевого показателя Программы за рассматриваемый период (в соответствующих единицах измерения). 2. Степени соответствия запланированному уровню затрат путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы, которая определяется по формуле: Уф = Фф / Фп x 100%, где: Уф - уровень финансирования Программы за счет всех источников финансирования (%); Фф - фактический объем средств, направленный на реализацию Программы в отчетном периоде (тыс. рублей); Фп - плановый объем средств, установленный Программой на отчетный период (тыс. рублей). 3. Сравнение фактических сроков реализации мероприятий Программы с запланированными, которое определяется по формуле: Мвып = Мф / Мпл x 100%, где: Мвып - оценка выполнения мероприятий (%); Мф - количество мероприятий Программы, выполненных в срок за отчетный период, на основе ежегодных отчетов об исполнении плана реализации Программы (единиц); Мпл - количество мероприятий Программы, запланированных к выполнению в отчетном периоде в плане реализации Программы (единиц). Оценка эффективности реализации Программы производится по формуле: Эпр - оценка эффективности реализации Программы (%); УДП - уровень достижения плановых значений целевых показателей Программы (%); Уф - уровень финансирования Программы за счет всех источников финансирования (%); Мвып - оценка выполнения мероприятий (%). Программа считается выполненной при значении показателя эффективности (Эпр): 96% и выше - высокоэффективной; от 80 до 96% - среднеэффективной; ниже 80% - низкоэффективной. VII. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач Программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению. В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации. Правовые риски Правовые риски связаны с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы. Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение условий реализации Программы" планируется проведение мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве в сфере культуры и смежных областях. Финансовые риски Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сфере культуры, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий. Способами ограничения финансовых рисков выступают меры, предусмотренные в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение условий реализации Программы": ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов; определение приоритетов для первоочередного финансирования; планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов; привлечение внебюджетного финансирования. Кадровые риски Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере культуры, что снижает эффективность работы организаций сферы культуры и качество предоставляемых услуг. VIII. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках Программы) В рамках реализации Программы планируется оказание областными государственными учреждениями культуры следующих государственных услуг (выполнение работ): реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования по укрупненной группе направлений подготовки специальностей (профессий); реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования по укрупненной группе направлений подготовки специальностей (профессий); реализация дополнительных общеразвивающих программ; реализация дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств; реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации; обеспечение жилыми помещениями в общежитиях; административное обеспечение деятельности организации; обеспечение сохранения и использования объектов культурного наследия; организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества; выявление, изучение, сохранение, развитие и популяризация объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры; создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок; формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций; публичный показ музейных предметов, музейных коллекций; библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки; формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности фондов библиотек, включая оцифровку фондов; библиографическая обработка документов и создание каталогов; осуществление стабилизации, реставрации и консервации книжных памятников; показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок); создание спектаклей; показ концертов (организация показа) и концертных программ; создание концертов и концертных программ; прокат кино и видеофильмов. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями культуры Владимирской области в рамках Программы представлен в таблице 4. Подпрограмма "Наследие" Паспорт
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития Подпрограмма "Наследие" направлена на решение задачи 1 "Сохранение культурного и исторического наследия области, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала для граждан области". Культурное наследие является духовным, экономическим, социальным и культурным капиталом невосполнимой ценности. Сохранение и воспроизводство культурного и исторического наследия является одним из факторов устойчивого социально-экономического развития Владимирской области. Подпрограмма "Наследие" направлена на сохранение и популяризацию культурного наследия, привлечение внимания общества к его изучению, повышение качества государственных услуг, предоставляемых в этой области. Сфера реализации подпрограммы "Наследие" охватывает: сохранение объектов культурного наследия; развитие библиотечного дела; развитие музейного дела. 1.1. Сохранение объектов культурного наследия Недвижимые памятники истории и культуры составляют важную часть культурного достояния Владимирской области и являются основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций. Их активная популяризация способствует взаимному пониманию, уважению и сближению людей, ведет к духовному объединению на основе единых исторических корней, способствует воспитанию патриотических чувств. Сохранение национальных культурных ценностей имеет приоритетное значение для региона, так как свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием страны является важнейшим фактором формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения. В настоящее время на территории Владимирской области на государственной охране находится 3724 объекта культурного наследия, в том числе: памятники архитектуры и градостроительства (2511 ед.), памятники археологии (895 ед.), памятники истории (277 ед.), памятники монументального искусства (27 ед.) и 14 достопримечательных мест. Из общего числа объектов культурного наследия Владимирской области 338 объектов имеют федеральное значение, в том числе 10 объектов белокаменного зодчества включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО; 2139 объектов - регионального значения; 203 объекта - местного значения и 1044 - выявленные объекты культурного значения. За ГБУК ВО "Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объектов культуры и культурного наследия" закреплен на праве оперативного управления 531 объект культурного наследия. Деятельность по сохранению объектов культурного наследия предусматривает проведение ремонтно-реставрационных работ, в том числе консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объектов культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. В области сохранения объектов культурного наследия выделяются следующие основные проблемы: 1. Критическое состояние многих памятников. По различным оценкам, состояние от 50 до 70% памятников, находящихся на государственной охране, характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения. Объем реставрационной деятельности в настоящее время составляет приблизительно 30% от уровня начала 1990-х годов. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается. Это связано, с одной стороны, с выявлением новых памятников, а с другой стороны - с крайне недостаточным развитием реставрационной деятельности. 2. Высокая степень амортизации значительного числа зданий, что приводит к возникновению реальной угрозы их утраты. На территории Владимирской области имеется большое число зданий (сооружений), находящихся под охраной государства как объекты культурного наследия. Во многих случаях эти здания имеют большой амортизационный износ и требуют проведения значительного объема ремонтно-реставрационных работ. Данный износ выражается также в уменьшении потребительских свойств объекта недвижимости. При невыполнении работ по комплексной реставрации рассматриваемых зданий (памятников) возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей и элементов декора, предметов внутренней отделки, что в дальнейшем повлечет значительное удорожание ремонтно-реставрационных работ. 3. Несоответствие условий содержания и использования зданий, памятников современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям. В первую очередь к таким объектам относятся памятники и выявленные объекты культурного наследия, используемые в настоящее время под жилищный фонд. 4. Процессы естественного старения объектов культурного наследия в значительной степени ускоряются в результате неблагоприятных климатических условий (длительность залегания снега и льда, высокая влажность и загазованность атмосферы, стихийные бедствия - паводки, подтопления, оползни) и отсутствия должной защиты зданий-памятников и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции и др. 5. Утрата своеобразия историко-архитектурного облика в связи с интенсивным хозяйственным освоением исторических территорий. Российская практика свидетельствует о том, что установление зон охраны объектов культурного наследия, требований к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон является одним из основных инструментов обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и природной среде. 6. Остается нерешенной проблема регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Большое количество памятников истории и культуры на сегодняшний день не внесено в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), не известно их состояние, характер и масштабы проблем. 7. Утрачены многие позиции в кадровой политике и подготовке квалифицированного персонала реставрационной отрасли. Многолетние проблемы, связанные с подготовкой квалифицированного персонала реставрационной отрасли, привели к острому дефициту не только мастеров высших категорий, но и работников для выполнения работ среднего уровня сложности. 8. Отсутствие в необходимом объеме финансовых средств на содержание объектов культурного наследия и разработку правоустанавливающих документов для осуществления их государственной охраны. 1.2. Развитие библиотечного дела Значительную часть общенационального культурного наследия составляют фонды библиотек, которые являются ценнейшим информационным ресурсом области, включают большое количество книжных памятников мирового и общероссийского значения и, кроме научной, культурно-исторической и информационной, имеют огромную материальную ценность. Основная задача библиотек - предоставление накопленных ресурсов в пользование обществу - как настоящему, так и будущим поколениям. Степень доступности библиотечного документа во многом определяется степенью его сохранности. Причем в обеспечении сохранности нуждаются не только старые документы, в том числе книжные памятники, но и новейшие, например, на электронных носителях. Библиотеки Владимирской области выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры, вносят весомый вклад в экономическое развитие области. Основные услуги библиотек бесплатны. Цели и задачи развития библиотечного дела в условиях реформирования социально-экономической сферы должны соответствовать происходящим переменам и международной практике. Трансформация библиотек в библиотеки информационного общества требует радикальных преобразований и изменений подходов к их деятельности. Процесс внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотеках области, хотя и недостаточно быстро, но развивается. Областные и муниципальные библиотеки имеют высокий уровень технической оснащенности. Созданы и активно используются специальные автоматизированные библиотечные системы практически во всех библиотеках. В целом фонды библиотек на электронных носителях насчитывают 43,96 тысяч экземпляров. Пользователи Владимирской областной научной библиотеки имеют возможность удовлетворить свой спрос в виртуальном читальном зале библиотеки с помощью удаленных электронных баз данных: "Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки", "Научная электронная библиотека" (полнотекстовая коллекция 234 журналов по всем отраслям знаний), полнотекстовых версий редких книг Президентской библиотеки им. Б. Ельцина, БД "Патенты России", БД ФГУ "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" (ФГУ ФИПС), полнотекстовые базы данных на иностранных языках. В отчетном году к ресурсам электронных баз данных областной научной библиотеки обратились 9034 пользователя. Эти показатели свидетельствуют о востребованности электронных ресурсов (+3687 пользователей к уровню 2011 года). Кроме того, читатели областной научной библиотеки и 8 библиотек региона (библиотеки Кольчугинского, Гусь-Хрустального, Петушинского, Ковровского районов, г. Владимира, округа Муром и др.) имеют доступ к полнотекстовой электронной базе данных компании EastViewInformationServices (электронные версии 275 российских журналов и газет). Благодаря корпоративной подписке читатели вышеперечисленных библиотек имеют возможность пользоваться базой периодических изданий, отсутствующих в их фондах. В 2012 году услугами полнотекстовых ресурсов Универсальных баз данных воспользовались 8958 человек, ими просмотрено и получено 18594 копии документов. В 2012 году продолжилась работа по созданию цифровой библиотеки "Земля Владимирская". В ней представлены редкие краеведческие издания, материалы о Владимирском крае. В настоящее время коллекция насчитывает 2258 электронных копий. Число членов корпорации БИСС в 2012 году достигло 28 библиотечных учреждений. Таким образом, из 480 библиотек области в корпорации работают 435 библиотек. В процесс создания единого информационного пространства Владимирской области включились Централизованная библиотечная система Муромского района и библиотека Ставровской средней образовательной школы. В целях достижения целевых ориентиров по переводу библиотечных каталогов в электронную форму (к 2015 году - 100%) библиотеки области (участники корпорации) продолжили создание электронных каталогов (ЭК). По данным ГИВЦ, по итогам 2011 года Владимирская область занимает по данному показателю 4 место среди регионов Центрального федерального округа. Общий объем ЭК региона к концу 2012 года составил 1489,3 тыс. записей (+ 318,2 тыс. библиографических записей к уровню 2011 года). В целом доля отражения книжного фонда общедоступных библиотек региона в ЭК - 39%. Процент фондов областной научной библиотеки, отраженных в ЭК, достиг 93%. В 2012 году начал работу новый проект Библиотечной информационно-сервисной системы Владимирского региона - "БИСС - Периодика". Основная цель проекта - создать для жителей региона полную информацию о периодических изданиях библиотек Владимирской области. А также дать возможность пользователям библиотек получить доступ к фондам библиотек всей области, где они смогут не только узнать место нахождения издания, но и получить его копию. Объем БД составляет 153 тыс. записей, за 2012 год она увеличилась на 41 тыс. записей. Создание в 2012 году информационного портала "Библиотеки Владимирской области" (http://biss.lib33.ru/) позволило создать единую точку доступа для пользователей Интернета к фондам библиотек. На сегодняшний день портал содержит информацию о всех общедоступных библиотеках региона, статистические данные и информационные материалы, включающие технологические и методические разработки по актуальным вопросам библиотечного дела. Внедрена технология автоматизированного сбора отчетности в режиме онлайн библиотек области в созданной ими информационной системе "MainStream". В результате эффективной работы корпорации библиотеки Владимирской области расширили спектр информационных продуктов и услуг, повысили уровень информационного обслуживания пользователей, свой профессиональный уровень, произвели техническую модернизацию для внедрения современных технологий, что позволило увеличить число библиотек, предоставляющих доступ в Интернет, в т.ч. и в сельской местности. На сегодняшний день компьютеризировано 363 библиотеки (или 75,6%), в том числе 244 - на селе. Данный показатель возрос на 10% по сравнению с 2011 годом. 277 библиотек имеют доступ к сети Интернет, в том числе 169 сельских. Количество библиотек, подключенных к сети Интернет, увеличилось на 23%. Значительно улучшены показатели по информатизации библиотек в Вязниковском, Камешковском, Гусь-Хрустальном, Муромском, Суздальском районах. Сайты и WEB-страницы имеют государственные библиотеки и 23 библиотеки муниципальных образований. В отчетном году сайты созданы ЦБС г. Коврова, Судогодского, Меленковского районов. Число посещений сайтов общедоступных библиотек составило 665 тыс. ед. (+ 10% к уровню 2011 года). Библиотеки сегодня - наиболее многочисленная группа учреждений культуры. Основными проблемами, напрямую влияющими на качественное исполнение библиотеками своего предназначения, являются: 1. Неудовлетворительная обновляемость и низкое качество комплектования библиотечных фондов. Документный фонд является основой функционирования библиотеки как социального института и главным источником удовлетворения читательских потребностей. Основная цель формирования фонда - достижение соответствия его состава запросам пользователей и задачам библиотеки. От состояния книжных фондов, систематического и планомерного их пополнения в значительной мере зависит успех работы библиотеки. 2. Проблема обеспечения сохранности библиотечных фондов. Несмотря на бурное развитие информационных технологий и постоянное увеличение количества изданий в электронной среде, библиотеки испытывают потребность в сохранности документов. В силу объективных причин (в первую очередь финансовых) за 10 лет проблема сохранности всего особо ценного движимого имущества библиотек решена лишь частично. 3. Недостаточные темпы информатизации библиотек. Отставание в области внедрения информационных технологий в библиотеках области и муниципальных образований усугубляет развитие информационного неравенства граждан области в целом. В результате сокращается возможность информационного обеспечения науки, образования и производства, тормозится включение области в государственные информационные процессы. Все это снижает уровень конкурентоспособности, усугубляет негативные общественные тенденции, в том числе экономическое и социокультурное неравенство. 4. Неудовлетворительное состояние материальной базы библиотек. Большинство библиотек не обеспечено современными системами пожарно-охранной сигнализации, пожаротушения и климатического контроля. Они располагают устаревшим оборудованием практически во всех сферах библиотечной деятельности. В результате существует опасность утраты национального достояния и угрозы для пребывания людей, особенно в крупных библиотеках, отличающихся массовым посещением. 1.3. Развитие музейного дела В формировании исторической памяти и обеспечении преемственности культурно-исторического развития особое место принадлежит музеям, которые играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании населения. Музейная сеть Владимирской области включает в себя: 3 областных и 17 муниципальных музеев. Основной фонд областных и муниципальных музеев области на конец 2012 года составил 271301 единицу (в 2011 году - 269116 единиц). Важнейшим условием успешной музейной деятельности является доступность музейных услуг. В 2012 году областными и муниципальными музеями было организовано 289 выставок (в 2011 году - 280), проведено 6283 экскурсии. ГБУК ВО "Муромский историко-художественный музей" в 2012 году было проведено 1049 экскурсий (в том числе 220 интерактивных), организована 21 выставка, 22 культурно-просветительских массовых мероприятия для 5355 участников. Музей принял активное участие в праздновании 1150-летия города Мурома. К юбилею города были созданы (на основе коллекций музея) четыре выставки: фотовыставка "Мой город", городская художественная выставка "Шел по городу художник", "Иконы Мурома. Открытия", "Археология Мурома". В течение года велась работа по подготовке выставки об истории и культуре города "Муром-град", которая открыта в 2013 году. Муромский музей посетили 38,3 тыс. человек. Общий музейный фонд учреждения увеличился по сравнению с 2011 годом на 2,4% и составил 90429 единиц хранения. В 2012 году удалось отреставрировать 19 музейных экспонатов. Однако 17% предметов (более 10000 единиц) из основного фонда по-прежнему требуют реставрации. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|