Расширенный поиск
Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 672ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 ноября 2013 г. N 672 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" В целях создания экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда в Самарской области, Правительство Самарской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014 - 2020 годы" (далее - Государственная программа). 2. Установить, что возникающие на основании настоящего Постановления расходные обязательства Самарской области исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в соответствии с действующим законодательством в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого на соответствующий финансовый год в установленном порядке главным распорядителям средств областного бюджета, участвующим в реализации мероприятий Государственной программы. 3. Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области (Фурсову): в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Постановления Правительства Самарской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением Правительства Самарской области; провести совместно с соответствующими главными распорядителями средств областного бюджета мониторинг мероприятий Государственной программы и объемов финансирования на предмет необходимости актуализации с учетом их обоснованности и эффективности; в срок до 01.03.2014 представить результаты мониторинга с приложением подтверждающих документов и расчетов в Правительство Самарской области, министерство управления финансов Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, службу государственного финансового контроля Самарской области и в случае необходимости подготовить проекты нормативных правовых актов о внесении соответствующих изменений в Государственную программу. 4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области (Фурсова). 5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации. 6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. И.о. вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области В.В.АЛЬТЕРГОТ Утверждена постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N 672 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (далее - Государственная программа) ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - государственная программа Самарской области ГОСУДАРСТВЕННОЙ "Содействие занятости населения Самарской ПРОГРАММЫ области на 2014 - 2020 годы" ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение вице-губернатора - председателя РЕШЕНИЯ Правительства Самарской области Нефедова А.П. О РАЗРАБОТКЕ от 16.08.2013 N 6-20/517 ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОТВЕТСТВЕННЫЙ - министерство труда, занятости и миграционной ИСПОЛНИТЕЛЬ политики Самарской области (далее - ГОСУДАРСТВЕННОЙ министерство) ПРОГРАММЫ СОИСПОЛНИТЕЛИ - отсутствуют ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УЧАСТНИКИ - управление Федеральной миграционной службы по ГОСУДАРСТВЕННОЙ Самарской области (по согласованию); ПРОГРАММЫ управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (по согласованию); государственная инспекция труда в Самарской области (по согласованию); Администрация Губернатора Самарской области; министерство образования и науки Самарской области; министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области; министерство строительства Самарской области; министерство здравоохранения Самарской области; министерство промышленности и технологий Самарской области; министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области; министерство культуры Самарской области; министерство спорта Самарской области; департамент по делам молодежи Самарской области; государственное казенное учреждение Самарской области "Дом дружбы народов" (по согласованию); государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области "Модельный учебный центр" (по согласованию); автономное учреждение Самарской области "Региональная исследовательская лаборатория" (по согласованию); государственные казенные учреждения Самарской области центры занятости населения городских округов и муниципальных районов (по согласованию); государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (по согласованию); образовательные учреждения, реализующие программы начального, основного и среднего общего образования (по согласованию) ЦЕЛЬ - создание экономических, организационных и ГОСУДАРСТВЕННОЙ правовых условий для обеспечения эффективного ПРОГРАММЫ развития рынка труда и кадрового потенциала Самарской области ЗАДАЧИ - повышение профессиональной ГОСУДАРСТВЕННОЙ конкурентоспособности и трудовой мобильности ПРОГРАММЫ населения на рынке труда Самарской области; повышение уровня использования трудовых ресурсов; повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов; формирование эффективной модели адаптации и интеграции мигрантов с учетом приоритетов социально-экономического развития Самарской области ПОКАЗАТЕЛИ - уровень общей безработицы (по методологии (ИНДИКАТОРЫ) Международной организации труда) в среднем за ГОСУДАРСТВЕННОЙ год; ПРОГРАММЫ доля граждан, получивших профориентационные услуги в органах службы занятости населения, включая услуги по психологической поддержке, в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости населения в целях поиска подходящей работы; доля безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации на рынке труда, в среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости; численность ищущих работу граждан, получивших услугу по оценке профессиональной компетентности; доля безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения, в среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения; численность граждан, за исключением безработных граждан, повысивших свой профессиональный уровень при содействии органов службы занятости населения; численность молодых специалистов организаций Самарской области, повысивших квалификацию по результатам ежегодного конкурса инновационных проектов социально-экономического развития региона; степень сбалансированности потребности предприятий и подготовки специалистов; число лиц, прошедших обучение на высокотехнологичном оборудовании; доля занятого населения в численности трудовых ресурсов (уровень использования трудовых ресурсов) в среднем за год; доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения; доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения; количество созданных постоянных рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите, с использованием возмещения работодателям затрат на приобретение оборудования; количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; доля безработных граждан, получивших услугу по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, в среднегодовой численности зарегистрированных безработных граждан; доля привлекаемых иностранных работников в общей численности занятого населения; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1 тыс. работающих; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих; число дней нетрудоспособности у пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в расчете на 1 пострадавшего; доля лиц, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в общей численности занятых в экономике Самарской области; численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих; численность лиц, которые впервые признаны инвалидами по профессиональному заболеванию; доля рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, в общем количестве рабочих мест в Самарской области; доля рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда, в общем количестве рабочих мест в Самарской области; доля работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, в общем количестве работников, занятых в экономике Самарской области; доля работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами, в общем количестве работников, подлежащих медицинским осмотрам; численность работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам периодических медицинских осмотров и по результатам осмотров в центрах профпатологии; количество организаций, расположенных на территории Самарской области, имеющих декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи в случае их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства; количество созданных гражданами, признанными в установленном порядке безработными на момент регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица, дополнительных рабочих мест; уровень регистрируемой безработицы в среднем за год; количество разработанных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда; количество организаций - участников регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности"; количество участников конкурсов профмастерства и стажировок победителей региональных этапов конкурсов профмастерства за рубежом; уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда; доля сотрудников органов службы занятости населения Самарской области, направленных на обучение (профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку), в общей численности персонала службы занятости населения; доля зданий и помещений, в которых размещены подведомственные министерству учреждения, в отношении которых проведены мероприятия, направленные на приведение их в соответствие с санитарными, техническими, противопожарными, строительными и иными правилами и нормами, включая подготовку соответствующей проектно-сметной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости ремонтных работ, в общем количестве зданий и помещений, в которых размещены подведомственные министерству учреждения; количество проведенных социологических исследований миграционной ситуации в Самарской области; доля образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, принявших участие в анкетировании по вопросам отношения к лицам других национальностей с целью выработки мер по профилактике правонарушений и пресечению экстремистских проявлений в молодежной среде, в общем количестве образовательных учреждений в Самарской области, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования; количество проведенных семинаров по вопросам межнациональных отношений, охраны труда, повышения языковой грамотности; доля работодателей, использующих труд иностранных работников, получивших в ходе проведения семинаров и выездных совещаний консультационные услуги по вопросам применения трудового законодательства, охраны труда, профилактики производственного травматизма, профессиональной заболеваемости среди работников-мигрантов, в общем количестве работодателей, принявших участие в семинарах и выездных совещаниях; количество разработанных программ образовательных курсов для мигрантов и педагогов, обучающих детей мигрантов; доля мигрантов, прошедших обучение по совершенствованию уровня владения русским языком, в общей численности мигрантов, получивших разрешение на временное проживание в Самарской области; доля граждан трудоспособного возраста из числа мигрантов, получивших разрешение на временное проживание в Самарской области, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся устойчивым спросом на рынке труда, в общей численности мигрантов, получивших разрешение на временное проживание в Самарской области, в текущем году; доля мигрантов, получивших информационные услуги, в общей численности обратившихся за получением информационных услуг; количество групп (из числа мигрантов), получивших услуги по экскурсионному обслуживанию ПОДПРОГРАММЫ - подпрограмма "Повышение эффективности С УКАЗАНИЕМ использования трудовых ресурсов и оптимизация ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ системы управления занятостью населения ИХ РЕАЛИЗАЦИИ Самарской области на 2014 - 2020 годы". Цели: повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда Самарской области; повышение уровня использования трудовых ресурсов; повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов. Сроки реализации: 2014 - 2020 годы; подпрограмма "Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область, на 2014 - 2016 годы". Цель: формирование эффективной модели адаптации и интеграции мигрантов с учетом приоритетов социально-экономического развития Самарской области. Сроки реализации: 2014 - 2016 годы ИНЫЕ ПРОГРАММЫ - отсутствуют С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНЫ - отсутствуют МЕРОПРИЯТИЙ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТАПЫ И СРОКИ - 2014 - 2020 годы. РЕАЛИЗАЦИИ Государственная программа реализуется в один ГОСУДАРСТВЕННОЙ этап ПРОГРАММЫ ОБЪЕМЫ - общий объем финансирования мероприятий БЮДЖЕТНЫХ Государственной программы в 2014 - 2020 годах АССИГНОВАНИЙ составляет 7 963 594,0 тыс. рублей, в том ГОСУДАРСТВЕННОЙ числе: ПРОГРАММЫ в 2014 году - 1 281 854,1 тыс. рублей; в 2015 году - 1 327 226,9 тыс. рублей; в 2016 году - 1 307 126,8 тыс. рублей; в 2017 году - 1 031 148,8 тыс. рублей; в 2018 году - 1 010 876,2 тыс. рублей; в 2019 году - 998 510,1 тыс. рублей; в 2020 году - 1 006 851,1 тыс. рублей, и включает 5 056 863,94 тыс. рублей - средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих из федерального бюджета субвенций на осуществление переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (в том числе утверждено бюджетных ассигнований в 2014 году - 687004,6 тыс. рублей; в 2015 году - 709644,8 тыс. рублей; в 2016 году - 732553,1 тыс. рублей); 2 906 730,1 тыс. рублей <1> - средства областного бюджета (в том числе утверждено бюджетных ассигнований в 2014 году - 250246,2 тыс. рублей; в 2015 году - 250246,2 тыс. рублей; в 2016 году - 218746,0 тыс. рублей). Распределение общего объема средств по подпрограммам: подпрограмма "Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы" - 7 804 383,6 тыс. рублей; подпрограмма "Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область, на 2014 - 2016 годы" - 159 210,5 тыс. рублей ОЖИДАЕМЫЕ - обеспечение реализации прав граждан на защиту РЕЗУЛЬТАТЫ от безработицы благодаря проведению активной РЕАЛИЗАЦИИ политики занятости на рынке труда; ГОСУДАРСТВЕННОЙ создание благоприятных условий для расширения ПРОГРАММЫ возможностей трудоустройства населения и рационального использования трудового потенциала; обеспечение снижения рисков несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест; снижение рисков невостребованности выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; повышение эффективности профориентации населения; расширение возможности реализации трудовых прав граждан; содействие росту занятости в сфере малого и среднего предпринимательства; повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда и занятости населения Самарской области; оптимизация системы управления занятостью населения; модернизация институтов государственного управления в сфере миграционной политики; повышение уровня знания мигрантами русского языка, правовой грамотности, информированности о культурных традициях и нормах с целью преодоления социальной исключенности мигрантов и формирования этнических анклавов; развитие у мигрантов и принимающего сообщества культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости; совершенствование инфраструктуры оказания услуг в сфере миграционной политики. -------------------------------- <1> Объем средств, превышающий утвержденные объемы бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год на финансирование расходных обязательств, предусматривается отдельными постановлениями Правительства Самарской области. 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы, анализ рисков реализации Государственной программы В 2011 году наблюдалось улучшение большинства макроэкономических показателей, среди которых рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, строительных работ, ввода жилья, повышение инвестиционной активности, динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, значительное улучшение ситуации в сфере занятости населения. В 2012 году сохранились тенденции оживления экономики Самарской области. Тем не менее темпы роста в промышленности, сельском хозяйстве, инвестиционной деятельности замедлились по сравнению с 2011 годом, что свидетельствует об исчерпании факторов посткризисного роста. Все более важным фактором в этой связи становятся трудовые ресурсы. Их численность, достигнув в 2008 году максимума - 2099,6 тыс. человек, к 2012 году сократилась на 17,1 тыс. человек. Основной источник формирования трудовых ресурсов - население трудоспособного возраста - в последние годы сокращается из-за негативного влияния демографических факторов (спада рождаемости в 1990-е годы, высокой смертности населения). Численность трудоспособного населения трудоспособного возраста сократилась с 1939,5 тыс. человек в 2008 году (92,4% от общей численности трудовых ресурсов региона) до 1891,4 тыс. человек (90,8%) в 2012 году. В структуре трудовых ресурсов области в течение последних лет происходили интенсивные изменения, что привело к снижению доли занятого населения (коэффициент использования трудовых ресурсов) с 75,8% в 2008 году до 72,4% в 2012 году и увеличению доли лиц трудоспособного возраста, не занятых в экономике - соответственно с 16,6% до 20,4%, при достаточно стабильной доле учащихся - 7,6% и 7,3% соответственно. В то же время на протяжении последних лет спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда характеризуется тенденцией роста. За 2012 год работодателями заявлено 152,8 тыс. вакансий, что на 10,2% больше, чем в 2010 году, и больше, чем в докризисные годы. По состоянию на 31.12.2012 количество открытых вакансий, имеющихся в распоряжении службы занятости населения, составило 26,6 тыс. единиц. Для населения региона характерна активная трудовая позиция: по данным выборочных обследований населения, процентное соотношение численности занятого и экономически активного населения в среднем за 2012 год составляло 96,6%, что выше аналогичного показателя в среднем по Российской Федерации и по Приволжскому федеральному округу (94,5% и 94,7% соответственно). Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за 2012 год составляет 3,4% экономически активного населения. Регион находится на 8 месте среди субъектов Российской Федерации с самым низким значением данного показателя (среднероссийское значение - 5,5%) и на 1 месте среди субъектов Приволжского федерального округа (среднеокружное значение - 5,3%). Уровень регистрируемой безработицы уменьшился с 1,4% по состоянию на 01.01.2012 до 1,0% по состоянию на 31.12.2012. Региональная безработица, как и в целом по Российской Федерации, проявляется преимущественно в структурной форме, что обусловлено территориальным и профессионально-квалификационным несоответствием спроса и предложения рабочей силы. Если по рабочим профессиям предложение рабочей силы количественно почти соответствует спросу, то по профессиям (должностям) служащих имеется избыток рабочей силы - спрос превышен в 1,4 раза. Количественный дефицит рабочей силы в городских округах, где на конец декабря 2012 года на 10 вакансий претендовали 4 незанятых гражданина, сопровождается недостатком рабочих мест в муниципальных районах, где в этот период на 10 вакансий претендовали 41 человек, то есть в 10 раз больше. Отсутствие достаточного количества рабочих мест в сельской местности является одной из основных причин, обуславливающих там высокий уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) - 7,6% в среднем за 2012 год, который превосходит значение аналогичного показателя для городского населения в 2,9 раза (2,6%). По предварительным данным, в период действия Государственной программы продолжится сокращение численности населения трудоспособного возраста к 2020 году на 9,6% по сравнению с 2012 годом. Это приведет к уменьшению объемов естественного восполнения трудовых ресурсов области и в долгосрочной перспективе скажется на масштабе предложения рабочей силы. Такая ситуация может заметно ограничить темпы развития экономики области и не в полной мере будет удовлетворять увеличивающийся спрос на рабочую силу. В этих условиях для поддержания устойчивого экономического развития региона и повышения благосостояния граждан важнейшей задачей становится повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Решению этой задачи будут способствовать замещение неэффективных и малооплачиваемых рабочих мест новыми высокотехнологичными и соответствующими современным требованиям рабочими местами, развитие трудовых ресурсов и повышение их качества, рост производительности труда, повышение трудовой мобильности и экономической активности населения, привлечение необходимой иностранной рабочей силы. Одно из направлений повышения эффективности использования трудовых ресурсов - создание института трудовых арбитров. Трудовые конфликты (коллективные трудовые споры) нарушают нормальный ход работы организаций или даже прекращают его. Система трудового арбитража направлена на поиск взаимоприемлемых условий разрешения конфликта и на этой основе возобновления работы организации. Для повышения эффективности трудового арбитража необходима постоянная работа с трудовыми арбитрами, от их квалификации во многом зависит успешность преодоления конфликта. Поскольку работа с трудовыми арбитрами в основном относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, то основными возможностями влияния на этот процесс являются реализация системы отбора в трудовые арбитры и формирование предложений по совершенствованию процедуры урегулирования коллективного трудового спора. Проблема повышения эффективности использования трудовых ресурсов Самарской области напрямую увязана с необходимостью оптимизации системы управления занятостью населения Самарской области посредством прогнозирования развития трудовых ресурсов, совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих процессы использования трудовых ресурсов, проведения научных и социологических исследований в сфере труда и занятости населения, информационных кампаний, проведения конкурсов профессионального мастерства среди работников, организаций. В настоящее время остро ощущается потребность в развитии кадрового потенциала службы занятости Самарской области. В период с 2009 по 2012 год повысили свою квалификацию только 11,6% сотрудников. Решение вопросов повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов службы занятости Самарской области в настоящее время актуально в связи с возросшей потребностью в высококвалифицированных специалистах в соответствии с современными тенденциями развития системы государственного управления в сфере занятости. В настоящее время состояние многих находящихся в собственности Самарской области зданий и помещений, в которых размещаются подведомственные министерству государственные казенные учреждения Самарской области центры занятости населения городских округов и муниципальных районов, не соответствуют санитарным, техническим, противопожарным, строительным и иным правилам и нормам, поскольку в период их эксплуатации начиная с года постройки (1962 - 1995) ремонтные работы в них не проводились ввиду недостаточности выделяемых на эти цели средств. Специфическим ограничителем экономического роста региона является состояние условий и охраны труда работающего населения. При осуществлении многих видов профессиональной деятельности работники подвергаются воздействию опасных и вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на их здоровье. Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания отрицательно сказываются на состоянии здоровья работников, негативно влияют на состояние рынка труда, что приводит к ухудшению качества трудовых ресурсов, выражается в снижении квалификации, падении престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и опасных условий труда. По расчетам министерства только за 2012 год экономические потери Самарской области из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда составили 24,5 млрд. рублей, или 2,7% валового регионального продукта (за 2011 год - соответственно 21,5 млрд. рублей, или 3,1%). В 2012 году каждый третий работник Самарской области, или 31,7% от списочной численности занятых в основных видах экономической деятельности работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Причем эта цифра ежегодно растет (в 2011 году - соответственно 27,6%). В Самарской области ежегодно на производстве травмируются около 1 тыс. работников, в том числе 70 - 80 человек погибают. По итогам 2012 года уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших на производстве в расчете на 1 тыс. работающих в Самарской области, составил 1,7 человека (в 2011 году - 1,6 тыс. человек). Такая ситуация ставит решение проблем охраны труда, улучшения социального самочувствия работников, повышения качества и безопасности рабочих мест в число приоритетных направлений деятельности Правительства Самарской области. Сегодня это особенно актуально в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), а также с учетом поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" задачи по созданию и модернизации качественных и высокотехнологичных рабочих мест. Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Самарской области на долгосрочную перспективу является снижение уровня бедности. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Самарской области составляла в 2011 году 491,95 тыс. человек, или 15,3% общей численности населения. В рейтинге регионов Приволжского федерального округа по уровню бедности область находится на 7 позиции. По предварительным данным за 2012 год, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Самарской области составила 398,1 тыс. человек, или 12,4% общей численности населения. Развитие трудового потенциала категорий населения, относимых к группам "бедные" и "малообеспеченные", существенно усложняется ограниченными возможностями обеспечения им необходимого уровня образования, самостоятельного получения дополнительного образования или повышения своей квалификации. К особенной группе риска, испытывающей наибольшие трудности в развитии своего потенциала, а следовательно, расширении возможностей трудоустройства и увеличении своих доходов, относятся категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - инвалиды, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, а также молодые специалисты - выпускники учебных заведений. Одним из источников восполнения дефицита трудовых ресурсов является привлечение населения трудоспособного возраста извне за счет внутрирегиональной, межрегиональной и международной миграции. Самарская область является регионом, стабильно привлекательным для притока мигрантов. За весь период с 1991 по 2011 год миграционный прирост населения Самарской области составил 330,2 тыс. человек, компенсировав 90,8% совокупной естественной убыли за указанный период. В 2011 году численность прибывших в регион мигрантов составила 58,6 тыс. человек, из которых выбыли 50,3 тыс. человек. Таким образом, миграционный прирост в 2011 году составил 8,2 тыс. человек. В 2012 году из 69 тыс. прибывших мигрантов выбыли 64,0 тыс. человек и миграционный прирост составил 5026 человек. В целях расширения внутренней трудовой мобильности граждан и улучшения межрегионального взаимодействия по трудоустройству российских граждан в другой местности были заключены 22 соглашения о сотрудничестве между министерством и органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации. В рамках соглашений осуществляется обмен вакансиями, презентационной информацией работодателей, готовых трудоустроить на вакантные рабочие места граждан из других регионов, проводятся межрегиональные и межтерриториальные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. В равной степени начиная с 2010 года в области наблюдается тенденция роста заявок на привлечение иностранной рабочей силы. Так, в 2012 году квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу составляла 19 810 человек, а утвержденная на 2013 год квота составляет уже 24 366 человек. В рамках образовательной миграции в учреждениях профессионального образования региона обучаются около 700 иностранных студентов. Данную категорию мигрантов можно считать одной из наиболее желательных категорий: как правило, это молодые и инициативные люди, которые отличаются открытостью и готовностью воспринимать новые знания и технологии. Однако без создания условий, необходимых для адаптации и интеграции мигрантов в социокультурное пространство, происходит их изоляция от принимающего социума и нарастание негативного отношения к ним, что значительно снижает эффективность миграционных процессов для экономики региона. Согласно оценкам экспертов многие мигранты плохо владеют русским языком или вообще не знают его и, как правило, не обладают знаниями по истории страны и региона. Незнание языка представляет существенные трудности в процессе адаптации мигрантов и зачастую провоцирует напряженность в обществе и может порождать угрозу межнациональному согласию. Зачастую, приобретая первый негативный опыт от знакомства с Россией, они уже не в состоянии переломить своего отрицательного отношения к территории заработка. Отсутствие общего языкового пространства, образовательных стандартов, моделей поведения, утраченных с распадом СССР, только усугубляет положение дел. Данная ситуация порождает целый перечень проблем, включая рост правонарушений среди мигрантов, обман при выплатах заработной платы, использование рабского труда. Таким образом, в сложившихся условиях государственная миграционная политика должна быть направлена на снижение социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов. Важными ее элементами являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Таким образом, проведенный анализ позволил выявить следующий комплекс проблем в сфере труда и занятости населения: сокращение численности населения, особенно в трудоспособном возрасте; обострение вопроса комплектования кадрами рабочих мест; профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; большое количество неэффективных и некачественных рабочих мест; ухудшение состояния условий и охраны труда работающего населения; сложности трудоустройства отдельных категорий граждан; недостаточность межведомственного взаимодействия структур, осуществляющих деятельность в области миграционной политики; низкая степень адаптации мигрантов к новым условиям жизни; ограниченность навыков конструктивного взаимодействия между мигрантами и населением Самарской области. Реализации Государственной программы может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического, финансового, организационного характера. К макроэкономическим рискам могут быть отнесены: ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, снижение конкурентоспособности товаропроизводителей, в том числе вследствие присоединения к ВТО, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовое высвобождение работников. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации на рынке труда, росту безработицы, миграционному оттоку. Преодоление макроэкономических рисков возможно путем выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий Государственной программы. С финансовыми рисками связана недостаточность объемов финансирования из бюджета Самарской области мероприятий Государственной программы. Финансовые риски могут привести к нарушению конституционных прав граждан в сфере труда, снижению обеспеченности и качества услуг, оказываемых населению Самарской области в сфере занятости и охраны труда. Как следствие, целевые показатели Государственной программы не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе - основные показатели, характеризующие состояние рынка труда региона, могут измениться в отрицательную сторону. Преодоление указанного риска возможно при условии достаточного и своевременного финансирования мероприятий Государственной программы из бюджета Самарской области. Недостатки в процедурах управления и контроля; дефицит квалифицированных кадров приведут к организационным рискам. Их преодоление возможно путем оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения. 2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации Государственной программы, цель и задачи Государственной программы, планируемые конечные результаты реализации Государственной программы В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 165-р, основными задачами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются: противодействие росту реальной безработицы; совершенствование механизмов трудоустройства; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы на основе реализации принципа непрерывного профессионального образования, включающего развитие системы подготовки внутри организации, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также профессионального обучения и переобучения безработных граждан; содействие профессиональной и трудовой мобильности населения; расширение возможностей поиска работы за счет повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2006 года N 129, к основным задачам развития кадрового потенциала региона относит: повышение эффективности программ содействия занятости населения, рост трудовой активности безработных граждан и незанятого населения, квотирование рабочих мест для инвалидов в организациях области; обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы, гармонизация и взаимодействие между системой профессионального образования и потребностями рынка труда; развитие системы трудового воспитания и профориентационной работы с молодежью; регулирование трудовой миграции, совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы. Согласно Плану мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2013 - 2018 годы", утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 11 сентября 2013 года N 466, доступность и качество услуг в сфере труда, занятости и миграционной политики обеспечиваются путем решения следующих задач: совершенствование механизма управления рынком труда Самарской области; совершенствование системы профориентации населения и профессионального обучения безработных граждан; повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда, занятости и миграционной политики Самарской области; осуществление эффективного контроля за предоставлением соответствующих государственных услуг; обеспечение межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда в Самарской области; обеспечение достойной оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству, как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных услуг; расширение спектра профессиональной компетенции работников государственных учреждений, подведомственных министерству, в период их профессиональной деятельности; реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных учреждений, подведомственных министерству. С учетом приоритетов региональной государственной политики сформулирована цель Государственной программы - создание экономических, организационных и правовых условий для обеспечения эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала Самарской области. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач: повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда Самарской области; повышение уровня использования трудовых ресурсов; повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов; формирование эффективной модели адаптации и интеграции мигрантов с учетом приоритетов социально-экономического развития Самарской области. По итогам реализации Государственной программы ожидается достижение следующих конечных результатов: обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы благодаря проведению активной политики занятости на рынке труда; создание благоприятных условий для расширения возможностей трудоустройства населения и рационального использования трудового потенциала; обеспечение снижения рисков несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест; снижение рисков невостребованности выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; повышение эффективности профориентации населения; расширение возможности реализации трудовых прав граждан; содействие росту занятости в сфере малого и среднего предпринимательства; повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда и занятости населения Самарской области; оптимизация системы управления занятостью населения; модернизация институтов государственного управления в сфере миграционной политики; повышение уровня знания мигрантами русского языка, правовой грамотности, информированности о культурных традициях и нормах с целью преодоления социальной исключенности мигрантов и формирования этнических анклавов; развитие у мигрантов и принимающего сообщества культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости; совершенствование инфраструктуры оказания услуг в сфере миграционной политики. 3. Перечень, цели и краткое описание подпрограмм, включенных в Государственную программу Масштабность и функциональная неоднородность поставленных в рамках Государственной программы задач требует дифференцированного подхода к их решению, разработке комплекса специфических мероприятий по каждой задаче. В этой связи в рамках Государственной программы сформированы две подпрограммы: "Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы"; "Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область, на 2014 - 2016 годы". Каждая из вышеуказанных подпрограмм предназначена для решения соответствующих задач Государственной программы, которые в рамках подпрограмм рассматриваются в качестве целей. Целями подпрограммы "Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы" являются: повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда Самарской области; повышение уровня использования трудовых ресурсов; повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов. Целью подпрограммы "Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область, на 2014 - 2016 годы" является формирование эффективной модели адаптации и интеграции мигрантов с учетом приоритетов социально-экономического развития Самарской области. Подпрограммы включают комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. Для достижения целей подпрограммы "Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы" потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих основных задач: развитие системы профессиональной ориентации населения Самарской области; организация профессионального обучения граждан и формирование региональной системы сертификации профессиональных квалификаций; реализация полномочий по содействию трудоустройству граждан, обеспечение социальной поддержки безработных граждан, повышение уровня экономической активности отдельных категорий населения; оптимизация трудовой миграции; сохранение рабочей силы Самарской области и повышение качества рабочих мест; повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда и занятости населения Самарской области; совершенствование механизма управления рынком труда Самарской области; содействие созданию рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса. В рамках данных задач запланирована система мероприятий: профессиональная ориентация, профессиональное обучение, в том числе опережающее, стажировки различных групп населения, повышение качества рабочих мест, улучшение условий и охраны труда работников, содействие в создании рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, организация форумов, ассамблей, семинаров, в том числе материально-технического, организационного и правового характера. Реализация данных мероприятий позволит повысить обеспеченность экономики Самарской области трудовыми ресурсами, сократить разрыв между имеющимися кадровыми ресурсами и потребностями модернизированных, новых производств, сократить территориальный и профессиональный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, создать благоприятные условия для расширения возможностей трудоустройства населения и рационального использования трудового потенциала, повысить качество и доступность услуг в сфере труда и занятости населения и оптимизировать систему управления занятостью населения. Для достижения цели подпрограммы "Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область, на 2014 - 2016 годы" потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих основных задач: совершенствование организационно-правового механизма регулирования процессов обустройства мигрантов на территории Самарской области; осуществление мер по социальной адаптации мигрантов и содействие интеграции мигрантов в принимающее сообщество. В рамках данных задач запланирована система мероприятий: проведение семинаров, предоставление обширного комплекса информационных услуг, мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников-мигрантов, языковой и социокультурной адаптации мигрантов, включая программы образовательных курсов для детей мигрантов, программы курсов обучения русскому языку взрослого населения из числа мигрантов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации мигрантов, организацию консультационной помощи мигрантам по различным вопросам. Реализация данных мероприятий позволит создать эффективные условия для адаптации и интеграции мигрантов в социокультурное пространство Самарской области. 4. Сроки и этапы реализации Государственной программы Срок реализации Государственной программы: 2014 - 2020 годы. Государственная программа реализуется в один этап. 5. Показатели (индикаторы) Государственной программы Для обеспечения оценки степени достижения цели и решения поставленных задач Государственной программы применяется комплекс показателей (индикаторов). Перечень показателей (индикаторов) Государственной программы с указанием плановых значений представлен в приложении 1 к подпрограмме "Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы" и приложении 1 к подпрограмме "Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область, на 2014 - 2016 годы". 6. Ресурсное обеспечение Государственной программы Система финансового обеспечения реализации Государственной программы основывается на принципах и нормах действующего законодательства. Реализация Государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2014 - 2020 годах составляет 7 963 594,0 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1 281 854,1 тыс. рублей; в 2015 году - 1 327 226,9 тыс. рублей; в 2016 году - 1 307 126,8 тыс. рублей; в 2017 году - 1 031 148,8 тыс. рублей; в 2018 году - 1 010 876,2 тыс. рублей; в 2019 году - 998 510,1 тыс. рублей; в 2020 году - 1 006 851,1 тыс. рублей, и включает 5 056 863,9 тыс. рублей - средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих из федерального бюджета субвенций на осуществление переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 2 906 730,1 тыс. рублей - средства областного бюджета. Распределение общего объема средств по подпрограммам: подпрограмма "Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы" - 7 804 383,6 тыс. рублей; подпрограмма "Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область, на 2014 - 2016 годы" - 159 210,5 тыс. рублей. Перечень мероприятий Государственной программы приведен в приложении 2 к подпрограмме "Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы" и приложении 2 к подпрограмме "Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область, на 2014 - 2016 годы". 7. Методика комплексной оценки эффективности реализации Государственной программы Комплексная оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области ежегодно в течение всего срока ее реализации и по окончании ее реализации и включает в себя оценку степени выполнения мероприятий Государственной программы и оценку эффективности реализации Государственной программы. Оценка степени выполнения мероприятий Государственной программы Степень выполнения мероприятий Государственной программы за отчетный год рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных в отчетном году в установленные сроки, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению в отчетном году. Степень выполнения мероприятий Государственной программы по окончании ее реализации рассчитывается как отношение количества мероприятий, выполненных за весь период реализации Государственной программы, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению за весь период ее реализации. Оценка эффективности реализации Государственной программы Показатель эффективности реализации Государственной программы (R) за отчетный год (период) рассчитывается по формуле N R = SUM Ri x Pi, i=1 где Ri - показатели эффективности реализации подпрограмм, входящих в состав Государственной программы, за отчетный год (период); Pi - удельный вес фактически произведенных расходов на реализацию соответствующих подпрограмм в общем объеме фактически произведенных расходов на реализацию Государственной программы, на конец отчетного года (периода); N - количество подпрограмм, входящих в состав Государственной программы. Критерии комплексной оценки эффективности реализации Государственной программы установлены в приложении 5 к Порядку принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 N 498. Приложение 1 к Государственной программе Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области на 2014 - 2020 годы" ПОДПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ" (далее - Подпрограмма) ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - подпрограмма "Повышение эффективности ПОДПРОГРАММЫ использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области на 2014 - 2020 годы" ЦЕЛИ ПОДПРОГРАММЫ - повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда Самарской области; повышение уровня использования трудовых ресурсов; повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ - развитие системы профессиональной ориентации населения Самарской области; организация профессионального обучения граждан и формирование региональной системы сертификации профессиональных квалификаций; реализация полномочий по содействию трудоустройству граждан, обеспечение социальной поддержки безработных граждан, повышение уровня экономической активности отдельных категорий населения; оптимизация трудовой миграции; сохранение рабочей силы Самарской области и повышение качества рабочих мест; содействие созданию рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса; совершенствование механизма управления рынком труда Самарской области; повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда и занятости населения Самарской области ПОКАЗАТЕЛИ - уровень общей безработицы (по методологии (ИНДИКАТОРЫ) Международной организации труда) в среднем за ПОДПРОГРАММЫ год; доля граждан, получивших профориентационные услуги в органах службы занятости населения, включая услуги по психологической поддержке, в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости населения в целях поиска подходящей работы; доля безработных граждан, получивших услуги по социальной адаптации на рынке труда, в среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости; численность ищущих работу граждан, получивших услугу по оценке профессиональной компетентности; доля безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения, в среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения; численность граждан, за исключением безработных граждан, повысивших свой профессиональный уровень при содействии органов службы занятости населения; численность молодых специалистов организаций Самарской области, повысивших квалификацию по результатам ежегодного конкурса инновационных проектов социально-экономического развития региона; степень сбалансированности потребности предприятий и подготовки специалистов; число лиц, прошедших обучение на высокотехнологичном оборудовании; доля занятого населения в численности трудовых ресурсов (уровень использования трудовых ресурсов) в среднем за год; доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения; доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения; количество созданных постоянных рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите, с использованием возмещения работодателям затрат на приобретение оборудования; количество ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; доля безработных граждан, получивших услугу по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, в среднегодовой численности зарегистрированных безработных граждан; доля привлекаемых иностранных работников в общей численности занятого населения; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1 тыс. работающих; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих; число дней нетрудоспособности у пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в расчете на 1 пострадавшего; доля лиц, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в общей численности занятых в экономике Самарской области; численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих; численность лиц, которые впервые признаны инвалидами по профессиональному заболеванию; доля рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, в общем количестве рабочих мест в Самарской области; доля рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда, в общем количестве рабочих мест в Самарской области; доля работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, в общем количестве работников, занятых в экономике Самарской области; доля работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами, в общем количестве работников, подлежащих медицинским осмотрам; численность работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам периодических медицинских осмотров и по результатам осмотров в центрах профпатологии; количество организаций, расположенных на территории Самарской области, имеющих декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи в случае их регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства; количество созданных гражданами, признанными в установленном порядке безработными на момент регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица, дополнительных рабочих мест; уровень регистрируемой безработицы в среднем за год; количество разработанных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда; количество организаций - участников регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности"; количество участников конкурсов профмастерства и стажировок победителей региональных этапов конкурсов профмастерства за рубежом; уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в сфере занятости населения и охраны труда; доля сотрудников органов службы занятости населения Самарской области, направленных на обучение (профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку), в общей численности персонала службы занятости населения; доля зданий и помещений, в которых размещены подведомственные министерству учреждения, в отношении которых проведены мероприятия, направленные на приведение их в соответствие с санитарными, техническими, противопожарными, строительными и иным правилам и нормам, включая подготовку соответствующей проектно-сметной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости ремонтных работ, в общем количестве зданий и помещений, в которых размещены подведомственные министерству учреждения ЭТАПЫ И СРОКИ - 2014 - 2020 годы. РЕАЛИЗАЦИИ Подпрограмма реализуется в один этап ПОДПРОГРАММЫ ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ - общий объем финансирования Подпрограммы в 2014 АССИГНОВАНИЙ - 2020 годах составляет 7 804 383,6 тыс. ПОДПРОГРАММЫ рублей, в том числе: в 2014 году - 1 202 440,9 тыс. рублей; в 2015 году - 1 281 021,0 тыс. рублей; в 2016 году - 1 273 535,4 тыс. рублей; в 2017 году - 1 031 148,8 тыс. рублей; в 2018 году - 1 010 876,2 тыс. рублей; в 2019 году - 998 510,1 тыс. рублей; в 2020 году - 1 006 851,1 тыс. рублей, и включает 5 056 863,94 тыс. рублей - средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих из федерального бюджета субвенций на осуществление переданного полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (в том числе утверждено бюджетных ассигнований в 2014 году - 687004,6 тыс. рублей; в 2015 году - 709644,8 тыс. рублей; в 2016 году - 732553,1 тыс. рублей); 2 747 519,61 тыс. рублей <1> - средства областного бюджета (в том числе утверждено бюджетных ассигнований в 2014 году - 250246,2 тыс. рублей; в 2015 году - 250246,2 тыс. рублей; в 2016 году - 218746,0 тыс. рублей) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - обеспечение реализации прав граждан на защиту РЕАЛИЗАЦИИ от безработицы благодаря проведению активной ПОДПРОГРАММЫ политики занятости на рынке труда; создание благоприятных условий для расширения возможностей трудоустройства населения и рационального использования трудового потенциала; обеспечение снижения рисков несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний, повышение качества рабочих мест; снижение рисков невостребованности выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; повышение эффективности профориентации населения; расширение возможности реализации трудовых прав граждан; содействие росту занятости в сфере малого и среднего предпринимательства; повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда и занятости населения Самарской области; оптимизация системы управления занятостью населения. -------------------------------- <1> Объем средств, превышающий утвержденные объемы бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год на финансирование расходных обязательств, предусматривается отдельными постановлениями Правительства Самарской области. 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма В Самарской области с 2010 года наблюдается положительная динамика экономического развития. Объем валового регионального продукта в 2012 году составил 950,0 млрд. рублей, что на 5,5% выше уровня 2011 года. Это выше, чем в среднем по Российской Федерации (103,4%). Структура экономики региона достаточно диверсифицирована. В области представлены практически все виды экономической деятельности. Наибольший удельный вес в валовом региональном продукте области занимают промышленность (43,8%), транспорт и связь (12,6%), торговля (12,1%), строительство (6,1%). В январе-августе 2013 года в Самарской области большинство макроэкономических показателей демонстрировали позитивную динамику. Увеличились промышленное и сельскохозяйственное производство, объем строительных работ, выросла инвестиционная активность организаций, повысился уровень жизни населения и потребительский спрос. Благоприятная ситуация складывается во внешнеэкономической деятельности. Однако темпы экономического роста замедлились по сравнению с 2012 годом, что обусловлено в основном снижением динамики роста в обрабатывающих производствах и в сфере транспорта. Несмотря на это ситуация в регионе лучше, чем в целом по Российской Федерации. По динамике промышленного и сельскохозяйственного производства, внешнеторгового оборота, объема строительных работ, инвестиций в основной капитал, реальных располагаемых денежных доходов, реальной заработной платы Самарская область превышает среднероссийские значения. В целом по области индекс промышленного производства за 8 месяцев 2013 года составил 100,8% относительно аналогичного периода 2012 года (по Российской Федерации - 100,0%). Прибыль прибыльных крупных и средних организаций за 8 месяцев 2013 года возросла в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 16%, объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2013 года увеличился на 20,4%. Величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по итогам 7 месяцев 2013 года сложилась в сумме 22430 рублей (112,6% к соответствующему периоду 2012 года). Реальная заработная плата увеличилась на 5,8% (в среднем по Российской Федерации - на 5,5%). Динамика основных экономических показателей в Самарской области повлияла на занятость населения и ситуацию на рынке труда. По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в 2013 году численность занятых граждан имеет тенденцию к росту: в среднем в I квартале она составляла 1 668,2 тыс. человек, во II квартале - 1 721,6 тыс. человек. В январе-июне 2013 года среднесписочная численность работников организаций области составила 1121,9 тыс. человек. Против соответствующего периода предыдущего года она незначительно снизилась (на 0,1%). По данным мониторинга, проводимого министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - министерство), число работников, переведенных на неполную занятость по инициативе работодателя, увеличилось с начала года на 0,9 тыс. человек и по состоянию на 03.07.2013 составляло 2,2 тыс. человек (в том числе 1,4 тыс. человек были заняты неполное рабочее время, 0,8 тыс. человек находились в отпусках без сохранения заработной платы). Численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, в среднем в I квартале 2013 года составила 60,2 тыс. человек, во II квартале 2013 года - 62,3 тыс. человек, в III квартале 2013 года - 54,0 тыс. человек; уровень общей безработицы равен 3,1%, что ниже аналогичного показателя в среднем по Приволжскому федеральному округу (4,5%) и Российской Федерации (5,2%). Следствием положительного влияния общеэкономических факторов и принимаемых в регионе мер по содействию занятости населения стало выравнивание положения и на регистрируемом рынке труда. Снизилось количество граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы: за 9 месяцев 2013 года поставлено на учет 50,1 тыс. человек (на 9,0% меньше показателя аналогичного периода предыдущего года), из них 39,3 тыс. человек - незанятые граждане (на 13,1% меньше показателя аналогичного периода предыдущего года). Сократилась интенсивность признания граждан безработными: за 9 месяцев 2013 года официальный статус безработного получили 25,3 тыс. человек, что на 17,0% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. В результате численность зарегистрированных в службе занятости безработных по сравнению с началом 2013 года уменьшилась на 3,7 тыс. человек (или на 21,2%) и по состоянию на 30.09.2013 составляет 13,8 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы сократился за этот период с 1,0% до 0,8%. В дальнейшем ситуация в сфере занятости населения и на рынке труда Самарской области будет определяться темпами развития экономики региона, эффективностью реализации принятых и планируемых мер по содействию занятости населения области. Продолжающееся сокращение трудовых ресурсов области из-за снижения численности граждан трудоспособного возраста, старения населения повлечет за собой сокращение предложения рабочей силы на рынке труда. Частично уменьшение трудовых ресурсов вследствие демографических процессов будет компенсироваться повышением экономической активности населения области и привлечением иностранной рабочей силы. Дальнейшая оптимизация численности персонала в связи со структурными изменениями в экономике области и модернизацией предприятий будет, с одной стороны, способствовать повышению эффективности занятости, с другой стороны, объективно сопровождаться процессом высвобождения работников, что может привести к росту численности безработных. Развитие малого и среднего бизнеса может в значительной степени способствовать увеличению количества рабочих мест. Вместе с тем в ближайшие годы возможен рост численности обратившихся в службу занятости населения с целью поиска работы таких категорий граждан, как индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Это может быть вызвано изменениями пенсионного законодательства в 2013 году, которые оказывают негативное влияние на вышеназванные слои бизнес-сообщества (в настоящее время они обязаны уплачивать фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию вместо страховых взносов, определяемых исходя из стоимости страхового года, таким образом, взносы для них увеличиваются более чем в 2 раза). Результатом таких изменений стало заметное снижение численности индивидуальных предпринимателей: по данным Самарастата, за 9 месяцев 2013 года - на 8,4 тыс. человек. Вступление России в ВТО обуславливает повышение требований к качеству рабочей силы. Уровень развития трудовых ресурсов, качество подготовки новой рабочей силы напрямую зависят от степени взаимодействия системы профессионального образования и работодателей. Международный опыт деятельности предприятий показывает, что работодатели тратят на подготовку и сертификацию своего персонала не менее 20% от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже и составляет 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% - для крупного бизнеса (доклад президента Российского союза промышленников и предпринимателей Шохина А.Н.). В профессионально-квалификационном составе безработных по состоянию на 30.06.2013 большая часть приходится на рабочих - 55,8%, на служащих - 41,3%. В структуре вакантных рабочих мест 75,3% вакансий - для рабочих и 24,7% - для служащих. Максимальная нагрузка безработных на 10 рабочих мест по состоянию на 30.09.2013 сложилась в группе руководителей органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий (12 человек), а также в группе служащих, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием (10 человек); минимальная - в группе квалифицированных рабочих сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства (1 человек), а также в группе квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (2 человека). Сложившаяся в регионе система подготовки кадров для экономики Самарской области в связи с огромной потребностью предприятий обрабатывающих отраслей в рабочих кадрах, а также в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО требует существенной корректировки. Ее развитие необходимо обеспечить на базе высокотехнологичного современного оборудования с привлечением ведущих российских и зарубежных специалистов для реализации прикладных образовательных программ и стажировок. Ключевыми факторами перераспределения трудовых ресурсов и обеспечения предприятий кадрами требуемого уровня квалификации являются профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. В связи с этим Подпрограммой предусмотрен комплекс мероприятий по профессиональному обучению граждан, при этом важная роль отводится подготовке специалистов по рабочим профессиям (специальностям). В то же время для повышения эффективности использования рабочей силы региона представляется чрезвычайно важным стимулирование со стороны государства развития кадрового потенциала организаций. Положительный опыт реализации программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2011 год в части организации опережающего обучения работников предприятий, проводящих модернизацию производств (всего в рамках указанной программы прошли обучение 5,7 тыс. работников), выявил, с одной стороны, серьезную потребность предприятий в такого рода государственной поддержке, а с другой стороны, отсутствие в подавляющем большинстве предприятий собственных программ развития. Численность выпускников профессиональных учебных заведений, обращающихся в службу занятости с целью поиска подходящей работы, составила в 2011 году 3,5 тыс. человек, в 2012 году - 1,8 тыс. человек. За 9 месяцев 2013 года в службу занятости уже обратилось 1,1 тыс. выпускников профессиональных учебных заведений различного уровня. Среди них 37,7% выпускников со средним профессиональным образованием, 42,1% - с высшим образованием. Среди обратившихся в службу занятости с целью поиска работы выпускников с высшим образованием 55,6% получили специальности экономистов, менеджеров, юристов, что особенно затрудняет их трудоустройство, так как на региональном рынке труда наблюдается избыток таких специалистов. В 2012 году в службу занятости по вопросам трудоустройства обратилось 1,8 тыс. выпускников (в 2011 году - более 3,5 тыс. человек), трудоустроено - 0,7 тыс. человек (2,2 тыс. человек). В 2011 году в рамках мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области была организована стажировка более 1,8 тыс. человек. Несмотря на востребованность данного мероприятия как со стороны выпускников, так и со стороны работодателей в связи с отсутствием финансирования в 2012 году мероприятие по стажировке выпускников не реализовывалось. Это стало одной из причин снижения уровня трудоустройства этой категории граждан с 65% до 41,4%. Учитывая несбалансированность объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов с потребностями рынка труда, а также слабо сформированную мотивацию населения к востребованным, но "непрестижным" профессиям, важной задачей является содействие формированию положительного образа рабочих специальностей и корректировка существующей системы профессиональной ориентации. В этой связи Подпрограммой предусматривается решение задачи по развитию системы профессиональной ориентации населения Самарской области. Регион сохраняет в своем составе территории, имеющие неодинаковые стартовые условия и потенциал социально-экономического развития и особенно монопрофильный характер экономики. Это обусловливает рост дифференциации территорий области по уровню регистрируемой безработицы. Вариация этого показателя по области по состоянию на 30.09.2013 составляет 11,7 раза (по состоянию на 30.09.2012 - 7,8 раза). Максимальный уровень регистрируемой безработицы в конце сентября 2013 года отмечался в муниципальных районах Приволжский (3,5%) и Хворостянский (2,3%), минимальный - в муниципальном районе Волжский (0,3%) и городском округе Самара (0,4%). Ситуация на рынках труда монопрофильных городских округов области в настоящее время стабилизирована. Численность безработных в городском округе Тольятти снизилась по сравнению с началом года на 23,7% до 2,7 тыс. человек (по состоянию на 30.09.2013), в городском округе Похвистнево - соответственно на 34,1% до 0,2 тыс. человек, в городском округе Чапаевск - на 9,0% до 0,5 тыс. человек, в городском округе Октябрьск - на 7,1% до 0,2 тыс. человек, в городе Нефтегорске - на 33,3% до 0,1 тыс. человек, в поселке городского типа Балашейка - на 12,5% до 7 человек. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 30.09.2013 в поселке городского типа Балашейка составлял 0,4%, в городском округе Тольятти - 0,6%, в городском округе Похвистнево - 1,1%, в городе Нефтегорске - 1,0%, что ниже среднего значения по Российской Федерации (1,2%). Уровень регистрируемой безработицы в городском округе Чапаевск соответствовал среднероссийскому значению, в городском округе Октябрьск был равен 1,5%. Развитие трудового потенциала категорий населения, относимых к группам "бедные" и "малообеспеченные", существенно усложняется ограниченными возможностями обеспечения им необходимого уровня образования, самостоятельного получения дополнительного образования или повышения своей квалификации. К особенной группе риска, испытывающей наибольшие трудности в развитии своего потенциала, а следовательно, расширении возможностей трудоустройства и увеличении своих доходов, относятся категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите - инвалиды, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, а также молодые специалисты - выпускники учебных заведений. В структуре безработных доля граждан предпенсионного возраста увеличилась за год с 12,7% (по состоянию на 30.09.2012) до 13,8% (по состоянию на 30.09.2013). Как правило, граждане предпенсионного возраста менее конкурентоспособны на рынке труда, а при наличии ограничений в труде по медицинским показаниям шансов найти работу становится еще меньше. До сих пор не снижается острота проблемы занятости инвалидов. Несмотря на продолжающуюся в 2012 году стабилизацию ситуации на рынке труда Самарской области и снижение обращаемости граждан в службу занятости (по сравнению с 2011 годом численность обратившихся уменьшилась на 25,2%) число ищущих работу инвалидов снизилось не столь значительно (на 15,2%). Соответственно доля инвалидов, обратившихся за содействием в трудоустройстве, в общей численности поставленных на учет граждан увеличилась с 7,1% в 2011 году до 8,1% в 2012 году, что свидетельствует о необходимости создания дополнительных возможностей для трудоустройства данной категории граждан. За последние годы появилась устойчивая тенденция увеличения доли работающих инвалидов в их общей численности. Благодаря проводимой службой занятости работе по содействию трудоустройству граждан с ограниченными возможностями здоровья уровень их трудоустройства в 2012 году составил 41,8% (в 2011 году - 41,4%). В то же время трудоустройство инвалидов традиционно сопряжено со значительными трудностями как объективного характера (предвзятое отношение работодателей, удаленность места предполагаемой работы, ограничения по определенным видам деятельности у самих инвалидов), так и субъективного (отсутствие у инвалидов мотивации к труду, недостаточно полное заполнение раздела "Профессиональная реабилитация" Индивидуальной программы реабилитации). Аналогичная ситуация прослеживается в отношении многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов. В 2012 году число ищущих работу граждан данной категории снизилось на 15,6%, а их доля в общей численности поставленных на учет граждан увеличилась с 0,7% до 0,8%. Доля безработных граждан этой категории, состоящих на учете, возросла с 0,9% до 1,0%. Поэтому одной из задач Подпрограммы является профессиональная реабилитация инвалидов, социальная интеграция инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество, возвращение к трудовой деятельности после длительного перерыва либо получения инвалидности. Практика показывает, что реализация прав женщин на труд также не теряет актуальности, несмотря на то, что трудовым законодательством запрещается любая дискриминация при установлении и изменении условий труда. В службу занятости населения ежегодно обращается больше женщин, чем мужчин (в 2011 году - 53,5% против 46,5%, в 2012 году - 54,5% против 45,5%), хотя в структуре экономически активного населения трудоспособного возраста гендерные пропорции обратные (в 2011 году - 47,8% женщин против 52,2% мужчин, в 2012 году - 48,0% женщин против 52,0% мужчин). Процесс трудоустройства женщин занимает больше времени, чем у мужчин - 5,5 и 4,8 месяца соответственно. Основная причина отказа женщине в трудоустройстве - необходимость предоставления ей льгот как матери или будущей матери малолетних детей. Единичные случаи обращения их в суд за защитой своих прав свидетельствуют о восприятии такой дискриминации как нормы жизни. В основе решения проблемы дискриминации на рынке труда должно быть информирование сторон трудовых отношений об их правах и обязанностях, способах защиты прав. В связи с тем, что на развитие трудовых ресурсов значительным образом влияет уровень жизни населения, решение проблемы расширения занятости категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, а также молодые специалисты - выпускники учебных заведений), требует комплексного подхода, координации усилий различных органов государственной власти Самарской области. Одной из актуальных задач Подпрограммы является преодоление такого негативного явления, как увеличение неформальной занятости, делающей труд гражданина незащищенным. Так, в 2012 году численность занятых в неформальном секторе экономики выросла до 199,2 тыс. человек, что составляет 11,8% общей численности занятых (в 2011 году - 193,5 тыс. человек или 11,7% общей численности занятых). Одним из источников восполнения трудовых ресурсов становится миграция. На первый план выходит задача привлечения высококвалифицированных специалистов. Количество иностранных работников, привлекаемых в Самарский регион, определяется исходя из потребности работодателей с учетом мнения профильных министерств. В докризисный период утвержденная Самарской области квота доходила до 43895 человек (в 2008 году). В кризисный период квота была уменьшена и составляла в 2009 году - 12446 человек, в 2010 году - 10785 человек, в 2011 году - 15927 человек. В посткризисный период квота составила в 2012 году - 19810 человек, в 2013 году - 24237 человек. Потребность в привлекаемых в регион иностранных работниках постоянно возрастает. В текущем году потребность в иностранных работниках составила около 100 тыс. человек, из них было согласовано около 1/3 (29746 человек). Доля высококвалифицированных работников, прибывших в Самарскую область в 2012 году, составила лишь 7,6% - 113 человек из визовых стран (при этом общая численность граждан, прибывших из визовых стран с целью работы по найму, составила 1486 человек). Данная категория мигрантов прибыла в регион для работы в сфере культуры, спорта, услуг и строительства. Одной из важных задач государственной миграционной политики Российской Федерации является содействие развитию внутренней трудовой миграции, способствующей решению проблемы сбалансированности регионального рынка труда, обеспечению потребности экономики в рабочей силе, модернизации, инновационному развитию и повышении конкурентоспособности ее отраслей. В целях расширения внутренней трудовой мобильности, повышения трудовой и экономической активности безработных граждан в Самарской области, обеспечения конкуренции на рынке труда путем оптимизации трудовой миграции предполагается реализация мер по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства. Также восполнению трудовых ресурсов будет способствовать реализация государственной программы Самарской области "Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2018 годы, предусматривающей содействие переселению на постоянное место жительства в Самарскую область квалифицированных специалистов и членов их семей, предоставление соотечественникам системы государственных гарантий и мер социальной поддержки, направленных на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Самарскую область. Сегодня задачи улучшения условий и охраны труда работающего населения Самарской области, сокращения рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, реструктуризации вредных производств выходят на новый уровень и являются одной из важнейших составляющих модернизации экономики Самарской области. В 2012 году абсолютная численность пострадавших на производстве в Самарской области составила 967 чел. (в 2011 году - 949 чел.), уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в расчете на 1 тыс. работающих, составил 1,7 чел. (в 2011 году - 1,6 чел.). В 2012 году в Самарской области на производстве погибли 35 чел. (в 2011 году - 21 чел.), уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих составил 0,062 чел. (в 2011 году - 0,036 чел.). Основными причинами тяжелых, групповых и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в Самарской области в 2012 году явились неудовлетворительная организация производства работ (49,5%), недостатки в организации и проведении подготовки персонала по охране труда (7%), неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (3,2%), неприменение средств индивидуальной защиты и нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда (по 2,2% соответственно). Сумма страховых выплат по разным видам обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году составила 316406,7 тыс. руб. (в 2011 году - 288262,9 тыс. руб.), в том числе: на оплату пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, - 32857,0 тыс. руб. (в 2011 году - 38501,4 тыс. руб.); на единовременную страховую выплату застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти, - 17242,5 тыс. руб. (в 2011 году - 13722,5 тыс. руб.); на оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных лиц - 266307,3 тыс. руб. (в 2011 году - 236039,1 тыс. руб.). В 2012 году в Самарской области на мероприятия по охране труда работодателями было израсходовано 4221,5 млн. руб., или 7452,0 руб. в расчете на одного работающего, что больше, чем в 2011 году (в 2011 году - соответственно 3905,3 млн. руб. и 6782,0 руб.) Профессиональная и производственно-обусловленная заболеваемость является негативным последствием профессионального воздействия факторов химической, физической и биологической природы, психоэмоциональных перегрузок, в результате чего наносится значительный ущерб здоровью работников. В 2012 году уровень профессиональной заболеваемости в Самарской области в расчете на 10 тыс. работающих составил 5,1 чел. (в 2011 году - 5,07 чел.). Это выше аналогичного показателя по Российской Федерации, который составляет 1,92 чел. Среди 14 субъектов Приволжского федерального округа Самарская область занимает 1 место по уровню профессиональной заболеваемости. Число случаев первичного выхода на инвалидность вследствие профессионального заболевания от общего количества зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний в 2012 году составило 24,5 ед. (в 2011 году - 13,1 ед.). Основными обстоятельствами и условиями возникновения хронических профессиональных заболеваний являются конструктивные недостатки машин и оборудования, несовершенство технологических процессов и рабочих мест - 96,4% всех случаев профессиональных заболеваний (в 2011 году - 95,2%). Следует отметить, что невозможно создать качественный продукт или оказать должным образом ту или иную услугу в неблагоприятных производственных условиях. В 2012 году у работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Самарской области по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и в связи, каждый третий работник был занят в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. По итогам 2012 года по удельному весу численности работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, из 14 субъектов Приволжского федерального округа Самарская область заняла 6 место. Такое положение связано с высокой степенью износа основных фондов организаций и с самой структурой экономики Самарской области, в которой преобладают виды деятельности, объективно связанные со сложными климатическими условиями и наличием опасных и вредных производственных факторов (нефтедобывающая, газовая, нефтегазовая, химическая и нефтехимическая, топливная, металлургическая промышленность). Численность работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда, в 2012 году составила 600 чел., или 0,2% от общей численности работников обследуемого круга организаций (в 2011 году - 587 чел., или 0,2%). По итогам 2012 года по показателю удельного веса численности работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда, Самарская область разделила 9 - 10 места с Республикой Мордовия. Еще одним важным фактором, отрицательно влияющим на безопасные условия труда работников, является старение основных производственных фондов организаций Самарской области, в том числе используемого оборудования. Это способствует не только плохим условиям труда работников, но и низкому качеству выпускаемой продукции и низкой производительности труда. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|