Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 30.04.2004 № 338-р

                    ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


     Выполнение Программы социально-экономического развития Республики
Бурятия на 2002-2004 годы,  утвержденной Законом Республики Бурятия "О
Программе  социально-экономического  развития  Республики  Бурятия  на
2002-2004 годы", в 2003 году характеризуется положительной динамикой и
достижением       целевых        макроэкономических        индикаторов
социально-экономического развития Республики Бурятия.
     Для достижения   поставленных   целей   и   задач,   определенных
Программой, Правительством реализованы мероприятия по созданию условий
для  развития  реального  сектора  экономики,  обеспечению  социальных
гарантий   и   партнерства,   укреплению   общественной  безопасности,
законности    и     правопорядка,     совершенствованию     механизмов
природопользования  и охраны окружающей среды,  по разработке правовых
основ  государственного   строительства   и   социально-экономического
развития республики.
     Политика Президента  и  Правительства   Республики   Бурятия   по
укреплению    экономического   потенциала   республики,   обеспечившая
достижение высоких темпов экономического роста в последние  два  года,
получила  одобрение  и  поддержку  на II Республиканском экономическом
совещании, состоявшемся 16 апреля 2004 года.
     2003 год  явился  ключевым для ускорения реализации среднесрочной
Программы  социально-экономического  развития  Республики  Бурятия  на
2002-2004 годы.
     Усилия органов   исполнительной   власти   Республики    Бурятия,
сконцентрированные на улучшении инвестиционного и предпринимательского
климата    и    реализация     мер,     предусмотренных     Программой
социально-экономического  развития на 2003 год,  обеспечили выполнение
основных   макроэкономических   индикаторов   социально-экономического
развития Республики Бурятия (приложения NN 1, 3-9*).
     Удалось обеспечить превышение пороговых значений  индикаторов  по
темпам    роста   валового   регионального   продукта,   промышленного
производства, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота,
внешнеторгового  оборота,  реальных  и  номинальных  денежных  доходов
населения, ввода жилья.
     Вместе с  тем  не  достигнуты  пороговые  значения индикаторов по
темпам роста производства продукции  сельского  хозяйства,  балансовой
прибыли и среднегодовой численности занятых в экономике.

     По оценке  Комстата  Республики  Бурятия численность населения по
итогам  Всероссийской  переписи  населения  2002  года  в   республике
составила на 1 января 2003 года 979,4 тыс. человек.

     I. Уровень жизни населения и развитие социальной сферы
     Доходы и занятость населения
     Социальная политика  Правительства Республики Бурятия в 2003 году
была  направлена  на  закрепление  положительных  тенденций  повышения
уровня   жизни  и  доходов  населения,  осуществление  мероприятий  по
приближению параметров развития к  среднероссийским  показателям,  что
позволило обеспечить рост основных индикаторов уровня жизни населения.
     Реальные денежные доходы населения возросли по сравнению  с  2002
годом   на   8,5  %,  уровень  бедности  снизился  до  38,2  процента.
Соотношение   среднедушевых   денежных   доходов   и    среднедушевого
прожиточного минимума достигло 1,67 раза.
     Приросту реальной  заработной  платы  на  10,5  %  способствовало
повышение минимальной тарифной ставки рабочего базовой отрасли до 70 %
от  прожиточного   минимума   трудоспособного   населения   в   рамках
регионального  соглашения  между  Объединением организаций профсоюзов,
союзами работодателей и Правительством Республики Бурятия на 2002-2003
годы.
     За два года реализации Генеральной схемы  создания  и  сохранения
рабочих  мест  в  Республике  Бурятия на 2001-2004 годы,  утвержденной
постановлением Правительства Республики Бурятия  от  10.07.2001  г.  N
258,  создано и сохранено свыше 23 тыс. рабочих мест. В соответствии с
Программой подготовки персонала на производстве в  Республике  Бурятия
на   2001-2003   годы,   утвержденной   постановлением   Правительства
Республики Бурятия от 22.06.2001 г. N 226, обучено 32,2 тыс. человек.
     Однако принятых   мер   оказалось   недостаточно   для   перелома
напряженной ситуации на рынке труда.  Произошло  некоторое  увеличение
общего уровня безработицы с 15,4 %  в 2002 году до 16,8 % в 2003 году.
Численность официально зарегистрированных безработных не изменилась  и
составила  9,3  тыс.  человек  или  2  %  от  численности экономически
активного населения.
     Социальная защита и демография
     В 2003 году продолжалась реализация  мероприятий  Республиканской
программы  по  улучшению  условий  и  охраны  труда на 2001-2003 годы,
утвержденной  постановлением  Правительства  Республики   Бурятия   от
18.12.2000  г.  N 426.  За 2002-2003 годы прошли обучение около 3 тыс.
руководителей и специалистов,  проведено 504  экспертизы  по  условиям
труда  работников  и  17  тысяч  инструментальных исследований вредных
производственных факторов.
     В двадцати  специализированных учреждениях для безнадзорных детей
прошли социальную реабилитацию 2615 несовершеннолетних.
     В 2003  году в рамках реализации Республиканской программы "Семья
и дети",  утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия
от  15.12.2000  г.  N  424,  около  40 тыс.  детей получили социальную
поддержку.
     В 2003 году было оздоровлено 78 %  детей от 7 до 17 лет или 152,5
тыс. детей, с превышением на 8 % уровня 2002 года.
     69 тыс.  семей (более 55,5 %  малообеспеченных  семей  от  общего
числа  нуждающихся)  получили  субсидии на оплату жилья и коммунальных
услуг.
     На приобретение   жилья   выделено   1,5  млн.  руб.  25  молодым
специалистам, направленным на работу в сельскую местность.
     Различные виды  льгот и услуг предоставлены 179 тыс.  ветеранам и
60,6 тыс. инвалидам республики на сумму более 194 млн. рублей.
     Реализация мероприятий    Концепции   демографического   развития
Республики Бурятия на период до 2010 года, утвержденной постановлением
Правительства  Республики  Бурятия от 29.04.2002 г.  N 129,  позволила
снизить миграционный отток населения на 20,1 %  и повысить рождаемость
в 2003 году на 4 % по сравнению с 2002 годом.

     Образование
     В соответствии  с Концепцией модернизации российского образования
на  период  до  2010  года,  одобренной  распоряжением   Правительства
Российской    Федерации   от   29.12.2001   г.   N   1756-р,   приняты
Республиканская  целевая  программа  "Развитие  образования  и   науки
Республики  Бурятия  на  2004-2007 годы"  (постановление Правительства
Республики  Бурятия  от  22.09.2003  г.  N  296),  Концепция  развития
воспитания  в системе образования Республики Бурятия на 2003-2008 годы
(постановление Правительства Республики Бурятия  от  02.06.2003  г.  N
196), Концепция развития попечительского движения в Республике Бурятия
(постановление Правительства Республики Бурятия  от  13.10.2003  г.  N
307).
     С администрациями  муниципальных  образований  решались   вопросы
модернизации       образования,       укрепления       и      развития
материально-технической   базы   учреждений   образования   в   рамках
реализации  республиканских  целевых  программ,  в том числе @Школьный
автобус",   "Социальная   защита   детей",   "Отдых   и   оздоровление
педагогических работников" и других.
     Получили дальнейшее  развитие   такие   формы,   как   интеграция
образовательных учреждений, университетские (академические) комплексы,
созданные при всех вузах Республики Бурятия,  в состав  которых  вошли
более  100  общеобразовательных  школ,  учебных  заведений  среднего и
начального профессионального образования.

     Здравоохранение
     В соответствии с Концепцией развития и реформирования  социальной
сферы Республики Бурятия на 2001-2010 годы,  одобренной постановлением
Правительства Республики Бурятия от 23.05.2001 г. N 187, приоритетными
были   развитие   амбулаторно-поликлинической   помощи   с  внедрением
стационарозамещающих      технологий,      реструктуризация       сети
лечебно-профилактических  учреждений,  организация системы врача общей
практики (семейного врача), внедрение современных технологий.
     Осуществлялся комплекс   мероприятий   по  охране  материнства  и
детства,  борьбе с социально значимыми заболеваниями,  профилактике  и
лечению неинфекционных хронических заболеваний.
     Значительно снизился  показатель младенческой смертности - с 16,3
до 14,3 человек на 1 тыс. человек.
     Возросло количество    консультативных     услуг,     оказываемых
специалистами  медицинских центров Министерства здравоохранения России
и   Российской   академии   медицинских   наук    в    республиканском
телемедицинском центре.

     Культура
     В сфере культуры проводилась политика, направленная на сохранение
и  развитие  культурного  потенциала  и  культурного  наследия народов
Республики Бурятия,  обеспечение  доступа  к  культурным  ценностям  и
доступности услуг культуры для всех слоев населения.
     В 2003 году в театрах были организованы новые постановки,  в  том
числе театром "Бадма Сэсэг" - фольклорно-хореографический спектакль на
основе  возрождения  забытых  мелодий  и  танцев  народов   и   племен
монгольского  мира,  ретроспективная  концертная программа "Сказание о
Байкале".
     Более 430  тыс.  читателей или 45 %  населения Республики Бурятия
пользуются услугами библиотек.
     В музеях активизировалась экспозиционная деятельность, проводятся
выставки межрегионального и международного значения.
     Проведены работы  по ремонту и реставрации памятников архитектуры
федерального и республиканского значения на общую сумму около 2,6 млн.
рублей.
     Существенно расширились     масштабы      межрегионального      и
международного  культурного  сотрудничества.  Подписаны  соглашения  о
культурном сотрудничестве с  регионами  Российской  Федерации,  в  том
числе с г.  Москва, Иркутской и Читинской областями, республиками Саха
(Якутия),  Алтай,   Тыва,   Усть-Ордынским   и   Агинским   бурятскими
автономными округами.

     Физическая культура и спорт
     Достигнута положительная динамика в развитии массовой  физической
культуры,   детско-юношеского   спорта,   спорта  среди  инвалидов,  в
пропаганде  физической  культуры  и  спорта   в   средствах   массовой
информации.
     Открытие новых   детско-юношеских   спортивных   школ   позволило
увеличить количество занимающихся в них с 23 тыс.  до 26 тыс. человек,
число спортивных залов возросло до 413.
     Растет массовость  и  количество  физкультурно-оздоровительных  и
спортивных мероприятий (2002 г. - 270, 2003 г. - более 350).
     Молодежная политика
     Приоритетными направлениями  деятельности  в   сфере   реализации
молодежной  политики  являлись обеспечение занятости,  правовой защиты
молодежи, духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
     Продолжалась работа  по  возрождению  студенческих отрядов.  Было
организовано 14 отрядов с общей численностью более 300 человек.
     В 2003  году началась реализация подпрограммы "Обеспечение жильем
молодых семей Республики Бурятия (2003-2010 годы)"  и  Республиканской
целевой программы "Молодежь Бурятии".
     В рамках    Плана    первоочередных   мероприятий   по   усилению
профилактики     детской     беспризорности      и      безнадзорности
несовершеннолетних   создан   социально-консультационный   центр   для
подростков на базе подросткового клуба "Ровесник"  с  целью  отработки
технологий уличной социальной работы.

     Информационная политика
     В результате    реализации    проекта    по    созданию   единого
информационного пространства для районных средств массовой  информации
во всех редакциях районных газет начала действовать электронная почта.
Открыто 24 общественных пункта подключения к  открытым  информационным
системам,   в   том   числе  в  9  сельских  районах  республики,  что
способствовало значительному ускорению информационного обмена.
     Для обеспечения  общедоступности  государственных  информационных
ресурсов  в  сети  Интернет  функционирует  и  постоянно   обновляется
официальный сервер органов государственной власти Республики Бурятия.

     Обеспечение безопасности граждан
     Комплексное решение   задач    по    предупреждению,    раскрытию
правонарушений   и   преступлений,   профилактике   безнадзорности   и
правонарушений несовершеннолетних проводилось в рамках республиканских
целевых  программ  "Программа  по  усилению  борьбы с преступностью на
2001-2003 годы" и "Семья и дети Республики Бурятия" на 2001-2003 годы.
     Началась реализация  Республиканской  программы "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в
Республике Бурятия на 2003-2005 годы".  Не было допущено проникновение
на территорию республики наркотиков героиновой группы.
     Возросла результативность  по  раскрытию  тяжких  и  особо тяжких
преступлений,  их раскрываемость составила 53 %,  что  на  12  %  выше
аналогичного показателя 2002 года.
     В результате   профилактических   мер   сократилось    количество
преступных деяний, совершенных несовершеннолетними, на 3,7 %, лицами в
состоянии алкогольного опьянения -  на 10,4 %,  групповых -  на 8,3 %,
бытовых - на 1,6 процента.
     В 2003 году индикатор "уровень преступности в расчете на 100 тыс.
населения" составил 2560 преступлений.
     Продолжалась реализация программы "Снижение  рисков  и  смягчение
последствий  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Республике Бурятия на период до 2005 года".
     Создан республиканский   центр   мониторинга   и  прогнозирования
чрезвычайных ситуаций с целью  осуществления  контроля  за  состоянием
природных и техногенных источников чрезвычайных ситуаций.
     В 2003   году   для   проведения   поисково-спасательных   работ,
способствующих   снижению  гибели  и  травматизма  населения,  создана
Бурятская республиканская  поисково-спасательная  служба  (БР  ПСС)  в
составе 30 человек, которая работает в круглосуточном режиме.
     Организованы отделения         Бурятской          республиканской
поисково-спасательной службы в Селенгинском,  Тункинском, Курумканском
районах.

     Реализация экологической политики
     Задачи по  снижению  негативного  воздействия на окружающую среду
были связаны с выполнением  основных  природоохранных  мероприятий  по
улучшению экологической обстановки в Республике Бурятия.
     Продолжалось строительство мусороперерабатывающего предприятия  в
г.   Улан-Удэ   (первая   очередь  по  строительству  производственных
комплексов по переработке твердых бытовых отходов).  Велись работы  на
строительстве доочистки сточных вод правобережной части г. Улан-Удэ.
     В рамках  реализации   Республиканской   программы   ?Обеспечение
населения  Республики  Бурятия  питьевой  водой?  пробурены скважины в
Еравнинском, Окинском, Кяхтинском районах.
     Проведены работы   по   строительству  и  ремонту  защитных  дамб
обвалования населенных пунктов.

     II. Экономический рост и развитие реального сектора экономики
     Намеченный темп роста валового регионального продукта достигнут и
составил 8 % к уровню 2002 года.

     Промышленность
     Динамичному развитию    промышленности    в    немалой    степени
способствовала реализация мероприятий, предусмотренных Планом действий
Правительства   Республики   Бурятия   на   2003   год,   утвержденным
постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.02.2003 г. N 43.
Основной  задачей  Правительства  Республики  Бурятия  на  2003  год в
промышленности  являлась  модернизация  и  техническое  перевооружение
производства.
     По итогам 2002-2003 годов (данные Госкомстата России)  Республика
Бурятия  отнесена  к  регионам  с высокими темпами роста промышленного
производства,  который в 2003 году составил 112,1  %  при  программном
значении 109 % или за 2002-2003 годы - 129 % и 118,3 % соответственно.
     В 2003 году организациями промышленности, заключившими соглашения
с   Правительством   Республики   Бурятия   о  социально-экономическом
сотрудничестве,  было произведено продукции на 20,5  млрд.  руб.,  что
составляет 77 % объема промышленного производства. Данным организациям
оказана  государственная  поддержка  в  виде  бюджетного   кредита   и
компенсационных   выплат   части   платы   за   пользование  кредитами
коммерческих банков в объеме 55,8 млн. рублей.
     Реализация Концепции  промышленной  политики в Республике Бурятия
позволила обеспечить в машиностроении прирост производства на 58,4 % к
уровню 2002 года.
     Реализация мероприятий  Стратегии   развития   угольной   отрасли
позволила достичь 110,2 % добычи угля.
     В соответствии  с  Концепцией  развития  строительного  комплекса
Республики  Бурятия  на  2003-2010  годы  в 2003 году был разработан и
реализован  комплекс  мер,  что  позволило  превысить   индикатор   по
производству строительных материалов на 6,9 процента.
     Положительная динамика в промышленности сопровождалась  развитием
инфраструктурных отраслей - транспорта и связи.
     Не удалось     реализовать     потенциал     развития     лесной,
деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной (-5,1 %),  легкой (-8,4 %)
промышленности,  энергетики (-3,6 %),  цветной металлургии  (-0,6  %),
которые   развиваются   более   низкими   темпами,  чем  предусмотрено
среднесрочной программой.

     Агропромышленный комплекс
     Государственная поддержка     отраслей     сельского    хозяйства
осуществлялась  в  виде  страхования   посевов,   введения   льготного
налогообложения  и  кредитования,  выделения  дотаций и компенсаций на
отдельные виды продукции,  прямого субсидирования  производственных  и
социальных программ развития агропромышленного комплекса.
     В 2003 году  объем  производства  продукции  сельского  хозяйства
составил  7,0  млрд.  руб.  или 99,6 %  от уровня 2002 года.  Основная
причина допущенного отставания - недобор зерновых культур в результате
засухи. Производство зерна по сравнению с 2002 годом сократилось на 38
% и составило 81,4 тыс. тонн.
     Объем производства  картофеля составил 178 тыс.т (110,6 %  к 2002
году), производство овощей составило 81,4 тыс.т (113 %).
     Валовой надой  молока  составил  232  тыс.т  (уровень 2002 года),
производство мяса - 58 тыс.т (106 %  к 2002 году),  яйца - 59 млн. шт.
(101 % к 2002 году).
     Наибольшая доля   государственной   поддержки    направлена    на
производство   молока   и   развитие   племенного  дела.  Продолжалась
реализация  целевых   отраслевых   программ   "Зерно",   "Плодородие",
"Развитие животноводства до 2010 года".
     Внедрение мероприятий Концепции реформирования системы заработной
платы   и   доходов   работников,   занятых   в   сельскохозяйственном
производстве,  позволило довести среднемесячную  заработную  плату  до
999,3 руб., что выше программного уровня на 2 процента.
     С целью оптимизации числа получателей господдержки было заключено
20  двусторонних  соглашений  о  сотрудничестве  между  Правительством
Республики Бурятия и администрациями муниципальных образований  и  161
трехстороннее   соглашение   о   сотрудничестве  между  Правительством
Республики  Бурятия,  администрациями  муниципальных   образований   и
сельскохозяйственными организациями.
     Производство продукции пищевой и перерабатывающей  промышленности
в 2003 году составило 2171,8 млн. руб. или 98,7 % к уровню 2002 года.
     Рост производства продукции к уровню 2002 года достигнут в мясной
(на  1,8  %),  молочной  (на  9  %) и макаронной (на 37,8 %) отраслях.
Больше чем в 2002 году произведено цельномолочной  продукции  (на  8,5
%), сыра жирного (на 27,4 %), макаронных изделий (на 57 %).
     Снизились объемы производства в кондитерской отрасли - на 17,8  %
(на 672 т), спиртовой - на 68,2 %, ликеро-водочной - на 24,4 % (спирта
- на 216,8 тыс. дал, водки - на 189,2 тыс. дал).
     Низкая конкурентоспособность     продукции    мукомольно-крупяной
промышленности  в  связи  с  высокой  стоимостью  зерна  не  позволила
обеспечить  рост  объемов  производства в отрасли.  В итоге выполнение
среднесрочной программы за 2002-2003 годы составило 34,1  %  к  уровню
2001 года при программном значении 105,1 процента.

     Финансы и реализация денежно-кредитной политики
     За 2003 год в  бюджеты  всех  уровней  мобилизовано  6770,9  млн.
рублей  налогов и платежей или 104,2 %  к уровню 2002 года.  Налоговые
поступления в консолидированный бюджет составили 5010,3 млн.  рублей и
увеличились на 582,3 млн. рублей (113,2 %).
     Увеличение налоговых поступлений в целом обеспечено за счет роста
поступлений налога на доходы физических лиц ?- на 607,7 млн. рублей (в
1,35 раза),  акцизов -  на 335,0 млн. рублей (в 1,9 раза), платежей за
природные ресурсы - на 168,0 млн. рублей (в 1,4 раза).
     В то  же  время  наблюдается  снижение  поступлений   налога   на
добавленную стоимость (1177,8 млн. руб. в 2003 году и 1527,8 млн. руб.
в 2002 году),  налога на прибыль (720,9 млн.  руб.  и 871,1 млн.  руб.
соответственно) и налога на имущество организаций (494,9 млн.  руб.  и
568,3 млн. руб. соответственно).
     Структурные изменения  в  отраслях  экономики,  значительный рост
экспорта,  налоговая политика,  проводимая  государством  по  снижению
налогового   бремени,   обусловили   снижение  налоговой  нагрузки  на
организации.  Налоговая нагрузка снизилась с 16,4 % от ВРП в 2002 году
до 14,3 % в 2003 году.
     Реализация денежно-кредитной политики в 2003 году  осуществлялась
в  соответствии  с  Концепцией развития банковского сектора Республики
Бурятия  и  была  направлена  на  расширение  масштабов  и   улучшение
качественных параметров банковской деятельности.
     Общий объем финансовых ресурсов составил 4,9 млрд.руб.  или 146 %
к уровню 2002 года.  В структуре ресурсов на долю привлеченных средств
приходится 81 %,  из которых вклады населения и  средства  юридических
лиц составляют 68 процентов.
     Объем собственных  средств  кредитных  организаций  в  республике
составил 940 млн. рублей и возрос в 1,4 раза к уровню 2002 года.
     Общая сумма выданных кредитов составила 13,5 млрд.  руб.,  из них
на  инвестиционные цели направлено порядка 119 млн.руб.  В целом объем
кредитных вложений возрос в 1,6 раза к уровню 2002 года.
     Сохраняющийся экономический     рост    и    стабильная    ставка
рефинансирования  Банка  России  (16  %)  позволили   банкам   снизить
процентные  ставки по банковским кредитам.  Средневзвешенная ставка по
кредитам банков, выданным юридическим лицам (в рублях), уменьшилась на
3,7 %, физическим лицам - на 4,2 процента.

     Развитие минерально-сырьевой базы
     В 2003  году  на  территории   Республики   Бурятия   проводились
геолого-разведочные работы по оценке и локализации прогнозных ресурсов
минерального сырья:  благородных,  редкоземельных и  редких  металлов,
неметаллических полезных ископаемых, топливно-энергетического сырья.
     Минерально-сырьевую базу месторождений рудного золота и  россыпей
составляют  суммарные  балансовые  запасы 87,5 тонн,  доля разведанных
запасов составляет 57 процентов.
     Прогнозируемый уровень  добычи  россыпного золота в течение 2003-
2010 годов составит 2,5-3,0 тонн, рудного - от 5,5 до 7 тонн ежегодно.
     Обеспеченность золотодобывающих организаций пролицензированными и
разведанными запасами (кат.  С1) составляет по рудному золоту 4  года,
по россыпному золоту - 5 лет.
     Подсчитаны запасы  бурого   угля   Бодонского   месторождения   в
количестве кат. С1 1,6 млн. тонн, кат. С2 - 12,7 млн. тонн.
     Получен прирост  запасов  плавикового   шпата   на   Хэлтэгейском
месторождении кат.  С1 66 тыс.  тонн руды (61 %  от годового плана) со
средним содержанием флюорита 41,8 процента.
     Ожидается прирост  запасов  категории  С1+С2  нефрита  -  сырца в
количестве 150 тонн и прогнозных ресурсов категории Р1 -  100 тонн  на
Горлыкгольском месторождении в Восточных Саянах.

     Развитие потребительского рынка
     Положительная динамика развития потребительского  рынка  отмечена
ростом  оборота  розничной  торговли на 14,1 %,  высокой насыщенностью
потребительскими товарами,  удовлетворением  платежеспособного  спроса
населения.
     Торговые организации  формируют  до  79   %   оборота   розничной
торговли.   Продолжается   перевод  рынков,  контейнерных  площадок  в
современные торговые  комплексы  ("Заря",  "Сагаан-Морин",  "Большой",
"Темп" и другие).
     Число организаций общественного питания возросло на 29 единиц или
1756  посадочных  мест.  В результате создано дополнительно 95 рабочих
мест,  обеспеченность  посадочными  местами  в  общественном   питании
возросла  на  5,7  %  и  составила  66  %  от  нормативного  значения.
Улучшилось финансовое состояние организаций торговли  и  общественного
питания.

     Развитие малого бизнеса
     В 2003  году  внедрен   регламент   государственной   регистрации
юридических   лиц   по  технологии  "одного  окна",  предусматривающей
обращение заявителей и подачу необходимой документации на  регистрацию
юридического   лица  в  одну  инстанцию.  При  этом  экономия  времени
заявителей  на  регистрацию   юридического   лица   составляет   15-17
календарных дней.
     Меры, принимаемые Правительством Республики  Бурятия  в  развитии
малого  предпринимательства,  позволили малым предприятиям в 2003 году
произвести товаров и услуг на сумму 4,3 млрд.  руб.  с темпом роста  в
фактических ценах 150 процентов.
     Объем инвестиций в основной капитал организаций  в  сфере  малого
бизнеса составил 180,2 млн. руб.
     Общая численность работающих в сфере  малого  бизнеса  составляет
более 89 тыс. человек или 22,1 % от численности занятых.

     Развитие туризма
     В 2003 году произошло снижение объемов туристического потока, что
связано  с объективными причинами:  неблагоприятная эпидемиологическая
обстановка,  связанная со случаями заболевания атипичной пневмонией  в
Азиатском регионе,  возникновение пожароопасной ситуации в Байкальском
регионе.
     Продолжалось строительство туристического комплекса "Байкал клуб"
в Прибайкальском районе сметной стоимостью 69 млн. руб., ввод которого
планируется в 2005 году. В текущем году введен 1 корпус.

     Внешнеэкономическая деятельность
     Реализация мер   в   области   внешнеэкономической   деятельности
способствовала  увеличению  экспортных  поставок Республики Бурятия за
2002-2003 годы в 2,1 раза,  в том числе древесины и  изделий  из  нее,
угля - в Китай, Японию, Корею, авиатехники и запасных частей к ней - в
Иран, Пакистан, Индию, Корею, Азербайджан, другие страны.
     Внешнеторговый оборот  Республики  Бурятия в 2003 году достиг 347
млн. долл. с ростом к уровню 2002 года на 136,5 процента.

     III. Реализация Республиканской инвестиционной программы
     Объем инвестиций  в  основной  капитал  организаций  в Республике
Бурятия в 2003 году составил 9144,5 млн.руб. или 126,8 % к уровню 2002
года.
     Из общего объема инвестиций 89  %  направлено  на  строительство,
расширение,   реконструкцию   и  техническое  перевооружение  объектов
производственного назначения,  11 %  - на развитие  непроизводственной
сферы.
     По источникам  инвестиций  на  долю  государственных   инвестиций
приходится  21  %,  собственные  средства предприятий составляют 59 %,
привлеченные средства  -  20  процентов.  Общий  объем  финансирования
федеральных и республиканских целевых программ составил 601 млн. руб.,
в  том  числе  за  счет  федеральных  средств   -   241   млн.   руб.,
республиканских - 360 млн. рублей.
     Государственная поддержка   реального   сектора   экономики    из
республиканского  бюджета  в  2003 году составила 387 млн.  руб.,  что
превышает уровень 2002 года на 25 %,  и была распределена по следующим
направлениям:  реализация  инвестиционных  проектов  - 112 млн.  руб.,
капитальные вложения по лимитам Правительства Республики Бурятия - 204
млн.  руб.,  лизинг  сельхозтехники  - 59 млн.  руб.,  государственная
поддержка депрессивных территорий  -  5,3  млн.  руб.,  реформирование
экономики -7,3 млн. руб., субсидии на развитие производства - 2,7 млн.
руб.,  развитие информационных сетей - 4,3 млн. руб., НИОКР - 1,9 млн.
рублей.
     Десяти организациям предоставлены компенсации  процентной  ставки
коммерческих   банков,   что   позволило   привлечь   для   реализации
инвестиционных проектов кредитные ресурсы коммерческих банков в  сумме
800 млн.рублей.
     Из республиканского   бюджета   на   реализацию   республиканских
программ в 2003 году выделено 417 млн. руб., в том числе 196 млн. руб.
по лимитам капитальных вложений.
     Это позволило   провести   реконструкцию   действующих   объектов
социальной сферы и жилищно-коммунального  хозяйства,  снизить  уровень
износа объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, ввести в
эксплуатацию  119,3  тыс.  кв.  м  нового  жилья,   повысить   уровень
обеспеченности лечебных учреждений медицинским оборудованием и местами
стационарного лечения.
     За счет  капитальных вложений по лимитам Правительства Республики
Бурятия осуществлялось строительство объектов социальной  сферы  в  18
районах  Республики Бурятия.  Обеспечен ввод в эксплуатацию школы в п.
Багдарин на 422 ученических места в Баунтовском районе, школы - сада в
113 квартале г.  Улан-Удэ,  школы в с. Шара-Азарга Закаменского района
(1 очередь на 300  ученических  мест),  Дома  культуры  в  с.  Желтура
Джидинского района, ЦРБ в п. Нижнеангарск, пищеблока ЦРБ в с. Бичура.

     IV. Выполнение    программ    социально-экономического   развития
муниципальных образований в Республике Бурятия
     Оценивая развитие муниципальных образований в Республике Бурятия,
необходимо отметить,  что  положительная  динамика  развития  отраслей
материального производства и социальной сферы достигнута в 2003 году в
г.    Улан-Удэ,    г.Северобайкальске,    Бичурском,     Заиграевском,
Кижингинском, Закаменском, Тункинском районах (приложение N 10*).
     Не выполнены программные индикаторы по темпам роста промышленного
производства   в   5   районах   республики:   Кабанском   (93,6   %),
Тарбагатайском  (34,1  %),  Окинском  (89,9  %),  Тункинском  (96  %),
Баунтовском (95,3 %) районах.
     Наибольший прирост  промышленной  продукции к уровню 2002 года (с
учетом оценки объемов  производства  малых  предприятий,  промышленных
подразделений при непромышленных организациях) получен в Кижингинском,
Хоринском, Курумканском, Мухоршибирском, Баргузинском районах с темпом
роста соответственно 147 %, в 2,2 раза, 116,6 %, 110,6 %, 121 процент.
     В сельском  хозяйстве  из-за  неблагоприятных  погодных   условий
большинством  районов не выполнены программные индикаторы производства
валовой продукции сельского хозяйства  (производство  мяса  и  молока,
поголовье  скота).  Тем  не  менее выполнили программные индикаторы по
сельскому    хозяйству    Бичурский,    Закаменский,     Курумканский,
Тарбагатайский районы.
     В большинстве районов программные индикаторы по объему инвестиций
в  основной  капитал  перевыполнены.  Не  выполнили  индикаторы объема
инвестиций Бичурский (83,4 %),  Кижингинский  (82,2  %),  Курумканский
(56,5 %) районы.
     Продолжается рост жилищного строительства. По объему построенного
жилья  программный индикатор 2003 года выполнен большинством районов и
городов республики.
     Перевыполнены индикаторы   роста  денежных  доходов  населения  в
Прибайкальском (115,2 %),  Хоринском (111,2 %),  Бичурском (111,3  %),
Муйском (111,3 %) районах.  Не достигнуты запланированные показатели в
Курумканском (94,6 %) и Баргузинском (82,4 %) районах.
     Исходя из результатов комплексной оценки социально-экономического
развития районов по 17 показателям  следует,  что  наиболее  динамично
развивались  в  2003  году  Бичурский,  Заиграевский,  Кижингинский  и
Закаменский районы, г. Улан-Удэ и г.Северобайкальск.
     В этих  муниципальных   образованиях   обеспечена   положительная
динамика  большинства  основных  показателей  социально-экономического
развития материального производства и социальной сферы.  Ниже среднего
уровня показатели Окинского, Еравнинского и Джидинского районов.

     На основании вышеизложенного:

     1. Отметить,   что   в   2003  году  основные  макроэкономические
индикаторы      социально-экономического      развития       Программы
социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы
и мероприятия Республиканской инвестиционной  программы  за  2003  год
выполнены.

     2. Органам исполнительной власти Республики Бурятия:
     2.1. Не  обеспечившим  выполнение  индикаторов,  утвержденных   в
качестве    государственного    заказа    на   управление,   Программы
социально-экономического развития  Республики  Бурятия  на  2003  год,
принять меры по восполнению допущенного отставания в 2004 году.
     2.2. Обеспечить    неукоснительное    выполнение     индикаторов,
установленных     Законом     Республики    Бурятия    "О    Программе
социально-экономического  развития  Республики  Бурятия  на  2002-2004
годы",  Программой  социально-экономического  развития  на  2004  год,
государственным заказом на управление на  2004  год,  Планом  действий
Правительства Республики Бурятия на 2004 год.
     2.3. При разработке  проекта  Программы  социально-экономического
развития  Республики  Бурятия  на  2005-2007  годы учесть предложения,
включенные в резолюцию II Республиканского экономического совещания от
16.04.2004 г.

     3. Рекомендовать  органам  местного  самоуправления  в Республике
Бурятия:
     3.1. До   15   мая   2004   года   представить   в   Министерство
экономического развития и  внешних  связей  Республики  Бурятия  пакет
документов   по   реализации  территориальных  среднесрочных  программ
социально-экономического      развития,      включающий      Программу
социально-экономического  развития  муниципального образования на 2004
год,  План действий  органов  местного  самоуправления  на  2004  год,
муниципальный  заказ на управление в разрезе структурных подразделений
администрации муниципального образования и местных администраций, план
действий сельских, сомонных и поселковых администраций на 2004 год.
     3.2. До    1    июня    2004    года    разработать     программы
социально-экономичес-кого   развития   муниципальных   образований  на
2005-2007 годы.

     4. Министерству  экономического   развития   и   внешних   связей
Республики   Бурятия   (Думнова   Т.Г.)   при   разработке   Программы
социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы
ввести   раздел  территориального  развития,  определяющий  приоритеты
развития территорий Республики Бурятия.
     5. Министерству промышленности, производственной инфраструктуры и
технологий  Республики  Бурятия  (Переляев  В.В.)  в  течение  первого
полугодия 2004 года оказать содействие в создании и работе комиссии по
рассмотрению  финансово-экономического  и  производственного состояния
ОАО  "Бурятэнерго",  и  выработке  предложений  по  улучшению   работы
энергосистемы.
     6. Министерству        строительства,        архитектуры        и
жилищно-коммунального  хозяйства  Республики  Бурятия   (Быков   Н.И.)
продолжить  работу  по  реализации  инвестиционных проектов по отрасли
"промышленность   строительных   материалов"    в    соответствии    с
Республиканской  целевой  программой  "Жилище"  Республики  Бурятия на
2003-2010 годы,  утвержденной постановлением Правительства  Республики
Бурятия от 30.07.2003 г. N 243.
     7. Администрации Президента и  Правительства  Республики  Бурятия
(Дагбаев И.Б.) включить в план работы Правительства Республики Бурятия
на май 2004 года мероприятия согласно приложению N 2*.
     8. Контроль  за  исполнением настоящего распоряжения возложить на
Контрольное  управление  Президента  Республики  Бурятия  (Белоколодов
Н.М.).


     Президент - Председатель
     Правительства Республики Бурятия          Л.В.ПОТАПОВ
     30 апреля 2004 г.
     N 338-р











Информация по документу
Читайте также