Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.10.2015 № 371
22.10.2015 371 № 22.10.2015 № 371 Шупашкар хули г. Чебоксары О прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Министерству финансов Чувашской Республики при разработке проекта бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период исходить из прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики И.Моторин Утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.10.2015 № 371 П р о г н о з социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года В связи с осложнением внешнеэкономической ситуации и введением санкционных ограничений в Чувашии, как и в России в целом, наблюдалась сдержанная динамика экономического роста. В 2014 году, по оценке, объем валового регионального продукта (далее – ВРП) в республике составил 100,7%, по сравнению с 2010 годом в сопоставимых ценах вырос на 11,9%. Рост индекса промышленного производства в 2014 году к уровню 2010 года составил 129,6%, в том числе в 2014 году – 104,7%. В 2014 году объем продукции сельского хозяйства увеличился в хозяйствах всех категорий на 29,6% к уровню 2010 года, в том числе в 2014 году – на 2,8%. В 2010–2014 годах введено в эксплуатацию 4278,8 тыс. кв. метров жилья, в том числе в 2014 году – 862,1 тыс. кв. метров жилья, или 103,0% к уровню 2013 года. По итогам 2014 года введено 0,696 кв. метра жилья на 1 человека, в Приволжском федеральном округе данный показатель составляет 0,567 кв. метра на 1 человека. Объем инвестиций в основной капитал в 2014 году снизился и составил 89,5% к предыдущему году. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал в основном связано с завершением реализации крупных инвестиционных проектов в 2011–2013 годах, а также с ограничением доступа компаний к финансовым ресурсам, ужесточением внутренних условий заимствования в результате повышения кредитных ставок и требований со стороны банков к качеству кредитного портфеля и корректировкой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – Чувашии объемов инвестиций в основной капитал за 2013 год (увеличение на 1,0 млрд. рублей – с 59,14 млрд. рублей до 60,12 млрд. рублей). Темп роста оборота розничной торговли по итогам 2014 года составил 102,2% к уровню предыдущего года, к уровню 2010 года – 125,1% в сопоставимых ценах. В 2014 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 1,1% по сравнению с 2013 годом и выросли по отношению к 2010 году на 10,5%. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 2010 годом снизилась на 2 процентных пункта и в 2014 году составила 16,2% от общей численности населения республики. Уровень общей безработицы в 2014 году составил 5,0%. По уровню регистрируемой безработицы Чувашия три года стабильно занимает третье место в Приволжском федеральном округе. Благодаря принятым мерам социальной поддержки, направленным на стимулирование рождаемости, в Чувашии изменилась динамика основных демографических показателей. В 2012 году естественная убыль населения сменилась приростом (коэффициент естественного прироста +0,7 на 1000 человек населения). В 2014 году сохранилась позитивная тенденция превышения числа родившихся над числом умерших. Коэффициент естественного прироста составил +0,6 на 1000 человек населения. Среди основных положительных тенденций января – июля 2015 года можно отметить: рост сельскохозяйственного производства (103,2%); увеличение инвестиций в основной капитал (январь – июнь 2015 г. – 106,8%); увеличение объемов вводимого жилья (111,5%); увеличение среднемесячной заработной платы населения (январь – июнь 2015 г. – 103%); уровень зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения (на 1 августа 2015 г. – 0,7%). При этом уровень инфляции сложился ниже, чем в среднем по России (Чувашия – 8,9% (июль к декабрю), Россия – 9,4%). Прогнозный период, с одной стороны, характеризуется сохранением на первом этапе высоких геополитических рисков и неопределенностью перспектив развития мировой экономики, с другой – базируется на достижении стратегических целей, улучшении инвестиционного климата, повышении конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулировании экономического роста. Неопределенность прогноза внешних условий обусловливает необходимость разработки прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики до 2030 года на вариативной основе. Варианты различаются в зависимости от степени влияния факторов ускорения социально-экономических процессов (инвестиционные, инновационно-технологические, структурные и институциональные преобразования). При этом определены два основных варианта развития экономики: первый (базовый), второй (оптимистический). Первый (базовый) вариант исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, характеризуется сохранением сложившихся трендов экономического развития, работой всех секторов экономики в основном за счет использования имеющихся резервов и повышения загрузки существующих мощностей, реализации с учетом ресурсных ограничений только наиболее приоритетных и наименее ресурсоемких проектов, умеренными долгосрочными темпами роста экономики. Второй (оптимистический) предполагает продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, реализацию перспективных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики, повышение качества и эффективности корпоративного и государственного управления. Для реализации второго варианта прогноза потребуются переход к новой индустриализации, включая внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, и создание новых высокотехнологичных производств. К основным факторам и ограничениям (рискам) развития на долгосрочный период относятся: продолжение влияния политики санкций и ограничений в среднесрочном периоде на ситуацию в экономике как в Российской Федерации в целом, так и Чувашской Республике (ухудшение инвестиционного климата, рост инфляции, ослабление курса рубля, рост себестоимости продукции, ухудшение условий заимствования и др.); жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией; сокращение объемов государственной поддержки отраслей экономики, связанное в том числе с изменением подходов к формированию расходов федерального бюджета; низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики; отток талантливых и квалифицированных кадров в относительно более привлекательные для жизни крупные города или зарубежные страны; отсутствие достаточного количества квалифицированного производственного персонала, современных сертифицированных систем управления производственным процессом и контроля качества выпускаемой продукции, что в значительной степени снижает ее технологическую конкурентоспособность; высокая степень дифференциации муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития. Основными целями социально-экономического развития Чувашской Республики в долгосрочной перспективе являются: обеспечение стабильного экономического роста; повышение качества жизни населения путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения; формирование конкурентоспособного региона на основе сбалансированного пространственного развития территорий. Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года является одним из основных документов системы стратегического планирования развития Чувашской Республики и формирует единую платформу для разработки бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период, долгосрочных отраслевых стратегий, государственных программ Чувашской Республики и других документов стратегического планирования. Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем ВРП, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики. Прирост ВРП обеспечивают базовые отрасли экономики: промышленность (30% от общего объема ВРП), оптовая и розничная торговля (14,2%), строительство (8,9%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8,2%), транспорт и связь (6,7%). Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме ВРП составляет 68%. От того, насколько успешно в прогнозируемом периоде будут развиваться указанные отрасли, будет зависеть рост ВРП. Среднегодовые темпы роста ВРП в 2016–2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 102,3%, по второму варианту – 103,2%, в 2021–2025 годах – 103,1–104,4%, 2026–2030 годах – 103,6–105,4%. Объем ВРП увеличится к 2030 году в 1,6–1,9 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Промышленный комплекс является основой экономики Чувашской Республики, занимает 37,2% в обороте организаций и 44,3% в объеме поступлений платежей и сборов в бюджеты всех уровней Чувашской Республики. Среднегодовые темпы роста промышленного производства в 2016–2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 103,5%, по второму варианту – 104,9%, в 2021–2025 годах – 104,7–106,1%, 2026–2030 годах – 105,4–106,7%. Объем промышленного производства увеличится к 2030 году в 1,9–2,4 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Если в среднесрочной перспективе прогноз сформирован с учетом менее благоприятных условий развития промышленного производства, сохранения сдерживающих факторов развития, таких как недостаток оборотных средств предприятий, нестабильная работа предприятий ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы», сокращение инвестиционных и производственных программ стратегических партнеров (предприятий нефтегазового и энергетического комплексов, ОАО «РЖД», ОАО «АвтоВАЗ», ООО «КамАЗ» и др.), то в дальнейшем увеличению индекса промышленного производства будет способствовать реализация организациями инвестиционных проектов, направленных на расширение действующих и открытие новых производств, освоение производства новых видов продукции. В период до 2030 года будут реализованы такие крупные и значимые инвестиционные проекты, как: организация производства жгутов кабелей для дверей модели Skoda Rapid концерна Volkswagen, ООО «Фуджикура Аутомотив РУС Чебоксары» (2016 г.); запуск третьей очереди многофункционального комплекса производственного назначения на ООО НПП «ЭКРА» (2019 г.); расширение производственных мощностей ООО «ЧЭТА» (2016 г.); запуск второй очереди научно-производственного корпуса ООО НПП «Бреслер» (2016 г.); строительство завода по производству изделий сборного железобетона (ООО «Чебоксарский домостроительный комбинат», г. Новочебоксарск, 2016 г.); строительство комбината по производству керамических строительных материалов мощностью 65 млн. шт. условного кирпича в селе Атрать Алатырского района (ООО «Стройкерамика», 2018 г.); переработка и захоронение твердых бытовых отходов (ЗАО «Управление отходами», 2017 г.); создание производства перекиси водорода антрахиноновым способом мощностью 50000 тонн в год (ЗАО «Группа Оргсинтез», г. Новочебоксарск, 2018 г.); строительство завода по производству лопастей для ветроэнергетических установок (ВЭУ) по технологии WindNovation (Германия) (ООО «Русский Ветер», г. Новочебоксарск, 2019 г.); завод по производству сантехнических изделий бизнес- и премиум-класса «СК Керамика» (2017 г.); строительство завода по производству турбокомпрессоров для автомобильной промышленности (ООО «ПКФ «Турбоком-Инвест», 2017 г.); модернизация производственных мощностей АО «АККОНД» (2017 г.); реконструкция и модернизация производственных объектов ООО «Чебоксарский мясокомбинат» (2017 г.); реконструкция свиноводческого комплекса, убойного цеха ООО «Агрохолдинг «Юрма» (2021 г.); выпуск посудомоечных и картофелеочистительных кухонных машин (ООО «ФРОСТО», 2017 г.); создание туристско-рекреационного кластера «Этническая Чувашия», Чувашская Республика (ЗАО «ТРИгрупп», 2018 г.); организация укрупненного туристического комплекса регионального значения с развитой инфраструктурой (ООО «Волжский эксклюзив», Моргаушский район, 2020 г.); реконструкция Центрального парка культуры и отдыха «Лакреевский лес» (2018 г.); строительство международного авиационного терминала в аэропорту г. Чебоксары (2018 г.); организация первого в СНГ производства глифосата мощностью 30 тыс. т/год (2021 г.); создание производства высокоэффективных солнечных элементов и модулей на основе наноразмерных гетероструктур «аморфный кремний – монокристаллический кремний» (ООО «Хевел», 2019 г.); разработка и освоение серийного производства рапирных металлоткацких станков (ООО «Техмашхолдинг», 2019 г.); развитие рынка газомоторного топлива на территории Чувашской Республики (2020 г.); строительство микрорайона «Университетский-2» (ЗАО «ТУС», г. Чебоксары, 2025 г.); жилой район «Новый город» г. Чебоксары (ОАО «Инвестиционно-строительная компания «Честр-Групп», ОАО «Инкост», 2025 г.) комплексная застройка жилого района по ул. Б. Хмельницкого (ООО «СУОР», г. Чебоксары, 2025 г.); строительство третьего транспортного полукольца на участке дороги от ул. Университетская до пр. 9-й Пятилетки, г. Чебоксары (2030 г.) и др. По мере снижения геополитической напряженности и смягчения кредитных условий предполагается более активное восстановление интереса бизнеса к инвестированию. Прирост инвестиций будет обусловлен более масштабной технологической модернизацией высоко- и среднетехнологичных производств (в более благоприятных условиях обмена технологиями и поставок оборудования), развитием машиностроения, инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала, и развитием транспортной инфраструктуры. Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в 2016–2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 100,8%, по второму варианту – 102,2%, в 2021–2025 годах – 102,6–103,7%, 2026–2030 годах – 103,6–104,5%. Объем инвестиций в основной капитал увеличится к 2030 году в 1,4–1,7 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения граждан доступным жильем в период до 2030 года являются повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке жилья. С целью повышения доступности жилья планируется реализация различных механизмов содействия населению в решении жилищных вопросов. Будет продолжена реализация мероприятий по государственной поддержке в решении жилищных проблем многодетных и молодых семей, ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Будут создаваться условия для строительства новых и реконструкции существующих современных предприятий по производству основных энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с использованием энергоэффективных технологий для строительства жилья экономкласса и объектов социальной инфраструктуры. Учитывая меры, направленные на содействие жилищному строительству, в 2030 году планируется увеличить ввод жилья к уровню 2015 года по первому варианту в 1,3 раза, по второму варианту – в 1,8 раза. Проводимая политика в сфере развития агропромышленного комплекса будет способствовать росту интенсификации производства, применению инновационных, ресурсосберегающих и биотехнологий, развитию новых технологических процессов переработки сельскохозяйственной продукции, ее последующей упаковки и хранения продукции, способствующих повышению качества и увеличению выпуска агропродовольственных товаров. Это необходимые условия для расширения присутствия продукции местных товаропроизводителей в торговых сетях и импортозамещения. В прогнозируемом периоде рост продукции сельского хозяйства будет обеспечен за счет увеличения объемов производства в растениеводстве традиционных для Чувашской Республики сельскохозяйственных культур и востребованных на рынке новых культур на основе использования современной сельскохозяйственной техники и строительства современных овощехранилищ. Рост объемов производства в животноводстве (молочном скотоводстве, свиноводстве и мясном птицеводстве) будет происходить за счет модернизации и строительства животноводческих ферм, а также улучшения генетического потенциала сельскохозяйственных животных для увеличения их продуктивности и наращивания кормовой базы. Среднегодовые темпы роста производства сельскохозяйственной продукции в 2016–2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 102,8%, по второму варианту – 103,8%, в 2021–2025 годах – 103,6–104,7%, 2026–2030 годах – 104,4–105,7%. Объем производства продукции сельского хозяйства увеличится к 2030 году в 1,7–2 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Инфляция в 2016 году прогнозируется по первому варианту на уровне 7,4%, по второму варианту – 6,4%, этому будут способствовать сохранение спросовых ограничений, постепенная сбалансированность рынков и рост предложения товаров. Однако инфляционные риски превышения показателя инфляции сохраняются высокими, что связано с продолжением действий контрсанкций по ограничению импорта продовольствия в страну (в том числе в республику), недостаточным насыщением продовольственного рынка и другими факторами. До 2020 года планируется замедление инфляции, которая в 2020 году оценивается по первому варианту на уровне 4,7%, по второму варианту – 3,7%. Снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, укрепление номинального курса рубля, рост предложения товаров. В период с 2021 по 2030 год прогнозируется дальнейшее снижение инфляции, которая составит в 2030 году 3–4%, за счет прогнозируемого укрепления рубля, роста доходов населения, более умеренного роста цен на энергоносители. При этом по второму варианту прогнозируются более низкие темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги за счет расширения конкурентной среды, сокращения издержек по мере обновления основных фондов и внедрения новых ресурсосберегающих технологий. Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в 2016–2020 годах прогнозируются по первому варианту на уровне 103,6%, по второму варианту – 105,3%, в 2021–2025 годах – 104,1–106,0%, 2026–2030 годах – 103,2–103,8%. Объем оборота розничной торговли увеличится к 2030 году в 1,7–2,1 раза в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Снижение инфляции и возобновление экономического роста в прогнозируемом периоде обеспечат среднегодовой рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2016–2020 годах по первому варианту темпами 102,3%, по второму варианту – 103,8%, в 2021–2025 годах – 102,8–104,5%, 2026–2030 годах – 103,3–105,3%. В прогнозный период ожидается ежегодное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное вступлением в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений 1990-х годов рождения, кроме того, на динамику численности экономически активного населения оказывает влияние выбытие многочисленных поколений рожденных в послевоенные годы (с 681,9 тыс. человек в 2015 году до 673,9–677,4 тыс. человек в 2030 году). Динамика численности населения определяется комплексом факторов, основным из которых является естественное движение (рождаемость, смертность). За последние 5 лет в Чувашской Республике коэффициент рождаемости вырос на 7,8%, коэффициент смертности снизился на 8,3%, естественная убыль населения (–1,6) за этот период сменилась естественным приростом (+0,6). В целях стимулирования рождаемости в Чувашской Республике, а также сокращения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума введены различные меры социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных. В дополнение к материнскому (семейному) капиталу выплачивается республиканский материнский (семейный) капитал, введена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, оказываются меры по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий. Как результат, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к 2030 году должна снизиться до 12,8–12,5%. К 2030 году при первом варианте развития экономики показатель рождаемости в сравнении с показателем 2015 года увеличится на 2,9% (до 14,0 на 1000 человек населения), при втором варианте – на 5,6% (до 15,0 на 1000 человек населения). В условиях уменьшения числа женщин репродуктивного возраста особое значение имеет доступность использования вспомогательных репродуктивных технологий, прежде всего экстракорпорального оплодотворения. Внедрение новых репродуктивных технологий будет способствовать дополнительному рождению около 100 детей в год. В республике получили развитие 5 кабинетов и 7 центров репродуктивного выбора, благодаря работе которых ежегодно сохраняется около 200 беременностей у женщин. Для дальнейшего развития технологий деторождения актуальным является открытие кабинетов невынашивания беременности на базе межрайонных акушерских центров. Своевременный охват женщин лечебно-оздоровительными мероприятиями способствует дополнительному рождению еще около 50–100 детей в год. Основными причинами роста смертности являются изменение возрастной структуры населения и эффект «ускоренного старения» населения. Число лиц старше трудоспособного возраста к 2030 году увеличится в 1,1 раза. При первом варианте прогноза показатель смертности населения к 2030 году в сравнении с показателем 2015 года снизится на 3,8% (до 12,8 на 1000 человек населения), при втором варианте – на 3,1% (до 12,4 на 1000 человек населения). В целях стимулирования населения к ведению здорового образа жизни разработан Профиль здоровья Чувашской Республики, определяющий стратегию развития общества, направленную на улучшение здоровья и качества жизни населения на основе межсекторального взаимодействия, возрождение ответственного отношения к собственному здоровью. Кроме того, разработан «Профиль здоровья семьи», представляющий собой важный инструмент для каждого жителя республики, который содержит конкретные рекомендации врачей по ведению здорового образа жизни: по своевременному прохождению профилактических медицинских осмотров, организации здорового питания семьи, организации двигательной активности, развитию семейных интересов и др. Естественный прирост населения при первом варианте прогноза развития экономики к 2030 году составит 1,2 на 1000 человек населения, при втором варианте – 2,6 на 1000 человек населения, численность постоянного населения –соответственно 1205,7 и 1214,5 тыс. человек. В условиях поэтапного улучшения общеэкономической ситуации в долгосрочной перспективе в республике будет наблюдаться улучшение ситуации на рынке труда. При первом варианте прогноза уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится с 5,0% в 2015 году до 3,7% в 2030 году, уровень зарегистрированной безработицы – соответственно с 0,7 до 0,5%. Второй вариант прогноза предполагает более высокие темпы развития экономики, а также повышение конкурентоспособности бизнеса, реализацию как заявленных, так и новых инвестиционных проектов, способствующих созданию большего количества высокопроизводительных рабочих мест. Соответственно темпы снижения безработицы прогнозируются несколько выше: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизится до 3,5% в 2030 году, уровень зарегистрированной безработицы – до 0,4%. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года, разработанные с учетом основных параметров государственных программ Чувашской Республики и основных показателей развития по отдельным видам экономической деятельности на долгосрочный период, приведены в приложении. _____________ Приложение к прогнозу социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2030 года
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|