Расширенный поиск

Постановление Оренбургской области от 22.04.2015 № 3193

 

 

 

 

законодательноЕ

собраниЕ

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПЯтый созыв

 

постановление

 

      22 апреля 2015 года  № 3193

 

 

                          г. Оренбург

 

О ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области «О соблюдении прав человека в Оренбургской области и деятельности  Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области в 2014 году»

 

 

Рассмотрев представленный в Законодательное Собрание области в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области «О соблюдении прав человека в Оренбургской области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области в 2014 году», Законодательное Собрание области

 

п о с т а н о в л я е т:

 

1. Принять к сведению ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области «О соблюдении прав человека в Оренбургской области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области в 2014 году».

2. Опубликовать настоящее постановление и ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области в газете «Оренбуржье».

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на комитет Законодательного Собрания области по законности и правопорядку.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Законодательного

Собрания Оренбургской области                           С.И.Грачев

 

 

 

Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД

«О соблюдении прав человека в Оренбургской области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области в 2014 году»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2015
СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                      3

Общая характеристика поступивших обращений                                             4

Соблюдение прав граждан в сфере социального обеспечения                        5

Меры социальной поддержки и социального обслуживания

Пенсионное обеспечение

Помощь людям без определенного места жительства

Права инвалидов

Земля для многодетных семей и инвалидов

Соблюдение жилищных прав граждан                                                               22

Улучшение жилищных условий

Проблемы, связанные с проживанием в аварийном жилищном фонде

Право на качественные услуги жилищно-коммунального хозяйства

Соблюдение и реализация трудовых прав граждан                                         33

  Заработная плата отдельных категорий работников и задолженность

Соблюдение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь    46

Скорая медицинская помощь

Оказание платных медицинских услуг

Обращения граждан по вопросам получения медицинской помощи

Проверки медучреждений

Дефицит медицинских кадров и предпринимаемые меры

Соблюдение права на свободу передвижения, выбор места жительства

и гражданство                                                                                                          57

Мероприятия по приему, размещению и обустройству граждан Украины

Мониторинг информации о мерах поддержки, проблемах и поступив-

ших обращениях

Посещение пунктов временного размещения

Посещение семей переселенцев 

Право на защиту от преступных посягательств                                               71

Право на судебную защиту                                                                                    78

Ситуация с исполнением решений судов общей юрисдикции, вынесенных

в пользу граждан

Соблюдение прав граждан в учреждениях органов внутренних дел            86

Соблюдение прав граждан в пенитенциарных учреждениях                         89

Освобождение больных осужденных из мест лишения свободы

Освобождение иностранных граждан и лиц без гражданства

Вопросы паспортизации осужденных

Вопросы условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части

наказания более мягким видом наказания

Организация труда осужденных

Это интересно узнать

Правовое просвещение и взаимодействие со СМИ                                       108

Заключение, рекомендации                                                                                112

Приложения                                                                                                           119

Введение

Способность государства обеспечивать соблюдение прав человека реализуется различными государственными и негосудаственными структурами, каждая из которых обладает определенным объемом правовых возможностей. В данной системе Уполномоченный по правам человека занимает уникальное место, так как выполняет роль связующего звена между государством и обществом.

В последнее время заметно повысилась активность граждан и их интерес к теме социальной справедливости, значительно возросла актуальность правозащитной тематики. Подтверждение тому – содержание обращений оренбуржцев к Уполномоченному. Сегодня ситуацию с обеспечением прав человека отличают такие факторы, как увеличение внимания населения к результативности работы органов власти, возложение надежд, оказание дополнительного доверия власти со стороны граждан.

В четвертом ежегодном докладе, подготовленном в соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области», изложены проблемы несовпадения ожиданий и интересов граждан с результатами работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, приведены наиболее типичные ситуации, свидетельствующие о нарушениях прав граждан.

Целью доклада является объективное изложение выявленных проблем, характеризующих уровень реализации человеком своих прав, информирование о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2014 году, а также доведение до общего сведения предложений и рекомендаций, направленных на улучшение выполнения государственной функции по защите прав и свобод человека и гражданина на территории Оренбургской области.

При подготовке доклада использовались официальные данные, предоставленные органами государственной власти, местного самоуправления и общественными объединениями. Важнейшим источником информации для доклада стали сведения, полученные в ходе рассмотрения жалоб и обращений, осуществления проверочных мероприятий, проведения личного приема, выездов в районы области, посещения организаций и учреждений, а также из средств массовой информации.

Уполномоченный выражает благодарность руководителям всех органов власти и местного самоуправления, общественных организаций, своевременно предоставившим информацию о соблюдении прав жителей региона, а также выражает надежду на то, что публичное освещение в докладе выявленных проблем станет достаточным основанием для адекватного реагирования органов публичной власти и приведения осуществления властных полномочий на должный уровень в соответствии с общепризнанными стандартами.

Впереди, как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин в послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года, время сложное, напряженное, и многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте. Необходимы дополнительные усилия со стороны государственных и муниципальных органов для того, чтобы оправдать кредит доверия населения.


 

Общая характеристика поступивших обращений

В 2014 году в адрес Уполномоченного поступило 1 430 обращений, что на 168 больше, чем в 2013 году. Из поступивших обращений – 627 письменных, 403 – устных, принятых сотрудниками аппарата, и 400 – на личном приеме.

Общее количество обращений вместе с 597, принятыми общественными приемными, составило 2027, что на 92 больше, чем в предыдущем году. С учетом коллективных заявлений обратились 2 444 человека.

Уполномоченный провел 26 личных приемов в г. Оренбурге, 23 выездных приема с охватом значительной части области от городов Бузулука и Бугуруслана, до г. Ясного и п. Светлый, а также 4 совместных приема с прокурором области, начальником Управления Министерства внутренних дел и главным судебным приставом. Всего Уполномоченным принято 427 граждан. Таблица выездных приемов – приложение к докладу.

Каждому обратившемуся гражданину разъяснялось законодательство, регулирующее решение вопросов по проблеме заявителя. По возможности оказывалась оперативная помощь: предоставление справочной информации, уточнение ситуации по телефону у должностных лиц, к которым до этого обращался гражданин, и другая поддержка. При выявлении необходимости вмешательства Уполномоченного заявителю давалась рекомендация по подготовке письменной жалобы.

Среди обратившихся граждан большинство составили наименее защищенные категории населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды (таблица в приложении).

По географии заявления распределились под влиянием территориальной доступности к Уполномоченному: больше всего обращений поступило из областного центра, наиболее населенных городов области, а также из тех территорий, в которых работают общественные приемные: Оренбург – 854, Орск – 237, Бугуруслан и Бугурусланский район – 108, Новотроицк – 106, Бузулук и Бузулукский район – 100 и менее всего из отдаленных, малонаселенных районов: Кваркенский, Курманаевский, Матвеевский. Подробная таблица – в приложении.

По видам органов власти и организаций, на которые поступали жалобы, обращения распределились следующим образом:

- 46 % обращений связаны с претензиями к федеральным органам;

- 16,8 % жаловались на органы местного самоуправления;

- 5,4 % жалобы на работу органов государственной власти Оренбургской области;

- 2,4 % обжаловались действия (бездействие) управляющих компаний.

Остальные граждане жаловались на юридических лиц – 16,4 %, либо нуждались в юридической консультации – 12,7%.

Основные приоритеты в тематике обращений сохранились: жилищные права – 15,2%, право на труд – 6,6%, социальные гарантии – 6,3%. По тематике в приложении к докладу имеется таблица.

На отдельные темы количество возросло: жалобы по вопросам гражданст-ва, миграции и по исполнению судебных решений. По другим направлениям уменьшилось: соблюдение прав при исполнении уголовных наказаний и проведении доследственных проверок. Сравнительная таблица за три года по видам органов и тематике обращений – в приложении к докладу.

Результаты работы по рассмотрению обращений

По 55% обращений от заявителей, не исчерпавших правовых средств защиты, предоставлена юридическая помощь о формах, методах и возможных вариантах действий по реализации своего права.

Направлено для разрешения в различные инстанции по подведомственности 216 обращений или 34%, из них 184 – с контролем и изложением правовой позиции Уполномоченного. Добиться восстановления нарушенного права заявителя удалось по 11% жалоб. Наиболее характерные, интересные примеры будут описаны в разделах доклада.

Приведенная статистика поступивших обращений показывает, с одной стороны, о востребованности населением возможностей Уполномоченного по правам человека, с другой – о необходимости принятия дополнительных мер по увеличению доступности чиновников для общения с населением.

 

Соблюдение прав граждан в сфере социального обеспечения

Меры социальной поддержки и социального обслуживания

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) определила конкретные ориентиры социальной политики государства, это: снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов, в том числе повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи; формирование эффективной системы социальной поддержки лиц и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Различные социальные выплаты (ежемесячные и единовременные денежные выплаты, компенсации, субсидии, материальная помощь и т.д.) получают более 700 тыс. жителей области.

Объем средств на осуществление социальной поддержки и социального обслуживания населения постоянно растет. В 2014 году финансирование составило 13,2 млрд. руб., что выше уровня 2013 года на 17,9%.

В целях совершенствования программно-целевого принципа региональным министерством социального развития в 2013 году разработаны и утверждены две областные государственные программы: «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014-2020 годы и «Доступная среда» на 20142020 годы».

Областной бюджет на 2014 год и плановый период до 2016 года сформирован с учетом утвержденных государственных программ.

В отчетном году на реализацию государственных программ, нацеленных на социальную защиту граждан, министерством выделено в областном бюджете средств в объеме12 681,0 млнуб., исполнено 12 639,5 млн.руб.

По вопросам социального обеспечения в адрес Уполномоченного поступило 90 обращений. В процентном соотношении от общего количества поступивших обращения на данную тему стабильно на протяжении трех лет составляют 6%.

В обращениях наиболее часто ставились вопросы оказания содействия в получении материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией, о льготах, правильности начисления пенсий и другие. Затрагивались права инвалидов, в том числе по оформлению в дом-интернат, об условиях прохождения медико-социальной экспертизы.

Из наиболее значимых следует выделить жалобы от тех граждан, которым необоснованно не назначались определенные виды пособий или не производились положенные выплаты.

По электронной почте к Уполномоченному обратилась неработающая жительница г. Оренбурга Д., которой областной Пенсионный фонд отказывал в ежемесячных выплатах по уходу за ребенком-инвалидом. В связи с тем, что данные средства являлись единственным источником существования семьи, вопрос не требовал отлагательств.

Изучением действующего законодательства установлено, что в соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013г. №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» право на ежемесячную выплату имеют неработающие трудоспособные лица из числа родителей.

Проблема начисления пособия, судя по ответу руководителя Фонда, заключалась в том, что заявительница сама ранее являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца, и так как она являлась лицом, которому пенсия уже назначалась, этот факт являлся основанием для отказа в назначении ей ежемесячной выплаты по уходу за инвалидом.

Отказ в выплатах был неправомерен из-за неправильной трактовки положений и норм законодательства. Уполномоченный направил запрос Управляющему отделением Пенсионного фонда с настоятельной просьбой положительно разрешить ситуацию, при этом изложил свою правовую позицию и устанавливающие нормы, но получил отказ.

После того, как специалист аппарата Уполномоченного по телефону получил консультацию в Министерстве труда и социальной защиты РФ и одобрение позиции, на рабочей встрече с руководством и юристами Фонда удалось достигнуть соглашения об отмене решения об отказе в назначении гражданке Д. ежемесячных выплат по уходу за ребенком-инвалидом, и с 1 февраля 2014 года заявительница стала получать гарантированные средства.

Формализм в работе органа, первостепенной задачей которого является помощь гражданам в разрешении возникших социальных вопросов, привел к тому, что после рождения ребенка семья испытывала материальные затруднения и не знала, как из них выбраться. О такой ситуации сообщила Уполномоченному находящаяся в отпуске по уходу за ребенком гражданка Г. из г. Оренбурга, которая не могла получить детское пособие из-за отсутствия у мужа паспорта. Казалось бы ситуация проста – ребенок родился, выплаты государством при его рождении гарантированы, но без недостающего документа получить их было не просто.

Уполномоченный не мог не вмешаться в ситуацию и незамедлительно направил письмо областному министру социального развития с просьбой положительного разрешения вопроса и, желательно, в кратчайшие сроки.

Согласно представленной информации из Филиала ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Промышленном районе г. Оренбурга по заявлению Г., написанному по рекомендации Уполномоченного, ей назначено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 15803,29 руб. и оно будет выплачено в следующем месяце. Одновременно заявительнице разъяснены сроки, порядок оформления, назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Взаимодействие Уполномоченного в вопросах защиты прав человека с министерством социального развития успешно продолжалось в отчетном году.

Гражданка Д. в заявлении описала ситуацию, при которой она не могла длительное время ожидать разрешения вопроса о получении направления на бесплатное лечение недавно родившейся дочери, которая уже успела получить инвалидность. В связи с тем, что происходило ухудшение здоровья, Д. была вынуждена отвезти дочь в Детскую клиническую больницу г. Санкт-Петербурга, где произведена платная операция. Так как через 3 месяца требовалось проведение повторной операции, заявительница просила Уполномоченного оказать содействие по вопросу возмещения понесенных затрат на лечение, проезд и проживание в другом городе.

На просьбу Уполномоченного о компенсации затрат заявительнице областное министерство здравоохранения сообщило, что лечебное учреждение, где была сделана операция, не входит в перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджетных ассигнований.

Последующее письмо в министерство соцразвития с той же просьбой не осталось без должного внимания - Д. получила материальную помощь, так необходимую ей для продолжения лечения ребенка. Кроме того, в связи с предстоящим повторным курсом лечения ребенка в Ленинградском областном государственном учреждении здравоохранения «Детская клиническая больница» заявительнице разъяснено, что она может обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства по вопросу предоставления авиабилетов в рамках действия акции «Крылья Добра».

Начиная с первых месяцев работы Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области – в августе 2011 года инициативная группа пожилых жителей г. Орска просила о содействии в принятии областного Закона о «детях войны». Постановка вопроса о социальной поддержке детей войны была не только справедливой, но и полностью соответствовала конституционным принципам нашего государства.

На протяжении нескольких лет вопрос о предоставлении государственных мер социальной поддержки данной категории граждан неоднократно поднимался как на федеральном, так и на региональном уровнях, однако законодатели не торопились с принятием нормативного акта.

В марте 2014 года при очередном рассмотрении законопроекта Уполномоченный обратился к Губернатору области с письмом в поддержку принятия Закона, чтобы в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «дети войны» реально смогли ощутить внимание со стороны государства.

22 октября 2014 года Законодательное Собрание области приняло закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Оренбургской области», предусматривающий ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей и оплату в размере 50% стоимости лекарственных препаратов, приобретаемых по рецептам врачей, гражданам, которым на момент окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) не исполнилось 18 лет. С 1 января 2015 года Закон вступил в силу.

В ежегодном докладе Уполномоченного за 2013 год освещались многочисленные серьезные нарушения, выявленные в ходе проверок учреждений социального обслуживания – ГБУ СО «Бузулукский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (г. Бузулук) и ГБУ СО «Геронтологический центр Долголетие» (г. Оренбург).

Согласно информации министерства социального развития, в истекшем году проделана определенная работа по устранению нарушений соблюдения прав находящихся в указанных учреждениях граждан.

Так, в Бузулукском доме-интернате увеличили норматив жилой площади для проживающих, сократив служебные помещения; произвели капитальный и текущий ремонты некоторых отделений, туалетов и душевых комнат; установили пандусы; закупили новую мебель, медицинское оборудование. На установленных информационных стендах можно ознакомиться с правами недееспособных граждан, возможностями их реализации, адресами, куда можно обратиться за помощью в случае нарушения прав. Информация о сумме личных денежных средств на счетах недееспособным гражданам теперь бухгалтер доводит ежемесячно в устной и письменной форме.

Заседания комиссии по расходованию личных денежных средств недееспособных граждан стали проводиться 1 раз в месяц. Обеспечение необходимыми товарами и услугами происходит своевременно, в соответствии с заявками.

Личные дела недееспособных проживающих приведены в соответствие с требованиями, дополнены недостающими документами.

Дом-интернат по состоянию на 01.02.2015 укомплектован медицинскими работниками на 72%, что обусловлено большой текучестью кадров.

В «Геронтологическом центре «Долголетие» в главном жилом корпусе произведена замена оконных блоков; необходимый ремонт в ванных и туалетных комнатах проведен, установлены поручни; приобретен специализированный транспорт для перевозки инвалидов-колясочников и немобильных категорий граждан; информация о средствах на личных денежных счетах гражданам доводится ежемесячно; заседания комиссия по расходованию личных денежных средств недееспособных проживающих стали проводиться: по продуктам –2 раза в месяц, бытовой химии – 1 раз в месяц, по другим услугам и товарам – при необходимости. Нерабочие инвалидные коляски заменены на новые.

В связи с низкой укомплектованностью медицинскими работниками учреждением регулярно подаются в центры занятости заявки на вакантные должности.

Пенсионное обеспечение

Общее количество пенсионеров в Оренбургской области составило 605 388 человек.

Утвержденная правительством Российской Федерации стратегия пенсионной реформы не предусматривает повышение пенсионного возраста. По мнению специалистов в этой области, повышение пенсионного возраста ничего не дает с точки зрения сбалансированности, наполнения бюджета Пенсионного фонда.

Установленная Правительством области величина прожиточного минимума для пенсионеров в III квартале 2014 года составила 5 592 руб. По состоянию на 01.10.2014 число пенсионеров, получающих пенсию ниже величины прожиточного минимума пенсионера в целом по области составило 70 443 человека.

В IV квартале величина прожиточного минимума пенсионера уменьшилась почти на 500 руб. и, соответственно, на более чем 5 тыс. уменьшилось число пенсионеров, получающих пенсию ниже минимума. Ситуация, когда при резком повышении цен на продукты, товары и услуги, то есть той потребительской корзины, из размера которой и складывается прожиточный минимум, снижается его размер, остается за гранью понимания.

Пенсии продолжили индексироваться: с 1 февраля и 1 апреля 2014 года рост в пределах 5,5% и 3,3%, соответственно. Но, как обещал министр труда и социальной защиты России М.А.Топилин, средний размер трудовой пенсии должен составить 11 тыс. 144 руб. (источник: РИА Новости, 20.05.2014, публикация: «Владимир Путин и Максим Топилин обсудили размер трудовой пенсии в 2014 году»).

Однако, по данным отделения Пенсионного фонда России по Оренбургской области, средний размер пенсии по области по состоянию на 01.01.2015 не дотягивает до обещанного и составляет 9 904,65 руб.

Начиная с 2014 года правительством Российской Федерации принято решение о проведении пенсионной реформы, в ходе которой ликвидируется двойная система начисления пенсий – чиновникам и остальным гражданам пенсия будет начисляться по одной и той же формуле, в зависимости от стажа и размера зарплаты, а также вводится обязательная накопительная система, которой будут заниматься только негосударственные пенсионные фонды, выбранные самими гражданами.

Преимущества пенсионной реформы заключаются в том, что размер пенсий граждан Российской Федерации напрямую зависит от размера задекларированной заработной платы и пенсионных накоплений. Поэтому работающие люди должны стать активными участниками формирования своей будущей пенсии. В этой связи для граждан есть серьезный стимул декларировать реальную заработную плату, а для работодателей – повысить заработную плату, от размера которой вырастут перечисления в пенсионный фонд.

В связи с пенсионной реформой, начавшейся в 2014 году и продолжившейся в 2015, которая предполагает поэтапный переход от солидарной пенсионной системы к накопительной пенсии, в ближайшие годы существенного влияния на увеличение пенсии нынешним пенсионерам не произойдет.

В связи с введением в действие нового пенсионного законодательства увеличилось количество обратившихся граждан, в особенности тех, кто не мог подтвердить заработок из-за отсутствия данных в государственном архиве, не был согласен с размером начисленной пенсии и с порядком ее исчисления. Такого рода обращения Уполномоченным направлялись для разрешения в региональное отделение Пенсионного фонда, как правило, с контролем. В случае несогласия заявителя с поступившей подробной информацией из Фонда ему было рекомендовано обратиться с жалобой в суд.

По данным областного суда в 2014 году по искам граждан к Пенсионному фонду РФ об оспаривании решений о назначении пенсии районными (городскими) судами Оренбургской области рассмотрено 1 606 дел, что на 14,9 % меньше, чем в 2013 году.

С удовлетворением требований рассмотрено 1 397 дел, процент удовлетворенных исков граждан к Пенсионному фонду РФ составил 92,8 от общего числа рассмотренных с вынесением решения дел указанной категории.

Сообщали пенсионеры Уполномоченному о том, что при изменении почтового адреса начинались, как правило, проволочки и задержки в получении гарантированных компенсаций. Так, инвалид П., переехав на постоянное место жительство в г. Кувандык с апреля по август не могла получить назначенную ей ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг. Как ей пояснили в районном Центре социальной поддержки населения, выплаты приостановились из-за задержки в областном центре.

Уполномоченным направлено письмо в министерство социального развития Оренбургской области с просьбой разрешения вопроса. Из полученной информации следовало, что выплаты начнут производиться через почтовое отделение связи в сентябре, в том числе и будет получена компенсация за 5 месяцев.

Помощь людям без определенного места жительства

Представители отдельных категорий населения, такие как лица без определенного места жительства, или иными словами – лица БОМЖ, исключены из общественных отношений – семейных, профессиональных и других видов социально значимой деятельности. Перед ними стоят вопросы: где переночевать и что покушать? Такие люди, несмотря ни на какие проблемы, существуют. И никто не знает, больше или меньше их становится с каждым годом. Чаще узнаем о них в холодное время, когда жить на улице становится небезопасно.

В связи с поступившими обращениями и полученными результатами проведенных проверок выявлена проблема с устройством людей данной категории. Так, к Уполномоченному поступил сигнал о тревожной ситуации, в которой оказался инвалид 2 группы Н., не имеющий места жительства. Его не брали в социальные учреждения из-за медицинских противопоказаний (наличие онкологического заболевания) и отсутствовали основания для дальнейшего нахождения в ГБУЗ «Городская клиническая больница №4», куда он попал с серьезной травмой. Ситуация отягощалась тем, что мужчина не мог самостоятельно передвигаться и, соответственно, себя обслуживать.

Во время посещения Н. в больнице, где он находился уже свыше месяца, высказал опасения выписки на улицу – именно такую «перспективу» пообещал ему в ближайшее время лечащий врач.

Благодаря вмешательству сотрудников аппарата Уполномоченного, мужчина на протяжении пяти месяцев оставался на больничной койке, проходил обследование, курс реабилитации. Все это время министерство социального развития, городские службы социального обеспечения населения не могли решить вопрос о помещении Н. в стационарное учреждение социального обслуживания, а медики настаивали на переводе его из медицинского учреждении. Лишь в ноябре мужчина был помещен в отделение паллиативной медицинской помощи больницы им. Пирогова.

На момент подготовки доклада от начальника Центра соцобслуживания населения в Ленинском районе г. Оренбурга поступила информация о том, что после проведенных консультаций с врачами-онкологами появилась надежда, что рассмотреть вопрос о дальнейшем устройстве Н. в стационарное социальное учреждение возможно.

По данным областного министерства здравоохранения количество пролеченных лиц без определенного места жительства в стационарных отделениях государственных учреждений здравоохранения составило в 2013 году 1 196 человек, за 6 месяцев 2014 года – 770.

На конец года в государственных учреждениях здравоохранения находилось более 120 человек, нуждающихся в переводе в учреждения социального обслуживания, а имеющих медицинские противопоказания для перевода – 75.

Для того, чтобы представить масштабность проблемы, из медицинских учреждений была запрошена и получена следующая статистическая информация о лицах БОМЖ за период 2013 года и 6 месяцев 2014 года:

- в противотуберкулезных диспансерах области пролечено 312 человек, находилось на лечении 64; из общего числа выписанных никто не был переведен в учреждения социальной защиты населения;

- более 60 человек находилось и продолжает находиться в психиатрических стационарах, все нуждаются в переводе в специализированные интернаты;

- в ГБУЗ «ГКБ № 1» г. Оренбург пролечено 172 человека, из них переведены в учреждения социальной защиты населения только 2;

- в ГБУЗ «ГКБ № 4» г. Оренбург пролечено 48 человек, из них переведены в центр социальной адаптации «Шанс» только 3, из числа выписанных нуждались в последующей социальной адаптации 25 человек, но по различным причинам им было отказано (отсутствие мест, отказы инвалидам-колясочникам, отсутствие перевязочной и т.д.);

- в ГБУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» пролечено 143 человека, из них переведены в учреждения социальной защиты населения только 2, находятся и нуждаются в переводе 7, имеет противопоказания 1;

- в ГАУЗ «ГБ № 1» г. Орск пролечен 151 человек, ГАУЗ «ГБ № 1» г. Бузулук – 110, ГАУЗ «ГБ № 2» г. Новотроицк – 14.Никто из выписанных не был переведен в учреждения соцзащиты.

Изучив ситуацию, Уполномоченный с участием представителей заинтересованных ведомств провел заседание Экспертного совета на тему обеспечения прав нуждающихся в социальной адаптации граждан без определенного места жительства, в том числе находящихся в медицинских учреждениях области.

На заседании Совета обозначена имеющаяся в регионе проблема, которая требовала принятия межведомственных, согласованных мер. По итогам заседания выработано решение, которое направлено областным министрам социального развития, здравоохранения, культуры и внешних связей. В решении рекомендовано принять меры, способствующие противодействию и профилактике проблемы бездомности, а также налаживанию совместной работы по оказанию помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

По мнению Уполномоченного, существуют и другие проблемы, которые требуют разрешения. Одной из них является недостаточное развитие социальной инфраструктуры.

В государственной системе социальной защиты области действуют два Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства на 120 койко-мест, расположенных в городах Оренбург и Орск. По состоянию на 14.11.2014г. уже занято 114 мест, хотя еще не начались холода и морозы, характерные нашему Уральскому региону.

Несмотря на то, что в Центрах оказываются меры социальной поддержки: назначение пенсий, прохождение медико-социальной экспертизы, материальная и натуральная помощь, восстановление документов, а также трудоустройство, такая поддержка не всегда способствует ресоциализации пребывающих граждан. Большое их количество выбывает из-за нарушений правил внутреннего распорядка - распитие спиртных напитков, самовольного отсутствия и другие. Для некоторых бродяжничество становится сознательным выбором и образом жизни.

Необходима разработка государственной программы по поддержке лиц без определенного места жительства и занятий в период реабилитации, их переобучению, трудоустройству, восстановлению социальных связей, с последующим отслеживанием их судьбы.

Усугубляет проблему бездомности ее латентность. На сегодняшний день имеются лишь отдельные учтенные показатели: численность лиц, поступивших в центры социальной адаптации; численность лиц, поступивших в медицинские учреждения; численность лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Значительное количество лиц БОМЖ оказываются вне поля зрения.

По мнению Уполномоченного, важным направлением в работе по преодолению бездомности является учет лиц без определенного места жительства. Создание единой информационной базы данных позволит получить ближе к достоверным данные по бездомности и бродяжничеству, скоординировать действия всех ведомств и служб, занимающихся этой проблемой. Здесь важно помнить, что все граждане Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации находятся под защитой государства, поэтому соблюдать и защищать права и свободы любого человека независимо от его принадлежности к той или иной социальной группе государственные органы обязаны.

Вместе с тем, совокупность проблем бездомных людей позволяет сделать вывод о том, что усилий только государственных органов по их социальной адаптации недостаточно. Необходимо межведомственное взаимодействие, привлечение ресурсов общественных организаций, бизнес-сообщества.

Уполномоченный предлагает принять следующие меры, способствующие противодействию и профилактике проблемы бездомности:

- создать в министерстве социального развития Оренбургской области единую информационную базу данных лиц без определенного места жительства;

-наладить взаимодействие между профильными министерствами социального развития и здравоохранения по своевременному предоставлению информации о лицах без определенного места жительства, поступивших в медицинские учреждения области, организации вопросов о дальнейшем их устройстве в соцучреждения;

- организовать обследование лиц без определенного места жительства на наличие инфекционных заболеваний, проведение иммунопрофилактики;

- привлечь общественные организации к работе с людьми без определенного места жительства и занятий, способствовать развитию волонтерского движения;

- активизировать информирование населения о работе по оказанию помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, освещать опыт работы соцучреждений.

На момент подготовки доклада из областного министерства социального развития поступила информация о том, что с 1 декабря 2014 года на территории храмового комплекса «Форпост» (п. Весенний, Оренбургский район) работал палаточный пункт обогрева, организованный совместно с Православным приходом храма Святой Троицы гренбурга, в котором гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставлялось горячее питание, теплые вещи, консультирование по социальным вопросам. Социальную помощь в пункте обогрева получили 148 человек.

С 26 ноября 2014 года органами социальной защиты, учреждениями здравоохранения, подразделениями МВД России по Оренбургской области выявлено 75 лиц БОМЖ. Им оказаны различные виды социальной помощи. Все обратившиеся были обеспечены одеждой, предметами первой необходимости, продуктовыми наборами или горячим питанием, оказывалось содействие в восстановлении документов и направлении граждан пожилого возраста и инвалидов в дома-интернаты. В целях реализации мер по профилактике правонарушений граждане получили памятки с адресами центров социальной адаптации, пунктов питания и обеспечением теплых вещей.

Права инвалидов

Статья 4 Конвенции о правах инвалидов, которая для России вступила в силу 25.10.2012г., закрепила положение о том, что государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав и основных свобод без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

Международный документ направлен на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, на ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.

При подготовке к ратификации Конвенции в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, служащих, в том числе, повышению доступности для инвалидов процедуры голосования, установлению статуса русского жестового языка и улучшению условий предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу, повышению для инвалидов качества и доступности услуг по воздушным перевозкам и установлению основных требований к оснащению рабочих мест для инвалидов.

Впервые за последние годы граждане с ограниченными физическими возможностями почувствовали пристальное внимание органов государственной власти и местного самоуправления к проблемам социальной интеграции и доступности окружающей среды.

Государственная программа «Доступная среда», целью которой является ликвидация технических барьеров, которые мешают людям с ограниченными физическими возможностями нормально учиться, работать, заниматься спортом, посещать учреждения культуры, стартовала в 2011 году и рассчитывалась на пять лет, чтобы к 2016 году сформировались необходимые условия беспрепятственного доступа инвалидов в сфере жизнеобеспечения. Однако над развитием этой среды еще предстоит усердно работать.

По состоянию на 1 января 2015 года количество инвалидов в области – 226 740. Из них дети- инвалиды – 8 694, инвалиды, использующие кресла-коляски – свыше 4 000.

Общий объем финансирования Программы на 2014- 2020 годы составляет 2 072,4 млн. руб., в том числе на 2014 год предусмотрено программой 256 млн. 39 тыс. руб. С помощью простых арифметических расчетов можно сделать вывод о том, что 12% из запланированных на 7 лет средств будет крайне недостаточно для выполнения намеченных мероприятий.

При этом из предусмотренных на год средств около 87% предназначались министерству социального развития области, около 9% - министерству образования, по 4% – министерствам экономического развития и культуры и всего 0,4% – министерству здравоохранения.

С целью продолжения практики по привлечению к решению вопросов создания доступной среды федерального софинансирования, министерством социального развития области в Минтруд России направлен в августе 2014 года на рассмотрение проект внесения изменений в государственную программу Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020 годы с дополнительным софинансированием из федерального бюджета в общем объеме 97 919,8 тыс. руб. Денежные средства планируется направить на решение проблемы доступности транспорта, услуг информации, объектов сфер здравоохранения и социального обслуживания.

По результатам рассмотрения на федеральном уровне проект одобрен. Поступило дополнительное поручение Минтруда России по включению в проект программы мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей- инвалидов.

Общий анализ реализации мероприятий Программы региональными министерствами образования, культуры и внешних связей, экономического развития, промышленной политики и торговли, здравоохранения показал активизацию в 2014 году процессов, направленных на формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных оренбуржцев. Однако нерешенных проблем еще остается немало.

Обращались инвалиды к Уполномоченному с просьбой ускорить обеспечение их техническими средствами, которые так необходимы для полноценной жизнедеятельности. Инвалиды 1 группы из города Сорочинска на исходе лета не могли получить прогулочные кресла-коляски. Сначала Уполномоченный с этим вопросом обратился в министерство социального развития, затем в ГУ Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с просьбой скорейшего разрешения вопроса.

Из представленной информации следовало, что необходимые средства передвижения обратившиеся граждане получили уже в августе. «Выражаем благодарность Вам, Анатолий Михайлович (лично), и вашему коллективу за чуткое, внимательное отношение к людям. Побольше бы там таких людей (руководителей) с большими сердцами» - такое приятное письмо впоследствии получил Уполномоченный.

Значимость проблемы создания условий для людей с ограниченными возможностями для государства подчеркнул 4 декабря 2014 года Президент Российской Федерации В.В.Путин, обращаясь с посланием Федеральному Собранию: «наше общество будет по-настоящему единым, если мы обеспечим равные возможности для всех».

Президент отметил, что в государственные программы должны быть включены меры по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, по формированию безбарьерной среды во всех сферах жизни, предложив программу «Доступная среда» продлить до 2020 года. Значит, есть надежды и предпосылки к тому, что работа в этом направлении не закончится.

Государственная Дума намерена усилить защиту прав и интересов людей с ограниченными возможностями. Группа депутатов подготовила законопроект, который предусматривает создание института уполномоченного при президенте по защите прав инвалидов. По словам одного из авторов законопроекта Я.Нилова, появление омбудсмена по правам инвалидов поможет проводить качественный мониторинг и анализ ситуации с людьми с ограниченными возможностями в России, облегчит работу общественных организаций, которые отстаивают права инвалидов, а также многие проблемы инвалидов станет легче доносить до высшего руководства страны.

Уполномоченный уверен, что защита прав людей с ограниченными возможностями здоровья на нормальную жизнь должна быть общей целью и заботой государства, общественности и всего гражданского общества.

Безусловно, за последние годы в регионе проделана огромная работа и постепенно сфера жизнедеятельности инвалидов расширилась. Подробно останавливаться на достижениях не имеет смысла, у каждого желающего есть возможность ознакомиться с отчетами различных ведомств о проделанной работе, оглянуться вокруг, пообщаться с людьми, услышать об этом из средств массовой информации, а вот нерешенные вопросы должны найти отражение в докладе.

Для Уполномоченного стало традицией, подводя итоги прошедшего года по соблюдению прав и свобод человека в Оренбургской области, интересоваться о том, как прожила еще один год наиболее уязвимая категория оренбуржцев – инвалиды. Важно, как говорится, из первых уст услышать: что сделано, для того, чтобы облегчить жизнь, каковы результаты проделанной работы, кто недостаточно сработал и почему, и, что немаловажно, какие вопросы и проблемы остались и что для этого необходимо предпринять.

И такую полезную, содержательную информацию Уполномоченный ежегодно получает от председателя областной общественной общероссийской организации общества инвалидов Е.В. Кашпара. Данная организация постоянно проводит различные мониторинги и исследования соответствия условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов, на основе которых можно обозначить наиболее животрепещущие проблемы.

Было бы замечательным в представленной информации не читать следующее: «Сегодня мы вынуждены констатировать, что, несмотря на существование целого ряда нормативных актов и федеральных программ, направленных на поддержку инвалидов, эта категория населения не может чувствовать себя в полной мере защищенной в правовом и социальном плане».

Несмотря на проводимую работу в области, имеется множество проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, особенно в сельской местности.

Самым болезненным для инвалидов является вопрос о доступности медицинского обслуживания: сложно записаться и попасть на прием к узким специалистам, получить своевременную и квалифицированную медицинскую помощь, рецепт на нужное лекарство; в медучреждениях невозможно отстоять огромные очереди, сдать анализы в экстренных случаях, вызвать специалиста на дом.

Не помогла проведенная оптимизация медицины, закрылись ФАПы и участковые больницы, что отрицательно сказалось на медицинском обслуживании инвалидов. Они попросту не могут добраться до ЦРБ из-за неприспособленности общественного транспорта. Такие проблемы существует в Асекеевском, Курманаевском, Тюльганском и целом ряде других районов области.

Отмечено отсутствие необходимых медицинских препаратов, их дороговизна, что не дает возможности полноценному лечению нуждающихся граждан.

Неблагополучная ситуация, сложившаяся в сфере обеспечения граждан санаторно-курортными путевками, когда потребность в них не удовлетворяется на 100%. Путевок приходится ждать до 3-х лет. Многие инвалиды за это время уходят из жизни, так и не воспользовавшись возможностью пройти реабилитацию.

На данную тему приведем немного статистики, полученной из Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ: на выделенные в 2013 году из федерального бюджета ассигнования в сумме 54 649,9 тыс.руб. приобретено 2 785 путевок, а всего на конец 2013 года с учетом заявок прошлых лет обратилось с заявлениями 15 415 получателей набора социальных услуг; в 2014 году на выделенные средства в сумме 103 609,9 тыс.руб. приобретено 4 914 путевок, а обратилось 15 140 человек.

В целом по России ситуация такова, что из 500 тыс. граждан в 63 регионах, подлежащих обеспечению этой социальной услугой, из-за недостаточности бюджетных ассигнований получили санаторно-курортные путевки лишь 130 тыс.

Несовершенство законодательства, регулирующего порядок расчета объема финансирования расходов на санаторно-курортное лечение инвалидов, позволило Генеральному прокурору РФ в связи с проведенным анализом направить Председателю Правительства РФ соответствующую информацию. В свою очередь Правительство Российской Федерации поручило министрам труда и социальной защиты, финансов проработать указанный вопрос совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями и внести предложения (информация с сайта Генеральной прокуратуры России).

С учетом высокой социальной значимости обозначенной темы будем надеяться, что вопросы правового регулирования механизма финансового обеспечения расходов на санаторно-курортное лечение инвалидов и проезд к месту лечения и обратно будут рассмотрены в ближайшем будущем.

Множество вопросов возникает по медико-социальной экспертизе (далее- МСЭ). Инвалиды отмечают бюрократический подход медиков и чиновников к этому процессу, из-за чего людям приходится тратить много времени на посещение бюро МСЭ. Особенно страдают жители Александровского района, городов Медногорска и Кувандыка, где бюро были закрыты.

Вопрос о закрытии межрайонного бюро № 26 в Медногорске, которое обслуживало два муниципальных образования – города Медногорск и Кувандык – и затрагивало интересы около 15 тысяч инвалидов, в 2014 году стал действительно проблемой с большой буквы.

Для прохождения комиссии жителям Медногорска приходится добираться в областной центр на электричке, однако расписание электропоездов составлено таким образом, что поездка получается крайне неудобной. Поезда прибывают в город к обеду, когда рабочий день специалистов МСЭ завершается. Предварительная запись производится вперед на полгода. Сложившееся положение приводит к нарушению прав граждан на своевременное пенсионное и льготное лекарственное обеспечение, а также оплаты коммунальных услуг.

О ситуации с медико-социальной экспертизой в городах Кувандыке и Медногорске ранее уже сообщали Уполномоченному руководитель его общественной приемной в Кувандыкском районе А.Н. Пацук и председатель Кувандыкской районной организации ООО ВОИ А.С. Мельник, которые просили оказать содействие в возобновлении работы межрайонного бюро медико-социальной экспертизы №26, обслуживающего население указанных городов, а также Кувандыкского района.

В связи с поступившими обращениями в начале года Уполномоченный проводил рабочую встречу с главным экспертом по медико-социальной экспертизе Т.В. Волобоевой. Тогда показалось, что достигнутое соглашение о дополнительных выездных заседаниях бюро МСЭ нормализует обстановку. Тем более, что ситуацию с задержкой освидетельствования граждан руководитель пообещала исправить в течение апреля и ликвидировать образовавшуюся очередь.

Однако полученная по итогам работы за прошедший год из ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России информация не обрадовала: из освидетельствованных 999 человек взрослого населения городов Медногорск и Кувандык в областном центре прошли экспертизу 881 человек или почти 90%! Тогда как на выездных заседаниях, куда эксперты выезжали всего по 5 раз, в г. Медногорске прошли всего 57 человек, в г. Кувандыке – 61.

Инвалиды из Александровского района вынуждены преодолевать немалый путь на междугородном автобусе в Оренбург, а это почти 200 километров. Как нам сообщили из главного Бюро, освидетельствование граждан, проживающих на территории района всегда осуществлялось на базе межрайонных бюро, которые находятся в г. Оренбурге. За 2014 год освидетельствовано 172 человека, из них в г. Оренбурге – 165, на выездных заседанияхвсего7. Состоялось только одно выездное заседание в III квартале!

Уполномоченный вынужден заявить, что ненадлежащая организация работы по проведению экспертиз после закрытия районного бюро № 26 в г. Медногорске, недостаточность выездных заседаний бюро МСЭ в города Медногорск и Кувандык, Кувандыкский и Александровский районы Оренбургской области, отсутствие налаженного взаимодействия главного бюро МСЭ с ответственными лицами в городских и районных медучреждениях по порядку организации и проведения экспертизы привели к нарушению прав инвалидов.

Одной из серьезных проблем в вопросах социальной защиты инвалидов является обеспечение их трудовых прав. Частично эта проблема решается путем квотирования рабочих мест. По сведениям регионального министерства труда и занятости населения в 158 организациях было оборудовано (оснащено) 220 рабочих мест для данной категории граждан, в том числе 7 – для инвалидов-колясочников. Всего в 2014 году в службу занятости обратилось 2 988 инвалидов и только 887 трудоустроено, 89 направлены на обучение.

Особенно проблема касается сельских жителей, где здоровым людям не хватает рабочих мест. В Центр занятости Курманаевского района, например, в 2014 году обратились 29 человек, а трудоустроились только 8. В негосударственном секторе срабатывает субъективный фактор, когда работодатели просто не желают принимать на работу инвалида.

Продолжают испытывать сложности местные отделения общественной организации общества инвалидов. Так, в Бугуруслане из-за отсутствия заказов на изготовление спецодежды и других изделий закрылось швейное предприятие ООО «Милосердие», где трудились инвалиды.

Иметь работу для инвалида – это не просто вопрос его трудоустройства, в первую очередь это возможность интегрироваться в общество, быть ему нужным и полезным, во вторую – стремление к повышению профессионального уровня и, что немаловажно, возможность улучшить свое материальное положение, прибавив свой заработок к получаемым социальным выплатам.

Несомненно, инвалиды не должны испытывать сложности в реализации права на труд, вопросы их трудоустройства должны стать одной из главных задач для ответственных государственных органов.

Призыв к работодателям - при желании инвалида устроиться на работу пусть человеческий фактор срабатывает в положительную сторону!

Отмечается недостаточная организация мероприятий по программе «Доступная среда». Пандусами, перилами, кнопками вызова оснащены еще не все жилые дома, социальные и медицинские объекты. К примеру, в гедногорске они отсутствуют во многих магазинах, большинстве аптек, в Узле связи, на предприятии «ВолгаТелеком». Существующие пандусы не соответствуют техническим требованиям: не соблюдены длина и угол подъема. Во многих учреждениях нет возможности передвигаться внутри помещений.

Особую тревогу вызывает отсутствие социальных автобусов. В сельской местности предназначенный для перевозки инвалидов общественный транспорт вообще отсутствует. В городах его недостаточное количество, а социальные такси возят не за бесплатно.

Остается проблема с финансированием инвалидного спорта. Из-за неприспособленности большинства спортсооружений области для занятий физической культурой и спортом граждан с ограниченными физическими возможностями, а также отсутствием специальных физкультурных кадров, инвалиды физически не развиваются.

Проанализировав полученную информацию, Уполномоченный считает, что снижение уровня социальных гарантий для инвалидов недопустимо. Выполнение мероприятий по формированию доступной среды для маломобильных категорий населения Оренбуржья должно являться для органов исполнительной власти приоритетом в работе.

Нет сомнений в том, что сотрудничество и взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, их экономическая поддержка должны помочь таким общественным организациям, как местные организации общества инвалидов, которые наряду с госорганами решают вопросы доступности порой еще не совсем доступной среды жизнеобеспечения для инвалидов.

Земля для многодетных семей и инвалидов

Вопросы предоставления земельных участков многодетным семьям, а также освоение выделенной земли остаются актуальными.

В целом по области за последние два года ситуация выглядит следующим образом:

Показатели

на 01.09.2013

на

01.09.2014

1.

Количество поданных заявлений о предоставлении участков

5 697

7 517

2.

Количество земельных участков, включенных в специальный фонд

2 425

3 611

3.

Количество предоставленных земельных участков

1 938

2 855

Из приведенной таблицы видно, что за год количество семей, изъявивших получить бесплатный земельный участок увеличилось на 32 %, при этом количество земельных участков, включенных в специальный фонд, составляет не более 50% от требуемого количества семей, подавших заявления.

Некоторые муниципальные образования при реализации заявок многодетных семей на земельные участки столкнулись с такими проблемами как: отсутствие свободных земель, необходимой инженерной инфраструктуры удаленных участков, отдаленность выделяемых земель от фактического места жительства обратившихся.

Вместе с тем, как отметил глава минстроя региона С.Ю.Домников, на конец ноября 2014 года строительство на выделенных участках осуществляли только 337 семей или 11% от многодетных семей, которые получили эти участки. И если уровень обеспеченности коммунальной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным гражданам, за два года повысился в среднем на 10%, то количество приступивших к строительству – только на 1%.

Имеются примеры выделения непригодных под строительство участков. В 2014 году в городе Бузулуке Оренбургской области 15 многодетным семьям были предоставлены земельные участки с асфальтовым покрытием (ранее территория комплекса автодрома).

Бузулукский межрайонный прокурор выступил в защиту интересов двух многодетных семей и обратился в суд с иском. 08.12.2014 районный суд удовлетворил требования прокурора и обязал администрацию МО г. Бузулук предоставить семьям земельные участки, отвечающие предъявляемым требованиям. В отношении остальных 13 семей достигнуто соглашение между прокурором и главой муниципального образования о досудебном разрешении вопроса по восстановлению нарушенных прав граждан в 2015 году.

О случаях нарушений прав со стороны органов местного самоуправления сообщила Уполномоченному гражданка Г.,которая просила поддержать ее интересы в апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы администрации Александровского района Оренбургской области на решение районного суда, которым подтверждено право Г. на бесплатное получение земельного участка в собственность.

Как установлено, семья заявительницы относилась к многодетной. При обращении в орган местного самоуправления для подачи документов на получение участка им было отказано в связи с тем, что на территории с. Александровка участки отсутствовали. На повторное обращение семья получила отказ по основаниям утраты статуса многодетной (на тот момент в семье умер младший ребенок). Посчитав отказ незаконным, Г. обратилась в суд, который своим решением признал за семьей данное право и обязал администрацию МО Александровский район предоставить им земельный участок. Не согласившись с судебным решением, орган местного самоуправления обжаловал его.

Изучив представленные заявительницей документы, специалисты аппарата Уполномоченного убедились в том, что позиция местных органов власти – неверная, о чем Г. письменно сообщено. Присутствие специалиста на заседании апелляционной инстанции (участвовать в судебном процессе уже не было правовых возможностей) оказало моральную поддержку женщине. В итоге решение районного суда оставлено без изменения, права многодетной семьи «де юре» были восстановлены.

Поступали к Уполномоченному обращения инвалидов на отказы органов местного самоуправления в предоставлении земельных участков. К примеру, инвалид- колясочник Д.жаловался на администрацию г. Оренбурга.

Казалось бы, право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Но, отказывая Д.в предоставлении земельного участка как лицу, отнесенному к льготной категории граждан, администрация исходила из того, что в Земельном кодексе РФ и иных нормативных актах федерального и регионального значения, регулирующие вопросы земельных правоотношений, не прописаны порядок, основания и условия предоставления участков инвалидам.

В 2014 году Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, в Земельный кодекс РФ введена статья 39.5, устанавливающая случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

Согласно закону, земельный участок может быть предоставлен гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случаев и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно, а также иным не указанным в подпункте 6 данной статьи отдельным категориям граждан. Закон вступает в силу с марта 2015 года.

По информации, представленной министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, нормативные акты Оренбургской области будут приведены в соответствие с Федеральным законом. Вопрос принятия соответствующего законопроекта на территории области прорабатывается совместно с министерством социального развития.

Так как разработка и введение новых мер социальной поддержки повлечет дополнительные расходы, областное министерство финансов дало заключение, что складывающая экономическая ситуация в стране и в регионе требует принятия мер, направленных на ограничение расходов областного бюджета, проведение инвентаризации мер социальной поддержки, уменьшение их числа. Предложено ответственным ведомствам вернуться к данному вопросу при улучшении экономической ситуации.

 

Соблюдение жилищных прав граждан

Жилище, являясь основным материальным условием нормальной человеческой жизни, всегда будет оставаться самой значимой для каждого человека ценностью. Реализация права на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи начинается с решения жилищного вопроса.

Нарушения жилищных прав очень болезненно воспринимаются и могут привести к серьезным негативным социальным последствиям, поэтому такие жалобы требуют повышенного внимания со стороны государства и органов местного самоуправления.

Право на жилище носит многоаспектный характер и с учетом практики рассмотрения поступающих к Уполномоченному жалоб может быть сведено к следующим основным правовым возможностям:

1) улучшения жилищных условий, предоставления жилья отдельным категориям граждан, жилищный учет;

2)безопасного проживания, переселения из аварийного жилья;

3) получения качественных коммунальных услуг, обеспечения жилой среды, достойной человека.

При реализации каждой из перечисленных возможностей у оренбуржцев имеются претензии к органам власти.

Удельный вес жалоб жилищной тематики в структуре обращений по- прежнему значителен и за три года деятельности Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области существенно не меняется: в 2012 году – 263 обращения (17,3%), 2013 – 184 (14,6%) и 2014 –217 (15,2%).

При этом из 217 «жилищных» обращений 116 посвящены вопросам предоставления жилья и постановки на жилищный учет, 18 жалоб касались проблем переселения из ветхого и аварийного жилого фонда и еще 83 жалобы об эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и оплате коммунальных услуг.

 

Улучшение жилищных условий

В 2014 году в Оренбургской области введен в эксплуатацию рекордный объем жилья – 1 млн 151,8 тыс. кв. метров жилищного фонда (12 864 квартиры). Это почти в полтора раза больше, чем в 2013 году, и одновременно максимальный показатель за всю историю статистических наблюдений.

Значительные средства направлены на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. По информации областного министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства в 2014 году в рамках реализации утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 № 739-пп государственной программы «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области в 2014–2020 годах» подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2014–2020 годах» выделено из областного бюджета всего 428,79 млн. рублей, в том числе на строительство (реконструкцию) объектов коммунальной инфраструктуры – 192,07 млн. рублей и на капитальный ремонт – 236,72 млн. рублей.

Выполнен капитальный ремонт и реконструкция 13 котельных, переложено: тепловых сетей – 145,1 км, водопроводных и канализационных сетей – 32,9 км.

Завершено строительство Турхановского водозабора в г. Бугуруслане мощностью 4,2 тыс. куб. метров в сутки, водопровода и водозабора в пос. Нежинка и реконструкция водовода от водоочистных сооруженийв г. Ясный.

Освоение выделенных субсидий в рамках программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры составило 425,1 млн. рублей (99,14%).

На фоне радужных цифр, характеризующих строительство жилого фонда и инфраструктурных объектов, вызывает беспокойство неоднозначная ситуация с предоставлением жилья льготным категориям граждан и низкая динамика убавления многолетних очередей.

По информации министерства социального развития области лишь ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан, вставшие на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением до 1 марта 2005 года, жильем обеспечены. Из тех, кто встал на жилищный учет позже указанной даты, не обеспеченными остаются 294: на 01.01.2014г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояли 220 ветеранов, в течение года встали на учет еще 162 человека, а обеспечено жильем за тот же период всего 88.

По остальным льготным категориям граждан, имеющим право на жилищную субвенцию, цифры еще скромнее: обеспечено жильем 81 семья (193 человека).

В предыдущих ежегодных докладах отмечалось наличие положительной тенденции к продвижению в решении проблемы обеспечения жильем сирот, в определенной степени сохранилась она и в 2014 году. Однако динамика решения проблемы остается низкой и, несмотря на значительные усилия всех уровней публичной власти, не позволяет надеяться на кардинальное изменение ситуации в ближайшем будущем.

Подтверждением тому является факт, что по вопросам предоставления жилья и постановки на жилищный учет наиболее часто обращаются именно дети-сироты и приравненные к ним лица – 25% от всех заявителей, обратившихся к Уполномоченному с жалобами жилищной тематики. В большинстве случаев основанием для обращения сирот послужило неисполнение вступившего в законную силу решение суда о предоставлении жилья.

По сведениям Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области в 2014 году находилось 635 исполнительных производств о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, что на 1,7% больше в сравнении с 2013 годом. Возбуждено 308 исполнительных производств данной категории. Всего окончено фактическим исполнением 216 исполнительных производств (на 12% меньше).

На 31.12.2014г. осталось неисполненными 397 судебных решений. 34 должника привлечено к административной ответственности. Кроме этого, вручено 285 предупреждений об уголовной ответственности. Причиной неисполнения судебных решений чиновники администраций муниципальных образований по-прежнему называли недостаточность финансирования.

На личном приеме Уполномоченного, проводимом совместно с главным судебным приставом, обратилась Ш. с жалобой на длительное неисполнение решения Ленинского районного суда г. Оренбурга, вступившего в законную силу 20.06.2013г.

Уполномоченным направлен запрос в адрес главы г. Оренбурга, на который получен ответ, что из областного бюджета на исполнение судебных актов 2013 года по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот для г. Оренбурга выделены средства в сумме 43 985,3 тысуб., достаточных для исполнения 38 решений судов, вступивших в законную силу до 27.06.2013г. Решение суда о предоставлении жилья заявительнице входит в это число. Администрацией повторно объявлен аукцион на заключение муниципального контракта на приобретение жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам.

Таким образом, в связи с недостаточностью финансирования и затягиванием процесса проведения торгов на приобретение жилья в муниципалитетах образуются очереди из сирот, имеющих на руках вступившие в силу судебные решения. Судебное решение «де-факто» стало обязательным компонентом пакета документов на получение жилья. Те сироты, которые не прибегали к судебной защите, вынуждены ждать своей очереди пока не будут исполнены все имеющиеся судебные решения.

В качестве примеров - ответы двух муниципальных образований:

- администрация Переволоцкого района сообщила, что заявительница с 06.06.2010г. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. По состоянию на 01.02.2014г. номер очередности – 12. В 2014 году жильем будут обеспечены дети- сироты, в отношении которых имеется решение суда, на исполнении администрации района находилось 17 решений;

- администрация г. Бузулука: заявительница на основании постановления главы г. Бузулука от 12.12.2013г. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Номер очередности – 40. Субвенции, выделенные МО город Бузулук на 2014 год, будут направлены на исполнение решений Бузулукского районного суда для обеспечения жильем детей-сирот.

Не дождавшись жилья по очереди, сироты обращаются за защитой прав к прокурору, последний обращается в суд. По решению суда вопрос продвигается уже быстрее и понятней: счастливым обладателям судебных решений на вопрос «когда» в большинстве случаев называются хотя бы какие-то сроки.

Однако не с каждым сиротой строится конструктивный диалог. Некоторые не могут добиться в местных администрациях любой интересующей информации. Их даже не ставят в известность о примерных сроках исполнения судебных решений. Не имея информации о сроках реализации своих прав, граждане вынуждены обращаться за помощью к Уполномоченному.

Число сирот, нуждающихся в обеспечении жильем в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2011, составляло 2 915 человек, на 01.01.2014 – 2 190 человек. Еще у 287 человек данной категории право на обеспечение жильем возникло в течение года.

В истекшем году на эти цели направлены средства в размере 421 млн руб. На 1 августа освоено всего 19%. При этом почти у половины муниципалитетов процент освоения равнялся нулю.

По итогам года ситуацию удалось кардинально изменить: освоено 88,3% выделенных средств, приобретено 441 жилое помещение (в 2013 году – 521).Не освоили ни одного рубля в Октябрьском районе, остальные муниципальные образования с поставленной задачей справились.

Вопросам «сиротского» жилья уже несколько лет подряд уделяется значительное внимание. Регулярно на эту актуальную тему проводятся рабочие встречи, заседания межведомственных комиссий. В июле в пкбулак Губернатор области Ю.А.Берг провел совещание по данному вопросу.

На момент проведения совещания было освоено всего 12% от выделенных средств. Среди причин неосвоения средств глава региона назвал отсутствие нормального жилого фонда в районах и задержку поступления средств из федерального бюджета, но особо выделил такую причину как недостаточное внимание глав городов и районов к решению проблемы. Это вполне справедливое замечание, учитывая, что результаты работы в данном направлении у разных муниципалитетов области различаются полярно – от 0% до 100%.

О том, что рынок вторичного жилья исчерпан, речь шла еще в 2011 году, когда Уполномоченным по правам человека областному Законодательному Собранию был представлен специальный доклад, посвященный данной проблеме. Уже тогда и правительство, и главы муниципалитетов основным направлением решения проблемы называли строительство нового жилья.


Информация по документу
Читайте также