Расширенный поиск

Постановление Правительства Тюменской области от 12.05.2015 № 196-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

12 мая 2015 г.

196-п

г. Тюмень

О внесении изменений в постановление от 22.12.2014

№ 664-п

 

 

 

В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 664-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» до 2020 года» внести следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

Губернатор области                                                                              В.В. Якушев

 

 

 


 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 12 мая 2015 г.  № 196-п

 

 

 

 

 

 

 

Государственная программа

Тюменской области

«Основные направления развития отрасли «Социальная политика» до 2020 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный заказчик – координатор

Департамент социального развития Тюменской области


Паспорт государственной программы Тюменской области

«Основные направления развития отрасли «Социальная политика» до 2020 года

 

Дата и номер принятия правового акта о разработке программы

Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 № 698-рп (в ред. от 21.07.2014)

Дата и номер правового акта об утверждении программы

Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 664-п

Государственный заказчик-координатор программы

Департамент социального развития Тюменской области

Государственные заказчики программы

Департамент здравоохранения Тюменской области

Департамент образования и науки Тюменской области

Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области

Департамент информатизации Тюменской области

Департамент культуры Тюменской области

ГУ МЧС России по Тюменской области

Главное управление строительства Тюменской области

УФСИН России по Тюменской области

Органы местного самоуправления

Разработчик программы

Департамент социального развития Тюменской области

Цель программы

Содействие повышению социальной обеспеченности и социального благополучия населения Тюменской области

Подпрограммы

·                    Подпрограмма 1 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан, в т.ч. семей, имеющих детей». 

·                    Подпрограмма 2 «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Тюменской области».

·                    Подпрограмма 3 «Повышение качества жизни пожилых людей в Тюменской области «Старшее поколение».

·                    Подпрограмма 4 «Организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в Тюменской области».

·                    Подпрограмма 5 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (Доступная среда)».

Сроки реализации программы

2015–2020 годы

Объёмы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам)

 

Всего: 60 769 198,8 тыс. руб., (из них: областной бюджет – 56 047 163,8 тыс. руб., внебюджетные средства – 4 722 035,0 тыс. руб.) в том числе по годам:

2015 г.

Областной бюджет –  9 403 662,3 тыс. руб.

Внебюджетные средства –  698 748,0 тыс.руб.

2016 г.

Областной бюджет –  10 086 506,3  тыс. руб.

Внебюджетные средства – 758 503,0 тыс.руб.

2017 г.

Областной бюджет –  10 692 402,2  тыс. руб.

Внебюджетные средства – 816 196,0 тыс.руб.

2018 г.

Областной бюджет –  8 621 531,0  тыс. руб.

Внебюджетные средства – 816 196,0 тыс.руб.

2019 г.

Областной бюджет –  8 621 531,0 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 816 196,0 тыс.руб.

2020 г.

Областной бюджет –  8 621 531,0  тыс. руб.

Внебюджетные средства – 816 196,0 тыс.руб.

 

*Кроме этого в рамках финансирования государственных  программ иных ведомств:

-Департамент образования и науки Тюменской области (государственная программа Тюменской области «Основные направления развития образования и науки»:

 2015 г. – 1 000,0 тыс.руб.,

 2016 г.-2020 г – 0,0 тыс.руб.,

 

-Департамент здравоохранения Тюменской области (государственная программа Тюменской области «Основные направления развития здравоохранения»):

2015 г. – 1 000,0 тыс.руб.,

2016 г. – 0,0 тыс.руб.,

 

 - Департамент культуры Тюменской области (государственная программа Тюменской области «Основные направления развития культуры»):

 2015 г. – 2 100,0 тыс.руб.,

 2016 г.-2020 г – 0,0 тыс.руб.,

 

- Департамент по спорту и молодежной политики Тюменской области (государственная программа Тюменской области "Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики":

 2015 г. – 750,0 тыс.руб.,

 2016 г.-2020 г – 0,0 тыс.руб.,

 

- Главное управление строительства Тюменской области (государственная программа Тюменской области «Развитие жилищного строительства», государственная программа Тюменской области «Развитие транспортной инфраструктуры»:

 2015 г.-2020 г. – 0,0 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Повышение социальной обеспеченности и социального благополучия населения Тюменской области

Общая характеристика государственной программы Тюменской области «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» до 2020 года

 

Государственная программа Тюменской области (далее – Программа) разработана на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей».

Перечень полномочий Департамента социального развития Тюменской области закреплён постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.20110 № 385-п «Об утверждении Положения о Департаменте социального развития Тюменской области».

Программа включают в себя все направления отрасли «Социальная политика», обеспечивающие реализацию принятых публичных обязательств субъекта по предоставлению гарантированных мер социальной поддержки и оптимизации сложившейся системы социальной поддержки  с  целью  повышения ее эффективности  и  результативности.

Исходя из приоритетных направлений, целью государственной программы является содействие повышению обеспеченности и социального благополучия населения Тюменской области.

Для решения обозначенной цели мероприятия государственной программы сформированы по наиболее приоритетным направлениям в рамках 5 подпрограмм.

Для каждой подпрограммы сформулированы цель, задачи, показатели и их целевые значения, план мероприятий, за счёт реализации которых предполагается достичь намеченных результатов.

Кроме этого, внутри каждой подпрограммы определены целевые категории  населения Тюменской области и наиболее значимые виды и формы социальной поддержки, которые оказываются в денежном и натуральном выражении, а также в форме услуг и прочих видов социальной поддержки.

Первая подпрограмма направлена на все группы населения (семьи с детьми,  пенсионеры, инвалиды и т.д.), нуждающиеся в социальной помощи, посредством предоставления гарантированных мер социальной поддержки и дополнительных социальных гарантиях (материальная помощь).

Для граждан, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определённого места жительства разработана специальная подпрограмма, предусматривающая комплекс социально-реабилитационных мероприятий, направленных на снижение рецидивной преступности среди осуждённых граждан, а также профилактику бродяжничества и попрошайничества.

Подпрограмма «Старшее поколение» объединяет комплекс мер, обеспечивающих оптимизацию системы социального обслуживания населения с учётом реализации Федерального Закона «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» и внедрения нормативных правовых актов Тюменской области, направленных на повышение качества жизни граждан старшего поколения, сохранение привычных для них условий проживания стационарозамещающими технологиями.

Подпрограмма «Организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в Тюменской области» направлена на формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей.

С целью создания условий для обеспечения инвалидам и другим маломобильных групп населения равного доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, социальным объектам и услугам разработан комплекс мер подпрограммы «Доступная среда», направленный на социальную адаптацию маломобильных граждан.

Существенным фактором, влияющим на повышение качества услуг, оказываемых учреждениями отрасли «Социальная политика», а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность этих учреждений является мотивация работников, прежде всего повышение их заработной платы.

В рамках реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и от 28.12.2012 № 1688, а также с целью обеспечения эффективной реализации всех подпрограммных мероприятий в систему показателей оценки государственной программы заведены показатели по повышению заработной платы отдельных категорий работников, непосредственной оказывающих социальные услуги.

Оценка достижения цели государственной программы Тюменской области производится по результатам мониторинга показателей, входящих в компетенцию Департамента социального развития Тюменской области и характеризирующих уровень социальной обеспеченности и благополучия населения региона.

 

 

 

 

 

 

 

Подпрограмма

«Социальная поддержка отдельных

категорий граждан, в т.ч. семей, имеющих

детей» государственной программы

Тюменской области «Основные

направления развития отрасли

«Социальная политика»

до 2020 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт подпрограммы

«Социальная поддержка отдельных категорий граждан, в т.ч. семей, имеющих детей» государственной программы Тюменской области «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» до 2020 года

Государственный заказчик  –координатор подпрограммы

Департамент социального развития Тюменской области

Государственные заказчики подпрограммы

Департамент социального развития Тюменской области

Разработчик подпрограммы

Департамент социального развития Тюменской области

Цель подпрограммы

Повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, в т.ч. семей, имеющих детей

Задачи подпрограммы

1.          Повышение эффективности системы социальной поддержки населения, снижение социального иждивенчества.

2.          Формирование социальных моделей семейного благополучия.

Сроки реализации подпрограммы

2015–2020 годы

Объемы и источники финансирования подпрограммы (с разбивкой по годам)

Всего: 33 475 367,5 тыс. руб. (из них: областной бюджет – 33 338 185,5 тыс.руб., внебюджетные средства – 137 182,0 тыс.руб.), в том числе по годам:

2015 г.

Областной бюджет –  6 465 816,0 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 21 707,0 тыс.руб.

 

2016 г.

Областной бюджет –  6 557 638,3 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 21 771,0 тыс.руб.

 

2017 г.

Областной бюджет –  6 631 836,2 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 23 426,0 тыс.руб.

 

2018 г.

Областной бюджет –  4 560 965,0 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 23 426,0 тыс.руб.

 

2019 г.

Областной бюджет –  4 560 965,0 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 23 426,0

 

2020 г.

Областной бюджет –  4 560 965,0 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 23 426,0 тыс.руб.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Повышение уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан, снижение социального иждивенчества и сохранение социальной стабильности в регионе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках подпрограммы 

 

Семья, как социальная организация, фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики. Наше будущее, так называемый человеческий капитал, формируется именно в семье.

В Тюменской области семейная политика признана одним из важнейших направлений социальной политики. Здоровая и крепкая семья, в которой воспитываются полноценные члены общества, - это основная составляющая демографической политики государства.

По состоянию на 01.07.2014 года в регионе проживает более 212 тыс. семей с детьми, в них детей более 300 тыс. В общем количестве семей более 16 тыс. семей являются многодетными, около 58 тыс. молодых семей, более 41 тыс.семей являются неполными.

В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (второго этапа – 2011–2015 годы) в регионе реализуется «Комплексная программа демографического развития и повышения качества жизни детей и семей с детьми Тюменской области на 2011–2015 годы», целью которой является создание условий для роста численности населения региона, увеличение ожидаемой продолжительности жизни и повышение качества жизни детей и семей с детьми Тюменской области.

Мероприятия подпрограммы направлены на:

- сохранение и укрепление здоровья населения, внедрение программ здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни населения;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения;

- создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, имеющих детей, в том числе семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- осуществление мер по повышению статуса семьи в обществе, обеспечению привлекательности семейного образа жизни, материнства и отцовства, укреплению семейных традиций и духовного единства поколений;

- реализацию специальных мер по содействию занятости родителей, испытывающих трудности на рынке труда, в том числе воспитывающих детей-инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, многодетных родителей и т.д.

Комплекс мер, реализуемый в регионе, по поддержке семей, способствует ежегодному росту численности семей, имеющих детей. С 2010 года увеличилось количество семей с детьми на 23% (с 171,9 тыс. до 212,8 тыс.) и на 50% число многодетных семей (с 10,7 тыс. до 16,1 тыс.). Наблюдается рост численности молодых семей на 42% (с 40,7 тыс. до 57,9 тыс.).

  В тоже время, доля неполных семей в регионе составляет в среднем 19% от общей численности семей с детьми, проживающих в регионе.

В области наблюдается увеличение количества разводов. Так за период с 2010 года по 2013 год рост составил  18,2% (с 6,6 тыс. до 7,8 тыс.).

Одним из основных направлений реализуемой социальной политики в регионе является социальная поддержка семей, имеющих детей.

В части комплексной организации социальной работы в области используется информационный ресурс «Электронный паспорт семьи». Его внедрение позволяет на основе данных о семьях создавать адресные программы, направленные на решение их проблем, учитывать потребности конкретной семьи при оказании различных видов помощи, разрабатывать и реализовывать эффективные алгоритмы работы с семьями с участием всех заинтересованных структур и ведомств. По состоянию на 01.07.2014 г. в «Электронный паспорт семьи» занесено более 82% семей.

Для своевременного оказания необходимых комплексных услуг детям и семьям с детьми в регионе функционирует оптимальная сеть учреждений социального обслуживания населения (32 ед.):

- комплексные центры социального обслуживания (22 ед.);

- центры социального обслуживания (5 ед.);

- социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних (3 ед.);

- центр  социальной помощи семье и детям «Мария»;

- учреждение дополнительного профессионального образования и развития социальных технологий «Семья».

Социальные услуги предоставляются несовершеннолетним в полустационарной, стационарной формах.

Кроме того, несовершеннолетним, женщинам и семьям предоставляются срочные социальные услуги, а для оказания комплексной помощи в рамках межведомственного взаимодействия осуществляется социальное сопровождение.

С 2015 года многодетным семьям, признанным нуждающимся в социальном обслуживании, будут оказываться социальные услуги на дому.

В Тюменской области в полном объеме реализуются меры государственной поддержки граждан, имеющих детей, установленные на федеральном уровне:   пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком;  единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Наряду с федеральными пособиями семьям с детьми предоставляются дополнительные меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета в виде пособия на детей из малоимущих семей, адресной социальной помощи малоимущим семьям, единовременной материальной помощи на обеспечение полноценным питанием по медицинским показаниям.               Многодетным семьям, среднедушевой доход в которых не превышает 5000 рублей, дополнительно предоставляются бесплатный проезд школьников в общественном транспорте и возмещение 30% оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

Семьям  при рождении (усыновлении) третьего ребенка и последующих детей предоставляется региональный материнский (семейный) капитал, его размер с 2013 года составляет 40 000 рублей.

Кроме того,  семьям с детьми, среднедушевой доход в которых не превышает 20000 рублей,  предоставляется ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2012г. Выплата предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет, ее размер составляет 6300 рублей с учетом государственных ежемесячных пособий, выплачиваемых на ребенка, в отношении которого устанавливается данная выплата.

С 2013 года предоставляется единовременная выплата на приобретение жилого помещения (улучшение жилищных условий) семьям при рождении одновременно трех и более детей. Выплата предоставляется гражданам Российской Федерации, проживающим в Тюменской области в течение 5 лет перед обращением за государственной поддержкой. Размер единовременной выплаты определяется исходя из состава семьи (родители и несовершеннолетние дети) в размере 18 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи и средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Тюменской области.

Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам оказывается адресная социальная помощь в целях выхода на самообеспечение на условиях социального контракта. Такая помощь оказывается для самостоятельного повышения малоимущими семьями своего среднедушевого дохода путем создания и (или) развития личного подсобного хозяйства, занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Особенностью данной технологии является межведомственная координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Тюменской области, администраций муниципальных образований и других заинтересованных структур для оказания стартовой поддержки малоимущим семьям для выхода на самообеспечение и заинтересованности всех структур и ведомств в результативности деятельности. Семьи, ставшие участниками мероприятий по самообеспечению, имеют возможность получить комплексную поддержку - финансовую от органов социальной защиты населения (областной бюджет), содействие в трудоустройстве от центров занятости, лечение от учреждений здравоохранения, улучшенный скот, корма, содействие в реализации собственной продукции от предприятий АПК, муниципалитетов, устройство детей в детские организации от органов образования  и.т.д.

На базе учреждений социального обслуживания населения Тюменской области функционирует около 200 клубов и кружков для несовершеннолетних: творческих, прикладных, музыкальных, литературных, театральных, спортивно-оздоровительных, клубов семейного общения. В течение января-июня 2014 года деятельностью кружков (клубов) охвачено более 7,6 тыс. человек. Все функционирующие клубы и кружки работают с разными возрастными категориями несовершеннолетних. Лидирующую позицию занимают клубы и кружки творческой и прикладной направленности деятельности.

С целью создания условий для формирования благоприятного морально-психологического климата в семье, укрепления и гармонизации внутрисемейных отношений, оказания психологической помощи и консультирования семей различных категорий (многодетных, неполных, молодых) на базе учреждений социального обслуживания населения предусмотрена организация клубов, «Семейных гостиных» и студий. 

Так в течение первого полугодия  2014 года на базе 29 учреждений социального обслуживания населения Тюменской области функционировало 40 клубов семейного общения для совместных занятий детей и взрослых и 26 клубов, направленных на работу только с взрослыми. В работу клубов привлечено около  1,7 тыс. взрослых и более 770 несовершеннолетних. Деятельностью клубов охвачены семьи различных категорий, в т.ч. молодые, многодетный, замещающие, с детьми-инвалидами.

Для оказания своевременной социально-психологической, социально-педагогической помощи семье, находящейся в предразводной ситуации, профилактики разводов во всех муниципальных районах (городских округах) при взаимодействии с отделами ЗАГС специалистами учреждениями социального обслуживания населения реализуется технология «Мы нужны друг другу».

В рамках данной технологии специалистами учреждений социального обслуживания населения проводятся мероприятия с гражданами, вступающими в брак, находящимися в предразводной ситуации, а также с учащимися образовательных учреждений.

Профилактика разводов включает в себя:

- проведение информационно-просветительских мероприятий;

- оказание консультативной помощи по вопросам подготовки к семейной жизни;

- функционирование семейных клубов;

- организацию тренингов, ролевых игр, проведение «круглых столов».

За I полугодие 2014 года в учреждениях социального обслуживания населения оказана консультативная помощь более 610 супружеским парам, из них 69 пар, подавших заявление о расторжении брака. В результате работы специалистов 55 пар забрали заявления о расторжении брака.

С целью оказания своевременной психологической помощи несовершеннолетним и семьям с детьми в городах области функционируют 14 служб психолого-педагогической помощи. Данные службы действуют на базе учреждений дополнительного образования, молодежных клубов, комплексных центров социального обслуживания населения. Работа служб организована в выходные дни и вечернее время, что позволяет получать гражданам психологическую помощь в удобное и свободное от учебы и работы время. Специалистами психолого-педагогических служб оказана психологическая помощь более 360 гражданам, из них около 120 несовершеннолетним.

В целях повышения доступности получения социально-психологических и социально-педагогических услуг семьям, в т.ч. проживающим в отдаленных районах области действует Выездная служба комплексной реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям. Специалисты службы предоставляют услуги по оказанию комплексной социальной реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям, нуждающимся в социальной реабилитации по месту жительства. За январь – июнь 2014 года Службой осуществлено более 1,2 тыс. выездов специалистов, обслужено 4,3 тыс. несовершеннолетних и 2,0 тыс. родителей. 

 

Организация работы с семьями, в т.ч. находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществляется путем оказания комплексной социально-реабилитационной помощи на базе учреждений по работе с семьей и детьми.

Деятельность специалистов учреждений социального обслуживания населения по оказанию поддержки семьям с детьми осуществляется посредством применения социальных технологий и методов работы, в т.ч.:

-   ранняя профилактика социального сиротства,

-   Служба экстренного реагирования;

-   оказание экстренной психологической и правовой помощи посредством Интернет»;

-   технология работы с сетью социальных контактов;

 - оказание реабилитационных услуг родителям с детьми в условиях стационарных отделений областных базовых учреждений».

 

Политика региона направлена на создание благоприятных условий для реализации права каждого ребенка на семейное воспитание.

По состоянию на 01.07.2014 года в Тюменской области проживает 6430 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,07% от детского населения. Около 6 тыс. детей воспитывается в семьях граждан, что составляет 92,4% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В организациях всех типов и видов находятся 492 ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. Основной причиной, затрудняющей устройство этих детей в семьи граждан, является состояние их здоровья - у 50% детей установлена инвалидность, у 38% детей психические заболевания.

В целях поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств федерального и областного бюджетов предоставляются меры социальной поддержки детей и семей.

Ежегодно увеличивается размер выплат на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан. Назначения и выплаты производятся своевременно и в полном объеме. С 01.01.2009 года в области установлена мера социальной поддержки – вознаграждение опекунам (попечителям).

Удалось добиться сокращения количества детей, оставшихся без попечения родителей, в результате лишения родителей родительских прав.

В рамках действующего законодательства 29 организаций, оказывающие социальные услуги, выполняют отдельные полномочия органа опеки и попечительства. 

На базе данных организаций созданы службы сопровождения замещающих семей с целью повышения психолого-педагогической, правовой компетенции  замещающих родителей, профилактики возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения.  Кроме того, в рамках их деятельности проводятся занятия «Школы замещающего родителя», где семьи проходят подготовку, обучение по воспитанию детей, коррекции девиантного поведения подростка, снятию агрессии, тревожности и т.д.

Еще одним видом сопровождения являются Клубы замещающих родителей, в которых опекуны (попечители), приемные родители, сумевшие преодолеть все трудности адаптации ребенка в семье и создавшие благополучную семейную атмосферу, делятся положительным опытом по выстраиванию детско-родительских отношений, умению бесконфликтного общения с детьми.

На уровне области выработаны общие подходы к решению проблемы социального сиротства, это, прежде всего:

·           совершенствование законодательства Тюменской области, регулирующего положения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;

·           развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение численности детей, воспитывающихся в учреждениях государственной опеки;

·           совершенствование мер социальной поддержки детей и семей данной категории;

·           формирование и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и его видеоверсии;

·           участие в общероссийской комплексной информационно - поисковой системе «Видеопаспорт ребенка». Проведение передвижной фотовыставки детей-сирот «Галерея детства». Кроме того, совместно с ГТРК «Регион – Тюмень» реализуется телепроект «Не сирота»;

·           создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранение  ребенку его семьи;

·           мониторинг и контроль за пребыванием детей в приемных семьях, у опекунов (попечителей), патронатных воспитателей, включая межведомственную систему сбора информации о семьях и детях, оставшихся без попечения родителей;

·           широкая пропаганда посредством СМИ семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также активное формирование социальных ценностей населения региона в отношении семейного устройства.

 

В целях обеспечения общественного признания и высокого уважения женщины-матери, родившей и достойно воспитавшей 5 и более детей, поддержки семейного образа жизни, семейных ценностей в Тюменской области учреждена медаль «Материнская слава». Медалью «Материнская слава» награждаются женщины, родившие и достойно воспитавшие, либо продолжающие воспитывать пять и более детей. В рамках празднования Международного Дня семьи в 2014 году состоялось награждение 14 многодетных матерей медалью «Материнская слава», с выплатой единовременного денежного поощрения в размере 50 тыс. рублей. Вручена Благодарность Губернатора Тюменской области  за заслуги в воспитании детей и укрепление семейных традиций 4 многодетным матерям и 12 отцам.

 Многодетные матери, награжденные медалью «Материнская слава», являются ветеранами труда Тюменской области.

Кроме того, государственной наградой – медалью ордена «Родительская слава» награждена одна многодетная семья Тюменской области.

 В 2009 году учрежден Всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», призванный обратить внимание на то, что семья как основной элемент общества была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Ежегодно супружеские пары Тюменской области награждаются общественной наградой-медалью «За любовь и верность». В 2014 году в торжественной обстановке медаль «За любовь и верность» вручена 70 супружеским парам Тюменской области.

В рамках празднования Международного дня семьи, Дня семьи, любви и верности, Дня матери ежегодно на территории муниципальных образований области проводится ряд мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей, повышение престижа семьи (праздничные концерты и гуляния, выставки, конкурсы, социальные акции, мастер-классы и др.), в т.ч. с участием волонтеров.

В рамках информационно-просветительского направления внедряется комплекс методов по организации просвещения молодых людей и будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, культуры сексуального поведения, этики супружеских отношений, психологии общения в браке, планирования семьи.

Пропагандистским направлением предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на повышение статуса семьи в обществе, укрепление семейных традиций и межпоколенных связей, формирование благоприятного морально-психологического климата в семье. В городах и районах области проводятся мероприятия, нацеленные на укрепление института семьи, популяризацию и пропаганду семейных ценностей («круглые столы», родительские конференции и собрания, конкурсы, фестивали и т.д.).

Продолжение активной работы по укреплению института тюменской семьи, общественному признанию социально успешной семьи является базой и для улучшения демографической ситуации в регионе.

Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан является одной из функций органов социальной защиты населения, направленной на поддержание и повышение уровня материального обеспечения граждан в связи с их особыми заслугами перед Отечеством, утратой трудоспособности, малоимущностью, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

В Тюменской области по состоянию на 01.07.2014 года проживает 269,8 тыс. граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством, что составляет 19,1% от общей численности населения Тюменской области. Из них 126,7 тыс. чел. относятся к льготным категориям граждан федерального уровня и 143,1 тыс.чел. – льготным категориям регионального уровня.

К льготным категориям граждан федерального уровня отнесены Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда  полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры  ордена Трудовой Славы и члены их семей, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) участников войны, ветеранов боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды, лица, пострадавшие от воздействия радиации, граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР», иные категории граждан, определенные федеральным законодательством. 

К льготным категориям граждан регионального уровня относятся ветераны труда, труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, участники вооруженных конфликтов, специалисты сельской местности, многодетные малообеспеченные семьи.

Через органы социальной защиты населения льготным категориям граждан предоставляются в соответствии с федеральным и региональным законодательством  возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда, иные ежегодные, единовременные и компенсационные выплаты, в том числе, к праздничным и памятным датам. Все меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, предоставляются в полном объеме и в установленные сроки.

Ежегодно за счет средств областного бюджета осуществляется единовременная выплата ветеранам Великой Отечественной войны к годовщине Победы в Великой Отечественной войны, которая, наряду с ветеранами, предоставляется детям военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны.

За счет средств областного бюджета предоставляются доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, имеющим государственные награды, почетные звания и ведомственные знаки отличия, спортивные награды (по перечню), почетное звание «Почетный гражданин Тюменской области». Гражданам, оставившим государственную гражданскую службу Тюменской области, имеющим стаж государственной гражданской службы не менее 15 календарных лет, предоставляется пенсия за выслугу лет.  Инвалидам вследствие военной травмы, полученной в результате боевых действий при прохождении военной службы по призыву, предоставляется ежемесячное пособие в размере 500, 800 или 1000 рублей в зависимости от группы инвалидности.

Ежемесячное пособие выплачивается родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву при исполнении обязанностей военной службы. Данная мера социальной поддержки распространяется и на родителей, вдов офицеров и прапорщиков (мичманов), военнослужащих рядового состава, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) при прохождении военной службы в ходе вооруженных конфликтов на территории России, республик бывшего СССР и иностранных государств, а также на родителей и вдов сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предусмотрено предоставление единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета, в том числе, в рамках реализации наказов избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы. Предусмотрены основания и условия предоставления материальной помощи. Материальная помощь предоставляется на преодоление последствий пожаров; на ремонт, газификацию, благоустройство жилых помещений; на приобретение топлива, продуктов питания, одежды и обуви, в том числе для детей; на приобретение бытовых предметов, необходимых для жизнеобеспечения граждан, не способных к самообслуживанию в связи с болезнью, инвалидностью, преклонным возрастом; на ремонт жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Размер материальной помощи определяется индивидуально, в зависимости от факта трудной жизненной ситуации.

С 2013 года материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется на условиях взаимных обязательств (социального контракта). Социальный контракт предусматривает обязательство получателя материальной помощи по использованию собственного потенциала (или потенциала своей семьи) для преодоления трудной жизненной ситуации: возможность софинансирования, использование личного (семейного) труда, и т.д.  В настоящее время договор о взаимных обязательствах  (социальный контракт) заключается в 73 случаях предоставления материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Одним из видов социальной поддержки является предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Полномочие по предоставлению субсидий передано на муниципальный уровень, при этом координацию работы по предоставлению данной меры социальной поддержки осуществляет департамент социального развития Тюменской области.

Субсидии предоставляются в денежной форме. Для одиноко проживающих пенсионеров и нетрудоспособных инвалидов в Тюменской области вдвое увеличена (с 18 до 36 кв.м.) социальная норма площади жилого помещения, применяемая при расчете субсидии. В целях компенсации гражданам расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, одновременно с повышением тарифов индексируются меры социальной поддержки, а также пересматриваются региональные стандарты стоимости жилья, применяемые при начислении субсидий.

Между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), Правительством Тюменской области и Автономным учреждением социального обслуживания населения Тюменской области «Центр социальной помощи семье и детям «Мария» заключено Соглашение от 18 апреля 2014 г. №4-РП6-НС о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Программы.

Общий объем денежных средств в виде гранта на 2014 год на выполнение мероприятий Программы составляет 9 806 070 руб. В рамках Соглашения Фондом перечислено 6 864 250 руб.

Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы 

Целью подпрограммы является:

Повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, в т.ч. семей, имеющих детей.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1.  повышение эффективности системы социальной поддержки населения, снижение социального иждивенчества;

2.  формирование социальных моделей семейного благополучия.

 

Срок реализации подпрограммы: до 2020 года. В связи с тем, что запланированные мероприятия выполняются ежегодно, этапы реализации подпрограммы не предусмотрены.

 

Раздел 3. Система основных программных мероприятий

 

В рамках достижения цели предусматривается комплекс следующих мероприятий:

·      Обеспечение выплаты социальных пособий, денежных компенсаций, доплат, единовременной материальной помощи и других мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

·      Мероприятия, направленные на организацию предоставления мер социальной поддержки и поддержку общественных организаций ветеранов.

·      Реализация мероприятий по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия.

·      Организация работы по созданию условий для формирования благоприятного  морально-психологического климата в семье,  укреплению и гармонизации внутрисемейных отношений.

·      Награждение многодетных матерей медалью «Материнская слава» с выплатой единовременного государственного пособия.

·      Повышение качества и доступности социальных услуг для семей с детьми с учетом оценки индивидуальной нуждаемости в конкретной помощи.

·      Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с целью создания условий для их полноценного развития и воспитания.

 

Раздел 4. Финансовое обеспечение подпрограммы

 

Основными источниками финансового обеспечения подпрограммы являются средства областного и федерального бюджетов. Средства федерального бюджета поступают в виде субвенций в областной бюджет на исполнение полномочий РФ (на возмещение расходов на оплату  жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан федерального уровня (ветеранам войны, инвалидам, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации), на ежегодную денежную выплату почетным донорам и др.).

Финансовое обеспечение выполнения мероприятий подпрограммы потребует всего:


33 475 367,5 тыс. руб. (из них: областной бюджет – 33 338 185,5 тыс.руб., внебюджетные средства – 137 182,0 тыс.руб.), в том числе по годам:

2015 г.

Областной бюджет –  6 465 816,0 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 21 707,0 тыс.руб.

 

2016 г.

Областной бюджет –  6 557 638,3 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 21 771,0 тыс.руб.

 

2017 г.

Областной бюджет –  6 631 836,2 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 23 426,0 тыс.руб.

 

2018 г.

Областной бюджет –  4 560 965,0 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 23 426,0 тыс.руб.

 

2019 г.

Областной бюджет –  4 560 965,0 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 23 426,0

 

2020 г.

Областной бюджет –  4 560 965,0 тыс. руб.

Внебюджетные средства – 23 426,0 тыс.руб.

 

 

Финансирование подпрограммы составлено с учетом численности получателей мер социальной поддержки и установленных объемов и размеров выплат мер социальной поддержки.

 

Раздел 5. Ожидаемые конечные результаты и показатели подпрограммы

 

Реализация подпрограммы  позволит:

- провести работу по обеспечению своевременности и полноты предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

- создать условия для повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан и сохранить социальную стабильность в регионе.

Выполнение программных мероприятий будет способствовать:

·                          предоставлению мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на них в соответствии с действующим законодательством, своевременно и в полном объеме;

·                          повышению адресности социальной помощи и льгот с учетом уровня доходов получателей соответствующих видов социальной поддержки;

·                          снижению численности малоимущих граждан.

Для оценки эффективности реализации мероприятий подпрограммы используется следующие показатели:

1.  Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации, %

2.  Доля граждан получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения, %;

3.  Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, %;

4.  Доля перевезенных несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, в общей численности несовершеннолетних, нуждающихся в перевозке в места постоянного проживания, %;

5.  Доля семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, связанной с социальным неблагополучием, %.

 

Раздел 6. Оценка неблагоприятных факторов реализации подпрограммы


Информация по документу
Читайте также