Расширенный поиск
Постановление Правительства Самарской области от 26.05.2011 № 201ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 мая 2011 г. N 201 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ В целях оптимизации кадрового сопровождения экономики Самарской области Правительство Самарской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексная программа развития начального профессионального и среднего профессионального образования Самарской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа). 2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего Постановления, осуществляются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в установленном порядке на соответствующий финансовый год главным распорядителям средств областного бюджета. 3. Министерству образования и науки Самарской области (Овчинникову) разработать проект постановления Правительства Самарской области, предусматривающего утверждение порядка определения объема и условий предоставления субсидий образовательным учреждениям на реализацию программных мероприятий. 4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Овчинникова). 5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации. 6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых Программой предусмотрен особый порядок вступления их в силу. Губернатор - председатель Правительства Самарской области В.В.АРТЯКОВ Утверждена постановлением Правительства Самарской области от 26 мая 2011 г. N 201 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ Паспорт программы НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ - областная целевая программа "Комплексная программа развития начального профессионального и среднего профессионального образования Самарской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение и.о. Губернатора Самарской области РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ А.П. Нефедова от 30.09.2010 N 1-30/2367 ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - министерство образования и науки Самарской ПРОГРАММЫ области ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - цель Программы - оптимизация кадрового ПРОГРАММЫ сопровождения экономики Самарской области. Задача 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективного регионального рынка труда. Задача 2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. Задача 3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. Задача 4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования. Задача 5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования. Задача 6. Организация мониторинга реализации мероприятий, предусмотренных Программой СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2011 - 2013 годы ПРОГРАММЫ ВАЖНЕЙШИЕ - индикатор цели: ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И степень обеспечения потребности экономики ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ Самарской области в квалифицированных кадрах; индикаторы задач: доля лиц, принятых на обучение по программам начального профессионального и среднего профессионального образования (далее - НПО и СПО) по приоритетным на региональном рынке труда профессиям и специальностям, в общей численности принятых на обучение по программам НПО и СПО; доля доходов учреждений НПО и СПО, полученных от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки (переподготовки) по заказам работодателей, в общем объеме доходов учреждений НПО и СПО от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки (переподготовки); доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения учреждений НПО и СПО, в общей численности преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения учреждений НПО и СПО; доля лиц, обучающихся на выпускных курсах в учреждениях НПО и СПО, прошедших обучение в ресурсных центрах профессионального образования, в общей численности обучающихся учреждений НПО и СПО; доля выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в соответствии с трехсторонними договорами с работодателями, в общей численности выпускников соответствующей укрупненной группы специальностей; доля учреждений НПО и СПО, в которых действуют органы общественного участия в управлении учреждением профессионального образования, в общем количестве учреждений НПО и СПО; доля выпускников учреждений профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные программы НПО и профессиональной подготовки, трудоустроившихся в первый год после окончания образовательного учреждения, в общей численности выпускников по программам НПО и профессиональной подготовки; доля выпускников учреждений профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные программы СПО, трудоустроившихся в первый год после окончания образовательного учреждения, в общей численности выпускников по программам СПО; доля педагогических работников учреждений НПО и СПО, прошедших повышение квалификации с использованием технологии дистанционного обучения; количество учреждений профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Самарской области, оснащенных системой видеоконференц-связи; процент выполнения контрольных цифр приема по профессиям и специальностям, востребованным реальным сектором экономики; доля учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки, в общей численности учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений; доля выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам НПО и СПО, в общей численности выпускников общеобразовательных учреждений; доля лиц, обучающихся в учреждениях НПО и СПО из числа взрослых, прошедших обучение по программам НПО, СПО, дополнительного профессионального образования, в общей численности обучающихся, прошедших обучение по соответствующим программам; доля выпускников, прошедших сертификацию профессиональных квалификаций на повышенный разряд, в общей численности выпускников, освоивших профессиональные образовательные программы по соответствующим профессиям; доля лиц, обучающихся в учреждениях НПО и СПО по профессиональным образовательным программам, прошедшим общественно-профессиональную аккредитацию, в общей численности выпускников учреждений НПО и СПО; доля контрольных цифр приема лиц, обучающихся в учреждениях НПО и СПО по приоритетным на региональном рынке труда профессиям и специальностям, в общих контрольных цифрах приема обучающихся в учреждения НПО и СПО; доля лиц, обучающихся в учреждениях НПО и СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей, в общей численности обучающихся учреждений НПО и СПО; доля педагогических работников учреждений НПО и СПО, заработная плата которых не ниже средней заработной платы в экономике Самарской области, в общей численности педагогических работников учреждений НПО и СПО; доля автономных образовательных учреждений НПО и СПО в общей численности учреждений НПО и СПО; доля педагогических и руководящих работников учреждений НПО и СПО, прошедших стажировку на предприятиях и в ведущих образовательных организациях Российской Федерации и Самарской области, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждений НПО и СПО; доля педагогических и руководящих работников учреждений НПО и СПО, прошедших стажировку на предприятиях и в ведущих образовательных организациях за рубежом, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждений НПО и СПО; доля педагогических работников учреждений НПО и СПО, прошедших переподготовку / повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования, в общей численности педагогических работников учреждений НПО и СПО; доля педагогических работников в возрасте до 35 лет в учреждениях НПО и СПО в общей численности педагогических работников учреждений НПО и СПО; доля учреждений НПО и СПО, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации Программы, в общей численности учреждений НПО и СПО; доля учреждений НПО и СПО, имеющих свои регулярно (не реже двух раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам своей образовательной и хозяйственной деятельности, в общей численности учреждений НПО и СПО ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - реализация Программы осуществляется за счет ФИНАНСИРОВАНИЯ средств областного бюджета в пределах ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ лимитов бюджетных обязательств по реализации мероприятий Программы, предусматриваемых на соответствующий финансовый год соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета в установленном порядке. Программой предусмотрена реализация мероприятий за счет средств областного бюджета в объеме 86297 тыс. рублей (2011 - 2013 годы), в том числе 27642 тыс. рублей - в 2011 году, 29215 тыс. рублей в - 2012 году, 29440 тыс. рублей - в 2013 году. Мероприятия, осуществляемые за счет средств областного бюджета в пределах указанных объемов финансового обеспечения, являются расходными обязательствами Самарской области. В перечень мероприятий Программы включены также мероприятия, осуществляемые в рамках основной деятельности, государственных заданий на оказание государственных услуг в рамках действующих расходных обязательств Самарской области в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Объем средств на их реализацию составляет 93924,3 тыс. рублей (2011 - 2013 годы), в том числе 32664,3 тыс. рублей - в 2011 году, 30630 тыс. рублей - в 2012 году, 30630 тыс. рублей - в 2013 году. Общий объем финансового обеспечения мероприятий, направленных на решение определенных Программой проблем, за счет средств областного бюджета составит 180221,3 тыс. рублей, в том числе 60306,3 тыс. рублей - в 2011 году, 59845 тыс. рублей в 2012 году, 60070 тыс. рублей - в 2013 году. Кроме того, на реализацию мероприятий, направленных на решение определенных Программой проблем, предполагается привлечь средства организаций (работодателей) различных видов экономической деятельности в сумме 37298 тыс. рублей, в том числе 12426 тыс. рублей - в 2011 году, 12426 тыс. рублей - в 2012 году, 12446 тыс. рублей - в 2013 году. Информация о средствах организаций (работодателей) различных видов экономической деятельности носит справочный характер ПОКАЗАТЕЛЬ - отношение степени достижения целевых СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ индикаторов и показателей Программы к уровню ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ее финансирования ПРОГРАММЫ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - министерство образования и науки Самарской КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ области осуществляет координацию и РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ мониторинг хода выполнения Программы, определяет формы и методы организации управления реализацией Программы. Механизм управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253 "О разработке и реализации областных целевых программ в Самарской области" 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Президент Российской Федерации Медведев Д.А. на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшемся 31.08.2010, отметил, что система профессионального образования остается не сбалансированной по уровням и в значительной мере не эффективной по расходованию бюджетных средств. Очевиден тот перекос в сторону высшего образования, который образовался в начале 90-х годов в силу самых разных причин: социальных, демографических, экономических. И очевидна нехватка специалистов - выпускников начального и среднего профессионального образования. Решение задач модернизации системы начального профессионального и среднего профессионального образования региона приобретает особую актуальность в период преодоления последствий финансово-экономического кризиса и возврата экономики области на траекторию экономического роста на основе инновационных технологий. Необходимо адекватно реагировать на актуальные потребности экономики и осуществлять прежде всего опережающую подготовку кадров, востребованных реальным сектором экономики. Самарская область - промышленно развитый, высоко урбанизированный регион Российской Федерации с общей численностью населения около 3 млн. 171 тыс. человек. Городское население области составляет 80,4% от общей численности населения (в Российской Федерации - 73%, в Приволжском федеральном округе - 70,4%). Стратегическим преимуществом экономики Самарской области является наличие на ее территории крупнейших производственных комплексов общероссийского масштаба, высокий уровень концентрации производства. Объем производства десяти крупнейших организаций области составляет около 60% в общем объеме промышленного производства региона. Промышленный комплекс региона представляет собой более 400 крупных и средних предприятий и более 3,5 тыс. малых предприятий. В основном производства сосредоточены на территории одной из крупнейших в Поволжье самарско-тольяттинской агломерации. Анализ территориального расположения учреждений начального и среднего профессионального образования показывает, что на данной территории расположено 36 учреждений, причем 17 из - них многоуровневые, т.е. реализующие программы начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО). В процентном отношении учреждения НПО и СПО, расположенные на территории самарско-тольяттинской агломерации, составляют 50% от общего количества подведомственных учреждений НПО и СПО. Учреждения НПО и СПО Самарской области созданы в советское время из расчета кадрового обеспечения конкретных предприятий, поэтому строились они в непосредственной близости от предприятий. В силу реструктуризации производства за последние 20 лет многие учреждения профессионального образования перепрофилировались, были реорганизованы. Актуальным в настоящее время является вопрос о соответствии структуры подготовки кадров в учреждениях НПО и СПО стратегическим направлениям развития региона. Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.09.2006 N 129, приоритетными направлениями развития экономики региона признаны автомобилестроительное и авиационно-космическое, относящиеся к машиностроительному комплексу, который в значительной мере определяет устойчивость регионального развития и финансово-экономические показатели функционирования территориального производственного комплекса области. Благодаря успешной реализации программы утилизации старых автомобилей ОАО "АвтоВАЗ" значительно увеличил объем производства и продаж. За семь месяцев 2010 года в области произведено 294,7 тыс. автомобилей, или 158,7% к уровню соответствующего периода 2009 года, реализовано 272,6 тыс. автомобилей, что на 28,4% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Главное направление стратегии, реализуемой Правительством Самарской области в сфере экономического развития, - развитие высокотехнологичных кластеров на базе традиционно сложившихся и новых отраслей специализации, формирование инновационного профиля экономики. В Самарской области осуществляется государственная поддержка инновационной деятельности. Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009 N 187 утверждена областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008 - 2015 годы, принято постановление Правительства Самарской области от 19.03.2009 N 125 "Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - резидентов технопарка". В первом полугодии 2010 года в рамках реализации указанной программы завершена работа по поддержке пяти комплексных проектов трансфера технологий в машиностроении, медицине, сфере нанотехнологий. В 2010 году в Самарской области принят ряд нормативных правовых актов, реализация которых призвана способствовать росту инвестиционной активности в регионе, в том числе постановление Правительства Самарской области от 21.04.2010 N 160 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010 - 2020 годы", Закон Самарской области "Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах". Образован межведомственный экспертный совет по отбору и реализации инвестиционных проектов на территории Самарской области при Губернаторе Самарской области. Специфика и динамика социально-экономического развития региона обусловливают необходимость структурной перестройки системы профессионального образования, которая выражается, в частности, в диверсификации программ и технологий подготовки кадров. Процесс диверсификации предполагает изменение (расширение, обновление и т.д.) спектра реализуемых учреждениями образовательных программ и технологий обучения. Также необходимо продолжить практику оптимизации структуры приема обучающихся и студентов в учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования Самарской области в соответствии с конъюнктурой регионального рынка труда. Следует отметить, что за период 2004 - 2010 годов сложилась следующая тенденция формирования отраслевой структуры государственного задания на подготовку кадров (контрольных цифр приема) учреждениям начального профессионального и среднего профессионального образования Самарской области: по программам начального профессионального образования: промышленность - 49%, строительство - 13%, сельское хозяйство - 12%, социальная сфера - 26%; по программам среднего профессионального образования: промышленность - 36%, строительство - 6%, сельское хозяйство - 9%, социальная сфера - 49%. Практика выполнения государственного задания на обучение позволяет демонстрировать положительную динамику трудоустройства выпускников. Среди выпускников учреждений начального профессионального образования трудоустроены или продолжили обучение 81,2% (в 2009 году - 79%), среднего профессионального образования - 75,7% (в 2009 году - 72,6%). На 1,5 процентного пункта (до 9,5%) увеличилась доля выпускников учреждений довузовского профессионального образования, получивших по результатам итоговой аттестации повышенный квалификационный разряд. В системе профессионального образования активно идет процесс оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования в форме создания многоуровневых полипрофильных учреждений. Проблема слабой реакции системы профессионального образования на внешний запрос неоднократно отмечалась и в работах исследователей, и в программных документах. В связи с этим встает задача повышения эффективности управления системой профессионального образования как единым комплексом, ориентированным на удовлетворение текущих и перспективных запросов различных его потребителей (работодателей, абитуриентов и обучающихся и других). Качество подготовки выпускников учреждений профессионального образования в общем случае можно рассматривать как соответствие результатов ожиданиям потребителя. Это порождает сложность и противоречивость процесса оценки качества профессионального образования, которая объясняется наличием множества заинтересованных сторон. Каждая из заинтересованных сторон имеет определенный набор ожиданий и требований к системе профессионального образования, выстраивает собственную стратегию решения. Более того, потребители могут иметь различные, иногда противоречащие друг другу ожидания. Так, например, работодатель может быть заинтересован в узкоспециальной подготовке, обеспечивающей готовность выпускника сразу, без дополнительного обучения, приступить к работе на определенном оборудовании или в определенной конкретной сфере, а обучающийся заинтересован в более широкой профессиональной подготовке, которая расширяет спектр возможностей при трудоустройстве. Разрешить подобные противоречия может система государственно-частного партнерства в профессиональном образовании, направленная на согласование интересов и выработку единой стратегической позиции сторон. Модернизация профессионального образования предусматривает переход на образовательные стандарты нового поколения. Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятий и структуры государственного образовательного стандарта" коренным образом трансформирован институт государственных образовательных стандартов НПО и СПО, содержание которых определялось ранее как совокупность федерального, национально-регионального компонентов, а также компонента учебного заведения. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) НПО и СПО нового поколения, введение которых будет происходить в 2010 - 2011 гг., определяют структуру основных профессиональных образовательных программ по профессиям НПО, специальностям СПО, включающую две составляющие (части): обязательную и вариативную. Обязательная составляющая предназначена для сохранения единого образовательного пространства страны, вариативная призвана учитывать региональные и/или корпоративные потребности в подготовке кадров. В основных профессиональных образовательных программах по профессиям НПО и специальностям СПО (далее - ОПОП НПО и СПО), структура которых задается ФГОС третьего поколения, вариативная часть составляет от 20 до 40% объема времени, отведенного на профессиональный цикл. ОПОП НПО и СПО разрабатывается и утверждается на основе соответствующего ФГОС НПО и СПО образовательными учреждениями (возможно, в нескольких вариантах) и не требует согласования на федеральном уровне. Вариативная составляющая дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. В Самарской области принята Концепция вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО. Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ НПО и СПО представляет собой систему дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО, условиям их реализации, оцениванию качества освоения. Введение вариативной составляющей обусловлено технико-технологическими, организационно-экономическими и другими особенностями развития экономики региона. Государственное нормирование образовательного процесса должно производиться через вариативную составляющую основных профессиональных образовательных программ. При этом на региональном уровне задаются только дополнительные (регионально значимые) требования к образовательным результатам выпускников учреждений НПО и СПО, к структуре вариативной части ОПОП, к условиям ее реализации и оцениванию качества достигнутых результатов. Федеральные государственные образовательные стандарты НПО и СПО декларируют обязательное участие работодателей на каждом этапе образовательного процесса. Механизмы взаимодействия образовательных учреждений и работодателей должны обеспечить выпускникам актуальность получаемого профессионального образования. Такие механизмы получают распространение в Самарской области. Среди направлений взаимодействия - прохождение учебной практики студентов образовательных учреждений на предприятиях области, внесение изменений в учебно-программную документацию образовательных учреждений, стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения и т.п. Еще одно направление сотрудничества - внесение изменений в учебно-программную документацию образовательных учреждений. Так, например, представители ЗАО "Волгоспецстрой" изучили учебную документацию (рабочие программы по подготовке специалистов) и предложили дополнения к программам, реализуемым учреждениями профессионального образования строительного профиля. Дополнения касаются тем, затрагивающих технологию строительства мостов, путепроводов и тоннелей, на котором специализируется ЗАО "Волгоспецстрой". Образовательные учреждения, в свою очередь, рассмотрели предложения ЗАО "Волгоспецстрой" и внесли изменения в рабочие программы профессий и специальностей. Согласно требованиям стандартов нового поколения образовательные учреждения должны создавать условия для максимального приближения программ к условиям будущей профессиональной деятельности специалистов. Без активного привлечения работодателей этого достичь невозможно. Таким образом, специфика образовательной программы определяется с учетом направленности на удовлетворение потребностей работодателей. Согласно исследованиям работодателей не устраивали количественные и качественные показатели образовательных результатов системы профессионального образования. При этом отсутствовала модель учета требований работодателей как основных "заказчиков" и "потребителей" конечного "продукта" профессиональных образовательных учреждений. В сложившейся ситуации необходимо было оценивать результаты профессионального образования работодателями и вносить корректировки в образовательный процесс. Возникла необходимость создания отдельных посреднических структур между рынками труда и образовательными услугами, которые позволяли заложить основы для достижения динамического баланса кадрового спроса и предложения в регионе - центра сертификации. Центры сертификации квалификаций должны обладать функциями организации и проведения сертификационных процедур, корректировки профессиональных стандартов как содержательной основы сертификации, подготовки рекомендаций для установления соответствия подготовки кадров требованиям регионального работодателя. Сертификация представляет собой форму подтверждения соответствия профессиональной компетентности выпускников учреждений НПО и СПО требованиям уровня квалификации, выше установленного квалификационной характеристикой. Цель сертификации - расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, подготовке с учетом требований работодателей. Стратегическая цель сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования: соответствие качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена требованиям регионального рынка труда. Тактические задачи развития системы сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования: привлечение к процессу сертификации как можно большего числа работодателей различных видов экономической деятельности; увеличение спектра сертифицируемых квалификаций; увеличение охвата выпускников учреждений НПО и СПО процессом сертификации профессиональных квалификаций. Для решения первой задачи необходимо осуществить: разработку стратегии информационной кампании предприятий по повышению привлекательности рабочих мест; разработку системы мер по повышению инвестиционной привлекательности учреждений профессионального образования для работодателей; согласование позиций сторон в части определения содержания, критериев и инструментов оценки качества подготовки кадров в рамках вариативной составляющей образовательных программ НПО и СПО федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Для решения второй задачи необходимо соответствующее ресурсное оснащение процесса сертификации, а именно: заключение договоров с инновационными предприятиями Самарской области на предмет использования их базы для проведения сертификации; модернизация материально-технической базы учреждений НПО и СПО. Для решения третьей задачи необходимо: признание сертификатов профессиональной квалификации со стороны работодателей; создание оптимальных организационных условий для проведения сертификации профессиональных квалификаций максимальной численности выпускников. В соответствии с нормами федерального и регионального законодательства система начального профессионального и среднего профессионального образования перешла на нормативное подушевое финансирование в соответствии с принципом "бюджетные деньги следуют за учеником". В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 431 "Об оплате труда работников подведомственных министерству образования и науки Самарской области образовательных учреждений и учреждений, созданных для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки, и утверждении методик расчета норматива бюджетного финансирования на одного обучающегося (воспитанника)" утверждены Методика расчета норматива бюджетного финансирования расходов на реализацию основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования на одного обучающегося в государственном образовательном учреждении начального профессионального или среднего профессионального образования, перешедшем на систему оплаты труда, отличную от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области, и Методика расчета норматива бюджетного финансирования расходов на реализацию образовательных программ среднего профессионального образования на одного обучающегося в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования, перешедшем на систему оплаты труда, отличную от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области. Введение норматива бюджетного финансирования расходов на реализацию основных профессиональных образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования на одного обучающегося в государственных образовательных учреждениях начального профессионального или среднего профессионального образования, перешедших на систему оплаты труда, отличную от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области, позволяет формировать бюджеты и определять потребности государственных образовательных учреждений профессионального образования в финансовых средствах, оптимизировать затраты и обеспечивать прозрачность при формировании и прохождении финансовых потоков в сфере начального профессионального и среднего профессионального образования. Постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 N 659 "Об утверждении Порядка формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Самарской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания" утвержден Порядок формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Самарской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания. В соответствии с данным постановлением государственное задание формируется: для бюджетных учреждений - главными распорядителями средств областного бюджета (далее - главный распорядитель), в ведении которых они находятся, для автономных учреждений - в соответствии с Порядком формирования задания учредителя государственного автономного учреждения Самарской области и финансового обеспечения выполнения задания, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2008 N 538. Государственное задание формируется с учетом: оцениваемой на основании динамики количества потребителей государственных услуг прогнозируемой потребности в соответствующей государственной услуге и (или) уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством оказания государственных услуг; показателей фактического выполнения государственного задания в отчетном финансовом году; материально-технических и кадровых ресурсов бюджетного учреждения, автономного учреждения и иной некоммерческой организации по оказанию государственных услуг (выполнению работ); объемов бюджетных ассигнований, доведенных до главного распорядителя, для финансового обеспечения выполнения государственного задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах соответствующих бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), предусмотренных бюджетной росписью главного распорядителя, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до главных распорядителей в установленном порядке. В итоге выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг в сфере образования подведомственными учреждениями призвано повысить привлекательность системы начального профессионального и среднего профессионального образования со стороны потенциальных потребителей образовательных услуг. Проблема привлекательности начального профессионального и среднего профессионального образования в настоящее время является особенно актуальной. В Самарской области численность обучающихся по программам СПО сократилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 4% (2010 год - 51637 человек, 2009 год - 52918 человек). Численность обучающихся по программам НПО сократилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 9,8% (2010 год - 14508 человек, 2009 год - 16088 человек). Это связано в первую очередь с демографическими проблемами региона. Численность выпускников общеобразовательных школ и, соответственно, потенциальных абитуриентов системы профессионального образования Самарской области снижается. За последние 10 лет контингент системы общего образования сократился почти на 40%. В том числе и по этой причине происходит постепенное уменьшение конкурсов при поступлении на места, финансируемые за счет бюджетных средств в учреждениях СПО и ВПО. На всей территории страны снижается привлекательность производства, падает престиж рабочих профессий среди молодежи. В то же время в обществе укоренилось мнение, что реальное производство - это зона риска: оно не может обеспечить потребности молодого человека, нацеленного на успех. Мощный импульс развития на территории Самарской области получила непроизводственная сфера: финансовые и торговые организации, услуги, развлечения и т.д. В результате произошло перераспределение трудовых ресурсов. У проблемы есть аспект психологический. Ранее в СМИ-пространстве преобладала информация о лидерах материального производства, в настоящее время - информация о лидерах в сфере потребления и досуга, звездах шоу-бизнеса и профессионального спорта. Стандарт потребления и механизм достижения успеха, которые демонстрируют массовые СМИ, формируют у молодежи новую систему ценностей. В этой ситуации родителям крайне сложно влиять на молодых людей при выборе ими жизненной траектории. Их поведение во многом медийно и зависит от модели поведения, принятой в группе. Нередко выбор оказывается ложным, образование - невостребованным, а место работы - случайным и временным. Поиск "своей ниши" может продолжаться годами и не обязательно увенчаться положительным результатом. В этих условиях министерство образования и науки Самарской области в 2008 году приступило к реализации инновационного профориентационного проекта "Открытый урок". Целевая аудитория проекта - учащиеся 7 - 11 классов и их родители. Таким образом, это люди от 13 до 40 лет, т.е. активные пользователи интернета. Инновационность проекта заключается в использовании новых Интернет-каналов коммуникации, популярных в молодежной среде: работает портал "Открытый урок", проводятся интернет-конференции, форумы, конкурсы интернет-проектов. В настоящее время охват школьников проектом достигает порядка 10 тыс. человек в год. Проект позволяет корректировать информационное поле и формировать новые установки в общественном сознании. В рамках реализации проекта созданы условия заинтересованного диалога между старшеклассниками, представителями власти, работодателей и учреждений профессионального образования всех уровней. Проект реализуется за счет средств работодателей. Эффективным способом решения обозначенных проблем является реализация комплексной программы развития профессионального образования. 2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации Цель Программы - оптимизация кадрового сопровождения экономики Самарской области. Оптимизация кадрового сопровождения экономики Самарской области представляет собой процесс реализации мер, направленных на повышение соответствия подготовленных кадров требованиям рынка труда по количественным и качественным характеристикам. Задачи Программы: 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективного регионального рынка труда. 2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. 3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. 4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования. 5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования. 6. Организация мониторинга реализации мероприятий, предусмотренных Программой. В результате реализации Программы должен быть достигнут динамический количественный и качественный баланс кадрового спроса и предложения на рынке труда области. Срок реализации Программы: 2011 - 2013 годы. Программой не предусмотрено выделение отдельных этапов, так как реализация программных мероприятий будет осуществляться в течение всего периода действия Программы. Согласно Рекомендациям по разработке региональных комплексных программ развития профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 23.12.2010, Программа содержит план мероприятий по каждому направлению Программы на 3 года (2011 - 2013) и обоснованные обязательства Самарской области по достижению значений установленных количественных показателей результативности на 5 лет (2011 - 2015 годы). 3. Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей в целом за период реализации Программы приведены в приложении N 1 к Программе. 4. Перечень программных мероприятий Перечень программных мероприятий, реализуемых за счет средств областного бюджета, представлен в приложении N 2 к Программе. Перечень программных мероприятий, на реализацию которых предполагается привлечь средства организаций (работодателей) различных видов экономической деятельности, представлен в приложении N 3 к Программе. 4.1. Перечень мероприятий, направленных на решение определенной Программой задачи формирования эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективного регионального рынка труда По состоянию на 01.01.2011 система профессионального образования Самарской области представлена 22 учреждениями НПО, одно из которых находится в федеральном ведении, и 68 государственными учреждениями СПО, 52 из которых находятся в ведении Самарской области. 29 учреждений СПО являются многоуровневыми, реализующими программы НПО и СПО. Оптимизация региональной сети учреждений НПО и СПО, направленная на создание полипрофильных многоуровневых учреждений профессионального образования, в настоящее время продолжается. В течение 2008 - 2009 гг. 12 учреждений профессионального образования Самарской области стали победителями приоритетного национального проекта "Образование". Мероприятия проекта позволили привлечь более 600 млн. рублей. Введено в эксплуатацию современное учебно-производственное оборудование, тренажеры - имитаторы сложного технологического оборудования. Повышена квалификация преподавателей и мастеров производственного обучения, проведены стажировки на ведущих предприятиях региона. В результате модернизировано ресурсное обеспечение учреждений профессионального образования и созданы адекватные современным требованиям условия для обучения, расширена сеть ресурсных центров профессионального образования. В настоящее время актуальной для региональной системы начального и среднего профессионального образования является задача сетевой организации использования ресурсов учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Самарской области - победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование" и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, имеющих в качестве структурных подразделений ресурсные центры профессионального образования. Цель сетевой организации использования указанных ресурсов - повышение доступности и качества образовательных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам - потребителям услуг. Сетевое взаимодействие учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования предполагается осуществлять в рамках государственных заданий учреждениям с ресурсными центрами профессионального образования. Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий учреждениями профессионального образования осуществляется в форме субсидий из областного бюджета. Следует отметить, что система довузовского профессионального образования Самарской области, несмотря на значительные бюджетные расходы и мероприятия по государственному регулированию ее деятельности, остается инвестиционно слабопривлекательной для работодателей региона. Об этом свидетельствуют низкий платежеспособный спрос предприятий области на услуги повышения квалификации собственного персонала на базе учреждений НПО и СПО, отсутствие масштабных инвестиционных проектов, связанных с развитием учреждений НПО и СПО. Работодатели склонны перекладывать на государство и население затраты, связанные с подготовкой кадров для развития бизнеса. Среди причин этого явления можно отметить не только нежелание работодателей дополнительно инвестировать в подготовку кадров (работодатель считает, что он уже за это один раз заплатил в виде налогов), но и организационно-правовые параметры учреждений НПО и СПО, не стимулирующие инвестиции со стороны предприятий реального сектора экономики. В частности, в области нет ни одной образовательной организации профессионального образования в статусе автономного образовательного учреждения, не сформированы нормативно-правовые и организационные предпосылки для развития различных форматов государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования. Область несет экономические потери и социальные издержки, определяемые затратами бюджетных средств на пособия по безработице выпускникам учреждений НПО, СПО и ВПО, не трудоустроившимся по завершении обучения, на переобучение невостребованных специалистов. Можно констатировать наличие проблем областной системы профессионального образования, влияющих на социально-экономическое развитие региона: образовательные результаты системы профессионального образования по объемам подготовки кадров и их качественным характеристикам обнаруживают недостаточное соответствие требованиям рынка труда; в механизмах деятельности сети учреждений профессионального образования практически отсутствует сетевая организация образовательных ресурсов, не используются ресурсы других подсистем образования, проектные мощности учреждений используются не в полном объеме; не сформированы условия для развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования, и прежде всего НПО и СПО, и передачи части функций по управлению системой (в том числе ее ресурсному обеспечению) непосредственным потребителям кадров - работодателям. План-график мероприятий, направленных на решение определенной Программой задачи формирования эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективного регионального рынка труда |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | N | Мероприятия | Обеспечивающие | Результаты | Сроки | Дальнейшее | | п/п| Программы | документы | | реали-| использование | | | | | | зации,| результатов | | | | | | годы | | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 1 | Оптимизация сети | Постановления | Создание многоуровневых | 2011 -| Повышение доступности и | | | учреждений | Правительства Самарской | полипрофильных | 2013 | качества | | | профессионального | области о реорганизации | учреждений среднего | | образовательных услуг | | | образования | учреждений НПО и СПО | профессионального | | физическим и | | | Самарской области | www.adm.samara.ru | образования | | юридическим лицам - | | | | | | | потребителям услуг | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 2 | Предоставление | Приказы, распоряжения, | Сетевая организация | 2011 -| Повышение доступности и | | | субсидий | методические | использования ресурсов | 2013 | качества | | | бюджетным и | рекомендации | учреждений НПО и СПО | | образовательных услуг | | | автономным | министерства | Самарской области | | физическим и | | | учреждениям в | образования и науки | | | юридическим лицам - | | | целях организации | Самарской области | | | потребителям услуг | | | сетевого | www.educat.samregion.ru | | | | | | взаимодействия | | | | | | | учреждений НПО и | | | | | | | СПО с ресурсными | | | | | | | центрами | | | | | | | профессионального | | | | | | | образования | | | | | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 3 | Предоставление | Постановление | Закрепление молодых | 2011 -| Популяризация рабочих | | | социальных выплат | Правительства Самарской | специалистов на | 2013 | профессий среди | | | лицам, | области от 29.10.2010 N | предприятиях и в | | молодежи | | | обучающимся на | 570 "О мерах социальной | учреждениях | | | | | последнем курсе в | поддержки выпускников | | | | | | образовательных | образовательных | | | | | | учреждениях | учреждений высшего и | | | | | | начального | среднего | | | | | | профессионального | профессионального | | | | | | и среднего | образования, | | | | | | профессионального | обучающихся по | | | | | | образования по | педагогическим | | | | | | промышленным | специальностям" | | | | | | профессиям и | www.educat.samregion.ru | | | | | | (или) | Трехсторонние договоры | | | | | | специальностям и | (учреждение | | | | | | ищущим работу, в | профессионального | | | | | | целях привлечения | образования - | | | | | | молодых | обучающийся - | | | | | | специалистов | работодатель) | | | | | | профессионального | | | | | | | образования к | | | | | | | работе в | | | | | | | промышленных | | | | | | | организациях | | | | | | | путем заключения | | | | | | | трехсторонних | | | | | | | договоров | | | | | | | (обучающийся - | | | | | | | учреждение | | | | | | | профессионального | | | | | | | образования - | | | | | | | работодатель) | | | | | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 4 | Предоставление | Постановление | Закрепление молодых | 2011 -| Популяризация рабочих | | | социальных выплат | Правительства Самарской | специалистов на | 2013 | профессий среди | | | лицам, | области от 29.10.2010 N | предприятиях и в | | молодежи | | | обучающимся на | 570 "О мерах социальной | учреждениях | | | | | последнем курсе в | поддержки выпускников | | | | | | образовательных | образовательных | | | | | | учреждениях | учреждений высшего и | | | | | | начального | среднего | | | | | | профессионального | профессионального | | | | | | и среднего | образования, | | | | | | профессионального | обучающихся по | | | | | | образования по | педагогическим | | | | | | строительным | специальностям" | | | | | | профессиям и | www.educat.samregion.ru | | | | | | (или) | Трехсторонние договоры | | | | | | специальностям и | (учреждение | | | | | | ищущим работу, в | профессионального | | | | | | целях привлечения | образования - | | | | | | молодых | обучающийся - | | | | | | специалистов | работодатель) | | | | | | профессионального | | | | | | | образования к | | | | | | | работе в | | | | | | | строительных | | | | | | | организациях | | | | | | | путем заключения | | | | | | | трехсторонних | | | | | | | договоров | | | | | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 5 | Предоставление | Постановление | Закрепление молодых | 2011 -| Популяризация рабочих | | | социальных выплат | Правительства Самарской | специалистов на | 2013 | профессий среди | | | лицам, | области от 29.10.2010 N | предприятиях и в | | молодежи | | | обучающимся на | 570 "О мерах социальной | учреждениях | | | | | последнем курсе в | поддержки выпускников | | | | | | образовательных | образовательных | | | | | | учреждениях | учреждений высшего и | | | | | | среднего и | среднего | | | | | | высшего | профессионального | | | | | | профессионального | образования, | | | | | | образования по | обучающихся по | | | | | | педагогическим | педагогическим | | | | | | специальностям и | специальностям" | | | | | | ищущим работу, в | www.educat.samregion.ru | | | | | | целях привлечения | Трехсторонние договоры | | | | | | молодых | (учреждение | | | | | | специалистов | профессионального | | | | | | профессионального | образования - | | | | | | образования к | обучающийся - | | | | | | работе в | работодатель) | | | | | | государственных и | | | | | | | (или) | | | | | | | муниципальных | | | | | | | образовательных | | | | | | | учреждениях путем | | | | | | | заключения | | | | | | | трехсторонних | | | | | | | договоров | | | | | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 6 | Исследование | Распоряжение | Статистические данные о | 2012 | Корректировка | | | трудоустройства и | министерства | трудоустройстве | | контрольных цифр приема | | | стратегий | образования и науки | выпускников | | на 2013 год | | | трудового | Самарской области | | | Заключение договоров с | | | поведения | от 31.12.2010 N 988-р | | | работодателями о | | | выпускников | "О совершенствовании | | | трудоустройстве молодых | | | учреждений НПО и | процедур формирования и | | | специалистов | | | СПО (через год | контроля за исполнением | | | | | | после выпуска) | государственного | | | | | | | задания в сфере | | | | | | | образования" | | | | | | | www.educat.samregion.ru | | | | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 7 | Разработка | Приказ министерства | Примерное положение об | 2011 | Создание органов | | | примерного | образования и науки | управляющем совете | | общественного участия | | | положения об | Самарской области | учреждения НПО и СПО | | (управляющих советов и | | | управляющем | www.educat.samregion.ru | Самарской области | | т.п.) в управлении | | | совете учреждения | | | | учреждениями НПО и СПО, | | | НПО и СПО | | | | наделенных ключевыми | | | Самарской области | | | | управляющими и | | | | | | | согласующими | | | | | | | полномочиями | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 8 | Организационно- | Распоряжения и письма | Организация | 2011 -| Сопровождение | | | методическое и | министерства | деятельности органов | 2013 | деятельности органов | | | информационно- | образования и науки | общественного участия | | общественного участия | | | аналитическое | Самарской области | (управляющих советов и | | (управляющих советов и | | | сопровождение | www.educat.samregion.ru | т.п.) в управлении | | т.п.) в управлении | | | деятельности | | учреждениями НПО и СПО | | учреждениями НПО и СПО | | | органов | | | | | | | общественного | | | | | | | участия в | | | | | | | управлении | | | | | | | учреждениями | | | | | | | профессионального | | | | | | | образования | | | | | | | Самарской области | | | | | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 9 | Оснащение | Распоряжения и письма | Поставка | 2011 -| Подготовка | | | системой | министерства | соответствующего | 2013 | высококвалифицированных | | | видеоконференц- | образования и науки | оборудования | | кадров с использованием | | | связи учреждений | Самарской области | подведомственным | | информационных и | | | профессионального | Государственные | министерству | | телекоммуникационных | | | образования, | контракты на поставку | образования и науки | | технологий | | | подведомственных | оборудования | Самарской области | | | | | министерству | учреждениям | учреждениям | | | | | образования и | профессионального | профессионального | | | | | науки Самарской | образования Самарской | образования | | | | | области | области | | | | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| | 10 | Заключение | Распоряжения и письма | Обеспечение условий | 2011 -| Подготовка | | | договоров на | министерства | организации подготовки | 2013 | высококвалифицированных | | | безвозмездное | образования и науки | высококвалифицированных | | кадров на современном | | | использование | Самарской области | кадров на современном | | оборудовании | | | современного | Договоры учреждений НПО | оборудовании | | | | | оборудования | и СПО Самарской области | | | | | | инновационных | с ведущими | | | | | | предприятий | инновационными | | | | | | Самарской области | предприятиями | | | | |————|———————————————————|——————————————————————————|——————————————————————————|———————|———————————————————————————| Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход (2011 - 2013 гг.) и итоги реализации Программы (к 2015 г.) по направлению "Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективного регионального рынка труда", приведены в разделе 1 приложения N 1 к Программе. 4.2. Перечень мероприятий, направленных на решение определенной Программой задачи повышения привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда В настоящее время назрела острая необходимость в формировании системы организационного и информационного взаимодействия субъектов регионального рынка труда и рынка образовательных услуг (учащиеся и студенты, их родители, преподаватели, образовательные учреждения, работодатели и их объединения, профессиональные союзы, профессиональные ассоциации, Торгово-промышленная палата, службы занятости, ассоциации малого предпринимательства, службы социальной защиты населения, комитеты по делам молодежи и другие). Реализация мероприятий по данному направлению будет осуществляться в части анализа информации, мониторинга, социологических исследований за счет средств, предусмотренных на формирование государственных заданий подведомственным министерству образования и науки Самарской области учреждениям. Работодатели готовы продолжать финансирование совместных информационных проектов, дополнительных стипендий. План-график мероприятий, направленных на решение определенной Программой задачи повышения привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | N | Мероприятия | Обеспечивающие | Результаты | Сроки | Дальнейшее | | п/п| Программы | документы | | реали- | использование | | | | | | зации, | результатов | | | | | | годы | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 1 | Мониторинг | Распоряжение | Краткосрочный | Сентябрь -| Планирование | | | численности занятых | министерства | прогноз (на 3 года) | декабрь | контрольных цифр | | | в различных видах | образования и науки | востребованности | 2011 | приема на | | | экономической | Самарской области | специалистов по | | обучение | | | деятельности | от 31.12.2010 N 988-р | направлениям | | | | | региона и прогноз | "О совершенствовании | экономической | | | | | востребованности | процедур формирования и | деятельности | | | | | работников | контроля за исполнением | | | | | | | государственного | | | | | | | задания в сфере | | | | | | | образования" | | | | | | | www.educat.samregion.ru | | | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 2 | Создание системы | Поручение | Среднесрочный и | Ежегодно | Планирование | | | среднесрочного и | вице-губернатора - | долгосрочный | | контрольных цифр | | | долгосрочного | первого заместителя | прогнозы занятости | | приема на | | | прогнозирования | председателя | населения | | обучение | | | занятости населения | Правительства | | | | | | в соответствующих | Самарской области | | | | | | производственных | Нефедова А.П. от | | | | | | отраслях экономики | 01.03.2011 N 6-30/580 | | | | | | в целях | | | | | | | планирования | | | | | | | потребностей в | | | | | | | подготовке кадров в | | | | | | | учреждениях | | | | | | | профессионального | | | | | | | образования | | | | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 3 | Мониторинг | Распоряжение | Статистические | 2011 | План | | | профессиональных | министерства | данные о | | информационной | | | предпочтений | образования и науки | профессиональных | | кампании системы | | | учащихся 9 - | Самарской области от | предпочтений | | довузовского | | | 11 классов | 31.12.2010 N 988-р "О | учащихся 9 - 11 | | профессионального | | | общеобразовательных | совершенствовании | классов | | образования | | | школ Самарской | процедур формирования и | общеобразовательных | | | | | области | контроля за исполнением | школ | | | | | | государственного | | | | | | | задания в сфере | | | | | | | образования" | | | | | | | www.educat.samregion.ru | | | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 4 | Организация и | Распоряжение | Ориентация | 2012 | Выполнение плана | | | проведение | министерства | профессиональных | | приема в | | | информационной | образования и науки | предпочтений | | учреждения | | | кампании по | Самарской области | учащихся 9 - 11 | | довузовского | | | формированию | www.o-urok.ru | классов | | профессионального | | | положительного | | общеобразовательных | | образования, по | | | имиджа и повышению | | школ на профессии и | | профессиям и | | | привлекательности | | специальности, | | специальностям, | | | профессий и | | востребованные | | востребованным | | | специальностей, | | экономикой региона | | экономикой | | | востребованных | | | | региона | | | реальным сектором | | | | | | | экономики | | | | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 5 | Подготовка | Распоряжение | Ориентация | 2012 | Выполнение плана | | | информационной | министерства | профессиональных | | приема в | | | кампании по | образования и науки | предпочтений | | учреждения | | | формированию | Самарской области | учащихся 9 - 11 | | довузовского | | | положительного | www.o-urok.ru | классов | | профессионального | | | имиджа и повышению | | общеобразовательных | | образования, по | | | привлекательности | | школ на профессии и | | профессиям и | | | профессий и | | специальности, | | специальностям, | | | специальностей, | | востребованные | | востребованным | | | востребованных | | экономикой региона | | экономикой | | | реальным сектором | | | | региона | | | экономики | | | | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 6 | Профессиональная | Распоряжение | Ориентация | 2012 | Выполнение плана | | | ориентация учащихся | министерства | профессиональных | | приема в | | | 9 - 11 классов | образования и науки | предпочтений | | учреждения | | | общеобразовательных | Самарской области | учащихся 9 - 11 | | довузовского | | | школ Самарской | от 31.12.2010 N 988-р | классов | | профессионального | | | области в контексте | "О совершенствовании | общеобразовательных | | образования по | | | современных условий | процедур формирования и | школ на профессии и | | профессиям и | | | социально- | контроля за исполнением | специальности, | | специальностям, | | | экономического | государственного | востребованные | | востребованным | | | развития региона | задания в сфере | экономикой региона | | экономикой | | | | образования" | | | региона | | | | www.educat.samregion.ru | | | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 7 | Организация | Постановление | Обучение 600 чел. в | 2011 | Выполнение плана | | | профессиональной | Правительства Самарской | год по программам | | приема в | | | подготовки учащихся | области об утверждении | профессиональной | | учреждения | | | 10 - 11 классов | методики расчетов | подготовки | | довузовского | | | | нормативов бюджетного | | | профессионального | | | | финансирования на | | | образования по | | | | реализацию программ | | | профессиям и | | | | профессиональной | | | специальностям, | | | | подготовки учащихся 10 | | | востребованным | | | | - 11 классов | | | экономикой | | | | | | | региона | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 8 | Мониторинг качества | Распоряжение | Аналитический | 2011 | Программа | | | услуг по | министерства | материал по степени | | профориентации | | | профессиональной | образования и науки | удовлетворенности | | учащихся и | | | ориентации среди | Самарской области от | родителей и | | родителей на 2012 | | | учащихся и | 31.12.2010 N 988-р "О | учащихся качеством | | - 2013 годы | | | родителей | совершенствовании | различных аспектов | | | | | | процедур формирования и | профориентационной | | | | | | контроля за исполнением | работы | | | | | | государственного | | | | | | | задания в сфере | | | | | | | образования" | | | | | | | www.educat.samregion.ru | | | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 9 | Выплата | Договоры между | Ознакомление | Ежегодно | Выполнение плана | | | дополнительных | образовательными | родителей, | | приема в | | | стипендий лицам, | учреждениями и | учащихся, | | учреждения | | | обучающимся в | работодателями | общественности с | | довузовского | | | учреждениях НПО и | | результатами | | профессионального | | | СПО | | деятельности | | образования по | | | | | предприятий | | профессиям и | | | | | Трудоустройство | | специальностям, | | | | | выпускников- | | востребованным | | | | | стипендиатов по | | экономикой | | | | | полученным | | региона | | | | | профессиям и | | | | | | | специальностям | | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| | 10 | Реализация проекта | Распоряжение | Информирование | 2011 - | Выполнение | | | "Открытый урок" | министерства | родителей, | 2013 | государственного | | | | образования и науки | учащихся, | | регионального | | | | Самарской области | общественности о | | задания на | | | | www.o-urok.ru | результатах | | подготовку кадров | | | | | деятельности | | по приоритетным | | | | | предприятий, | | на региональном | | | | | условиях работы, об | | рынке труда | | | | | уровне социальной | | профессиям и | | | | | защищенности | | специальностям | | | | | Создание единой | | | | | | | информационной | | | | | | | среды | | | |————|—————————————————————|——————————————————————————|—————————————————————|———————————|—————————————————————| Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход (2011 - 2013 гг.) и итоги реализации Программы (к 2015 г.) по направлению "Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда", приведены в разделе 2 приложения N 1 к Программе. 4.3. Перечень мероприятий, направленных на решение определенной Программой задачи модернизации региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования Процесс разработки профессиональных стандартов осуществляется на федеральном и региональном уровнях. В течение последних трех лет ведется работа по разработке национальных профессиональных стандартов. Активизация деятельности началась после выхода таких нормативных документов, как: Положение о профессиональном стандарте и макет профессионального стандарта, утвержденные распоряжением президента Российского союза промышленников и предпринимателей от 28.06.2007 N РП-46; постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 1015 "Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования"; Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министерством образования и науки Российской Федерации и президентом Российского союза промышленников и предпринимателей в июле 2009 года; Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министерством образования и науки Российской Федерации и президентом Российского союза промышленников и предпринимателей в июле 2009 года. За период с 2008 по 2010 годы были разработаны региональные профессиональные стандарты в соответствии с макетом профессионального стандарта по 16 профессиям. В 2011 - 2012 годах планируется разработать региональные профессиональные стандарты по специальностям СПО. Новое поколение федеральных государственных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования "от результата", а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности обучающихся. В Самарской области, одном из первых субъектов Российской Федерации, с 2004 года введены и уже на протяжении пятилетия формируются ключевые компетенции учащихся как результат образования (готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность). Таким образом, в Самарской области возникает специфическая задача обеспечения преемственности ключевых компетенций выпускников общеобразовательных школ и общих компетенций студентов, зафиксированных в рамках ФГОС НПО и СПО нового поколения. Развитие общих компетенций в рамках профессиональных (производственных) практик в большинстве ФГОС по профессиям и специальностям НПО и СПО явно недостаточно. Учитывая требования работодателей региона на практическую ориентированность довузовского профессионального образования, нельзя признать достаточной долю учебных и производственных практик в составе учебного времени, отведенного на освоение профессий НПО и специальностей СПО. С 2001 по 2010 годы в сертификации профессиональных квалификаций приняли участие 4833 выпускника Самарской области. Сертификат профессиональной компетентности получили 3265 выпускников. Опыт Самарской области в области сертификации профессиональных квалификаций был взят за основу и распространен в других регионах Российской Федерации. Сертификация профессиональных квалификаций выпускников - совокупность процедур подтверждения соответствия профессиональной компетентности обучающихся из числа выпускников учреждений НПО/СПО Самарской области, получающих квалификацию по программам начального профессионального образования и профессиональной подготовки, требованиям уровня квалификации выше установленного квалификационной характеристикой. В процедуре сертификации участвуют выпускники, претендующие на повышенный квалификационный уровень по 21 профессии. Процедура сертификации профессиональных квалификаций совмещена с процедурой итоговой государственной аттестации: результат сертификации профессиональных квалификаций приравнивается к результату выполнения выпускной практической квалификационной работы по профессии (профессиям) в пределах требований государственного образовательного стандарта начального профессионального образования. Для эффективного развития региональной системы сертификации профессиональных квалификаций необходимо решить ряд проблем, таких, как: отсутствие нормативно-правового обеспечения взаимодействия системы образования и работодателей; отсутствие исчерпывающего количества профессиональных стандартов (национальных, отраслевых); отсутствие подготовленных экспертов, участвующих в процедуре сертификации профессиональных квалификаций. На сегодняшний день процедура сертификации имеет определенные ограничения. Во-первых, численность работодателей, принимающих участие в сертификации, ограничена по сравнению с общим числом работодателей региона. Во-вторых, количество сертифицируемых профессий, точнее, квалификаций в составе профессий, мало по сравнению с общим числом реализуемых профессиональных образовательных программ. В-третьих, численность выпускников, проходящих сертификацию, мала и составляет примерно 10% от общего выпуска по программам НПО. Все это не позволяет рассматривать в настоящее время сертификацию профессиональных квалификаций в качестве объективного инструмента измерения соответствия сформированных у выпускников теоретических знаний и практических навыков и умений требованиям работодателей. Сертификация профессиональных квалификаций выпускников как форма взаимодействия государственных учреждений образования и бизнес-структур Самарской области позволяет: усилить взаимосвязи системы образования и рынка труда (работодатели региона привлекаются к процедурам сертификации: разработке региональных профессиональных стандартов, действующих в качестве временных требований, к разработке контрольно-измерительного материала; к процедуре оценки соответствия выпускников требованиям региональных профессиональных стандартов); повысить объективность итоговой аттестации выпускников, так как сертификация профессиональных квалификаций является независимой (внешней по отношению к системе образования) оценкой уровня достигнутой профессиональной компетентности выпускников. План-график мероприятий, направленных на решение определенной Программой задачи модернизации региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования |————|———————————————————|————————————————|——————————————————|———————|—————————————————————| | N | Мероприятия | Обеспечивающие | Результаты | Сроки | Дальнейшее | | п/п| Программы | документы | | реали-| использование | | | | | | зации,| результатов | | | | | | годы | | |————|———————————————————|————————————————|——————————————————|———————|—————————————————————| | 1 | Разработка | Приказы, | Региональные | 2011 -| Приведение в | | | региональных | распоряжения | профессиональные | 2013 | соответствие | | | профессиональных | министерства | стандарты по | | содержания рабочих | | | стандартов по | образования и | профессиям и | | учебных планов и | | | профессиям и | науки | специальностям, | | программ | | | специальностям, | Самарской | востребованным | | требованиям | | | востребованным | области | реальным | | работодателей, | | | реальным сектором | Соглашения | сектором | | сконцентрированным | | | экономики | (договоры) | экономики | | в региональных | | | | министерства | | | профессиональных | | | | образования и | | | стандартах | | | | науки | | | Повышение качества | | | | Самарской | | | профессионального | | | | области с | | | образования | | | | работодателями | | | | | | | (объединениями | | | | | | | работодателей) | | | | | | | www.cposo.ru | | | | |————|———————————————————|————————————————|——————————————————|———————|—————————————————————| | 2 | Организационно- | Письма, | Основные | 2011 -| Приведение в | | | методическое | методические | профессиональные | 2013 | соответствие | | | сопровождение | рекомендации | образовательные | | рабочих учебных | | | введения | министерства | программы НПО и | | планов и программ | | | федеральных | образования и | СПО, | | требованиям ФГОС | | | государственных | науки | разработанные в | | нового поколения | | | образовательных | Самарской | соответствии с | | Повышение качества | | | стандартов | области | требованиями | | профессионального | | | профессионального | www.cposo.ru | ФГОС нового | | образования | | | образования | | поколения | | | |————|———————————————————|————————————————|——————————————————|———————|—————————————————————| | 3 | Организация и | Распоряжения и | Расширение числа | 2011 -| Мониторинг | | | проведение | письма | сертифицируемых | 2013 | качества | | | процедуры | министерства | выпускников и | | подготовки | | | независимой | образования и | количества | | квалифицированных | | | оценки качества | науки | сертифицируемых | | рабочих и | | | подготовки кадров | Самарской | профессий | | специалистов в | | | (сертификации | области | (квалификаций) | | учреждениях НПО и | | | профессиональных | www.cposo.ru | | | СПО | | | квалификаций | | | | | | | выпускников | | | | | | | учреждений | | | | | | | профессионального | | | | | | | образования на | | | | | | | соответствие | | | | | | | требованиям | | | | | | | уровня | | | | | | | квалификации, | | | | | | | выше | | | | | | | установленного | | | | | | | квалификационной | | | | | | | характеристикой, | | | | | | | с участием | | | | | | | работодателей) | | | | | |————|———————————————————|————————————————|——————————————————|———————|—————————————————————| | 4 | Разработка | Приказ | Положение об | 2011 -| Организация и | | | положения об | министерства | общественно- | 2013 | проведение | | | общественно- | образования и | профессиональной | | общественно- | | | профессиональной | науки | аккредитации | | профессиональной | | | аккредитации | Самарской | основных | | аккредитации | | | основных | области | профессиональных | | основных | | | профессиональных | | образовательных | | профессиональных | | | образовательных | | программ | | образовательных | | | программ | | | | программ | |————|———————————————————|————————————————|——————————————————|———————|—————————————————————| Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход (2011 - 2013 гг.) и итоги реализации Программы (к 2015 г.) по направлению "Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования", приведены в разделе 3 приложения N 1 к Программе. 4.4. Перечень мероприятий, направленных на решение определенной Программой задачи внедрения новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования В Самарской области введены и действуют: финансовое обеспечение деятельности учреждений НПО и СПО на основе нормативов подушевого бюджетного финансирования; новые системы оплаты труда работников учреждений НПО и СПО. Актуальными задачами совершенствования финансово-экономических механизмов деятельности системы НПО и СПО Самарской области на сегодняшний день являются: разработка норматива финансирования профессиональной подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений; разработка норматива финансирования реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования. Актуальность разработки норматива финансирования профессиональной подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений обусловлена, во-первых, необходимостью формирования общепрофессиональных трудовых навыков и умений у старшеклассников как неотъемлемой части их технологической компетентности, во-вторых, обеспечением социальной защищенности выпускников общеобразовательных учреждений за счет получения ими профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации, в-третьих, профессиональной ориентацией школьников на востребованные на региональном рынке труда профессии, формированием позитивного ценностного отношения к труду. Актуальность разработки норматива финансирования реализации дополнительных профессиональных образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования обусловлена необходимостью повышения качества подготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда в условиях быстрой смены производственных технологий. План-график мероприятий, направленных на решение определенной Программой задачи внедрения новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования |————|—————————————————————|———————————————————|—————————————————————|———————|———————————————————————| | N | Мероприятия | Обеспечивающие | Результаты | Сроки | Дальнейшее | | п/п| Программы | документы | | реали-| использование | | | | | | зации,| результатов | | | | | | годы | | |————|—————————————————————|———————————————————|—————————————————————|———————|———————————————————————| | 1 | Разработка | Постановление | Методика расчета | 2011 -| Организация | | | норматива | Правительства | норматива | 2013 | профессиональной | | | финансирования | Самарской области | финансирования | | подготовки учащихся | | | профессиональной | | профессиональной | | 10 - 11 классов | | | подготовки учащихся | | подготовки учащихся | | общеобразовательных | | | 10 - 11 классов | | 10 - 11 классов | | учреждений | | | общеобразовательных | | общеобразовательных | | | | | учреждений | | учреждений | | | |————|—————————————————————|———————————————————|—————————————————————|———————|———————————————————————| | 2 | Разработка | Постановление | Методика расчета | 2011 -| Организация | | | норматива | Правительства | норматива | 2013 | сетевого | | | финансирования | Самарской области | финансирования | | взаимодействия | | | реализации | | реализации основных | | учреждений | | | дополнительных | | и дополнительных | | профессионального | | | профессиональных | | профессиональных | | образования | | | образовательных | | образовательных | | | | | программ в рамках | | программ в рамках | | | | | сетевого | | сетевого | | | | | взаимодействия | | взаимодействия | | | | | учреждений | | учреждений | | | | | профессионального | | профессионального | | | | | образования | | образования | | | |————|—————————————————————|———————————————————|—————————————————————|———————|———————————————————————| | 3 | Организационное и | Постановления | Создание | 2011 -| Расширение | | | нормативно-правовое | Правительства | государственных | 2013 | экономической | | | обеспечение | Самарской области | автономных | | самостоятельности | | | перехода | о создании | образовательных | | учреждений | | | государственных | государственных | учреждений | | профессионального | | | образовательных | автономных | профессионального | | образования, | | | учреждений НПО, СПО | образовательных | образования | | развитие ресурсного | | | и дополнительного | учреждений | | | обеспечения | | | профессионального | профессионального | | | образовательного | | | образования в | образования | | | процесса, | | | статус автономных | www.adm.samara.ru | | | расширение роли | | | образовательных | | | | общественного | | | учреждений | | | | участия в | | | | | | | управлении | | | | | | | учреждениями НПО и | | | | | | | СПО | |————|—————————————————————|———————————————————|—————————————————————|———————|———————————————————————| Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход (2011 - 2013 гг.) и итоги реализации Программы (к 2015 г.) по направлению "Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования", приведены в разделе 4 приложения N 1 к Программе. 4.5. Перечень мероприятий, направленных на решение определенной Программой задачи развития кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования В связи с происходящими в образовании переменами совершенствование системы повышения квалификации является важнейшей задачей. Участие педагогических и управленческих кадров в модернизации профессионального образования требует специальной подготовки, а следовательно, определенных изменений в деятельности системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. В системе профессионального образования Самарской области работает 3345 преподавателей и около 400 мастеров производственного обучения. Система располагает высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, 86% преподавателей имеют высшее образование, высшую квалификационную категорию - 43,8% преподавателей, первую квалификационную категорию - 15,9%, вторую - 12%. В Самарском регионе существует проблема старения педагогических кадров, в том числе и в системе профессионального образования. Количество педагогов и мастеров до 35 лет составляет всего 23%, от 35 до 45 лет - 18,6%, количество работников пенсионного возраста - 11%. Существует также проблема омоложения управленческих кадров - 25% директоров в учреждениях профессионального образования пенсионного возраста. Формирование управленческого резерва должно стать одним из направлений развития системы учреждений профессионального образования. Основными направлениями развития кадрового потенциала системы профессионального образования в рамках Программы должны стать: стажировка педагогического состава учреждений профессионального образования на базе профильных организаций; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|