Расширенный поиск
Постановление Губернатора Тюменской области от 18.04.2000 № 88 ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.04.2000 г. N 88 г.Тюмень
Утратило силу - Постановление Губернатора Тюменской области
от 25.06.2015 № 113
Об областной Программе
"Развитие земельной
реформы в Тюменской
области на 2000-2002
годы"
(В редакции Постановлений Губернатора Тюменской области
от 20.10.2000 г. N 252; от 27.09.2001 № 366;
от 13.05.2002 № 149; от 12.07.2002 № 266;
от 26.02.2003 № 54; от 31.07.2003 № 252)
В целях дальнейшего развития земельной реформы в Тюменской области, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами: 1. Утвердить областную целевую Программу "Развитие земельной реформы в Тюменской области на 2000 - 2002 годы" (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, заказчиком по соответствующему направлению Программы - Департамент по социально - экономическому развитию села. 3. Департаментам экономики (Чикирев С.С.), финансов, налоговой политики и ценных бумаг Администрации области (Фазлеев К.М.) при формировании областного бюджета предусмотреть выделение средств на реализацию Программы. 4. Утвердить рабочую группу по обеспечению реализации Программы согласно приложению. 5. Предоставить Комитету по земельным ресурсам и землеустройству области право ежегодно вносить изменения и уточнения в перечень и сроки реализации программных мероприятий исходя из фактической реализации Программы и во взаимосвязи с ежегодными программами законопроектных работ Администрации области. 6. Рекомендовать администрациям муниципальных образований обеспечивать реализацию мероприятий региональной Программы, финансируемых за счет средств местных бюджетов. 7. Контроль за исполнением постановления возложить на Горохова А.А., заместителя Губернатора области. Губернатор области Л.Ю. Рокецкий __________________
Приложение
к Постановлению
Губернатора Тюменской области
от 18 апреля 2000 г. N 88
СОСТАВ
РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000 - 2002 ГОДЫ"
Горохов А.А. - заместитель Губернатора области, руководитель рабочей группы
Шулинин С.Я. - руководитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству области
Плеханова И.А. - заместитель руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству области
Беспалов А.Р. - директор федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области
Вторушин М.Ф. - директор Тюменского государственного предприятия "ЗапСибНИИгипрозем"
Чикирев С.С. - директор Департамента экономики Фазлеев К.М. - директор Департамента финансов, налоговой политики и ценных бумаг
Отраднов А.Н. - начальник Управления архитектуры и градостроительной политики
Загвязинский В.В. - председатель Комитета по управлению государственным имуществом области
Рябченюк Ю.В. - председатель Комитета по местному самоуправлению и муниципальной реформе
Утверждена
Постановлением
Губернатора Тюменской области
от 18 апреля 2000 г. N 88
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000 - 2002 ГОДЫ"
(В редакции Постановлений Губернатора Тюменской области
от 20.10.2000 г. N 252; от 27.09.2001 № 366;
от 13.05.2002 № 149; от 12.07.2002 № 266;
от 26.02.2003 № 54; от 31.07.2003 № 252)
Введение В Тюменской области завершен первый этап земельной реформы. С начала проведения реформы ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Реорганизованы колхозы и совхозы, осуществлена приватизация большей части этих земель. Однако начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, намеченные мероприятия выполнены не в полном объеме. Не создана система земельного законодательства. Земельный рынок находится в стадии развития. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают оборотоспособность земель, не позволяют осуществлять перераспределение земель и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки. Несовершенна система налогообложения, доля земельных платежей в бюджеты всех уровней мала. Ухудшилось использование земель сельхозназначения. Значительные площади сельскохозяйственных земель выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. Финансирование мероприятий по обеспечению земельной реформы осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства, как государственный элемент реализации земельной политики, близка к ликвидации. Выходом из такого положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы мероприятий по развитию земельной реформы в Тюменской области. Региональная целевая Программа "Развитие земельной реформы в Тюменской области на 1999 - 2002 годы" разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 694 "О федеральной целевой Программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" с конкретизацией неотложных первоочередных задач, которые намечается решить в указанный период на территории Тюменской области. 1. Основные положения Программы 1.1. Основные итоги земельных преобразований в Тюменской области в 1991 - 1998 годах В ходе земельной реформы к январю 1999 г. в области произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель под сады, огороды, для расширения личных подсобных хозяйств. Площадь земель личных подсобных хозяйств увеличилась на 21,2 тыс. га (33 %), на 1229 га (14 %), возросли площади пашни, занятые коллективными огородами. Сформировался значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (2603 хозяйства), которым передано 313,7 тыс. га земель. Прослеживается четкая тенденция укрупнения крестьянских хозяйств за счет расформирования хозяйств, в 1998 году 354 крестьянских хозяйства отказались от земли. Увеличился средний размер крестьянского хозяйства с 94 га в 1997 году до 115 га в 1998 году. Проведена реорганизация колхозов и совхозов с приватизацией 1885,9 тыс. гектаров ранее закрепленных за ними пахотных угодий. В итоге более 158 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Создан фонд перераспределения земель на площади 331 тысяча гектаров. В собственность граждан передано 1943,2 гектара земельных угодий. На 01.01.99 в собственности граждан и коллективных предприятий находится 60 % от общей площади сельхозугодий, 15 % - от площади населенных пунктов. Выданы документы, удостоверяющие права на землю 214,5 тыс. собственникам, землевладельцам, землепользователям (47 %) и 148,3 тыс. собственникам земельных долей (95 %). Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечены поступления земельных платежей всех уровней деноминированных рублей: в 1995 - 29,0 млн. руб.; в 1996 г. - 47,2 млн. руб.; в 1997 - 77,3 млн. руб.; в 1998 г. - 120,7 млн. руб. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с земельными участками в настоящее время достигло 10389 в год. Начато создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, в Тюменской области процессы реформирования протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно, существует ряд недоработок и недостатков. Множество проблем в земельных отношениях возникает ввиду отсутствия Земельного кодекса, а также достаточной правовой базы в области. Отсутствие на государственном уровне четкой и обоснованной концепции, программ и планов реализации земельной политики оказывает влияние на область. В области нет конкретных программ и планов реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы на данном этапе. Требуют пересмотра действующие принципы налогообложения земли и взимания арендной платы. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению. В области большая недоимка земельных платежей ввиду отсутствия у собственников, пользователей средств на оплату за землю, зачастую оплата проходит взаимозачетом продукцией или услугами. До сих пор не проведено разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности области, муниципальной собственности. Отсутствует система ипотечного кредитования.
Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений. В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют право по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий. Из-за финансовых трудностей практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание автоматизированной системы ведения земельного кадастра, проведение массовой оценки земель и других необходимых мероприятий. В области на землеустроительные мероприятия, ведение земельного кадастра было выделено из средств, поступающих от платы за землю в 1998 году - 8,8 %, средств, поступивших в местные бюджеты - 7 %. Из федерального бюджета средства не выделялись вообще. За период с 1991 г. в области отмечается четкая тенденция сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, в основном это пахотные угодья. Уменьшение пахотных земель происходит за счет перевода в залежь и трансформацию в менее ценные кормовые угодья. Значительное снижение площадей сельскохозяйственных угодий произошло в 1998 г. - на 14,3 тыс. га, площадь пахотных угодий сократилась на 52,1 тыс. га - за счет перевода неиспользуемых земель в залежь - 39 тыс. га, в несельскохозяйственные земли для нужд промышленности, транспорта - 0,3 тыс. га, расширения населенных пунктов - 3,8 тыс. га. Переведено в земли запаса и не используется в сельскохозяйственном производстве - 265,2 тыс. га, в том числе пашни - 36,7 тыс. га, залежи - 72,3 тыс. га. В 1998 г. выведено из оборота 491,3 тыс. га сельхозугодий, 333,8 тыс. га пашни. Площади "бросовых" сельхозугодий в сравнении с 1995 годом возросли более чем в 4,1 раза. В общей структуре земельного фонда на долю сельскохозяйственных угодий приходится 21,3 %, пашня занимает всего 9,7 %. 1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
Основной целью земельной реформы является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Целью Программы является разработка и реализация комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, землеустроительных и иных мер, позволяющих завершить осуществление земельной реформы в Тюменской области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Основными задачами Программы являются:
- осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации; - создание в области правовой базы, позволяющей регулировать земельные отношения, вести государственный земельный кадастр, осуществлять контроль за использованием и охраной земель; - вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; - перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам; - повышение плодородия почв и охрана земель;
- приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством; - разграничение неприватизированных земель на земли, находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности; - создание системы государственного земельного кадастра - учет количества и качества земли, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов; - проведение землеустроительных мероприятий;
- проведение массовой оценки земли;
- создание системы ипотечного кредитования;
- повышение эффективности управления землями, находящимися в федеральной, областной и муниципальной собственности; - контроль за использованием средств от платы за землю по целевому назначению; - ведение информационно - просветительской, консультационной деятельности по вопросам земельных отношений, ведения земельного кадастра, мониторинга, охраны и использования земель; - налаживание четкого взаимодействия с органами исполнительной власти области и местного самоуправления. Выделяются два этапа реализации Программы:
На I этапе (2000 г.) осуществляются в основном мероприятия правового, организационного, информационно - просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным качественным изменениям земельных отношений. На II этапе (2001 - 2002 годы) проводятся мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель. 1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими федеральными и областными программами Программа является составной частью системы государственных прогнозов и программ социально - экономического развития Тюменской области. В Программе определены направления развития федеральной целевой Программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" (далее именуется - Программа АС ГЗК), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 932, ориентированные на обеспечение автоматизированных процессов создания базы АС ГЗК, так и интегрирование автоматизированного государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости, с архитектурно - планировочным, правовым обеспечением субъектов в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Программа предусматривает мероприятия по повышению плодородия почв в Тюменской области, увязана с мероприятиями, намеченными федеральной целевой Программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. N 1499, в части совершенствования земельных отношений и стабилизации финансового положения аграрного сектора. 2. Система программных мероприятий
2.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положения Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям: - передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота); - дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях; - инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц; - разработка и реализация порядка управления и распоряжения землями, находящимися в областной и муниципальной собственности; - определение принципа и порядка изъятия и предоставления (выкупа) земельных участков для нужд области и муниципальных образований. В этих целях на I этапе реализации Программы (2000 г.) предусматриваются разработка и принятие областных Законов "О государственном земельном кадастре", "О расходовании средств от платы за землю", "О землеустройстве", утверждение Порядка изъятия и предоставления земель на территории Тюменской области и др. Приведение существующего областного законодательства в соответствие с вновь принятыми федеральными законами. 2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает: - обеспечить всем гражданам Тюменской области возможность получить земельный участок в собственность, владение, пользование; - обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации законно используемую ими землю; - обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством Российской Федерации); - активизацию информационно - разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей. 2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям преобразований в экономике области, обеспечивается реализацией ряда взаимосвязанных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли. Основные направления государственной политики по развитию рынка земли в Тюменской области включают: - развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью; - переход на аукционный и конкурсный принципы продажи свободных земельных участков; - развитие ипотечного кредитования;
- информационное обеспечение земельного рынка.
2.4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения. Повышение плодородия почв Экономическая ситуация в аграрном секторе обуславливает проблемы перераспределения земель и их рационального использования в области. Подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий и граждан оказались не подготовленными к аграрной и земельной реформам. Реорганизация колхозов и совхозов, наделение земельными долями бывших работников сельхозпредприятий, работников социальной сферы, пенсионеров породило множество проблем по востребованию долей и распоряжению ими. Большая часть (888 тыс. га, или 47 %) приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы). Нерешенным остался вопрос по ответственности руководителей сельхозпредприятий, которым предстояло заключить договоры с собственниками земельных долей. В области всего 158,1 тыс. собственников земельных долей. На 01.07.99 в области получили свидетельства на право собственности 94 % и только 80 % собственников распорядились ими. Из распорядившихся земельными долями 76 % передали земельную долю на правах аренды, 4 % организовали крестьянские хозяйства, 1 % расширили за счет земельной доли личные подсобные хозяйства. Не используется 104,9 тыс. га земли. Введение платы за землю, отсутствие возможности обрабатывать земельную долю, выгодно реализовать ее привели к массовому отказу от собственности на землю. Остро стоит в области вопрос по использованию пашни и повышению плодородия почв. В настоящее время не обрабатывается 334 тыс. га пашни. Кроме того, много земель, ежегодная обработка которых нецелесообразна в связи с низким естественным плодородием. С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо при реализации Программы: - осуществить обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров; - определить порядок и условия выкупа земельных долей;
- организовать систему применения льгот по налогообложению земель, передаваемых из фонда перераспределения земель с целью полного их использования; - уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена; - уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации; - систематически уточнять и представлять списки лиц, не получавших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их; - организовать систему информирования граждан и юридических лиц о наличии свободных площадей для сельскохозяйственного производства; - содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных действующих субъектов; - средства от платы за земли сельскохозяйственного назначения, остающиеся в распоряжении муниципальных образований, использовать только для нужд собственников, владельцев и пользователей этих земель в соответствии с Федеральным законом "О плате за землю"; - установить жесткий контроль за целевым использованием средств от платы за землю; - разработать систему экономического стимулирования рационального использования и охраны земель; - предусмотреть в областном бюджете выделение доли средств в размере в 2001 году - 55%, в 2002 году - 70% от сумм, поступающих от платы за землю, на повышение плодородия почв. За счет этих средств финансировать мероприятия, обеспечивающие повышение плодородия почв и мелиорацию земель. (В редакции Постановления
Губернатора Тюменской области от 20.10.2000 г. N 252)
Мероприятия, направленные на повышение плодородия почв, разработаны отдельным блоком - приложение N 2 Программы. На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. 2.5. Развитие ипотечного кредитования
Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам: заключению долгосрочных кредитных договоров препятствует экономическая ситуация в стране и области в частности; недостаточно развита система подтверждения права на заложенное имущество, что не обеспечивает должного уровня гарантий; недоступность кредита большинству граждан ввиду высокого процента по кредиту; отсутствие отлаженной процедуры обращения взыскания и реализации имущества. В целях использования всего потенциала земельной ипотеки на I этапе реализации настоящей Программы обеспечивается: - разработкой механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, а также гарантировать риск отсрочки возврата кредита; - использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли - продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговым обязательствам. Для развития ипотечных отношений будут использоваться возможности инструментов фондового рынка, в частности закладных ценных бумаг. На этапе становления рынка закладных предусматривается запрет на выпуск закладных, удостоверяющих право залога на уже заложенное по иному договору об ипотеке имущество. 2.6. Совершенствование системы земельных платежей
Проведение реформы предполагает повышение роли земельных платежей в формировании доходной части бюджета и совершенствование системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования. В настоящее время исчисление земельного налога осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О плате за землю". Следует отметить несовершенство существующей системы земельных платежей: недостаточная гибкость, наличие большого количества льготников; значительная разница между ставками земельного налога и арендной платы за использование государственных и муниципальных земель. Для совершенствования системы земельных платежей в рамках реализации настоящей Программы предполагается: - установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц; - расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах исходя из направлений градостроительного использования городских земель; - выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель; - ежегодное составление и обновление списков налогоплательщиков. На II этапе с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли. 2.7. Ведение государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами Тюменской области, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поддержки гражданского оборота земли. К основным мероприятиям Программы в этой области относятся:
- завершение кадастрового зонирования территории области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров; - обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра в области и муниципальных образованиях, переход на новые формы кадастрового учета, обеспечивающие единый порядок ведения государственного земельного кадастра; - внедрение программно - технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра; - формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях областной и муниципальной собственности; - организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами; - организация передачи земельно - кадастровых данных на основе единых общероссийских и областных стандартов, форматов, обмена данными, классификаторов и технологических процедур; - организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных; - завершение создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра; - создание земельно - информационного банка данных.
2.8. Оценка земель
Введение платного землепользования и реформирования принципов налогообложения земли, развитие земельного рынка, участниками которого являются государство, муниципальные образования, юридические лица и граждане, требуют создания современной системы оценки земель. Основными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации Программы являются: - проведение территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной цены земли; - внесение предложений по определению порядка, оснований и методов проведения оценки рыночной стоимости земельных участков; - апробация методик массовой оценки земель различных категорий для целей налогообложения; - проведение работ по массовой оценке земель для целей налогообложения на всей территории области. На II этапе реализации Программы:
- переход на исчисление ставок земельного налога от нормативной стоимости земельного участка. Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра. 2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях
Земельный налог и арендная плата за земли городов и поселков области составляет около 80 % от общей суммы земельных платежей. Поэтому этой категории земель необходимо уделить самое пристальное внимание. Очень важно правильно провести зонирование городских и поселковых территорий и установить реальную стоимость и налогообложение различных земельных участков с учетом градостроительных и экономических условий. Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально - экономических и градостроительных решений. Одновременно с земельными преобразованиями надлежит проводить реформу в градостроительстве. На I этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия: - уточнение и вынесение на местность (установление) черты городских и сельских поселений; - инвентаризация и оценка городских земель, земель поселений, межевание застроенных и подлежащих застройке территорий в границах красных линий; - на основе материалов инвентаризации и утвержденной градостроительной документации выявить земли, не предназначенные для государственных, муниципальных, общественных нужд, для продажи их на аукционах и конкурсах (в первую очередь, для индивидуального жилищного строительства, реализации инвестиционных проектов); - информировать население о наличии свободных земельных участков; - приватизация земель на территории поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности; - подготовка нормативных документов по установлению обременений (ограничений) и сервитутов, утверждение в соответствии с градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель. II этап должен ознаменоваться переходом к системе зонального регулирования землепользования, предполагающей разработку долгосрочных планов использования земель городов и схем городского землепользования, разработку правил землепользования в поселениях. 2.10. Информационно - консультационное обеспечение Программы
В целях активизации разъяснительной работы среди населения предусматривается создать на областном уровне самостоятельный специализированный информационно - консультационный центр с частичным финансированием его деятельности из областного бюджета. Задачей центра должно стать проведение консультаций и оказание практической организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическим оформлением совершаемых сделок, документальным оформлением договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей, обучение специалистов, интеграция технологических новшеств, приведение всех работ к единым стандартам. В средствах массовой информации необходимо проводить систематическую информацию населения о сущности и ходе проводимой земельной реформы, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию и охране земли, о федеральном и областном законодательстве. Организация образовательных проектов, изданий популярных брошюр, систематическая публикация в периодических изданиях нормативно - правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в области, участие на радио и телевидении в специальных передачах позволит гражданам правильно осуществить свое конституционное право. 2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению
Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается: - выявить неиспользуемые земли, подготовить каталог земель, находящихся в фонде перераспределения; - разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц; - провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими; - установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими; - составить дежурные карты ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель; - разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий; - установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков; - установление и вынос натуру границ административных районов, муниципальных образований; - уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений; - установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель. Перечисленные мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрение полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов). На весь комплекс работ по землеустроительному обеспечению предусматривается выделение средств: - из федерального бюджета - 2,8 млн. руб.;
- из областного бюджета - 13,8 млн. руб.;
- прочие источники - 3,0 млн. руб.
Итого 19,6 млн. руб.
2.12. Мониторинг земель
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, предотвращения и устранения последствий негативных процессов на земле предусматривается на I этапе реализации Программы разработать правовые и информативно - технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель, с тем чтобы обеспечить: - своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений; прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов; совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зонирования, технических средств и технологий мониторинга земель; - составление ежегодного доклада о наличии, состоянии и использовании земель в Тюменской области. 2.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель
В ходе осуществления земельной реформы выявляются факты нарушения земельного законодательства. Наиболее распространенными являются такие, как самовольное занятие земель, нецелевое и нерациональное использование земельных участков, приводящее к порче и уничтожению плодородного слоя, уклонение от оформления и переоформления прав на землю. Несовершенство нормативной правовой базы отрицательно влияет на осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель. Программой предусматривается:
- разработать законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель, усиление прав и государственной защиты государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности; - совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства; - создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально - технического обеспечения органов государственного контроля за использованием и охраной земель; - обеспечение взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, природоохранных и лесных органов путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства; - организовать проведение профилактической работы по предотвращению нарушений земельного законодательства и повышению информированности населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель. 2.14. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры: - укрепить материально - техническую базу территориального органа Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике и его структурных подразделений, сохранив за ними основные функции государственного управления: нормативно - методическую деятельность, государственный контроль за охраной и использованием земель, организацию проведения землеустройства, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории Тюменской области. Создать в области государственные учреждения - областная Земельно - кадастровая палата, ее филиалы с передачей им части управленческих функций территориального органа - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тюменской области и функций по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функции по охране земель для государственных и иных нужд. Финансирование государственных учреждений осуществлять за счет средств федерального и областного бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за проведенные работы и указанные услуги. 3. Правовое обеспечение Программы
Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений и нуждается в существенном обновлении. Реформа должна проводиться, опираясь на широкую законодательную базу, в первую очередь на Земельный кодекс Российской Федерации. В настоящее время земельная реформа осуществляется Федеральными законами "О плате за землю", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства". В основном земельное законодательство регулируется указами Президента и нормативно - правовыми актами Правительства. В Тюменской области - "О регулировании земельных отношений в Тюменской области", "Об областном земельном фонде Тюменской области", "О землях, находящихся в ведении муниципальных образований".
Законодательная база, регулирующая земельные отношения, недостаточна. В связи с этим на этапах реализации Программы предусматривается разработка проектов областных Законов: - "О государственном земельном кадастре"; "О распределении средств от платы за землю", "О землеустройстве", "Об оценке земель", "О государственных и муниципальных землях", "Об аренде земель сельскохозяйственного назначения", "О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения". Утверждение Порядка "Изъятие и предоставление земельных участков на территории Тюменской области", Порядка перевода сельскохозяйственных угодий в другие виды угодий, "О составе, содержании и порядке установления публичных и частных обременений земельных участков в городах и других поселениях" и другие. 4. Научное обеспечение Программы Реализация мероприятий Программы базируется на оперативном внедрении в ходе земельных преобразований результатов научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, выполняемых научными, научно - проектными и проектными учреждениями Сибирского РКЦ "Земля" и иными заинтересованными организациями. Научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы предполагается вести по следующим направлениям: - закономерности развития земельных отношений, многообразия форм хозяйствования на земле, принципов и методов платности землевладения и землепользования; - научные основа, методы, средства и технологии ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель; - научные основы, технологии и методы оценки земель и формирования системы платежей за землю; - создание и развитие автоматизированной системы информационного обеспечения рынка земли. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|