Расширенный поиск
Указ Президента Чувашской Республики от 15.06.2011 № 50 Утратил силу - Указ Главы Чувашской Республики от 03.06.2014 № 77
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О внесении изменений в Указ Президента
Чувашской Республики
от 2 декабря 2008 г. N 123
Руководствуясь статьей 73 Конституции Чувашской Республики, п о с т а н о в л я ю: 1. Внести в Указ Президента Чувашской Республики от 2 декабря 2008 г. N 123 "О республиканской целевой программе "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы" (в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 9 июля 2010 г. N 84) изменения согласно приложению к настоящему Указу.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент
Чувашской Республики М.Игнатьев г. Чебоксары
15 июня 2011 года
N 50
Приложение
к Указу Президента
Чувашской Республики
от 15.06.2011 N 50 И З М Е Н Е Н И Я,
вносимые в Указ Президента Чувашской Республики
от 2 декабря 2008 г. N 123 "О республиканской целевой программе
"Обеспечение населения Чувашской Республики
качественной питьевой водой на 2009-2020 годы"
1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, государственными заказчиками Программы - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.". 2. В республиканской целевой программе "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы" (далее - Программа), принятой данным Указом: 1) паспорт Программы изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Програм- - республиканская целевая программа мы "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы"
Основания для принятия - постановление Правительства решения о разработке Российской Федерации от 22 декабря Программы 2010 г. N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы";
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года";
Указ Президента Чувашской Республики
от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры
в Чувашской Республике";
Указ Президента Чувашской Республики
от 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы";
Указ Президента Чувашской Республики
от 23 сентября 2004 г. N 109 "О дополнительных мерах по обеспечению жителей Чувашской Республики качественной питьевой водой"
Государственный заказ- - Министерство градостроительства и чик - координатор Про- развития общественной инфраструктуры граммы Чувашской Республики Государственные заказ- - Министерство градостроительства и чики Программы развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики;
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Разработчики Программы - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры
Чувашской Республики;
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Цели Программы - обеспечение населения Чувашской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими
правилами, в объеме, достаточном для
жизнедеятельности, улучшение на этой
основе состояния здоровья жителей и социально-экологической обстановки на территории Чувашской Республики;
восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения
Задачи Программы - развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе путем применения долгосрочного тарифообразования и использования методов государственно-частного партнерства;
строительство и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рамках реализации инвестиционных проектов;
создание групповых систем водоснабжения;
повышение эффективности и надежности
функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий; внедрение новых технологий обработки
воды на водоочистных станциях;
предотвращение загрязнения источников питьевого водоснабжения Важнейшие целевые ин- - увеличение доли населения, дикаторы и показатели обеспеченного питьевой водой, Программы отвечающей обязательным требованиям безопасности:
по показателю удельного веса проб воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 16,7 процента в 2009 году до 13,1 процента к 2021 году;
по показателю удельного веса проб воды, не отвечающей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 0,9 процента в 2009 году до 0,1 процента к 2021 году;
уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 36,3 процента в 2009 году до 23 процентов к 2021 году;
уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 44,2 процента в 2009 году до 21,5 процента к 2021 году;
уменьшение числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 29,8 на 1000 км сетей в 2009 году до 20 аварий к 2021 году;
увеличение доли объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 61,4 процента в 2009 году до 100 процентов к 2021 году;
увеличение доли объема сточных вод, очищенных до нормативных значений, в
общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 6,4 процента в 2009 году до 56 процентов к 2021 году;
уменьшение числа зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями с 6,27 на 1000 человек в 2010 году до 6,22 к 2021 году;
уменьшение числа зарегистрированных больных вирусными гепатитами с 66,3 на 1000 человек в 2009 году до 56 к 2021 году;
уменьшение числа зарегистрированных больных с болезнями органов пищеварения с 49,84 на 1000 человек в 2009 году до 48 к 2021 году;
уменьшение числа зарегистрированных больных злокачественными образованиями с 2,79 на 1000 человек
в 2009 году до 2,68 к 2021 году;
увеличение доли капитальных вложений
в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 10,5 процента в 2010 году до 33 процентов
к 2021 году;
увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения
и очистки сточных вод с 9 процентов в 2011 году до 31 процента к 2021 году;
увеличение доли воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 300 тыс. человек), с 0 процентов в 2009 году до 65 процентов к 2021 году;
увеличение доли воды, поставляемой организациями коммунального комплекса по тарифам, установленным на долгосрочный период регулирования, с 0 процентов в 2009 году до 80 процентов к 2021 году (при утверждении на федеральном уровне нормативных документов по установке долгосрочных тарифов);
увеличение доли населения, обеспеченного централизованными услугами водоснабжения, с 48,9 процента в 2010 году до 65 процентов
к 2021 году; увеличение доли населения, обеспеченного централизованными услугами водоотведения, с 45,9 процента в 2010 году до 59,1 процента к 2021 году
Срок реализации Про- - 2009-2020 годы граммы
Направления Программы - 1. Мероприятия, направленные на рост и основные мероприятия инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса,
осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод:
1.1. Создание правовых, организационных и экономических условий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса,
осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
1.2. Мероприятия по совершенствованию системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения
и очистки сточных вод.
1.3. Внедрение современных целевых показателей развития и оценки качества деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе с использованием международного опыта.
2. Мероприятия по строительству и модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод,
охране и восстановлению водных объектов - источников питьевого водоснабжения:
2.1. Развитие систем водоснабжения муниципальных образований. 2.2. Охрана и восстановление водных объектов.
2.3. Очистка сточных вод
Объемы и источники фи- - общий объем финансирования Программы нансирования Программы составляет 23636,558 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1682,256 млн. рублей (7,1 процента);
средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 19084,266 млн. рублей (80,8 процента);
средства местных бюджетов - 48,054 млн. рублей (0,2 процента);
внебюджетные источники - 2821,982 млн. рублей (11,9 процента).
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
Программа предусматривает софинансирование мероприятий из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы
Ожидаемые конечные ре- - увеличение доли населения, зультаты реализации Про- обеспеченного питьевой водой, граммы и показатели ее отвечающей обязательным требованиям социально-экономической безопасности; и экологической эффек- увеличение доступа населения к тивности централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
сокращение потерь воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий
в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
увеличение доли сточных вод, соответствующих нормативам;
переход на долгосрочное регулирование тарифов, в том числе методом доходности инвестированного капитала;
повышение инвестиционной активности частных инвесторов.
Экологическая эффективность Программы будет выражена в реализации права населения на здоровую окружающую среду, обеспечении экологической безопасности населения, сохранении экосистем, повышении уровня экологической культуры
Система организации - контроль за ходом выполнения контроля за выполнением Программы осуществляется Программы Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры
Чувашской Республики.
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ежеквартально к 7 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, и к 15 февраля ежегодно до 2021 года представляет информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры
Чувашской Республики.
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры
Чувашской Республики ежегодно до 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
По окончании срока реализации Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование
доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее
реализации.
После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 1 марта 2021
г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности
использования финансовых средств за весь период ее реализации.";
2) раздел I "Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа" изложить в следующей редакции: "I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Республиканская целевая программа "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы" (далее - Программа) разработана в целях: обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, в объеме, достаточном для жизнедеятельности; улучшение состояния здоровья жителей и социально-экологической обстановки на территории Чувашской Республики; восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения. В настоящее время в некоторых районах Чувашской Республики существует проблема с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой - необходимым элементом жизнедеятельности человека. От
качества питьевой воды зависят состояние здоровья людей, уровень их санитарно-эпидемиологического благополучия, степень комфортности и, следовательно, социальная стабильность общества. Поэтому обеспечение населения безопасной для здоровья питьевой водой является приоритетной задачей социально-экономического развития республики. Качество воды в большинстве природных водоисточников, из которых осуществляется подача воды населению, не удовлетворяет нормативным требованиям, что обусловлено присутствием в воде загрязняющих веществ
природного и антропогенного происхождения. Это наряду с введением новых нормативных требований к качеству питьевой воды, значительным износом сооружений и оборудования систем водоснабжения и водоотведения определяет актуальность проблемы обеспечения жителей республики доброкачественной питьевой водой. Масштабность проблемы обусловливает необходимость применения увязанного по задачам, ресурсам и срокам комплекса долгосрочных программных мероприятий, требующих значительных финансовых расходов. На первом этапе решения проблемы обеспечения населения Чувашской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и
безвредности, была реализована республиканская целевая программа "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы", утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2004 г. N 142. Мероприятия Программы предусматривают завершение строительства наиболее значимых объектов водоснабжения и водоотведения, а также строительство новых и модернизацию существующих объектов, в первую очередь в районах Чувашской Республики, испытывающих дефицит питьевого водоснабжения. Конечным результатом реализации Программы является увеличение доли сельских населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества (централизованными системами водоснабжения), за счет строительства систем водоснабжения с вводом в жилые дома. 1.1. Итоги реализации республиканской целевой программы "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы" Несмотря на недостаточное финансирование, в рамках реализации данной программы проведена большая работа - осуществлены строительство и реконструкция объектов водоснабжения 19 муниципальных образований, при этом инвестировано более 1000,0 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и федерального бюджета,
что позволило обеспечить централизованными системами водоснабжения более 34 тыс. жителей 57 сельских населенных пунктов, а также улучшить качество и надежность водообеспечения отдельных микрорайонов 7 городских поселений Чувашской Республики. С целью обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения населения крупных населенных пунктов Чувашской Республики практически
завершены поисково-разведочные работы с переоценкой эксплуатационных запасов подземных вод. В ходе работ изучены геологическое строение и гидрогеологические условия территорий, оценены эксплуатационные запасы подземных вод в объеме более 150,0 тыс. куб. м/сут. Проведена инвентаризация эксплуатационных запасов существующих месторождений подземных вод. Получены данные для обоснования оптимального размещения и глубины эксплуатационных скважин, выбора нагрузки на каждую скважину с учетом минимизации воздействия на окружающую среду и сохранения качества подземных вод. Даны рекомендации по рациональной эксплуатации водозаборов. Разработано обоснование инвестиций в строительство водозабора подземных вод на участке "Волжский" для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Чебоксары. В 2005 году начато строительство двух крупных водохранилищ на рр.
Малый Цивиль и Карла, являющихся частью групповых систем водоснабжения населения центральных и южных районов республики. Построены и приняты в эксплуатацию защитные сооружения от паводковых вод р. Цивиль в г. Цивильске. Защищены от затопления весенними паводковыми водами 150-170 жилых домов и территория Тихвинского Богородицкого православного женского монастыря, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) федерального значения. Построены 9 противопаводковых, берегоукрепительных и противооползневых сооружений на малых реках Чувашской Республики и р.
Волге. В 2005 году проведено гидрогеохимическое районирование территории
Чувашской Республики по содержанию бора с целью оценки пригодности подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Изучено распространение бора на территории Чувашской Республики, построены карты распространения бора в подземных водах. Построен и введен в эксплуатацию первый этап группового водовода пгт Ибреси, строительство которого начато в 1994 году за счет средств
федерального бюджета и продолжено с 2005 года за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Введен в эксплуатацию водовод от с. Полянки до г. Ядрина.
Продолжено строительство группового водовода пос. Киря Алатырского района и второго этапа водовода "Высоковка - Канаш". Ведется разработка проектно-сметной документации на строительство
группового водовода Шемуршинского, Батыревского и южной части Комсомольского районов. За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики построено и модернизировано 5 очистных сооружений и 25,8 км канализационных сетей в 9 населенных пунктах Чувашской Республики. На реализацию задач, поставленных республиканской целевой программой "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы", было выделено 2482,3 млн. рублей (31,6 процента от утвержденного объема финансирования - 7846,4 млн. рублей), в том числе средства федерального бюджета - 899,9 млн. рублей (35,6 процента), республиканского бюджета Чувашской Республики - 1500,6 млн. рублей (45,7 процента), местных бюджетов - 33,35 млн. рублей (3,6 процента), внебюджетных источников - 44,9 млн. рублей (4,3 процента), иностранных инвестиций - 3,6 млн. рублей (5,5 процента). 1.2 Характеристика нерешенных проблем
Общая численность населения в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. составила 1286,2 тыс. человек, в том числе проживающих в городских поселениях - 736,6 тыс. человек (57 процентов), сельской местности - 549,6 тыс. человек (42,7 процента). Среднесуточное потребление холодной воды на 1 человека составляет: в городах и поселках - 194 л, сельских населенных пунктах - 37 л. За счет поверхностных вод обеспечиваются питьевой водой 4 города,
в них проживают 49 процентов населения Чувашской Республики. Другие населенные пункты используют подземные воды. Для защиты поверхностных источников водоснабжения от негативного воздействия ливневых и талых вод необходимо провести берегоукрепительные, противоэрозионные и противооползневые мероприятия. Наибольшие проблемы в обеспечении качественной питьевой водой испытывают центральные и южные районы Чувашской Республики - Вурнарский, Батыревский, Шемуршинский, Комсомольский, Ибресинский. Данные районы республики недостаточно обеспечены ресурсами подземных и поверхностных вод питьевого качества. Обеспечение населения питьевой водой нормативного качества в указанных районах возможно только за счет строительства водохранилищ поверхностных вод. После завершения строительства основных сооружений водохранилищ питьевой воды в Вурнарском и Шемуршинском районах, а также после окончания строительства водозабора подземных вод в Порецком районе необходимо начать строительство групповых водоводов со станциями водоочистки, насосными станциями, магистральными и разводящими сетями
водоснабжения в населенных пунктах. В 2010 году удельный вес проб воды (из водопроводной сети, по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающей: гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 16,7 процента; гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составил 0,9 процента. В результате нарушений правил санитарной охраны водоисточников, частично из-за отсутствия водоочистных сооружений качество питьевой воды во многих населенных пунктах не удовлетворяет гигиеническим нормативам. Действующие подземные источники водоснабжения в северных, центральных и южных районах Чувашской Республики характеризуются повышенной минерализацией, повышенным содержанием сульфатов, бора, железа, бария, лития и требуют специальных современных методов очистки. С введением новых нормативных требований к качеству подземных вод
(СанПиН 2.1.4.1074-01) на многих действующих водозаборах выявлено превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) природного бора в 3-5 раз и более. Повышенное содержание бора в воде наблюдается почти на 40 процентах территории Чувашии, в основном в северной, западной и
центральной частях. Для обеспечения населения Чебоксарского, Моргаушского, Ядринского, Красноармейского, Канашского, частично Мариинско-Посадского, Цивильского и Ибресинского районов качественной
питьевой водой необходимо бурение разведочно-эксплуатационных скважин
с целью выявления подземных вод, в которых содержание бора превышает ПДК, в первую очередь для крупных населенных пунктов. Для тех районов, где содержание бора в подземных водах обычно превышает ПДК по всему разрезу и нет другого водоносного горизонта, пригодного для использования в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения (Красночетайский, Аликовский, Шумерлинский), необходима
соответствующая водоподготовка. Для Вурнарского и Шемуршинского районов проблема обеспечения населения качественной питьевой водой, не содержащей бор в концентрациях, превышающих ПДК, будет решена за счет поверхностных источников (водохранилищ питьевой воды) и строительства групповых систем водоснабжения. Ввиду того что только 20 процентов добытой воды используются населением непосредственно для питья и приготовления пищи, а остальная вода - на хозяйственно-бытовые нужды, целесообразно проведение обезборивания подземных вод в объемах, необходимых только для питьевых целей, с последующим бутилированием и реализацией в торговой сети. Централизованными системами водоснабжения в Чувашской Республике пользуются 972,6 тыс. человек, или 76 процентов населения. В сельской
местности централизованными системами водоснабжения пользуются 45 процентов населения, или 256,5 тыс. человек. По данным ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике", высокий удельный вес проб воды в источниках централизованного водоснабжения, не соответствующей гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, отмечается в Батыревском (68,4 процента), Ибресинском (67,7 процента), Аликовском (50 процентов), Вурнарском (43,3 процента) районах и г. Чебоксары (52,5 процента). По микробиологическим показателям 3,7 процента исследованных проб
воды, взятых из источников централизованного водоснабжения, не соответствовало гигиеническим нормативам, в том числе из поверхностных источников - 10,9 процента, из подземных - 3,3 процента. Выше среднереспубликанского показателя доля нестандартных проб воды отмечается в Ибресинском (31,5 процента), Алатырском (13,3 процента), Шумерлинском (10,5 процента), Яльчикском (8,3 процента) и Вурнарском (6,3 процента) районах. Из-за несвоевременного проведения аварийно-восстановительных работ, ежегодных профилактических промывок, дезинфекции водопроводных
сетей и сооружений, особенно в сельской местности, происходит вторичное микробное загрязнение питьевой воды. Об этом свидетельствует несоответствие качества воды гигиеническим нормативам в коммунальных водопроводах - 18 процентов проб воды. В сельской местности 42,6 процента населения пользуются питьевой водой из общественных децентрализованных водоисточников, 90 процентов
из которых колодцы. Вода из общественных колодцев, родников не защищена от загрязнения, неудовлетворительное их санитарно-техническое состояние создает угрозу возникновения и распространения заболевания людей кишечными инфекциями. Удельный вес проб воды из источников децентрализованного водоснабжения, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 34,7 процента. Превышение среднереспубликанского показателя доли нестандартных проб воды по санитарно-химическим показателям установлено в Порецком (58,5 процента), Батыревском (54,1 процента), Канашском (49,3 процента), Цивильском (44,1 процента), Вурнарском (40 процентов), Моргаушском (38,4 процента), Ядринском (35,5 процента) районах и в г. Чебоксары (42,2 процента). По микробиологическим показателям не соответствовало гигиеническим нормативам 16,8 процента проб воды, в том числе в Янтиковском (100 процентов), Порецком (35,8 процента), Красночетайском (33,3 процента), Вурнарском (29,4 процента), Моргаушском (27,1 процента), Козловском (25 процентов), Канашском (23,3 процента) районах и г. Новочебоксарске (20,8 процента). Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений республики составляет 384,3 тыс. куб. м/сут. Требуют срочной модернизации 30 процентов мощностей. Протяженность водоводов предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет 355,6 км, из них 129,4 км нуждаются в замене. Протяженность уличной водопроводной сети составляет 992,1 км, из них 643,2 км имеют физический износ до 80 процентов и требуют срочной замены. Имеющиеся водопроводные сети не обеспечивают полной потребности в хозяйственно-питьевом водоснабжении по качеству и количеству воды. Около 45 процентов городской уличной водопроводной сети нуждается
в замене, в связи с чем в Программу включены мероприятия по реконструкции систем водоснабжения в 9 городах республики. Объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, по Чувашской Республике в 2007 году составил 128,76 млн. куб. м, в том числе 9,29 млн. куб. м (7,2 процента) без очистки, 109,1 млн. куб. м недостаточно очищенных и только 6,07 млн. куб. м нормативно-очищенных (4,7 процента). Большая часть очистных сооружений морально устарела, находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии (60 процентов), требуют срочной модернизации 47 процентов мощностей. Кроме того, многие из них перегружены, что приводит к несоблюдению технологического режима очистки стоков. Эффективность очистки подавляющего большинства канализационных сооружений не удовлетворяет нормативным требованиям, что связано с устаревшей технологией и низким уровнем их эксплуатации. Загрязнение водных объектов при недостаточной барьерной роли действующих водоочистных сооружений негативно влияет на экологическую
обстановку в республике, сохранение животного и растительного мира. Наиболее остро стоит вопрос реконструкции биологических очистных сооружений гг. Чебоксары и Новочебоксарска, которая является приоритетным инвестиционным проектом Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. Высокий износ канализационных очистных сооружений является одним из источников загрязнения окружающей среды. В большинстве населенных пунктов локальные канализационные очистные сооружения нуждаются в реконструкции, средний износ составляет 64 процента. Для обеспечения населения Чувашской Республики качественной питьевой водой в достаточном количестве, защиты водных объектов как источников питьевого водоснабжения, решения проблем водоотведения требуются значительные вложения финансовых средств. Одной из серьезнейших проблем на пути эффективного решения задачи
формирования государством благоприятных и долгосрочных условий функционирования и развития систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод является несовершенство системы тарифного регулирования инфраструктурного сектора. При установлении тарифов на один год организации, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение, не заинтересованы в снижении издержек и повышении качества услуг. Организации получают выгоду от увеличения эффективности только в течение года, после чего тарифы пересматриваются с учетом достигнутых показателей. В Чувашской Республике в 2009 году капитальные затраты в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составили лишь 11,6 процента выручки организаций, в 2010 году данный показатель уменьшился до 10,5 процента. В среднем в России это соотношение за 2008 год составило 13 процентов. Низкие параметры капитальных затрат связаны с
несовершенством действующей системы регулирования тарифов, основанной
на применении метода экономически обоснованных затрат. В результате повышения инвестиционной активности частных инвесторов за счет реализации Программы ожидается увеличение доли капитальных вложений в систему водоснабжения, водоотведения и очистки
сточных вод в общем объеме выручки сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. В создавшихся условиях государственное регулирование может и должно стать инструментом, позволяющим привлекать инвестиционные ресурсы на долгосрочную перспективу. Между тем действующая система регулирования, основанная на применении метода экономически обоснованных затрат, требует реформирования, которое должно осуществляться путем перехода к установлению долгосрочных тарифов, привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений, повышения надежности и качества услуг и внедрения энергосбережения: 1. Переход на новую систему тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, в том числе на применении метода
доходности инвестированного капитала (далее - RAB-метод) и метода фиксированных тарифов. При применении RAB-метода тарифы устанавливаются на срок от трех до пяти лет. В методологии RAB тариф формируется из трех составляющих: доход на инвестированный капитал, сопоставимый с доходом в других
отраслях со схожими рисками; возврат капитала, осуществляемый в течение 10-20 лет;
операционные расходы, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования и индексируемые с учетом роста цен в экономике. Если ранее организация осуществляла инвестиции в пределах средств, заложенных в тариф, то в RAB-методе использован принцип ипотеки: расходы осуществляются в текущий момент в необходимом объеме, в тарифе эти инвестиции рассматриваются как кредит потребителю, который погашается за 10- 20 лет и по которому начисляются проценты. При этом стоимость средств, привлекаемых регулируемой организацией, ниже, чем стоимость кредита для потребителя. Вместе с тем при переходе на RAB-метод компания должна нести ответственность за реализацию инвестиционной программы, обязательства по сокращению операционных расходов и потерь, росту надежности и качества услуг. Применение метода долгосрочного регулирования тарифов, в том числе RAB-метода, в сфере коммунального комплекса возможно после принятия на федеральном уровне соответствующих нормативных правовых актов. Метод фиксированных тарифов позволяет устанавливать долгосрочные тарифы на срок от 2 до 5 лет в случае, если реализация мероприятий производственной программы превышает один год. При этом тарифы на каждый год долгосрочного периода регулирования устанавливаются следующими способами: финансовые потребности организации по реализации производственной
программы рассчитываются на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом прогнозного изменения цен (тарифов, стоимости)
материальных затрат, изменения фонда оплаты труда исходя из отраслевых тарифных соглашений, изменения расходов на капитальные и текущие ремонты исходя из потребности в их выполнении и прочих параметров, влияющих на стоимостную оценку расходов. При этом тарифы рассчитываются для каждого года исходя из величины финансовых потребностей на соответствующий год и расчетного объема оказания услуг. Данный способ предпочтителен в случае ожидаемого существенного
изменения объемов товаров (услуг) и (или) состава расходов; финансовые потребности организации по реализации производственной
программы рассчитываются в сопоставимых ценах (ценах базового года) совокупно за весь период регулирования. Расчетные объемы поставки товаров (оказания услуг), а также величина присоединенной мощности потребителей товаров (услуг) рассчитываются совокупно за весь период регулирования. При этом базовые тарифы (тарифы первого года долгосрочного периода регулирования) рассчитываются исходя из совокупного размера финансовых потребностей в сопоставимых ценах. На второй и последующие
годы долгосрочного периода регулирования осуществляется индексация базового тарифа исходя из индивидуальных индексов изменения отдельных
статей затрат (электроэнергия, топливо, теплоэнергия, фонд оплаты труда, расходы на капитальный и текущий ремонты) и прогнозного индекса изменения цен производителей или роста потребительских цен (в отсутствие индекса изменения цен производителей), применяемого ко всем остальным статьям затрат. Тарифы, установленные на срок от 2 до 5 лет, в случае объективного изменения условий деятельности регулируемой организации могут корректироваться путем применения метода индексации. 2. Применение концессионных соглашений.
Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой привлечения частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств. Строительство новых и модернизация (реконструкция) существующих объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - высокозатратный для бюджета процесс. Это приводит к необходимости поиска новых форм привлечения средств для финансирования строительства и модернизации (реконструкции) объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Одним из таких способов является внедрение принципов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов развития общественной инфраструктуры. Этому способствует ряд объективных факторов: необходимость поиска конструктивных решений по разгрузке бюджетов
совместными усилиями органов власти и предпринимателей; реализация аутсорсинга как механизма передачи функций с государственного на общественный уровень; предоставление жилищно-коммунальных и социальных услуг населению и организация их выполнения, требующие кооперации с частным сектором. Преимуществами применения государственно-частного подхода по сравнению с бюджетным финансированием при осуществлении инвестиционных проектов являются: повышение эффективности контроля за использованием бюджетных средств в рамках строительных контрактов; передача ответственности за своевременный ввод объектов в рамках заранее определенной сметы частным инвесторам (строительство "под ключ"); использование средств консолидированного бюджета Чувашской Республики только по направлениям проекта, которые определяют необходимость софинансирования; перенос расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики по финансированию результатов капитальных вложений на будущие периоды
путем оплаты выкупа готового объекта, эксплуатируемого в интересах государственных нужд, в рассрочку; отказ от использования средств консолидированного бюджета Чувашской Республики для финансирования капитальных вложений путем передачи инвестору прав на коммерческое использование объекта до момента его окупаемости (механизмы государственно-частного партнерства концессионного типа); формирование внебюджетных механизмов обеспечения обязательств государственного заказчика перед инвесторами в рамках договора (контракта) государственно-частного партнерства. Поскольку механизмы государственно-частного партнерства находятся
в гражданско-правовой плоскости отношений, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в настоящее время на федеральном уровне отсутствует единый законодательный акт, регулирующий вопросы государственно-частного партнерства. Определено лишь основное направление применения государственно-частного партнерства - развитие публичного сектора экономики. Сложившаяся ситуация усложняет процесс привлечения частного капитала и управленческого опыта в регионы для эффективного управления государственным и муниципальным имуществом. Между тем очень многие проекты и сферы, в которых традиционно применимы механизмы государственно-частного партнерства, так или иначе находятся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципалитетов (здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, региональная транспортная, коммунальная инфраструктура и т.д.), которые вправе самостоятельно разработать и принять соответствующие нормативные правовые акты. Законодательная практика показывает, что развитие государственно-частного партнерства в каждом отдельно взятом субъекте
Российской Федерации должно опираться на определенную нормативную базу, позволяющую участникам проектов при реализации совместных проектов взаимодействовать в рамках правового поля и "играть" по одним правилам. Этим и обусловлена необходимость развития нормативной правовой базы Чувашской Республики в области государственно-частного партнерства. В 2010 году принят Закон Чувашской Республики "Об участии Чувашской Республики в проектах государственно-частного партнерства" и утверждена Республиканская целевая программа реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры в Чувашской Республике на основе государственно-частного партнерства на 2010-2015 годы и на период до 2020 года. В настоящее время в целях конкретизации и реализации отдельных положений Закона Чувашской Республики "Об участии Чувашской
Республики в проектах государственно-частного партнерства" необходимо
разработать ряд нормативных правовых актов Чувашской Республики. В их
числе нормативные правовые акты, устанавливающие порядок организации и проведения конкурсов при реализации инвестиционных проектов на основе
государственно-частного партнерства, порядок работы конкурсной комиссии или уполномоченных органов в части принятия решений об участии в партнерстве и т.д. В настоящее время на основе концессионных соглашений эксплуатацию
объектов водоснабжения и водоотведения осуществляют: в г. Канаше - ООО "УК Водоканал", ООО "Водоснабжение", ООО "Водоотведение"; в г. Алатыре - ООО "Вода", ООО "Сети".
3. Повышение надежности и качества услуг и внедрение энергосбережения. Большая энергозатратность производственных процессов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на фоне постоянно растущих тарифов на энергоснабжение приводит к снижению рентабельности данной отрасли и, как следствие, является одним из факторов, снижающих ее инвестиционную привлекательность. Решить данную проблему и снизить
энергозатратность позволяет применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Энергосбережение (рационализация производства, распределения и использования всех видов энергии) стало в последние годы одним из приоритетных направлений технической политики во всех развитых странах мира. Энергосбережение в любой сфере сводится к снижению бесполезных потерь. Анализ структуры потерь в сфере производства, распределения и
потребления электроэнергии показывает, что основная составляющая потерь (до 90 процентов) приходится на сферу потребления. Системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, построенные в "советское" время, являются неэффективными в плане энергопотребления и энергоэффективности. В течение длительного отрезка времени отпускная цена на энергоносители была значительно ниже фактической стоимости, что не стимулировало оптимизацию энергопотребления и внедрение энергосберегающих технологий. Опережающий рост стоимости энергоносителей привел к тому, что энергетическая составляющая в себестоимости на предприятиях водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод достигает от 20 до 40 процентов. В связи с этим чрезвычайную актуальность приобретает разработка комплекса технических и организационных мероприятий, направленных на оптимальное Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|