Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 22.12.2005 № 1107-ПППРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 05.10.2009 г. N 1152-ПП) В целях реализации Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797) с изменениями, внесенными Федеральными законами от 13 января 1996 года № 12-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150), от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст. 5341), от 20 июля 2000 года № 102-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 30, ст. 3120), от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 33, ст. 3348), от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 1 (часть 1), ст. 2), от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 53 (часть 1), ст. 5030), от 13 февраля, 2002 года № 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 7, ст. 631), от 21 марта 2002 года № 31-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 12, ст. 1093), от 25 июня 2002 года № 71-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2517), от 25 июля 2002 года № 112-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3029), от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52 (часть 1), ст. 5132), от 10 января 2003 года № 11-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 163), от 7 июля 2003 года № 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2892), от 8 декабря 2003 года № 169-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4855), от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 52 (часть 2), ст. 5038), от 5 марта 2004 года № 9-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 10, ст. 835), от 30 июня 2004 года № 61-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 года № 122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607), от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (часть 1), ст. 25), от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 19, ст. 1752), от 18 июля 2005 года № 92-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (часть 1), ст. 3103), от 21 июля 2005 года № 100-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30 (часть 1), ст. 3111), Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2000 № 13-П (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 44, ст. 4399), Областного закона от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 № 124) с изменениями, внесенными Законами Свердловской области от 23 июня 2004 года № 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 № 162), от 27 декабря 2004 года № 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 № 356-359), от 14 июня 2005 года № 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 № 170-171), Правительство Свердловской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области (прилагается). 2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) обеспечить создание условий реализации регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области. 3. Рекомендовать Свердловскому областному Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) (Семенов В.Н.) содействовать развитию социального партнерства между работодателями и учреждениями начального и среднего профессионального образования в целях качественной подготовки специалистов с учетом требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области. 4. Считать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 27.01.97 № 50-п "Об утверждении Модели профессиограммы специалиста - выпускника учреждения начального профессионального образования" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, № 1, ст. 664). 4-1. Установить, что настоящее постановление применяется к отношениям до завершения обучения лиц, зачисленных в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами в срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 184-ФЗ. (Дополнен - Постановление Правительства Свердловской области от 05.10.2009 г. N 1152-ПП) 5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на министра общего и профессионального образования Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Нестерова В.В. Председатель Правительства Свердловской области А.П.Воробьев г. Екатеринбург 22 декабря 2005 года № 1107-ПП Утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2005 г. № 1107-ПП РЕГИОНАЛЬНЫЙ (ОБЛАСТНОЙ) КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Разработан по заказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Разработчики: Ларионов В.Н. - к.ф-м.н., профессор, проректор по организационной работе, информатизации и дистанционному обучению Уральского государственного университета имени А.М. Горького, действительный член Академии информатизации образования, действительный член Академии профессионального образования, руководитель ВНИК Агафонов В.Г. - заместитель начальника отдела профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Гайнанова О.В. - к.п.н., директор Института развития регионального образования Свердловской области Ждановских М.И. - к.с.н., заместитель директора Новоуральского профессионального лицея Коновалова Ю.В. - заместитель директора Екатеринбургского торгово-экономического техникума Лебедева Г.Л. - ведущий специалист отдела профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Таршис Т.А. - заместитель директора Уральского техникума ремесленников-предпринимателей Усова Т.И. - заведующая методическим отделом филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Березовский Шавалиев А.Н. - главный специалист отдела профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Шакирова Е.Б. - заместитель директора по научно-методической работе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Березовский Рецензенты: Олейникова О.Н. - д.п.н., директор Центра изучения проблем профессионального образования Посталюк Н.Ю. - д.п.н., профессор, директор Центра профессионального образования Самарской области Гейн А.Г. - д.п.н., профессор, декан факультета повышения квалификации Уральского государственного университета имени А.М. Горького Князева О.В. - к.ф.н., заместитель директора Новоуральского профессионального лицея Проект регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования одобрен решением коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2005 № 11/1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области разработан в соответствии с пунктом 8 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", пунктом 3 статьи 5 Закона Свердловской области от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета" от 22.07.98 № 124) с изменениями, внесенными Законами Свердловской области от 23 июня 2004 года № 16-ОЗ ("Областная газета" от 26.06.2004 № 162), от 27 декабря 2004 года № 225-ОЗ ("Областная газета" от 29.12.2004 № 356-359), от 14 июня 2005 года № 54-ОЗ ("Областная газета" от 15.06.2005 № 170-171), пунктом 3.1.4 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12.10.98 № 1046-п "Об утверждении положений о министерствах Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2355) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 30.12.98 № 1341-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2356), от 09.04.99 № 435-п (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2357), от 29.07.99 № 875-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2358), от 25.01.2000 № 60-ПП, от 11.02.2000 № 100-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2359), от 16.05.2000 № 381-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004 № 12-4, ст. 2360), от 16.06.2000 № 489-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, № 6, ст. 565), от 09.11.2000 № 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-4, ст. 2361), от 22.03.2001 № 188-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 3, ст. 437), от 29.03.2001 № 214-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 3, ст. 455), от 18.07.2001 № 494-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 7-1, ст. 1002), от 24.07.2001 № 514-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 7-1, ст. 1019), от 13.11.2001 № 760-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, № 11, ст. 1254), от 14.05.2002 № 317-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 5, ст. 611), от 10.06.2002 № 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 6-1, ст. 854), от 23.07.2002 № 966-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 7-1, ст. 1090), от 28.10.2002 № 1311-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, № 10, ст. 1296), от 17.01.2003 № 25-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, № 1, ст. 44), от 06.02.2003 № 56-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, № 2, ст. 112), от 05.05.2003 № 260-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, № 5, ст. 408), от 26.05.2004 № 391-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 6-1, ст. 783), от 31.08.2004 № 817-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 8-1, ст. 1134), от 02.09.2004 № 822-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 95, ст. 1404), от 20.10.2004 № 997-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 10-1, ст. 1567), от 15.12.2004 № 1124-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2004, № 12-2, ст. 2282), от 06.07.2005 № 540-ПП ("Областная газета от 13.07.2005 № 207-208). Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области направлен на реализацию полномочий Свердловской области как субъекта Российской Федерации в части определения дополнительных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных организациях и учреждениях, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, на основе учета особенностей и тенденций социально-экономического развития Свердловской области. В качестве дополнительных требований к результату профессионального образования выступают компетенции, содержание которых определяется спецификой развития социально-экономической сферы Свердловской области. Освоение компетенций выпускниками профессиональной школы является условием достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях. Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования - "образования в течение всей жизни", принятую мировым сообществом (Болонский, Копенгагенский процессы). Подход к стандартизации, основанный на компетенциях, и понимание необходимости непрерывного профессионального образования позволили создать единый региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и среднего профессионального образования. Требования работодателей к персоналу в различных секторах экономики Свердловской области охватывают широкий диапазон компетенций. В условиях многопрофильной экономики региона квалифицированный работник (специалист) должен сочетать в себе готовность к выполнению как профессиональных, так и социально-ориентированных функций, что позволит ему быть социально и профессионально успешным. С экономических позиций обозначенный подход к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области как интенсивно развивающемся и инвестиционно привлекательном регионе России направлен на обеспечение необходимых темпов социально-экономического развития и рассматривается как одно из условий достижения конкурентных преимуществ товаров и услуг, производимых в регионе, на внутреннем и внешнем рынках. Ожидаемый социальный эффект от введения настоящего регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов в системе начального и среднего профессионального образования проявится в повышении уровня благосостояния жителей области. Программные документы федерального уровня в сфере образования, Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, тенденции развития Свердловской области и образовательные потребности ее жителей определяют следующие социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования Свердловской области: 1) содействие развитию и размещению производительных сил Свердловской области посредством повышения потенциала системы профессионального образования; 2) обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения области, трудоустройства выпускников образовательных организаций и учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы; 3) достижение соответствия квалификационного уровня работников изменившимся требованиям работодателя; 4) развитие социального партнерства между сферой бизнеса и сферой начального и среднего профессионального образования для совместного решения задач по кадровому обеспечению хозяйственного комплекса Свердловской области; 5) содействие развитию малого предпринимательства в Свердловской области; 6) содействие кадровому обеспечению производства товаров и услуг как условие повышения готовности экономики Свердловской области к предстоящему вступлению России во Всемирную торговую организацию; 7) содействие развитию образовательного сообщества учреждений профессионального образования Свердловской области, обеспечивающего повышение качества образования; 8) развитие форм социального диалога и социальной ответственности за качество результата образования в Свердловской области; 9) содействие развитию институтов гражданского общества; 10) содействие включенности человека в разнообразие социокультурного пространства; 11) содействие реализации молодежной политики в Свердловской области. Социально-экономические ориентиры стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования в своей совокупности направлены на обеспечение социальной и экономической безопасности Свердловской области. Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает дополнительные требования к содержанию профессиональных образовательных программ и уровню подготовки специалистов в государственных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области и реализующих программы начального и среднего профессионального образования. Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Свердловской области, несут ответственность за невыполнение требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования в порядке, установленном законодательством. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования имеет рекомендательный характер для государственных учреждений профессионального образования федерального ведения, а также для негосударственных образовательных учреждений (организаций). Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования утверждается Правительством Свердловской области и вводится в действие в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Предлагаемый подход к стандартизации начального и среднего профессионального образования на областном уровне является преемственным образовательно ориентированной профессиографии, и, в то же время, учитывает современные (мировые, отечественные, областные) тенденции развития профессионального образования. В Модели профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области 27.01.97 № 50-п (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, № 1, ст. 664), структура и содержание профессиональной компетентности дополнялись ценностными и социальными параметрами. Профессиографический подход заключался в возможности описания стандартной модели квалифицированного работника, ориентации педагогических работников на использование целенаправленных методов достижения выпускником уровня компетентности. Реально существующие условия социально-экономического развития Свердловской области и тенденции развития профессионального образования в мировой практике обусловили необходимость учета логики процесса профессиональной деятельности и изменений представлений потребителей о конечных результатах профессиональных образовательных программ. Основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования в Свердловской области является "компетенция". Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно-ориентированной парадигмы образования. Задачами регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования являются: 1) установление на уровне области требований к содержанию основных профессиональных образовательных программ и уровню подготовки выпускников в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области; 2) установление дополнительных региональных (областных) требований к уровню образованности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования; 3) обеспечение единого методологического подхода к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области; 4) регулирование отношений субъектов в сфере образования Свердловской области на этапах введения и реализации стандарта. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования разработан в дополнение к федеральному компоненту с учетом стратегических задач социально-экономического развития Свердловской области и направлен на выполнение следующих функций: 1) обеспечение унификации региональных (областных) требований к результату начального и среднего профессионального образования на территории Свердловской области; 2) обеспечение правового регулирования отношений в сфере начального и среднего профессионального образования; 3) сбережение здоровья обучающихся в образовательном процессе; 4) обеспечение нормативных оснований проектирования образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом региональных требований к результату образования; 5) привлечение работодателей, их ассоциаций (объединений) к системе контроля образовательных достижений обучающихся (выпускников), фиксируемых в региональном сертификате установленного образца; 6) мотивирование образовательных учреждений к развитию содержания профессионального образования с учетом тенденций изменения производственно-экономической сферы в Свердловской области; 7) мотивирование потенциальных работодателей к инвестиционной деятельности, направленной на развитие системы начального и среднего профессионального образования Свердловской области; 8) обеспечение нормативных и содержательных оснований мониторинга профессионального становления личности обучающегося; 9) обеспечение организационно-содержательных оснований развития комплекса условий (кадровых, материально-технических, информационных) реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования; 10) обеспечение преемственности профессиональных образовательных программ как условие непрерывного профессионального образования на территории Свердловской области. В основу регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования положены следующие принципы: 1) принцип научности и практикоориентированности профессионального образования, выражающегося, с одной стороны, в использовании научных методов исследования профессиональной деятельности для идентификации компетенций, а, с другой стороны, в максимально полном учете современных требований работодателей к квалифицированному специалисту; 2) принцип непрерывности образования на основе преемственности стандартов, доступности освоения профессиональных образовательных программ различного уровня и направленности, гибкости и вариативности профессиональных образовательных программ, направленности содержания подготовки работника к решению социальных проблем общества; 3) принцип интеграции, предполагающей сопряженность компетенций различного уровня, разработку многоуровневых образовательных программ начального и среднего профессионального образования; 4) принцип паритетности, выражающейся в наличии связей образовательных структур с субъектами рынка труда, социальными партнерами в сфере экономики для совместного решения проблем качества профессионального образования; 5) принцип прозрачности, предполагающей диагностичность результатов профессионального образования, адекватность механизмов оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника) подходу, основанному на компетенциях, сочетание внешней оценки и самооценки обучающегося (выпускника). Обозначенные принципы стандартизации в системе начального и среднего профессионального образования Свердловской области выступают для этих подсистем единой методологической основой обеспечения качества образования, определяют структуру регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, технологию регионализации содержания профессионального образования, вариативность профессиональных образовательных программ как условия реализации политики "образования на протяжении всей жизни". Раздел 2. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО (ОБЛАСТНОГО) КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ) Сущность регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования заключается в использовании подхода, основанного на компетенциях, с учетом отражения региональных процессов в социально-экономической сфере, международного и российского опыта в системе профессионального образования. Структура регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования определяется: 1) дополнительными требованиями к результату образования (компетенциями) относительно уровней квалификации, установленных федеральными органами в сфере образования; 2) уровнями достижения образовательного стандарта обучающимися; 3) соотношением уровня квалификации и уровня профессиональной деятельности. Под компетенцией понимается способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий. Компетенция выступает в образовательном стандарте в качестве: 1) единичной цели, позволяющей структурировать содержание образования; 2) элемента содержания образования, позволяющего построить гибкую образовательную программу; 3) целевого ориентира выбора педагогом образовательных технологий; 4) предмета оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника), в том числе в рамках его аттестации. Структура компетенции включает в себя: 1) умение (функция, вид деятельности) как основу компетенции; 2) базовые знания, обеспечивающие усвоение умения (функции, вида деятельности); 3) отношение к применению умения (функции, вида деятельности) в профессиональной деятельности. Овладение обучающимся профессиональными компетенциями определяет уровень профессиональной образованности выпускника и уровень его квалификации с учетом региональных требований. Достижение профессиональной образованности обучающегося (выпускника) обеспечивается интеграцией трех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных, ключевых. Специальные компетенции - уникальные для каждой профессии компетенции, способствующие достижению конкурентных преимуществ в условиях конкретного производства и связанные непосредственно с профессиональными функциями, востребованными в конкретной профессиональной области. Полипрофессиональные компетенции - актуальные компетенции для группы профессий/специальностей на региональном рынке труда, способствующие эффективной деятельности в рамках смежных (родственных) сфер профессиональной деятельности. Ключевые компетенции - общие, универсальные компетенции, способствующие достижению результатов в личной и профессиональной жизни, являющиеся фактором интеграции человека в социально-экономическое пространство. Корреляционная зависимость уровней квалификации (федеральные требования) и взаимосвязанных групп компетенций (областные требования) представлена на рисунке 1 (не приводится). Дифференциация целей и приоритетов начального и среднего профессионального образования Свердловской области относительно федеральных уровней квалификации определяется следующим. Первый уровень квалификации (который не является цензовым образованием) достигается при освоении программ профессиональной подготовки, которые обеспечивают ускоренное приобретение обучающимся умений, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает возможность успешной профессиональной адаптации выпускника за счет приобретения дополнительных специальных компетенций. Выпускники, имеющие сертификат первого уровня, способны к освоению новых видов работ на производстве за счет освоения дополнительных профессиональных образовательных программ. Второй уровень квалификации достигается при освоении программ начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям профессиональной деятельности в регионе на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает повышенные возможности трудоустройства выпускника за счет его готовности к быстроизменяющемуся технологическому процессу, постоянному повышению квалификации, освоению смежных профессий. Выпускники, имеющие сертификат второго уровня, способны к достижению высокой квалификации. Рис. 1*. Корреляционная зависимость уровней квалификации (федеральные требования) и взаимосвязанных групп компетенций (областные требования) *Рисунок не приводится. Третий уровень квалификации достигается при освоении программ начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку работников квалифицированного труда по основным секторам экономики региона на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Получение регионального сертификата образовательных достижений отражает повышенные возможности трудоустройства и/или продолжение профессионального образования за счет готовности к творческой деятельности, владения широким диапазоном компетенций для работы со сложными и изменяющимися объектами профессиональной деятельности. Выпускники, имеющие сертификат третьего уровня, способны к профессиональному и карьерному росту. Четвертый уровень квалификации достигается при освоении программ начального (повышенного уровня) и среднего (базового уровня) профессионального образования на базе основного общего, среднего (полного) общего образования, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена. Получение регионального сертификата отражает повышенную возможность профессиональной адаптации выпускника за счет умения ориентироваться в быстроизменяющихся условиях и продолжения образования по специальности. Выпускники, имеющие сертификат четвертого уровня, способны создавать организационные и технические условия для быстрого внедрения новых технологий на производстве. Пятый уровень квалификации достигается при освоении программ среднего профессионального образования повышенного уровня на базе основного общего, среднего (полного) общего и/или начального профессионального образования, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена. Получение регионального сертификата отражает повышенную возможность продолжения профессионального образования и роста профессиональной карьеры выпускника за счет овладения проектно-организационной деятельностью. Выпускники, имеющие сертификат пятого уровня, обеспечивают развитие малого бизнеса в регионе. Соотношение уровней квалификации и требований к уровням подготовки обучающихся (выпускников) учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области, представлено в таблице 1. Уровень достижения требований стандарта обучающимся (выпускником) определяется его профессиональной образованностью. Профессиональная образованность рассматривается как один из показателей оценки качества результата образования в системе профессионального образования. Базовый уровень достижения требований стандарта предполагает, как минимум, овладение известными технологиями деятельности (способами) и технологиями взаимодействия. Повышенный оптимальный уровень достижения требований стандарта предполагает наряду с этим овладение новыми технологиями деятельности и взаимодействия. Повышенный расширенный уровень достижения требований стандарта предполагает дополнительное овладение методологическими основами технологической деятельности. Содержание компетенции определяется на трех уровнях профессиональной деятельности: операционно-исполнительском, организационно-технологическом, проектно-организационном. Операционно-исполнительский уровень деятельности предполагает репродуктивную реализацию технологии производственного процесса. Деятельность на этом уровне включает исполнительский (обслуживающий) и информационный компоненты. Организационно-технологический уровень деятельности предполагает эвристический подход к обеспечению организации, внедрения и использования технологии производственного процесса. Деятельность на этом уровне включает исполнительский (организационный), информационный и мотивационно-целевой компоненты. Проектно-организационный уровень деятельности предполагает творческий подход к созданию и развитию технологии производственного процесса. Деятельность на этом уровне включает исполнительский (управленческий), информационный, мотивационно-целевой и инновационный компоненты. Соотношение уровней достижения образовательного стандарта и уровней профессиональной деятельности представлено в приложении 3. Таблица 1 СООТНОШЕНИЕ УРОВНЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЯМ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ) УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ |————————————————|———————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|——————————————————| |Уровни |Дополнительные требования к уровню |Основания оценки |Документ | |квалификации |подготовки |образовательных достижений |(сертификат | | | |(результатов образования) |образовательных | | | | |достижений | | | | |выпускника) | |————————————————|———————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|——————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |————————————————|———————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|——————————————————| |Первый уровень |Овладение |Стандартные задания выполнены на |Сертификат | |квалификации |операционно-исполнительской |репродуктивном уровне в соответствии с |образовательных | | |профессиональной деятельностью |установленными производственными |достижений | | |относительно простых объектов |нормами под непосредственным контролем. |выпускника первого| | |деятельности. Минимальный объем знаний, |Проявляет ответственное отношение к |уровня | | |обеспечивающий освоение конкретного вида|исполнению ролей. Представлены | | | |профессиональной деятельности. |свидетельства общественного признания | | | |Профессиональная позиция: исполнитель, |индивидуальных результатов | | | |действующий в рамках ограниченного набора |профессиональной деятельности | | | |ролей | | | |————————————————|———————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|——————————————————| |Второй уровень |Овладение операционно-исполнительской |Стандартные и нестандартные задания |Сертификат | |квалификации |профессиональной деятельностью относительно|выполнены на эвристическом уровне в |образовательных | | |сложных объектов деятельности. Оптимальный |соответствии с установленными нормами в |достижений | | |объем специальных знаний. Профессиональная |конкретной профессиональной области под |выпускника второго| | |позиция: участник регламентируемого |общим контролем. Имеет профессиональные |уровня | | |производственного процесса |намерения. Осознает ответственность за | | | | |результат профессиональной деятельности и| | | | |собственное поведение. | | |————————————————|———————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|——————————————————| | | |Представлены свидетельства участия в | | | | |различных видах социально значимой | | | | |деятельности | | |————————————————|———————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|——————————————————| |Третий уровень |Овладение |Сложные социально-профессиональные |Сертификат | |квалификации |операционно-исполнительской |ситуации решены на |образовательных | | |самостоятельной профессиональной |творческо-эвристическом уровне в |достижений | | |деятельностью относительно широкого|соответствии с установленными нормами в |выпускника | | |диапазона изменяющихся объектов |различных областях жизнедеятельности под |третьего уровня | | |деятельности. Расширенный |общим контролем. Скорректирована | | | |диапазон освоенных знаний. |профессиональная карьера. Проявляет | | | |Профессиональная позиция: активный и |инициативу и ответственное отношение к | | | |социально-ответственный участник |саморазвитию. Представлены | | | |производственного процесса |свидетельства успешных результатов | | | | |различных видов социально значимой | | | | |деятельности | | |————————————————|———————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|——————————————————| |Четвертый |Овладение |Стандартные и нестандартные ситуации |Сертификат | |уровень |организационно-технологической |решены оптимально в контексте технологии |образовательных | |квалификации |самостоятельной профессиональной |производственного процесса. Берет на |достижений | | |деятельностью относительно заданной|себя ответственность за формирование |выпускника | | |организации и изменяющейся |оптимальных производственных отношений. |четвертого | | |технологии производственного |Имеет аргументированную собственную |уровня | | |процесса. Расширенный диапазон |позицию, взгляды. Представлены | | | |знаний из разных образовательных |свидетельства создания индивидуальных | | | |областей. Профессиональная |продуктов творческой деятельности | | | |позиция: организатор | | | | |производственного процесса с | | | | |административными функциями и широким | | | | |набором ролей, включенных в многообразную | | | | |систему общественных отношений | | | | | | | | |————————————————|———————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|——————————————————| |Пятый уровень |Овладение проектно-организационной |Представлены альтернативные решения |Сертификат | |квалификации |самостоятельной профессиональной |сложных социально-профессиональных |образовательных | | |деятельностью относительно вариативной |ситуаций. Берет на себя ответственность за |достижений | | |организации и изменяющейся технологии |работу других людей. Дает оценку |выпускника | | |производственного процесса. Расширенный |результатам профессиональной |пятого уровня | | |диапазон приобретенных и вновь создаваемых |деятельности, несет ответственность за | | | |знаний. Профессиональная позиция: |качество экспертизы. Реализует | | | |организатор производственного процесса с |собственную позицию, взгляды в | | | |функциями менеджера, включенный в |социально-профессиональных отношениях. | | | |многообразную систему общественных |Представлены свидетельства создания | | | |отношений |продуктов коллективной творческой | | | | |деятельности, организованной им | | |————————————————|———————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|——————————————————| Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Профессиональная образовательная программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий содержание и организацию образовательного процесса с учетом конкретных условий образовательного учреждения, обеспечивающих достижение определенного уровня квалификации. Профессиональная образовательная программа включает в себя: 1) государственный образовательный стандарт по конкретной профессии/специальности (федеральный, региональный (областной) компоненты и компонент образовательного учреждения); 2) примерный учебный план и рабочий учебный план; 3) комплект примерных учебных и рабочих учебных программ по всем дисциплинам учебного плана; 4) учебно-методический комплекс к дисциплинам/предметам учебного плана; 5) описание результатов, которые должны быть достигнуты в образовательном процессе и которые соответствуют требованиям профессиональной деятельности с позиции компетенций работника; 6) описание системы оценки образовательных достижений обучающихся (выпускников) по образовательной программе; 7) описание кадровых, материально-технических условий и особенности управления реализацией программы. СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (ВЫПУСКНИКА) Ведущий критерий легитимации этой группы компетенций - их соответствие современным передовым образцам рабочих мест на предприятиях или организациях Свердловской области. Особенностью специальных компетенций является их уникальность и неповторимость, позволяющая учитывать специфические особенности технологического процесса, тенденции развития производства в Свердловской области. Основным принципом определения специальных компетенций является анализ деятельности и учет мнения работодателей в дополнение к федеральному компоненту образовательного стандарта и полипрофессиональным компетенциям областного (регионального) компонента образовательных стандартов. Состав и содержание специальных компетенций определяется и корректируется на основе выявления требований профессиональной деятельности посредством функционального анализа, их легитимация осуществляется совместно с работодателями, их ассоциациями (объединениями) как на областном, так и на местном уровне на основе лучших образцов/примеров производственной деятельности в Свердловской области. В основе специальной компетенции лежит профессиональное умение, поэтому коррекция содержания специальных предметов/дисциплин, программ производственного обучения и производственной практики, введение дисциплин по выбору, расширение спектра программ дополнительного профессионального образования (профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации) является условием формирования специальных компетенций. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает технологии освоения специальных компетенций из числа деятельностных и имитационных технологий. Оценивание уровня освоения специальных компетенций обеспечивается введением в промежуточную и итоговую государственную аттестации дополнительных практикоориентированных заданий для каждой осваиваемой компетенции. Специальные компетенции описываются образовательными учреждениями в трех видах спецификаций: 1) профессиональная спецификация; 2) учебная спецификация; 3) спецификация оценки результатов освоения компетенций. Профессиональная спецификация представляет собой точное описание цели профессиональной деятельности, обеспечивающее определение основных функций работника, их идентификацию. Состав функций определяет состав специальных компетенций. Профессиональная спецификация устанавливает комплекс требований к обучающемуся (выпускнику) относительно описания профессиональной деятельности на рабочем месте с позиции трудоустройства. Профессиональная спецификация подразделяется на две составные части: 1) перечень действий (функций) работника по достижению результатов труда; 2) область применения действий (функций) работника. Учебная спецификация устанавливает взаимосвязь выделенных функций и компонентов содержания образовательной программы. Учебная спецификация формируется в соответствии с профессиональной спецификацией для каждой специальной компетенции. Учебная спецификация выступает содержательной основой для разработки образовательных программ, условий их реализации. Учебная спецификация определяет основания для разработки образовательного модуля. Спецификация оценки результатов освоения компетенций описывает предмет оценивания и критерии оценивания. Содержание оценочной спецификации является основанием для следующих видов оценивания (контроля): 1) самооценка обучающегося; 2) система внутреннего аудита результативности образовательного процесса; 3) промежуточная и итоговая государственная аттестация обучающихся и выпускников; 4) система внешнего контроля результата образования со стороны работодателей. Общий формат видов спецификации представлен в таблице 2. Таблица 2 СТРУКТУРА СПЕЦИФИКАЦИИ |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————--| |Основная цель профессиональной деятельности и наименование модуля | |————————————————————————————--|———————————————————————————————————————————————---|—————————————| |Профессиональная |Учебная спецификация |Спецификация | |спецификация | |оценки | |——————————————|———————————————|————————————————|——————————————|——————————————————|—————————————| |Перечень |Область |Умения, |Знания, |Позиция по |Предмет и | |действий |применения |которыми |которыми |отношению к умению|критерии | |(функций) |действий |обучающийся |обучающийся | |оценивания | |работника |(функций) |должен |должен | | | | |работника |овладеть |обладать | | | |——————————————|———————————————|————————————————|——————————————|——————————————————|—————————————| | | | | | | | |——————————————|———————————————|————————————————|——————————————|——————————————————|—————————————| ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (ВЫПУСКНИКА) Освоение полипрофессиональных компетенций ориентировано на преодоление узкофункционального подхода в содержании подготовки специалистов, на обеспечение деятельности работника в условиях смежных (родственных) профессий. Полипрофессиональные компетенции позволяют человеку быть готовым к изменению "рабочей ситуации", возможной смене профессии и переподготовке для трудоустройства. Полипрофессиональные компетенции должны учитывать тенденции развития определенного сектора (отрасли) экономики области. Основным принципом определения полипрофессиональных компетенций является общность функций (требований) родственных (смежных) профессий, наличие сходных содержательных параметров профессиональной деятельности в аспекте конкретизации федеральных требований. Состав и содержание полипрофессиональных компетенций определяются консолидированными социальными партнерами в лице ассоциаций (объединений) работодателей на основе анализа структуры и содержания производственного процесса с учетом специфики развития видов экономической деятельности (отрасли) в регионе. В основе полипрофессиональной компетенции лежит функция/ вид деятельности работника, поэтому освоение полипрофессиональной компетенции возможно посредством использования активных проблемно-развивающих технологий обучения в общепрофессиональных, общетехнических, специальных предметах/дисциплинах при условии высокого уровня интеграции содержания дисциплин на межпредметном и метапредметном уровне. Оценивание уровня освоения полипрофессиональных компетенций обеспечивается системой разноуровневых заданий интегративного характера на промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся (выпускников) образовательных программ. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (ВЫПУСКНИКА) Целевыми ориентирами освоения ключевых компетенций являются: 1) эффективность профессиональной деятельности в конкретных условиях производства товаров и услуг; 2) гарантия профессионального роста и развития, реализации карьерных устремлений; 3) самореализация в современном региональном социально-экономическом пространстве; 4) гражданское участие в различных сферах жизни общества; 5) "включенность" человека в разнообразие мирового социокультурного пространства. Особенностью ключевых компетенций является универсальность для всех видов профессиональной деятельности. Основным принципом определения состава и содержания ключевых компетенций является ориентация на интеграцию Свердловской области в российское и мировое социально-экономическое пространство. Состав и содержание ключевых компетенций учитывают тенденции социально-экономического развития региона, а также тенденции развития на федеральном и мировом уровнях. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливает в качестве нормативных требований освоение выпускниками следующих ключевых компетенций: 1) работа с профессионально-ориентированной информацией; 2) организация профессиональных коммуникаций; 3) решение профессиональных проблем; 4) проектирование профессиональной карьеры; 5) осуществление социально-профессионального саморазвития. В основе ключевой компетенции лежит обобщенный вид деятельности, поэтому ее освоение является долговременным и системным процессом. Формирование ключевой компетенции возможно посредством реализации всей профессиональной образовательной программы. Освоение ключевых компетенций обеспечивает применение следующих образовательных технологий: информационных, диалоговых, проблемно-развивающих, саморазвития. Объективное оценивание уровня освоения ключевых компетенций обеспечивается адекватностью содержания, технологий и форм промежуточной и итоговой государственной аттестаций обучающихся (выпускников) требованиям регионального (областного) компонента начального и среднего профессионального образования Свердловской области. Описание ключевых компетенций приведено в таблице 3. Таблица 3 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Работа с профессионально-ориентированной информацией - ключевая компетенция, обеспечивающая выпускнику готовность к самостоятельному поиску, анализу и созданию необходимой информации. |————————————————————|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|————————————————————————————| |Уровень |Операционно-исполнительский |Организационно-технологический |Проектно-организационный | |профессиональной | | | | |деятельности | | | | |————————————————————|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|————————————————————————————| |Особенности |Преобладает работа с |Преобладает работа с известной |Преобладает работа с | |объекта |известной информацией |информацией интегрированного |вновь создаваемой | |профессиональной |предметно-профессионального |социально-профессионального |необходимой для | |деятельности |характера |характера |жизнедеятельности | | | | |информацией | |————————————————————|———————————————————————————————|—————————————————————————————————|————————————————————————————| |Обобщенный |Ориентация в профессиональном информационном поле. Поиск |Проектирование новой | |вид деятельности |и получение профессионально-ориентированной информации. |профессионально - | | |Анализ и обработка |ориентированной | | |профессионально-ориентированной информации. |информации | | |Представление и хранение | | | |профессионально-ориентированной информации. | | | |Передача и распространение | | | |профессионально-ориентированной информации | | | | | | |————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————| |Базовые знания |Роль информационной культуры в формировании профессиональной культуры человека. | | |Информатизация общества, ее влияние на профессиональную деятельность. | | |Характеристика информационной сферы профессиональной деятельности человека. | | |Информационные технологии как способ работы в профессиональной деятельности и интеграции | | |профессиональной информации. Средства и методы информационных технологий. | | |Информационно-поисковые профессиональные системы. Региональные особенности и основные | | |приоритеты формирования информационной культуры человека. Информационные ресурсы | | |Свердловской области. Информационная безопасность человека. Знание основных способов поиска | | |профессиональной информации. Приемы обработки, структурирования профессиональной | | |информации | |————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Отношение к виду |Условия позиционирования, принципы деятельности: - информация как основа | |деятельности |жизнеобеспечения общества, успешной профессиональной деятельности и саморазвития; | | |- объективность, конкретность, системность и | | |полнота информации в предоставляемой профессиональной документации; | | |- учет специфики информационного поля деятельности как условие | | |профессионального развития человека; | | |- этичность информационных взаимодействий | |————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |Рекомендуемые |Использование в образовательном процессе информационных технологий. Расширение дисциплин | |образовательные |федерального компонента "Информатика", "Информационные технологии в профессиональной | |технологии и |деятельности". Введение дисциплин регионального (областного) компонента и факультативов, | |дидактические |например: "Основы исследовательской деятельности", "Информатизация в Свердловской | |единицы |области", "Информационные технологии современного предприятия" | | | | |————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| Организация профессиональных коммуникаций - ключевая компетенция, обеспечивающая готовность выпускника к конструктивному взаимодействию в социально-профессиональных отношениях. |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Уровень |Операционно-исполнительский |Организационно-технологический |Проектно-организационный | |профессиональной | | | | |деятельности | | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Особенности |Стихийные профессиональные |Стихийные |Стихийные и специально | |объекта |ситуации производственного |социально-профессиональные |организованные | |профессиональной |характера |ситуации в производственном |социально - | |деятельности | |процессе |профессиональные | | | | |ситуации | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Обобщенный вид |Решение стихийных |Решение стихийных |Решение возникающих и | |деятельности |профессиональных ситуаций. |социально-профессиональных |проектирование | | |Определение целей |ситуаций. |профессионально - | | |профессионального общения. |Саморегуляция в |значимых ситуаций. | | |Учет мотивации субъектов |процессе общения посредством |Коррекция общения с | | |общения. |психофизиологических и |целью создания | | |Выработка оптимальной |психофизических приемов. |благоприятных | | |стратегии, уровня, |Фиксация модели организации. |психофизиологических | | |содержания, методов, |Анализ взаимоотношений в |условий для эффективных | | |средств и форм |организации, статуса |профессиональных | | |профессионального общения. |субъектов в организации. |коммуникаций в | | |Владение профессиональным |Консультирование как особая |коллективе. | | |этикетом. |функция администратора |Определение оптимальной | | |Установление | |организационной | | |профессиональных | |структуры управления. | | |взаимоотношений. | |Определение | | |Учет личностных | |ответственности, | | |особенностей субъекта | |полномочий членов | | |профессионального общения. | |профессионального | | |Работа с письменной | |коллектива | | |документацией. | | | | |Соблюдение субординационных | | | | |отношений | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Базовые знания |Особенности профессионального общения и профессиональных отношений в | | |профессиональном коллективе. Способы эффективного решения конфликтов в | | |профессиональной деятельности. Основы конфликтологии | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Отношение к виду |Открытая позиция субъекта |Открытая позиция организатора |Открытая позиция | |деятельности. |равноправного |профессионального общения. |организатора и | |Условия |профессионального общения. |Принятие субъекта |координатора | |позиционирования |Преобладание диалогового |профессионального общения как |профессионального | |принципы |общения. |значимого лица. |общения | |деятельности |Адекватность самооценки и |Принятие норм профессии с | | | |оценки работы коллеги. |позиции управления | | | |Принятие общественно - | | | | |правовых норм | | | | |профессиональной | | | | |деятельности | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Рекомендуемые |Использование в образовательном процессе диалоговых технологий. Введение дисциплин | |образовательные |регионального (областного) компонента и факультативов, например: "Деловое общение", "Успешные | |технологии и |профессиональные коммуникации", "Этика профессиональных отношений на производстве (в | |дидактические |сфере сервиса, образовательном учреждении)", "Тренинг профессионального | |единицы |общения", "Основы конфликтологии" | |————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-| Решение профессиональных проблемных ситуаций - ключевая компетенция, обеспечивающая готовность к изменению условий профессиональной деятельности и социума выпускнику. |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Уровень |Операционно-исполнительский |Организационно-технологический |Проектно-организационный | |профессиональной | | | | |деятельности | | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Особенности |Проблемы, касающиеся |Проблемы, касающиеся |Проблемы, касающиеся | |объекта |материалов, орудий труда и |организации и технологии |всего производственного | |профессиональной |технологии |производственного процесса, |процесса, носящие | |деятельности |производственного процесса, |носящие характер |характер принципиально | | |носящие характер частной, |комбинированной ситуации, |неизвестной ситуации, | | |локальной ситуации, |решаемой в рамках своих |решаемой в рамках своих | | |решаемой в рамках своих |полномочий на основе |полномочий | | |полномочий на рабочем месте (в |известного способа | | | |том числе в новых | | | | |условиях труда) | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Обобщенный вид |Анализ ситуации. |Определение |Выявление | |деятельности |Самостоятельное определение |профессиональных проблем и |профессиональных | | |причин ее возникновения и |анализ причин их |проблем. | | |базовой проблемы. |возникновения. |Всесторонний анализ | | |Ранжирование проблем и |Использование метода |объекта деятельности. | | |определение стратегии |комбинаторики. |Выявление противоречий и | | |решения с предварительной |Модификация и модернизация |проблем. | | |ресурсной оценкой. |организации и технологии |Выдвижение гипотезы. | | |Классификация проблем. |процесса. |Проектирование способа | | |Составление перечня |Организация внедрения |решения. | | |альтернативных вариантов. |"известного новшества". |Проверка гипотез. | | |Выбор допустимых и |Варьирование новых |Проведение эксперимента. | | |оптимальных вариантов. |способов деятельности. |Организация творческих | | |Выбор способа разрешения |Коррекция собственной |групп. | | |проблемы. |системы отношений. |Ведение | | |Определение |Овладение новыми способами |исследовательской | | |профессиональных действий по |профессиональной |деятельности. | | |модернизации |деятельности |Создание новых способов | | |оборудования, орудий труда и | |деятельности | | |технологий, освоение новых | | | | |материалов | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Базовые знания |Условия профессиональной |Технологии анализа в |Авторское право, | | |деятельности: |профессии. |патентоведение, | | |нормативно-правовые, |Методы модернизации, |теория исследования и | | |личностные, |модификации и комбинаторики. |эксперимента, | | |технологические, |Основы инновационной и |теория организации | | |финансово-экономические, |рационализаторской |целенаправленной | | |информационные, |деятельности |профессиональной | | |материально-технические. | |деятельности в группе | | |История и тенденции | | | | |развития профессии в | | | | |Свердловской области. | | | | |Возможные проблемы и их | | | | |классификация. | | | | |Причины их возникновения. | | | | |Алгоритм анализа. | | | | |Критерии результата | | | | |профессиональной | | | | |деятельности | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Отношение к виду |Готовность и активное |Организация деятельности по |Инициирование | |деятельности. |участие в конструктивном |решению профессиональной |деятельности по решению | |Условия |изменении условий |деятельности |профессиональной | |позиционирования. |профессиональной | |деятельности | | |деятельности и окружающего | | | | |социума (орудий труда, | | | | |материалов, технологии). | | | | |Аргументирование своей | | | | |точки зрения | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Рекомендуемые |Использование в образовательном процессе проблемно-развивающих технологий. Введение | |образовательные |дисциплин регионального (областного) компонента и факультативов, например: "Основы проектной | |технологии и |деятельности", "Профессиональное творчество", "Рационализаторство и патентоведение", "История | |дидактические |возникновения профессии на Урале", "Основы рационализаторства и | |единицы |профессионального творчества" | |————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-| Проектирование профессиональной карьеры - ключевая компетенция, обеспечивающая готовность выпускника к социально-профессиональной адаптации в профессии и социуме. |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————| |Уровень |Операционно-исполнительский |Организационно - технологический |Проектно - | |профессиональной | | |организационный | |деятельности | | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————| |Особенности |Профессиональная и общественная карьера | |объекта | | |профессиональной | | |деятельности | | |————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————| |Обобщенный |Построение плана карьерного |Профессиональный рост путем самообразования, в | |вид деятельности |роста и жизненных планов. |системе дополнительного образования, | | |Владение техникой поиска |получения дополнительных квалификаций. | | |работы, составление |Проектирование собственного дела, | | |резюме. Оформление трудовых |предприятия. Освоение новых сфер | | |отношений: составление |профессиональной деятельности | | |заявлений о приеме и | | | |увольнении, | | | |объяснительных, докладных | | | |записок, автобиографии, | | | |самопрезентации. | | | |Самостоятельное трудоустройство| | | |через центры занятости, | | | |агентства по | | | |трудоустройству, коммерческие | | | |бюро и другое. Использование| | | |средств массовой информации | | | |как информационного | | | |источника самоопределения. | | | |Организация работы на дому, | | | |индивидуальная | | | |трудовая деятельность. | | | |Профессиональный рост на | | | |рабочем месте в связи с | | | |постоянным | | | |усовершенствованием | | | |оборудования и обновлением, | | | |расширением ассортимента | | | |продукции и услуг: | | | |повышение образовательного | | | |ценза, квалификации, | | | |получение смежных профессий. | | | |Оценивание | | | |собственных возможностей, | | | |способностей с | | | |точки зрения профессиональных | | | |притязаний, | | | |профессиональной пригодности и | | | |потребностей рынка труда | | | |Свердловской области. | | | |Использование | | | |эффективных профессиональных | | | |коммуникаций при | | | |трудоустройстве | | | | | | |————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————| |Базовые знания |Информация об организациях, |Экономика и право предпринимательской | | |занимающихся |деятельности и малого бизнеса. Особенности | | |трудоустройством, изданиях по |организации бизнеса Свердловской области. | | |вопросам |Стратегические документы Губернатора | | |трудоустройства и других |Свердловской области и Правительства | | |подобных источников |Свердловской области | | |информации. Тип профессии, | | | |профессиональное поле, уровень| | | |собственной профессиональной | | | |компетентности. | | | |Профессиональное мастерство. | | | |Требования, предъявляемые | | | |работодателем. Условия | | | |работы. Гражданские, | | | |экономические и социальные | | | |права и свободы. Экономические | | | |и правовые особенности| | | |профессионального поля. | | | |Законодательство | | | |Свердловской области. | | | |Основные приоритеты политики | | | |Свердловской области в | | | |экономическом секторе | | | | | | |————————————————————|———————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————| |Отношение к |Адекватная самооценка уровня профессиональной компетентности, стремление к | |виду |профессиональному самосовершенствованию. | |деятельности |Активность в поиске постоянного рабочего места. | | |Психологическая готовность к смене рабочей ситуации | |————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-| |Рекомендуемые |Использование в образовательном процессе игровых, имитационных и | |образовательные |квазипрофессиональных методик обучения. | |технологии и |Введение дисциплин регионального (областного) компонента и факультативов, например: | |дидактические |"Моя профессиональная карьера", "Регионоведение", "Региональное право", | |единицы |"Региональная экономика", "Основы профессионального мастерства", | | |введение в производственные практики разных видов деятельности как особые | | |социальные практики | |————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-| Осуществление социально-профессионального саморазвития - ключевая компетенция, обеспечивающая готовность выпускника к саморазвитию и самореализации как гражданина и профессионала. |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Уровень |Операционно-исполнительский |Организационно-технологический |Проектно-организационный | |профессиональной | | | | |деятельности | | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Особенности |Направленное |Социально-профессиональное |Непрерывное социально - | |объекта |социально-профессиональное |саморазвитие личности |профессиональное | |профессиональной |развитие личности под| |саморазвитие личности | |деятельности |внешним руководством | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Обобщенный вид |Владение методами самопознания: самонаблюдение, самодиагностика, рефлексия. | |деятельности |Определение жизненных планов. Использование методов целеполагания личности: | | |самоанализ, самооценка, самокритика. Проявление самодеятельности, самоорганизации. Применение | | |в практике методов самообучения, самообразования. Организация самоуправления: | | |саморегуляция, самоустановка, самоприказ. Способность к коррекции профессиональных | | |деформаций. Способность к самопрофилактике профессиональных заболеваний | | | | |————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-| |Базовые знания |Понятия "развитие" и "саморазвитие". Сознательная деятельность - внутренний механизм | | |развития человека. Саморазвитие - особый вид деятельности человека. Технология | | |саморазвития. Этапы и признаки саморазвития. Формы и средства самообразования. | | |Экологически целесообразная бытовая и профессиональная деятельность. Факторы, | | |влияющие на психофизическое, духовное и социальное благополучие человека. Понятие | | |здорового образа жизни, санитарно-гигиенические нормы, требования к профессиональной | | |деятельности. Влияние профессиональных коммуникаций на психологический климат в | | |коллективе (благоприятный, безопасный для здоровья психологический климат). Охрана труда | | |в профессиональном поле. Экологические проблемы Свердловской области. Концепция | | |"Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" | | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Отношение к виду |Саморазвитие - |Саморазвитие - средство |Саморазвитие как | |деятельности |ключевой способ решения |достижения профессиональных и |условие | | |социально-профессиональных |жизненных планов личности. |профессиональной | | |проблем. |Преобладают внутренние мотивы к |самореализации. | | |Наличие мотивации |саморазвитию |Целенаправленность | | |саморазвития. | |мотивов саморазвития | | |Преобладание внешних | |человека | | |мотивов саморазвития. В | | | | |жизненных планах - | | | | |сохранение и развитие | | | | |психического, социального и | | | | |физического здоровья | | | |————————————————————|———————————————————————————————|——————————————————————————————————|————————————————————————————| |Рекомендуемые |Использование в образовательном процессе технологий саморазвития и | |образовательные |здоровьесбережения. Введение дисциплин регионального (областного) компонента и | |технологии и |факультативов, например: "Экология Урала и Свердловской области", "Регионоведение", "Охрана | |дидактические |труда", "Безопасность жизнедеятельности". Тренинги личностного и профессионального | |единицы |роста и развития. Исследовательская, проектная деятельность обучающихся. Практические | | |занятия по ключевым компетенциям | |————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-| При разработке основных профессиональных образовательных программ по профессиям/специальностям образовательным учреждениям предоставляются определенные академические свободы: 1. Коррекция содержания предметов/дисциплин федерального компонента примерных учебных планов и примерных учебных программам на основе разработанной профессиональной спецификации: 1) в пределах 5 процентов объема времени, отведенного государственными требованиями на циклы; 2) в пределах от 10 до 15 процентов от общего объема времени, отведенного на предмет/дисциплину - на самостоятельное проектирование дополнительного содержания образования при условии соблюдения минимума содержания образования, установленного федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. 2. Формирование перечня и содержания факультативных предметов/дисциплин и дисциплин по выбору обучающихся, устанавливаемых образовательными учреждениями на основе анализа региональных (областных) требований к работнику, выраженных в компетенциях. 3. Использование времени, отведенного на предметы/дисциплины регионального (областного) компонента для освоения обучающимися специальных, полипрофессиональных и ключевых компетенций. 4. Перераспределение резерва времени образовательного учреждения, установленного примерными учебными планами, на увеличение объема учебного времени по предметам/дисциплинам регионального (областного) компонента и предметам/дисциплинам по выбору обучающегося в целях освоения компетенций на повышенном уровне. В рамках перечисленных академических свобод образовательное учреждение, методическая служба и педагог имеют право самостоятельного выбора условий освоения обучающимися компетенций, установленных региональными (областными) требованиями. Механизмом реализации содержания профессиональной образовательной программы становятся рабочие учебные программы педагогов. Структура рабочих учебных программ строится на основе профессиональных спецификаций, направленных на освоение трех групп компетенций: специальных, полипрофессиональных и ключевых. Региональные (областные) требования к содержанию образовательных программ предполагают пересмотр роли, места и соотношения теоретической и практической составляющих учебных программ (теоретическая подготовка, производственное обучение, производственная практика). Региональный (областной) подход к проектированию профессиональных образовательных программ создает единую содержательно-технологическую основу интеграции содержания начального и среднего профессионального образования, преемственности результатов образования на разных уровнях квалификации. За образовательным учреждением сохраняется право самостоятельного определения формы рабочих учебных программ при сохранении общего подхода к их проектированию. Система аттестации обучающихся и выпускников строится на основе оценочной спецификации при условии соблюдения требований федерального компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. Содержание и формы в системе аттестации обучающихся и выпускников определяются адекватно содержанию разработанной профессиональной образовательной программы. Достижение выпускниками результатов, соответствующих региональным (областным) требованиям к образованности для каждого уровня квалификации, подтверждается документом - сертификатом образовательных достижений выпускника. Факт признания профессиональных компетенций выпускника осуществляется уполномоченными организациями, определяемыми исполнительным органом в сфере образования на территории Свердловской области в установленном порядке, при условии проведения аттестации с привлечением работодателей и/или ассоциаций работодателей (объединений). Реализация основных профессиональных образовательных программ организуется с учетом этапов профессионального становления личности. Региональный (областной) подход к реализации основных профессиональных образовательных программ в дополнение к федеральным требованиям устанавливает требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса: 1) педагогические кадры, обеспечивающие реализацию основных профессиональных образовательных программ, должны владеть образовательными технологиями формирования компетенций; 2) реализация основных профессиональных образовательных программ организуется на основе доступа каждого педагога и обучающегося к региональным (областным) информационным ресурсам; 3) учебно-методический комплекс к рабочей учебной программе дополняется учебно-методическими, методическими пособиями, учебниками, разработками и рекомендациями, наглядными пособиями, аудио-видео и мультимедийными материалами в соответствии с образовательными технологиями формирования компетенций. Образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы, должно оптимально использовать, развивать и обновлять материально-техническую базу, привлекая ресурсы других организаций, предприятий. Система региональных требований к основным профессиональным образовательным программам выступает основой для реализации принципа вариативности и непрерывности профессионального образования в соответствии со стратегией "Образования в течение всей жизни". Раздел 5. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО ПРОФЕССИЯМ/СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования является дополнительным основанием формирования рабочих учебных планов по профессиям/специальностям в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Свердловской области, с учетом их академических свобод. Для других образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы данных уровней профессионального образования, особенности формирования рабочих учебных планов являются примерными. На областном уровне устанавливаются требования к содержанию и структуре пояснительной записки к рабочему учебному плану профессиональной образовательной программы по профессии/специальности, содержащие: 1) нормативно-правовые основания рабочего учебного плана профессиональной образовательной программы: государственный(ые) образовательный(ые) стандартны); примерный(ые) учебный(ые) планы, примерные программы учебных предметов/дисциплин, утверждение рабочего учебного плана, базовое образование; 2) срок реализации образовательной программы. Сроки начала и окончания учебного года. Соотношение объемов теоретической и практической, обязательной и вариативной подготовки. Объем и виды производственной (профессиональной) практики. Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя). Особенности реализации образовательной программы, в том числе дистанционное обучение, сокращенный срок обучения на базе начального профессионального образования; 3) максимальная учебная нагрузка обучающегося, ее распределение по видам учебной нагрузки: обязательная учебная нагрузка (в том числе лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ, проектов) и самостоятельная работа обучающихся; 4) обоснование распределения резерва времени образовательного учреждения; 5) обоснование применяемых образовательных технологий; 6) особенности использования имеющихся академических свобод при формировании рабочего учебного плана по профессии/специальности и организации образовательного процесса, в том числе: определение и обоснование перечня предметов/дисциплин регионального (областного) компонента; определение и обоснование перечня предметов/дисциплин по выбору; определение и обоснование перечня вводимых дидактических единиц в содержание рабочих учебных программ; определение перечня факультативных предметов/дисциплин и обоснование введения их в рабочий учебный план; организация самостоятельной деятельности обучающихся; обоснование форм и объема консультационной деятельности; особенности использования системы оценивания образовательных достижений обучающегося (выпускника), обоснование ее выбора; целесообразность выбора видов, форм и сроков промежуточной и итоговой государственной аттестаций обучающихся; 7) особенности организации образовательного процесса с учетом этапов профессионального становления личности обучающегося; 8) характеристика условий реализации профессиональной образовательной программы (материально-технические, кадровые, информационные и др.) и взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами. Дополнительные требования к рабочему учебному плану при формировании содержания образовательных программ начального профессионального образования представлены в таблице 4. Дополнительные требования к рабочему учебному плану при формировании содержания образовательных программ среднего профессионального образования представлены в таблице 5. Таблица 4 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————-| |Циклы, предметы |Дополнительные требования |Объем | | | |учебной | | | |нагрузки | |———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————-| |А. <*> Обязательное обучение | |———————————————————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————| |1. Общеобразова- |1.1 Гуманитарный цикл |Введение дополнительных предметов, |до 130 часов | |тельная | |дидактических единиц за счет резерва | | |подготовка | |времени для учета специфики региона и | | | | |профессии с целью освоения ключевых и | | | | |полипрофессиональных компетенций. | | |———————————————————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————| | |1.2. Естественнонаучный цикл|Практическая направленность содержания | | | | |предметов, введение дополнительных | | | | |предметов, дидактических единиц в | | | | |рамках часов федерального компонента для | | | | |освоения ключевых и | | | | |полипрофессиональных компетенций | | |———————————————————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————| |2. Профессио- |2.1. Общетехнический цикл|Введение дополнительных предметов, |до 10 | |нальная | |дидактических единиц в рамках часов |процентов на | |подготовка | |федерального компонента и резерва |курсе | | | |времени образовательного учреждения для | | | | |профессиональной подготовки с целью освоения| | | | |ключевых, полипрофессиональных компетенций | | | | |(с учетом особенностей профессии) | | | | | | | |———————————————————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————| | |2.2. Общепрофессиональный |Введение дополнительных предметов, |до 15 | | |(отраслевой) цикл |дидактических единиц в рамках часов |процентов на | | | |федерального компонента и резерва |курсе | | | |времени образовательного учреждения для | | | | |профессиональной подготовки с целью освоения| | | | |ключевых и | | | | |полипрофессиональных компетенций (с | | | | |учетом особенностей профессии) | | |———————————————————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————| <*> Применяется нумерации и обозначения, используемые в Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.03 - 93), утвержденной Приказом министра образования Российской Федерации от 22.06.94 № 215. |———————————————————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————| | |2.3. Профессиональный |введение дополнительных дидактических | | | |цикл: - |единиц для освоения ключевых, | | | |специальные предметы; - |специальных компетенций на основе | | | |производственное |требований социальных партнеров | | | |обучение; - |образовательного учреждения (с | | | |производственная |учетом особенностей профессии) | | | |практика | | | |———————————————————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————| | | |введение дополнительных видов | | | | |профессиональной деятельности для | | | | |освоения ключевых, | | | | |полипрофессиональных, специальных | | | | |компетенций на основе требований | | | | |социальных партнеров образовательного | | | | |учреждения (с учетом особенностей | | | | |профессии) | | |———————————————————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————| | | |введение дополнительных видов | | | | |профессиональной и социально значимой | | | | |деятельности для освоения ключевых, | | | | |полипрофессиональных и специальных | | | | |компетенций | | |———————————————————————|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————| |Резерв времени для профессиональной |индивидуальные практикумы обучающихся, |до 100 часов на | |подготовки |обеспечивающие их "вхождение" в |курсе | | |профессиональную деятельность | | |————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————--| |Б. Предметы по выбору |отражение специфики стратегии |до 2 часов в | | |образовательного учреждения для |неделю | | |освоения компетенций | | |————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————--| |В. Факультативные предметы |индивидуальные практикумы обучающихся, |до 2 часов в | | |обеспечивающие их "вхождение" в |неделю | | |профессиональную деятельность | | |————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————|—————————————————--| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|