Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 02.06.2003 № 196ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Концепции развития воспитания в системе образования Республики Бурятия на 2003 - 2008 годы В целях разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания, дальнейшего совершенствования и развития воспитательной системы в республике Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития воспитания в системе образования Республики Бурятия на 2003 - 2008 годы. 2. Руководителям министерств, ведомств принять необходимые меры по выполнению положений Концепции развития воспитания в системе образования Республики Бурятия на 2003 - 2008 годы. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления, общественным объединениям принять участие в реализации Концепции развития воспитания в системе образования Республики Бурятия на 2003 - 2008 годы. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.). Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия В.О.ГЕЙДЕБРЕХТ 2 июня 2003 г. N 196 Утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.06.2003 N 196 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2003 - 2008 ГОДЫ Введение Формирование нового человека, социально активного и всесторонне развитого, готового к служению Отечеству, умеющего найти в обществе место, в наибольшей степени отвечающего его индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная общественная потребность современности. Важнейшей составляющей развития общества и государства являются духовно-нравственное и гражданское становление детей и молодежи, подготовка к самостоятельной жизни, а его будущее определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления. Разработка Концепции развития воспитания в системе образования Республики Бурятия (далее - Концепция) - важнейшее направление реализации принципов государственной политики в сфере образования с учетом геополитических, национально-региональных особенностей. В период социальных преобразований наибольшую актуальность приобретают формирование методологических оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования республики, обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и терпимости. Концепция предполагает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Концепция ориентирована на повышение воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений, обновление методологии, содержания и структуры воспитания на основе национальных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях республики всех типов. Концепция определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования Республики Бурятия, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений республики. Концепция предназначена для органов управления образованием, образовательных учреждений всех типов и видов и может являться основой для разработки местных программ. 1. Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Бурятия Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности, это деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Экономические реформы в России, в том числе и в Бурятии, вызвали социальное расслоение и снижение жизненного уровня некоторой части населения. Воспитательная работа осложнена процессами, протекающими в обществе: сохраняющийся высокий уровень безработицы, снижение влияния семьи на воспитание детей, рост социального сиротства. Особую тревогу вызывает детская преступность и ее связь с организованной преступностью. На фоне продолжающихся сокращения общей численности населения и уменьшения рождаемости появилось негативное социальное явление как безнадзорность и беспризорность детей. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи, получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность. В связи с этим сохраняются негативные тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, переоценка ценностей, бездуховность, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение и радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции. В процессе обновления нашего общества все чаще обнаруживается несостоятельность традиционных форм воспитания. В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим целенаправленный воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. В настоящее время республика располагает сетью образовательных учреждений, объединяющей более 1000 учреждений, различных по организационно-правовым формам, видам и типам, из них 588 школ, в которых обучается более 168 тыс. детей, 132 учреждения дополнительного образования с контингентом 69,4 тыс. человек, 381 дошкольное образовательное учреждение с контингентом 22,5 тыс. человек. В образовательных учреждениях республики складывается определенная система воспитательной работы, которая реализуется в следующих основных направлениях: - гуманитаризация и демократизация учебно-воспитательного процесса; - формирование основ гуманистического мировоззрения; - воспитание гражданского сознания и патриотизма; - правовое образование и воспитание правовой культуры; - формирование экологической, художественно-эстетической и физической культуры; - экономическое, трудовое воспитание и т.д. В последние годы стали активно возрождаться лучшие педагогические традиции, появляться новые подходы в решении проблем воспитания подрастающего поколения. Сегодня в системе образования республики подготовлены условия для расширения возможности развития личности на основе освоения ею многовекового опыта народа, нравственных устоев и традиций. Интеграция достижений педагогической науки, передового опыта школ, общественности и других социальных институтов в решении задач воспитания и развития личности способствовала появлению новых моделей воспитательных систем, в основу которых положен ряд новых концепций: - экология личности, провозглашающая личность как главную ценность и творение природы; - этнопедагогическое воспитание, основанное на народной педагогике и утверждающее, что развитие личности ребенка должно проходить на основе, прежде всего, родного языка, культуры, истории, традиций; - поликультурное воспитание детей на основе освоения ими ценностей родной, общероссийской, мировой культур; - воспитание на общечеловеческих ценностях; - воспитание толерантности (терпения) как признака психологической культуры, проявляющегося в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Набирает темпы инновационное движение в образовании на основе системных изменений в содержании, технологиях, средствах и нормативно-правовой базе. Открыто более 20 лицеев, гимназий и колледжей, свыше 100 учреждений работают в экспериментальном режиме. Статус "Федеральная экспериментальная площадка" и "Федеральная экспериментальная площадка-кандидат" присвоен 45 образовательным учреждениям республики и Министерству образования и науки Республики Бурятия. Новым этапом образовательной политики республики стало развитие попечительского движения. В образовательных учреждениях республики создано свыше 200 попечительских советов. Идет работа по созданию Союза попечителей в республике. Особую ценность сегодняшнего времени представляет личностное, авторское воспитание. Учителя имеют возможность воспитывать детей на основе создаваемых ими авторских программ, т.е. своего творческого труда. Инновационный подход выражается сменой приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: от концепции, ориентированной на потребности человека и их удовлетворение, к представлениям, в основе которых лежит индивидуальное человеческое развитие, а главной целью является самоактуализация и полное раскрытие возможностей и способностей личности. Большими возможностями для духовно-нравственного, гражданского воспитания подрастающего поколения располагает система дополнительного образования детей республики. Главным предназначением дополнительного образования детей становится развитие мотивации к творчеству и познанию, способности к самореализации и обеспечение самоопределения личности. Движение от ближайших интересов детей к развитию высоких духовных потребностей становится важнейшим направлением воспитания учреждений дополнительного образования детей. Многие задачи, определяющие сегодня развитие образовательных учреждений, могут быть решены только при условии активного взаимодействия широкой общественности, представителей религиозно-конфессиональных, государственно-политических кругов, детских и молодежных общественных организаций. Новые черты приобрело участие молодежных и детских общественных объединений в решении сложных педагогических задач и формировании основ развития демократического государства в третьем тысячелетии. В республике стали появляться новые организации и объединения, отличающиеся многообразием содержания, видов и форм организации и являющиеся одним из важнейших факторов социализации ребенка. Большую значимость в деле воспитания детей и молодежи приобретает детско-ветеранское движение. Вместе с тем, существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности. Без концептуального решения и государственной поддержки решить проблему воспитания детей и молодежи комплексно невозможно. В современных условиях очевидны необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов, основополагающих принципов гражданского воспитания, учебно-методических материалов, совместный поиск новых воспитательных технологий. Методологической основой обновления процесса воспитания в образовательных учреждениях республики должны стать идеи развивающего, вариативного образования и воспитания, способствующие переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства, а также концепция национально-регионального компонента государственного стандарта образования и программа государственного сохранения и развития языков народов Республики Бурятия. 2. Цель и задачи Концепции Цель Концепции - обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формирование человека-гражданина развитой самостоятельной, внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью. Задачи Концепции: - Активизация мер по повышению социального статуса воспитания и воспитательного потенциала системы образования Республики Бурятия. - Развитие профессионального уровня управления процессом воспитания в образовательных учреждениях; формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи; обеспечение взаимодействия системы образования республики со всеми социальными институтами для создания единого воспитательного пространства. - Укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений во взаимодействии с семьей, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий. - Формирование республиканских и местных систем воспитания, разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях на основе учета национальных (народных) ментальных традиций общественного устройства и культуры, региональных традиций общественных отношений. - Реализация гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданско-правового воспитания. - Повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений. - Создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи; усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением. - Формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи. - Усиление взаимодействия органов управления образованием и общеобразовательных учреждений со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи; включение средств массовой информации в процесс воспитания; системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, путем создания информационного образовательного поля. - Повышение социального статуса педагогических работников; создание условий для их профессионального совершенствования и творчества; информационно-методическое и научно-педагогическое обеспечение их деятельности; создание единой системы подготовки кадров в области воспитания с учетом специфики образовательных учреждений. - Активное использование возможностей морального и материального поощрения педагогических работников, активно занимающихся организацией воспитательной деятельности. - Развитие сети учреждений дополнительного образования детей, особенно в сельской местности. - Содействие созданию и развитию детских и молодежных общественных объединений социальной направленности. - Разработка критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения. 3. Основные принципы организации воспитания Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе исходных положений, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни. На современном этапе развития общества основные требования к воспитанию, его содержанию, организации и методам определяют следующие принципы: - Принцип природосообразности, предполагающий воспитание на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов сообразно их полу, возрасту, с учетом наследственного фактора, физиологических и биологических особенностей детей; - Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание на основе общечеловеческих ценностей, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям; - Принцип ценностно-смыслового равенства, предполагающий стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях, т.е. позиции равенства воспитателя и воспитанника; - Принцип креативности (творчества), предполагающий развитие творческой одаренности и творческого мышления личности ребенка в обстановке и при участии педагога творящего; - Принцип целостности педагогического процесса, предполагающий системность, единство и непрерывность педагогического процесса; - Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания, предполагающий оказание помощи, педагогической поддержки воспитаннику в осуществлении своего права самому выбирать сферу для самореализации, саморазвития, свободного самоопределения и самоутверждения с учетом внутреннего развития каждой отдельной личности. 4. Основные направления и особенности воспитания в образовательных учреждениях разного типа 4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию людей независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания. В современных условиях цель дошкольного образования заключается в сохранении психо-эмоционального благополучия как основы для развития базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Для всестороннего развития личности и подготовки детей к получению образования в средней школе в республике 9 детских образовательных учреждений работают в экспериментальном режиме, реализуя современные образовательно-воспитательные программы и педагогические технологии. Приоритетным направлением становится дальнейшее развитие комплексов "школа - сад", которых на сегодняшний день имеется около 100, в том числе 25 социально-педагогических комплексов (СПК): "детский сад - школа - учреждение культуры - фермерское хозяйство". Для реализации основных направлений воспитания необходимы: - Развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в дошкольном учреждении и начальной школе. Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитательного процесса на уровне дошкольного и начального общего образования, их внедрение; - Разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни; - Организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста; - Разработка и реализация комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников; - Разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием. 4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях Центральным звеном системы образования, фундаментом социокультурной базы воспитания и развития являются общеобразовательные учреждения. Обновление процесса воспитания в общеобразовательных учреждениях республики осуществляется с учетом достижений современного опыта национальных традиций, национально-региональных особенностей. Развитие воспитания предполагает решение следующих задач: - Создание условий для повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения, в том числе кадрового; - Определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики образовательного учреждения, геополитических, национально-региональных особенностей; - Формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс; усиление воспитывающей функции образовательного процесса, повышение эффективности воспитания; - Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении образовательным учреждением; - Предоставление реальных возможностей учащимся участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений, развитие ученического самоуправления; - Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья; - Создание в республике дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением; особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основным направлением деятельности по реализации поставленных задач является сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания. 4.3. Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования В системе начального, среднего и высшего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности. Профессиональное образование в республике представлено 64 государственными учебными заведениями, в которых обучается свыше 50 тыс. человек. Развивается система непрерывного профессионального образования, интеграция профильных учебных заведений профессионального образования республики и других регионов России. В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа - лицеи. Создаются университетские комплексы "школа-ВУЗ". Основными направлениями воспитательной и социальной работы являются: - Создание оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказание ему помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта; - Развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов); - Использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности; - Привлечение студенческой молодежи к созданию межвузовских центров студентов для организации социально значимой деятельности; - Развитие досуговой, клубной деятельности как особой жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры; - Изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций республики. Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения. 4.4. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи Учреждения дополнительного образования детей вместе с образовательными учреждениями составляют в нашей республике разноуровневую и целостную образовательно-воспитательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в едином социокультурном и образовательном пространстве. Дополнительное образование детей и молодежи является востребованным как для самих детей, так и для их родителей, педагогов, работающих в этой системе, и представляет сегодня единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, органично сочетающий виды организации досуга с различными формами образовательной деятельности. Учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии, социализации. На современном этапе основополагающими направлениями развития воспитательных функций учреждений дополнительного образования детей и молодежи являются: - Сохранение и рост числа учреждений дополнительного образования детей; - Сохранение и развитие общедоступности дополнительного образования для детей и молодежи; - Обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию и дополнительному образованию, поддержка традиционных и современных воспитательных технологий с учетом этнокультурных и региональных традиций; - Обновление содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися, расширение творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; - Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования. 5. Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация Концепции развития воспитания в системе образования Республики Бурятия предполагает: - повышение статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов; - единство обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования Республики Бурятия; - разработка новых воспитательных технологий и большого разнообразия воспитательных программ с учетом геополитических, национальных, народных, географических и др. особенностей; - создание нормативно-организационных условий для разработки Программы по реализации Концепции. 6. Организация и контроль реализации Концепции Координацию и контроль реализации Концепции развития воспитания в системе образования Республики Бурятия на 2003 - 2008 годы осуществляет Министерство образования и науки Республики Бурятия, которое: - Анализирует ход реализации Концепции и вносит предложения по его коррекции; - Осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Концепции; - Координирует взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти Республики Бурятия; - Ежегодно информирует Правительство Республики Бурятия о ходе выполнения Концепции. Концепция реализуется за счет средств республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий год. Верно: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|