Расширенный поиск
Постановление Правительства Тюменской области от 19.10.2015 № 485-п
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень
В постановление Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 698-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года» внести следующие изменения: приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. Губернатор области В.В. Якушев
Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года г. Тюмень 2015 г. ПАСПОРТ Государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года
Введение Государственная программа разработана в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Тюменской области, в том числе направленными на обеспечение условий для развития и модернизации региональной системы образования. Система образования среди других отраслей социальной сферы региона наиболее мобильна и в большей степени способна не только адаптироваться к требованиям быстро меняющейся социальной среды, но и работать на опережение, создавая фундамент для успешного развития в будущем. При любом сценарии социально-экономического и политического развития общества главным залогом его конкурентоспособности и прогрессивности является качество человеческого потенциала. Это позволяет рассматривать образование как потенциальный локомотив развития социальной сферы, одну из приоритетных точек роста в социально-экономическом развитии области. На основе программно-целевого подхода к реализации государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» в системе образования в течение последних лет были реализованы следующие направления: - обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального положения и состояния здоровья обучающихся; - модернизация организационно-правовых и финансовых принципов управления, укрепление и развитие материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений; - внедрение информационно-коммуникационных технологий; - ориентация системы образования на запросы общества и потребности регионального рынка труда. Поставленные цели и задачи реализованы в полном объеме. В качестве первоочередных решались вопросы обеспечения материально-технических и организационно-правовых и финансовых условий функционирования образовательных учреждений. Это было обусловлено ситуацией социально-экономической нестабильности, демографическим спадом и другими негативными факторами общественного развития, которые требовали принятия оперативных управленческих решений и их чёткого исполнения. Благодаря структурированию программы по формальному образовательно-уровневому принципу обеспечивалась высокая эффективность административного регулирования и быстрое достижение положительных, востребованных сообществом результатов реформирования. Это позволило системе образования успешно преодолеть период социально-экономического спада, продолжая стабильное прогрессивное развитие. В настоящее время многие проблемы решены, регион вышел на новую ступень инновационного развития. Вследствие этого система регионального образования также требует качественных изменений по ряду позиций, чтобы в полной мере соответствовать перспективным потребностям и новым вызовам социально-экономического развития общества. В частности, эффективность управления сегодня во многом зависит от соблюдения содержательной и технологической преемственности в управленческой и педагогической практике, мобильного реагирования на изменения в организации образовательного процесса на разных ступенях образования, от комплексного подхода к решению ключевых отраслевых задач, от своевременности нормативно-правового обеспечения. Это предполагает переход от принципа целевых установок по уровням образования (дошкольное, общее, профессиональное) к определению единых по содержанию задач, реализуемых совместными усилиями на всех уровнях образования, обеспечивая тем самым комплексный подход, синхронизацию действий и объединение ресурсов, а главное, достижение результата, ожидаемого обществом от системы образования в целом. В дополнение к целям и задачам, решаемым в предыдущем периоде, в настоящее время предстоит переход от приоритета институциональных реформ и развития инфраструктуры, как условий современной образовательной среды, к достижению образовательных результатов нового качества. Главным мерилом эффективности сферы образования становится успешное развитие и социализация личности на протяжении всей жизни. Для этого уже сегодня необходимо акцентировать внимание на формировании у детей и молодёжи системы современных социальных и технологических компетенций, обеспечивающих непрерывное развитие и успешное жизнеустройство на основе духовно-нравственной зрелости, высокого уровня конкурентоспособности, гражданской активности и позитивных жизненных устремлений. Организационно-правовой основой реализации данных установок государственной политики в Тюменской области в сфере образования должна стать государственная программа Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года», обеспечивающая преемственность развития регионального образования и направленная на решение актуальных вопросов стратегического характера. Данная государственная программа, основанная на комплексном (сквозном) подходе к постановке и решению задач, объединяющем все уровни и субъекты образования, как равноправных партнёров образовательной практики, в качестве ключевых приоритетов развития предусматривает: · реализацию принципов опережающего проектного управления; · смещение акцента с реформирования организационно-финансовых основ функционирования образовательной системы на обновление содержания и технологий обучения и воспитания с учётом единства всех субъектов образования (дети, педагоги, семья, общество); · новые требования к результатам образовательной деятельности, способным противостоять вызовам постоянно меняющейся культурной, социальной, технологической среды современного общества и противостоять негативным влияниям; · осуществление и учет не только результатов развития личности, её социализации, но и формирования человеческого капитала экономики знаний, сбережения и развития культуры и «человека культуры». При этом необходимым условием эффективной реализации государственной программы является отражение её целевых установок, организационных подходов, содержательных приоритетов и ключевых мероприятий в отраслевых муниципальных программах и программах развития каждого образовательного учреждения. Таким образом, настоящая государственная программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное настоящим и перспективным потребностям развивающейся личности, государства и общества. Успешная реализация государственной программы посредством достижения стратегических целей и задач, определенных нормативными правовыми актами в сфере образования, принятыми на федеральном и областном уровнях, позволит добиться успешного развития региональной образовательной системы. Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Развитие системы образования основывается на федеральных и региональных актах, определяющих правовые, организационные и экономические основы образования, а также стратегические направления реформирования и концепции развития образовательных учреждений. Государственная программа подготовлена с учетом целей и задач, представленных в следующих правовых актах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2227-р; План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года №1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28 мая 2014 года № 3241п- П8; Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №61; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Приоритетные направления государственной политики в сфере образования в Тюменской области определены следующими правовыми актами: Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25 мая 2009 года №652-рп; Комплексом мер по модернизации общего образования Тюменской области в 2013 году и период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Тюменской области от 18 марта 2013 года № 312-рп; Планом мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг, утвержденным распоряжением Правительства Тюменской области от 6 марта 2013 года № 306-рп. Полномочия органов государственной власти в сфере образования определены: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Законом Тюменской области от 05.07.2013 № 63 «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области»; Постановлением Правительства Тюменской области от 30.05.2005 № 55-п «Об утверждении Положения о Департаменте образования и науки Тюменской области». Согласно положениям федеральных и региональных актов, определяющим направления долгосрочного перспективного социально-экономического развития, полномочия органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, главной целью, поставленной перед отраслью образования, является повышение качества жизни населения, обеспечение доступности качественного и непрерывного образования, соответствующего тенденциям развития современного общества и региональной экономики. Региональная образовательная система прошла несколько масштабных этапов модернизации, в ходе которой были сформированы и реализуются организационно-управленческие, правовые и финансовые механизмы, обеспечивающие доступное качественное образование, а именно: · своевременная разработка и принятие правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, на региональном и муниципальным уровнях; · программно-целевой метод управления, ориентированный на бюджетирование по результатам деятельности; · отраслевая система оплаты труда и нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, включая финансирование реализации государственного стандарта образования в негосударственных учреждениях; · комплексный мониторинг результативности работы и эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов учреждений, по итогам которого осуществляется: - структурная и организационно-правовая реорганизация учреждений, - формирование и рациональное использование кадрового резерва, - укрепление материально-технического состояния, - развитие информационно-образовательной среды; · внедрение региональной системы оценки качества образования; · создание органов государственно-общественного управления и независимой оценки качества образования; · введение единой диагностики уровня развития профессиональных компетенций педагогов в целях формирования индивидуальной траектории непрерывного повышения квалификации педагогов; · повышение социального статуса педагогов. Благодаря полномасштабному и комплексному внедрению вышеназванных механизмов за сравнительно короткий период удалось достичь значимых эффектов в развитии отрасли: - повышение качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями; - ориентация участников образовательного процесса на конечный результат, соответствующий современному заказу системе образования со стороны гражданского общества; - целевое расходование, достижение прозрачности и выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и образовательных учреждений; - повышение эффективности использования внутренних резервов отрасли; - формирование конкурентной образовательной среды; - совершенствование технологий и программ обучения, воспитания, развития, повышение образовательного уровня выпускников; - вовлечение в полноценную жизнедеятельность детей и подростков, испытывающих трудности с интеграцией в обществе (детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, мигрантов, несовершеннолетних с девиантным поведением и др.); - корректировка содержания и форм переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, - повышение роли общественных институтов в развитии образовательной системы региона, целенаправленное формирование социального заказа системе образования; - расширение открытости и доступности образовательных учреждений, формирование объективной оценки результатов деятельности педагогов и образовательных учреждений. Региональная система образования продолжает участвовать на условиях бюджетного софинансирования в таких федеральных программах и проектах, как: · Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, представляющая комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011-2015 годы, модернизацию всех уровней образования; · приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого реализуются мероприятия по следующим направлениям: - денежное поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, - государственная поддержка талантливой молодёжи, повышение уровня воспитательной работы в школе, - развитие технической основы современных информационных образовательных технологий, включая подключение школ к сети Интернет, - организация дистанционного образования детей; · «Комплексный проект модернизации общего образования», который охватывает ключевые стороны развития отрасли, в том числе повышение заработной платы педагогическим работникам, обновление автобусного парка, профессиональную переподготовку и повышение квалификации учителей, модернизацию школ путем организации дистанционного обучения, увеличение пропускной способности и оплату Интернет-трафика; · «Доступная среда» - проект направлен на увеличение числа образовательных организаций, в которых создаются все необходимые условия для обучения детей-инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН), развитие системы информационно-методического и кадрового обеспечения в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов. В настоящее время определены 14 базовых школ и 10 средних профессиональных образовательных организаций для обеспечения доступности и техническими средствами адаптации данной категории населения, запланирована поставка необходимого учебно-наглядного, медицинского оборудования, автомобильного транспорта. Осуществляется сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». · Предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (возмещение части затрат ипотечного кредита учителям общеобразовательных учреждений). · Предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования. В 2014 году Тюменская область продолжит участие в программе по модернизации системы дошкольного образования, планируется подписание соответствующего Соглашения. Продолжается разработка мероприятий по взаимодействию с частными инвесторами, осуществляющими застройку новых жилых микрорайонов с целью своевременного создания образовательной инфраструктуры, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Так, в 2013 году – январе 2014 года на основе государственно-частного партнерства было построено и введено в эксплуатацию 10 объектов образования. В целом, в Тюменской области ведется системная работа, направленная на создание условий для осуществления непрерывного, доступного, качественного обучения, воспитания и развития, формирования комфортной и безопасной социальной среды для детей и молодежи на всех уровнях образования. Обеспечение устойчивого развития отрасли осуществляется как на региональном, так и муниципальном уровнях. По итогам результатов оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области за 2013 год Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» признана эффективной. Финансовое обеспечение областной целевой программы в 2013 году составило 21 709 829,5 тыс. рублей, что составляет 99,4 % от планового объема финансирования областной целевой программы. Все 43 показателя областной целевой программы достигли своих плановых значений. 1.1. Характеристика сети и основных результатов работы образовательных и научных организаций Всего по состоянию на 01.01.2014 года в Тюменской области функционирует более 1,6 тыс. образовательных организаций различных уровней образования и подведомственности. Структура сети образовательных организаций области соответствует запросам населения. Обобщенная информация представлена в таблице 1. Таблица 1
За последние шесть лет сеть учреждений и организаций продолжала изменяться (таблица 2). Это связано в большей степени с укрупнением учреждений, образованием широкой сети филиалов, структурных подразделений. Процедура закрытия осуществлялась в основном в отношении учреждений для детей-сирот, что связано с активным развитием различных форм семейного жизнеустройства и, как следствие, резким снижением данного контингента детей. В системе дошкольного и общего образования динамика сети связана с процессами реорганизации в форме объединения учреждений с целью оптимизации системы управления, материально-технического и кадрового обеспечения, бюджетного финансирования. Кроме того, после открытия новых и возврата в сеть зданий дошкольных учреждений, ранее используемых не по назначению, оставались невостребованными и закрывались дошкольные группы кратковременного пребывания при школах, так как родители предпочитали переводить детей во вновь созданные «полнодневные» группы стационарных детских садов. В системе профессионального образования сокращение количества учреждений связано в большей степени с объединением учреждений и образованием на их базе структурных подразделений-отделений. Таблица 2
Следует отметить, что в рамках реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в целях усиления профилизации образовательных учреждений, повышения качества подготовки кадров, укрепления материально-технической базы, расширения направлений и форм профессионального образования в течение летнего периода 2013 года проведена реорганизация сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Сформированная новая образовательная инфраструктура подготовки кадров соотносится с зонами «опережающего роста» экономики региона и обеспечивает развитие новых, «прорывных» направлений деятельности. Реорганизация сети профессиональных образовательных учреждений осуществлялась через: · реорганизацию образовательных учреждений среднего профессионального образования путем присоединения к ним образовательных учреждений начального профессионального образования в качестве отделений, в том числе с последующим переводом обучающихся в другие близлежащие образовательные учреждения (отделения) среднего профессионального образования; · создание образовательных учреждений среднего профессионального образования путем объединения и присоединения в качестве отделений, учебных баз практики, учебных полигонов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования; · дальнейшую профилизацию образовательных учреждений среднего профессионального образования посредством расширения перечня специальностей, направлений и форм подготовки. В результате проведенных мероприятий сформирована новая территориально-образовательная структура сети профессионального образования, включающая два типа профессиональных образовательных организаций: многопрофильные и монопрофильные (отраслевые) организации, в том числе: Ш 6 многопрофильных образовательных учреждений: - Западно-Сибирский государственный колледж; - Тобольский многопрофильный колледж; - Голышмановский агропедагогический колледж; - Заводоуковский агропромышленный техникум; - Нижнетавдинский многопрофильный техникум; - Ишимский политехнический техникум. Ш 9 профильных образовательных учреждений: - Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства; - Тюменский лесотехнический техникум; - Тюменский педагогический колледж №1; - Тюменский торгово-экономический техникум; - Тюменский колледж транспорта; - Тюменский железнодорожный колледж; - Тюменский колледж водного транспорта (без филиала в п.Сумкино); - Ялуторовский аграрный колледж; - Ишимский сельскохозяйственный техникум. В структуре сети определены «базовые организации», в основе образовательной деятельности которых заложены новые принципы подготовки кадров для стратегических и приоритетных отраслей Тюменской области: · для агропромышленного комплекса – на базе Ялуторовского аграрного колледжа, Заводоуковского агропромышленного техникума, Ишимского сельскохозяйственного техникума; · для лесного комплекса – на базе Тюменского лесотехнического техникума; · для строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства – на базе Тюменского городского техникума строительной индустрии и городского хозяйства; · для транспортного комплекса – на базе Тюменского колледжа транспорта, Тюменского колледжа водного транспорта, Тюменского железнодорожного колледжа; · для пищевой промышленности – на базе Западно-Сибирского государственного колледжа; · для рынка потребительских услуг – на базе Торгово-экономического техникума. · для сферы образования – на базе Тюменского педагогического колледжа. Согласно долгосрочным ориентирам развития, заданным Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в 2013 году перед вузом субъекта, Тюменской государственной академией мировой экономики, управления и права, также были поставлены новые задачи, связанные с усилением деятельности по реализации актуальных для региона дополнительных профессиональных программ, в том числе обеспечивающих управление, юридическое и организационно-финансовое сопровождение развития важных для региона отраслей экономики и социальной сферы. Начиная с 2007 года, в области прослеживается значительный прирост численности детского населения, особенно в городской местности (таблица 3). Это свидетельствует о преодолении многих негативных внешних и внутренних социально-экономических факторов, в том числе отрицательной демографической динамики, снижения численности контингента образовательных учреждений, замедления темпов развития кадровых ресурсов. Таблица 3
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|