Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.01.2016 № 24

          28.01.2016             24                                                   28.01.2016            24    

                 Шупашкар хули                                                                г. Чебоксары

 

 

Об утверждении бюджетного прогноза Чувашской Республики на период до 2030 года

 

 

В соответствии со статьей 1701 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  статьей 5 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», статьей 463 Закона Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» Кабинет Министров Чувашской Республики   п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Чувашской Республики на период до 2030 года.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики                                                                          И.Моторин

 

 


УТВЕРЖДЕН

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 28.01.2016   № 24

 

 

Бюджетный прогноз

Чувашской Республики на период до 2030 года

 

 

Введение

 

Процесс адаптации экономики Чувашской Республики к изменившимся макроэкономическим условиям, основное бремя которой пришлось на первую половину 2015 года, входит в завершающуюся стадию. В результате своевременной реализации антикризисных мер в 2015 году в целом удалось сформировать необходимые условия для оживления деловой активности, стабилизировать доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики и обеспечить исполнение принятых расходных обязательств.

В условиях завершения болезненного адаптационного периода главной задачей экономической политики Чувашской Республики остается обеспечение устойчивого экономического развития республики. В то же время сохраняющаяся высокая неопределенность внешнеполитической и экономической конъюнктуры предопределила временную приостановку среднесрочного бюджетного планирования и переход в 2016 году на однолетний бюджет. В таких условиях актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики, включая вариативность ее проведения в зависимости от реализации тех или иных сценариев развития, разработка бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период приобретают особое значение, помогая сформировать средне- и долгосрочные стратегии поведения.

Долгосрочные оценки основных параметров бюджетов бюджетной системы в Чувашской Республике и, что более важно, основные подходы, методы и принципы реализации долгосрочной политики в налоговой, бюджетной и долговой сферах необходимы для разработки и реализации всей совокупности документов стратегического планирования. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики для потенциальных инвесторов и повышает эффективность действий органов управления в целом.

Долгосрочное бюджетное прогнозирование является естественным продолжением работы по повышению качества государственного управления в Чувашской Республике в целом и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами в частности. Реализованный в предшествующие годы переход на формирование республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и бюджета Территориального  фонда  обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на трехлетний период, разработка системы государственных программ Чувашской Республики и муниципальных программ предполагали дальнейшее расширение горизонтов планирования. Выстраивается взаимоувязанная система документов бюджетного планирования, обеспечивающая сбалансированность мер, реализуемых в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.

 

I. Основные итоги исполнения консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики за 2014–2015 годы, условия формирования бюджетного прогноза Чувашской Республики на период до 2030 года

 

В 2014–2015 годах в Чувашской Республике проводилась работа по реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов, снижение государственного долга Чувашской Республики.

Указанная работа осуществлялась в рамках реализации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Чувашской Республики и плана мероприятий по сокращению государственного долга Чувашской Республики, утвержденных распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 января 2013 г. № 21-р, Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Чувашской Республики на 2013–2018 годы, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 ноября 2013 г. № 680-р.

На исполнение доходной части республиканского бюджета Чувашской Республики в 2014–2015 годах оказали влияние вступившие в силу положения федеральных законов и законов Чувашской Республики в области налогового и бюджетного законодательства.

Законом Чувашской Республики от 11 октября 2013 г. № 60 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»:

снижены ставки транспортного налога в отношении автобусов и автомобилей грузовых, использующих природный газ в качестве моторного топлива, на каждую лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства на 20% для организаций и индивидуальных предпринимателей на срок с 1 января 2014 г. до 2020 года;

в целях реализации принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также в целях пресечения умышленного уклонения от уплаты транспортного налога и получения необоснованной налоговой выгоды льготной категории граждан, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства, предоставлено право воспользоваться льготой по транспортному налогу по выбору только на одно транспортное средство. При этом не предусмотрено предоставление налоговой льготы в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей;

в целях повышения эффективности использования потенциальных возможностей территорий, улучшения условий труда, роста занятости и качества жизни населения посредством реализации комплексного подхода к размещению производительных сил на территории Чувашской Республики для резидентов индустриальных парков в отношении хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории индустриального парка, установлена пониженная ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5% на срок с 1 января 2014 г. до 2018 года (действующая ставка для нерезидентов индустриального парка – 12%).

С принятием Закона Чувашской Республики от 30 мая 2014 г. № 33 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» размер части прибыли унитарных предприятий, созданных Чувашской Республикой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, увеличен с 10 до 25%.

Законом Чувашской Республики от 29 сентября 2014 г. № 52 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»:

предусмотрено увеличение с 1 января 2015 г. налоговых ставок по транспортному налогу;

в целях повышения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики, создания инновационных производств и технологий с 1 января 2015 г. организациям, привлекающим инвестиции на сумму более 5 млрд. рублей и реализующим инвестиционные проекты на территории Чувашской Республики,  в отношении имущества, созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, установлена ставка по налогу на имущество организаций в размере 0,1% в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет со дня получения льготы;

в целях долгосрочного прогнозирования закреплено положение, предусматривающее ежегодную индексацию размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, на соответствующий календарный год.

Законом Чувашской Республики от 1 ноября 2014  г. № 64 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики» внесено изменение в статью 19 Закона Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», предусматривающее установление налоговой ставки в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, в следующих размерах: в 2015 году – 1,5%, в  2016 году и последующие годы – 2,0%.

В связи с передачей с местного на региональный уровень полномочий в сфере дошкольного образования Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 2014 года норматив зачисления доходов от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджеты субъектов Российской Федерации, увеличен с 80 до 85%. Одновременно с 20 до 15% сократился размер норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, передаваемых в местные бюджеты из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетного регулирования.  

Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2014 г. в бюджеты субъектов Российской Федерации не зачисляются доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, доход от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов (до 2014 года указанные неналоговые доходы зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 20%).

Согласно указанному федеральному закону с 1 января 2014 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога. В Чувашской Республике принято решение о зачислении в местные бюджеты указанного налога по нормативу 10%, соответственно в республиканский бюджет Чувашской Республики – по нормативу 90% (до 1 января 2014 г. в республиканский бюджет Чувашской Республики указанный налог зачислялся по нормативу 100%).

Консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2014 год исполнен в целом по доходам в объеме 44382,2 млн. рублей, с ростом к уровню 2013 года на 1302,9 млн. рублей, или на 3,0%.

Собственные (налоговые и неналоговые) доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики исполнены в сумме 28704,5 млн. рублей, что составляет 101,1% к годовым плановым назначениям.

Республиканский бюджет Чувашской Республики за 2014 год исполнен по доходам в целом в объеме 36882,4 млн. рублей, с ростом к уровню 2013 года на 3,5%. Собственные (налоговые и неналоговые) доходы республиканского бюджета Чувашской Республики исполнены в сумме 21075,2 млн. рублей, с ростом к уровню 2013 года  на 3,4%.

Консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2015 году исполнен по доходам в объеме 44363,7 млн. рублей, или 100% к уровню 2014 года, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам – 29207,3 млн. рублей, с ростом к уровню 2014 года на 1,8%.

Республиканский бюджет Чувашской Республики за 2015 год исполнен по доходам в объеме 37122,2 млн. рублей, с ростом к уровню 2014 года на 0,6%, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам – 21954,5 млн. рублей, с ростом на 4,2%.

В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2015 году наибольший удельный вес занимают следующие налоги: налог на прибыль организаций (18,6%), налог на доходы физических лиц (36,3%), налог на имущество организаций (8,7%), акцизы по подакцизным товарам (11,6%).

Поступление налога на прибыль организаций в республиканский бюджет Чувашской Республики  в 2014 году составило  4953,5 млн. рублей, или 94,6% к уровню 2013 года, в 2015 году – 5429,8 млн. рублей, или 109,6% к уровню 2014 года.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный и республиканский бюджеты Чувашской Республики в 2014 году составило 10853,3 млн. рублей (107,1% к уровню 2013 года) и 7606,0 млн. рублей (124,8%) соответственно, в 2015 году – 10619,1 млн. рублей (97,8% к уровню 2014 года) и 7402,0 млн. рублей (97,3%) соответственно.

Поступление акцизов по подакцизным товарам в консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2014 году составило  2918,5 млн. рублей, 86,3% к уровню 2013 года, в 2015 году – 3402,4 млн. рублей, 116,6% к уровню 2014 года. Рост обеспечен за счет поступления акцизов на нефтепродукты (на 25,4%). С 2015 года согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации акцизы полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (в 2014 году 72% акцизов распределялись по нормативам, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, 28% – в федеральный бюджет).

Безвозмездные поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики  в 2014 году составили 15807,2 млн. рублей, или 103,7% к уровню  2013 года.

В 2015 году безвозмездные поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики составили в сумме 15167,7 млн. рублей, 95,9% к уровню 2014 года. Дотации поступили в сумме 7350,4 млн. рублей (50,1% от общего объема безвозмездных поступлений, ожидаемых из федерального бюджета).

Поступление субсидий в 2015 году составило в сумме 3978,9 млн. рублей  (27,1% от общего объема межбюджетных трансфертов, поступающих из фе­дерального бюджета), субвенций и иных межбюджетных трансфертов –  2363,5 млн. рублей и 982,4 млн. рублей соответственно (16,1 и 6,7% от общего объема межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета).

Консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2014 год по расходам исполнен в сумме 47741,3 млн. рублей, с ростом к уровню 2013 года на 3284,3 млн. рублей, или на 7,4%, в том числе республиканский бюджет Чувашской Республики – в объеме 40196,1 млн. рублей, с ростом к уровню 2013 года на 3404,3 млн. рублей, или на 9,3%.

В 2015 году расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики составили 47271,8 млн. рублей (99,0% к уровню 2014 года), в том числе республиканского бюджета Чувашской Республики – 40008,3 млн. рублей (99,5% к уровню 2014 года).

Активно используются косвенные меры развития экономики. Например, путем предоставления мер государственной поддержки гражданам на строительство (приобретение) жилья. В 2014–2015 годах на указанные цели из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 5088,7 млн. рублей (в том числе за счет собственных средств бюджета – 2683,2 млн. рублей). Это позволило улучшить жилищные условия порядка 11 тыс. семей.

В условиях недостаточности финансовых ресурсов сделан упор на развитие производства и социальной инфраструктуры (обеспечение качественной медицинской помощи, качественного образования, создание условий для занятия физической культурой и спортом).

На развитие производственной инфраструктуры из консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2014–2015 годах направлено 21059,3 млн. рублей, в том числе на развитие сельского хозяйства (с учетом средств федерального бюджета) – 5349,4 млн. рублей, развитие транспорта – 686,6 млн. рублей, жилищно-коммунального хозяйства – 6829,4 млн. рублей, дорожного хозяйства – 7505,9 млн. рублей, развитие малого и среднего предпринимательства – 674,3 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на образование. В 2014 году из консолидированного бюджета Чувашской Республики направлены средства в сумме 14924,4 млн. рублей, в 2015 году – 14373,6 млн. рублей.

Инвестиционные расходы из республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках данного направления в 2014–2015 годах составили 1490,4 млн. рублей. За 2014–2015 годы построены 22 здания для дошкольных образовательных организаций на 3740 мест. Осуществлялось строительство школ.

Расходы на здравоохранение из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2014 году составили 7233,8 млн. рублей, в 2015 году – 6889,0 млн. рублей (14,6% от общего объема расходов). Инвестиционные расходы в рамках данного направления в 2014–2015 годах составили 493,5 млн. рублей.

В рамках реализации Указа Главы Чувашской Республики от 2 ноября 2012 г. № 124 «О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике» в 2013–2015 годах в Чувашской Республике построено 100 модульных фельдшерско-акушерских пунктов.

На развитие физической культуры и спорта из консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2014 году направлено 864,2 млн. рублей, в 2015 году – 1150,3 млн. рублей. Из них из республиканского бюджета Чувашской Республики на строительство спортивных объектов – 674,2 млн. рублей и 796,6 млн. рублей соответственно.

В Чувашской Республике традиционно большое внимание уделяется социальной поддержке населения. Все взятые социальные обязательства обеспечиваются своевременно.

На реализацию социальной политики в 2014 году направлено 7987,0  млн. рублей (16,7% от общего объема расходов), из них непосредственно на предоставление мер социальной поддержки граждан, охрану семьи и детства – 7045,1 млн. рублей (17,5% от общего объема расходов бюджета), в 2015 году – 8271,0 млн. рублей.

При замедлении темпов роста собственных доходов нагрузка на региональные бюджеты сохраняется.

Так, расходы республиканского бюджета Чувашской Республики в связи с необходимостью финансового обеспечения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. оцениваются в 2015 году в объеме 5704,8 млн. рублей. Всего за 4 года (с 2012 года) на реализацию данных указов из консолидированного бюджета Чувашской Республики выделены бюджетные ассигнования в объеме 19 млрд. рублей.

Дефицит консолидированного бюджета Чувашской Республики на 1 января 2015 г. составил 3359,1 млн. рублей при плановом дефиците в размере  4890,1 млн. рублей, дефицит республиканского бюджета Чувашской Республики – 3313,7 млн. рублей при плановом дефиците в размере 4152,2 млн. рублей.

Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2015 г. составил 12261,6 млн. рублей (58,2% от объема доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений), что на 150,9 млн. рублей ниже верхнего предела государственного долга Чувашской Республики, предусмотренного законом о бюджете (12412,4 млн. рублей).

Отношение объема долговых обязательств Чувашской Республики по кредитам от кредитных организаций и государственным ценным бумагам Чувашской Республики к общему годовому объему доходов бюджета Чувашской Республики (без учета объемов безвозмездных поступлений) составило 39,6%.

Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2016 г. составляет 14290,4 млн. рублей, или 65,1% к собственным доходам, его структура сложилась следующим образом:

бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, – 8827,9 млн. рублей (61,8%);

кредиты, полученные от кредитных организаций и международных финансовых организаций, – 4158,3 млн. рублей (29,1%);

государственные ценные бумаги Чувашской Республики – 1275,0 млн. рублей (8,9%);

государственные гарантии Чувашской Республики – 29,2 млн. рублей (0,2%).

Чувашской Республикой проводится планомерная работа по снижению долговой нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики и оптимизации структуры государственного долга Чувашской Республики.

Для снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики республикой проводится работа по:

проведению реструктуризации задолженности Чувашской Республики перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам, сложившейся на 1 января 2015 г., с предоставлением отсрочки уплаты задолженности по основному долгу;

замене рыночных заимствований Чувашской Республики бюджетными кредитами из федерального бюджета.

В 2015 году всего реструктурировано бюджетных кредитов на общую сумму 922,6 млн. рублей, в том числе:

для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 308,5 млн. рублей, срок погашения продлен до 2032 года, процентная ставка 0,1% годовых (прежняя ставка – 0,5% годовых);

для реализации мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований в сумме 430,2 млн. рублей,  срок погашения продлен до 2032 года, процентная ставка 0,1% годовых (прежняя ставка – 0,5% годовых);

для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) в сумме 183,9 млн. рублей, срок погашения продлен до 2034 года, процентная ставка 0,1% годовых (прежняя ставка 1,9375% годовых).

В 2015 году в целях замещения рыночных долговых обязательств Чувашской Республики из федерального бюджета привлечено бюджетных кредитов в общей сумме 6285,0 млн. рублей под 0,1% годовых с необходимостью погашения в 2017–2018 годах. За счет замещения рыночных долговых обязательств указанными бюджетными кредитами экономия бюджетных средств республики  на обслуживание государственного долга в 2015 году оценивается в размере около 339,0 млн. рублей.

Как при исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики на текущий год, так и при планировании программы государственных внутренних заимствований Чувашской Республики на плановый период учитываются прогнозные параметры республиканского бюджета Чувашской Республики на плановый период, объемы погашения государственного долга Чувашской Республики в плановом периоде в рамках заключенных и планируемых к заключению контрактов (договоров, соглашений), а также оценка стоимости обслуживания государственного долга Чувашской Республики с учетом ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

II. Цель и задачи бюджетного прогноза Чувашской Республики

на период до 2030 года

 

Формирование и реализация бюджетной политики в долгосрочном периоде будут осуществляться в условиях более низких, чем в начале и середине  2000-х годов, темпов экономического роста при сохранении рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы в Чувашской Республике.

Основной целью разработки бюджетного прогноза Чувашской Республики на период до 2030 года (далее – Бюджетный прогноз до 2030 года) является оценка основных тенденций развития бюджетов бюджетной системы в Чувашской Республике, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов бюджетной системы в Чувашской Республике и достижение стратегических целей социально-экономического развития Чувашской Республики.

Необходимо обеспечить предсказуемость реакции бюджетной системы республики на внешние и внутренние макроэкономические вызовы, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономики, в том числе за счет превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.

К задачам Бюджетного прогноза до 2030 года, способствующим достижению указанной цели, относятся:

осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджетов бюджетной системы в Чувашской Республике;

разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджетов бюджетной системы в Чувашской Республике и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики;

выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики и решению ключевых задач социально-экономического развития Чувашской Республики в долгосрочном периоде;

обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики, макроэкономических и иных показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;

профилактика бюджетных рисков для консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;

определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения государственных программ Чувашской Республики на период их действия.

Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках комплексного подхода, включающего в себя следующие основные направления и мероприятия:

обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза до 2030 года с другими документами государственного стратегического планирования Чувашской Республики, в первую очередь прогнозом социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года и государственными программами Чувашской Республики;

систематизация и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;

использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов;

оказание на постоянной основе методологической и консультационной поддержки муниципальным образованиям по вопросам долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования;

полноценное включение разработки и обеспечение учета бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.

В целях обеспечения сбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики при реализации Бюджетного прогноза до 2030 года необходимо обеспечить:

сохранение и развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения «теневого» сектора экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступления в доходы бюджетов Чувашской Республики;

формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;

принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;

обеспечение гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;

создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;

регулярность анализа и оценки рисков для бюджетов бюджетной системы в Чувашской Республике и использование полученных результатов в бюджетном планировании;

поддержание безопасного уровня дефицита и государственного долга Чувашской Республики.

Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему времени исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики Чувашской Республики.

Одним из инструментов, призванных обеспечить повышение результативности расходов и их ориентированность на достижение целей государственной политики, являются государственные программы Чувашской Республики.

Направления и мероприятия государственной социально-экономической политики, реализуемые в рамках государственных программ Чувашской Республики, должны формироваться с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации государственных программ Чувашской Республики, их ориентации на достижение долгосрочных целей социально-экономической политики Чувашской Республики.

Необходимо внедрить систему регулярного анализа эффективности по каждому направлению расходов, в том числе динамики соответствующих показателей. Систематический анализ выполнения мероприятий государственных программ Чувашской Республики и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление. Соответствующую оценку качества правового регулирования сферы политики, управления имуществом, значений целевых показателей (индикаторов) на основании динамики объемов расходов, налоговых льгот и иных преференций необходимо проводить по государственным программам Чувашской Республики с публичным рассмотрением отчетов об их реализации.

В рамках данной работы структура бюджетных расходов должна быть изменена в пользу наиболее эффективных мер, обеспечивающих ускоренное социально-экономическое развитие региона, включая сферы образования, здравоохранения и инфраструктуру.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений, в том числе с целью создания условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий. Органы  местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные стимулы для расширения собственной доходной базы, что может быть реализовано только при стабильных условиях и правилах формирования доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики.

В целях минимизации неиспользуемых остатков средств межбюджетных трансфертов, получаемых муниципальными образованиями из республиканского бюджета Чувашской Республики, будет продолжена работа по обеспечению предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных образований в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам муниципальных образований.

В целях эффективного использования бюджетных средств необходимы дальнейшее совершенствование системы государственного финансового контроля и повышение его результативности и экономической эффективности.

 

III. Прогноз основных характеристик бюджетов бюджетной системы в Чувашской Республике

 

Бюджетный прогноз до 2030 года сформирован в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 октября 2015 г. № 371, предусматривающим два основных варианта развития экономики – первый (базовый) вариант, который исходит из менее благоприятного развития экономики и характеризуется сохранением сложившихся трендов экономического развития, и второй (оптимистический) вариант, предполагающий продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых сферах экономики.

Общее замедление темпов экономического развития в 2014–2015 годах в связи с осложнением внешнеэкономической ситуации в России обусловливает необходимость выбора для формирования Бюджетного прогноза до 2030 года показателей валового регионального продукта (далее – ВРП) и индекса промышленного производства исходя из первого (базового) варианта развития экономики. Это позволит минимизировать риск завышения доходной части консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики и предотвратить принятие расходных обязательств, не соответствующих возможностям бюджетов.

Несмотря на консервативный подход к формированию доходной части бюджета, в республике будет продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов в ключевых сферах экономики, в том числе путем как инвестиционных вложений и субсидий из консолидированного бюджета Чувашской Республики, так и предоставления налоговых и иных преференций.

Существенное влияние на сбалансированность бюджетов бюджетной системы в Чувашской Республике оказывают и иные факторы, наиболее значимым из которых является ожидаемое изменение демографической ситуации.

Несмотря на достигнутый рост (стабилизацию) рождаемости, в долгосрочном периоде формируется общая для России тенденция сокращения доли населения в трудоспособном возрасте.

Исходя из этого формируются предпосылки для увеличения расходных обязательств на здравоохранение и предоставление социальных выплат.

В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте достижение ожидаемых темпов экономического роста и, как следствие, рост заработной платы в реальном выражении могут быть обеспечены только при условии повышения производительности труда, в том числе в социальной сфере, за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест и опережающего роста инновационного развития экономики, что в свою очередь предъявляет высокие требования к улучшению инвестиционного климата, обеспечению макроэкономической стабильности, снижению инфляции и процентных ставок по кредитам, качеству человеческого капитала, эффективности и прозрачности государственного управления.

Прогноз основных характеристик консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики до 2030 года приведен в приложении № 1 к настоящему Бюджетному прогнозу до 2030 года.

 

3.1. Основные подходы к формированию доходов консолидированного  и республиканского бюджетов Чувашской Республики до 2030 года

 

Налоговая политика Чувашской Республики на долгосрочную перспективу ориентирована на развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования в целях привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в консолидированный бюджет Чувашской Республики.

Основными критериями эффективности налоговой политики являются возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимальном благоприятствовании развитию человеческого капитала, преимущественному положению добросовестных налогоплательщиков по сравнению с субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.

В 2011–2014 годах показатели налоговой нагрузки на экономику Чувашской Республики, рассчитываемые как отношение суммы налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики к объему ВРП, находились в диапазоне 10,4–11,1%.

Согласно выбранному для формирования Бюджетного прогноза до 2030 года сценарию развития экономики Чувашской Республики ВРП увеличится к 2030 году по сравнению с уровнем 2015 года в 3,5 раза (в основных ценах соответствующих лет).

В период до 2030 года динамика налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики (табл. 1) будет характеризоваться снижением общего уровня налоговой нагрузки на экономику Чувашской Республики по отношению к ВРП.

 

Таблица 1

 

Доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики, % к ВРП

 

Наименование  показателя

Значение показателя

2016 год

2017 год

2018 год

2020 год

2025 год

2030 год

Налоговые доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики, % к ВРП

10,1

9,6

9,4

8,4

6,5

5,3

 

Несмотря на сокращение соотношения налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики к ВРП, в реальном выражении налоговые доходы будут устойчиво расти.

Формирование доходов консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики на период до 2030 года осуществлено с учетом следующих подходов:

упорядочение системы налоговых льгот, повышение их адресности;

повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, и определения налоговой базы объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости;

совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;

сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков;

снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышение на потребление, включая дорогую недвижимость;

повышение доходов от эффективного использования государственного и муниципального имущества.

Налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств Чувашской Республики, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.

Структура доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в условиях действующего налогового законодательства в долгосрочном периоде не предполагает существенных изменений.

В целом в период до 2030 года основными источниками доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики будут оставаться налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. При этом увеличение поступлений по данным налогам прогнозируется за счет развития экономики и повышения уровня их собираемости.

Структура доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики на период до 2030 года представлена в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Структура доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики

на период до 2030 года

 

 

Наименование показателя

Годы

2016

2020

2025

2030

Собственные доходы – всего, млн. рублей

29462,1

35157,2

41175,7

48959,0

из них:

 

 

 

 

налог на прибыль организаций, млн. рублей

4855,2

6074,0

7641,9

9921,5

доля в общем объеме собственных доходов, %

16,5

17,3

18,6

20,3

налог на доходы физических лиц, млн. рублей

11283,6

14743,4

17816,3

21323,3

доля в общем объеме собственных доходов, %

38,3

41,9

43,3

43,6

акцизы, млн. рублей

3943,5

3927,4

3927,4

3927,4

доля в общем объеме собственных доходов, %

13,4

11,2

9,5

8,0

налоги на совокупный доход, млн. рублей

2325,7

2903,4

3652,9

4742,5

доля в общем объеме собственных доходов, %

7,9

8,3

8,9

9,7

налоги на имущество, млн. рублей

4060,32

4410,9

5134,9

 

6134,6

доля в общем объеме собственных доходов, %

13,8

12,5

12,5

12,5

 

3.2. Основные подходы к формированию расходов

консолидированного и республиканского бюджетов

Чувашской Республики на период до 2030 года

 

Прогноз расходов консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики до 2030 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.

Будет продолжено развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, обеспечена социальная поддержка населения. В числе приоритетных направлений так же, как и сегодня, будут сохранены расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.

При этом должно быть обеспечено безусловное исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., направленных на развитие экономики, образования и здравоохранения, реализацию социальной и демографической политики, обеспечение граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

С учетом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.

Предельный объем расходов консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики спрогнозирован с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению эффективности оказания государственных услуг, в рамках которой необходимо обеспечить создание стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращение доли неэффективных бюджетных расходов.

Будет продолжен мониторинг деятельности государственных учреждений Чувашской Республики с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных государственных заданий, эффективности использования государственного имущества Чувашской Республики.

Исполнение  публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме. При этом в целях формирования эффективной системы социальной защиты граждан будет обеспечено применение принципа нуждаемости и адресности. Будет продолжена работа по инвентаризации социальных выплат на предмет их универсализации и оптимизации.

Система построения межбюджетного регулирования в Чувашской Республике будет строиться с учетом оптимального баланса бюджетной обеспеченности как государственных, так и муниципальных полномочий. Сохранится предоставление бюджетам муниципальных образований дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, обеспечение сбалансированности бюджетов, субсидий на софинансирование выполнения органами местного самоуправления установленных полномочий.

Формирование межбюджетных отношений будет осуществляться с учетом необходимости создания условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов. В рамках этой работы необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления, соблюдение органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности, ограничение необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления.

Необходимо создание условий для повышения собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований. Следует рассмотреть вопрос об объединении (укрупнении) отдельных муниципальных образований, имеющих крайне низкую самообеспеченность, что также позволит повысить эффективность бюджетных расходов на уровне соответствующих муниципальных образований.

 

3.3. Основные подходы к формированию долговой политики,

дефицита (профицита) республиканского бюджета Чувашской Республики

и бюджетов муниципальных образований на период до 2030 года

 

Стратегическая задача в области управления государственным и муниципальным долгом в Чувашской Республике на период до 2030 года заключается в осуществлении взвешенной долговой политики, поддержании объема долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами, при этом должна быть обеспечена способность республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-эконо­ми­ческих задач на комфортных для бюджетов условиях.

Стратегия управления государственным долгом Чувашской Республики и муниципальным долгом на долгосрочную перспективу будет направлена на:

повышение эффективности государственных заимствований Чувашской Республики и муниципальных заимствований;

сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований в привлечении заемных средств;

оптимизацию структуры государственного долга Чувашской Республики и муниципального долга;

развитие финансовых инструментов заимствований и инструментов управления государственным долгом Чувашской Республики и муниципальным долгом;

поддержание достигнутого уровня долгосрочного кредитного рейтинга Чувашской Республики;

обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств Чувашской Республики и обязательств муниципальных образований;

минимизацию расходов на обслуживание государственного долга Чувашской Республики и муниципального долга.

Долговая нагрузка на республиканский бюджет Чувашской Республики  на период до 2020 года будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства.

К 1 января 2019 г. долю «рыночных» долговых обязательств, включающих в себя долговые обязательства по государственным ценным бумагам Чувашской Республики и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, предлагается сократить до 50% суммы доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений.

До 2030 года ставится задача обеспечить поддержание объема государственного долга Чувашской Республики в пределах 50% суммы доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений с одновременным сохранением средневзвешенного объема государственного долга за месяц не более 10,0 млрд. рублей.

Основными мероприятиями по обеспечению решения данной задачи будут являться:

досрочное погашение долговых обязательств Чувашской Республики за счет направления дополнительных доходов, полученных при исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики, остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета Чувашской Республики, не имеющих целевого назначения; 

сокращение объема предоставления государственных гарантий Чувашской Республики;

осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Чувашской Республики ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств Чувашской Республики в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Чувашской Республики;

совершенствование практики проведения электронных аукционов среди кредитных организаций на оказание услуг Чувашской Республике по открытию кредитных линий;

недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов.

В структуре долговых обязательств Чувашской Республики на период до 2030 года планируются:

государственные ценные бумаги Чувашской Республики;

бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты, полученные от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

государственные гарантии Чувашской Республики.

В структуре муниципальных долговых обязательств на период до 2030 года планируются:

муниципальные ценные бумаги;

бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты, полученные от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

муниципальные гарантии.

Государственные заимствования Чувашской Республики будут осуществляться в рамках ежегодно утверждаемой программы государственных внутренних заимствований Чувашской Республики, формируемой исходя из объема дефицита (профицита) республиканского бюджета Чувашской Республики и объемов погашения долговых обязательств Чувашской Республики, складывающихся исходя их заключенных и планируемых к заключению договоров (контрактов) по долговым обязательствам.

Согласно положениям статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств.

В силу дефицитности республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований государственные и муниципальные заимствования являются одним из основных источников финансирования дефицита бюджета.

С учетом этого источниками внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований в долгосрочном периоде будут являться:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными Чувашской Республикой и муниципальными образованиями кредитами кредитных организаций;

разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

 

3.4. Основные подходы к формированию параметров

бюджета Территориального фонда обязательного медицинского

страхования Чувашской Республики на период  до 2030 года

 

Вступление в силу в 2011 году Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» стало значимым этапом реформирования системы обязательного медицинского страхования (далее также – ОМС). Данный закон ставит интересы застрахованных граждан в центр всей системы обязательного медицинского страхования, а также обеспечивает механизмы финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в рамках единой системы фондов обязательного медицинского страхования.

Проведенная работа по переходу на одноканальное финансирование медицинской помощи обеспечила аккумулирование всего объема средств на обязательное медицинское страхование в фондах обязательного медицинского страхования. При этом страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения рассчитываются по единому тарифу для работодателей и индивидуальных предпринимателей, установлены единые требования к определению размеров взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Доходы бюджета сформированы в соответствии со статьями 26, 27 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предусматривающими централизованную аккумуляцию в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования всех страховых средств, собираемых на территориях субъектов Российской Федерации, с последующим их распределением в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в форме субвенций.

Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования рассчитываются и распределяются по субъектам Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В доходах также прогнозируется поступление прочих межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов территориальных фондов ОМС других субъектов Российской Федерации.

Расходы будут направляться на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования Чувашской Республики в рамках базовой программы оказания медицинской помощи по следующим отдельным направлениям расходов:

1) финансовое обеспечение организации ОМС граждан Российской Федерации, застрахованных на территории Чувашской Республики;

2) финансовое обеспечение организации ОМС граждан Российской Федерации, застрахованных за пределами Чувашской Республики;

3) выполнение функций аппаратом Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.

На период до 2030 года предусматривается сохранение основных условий и параметров формирования бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики при обеспечении его сбалансированности.


Информация по документу
Читайте также