Расширенный поиск

Указ Президента Чувашской Республики от 02.12.2008 № 123

     Утратил силу - Указ Главы Чувашской Республики от 03.06.2014 № 77

 

                                 УКАЗ
                   ПРЕЗИДЕНТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

                 О республиканской целевой программе
       "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной
                  питьевой водой на 2009-2020 годы"

 

          (В редакции Указов Президента Чувашской Республики

 от 09.07.2010 г. N 84; от 15.06.2011 г. N 50; от 19.12.2011 г. N 119;

                  Указов Главы Чувашской Республики

               от 24.12.2012 № 145; от 20.07.2013 № 70)

 

     В целях  улучшения качества жизни,  сохранения здоровья населения
Чувашской   Республики   и   развития   общественной    инфраструктуры
п о с т а н о в л я ю:
     1. Принять   прилагаемую   республиканскую   целевую    программу
"Обеспечение  населения  Чувашской  Республики  качественной  питьевой
водой на 2009-2020 годы" (далее - Программа).
     2. Утвердить    государственным    заказчиком   -   координатором

Программы     Министерство      строительства,      архитектуры      и

жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, государственными

заказчиками Программы  -  Министерство  строительства,  архитектуры  и

жилищно-коммунального  хозяйства  Чувашской  Республики,  Министерство

природных  ресурсов  и  экологии  Чувашской  Республики,  Министерство

здравоохранения   и  социального  развития  Чувашской  Республики.  

редакции Указа Главы Чувашской Республики от 24.12.2012 № 145)

     3. Установить,  что  при  подготовке  проектов  законов Чувашской
Республики  о  республиканском   бюджете   Чувашской   Республики   на
соответствующие  годы  Программа включается в перечень республиканских
целевых  программ,   подлежащих   финансированию   за   счет   средств
республиканского бюджета Чувашской Республики.
     4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики  обеспечить
своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
     5. Рекомендовать органам местного самоуправления:
     принять участие   в   реализации   и  финансировании  программных
мероприятий;
     разработать и   утвердить   аналогичные   муниципальные   целевые
программы.
     6. Признать утратившими силу:
     Указ Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2004 г.  N 142
  республиканской целевой программе "Обеспечение населения Чувашской
Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы";
     пункт 3  Указа Президента Чувашской Республики от 29 августа 2006
г.  N 69 "О внесении изменений в отдельные указы Президента  Чувашской
Республики".
     7. Настоящий  Указ  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.
     

 

     Президент
     Чувашской Республики          Н.Федоров

 

     г. Чебоксары
     2 декабря 2008 года
     N 123
     

 

                                                               ПРИНЯТА
                                                     Указом Президента
                                                  Чувашской Республики
                                                   от 02.12.2008 N 123
     
                  РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
             "Обеспечение населения Чувашской Республики
            качественной питьевой водой на 2009-2020 годы"

 

                          ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

     Наименование Програм-     -  республиканская целевая    программа

     мы                           "Обеспечение   населения   Чувашской

                                  Республики   качественной   питьевой

                                  водой на 2009-2020 годы"

 

     Основания для принятия    -  постановление          Правительства

     решения о разработке         Российской  Федерации  от 22 декабря

     Программы                    2010  г.  N  1092      федеральной

                                  целевой  программе  "Чистая вода" на

                                  2011-2017 годы";

                                  Закон Чувашской Республики от 4 июня

                                  2007    г.    N   8      Стратегии

                                  социально-экономического    развития

                                  Чувашской Республики до 2020 года";

                                  Указ Президента Чувашской Республики

                                  от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем

                                  развитии общественной инфраструктуры

                                  в Чувашской Республике";

                                  Указ Президента Чувашской Республики

                                  от 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции

                                  охраны здоровья населения  Чувашской

                                  Республики на 2004-2010 годы";

                                  Указ Президента Чувашской Республики

                                  от 23 сентября  2004  г.  N  109  

                                  дополнительных  мерах по обеспечению

                                  жителей     Чувашской     Республики

                                  качественной питьевой водой"

 

     Государственный заказ-    -  Министерство строительства, архитектуры

     чик - координатор            и    жилищно-коммунального    хозяйства

     Программы                    Чувашской Республики

 

     Государственные заказ-    -  Министерство строительства, архитектуры

     чики Программы               и    жилищно-коммунального    хозяйства

                                  Чувашской Республики;

                                  Министерство природных    ресурсов    и

                                  экологии Чувашской Республики;

                                  Министерство здравоохранения          и

                                  социального      развития     Чувашской

                                  Республики

 

     Разработчики Программы    -  Министерство строительства, архитектуры

                                  и    жилищно-коммунального    хозяйства

                                  Чувашской Республики;

                                  Министерство природных    ресурсов    и

                                  экологии Чувашской Республики

 

     Цели Программы            -  обеспечение населения      Чувашской

                                  Республики      питьевой      водой,

                                  соответствующей          требованиям

                                  безопасности     и     безвредности,

                                  установленным

                                  санитарно-эпидемиологическими

                                  правилами, в объеме, достаточном для

                                  жизнедеятельности, улучшение на этой

                                  основе  состояния здоровья жителей и

                                  социально-экологической   обстановки

                                  на территории Чувашской Республики;

                                  восстановление, охрана             и

                                  рациональное           использование

                                  источников питьевого водоснабжения

 

     Задачи Программы          -  развитие системы    государственного

                                  регулирования       в        секторе

                                  водоснабжения,    водоотведения    и

                                  очистки   сточных    вод,    включая

                                  установление   современных   целевых

                                  показателей     качества      услуг,

                                  эффективности      и      надежности

                                  деятельности сектора  водоснабжения,

                                  водоотведения и очистки сточных вод;

                                  создание условий   для   привлечения

                                  долгосрочных  частных  инвестиций  в

                                  сектор водоснабжения,  водоотведения

                                  и очистки сточных вод,  в том  числе

                                  путем    применения    долгосрочного

                                  тарифообразования  и   использования

                                  методов      государственно-частного

                                  партнерства;

                                  строительство и модернизация  систем

                                  водоснабжения,    водоотведения    и

                                  очистки   сточных   вод   в   рамках

                                  реализации инвестиционных проектов;

                                  создание групповых            систем

                                  водоснабжения;

                                  повышение эффективности и надежности

                                  функционирования              систем

                                  водообеспечения за  счет  реализации

                                  водоохранных,      технических     и

                                  санитарных мероприятий;

                                  внедрение новых технологий обработки

                                  воды на водоочистных станциях;

                                  предотвращение           загрязнения

                                  источников питьевого водоснабжения

 

     Важнейшие целевые         -  увеличение      доли      населения,

     индикаторы и по-             обеспеченного     питьевой    водой,

     казатели Программы           отвечающей  обязательным требованиям

                                  безопасности:

                                  по показателю  удельного  веса  проб

                                  воды, не  отвечающей   гигиеническим

                                  нормативам  по  санитарно-химическим

                                  показателям,    который       должен

                                  снизиться с  16,7  процента  в  2010

                                  году до 10,1 процента к 2021 году;

                                  по показателю  удельного  веса  проб

                                  воды, не  отвечающей   гигиеническим

                                  нормативам   по   микробиологическим

                                  показателям,    который       должен

                                  снизиться с 0,9 процента в 2010 году

                                  до 0,2 процента к 2021 году;

                                  уменьшение      доли         уличной 

                                  водопроводной сети,  нуждающейся   в   

                                  замене, с 36,3 процента в 2009  году  

                                  до 23 процентов к 2021 году;

                                  уменьшение        доли       уличной   

                                  канализационной сети, нуждающейся  в   

                                  замене, с 44,2 процента в 2009  году 

                                  до 21,5 процента к 2021 году;

                                  уменьшение числа аварий в   системах

                                  водоснабжения,   водоотведения     и   

                                  очистки сточных вод с 29,8  на  1000 

                                  км сетей в 2009 году до 20 аварий  к 

                                  2021 году;

                                  увеличение доли объема сточных  вод,

                                  пропущенных    через        очистные 

                                  сооружения, в общем  объеме  сточных 

                                  вод с 61,4 процента в 2009  году  до 

                                  100 процентов к 2021 году;

                                  увеличение доли объема сточных  вод,

                                  очищенных до  нормативных  значений, 

                                  в  общем  объеме     сточных    вод,   

                                  пропущенных      через      очистные 

                                  сооружения, с 6,4  процента  в  2009

                                  году до 56 процентов к 2021 году;

                                  уменьшение числа  зарегистрированных

                                  больных брюшным тифом  и  паратифами 

                                  A, B, C, сальмонеллезными инфекциями,  

                                  острыми кишечными  инфекциями с 6,27   

                                  на 1000 человек в 2010 году до  6,22 

                                  к 2021 году;

                                  уменьшение числа  зарегистрированных

                                  больных вирусными  гепатитами с 66,3

                                  на 1000 человек  в 2009  году  до 56 

                                  к 2021 году;

                                  уменьшение числа  зарегистрированных

                                  больных  с     болезнями     органов 

                                  пищеварения с 49,84 на 1000  человек 

                                  в 2009 году до 40 к 2021 году;

                                  уменьшение числа  зарегистрированных

                                  больных             злокачественными 

                                  новообразованиями  с  2,79  на  1000 

                                  человек в 2009 году до 2,68  к  2021 

                                  году;

                                  увеличение доли капитальных вложений

                                  в     системы         водоснабжения,

                                  водоотведения и очистки сточных  вод

                                  в общем объеме выручки   организаций

                                  сектора водоснабжения, водоотведения

                                  и очистки    сточных   вод   с  10,5

                                  процента в 2010 году до 36 процентов

                                  к 2021 году;

                                  увеличение доли  заемных  средств  в  

                                  общем объеме  капитальных   вложений  

                                  в    системы          водоснабжения, 

                                  водоотведения и очистки сточных  вод  

                                  с 9 процентов в 2011  году   до   33 

                                  процента к 2021 году;

                                  увеличение доли воды,   поставляемой

                                  организациями          коммунального 

                                  комплекса, работающими на  основании   

                                  концессионных соглашений  (в городах 

                                  с населением более 300 тыс. человек),  

                                  с 0  процентов  в  2009  году  до 65 

                                  процентов к 2021 году;

                                  увеличение доли воды,   поставляемой

                                  организациями          коммунального  

                                  комплекса по тарифам,  установленным  

                                  на долгосрочный период регулирования, 

                                  с 0 процентов в 2009 году    до   80  

                                  процентов   к    2021    году   (при 

                                  утверждении на федеральном    уровне

                                  нормативных  документов по установке

                                  долгосрочных тарифов);

                                  увеличение      доли      населения,  

                                  обеспеченного      централизованными  

                                  услугами    водоснабжения,   с  48,9 

                                  процента в 2010 году до 88  процентов 

                                  к 2021 году;

                                  увеличение       доли     населения,  

                                  обеспеченного      централизованными 

                                  услугами   водоотведения,   с   45,9  

                                  процента  в   2010   году   до  87,1 

                                  процента к 2021 году 

 

     Срок реализации Про-      -  2009-2020 годы

     граммы

 

     Направления Программы     -  1. Мероприятия, направленные на рост

     и основные мероприятия       инвестиционной     привлекательности

                                  организаций коммунального комплекса,

                                  осуществляющих        водоснабжение,

                                  водоотведение и очистку сточных вод:

                                  1.1. Создание              правовых,

                                  организационных   и    экономических

                                  условий,    направленных   на   рост

                                  инвестиционной     привлекательности

                                  организаций коммунального комплекса,

                                  осуществляющих        водоснабжение,

                                  водоотведение и очистку сточных вод.

                                  1.2. Мероприятия                  по

                                  совершенствованию            системы

                                  государственного       регулирования

                                  сектора водоснабжения, водоотведения

                                  и очистки сточных вод.

                                  1.3. Внедрение  современных  целевых

                                  показателей    развития   и   оценки

                                  качества    деятельности     сектора

                                  водоснабжения,    водоотведения    и

                                  очистки сточных вод,  в том числе  с

                                  использованием международного опыта.

                                  2. Мероприятия  по  строительству  и

                                  модернизации  систем  водоснабжения,

                                  водоотведения и очистки сточных вод,

                                  охране   и   восстановлению   водных

                                  объектов  -   источников   питьевого

                                  водоснабжения:

                                  2.1. Развитие  систем  водоснабжения

                                  муниципальных образований.

                                  2.2. Охрана и восстановление  водных

                                  объектов.

                                  2.3. Очистка сточных вод

 

     Объемы и источники        -  общий объем  финансирования  Программы  за

     финансирования               2009-2020 годы составляет  24319,344  млн.

     Программы                    рублей, в том числе:

                                  средства федерального бюджета  -  1323,462

                                  млн. рублей (5,4 процента);

                                  средства республиканского          бюджета

                                  Чувашской   Республики  -  16973,501  млн.

                                  рублей (69,8 процента);

                                  средства местных  бюджетов  - 316,089 млн.

                                  рублей (1,3 процента);

                                  внебюджетные источники   -  5706,292  млн.

                                  рублей (23,5 процента).

                                  Объемы финансирования  подлежат ежегодному

                                  уточнению    с     учетом     возможностей

                                  республиканского     бюджета     Чувашской

                                  Республики.

                                  Программа предусматривает софинансирование

                                  мероприятий  из  федерального  бюджета   в

                                  рамках   федеральной   целевой   программы

                                  "Чистая вода" на 2011-2017 годы

 

     Ожидаемые конечные ре-    -  увеличение доли           населения,

     зультаты реализации Про-     обеспеченного     питьевой    водой,

     граммы и показатели ее       отвечающей обязательным  требованиям

     социально-экономической      безопасности;

     и экологической эффек-       увеличение доступа    населения    к

     тивности                     централизованным            системам

                                  водоснабжения,    водоотведения    и

                                  очистки сточных вод;

                                  сокращение потерь   воды   в   сетях

                                  централизованного   водоснабжения  с

                                  одновременным снижением числа аварий

                                  в       системах      водоснабжения,

                                  водоотведения и очистки сточных вод;

                                  увеличение доли     сточных     вод,

                                  соответствующих нормативам;

                                  переход на              долгосрочное

                                  регулирование  тарифов,  в том числе

                                  методом доходности  инвестированного

                                  капитала;

                                  повышение инвестиционной  активности

                                  частных инвесторов.

                                  Экологическая          эффективность

                                  Программы     будет    выражена    в

                                  реализации   права   населения    на

                                  здоровую      окружающую      среду,

                                  обеспечении            экологической

                                  безопасности  населения,  сохранении

                                  экосистем,     повышении      уровня

                                  экологической культуры

 

     Система организации       -  контроль за     ходом     выполнения

     контроля за выполнением      Программы             осуществляется

     Программы                    Министерством         строительства,

                                  архитектуры  и жилищно-коммунального

                                  хозяйства    Чувашской   Республики.

                                  Министерство природных  ресурсов   и

                                  экологии     Чувашской    Республики

                                  ежеквартально  к  7  числу   месяца,

                                  следующего за отчетным кварталом,  и

                                  к 15 февраля ежегодно до  2021  года

                                  представляет   информацию   о   ходе

                                  выполнения мероприятий  Программы  в

                                  Министерство          строительства,

                                  архитектуры  и жилищно-коммунального

                                  хозяйства    Чувашской   Республики.

                                  Министерство          строительства,

                                  архитектуры  и жилищно-коммунального

                                  хозяйства    Чувашской    Республики

                                  ежегодно  до 1 марта  до  2021  года

                                  представляет в          Министерство

                                  экономического             развития,

                                  промышленности и торговли  Чувашской

                                  Республики и  Министерство  финансов

                                  Чувашской Республики доклад  о  ходе

                                  реализации Программы и эффективности

                                  использования финансовых средств.

                                  По окончании     срока    реализации

                                  Программы               Министерство

                                  строительства,     архитектуры     и

                                  жилищно-коммунального      хозяйства

                                  Чувашской   Республики до 20 февраля

                                  2021 г.  представляет в Министерство

                                  экономического             развития,

                                  промышленности и торговли  Чувашской

                                  Республики  и  Министерство финансов

                                  Чувашской Республики на согласование

                                  доклад   о  реализации  Программы  и

                                  эффективности          использования

                                  финансовых средств за весь период ее

                                  реализации.

                                  После согласования  с  Министерством

                                  экономического             развития,

                                  промышленности  и торговли Чувашской

                                  Республики и Министерством  финансов

                                  Чувашской   Республики  Министерство

                                  строительства,     архитектуры     и

                                  жилищно-коммунального      хозяйства

                                  Чувашской Республики до 1 марта 2021

                                  г.  представляет в Кабинет Министров

                                  Чувашской   Республики   доклад    о

                                  реализации Программы и эффективности

                                  использования финансовых средств  за

                                  весь период ее реализации.

 

                I. Характеристика проблемы, на решение которой

                         направлена Программа

 

     Республиканская целевая    программа    "Обеспечение    населения

Чувашской Республики качественной питьевой водой  на  2009-2020  годы"

(далее - Программа) разработана в целях:

     обеспечения населения  Чувашской   Республики   питьевой   водой,

соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным

санитарно-эпидемиологическими правилами,  в  объеме,  достаточном  для

жизнедеятельности;

     улучшение состояния здоровья  жителей  и  социально-экологической

обстановки на территории Чувашской Республики;

     восстановление, охрана и  рациональное  использование  источников

питьевого водоснабжения.

     В настоящее  время  в  некоторых  районах  Чувашской   Республики

существует   проблема   с   обеспечением  населения  доброкачественной

питьевой водой - необходимым элементом жизнедеятельности человека.  От

качества  питьевой  воды зависят состояние здоровья людей,  уровень их

санитарно-эпидемиологического благополучия,  степень  комфортности  и,

следовательно,  социальная стабильность общества.  Поэтому обеспечение

населения безопасной для здоровья питьевой водой является приоритетной

задачей социально-экономического развития республики.

     Качество воды в большинстве природных водоисточников,  из которых

осуществляется  подача  воды  населению,  не удовлетворяет нормативным

требованиям,  что обусловлено присутствием в воде загрязняющих веществ

природного  и  антропогенного  происхождения.  Это  наряду с введением

новых нормативных требований к качеству  питьевой  воды,  значительным

износом сооружений и оборудования систем водоснабжения и водоотведения

определяет  актуальность  проблемы  обеспечения   жителей   республики

доброкачественной питьевой водой.

     Масштабность проблемы  обусловливает   необходимость   применения

увязанного  по  задачам,  ресурсам  и  срокам  комплекса  долгосрочных

программных мероприятий, требующих значительных финансовых расходов.

     На первом  этапе решения проблемы обеспечения населения Чувашской

Республики питьевой водой,  соответствующей требованиям безопасности и

безвредности,   была  реализована  республиканская  целевая  программа

"Обеспечение  населения  Чувашской  Республики  качественной  питьевой

водой  на  2005-2008  годы",  утвержденная Указом Президента Чувашской

Республики от 29 декабря 2004 г. N 142.

     Мероприятия Программы  предусматривают  завершение  строительства

наиболее значимых объектов  водоснабжения  и  водоотведения,  а  также

строительство  новых  и  модернизацию существующих объектов,  в первую

очередь в районах Чувашской Республики, испытывающих дефицит питьевого

водоснабжения.

     Конечным результатом  реализации  Программы  является  увеличение

доли   сельских   населенных   пунктов,  обеспеченных  питьевой  водой

надлежащего качества (централизованными системами  водоснабжения),  за

счет строительства систем водоснабжения с вводом в жилые дома.

     1.1. Итоги   реализации   республиканской    целевой    программы

"Обеспечение  населения  Чувашской  Республики  качественной  питьевой

водой на 2005-2008 годы"

     Несмотря на  недостаточное  финансирование,  в  рамках реализации

данной программы проведена большая работа - осуществлены строительство

и  реконструкция  объектов водоснабжения 19 муниципальных образований,

при этом инвестировано  более  1000,0  млн.  рублей  за  счет  средств

республиканского  бюджета Чувашской Республики и федерального бюджета,

что позволило  обеспечить  централизованными  системами  водоснабжения

более 34 тыс. жителей 57 сельских населенных пунктов, а также улучшить

качество  и  надежность  водообеспечения  отдельных   микрорайонов   7

городских поселений Чувашской Республики.

     С целью    обеспечения    хозяйственно-питьевого    водоснабжения

населения  крупных населенных пунктов Чувашской Республики практически

завершены поисково-разведочные работы с  переоценкой  эксплуатационных

запасов  подземных вод.  В ходе работ изучены геологическое строение и

гидрогеологические условия территорий, оценены эксплуатационные запасы

подземных вод в объеме более 150,0 тыс. куб. м/сут.

     Проведена инвентаризация  эксплуатационных  запасов  существующих

месторождений   подземных   вод.   Получены   данные  для  обоснования

оптимального размещения и  глубины  эксплуатационных  скважин,  выбора

нагрузки  на  каждую  скважину  с  учетом  минимизации  воздействия на

окружающую  среду  и   сохранения   качества   подземных   вод.   Даны

рекомендации по рациональной эксплуатации водозаборов.

     Разработано обоснование  инвестиций  в  строительство  водозабора

подземных   вод   на  участке  "Волжский"  для  хозяйственно-питьевого

водоснабжения г. Чебоксары.

     В 2005 году начато строительство двух крупных водохранилищ на рр.

Малый Цивиль и Карла, являющихся частью групповых систем водоснабжения

населения центральных и южных районов республики.

     Построены и  приняты  в  эксплуатацию  защитные   сооружения   от

паводковых  вод  р.  Цивиль  в  г.  Цивильске.  Защищены от затопления

весенними  паводковыми  водами  150-170  жилых  домов   и   территория

Тихвинского    Богородицкого    православного    женского   монастыря,

являющегося  объектом  культурного  наследия  (памятником  истории   и

культуры) федерального значения.

     Построены 9     противопаводковых,     берегоукрепительных      и

противооползневых  сооружений на малых реках Чувашской Республики и р.

Волге.

     В 2005 году проведено гидрогеохимическое районирование территории

Чувашской Республики по содержанию бора  с  целью  оценки  пригодности

подземных   вод   для  хозяйственно-питьевого  водоснабжения.  Изучено

распространение бора на  территории  Чувашской  Республики,  построены

карты распространения бора в подземных водах.

     Построен и введен в эксплуатацию первый этап группового  водовода

пгт Ибреси,  строительство которого начато в 1994 году за счет средств

федерального  бюджета  и  продолжено  с  2005  года  за  счет  средств

республиканского бюджета Чувашской Республики.

     Введен в эксплуатацию водовод от с. Полянки до г. Ядрина.

     Продолжено строительство    группового    водовода    пос.   Киря

Алатырского района и второго этапа водовода "Высоковка - Канаш".

     Ведется разработка проектно-сметной документации на строительство

группового  водовода  Шемуршинского,  Батыревского   и   южной   части

Комсомольского районов.

     За счет средств  республиканского  бюджета  Чувашской  Республики

построено   и   модернизировано   5  очистных  сооружений  и  25,8  км

канализационных сетей в 9 населенных пунктах Чувашской Республики.

     На реализацию   задач,   поставленных   республиканской   целевой

программой "Обеспечение населения  Чувашской  Республики  качественной

питьевой  водой на 2005-2008 годы",  было выделено 2482,3 млн.  рублей

(31,6 процента от утвержденного объема финансирования  -  7846,4  млн.

рублей), в том числе средства федерального бюджета - 899,9 млн. рублей

(35,6  процента),  республиканского  бюджета  Чувашской  Республики  -

1500,6  млн.  рублей  (45,7  процента),  местных бюджетов - 33,35 млн.

рублей (3,6 процента), внебюджетных источников - 44,9 млн. рублей (4,3

процента), иностранных инвестиций - 3,6 млн. рублей (5,5 процента).

     1.2 Характеристика нерешенных проблем

     Общая численность населения в Чувашской Республике  по  состоянию

на  1  января  2007  г.  составила  1286,2 тыс.  человек,  в том числе

проживающих  в  городских  поселениях  -  736,6   тыс.   человек   (57

процентов),  сельской местности - 549,6 тыс.  человек (42,7 процента).

Среднесуточное потребление холодной воды на 1 человека  составляет:  в

городах и поселках - 194 л, сельских населенных пунктах - 37 л.

     За счет поверхностных вод обеспечиваются питьевой водой 4 города,

в  них  проживают 49 процентов населения Чувашской Республики.  Другие

населенные пункты используют подземные воды.

     Для защиты  поверхностных источников водоснабжения от негативного

воздействия    ливневых    и    талых    вод    необходимо    провести

берегоукрепительные,     противоэрозионные     и     противооползневые

мероприятия.

     Наибольшие проблемы  в  обеспечении  качественной  питьевой водой

испытывают  центральные  и  южные  районы   Чувашской   Республики   -

Вурнарский,  Батыревский,  Шемуршинский,  Комсомольский,  Ибресинский.

Данные районы республики недостаточно обеспечены ресурсами подземных и

поверхностных  вод питьевого качества.  Обеспечение населения питьевой

водой нормативного качества в указанных  районах  возможно  только  за

счет строительства водохранилищ поверхностных вод.

     После завершения строительства основных  сооружений  водохранилищ

питьевой  воды  в  Вурнарском  и  Шемуршинском районах,  а также после

окончания строительства водозабора подземных  вод  в  Порецком  районе

необходимо  начать  строительство  групповых  водоводов  со  станциями

водоочистки,  насосными станциями, магистральными и разводящими сетями

водоснабжения в населенных пунктах.

     В 2010 году удельный вес проб воды  (из  водопроводной  сети,  по

результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающей:

     гигиеническим нормативам  по  санитарно-химическим   показателям,

составил 16,7 процента;

     гигиеническим нормативам   по   микробиологическим   показателям,

составил 0,9 процента.

     В результате нарушений правил санитарной  охраны  водоисточников,

частично  из-за  отсутствия  водоочистных сооружений качество питьевой

воды во  многих  населенных  пунктах  не  удовлетворяет  гигиеническим

нормативам.

     Действующие подземные   источники   водоснабжения   в   северных,

центральных  и  южных  районах  Чувашской  Республики  характеризуются

повышенной минерализацией,  повышенным  содержанием  сульфатов,  бора,

железа,   бария,  лития  и  требуют  специальных  современных  методов

очистки.

     С введением новых нормативных требований к качеству подземных вод

(СанПиН 2.1.4.1074-01)  на  многих  действующих  водозаборах  выявлено

превышение  предельно  допустимых концентраций (ПДК) природного бора в

3-5 раз и более.  Повышенное содержание бора в воде наблюдается  почти

на 40 процентах территории Чувашии,  в основном в северной, западной и

центральной частях.

     Для обеспечения     населения     Чебоксарского,    Моргаушского,

Ядринского,       Красноармейского,        Канашского,        частично

Мариинско-Посадского,  Цивильского и Ибресинского районов качественной

питьевой водой необходимо бурение разведочно-эксплуатационных  скважин

с  целью выявления подземных вод,  в которых содержание бора превышает

ПДК, в первую очередь для крупных населенных пунктов. Для тех районов,

где  содержание  бора  в подземных водах обычно превышает ПДК по всему

разрезу  и  нет  другого   водоносного   горизонта,   пригодного   для

использования     в    качестве    источника    хозяйственно-питьевого

водоснабжения (Красночетайский,  Аликовский, Шумерлинский), необходима

соответствующая водоподготовка.

     Для Вурнарского  и  Шемуршинского  районов  проблема  обеспечения

населения   качественной   питьевой   водой,   не   содержащей  бор  в

концентрациях,  превышающих ПДК,  будет решена за  счет  поверхностных

источников  (водохранилищ  питьевой  воды)  и  строительства групповых

систем водоснабжения.

     Ввиду того  что  только  20  процентов  добытой воды используются

населением непосредственно для питья и приготовления пищи, а остальная

вода   -   на  хозяйственно-бытовые  нужды,  целесообразно  проведение

обезборивания подземных вод в объемах, необходимых только для питьевых

целей, с последующим бутилированием и реализацией в торговой сети.

     Централизованными системами водоснабжения в Чувашской  Республике

пользуются 972,6 тыс.  человек, или 76 процентов населения. В сельской

местности  централизованными  системами  водоснабжения  пользуются  45

процентов населения, или 256,5 тыс. человек.

     По данным   ФГУЗ  "Центр  гигиены  и  эпидемиологии  в  Чувашской

Республике",   высокий   удельный   вес   проб   воды   в   источниках

централизованного   водоснабжения,  не  соответствующей  гигиеническим

требованиям  по   санитарно-химическим   показателям,   отмечается   в

Батыревском (68,4 процента),  Ибресинском (67,7 процента),  Аликовском

(50 процентов),  Вурнарском (43,3 процента)  районах  и  г.  Чебоксары

(52,5 процента).

     По микробиологическим показателям 3,7 процента исследованных проб

воды,  взятых  из  источников  централизованного   водоснабжения,   не

соответствовало гигиеническим нормативам, в том числе из поверхностных

источников - 10,9 процента, из подземных - 3,3 процента.

     Выше среднереспубликанского  показателя  доля  нестандартных проб

воды  отмечается  в  Ибресинском  (31,5  процента),  Алатырском  (13,3

процента),  Шумерлинском (10,5 процента),  Яльчикском (8,3 процента) и

Вурнарском (6,3 процента) районах.

     Из-за несвоевременного    проведения   аварийно-восстановительных

работ,  ежегодных профилактических промывок, дезинфекции водопроводных

сетей   и   сооружений,  особенно  в  сельской  местности,  происходит

вторичное микробное загрязнение питьевой воды. Об этом свидетельствует

несоответствие  качества  воды гигиеническим нормативам в коммунальных

водопроводах - 18 процентов проб воды.

     В сельской  местности 42,6 процента населения пользуются питьевой

водой из общественных децентрализованных водоисточников,  90 процентов

из  которых  колодцы.  Вода  из  общественных  колодцев,  родников  не

защищена от загрязнения, неудовлетворительное их санитарно-техническое

состояние  создает  угрозу возникновения и распространения заболевания

людей кишечными инфекциями.

     Удельный вес   проб   воды   из   источников  децентрализованного

водоснабжения,  не   соответствующей   гигиеническим   нормативам   по

санитарно-химическим показателям,  составил 34,7 процента.  Превышение

среднереспубликанского показателя  доли  нестандартных  проб  воды  по

санитарно-химическим   показателям   установлено   в   Порецком  (58,5

процента),  Батыревском (54,1 процента),  Канашском  (49,3  процента),

Цивильском  (44,1  процента),  Вурнарском (40 процентов),  Моргаушском

(38,4 процента),  Ядринском (35,5 процента) районах и в  г.  Чебоксары

(42,2 процента).

     По микробиологическим     показателям     не      соответствовало

гигиеническим  нормативам  16,8  процента  проб  воды,  в  том числе в

Янтиковском (100 процентов), Порецком (35,8 процента), Красночетайском

(33,3   процента),   Вурнарском  (29,4  процента),  Моргаушском  (27,1

процента),  Козловском  (25  процентов),  Канашском  (23,3   процента)

районах и г. Новочебоксарске (20,8 процента).

     Установленная производственная  мощность  водопроводных  очистных

сооружений  республики  составляет  384,3  тыс.  куб.  м/сут.  Требуют

срочной модернизации 30 процентов мощностей.

     Протяженность водоводов     предприятий     жилищно-коммунального

хозяйства составляет 355,6 км,  из них 129,4 км  нуждаются  в  замене.

Протяженность  уличной водопроводной сети составляет 992,1 км,  из них

643,2 км имеют физический износ до  80  процентов  и  требуют  срочной

замены.   Имеющиеся   водопроводные   сети   не   обеспечивают  полной

потребности  в  хозяйственно-питьевом  водоснабжении  по  качеству   и

количеству воды.

     Около 45 процентов городской уличной водопроводной сети нуждается

в   замене,  в  связи  с  чем  в  Программу  включены  мероприятия  по

реконструкции систем водоснабжения в 9 городах республики.

     Объем сточных  вод,  сбрасываемых в водные объекты,  по Чувашской

Республике в 2007 году составил 128,76 млн.  куб.  м, в том числе 9,29

млн. куб. м (7,2 процента) без очистки, 109,1 млн. куб. м недостаточно

очищенных  и  только  6,07  млн.  куб.  м  нормативно-очищенных   (4,7

процента).

     Большая часть очистных сооружений морально устарела,  находится в

крайне  неудовлетворительном  техническом  состоянии  (60  процентов),

требуют срочной  модернизации  47  процентов  мощностей.  Кроме  того,

многие    из    них   перегружены,   что   приводит   к   несоблюдению

технологического  режима   очистки   стоков.   Эффективность   очистки

подавляющего  большинства  канализационных сооружений не удовлетворяет

нормативным требованиям, что связано с устаревшей технологией и низким

уровнем их эксплуатации.

     Загрязнение водных  объектов  при  недостаточной  барьерной  роли

действующих  водоочистных сооружений негативно влияет на экологическую

обстановку в республике, сохранение животного и растительного мира.

     Наиболее остро  стоит вопрос реконструкции биологических очистных

сооружений  гг.  Чебоксары   и   Новочебоксарска,   которая   является

приоритетным         инвестиционным         проектом         Стратегии

социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.

     Высокий износ  канализационных очистных сооружений является одним

из источников загрязнения окружающей среды.  В большинстве  населенных

пунктов  локальные  канализационные  очистные  сооружения  нуждаются в

реконструкции, средний износ составляет 64 процента.

     Для обеспечения   населения   Чувашской  Республики  качественной

питьевой водой в достаточном количестве,  защиты водных  объектов  как

источников  питьевого  водоснабжения,  решения  проблем  водоотведения

требуются значительные вложения финансовых средств.

     Одной из серьезнейших проблем на пути эффективного решения задачи

формирования  государством  благоприятных   и   долгосрочных   условий

функционирования  и  развития  систем  водоснабжения,  водоотведения и

очистки  сточных  вод  является   несовершенство   системы   тарифного

регулирования инфраструктурного сектора.

     При установлении тарифов на один год организации,  обеспечивающие

водоснабжение и водоотведение, не заинтересованы в снижении издержек и

повышении качества услуг.  Организации получают выгоду  от  увеличения

эффективности    только    в   течение   года,   после   чего   тарифы

пересматриваются с учетом достигнутых показателей.

     В Чувашской  Республике в 2009 году капитальные затраты в секторе

водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составили лишь 11,6

процента выручки организаций, в 2010 году данный показатель уменьшился

до 10,5 процента.  В среднем в России  это  соотношение  за  2008  год

составило 13 процентов.  Низкие параметры капитальных затрат связаны с

несовершенством действующей системы регулирования тарифов,  основанной

на применении метода экономически обоснованных затрат.

     В результате   повышения   инвестиционной   активности    частных

инвесторов  за  счет  реализации  Программы  ожидается увеличение доли

капитальных вложений в систему водоснабжения,  водоотведения и очистки

сточных   вод   в   общем   объеме   выручки   сектора  водоснабжения,

водоотведения и очистки сточных вод.

     В создавшихся  условиях  государственное  регулирование  может  и

должно  стать  инструментом,  позволяющим  привлекать   инвестиционные

ресурсы на долгосрочную перспективу.

     Между тем  действующая  система  регулирования,   основанная   на

применении    метода   экономически   обоснованных   затрат,   требует

реформирования,  которое  должно  осуществляться  путем   перехода   к

установлению  долгосрочных  тарифов,  привлечения частных операторов к

управлению   системами   коммунальной   инфраструктуры    на    основе

концессионных  соглашений,  повышения  надежности  и  качества услуг и

внедрения энергосбережения:

     1. Переход   на   новую   систему   тарифообразования  на  основе

долгосрочного регулирования тарифов,  в том числе на применении метода

доходности  инвестированного  капитала  (далее  -  RAB-метод) и метода

фиксированных тарифов.

     При применении  RAB-метода тарифы устанавливаются на срок от трех

до пяти лет. В методологии RAB тариф формируется из трех составляющих:

     доход на инвестированный капитал, сопоставимый с доходом в других

отраслях со схожими рисками;

     возврат капитала, осуществляемый в течение 10-20 лет;

     операционные расходы,  устанавливаемые  на  долгосрочный   период

регулирования и индексируемые с учетом роста цен в экономике.

     Если ранее  организация  осуществляла   инвестиции   в   пределах

средств,  заложенных  в  тариф,  то  в  RAB-методе использован принцип

ипотеки: расходы осуществляются в текущий момент в необходимом объеме,

в  тарифе  эти  инвестиции  рассматриваются  как  кредит  потребителю,

который погашается за 10- 20 лет и по которому  начисляются  проценты.

При  этом  стоимость средств,  привлекаемых регулируемой организацией,

ниже, чем стоимость кредита для потребителя. Вместе с тем при переходе

на  RAB-метод  компания  должна  нести  ответственность  за реализацию

инвестиционной программы,  обязательства  по  сокращению  операционных

расходов и потерь, росту надежности и качества услуг.

     Применение метода  долгосрочного  регулирования  тарифов,  в  том

числе  RAB-метода,  в  сфере  коммунального  комплекса  возможно после

принятия на федеральном уровне  соответствующих  нормативных  правовых

актов.

     Метод фиксированных тарифов позволяет устанавливать  долгосрочные

тарифы  на  срок  от 2 до 5 лет в случае,  если реализация мероприятий

производственной программы превышает один  год.  При  этом  тарифы  на

каждый   год   долгосрочного   периода  регулирования  устанавливаются

следующими способами:

     финансовые потребности организации по реализации производственной

программы  рассчитываются  на   каждый   год   долгосрочного   периода

регулирования с учетом прогнозного изменения цен (тарифов,  стоимости)

материальных затрат, изменения фонда оплаты труда исходя из отраслевых

тарифных  соглашений,  изменения  расходов  на  капитальные  и текущие

ремонты исходя из потребности в их  выполнении  и  прочих  параметров,

влияющих   на   стоимостную   оценку   расходов.   При   этом   тарифы

рассчитываются  для  каждого  года  исходя  из   величины   финансовых

потребностей  на  соответствующий  год  и  расчетного  объема оказания


Информация по документу
Читайте также