Расширенный поиск

Закон Удмуртской Республики от 09.10.2009 № 40-рз

 

 

                                ЗАКОН                                 
                        УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ                         

 

 

О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на
                         период до 2025 года                          

 

  (В редакции Закона Удмуртской Республики от 10.04.2015 № 15-рз) (В  

     редакции Закона Удмуртской Республики от 08.12.2016 № 83-рз)     

 

      Принят Государственным Советом
      Удмуртской Республики 29 сентября 2009 года

 

 

      Статья 1
      Утвердить   прилагаемую    Стратегию    социально-экономического
развития Удмуртской Республики на период до  2025 года.
      Статья 2
      Настоящий  Закон  вступает  в  силу   после   его   официального
опубликования.

 

 

      Президент
      Удмуртской Республики          А.А. Волков

 

 

      г. Ижевск
      09 октября 2009 года
      N 40-рз

 

 

 

 

                                                            Приложение
                                        к Закону Удмуртской Республики
                                       от 09 октября 2009 года N 40-рз

 

                              Стратегия
       Социально-экономического развития Удмуртской Республики
                        на период до 2025 года

 

     Раздел 1. Современное состояние экономики Удмуртской Республики
     
     1.1 Объем и специализация экономики
     В 2007  году  объем валового  регионального  продукта  Удмуртской
Республики  (далее  -  ВРП)  составил 205,8  млрд.  рублей.  По  этому
показателю республика  занимает 8 место  среди субъектов  Приволжского
федерального округа (далее - ПФО). По объему ВРП на душу населения - 7
место (в 2007 году - 134,1 тыс. рублей на человека). Объем ВРП в  2008
году оценочно составит 240,4 млрд. рублей.
     Экономика Удмуртской   Республики  имеет   индустриально-сырьевую
специализацию: в структуре  ВРП наибольшую долю занимает  промышленное
производство   (около  50%,   включая   добывающую  и   обрабатывающую
промышленность, производство  и распределение  электроэнергии, газа  и
воды), далее  следуют  оптовая и  розничная  торговля (11%),  сельское
хозяйство (8%). Среди секторов промышленности наиболее развиты  добыча
нефти   и   машиностроение,  включая   приборостроение,   производство
электрооборудования,   автомобилестроение,   производство   вооружений
(ракеты, легкое стрелковое оружие).
     1.2 Темпы экономического развития
     В период  с  2000 по  2008  годы  ежегодный  средний рост  ВРП  в
сопоставимых ценах составлял  104,6%. Объем ВРП  за этот период  вырос
более чем в 4 раза.
     Главными двигателями экономического  роста  Удмуртии в  последние
десять лет были благоприятная конъюнктура цен на нефть,  увеличившийся
объем государственного оборонного  заказа и  рост спроса на  продукцию
машиностроительного комплекса.
     Значительную роль  в  увеличении темпов  роста  экономики  играли
также  отрасли,  ориентированные  преимущественно  на  потребительский
сектор   (сфера    услуг,    торговля,   агропромышленный    комплекс,
автомобилестроение).
     Несмотря на наступивший спад в конце 2008 года, вызванный мировым
финансово-экономическим кризисом,   экономика  Удмуртской   Республики
сохраняет высокий  потенциал  быстрого восстановления  в силу  наличия
уникального портфеля ресурсов: высокого уровня развития  человеческого
потенциала,  инновационного  потенциала,  социальных  и   транспортных
инфраструктур.
     1.3 Человеческий капитал
     В 2008 году в Удмуртской Республике проживало 1530,6 тыс. человек
- это   8   место    среди   субъектов   ПФО.   Республика    является
урбанизированным регионом (на ее территории расположено 6 городов и  4
поселка городского типа), хотя доля городского населения (69,2% в 2006
г.) ниже средних значений по ПФО (70,1%) и России (73,0%).
     Население Удмуртии  является  более  "молодым":  доля   населения
моложе  трудоспособного возраста  в  Удмуртии составляет  17,4%  (2007
год), в ПФО  - 16,1%,  в России -  16,0%. Лучше  показатели и по  доле
трудоспособного населения  в общей численности  населения: Удмуртия  -
64,4%, ПФО - 63,1%, Россия - 63,4%.
     В республике отмечаются более высокие, чем в среднем по округу  и
стране,   показатели   рождаемости  при   более   низких   показателях
смертности:  в  2006   году  коэффициент  рождаемости  составил   11,3
родившихся на 100 человек населения (в  ПФО - 10,1, в России -  10,4),
коэффициент смертности составил 14,3 умерших на 1000 человек населения
(в ПФО - 15,6, в России - 15,2).
     В настоящее  время  Удмуртская Республика  обладает  значительным
человеческим  потенциалом,  выгодно отличающим  республику  от  других
регионов  ПФО  и  Российской  Федерации.  Это  подтверждается  высокой
оценкой республики  по индексу развития  человеческого потенциала,  по
которому Удмуртия заняла 6 место в ПФО и 24-е в Российской Федерации в
2007 году.
     1.4 Комплексная планировочная система "Ижевская агломерация"
     Комплексная планировочная   система  "Ижевская   агломерация"   с
главным полюсом  роста -  г. Ижевск,  а также  полюсами роста  второго
порядка  г.  Воткинск и  г.  Сарапул  включает  в себя  территорию  10
муниципальных образований республики:  городские округа г. Ижевск,  г.
Воткинск,  г.  Сарапул,  а  также  территорию  муниципальных  районов:
Завьяловского, Воткинского,  Сарапульского,  Камбарского, южную  часть
Шарканского  и  Якшур-Бодьинского  районов, а  также  восточную  часть
Малопургинского  района.  Здесь   проживает  свыше  60%  населения   и
расположено 75% предприятий Удмуртии.
     Доля отгруженной   продукции   предприятий,   расположенных    на
территории комплексной  планировочной системы "Ижевская  агломерация",
составляет более  81% от общего  объема по  республике, доля в  объеме
платных услуг по крупным и средним организациям республики - 91%.
     1.5 Состояние инфраструктур и жилищная политика
     Удмуртская Республика имеет  высокую  транспортную связанность  с
другими  территориями России  благодаря  проходящим по  ее  территории
федеральным автомобильным и железным дорогам.
     В республике активно развивается строительство: в 2008 году объем
работ, выполненных  по  "чистому" виду  деятельности  "строительство",
составил  22357,0 млн.  рублей.  Жилищное  строительство в  2008  году
составило  486,4 тыс.  кв.м.  Особенностью жилищного  строительства  в
Удмуртской Республике является высокая доля индивидуального жилья.
     Жилищный фонд Удмуртии имеет высокие показатели  благоустройства:
на конец  2008 года  водопроводом оборудовано  78,5% жилищного  фонда,
газом - 78,8%, центральным  отоплением - 78,7%, канализацией -  67,3%,
горячим водоснабжением - 57,1%.
     Электроснабжение потребителей        Удмуртской        Республики
осуществляется   от    источников   Удмуртского   филиала    открытого
акционерного  общества "Территориальная  генерирующая  компания N  5",
общая установленная мощность  которых составляет 480  МВт, а также  от
Воткинской  теплоэлектроцентрали,  Глазовской  теплоэлектроцентрали  и
Объединенной энергосистемы Урала.
     Удмуртская Республика  является энергодефицитной.  Для  повышения
надежности электроснабжения,  покрытия роста  нагрузок потребуется,  в
основном,  реконструкция  существующих  и  строительство  новых  сетей
мощностью 500-35 кВ.
     
Раздел 2. Факторы развития экономики Удмуртской Республики
2.1 Долгосрочные тенденции развития экономики Удмуртской Республики
     Экономика Российской Федерации  находится в тренде  долгосрочного
роста.  Несмотря на  экономический  кризис, в  длительной  перспективе
экономика  продолжит рост,  и  Российская Федерация  сохранит  позицию
одной из ведущих стран мира по размеру экономики.
     Рост валового внутреннего продукта России (далее - ВВП) в  период
с 2003 по 2007 годы составлял в среднем 107,3% в год, что выше  темпов
роста за предыдущий период и выше среднего уровня роста мирового  ВВП.
Рост ВВП по  прогнозу Министерства  экономического развития России  на
2008 год составлял 7,6-7,8%. Однако по итогам 2008 года рост  составил
всего 5,6%.
     Несмотря на  фактическое  замедление роста  и  увеличение  рисков
рецессии   российской    экономики,    в   долгосрочной    перспективе
прогнозируется восстановление высоких темпов экономического развития.
     Министерство экономического  развития  России  прогнозирует,  что
развитие до  2020 года  будет происходить в  два этапа:  "консолидация
конкурентных преимуществ" и "инновационный прорыв". Рост экономики при
этом будет обеспечен переходом  от развития "традиционных" секторов  к
развитию инновационных видов деятельности. На первом этапе рост  будет
поддержан  высокими ценами  на  нефть (от  50  долларов и  выше),  что
обусловлено сокращением доли "легкой" нефти в общих мировых запасах  и
росте потребления по странам мира в долгосрочной перспективе.
     ВВП Российской Федерации на душу населения должен достичь к  2020
году 30  тыс. долларов,  общие  затраты на  исследования и  разработки
увеличатся до 2,5-3% ВВП, объем экспорта превысит 900 млрд.  долларов,
при этом экспорт  машиностроительной продукции составит 110-130  млрд.
долларов в год.
     Но современная (кризисная) экономическая ситуация открывает перед
Удмуртской Республикой как  ряд  возможностей, так  и рисков,  которые
могут оказать  существенное влияние  на изменение  структуры и  объема
экономики Удмуртской Республики.
     Положительными последствиями кризиса являются:
     переход предприятий на производство уникальной (в технологическом
или функциональном  отношении)  продукции в  целях  подстраивания  под
сужающийся спрос;
     расширение региональной  географии  сбыта российских  компаний  и
повышение возможностей выхода на мировые рынки;
     увеличение возможностей  импорта  технологий  и  обмена  опыта  с
иностранными компаниями в аналогичных сферах деятельности;
     рост спроса на  льготные инвестиционные  условия (ввиду  дефицита
инвестиционной  деятельности  в  России  и  мире  вследствие  действия
кризиса);
     возможности реализации   новых  инвестиционных   проектов   ввиду
снижения цен на ряд материалов и услуг;
     возможности по повышению эффективности экономики, в том числе  за
счет активного внедрения энергосберегающих технологий.
     Рисками экономического кризиса являются:
     усиление дифференциации     регионов     страны     по     уровню
социально-экономического развития;
     рост инфляции вследствие роста денежной массы в стране;
     рост инфляции вследствие  сильной девальвации  рубля при  высокой
доле импорта среди потребительских и промышленных товаров;
     импорт инфляции по причине выравнивания внутренних и мировых  цен
на товары и услуги;
     сокращение инвестиционной  активности  иностранных  и  российских
компаний;
     повышение уязвимости российской экономики от негативных тенденций
мировой экономики.
2.2 Направления развития секторов экономики Удмуртской Республики
     В докризисный период сформировалось понимание дефицитного перечня
факторов, которые  необходимо  было преодолеть  отдельным  секторам  и
отраслям  для  реализации  стратегий,  основанных  на  технологической
модернизации. Основными барьерами для перехода к новому типу стратегий
являются:    квалификационный     барьер,    корпоративный     барьер,
инновационно-технологический барьер, капитальный барьер.
     К секторам, в которых наиболее перспективна реализация  стратегий
роста, основанных на  технологической модернизации, относятся:  добыча
нефти,    производство    машин    и    оборудования,     производство
электрооборудования,      пищевая      промышленность,      химическая
промышленность,    производство    нефтегазового    оборудования     и
предоставление нефтесервисных услуг.
     Сектора экономики  Удмуртии  можно   разделить  на  три   группы,
отличающиеся  по   возможностям   (наличию  ресурсов,   инновационного
потенциала и т.д.) перехода к новому типу стратегий.
     К первой   группе   секторов   относятся:   предприятия   атомной
промышленности, ракетостроения, химической промышленности. Для  данной
группы секторов необходим возврат в стадию активизации исследований  и
разработок, а также  расширение производственных возможностей с  целью
дальнейшего вывода на рынок новой продукции.
     Ко второй группе секторов относятся: производство средств  связи,
конденсаторов, электродвигателей,  черная  металлургия, добыча  нефти.
Для  данной группы  секторов  переход к  новому  типу стратегии  будет
происходить  через  запуск  масштабной  модернизации  производственных
мощностей (либо внедрения  новых технологий производства) и  внедрение
новых технологий маркетинга с целью повышения маржинальности бизнеса.
     К третьей   группе   секторов  относятся:   сельское   хозяйство,
приборостроение,  автомобилестроение,  деревообработка,   производство
стрелкового оружия. Для данной группы секторов существует  потребность
расширения рынков  сбыта  за счет  создания брендированной  продукции,
выпуска  новых  видов  продукции и  дальнейшего  развития  собственной
научно-технологической базы.
     В кратко-  и  среднесрочной  перспективе  для  улучшения  позиций
секторов экономики Удмуртской Республики на внешних рынках  необходимо
оказывать им поддержку в преодолении существующих барьеров,  поскольку
существуют риски "сжатия" старых рынков.
2.3 Последствия кризиса в мировой экономике
     Мировой экономический  кризис   обострил  ряд  ранее   нерешенных
проблем и спровоцировал кризис перепроизводства в Российской Федерации
и Удмуртии. Ранее  существовавшие барьеры для  перехода на новый  этап
развития и  выхода на новые  рынки значительно  выросли. При этом  для
предприятий  многих  секторов   экономики,  таких  как:   производство
электрооборудования,      радиоэлектроника,       автомобиле-строение,
производство   нефтегазового  оборудования   и   некоторых  других   -
обозначилась угроза банкротств.
     Главным двигателем роста  российских рынков, а  также рынков,  на
которых  работают  предприятия  Удмуртской  Республики,  был   ценовой
фактор, однако падение цен на всех основных товарных рынках во  второй
половине 2008  года и  последовавший за  ним глобальный  экономический
кризис привели практически к утрате данного фактора роста. Большинство
предприятий региона оказалось не  способно решить вставшие перед  ними
проблемы, что привело к сокращению персонала, снижению оплаты труда  и
приостановлению инвестиционных проектов.
     "Сжатие" рынков, сокращение доступных ресурсов и падение  объемов
производства обострит проблемы  преодоления существующих барьеров  для
развития предприятий и переходу  к новому типу стратегий,  основанному
на  технологической   модернизации.   Оценка  перспективной   динамики
некоторых  значимых для  экономики  Удмуртской Республики  секторов  в
условиях кризиса на краткосрочную перспективу приведена в таблице 1.
     
    Таблица . Оценка перспективной динамики некоторых значимых для
     экономики Удмуртской Республики секторов в условиях кризиса
                                        (на краткосрочную перспективу)
|—————————————————————|—————————————————|—————————————————|—————————————|——————————————————|
| Сектор экономики    | Темп роста в    | Объем реального | Объем       | Объем реального  |
|                     | предшеству-ющий | или возможного  | реального   | или возможного   |
|                     | период          | снижения        | или         | сокращения       |
|                     |                 | производства    | возможно-го | инвестиций       |
|                     |                 |                 | сокраще-ния |                  |
|                     |                 |                 | кадров      |                  |
|—————————————————————|—————————————————|—————————————————|—————————————|——————————————————|
| Нефтедобыча         | Максимум добычи | 10-20% (15-30%  | 10%         | Заморажива-ние   |
|                     | в 2007 году,    | прибыли, в      |             | части проектов в |
|                     | максимум цен -  | августе -       |             | Восточной        |
|                     | июнь 2008 года  | сентябре 2008   |             | Сибири, на       |
|                     | (рост за 1,5    | года она упала  |             | северных         |
|                     | года в 3 раза)  | на 15           |             | шельфах; добычи  |
|                     |                 | млрд.долларов)  |             | "тяжелой нефти"  |
|—————————————————————|—————————————————|—————————————————|—————————————|——————————————————|
| Нефтегазовое        | Максимумы       | 50% (сокращение | до 30-50%   | Приостанов-ление |
| машиностро-ение и   | продаж -        | в ценовом       |             | большей части    |
| нефтесервис         | 2005-2007 годы  | выражении - до  |             | программ         |
|                     |                 | 50%)            |             | капитальных      |
|                     |                 |                 |             | вложений.        |
|                     |                 |                 |             | Заморажива-ние   |
|                     |                 |                 |             | геологораз-ведки |
|—————————————————————|—————————————————|—————————————————|—————————————|——————————————————|
| Черная металлургия  | 3-5% в год      | 15-25%          | 10-30%      | Сокращение       |
|                     |                 | (ситуационный   |             | инвестиционных   |
|                     |                 | спад до 40%)    |             | программ в 1,5-  |
|                     |                 |                 |             | 2,5 раза         |
|                     |                 |                 |             |                  |
|—————————————————————|—————————————————|—————————————————|—————————————|——————————————————|
| Автомобиле-строение | Рост продаж     | До 5 % (при     | 5%, у       | Отказ от новых   |
|                     | новых иномарок  | незначительном  | дилеров и в | инвестиционных   |
|                     | до сентября     | снижении цен)   | сервисах    | проектов         |
|                     | 2008 года - 40% |                 | -до 20%     |                  |
|                     | в месяц         |                 |             |                  |
|—————————————————————|—————————————————|—————————————————|—————————————|——————————————————|
| Ритейл, реклама и   | 10-20% в год    | До 20% (реклама | 10-30%      | Сокращение       |
| услуги              |                 | - до 30%)       |             | инвестиционных   |
|                     |                 |                 |             | программ в 2-3   |
|                     |                 |                 |             | раза             |
|—————————————————————|—————————————————|—————————————————|—————————————|——————————————————|
| Строитель-          | Рост цен за     | 20-30%          | 10-30%      | Отказ от новых   |
| ство,               | 1997-2007 годы  | (сокращение цен |             | инвестиционных   |
| стройматери-алы     | в 4-5 раз       | на 20-50%)      |             | проектов и       |
|                     |                 |                 |             | заморажива-ние   |
|                     |                 |                 |             | реализуемых      |
|—————————————————————|—————————————————|—————————————————|—————————————|——————————————————|
     
     Среди секторов экономики Удмуртской Республики самые значительные
снижения объемов    производства    (отгрузки)    прогнозируются     в
машиностроении, строительстве,  черной металлургии  и торговле.  Также
риски  сокращения  производства  существуют для  таких  секторов,  как
химическая промышленность, деревообработка, легкая промышленность.
     Кризис  скажется  на  формировании бюджета Удмуртской Республики.
     Следствием  падения среднегодовой цены на нефть до 50 долларов за
     баррель   станет   существенное   снижение   доходов  республики.
     Возрастает потребность секвестирования бюджетных расходов в связи
     с  прогнозами  возможного сокращения собственных доходов бюджета.
     Сокращения  финансирования  коснутся  прежде всего инвестиционных
     программ,  части  мероприятий государственных программ Удмуртской
     Республики,   расходов   на  содержание  государственных  органов
     Удмуртской Республики.    редакции Закона Удмуртской Республики
     от 10.04.2015 № 15-рз)
     Наиболее негативными  последствиями   и  рисками  для   экономики
Удмуртской Республики, которые должны быть предотвращены, являются:
     приостановление государственных    инвестиционных   проектов    и
программ частных компаний;
     отказ компаний от финансирования  социально значимых проектов,  а
также мероприятий в научной сфере;
     снижение конкурентоспособности   компаний   вследствие   дефицита
финансового ресурса, сокращения  внутреннего странового спроса,  роста
дешевого импорта на мировом рынке;
     массовая безработица  (до  10-20%)  и  социальная  нестабильность
(рост криминогенности, алкоголизма и прочих);
     дефицит всех   уровней  бюджетной   системы   и  возможный   рост
государственного долга;
     замедление темпов роста  обрабатывающей промышленности,  снижение
доходов в добывающей промышленности;
     замедление темпов  роста  регионального  банковского  сектора   и
снижение финансовой  устойчивости  региональных кредитных  организаций
вследствие  сужения  ресурсной   базы,  ухудшения  качества   активов,
недостаточной капитализации.
     Положительными последствиями кризиса могут стать:
     повышение эффективности  экономики   и  рост   спроса  на   новые
технологии производства;
     сокращение доли неэффективных  производств в  экономике (за  счет
повышения   инновационности   производственных   циклов,   отказа   от
неэффективных  видов  деятельности,  импорта  технологий  и   развития
собственной     научно-производственной     базы)     и      повышение
сбалансированности в экономике;
     инфраструктурная модернизация,   удержание  достигнутого   уровня
жизни в различных населенных пунктах, стабилизация системы расселения;
     развитие энергосбережения и альтернативной энергетики;
     повышение кадровой мобильности и развитие малого бизнеса;
     активизация работы по оптимизации бюджетных расходов;
     усиление процесса консолидации банковского капитала в  масштабах,
позволяющих в значительной  степени удовлетворять высокую  потребность
экономики в кредитных ресурсах.

 

     2.4 Необходимость   выбора   приоритетов   в   условиях   текущих
экономических проблем
     Несмотря на   текущий    спад   государственной    инвестиционной
активности, в краткосрочной перспективе как на федеральном уровне, так
и на уровне Удмуртской Республики сформирован ряд механизмов,  который
позволит региону сохранить устойчивость социально-экономической  сферы
в  среднесрочной  перспективе,   а  также  обеспечит  в   долгосрочной
перспективе возможность экономического роста.
     На федеральном  уровне  сформированы  инструменты  стимулирования
инвестиционного развития.  К ним следует  отнести Инвестиционный  фонд
Российской  Федерации,  государственную корпорацию  "Банк  развития  и
внешнеэкономической деятельности", особые экономические зоны и  другие
(см. табл. 2). В 2008  году объем привлекаемых инвестиций по  проектам
Инвестиционного фонда  Российской  Федерации был  снижен  до 500  млн.
рублей, что дало возможность включения в заявки проектов регионального
значения.
     Таблица 2. Характеристика  основных инструментов  государственной
инвестиционной политики в Российской Федерации

 

|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
|   Основные инструменты   |                 Характеристика                  |
|     государственной      |                                                 |
| инвестиционной политики  |                                                 |
|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
| Особые экономические     | Обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли    |
| зоны                     | экономики                                       |
|                          | Производство новых видов продукции, развитие    |
|                          | импортозамещающих производств                   |
|                          | Развитие транспортной инфраструктуры            |
|                          | Развитие туризма и санаторно-курортной сферы    |
|                          | Федеральный закон от 22 июля 2005 года N116-ФЗ  |
|                          | "Об особых экономических зонах в Российской     |
|                          | Федерации"                                      |
|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
| Инвестиционный фонд      | Проекты в различных секторах экономики,         |
|                          | соответствующие критериям отбора                |
|                          | Постановление Правительства Российской          |
|                          | Федерации от 1 марта 2008 года N134 "Об         |
|                          | утверждении Правил формирования и использования |
|                          | бюджетных ассигнований инвестиционного фонда    |
|                          | Российской Федерации"                           |
|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
| Государственная          | Реализация инвестиционных проектов,             |
| корпорация "Банк         | направленных на устранение инфраструктурных     |
| развития и               | ограничений экономического роста                |
| внешнеэкономической      | Реализация инвестиционных проектов,             |
| деятельности             | направленных на развитие инноваций              |
| (Внешэкономбанк)"        | Участие в реализации проектов, направленных на  |
|                          | повышение эффективности использования природных |
|                          | ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение   |
|                          | экологической обстановки                        |
|                          | Участие в реализации проектов, направленных на  |
|                          | развитие малого и среднего предпринимательства  |
|                          | Федеральный закон от 17 мая 2007 года           |
|                          | N 82-ФЗ "О банке развития"                      |
|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
| Технологические парки    | Проекты в сфере высоких технологий, био- и      |
|                          | медицинских технологий, приборостроения,        |
|                          | машиностроения, электронной техники, новых      |
|                          | материалов                                      |
|                          | Государственная программа "Создание в           |
|                          | Российской Федерации технопарков в сфере        |
|                          | высоких технологий"                             |
|                          | Распоряжение Правительства Российской Федерации |
|                          | от 10 марта 2006 года N 328-р                   |
|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
| Российская венчурная     | Проекты в сфере инноваций и высоких технологий  |
| компания                 | Постановление Правительства Российской          |
|                          | Федерации от 24 августа 2006 года N 516         |
|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
| Концессионные соглашения | Проекты в области жилищно-коммунального         |
|                          | хозяйства, строительства и реконструкции        |
|                          | инфраструктурных объектов                       |
|                          | Федеральный закон от 21 июля 2005 года N115-ФЗ  |
|                          | "О концессионных соглашениях"                   |
|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
| Федеральные целевые      | Проекты, направленные на решение системных      |
| программы                | проблем в регионах                              |
|                          | Привлечение инвестиций                          |
|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
| Фонд содействия          | Проекты капитального ремонта многоквартирных    |
| реформированию           | домов, переселение граждан из аварийного        |
| жилищно-коммунального    | жилищного фонда путем создания некоммерческой   |
| хозяйства                | организации                                     |
|                          | Федеральный закон от 21 июля 2007 года          |
|                          | N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию      |
|                          | жилищно-коммунального хозяйства"                |
|——————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
     
     На федеральном уровне  приняты отраслевые  стратегии развития  на
долгосрочную перспективу, среди них: Стратегия развития  транспортного
машиностроения Российской Федерации в  2007-2010 годах и на период  до
2015   года  (утверждена   приказом   Министерства  промышленности   и
энергетики  Российской Федерации  от  18 сентября  2007  года N  391),
Концепция  развития  автомобильной промышленности  России  (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002  года
N 987-р), Стратегия развития металлургической промышленности России на
период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и
энергетики  Российской  Федерации  от  18  марта  2009  года  N  150),
Энергетическая стратегия  России на  период до  2020 года  (утверждена
распоряжением Правительства  Российской Федерации от  28 августа  2003
года   N1234-р),   Стратегия  развития   железнодорожного   транспорта
Российской   Федерации   до  2030   года   (утверждена   распоряжением
Правительства Российской  Федерации от  17  июня 2008  года N  877-р),
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования
рынков  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия  на
2008-2012  годы  (утверждена постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 14 июля 2007 года N 446) и другие.
     Кроме этого,  Правительством  Российской  Федерации  сформированы
антикризисные меры, которые  позволят смягчить негативные  последствия
экономического кризиса.
     В Удмуртской  Республике   создана  система   мер  по   повышению
инвестиционной активности в регионе:
     принят ряд  правовых актов  в  сфере инвестиционной  деятельности
(см. приложение к настоящей Стратегии);
     разработаны и утверждены республиканские целевые программы (далее
- РЦП), направленные  на стимулирование  отдельных секторов  экономики
Удмуртской  Республики,  в  том  числе:  РЦП  "Создание  благоприятных
условий  для  привлечения   инвестиций  в  Удмуртскую  Республику   на
2007-2009 годы", РЦП "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской
Республике  на  2005-2009  годы",  РЦП  развития  малого  и   среднего
предпринимательства в  Удмуртской  Республике на  2009-2013 годы,  РЦП
"Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на
2006-2010 годы", РЦП  "Развитие лесного хозяйства и  лесопромышленного
комплекса  Удмуртской Республики  на  2009-2013 годы",  РЦП  "Развитие
текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010
годы" и другие;
     внедрен механизм публичной  коммуникации с внешними  инвесторами,
например, ежегодно проводится Инвестиционный форум;
     внедрен механизм  взаимосвязи  органов государственной  власти  с
субъектами   предпринимательства,  осуществляющими   деятельность   на
территории Удмуртской Республики,  в целях его эффективного  развития,
например, ежегодно проводятся конференции.
     На современном  этапе   в  сфере   экономики  приоритеты   должны
охватывать  поддержку   тех  секторов,  которые,   с  одной   стороны,
подвержены  наибольшим рискам  в  условиях экономического  кризиса,  с
другой стороны, содержат  потенциал роста в долгосрочной  перспективе.
Поддержка этих секторов значительно улучшит возможности диверсификации
структуры  экономики  Удмуртской  Республики  и  структуры   налоговых
поступлений бюджета Удмуртской Республики.
     Следует формировать перечень проектов, направленных на реализацию
поставленных приоритетов и удовлетворяющих новым требованиям  развития
(в части эффективности, прогнозирования рисков и других).
     Необходимо сконцентрировать  усилия  на  приоритетных   проектах,
исходя из понимания ограниченности ресурсов и значимости  поставленных
целей. Приоритетные проекты не могут охватывать все сектора  экономики
республики.
Раздел 3.   Сценарии  социально-экономического   развития   Удмуртской
Республики до 2025 года

 

     Возможности и  риски  тенденций,  обозначенных  выше,   формируют
условия  для   реализации   двух  сценариев   социально-экономического
развития  Удмуртской  Республики:  "Полифункциональный  процессинговый
центр" и "Диверсификация и технологический переход".
     Оба сценария учитывают  основные тенденции  в мировой  экономике,
включая  оценку  возможных  последствий  кризиса  мировой   финансовой
системы 2008 года.
     Прогноз развития секторов экономики  основан на оценке  тенденций
развития рынков,  в  том числе  изменений технологического  характера,
изменений корпоративной структуры и других.
     Базовым (инерционным)      сценарием      развития       является
"Полифункциональный процессинговый центр", основным условием  которого
будет  восстановительный  характер развития  секторов  при  сохранении
ориентации экономики  на  эксплуатации доступных  ресурсов, к  которым
относятся  природные  ресурсы  (нефть,  лес),  человеческие   ресурсы,
производственные  ресурсы. Также  важным  фактором реализации  данного
сценария будет фактор политической стабильности.
     Основной целью     целевого    сценария     "Диверсификация     и
технологический переход" является формирование нового пакета  ресурсов
развития территории, в том числе создание новой технологической базы в
приоритетных   секторах   экономики,   новой   системы   капитализации
человеческих ресурсов, высокого уровня развития городской среды и т.д.
     Основными условиями   реализации   целевого   сценария   являются
сохранение  на долгосрочную  перспективу  высокого уровня  потребления
энергоресурсов   в   мире   на  долгосрочную   перспективу   и   выход
высокотехнологичных производств Удмуртии на мировой рынок.
     Если не        предпринимать        специальных         действий,
социально-экономическое развитие Удмуртии пойдет по базовому  сценарию
"Полифункциональный   процессинговый   центр",  для   которого   будет
характерно сохранение высокой  отраслевой концентрации экономики и  ее
зависимости от конъюнктуры на мировых товарных рынках.

 

3.1 Базовый   (инерционный)  сценарий   развития   "Полифункциональный
процессинговый центр"
3.1.1 Инерционный характер развития промышленного производства
     Учитывая негативные    тенденции   мировой    экономики,    можно
прогнозировать  замедление   экономического  развития   и  даже   спад
промышленного производства. В связи с тем, что на перспективу основной
рост  в  рамках  базового  (инерционного)  сценария  будет   обеспечен
развитием  традиционных  отраслей:  оборонно-промышленного  комплекса,
нефтедобывающей промышленности,  автосборочного производства, а  также
черной металлургии,  экономика Удмуртии  будет подвержена  циклическим
спадам и  зависимости от  внешней конъюнктуры  цен на  соответствующих
рынках.
     Катализаторами роста  экономики  республики  в  рамках   базового
(инерционного)  сценария  будут  выступать  государственный  оборонный
заказ,  который  значительно  вырастет  по  сравнению  с   современной
ситуацией, и высокий уровень потребления нефти в России и мире.
     Развитие промышленного производства  будет иметь  преимущественно
восстановительный характер, основные усилия будут связаны с  загрузкой
имеющихся производственных мощностей  и выходом на максимальный  объем
выпуска.
     Удельный вес  секторов  экономики,  не  отнесенных  в   настоящей
Стратегии  к традиционным,  будет  оставаться  на прежнем  уровне  или
незначительно вырастет (по доле в ВРП и собственных доходах  бюджета),
но  в   рамках   базового  (инерционного)   сценария  данные   сектора
(автомобилестроение,   производство   автокомпонентов,    производство
нефтегазового оборудования, приборостроение и некоторые другие)  будут
выполнять преимущественно функцию процессинга.
3.1.2 Изменение корпоративной структуры секторов
     3.1.2.1 Продолжение процесса укрупнения компаний в промышленности
     Значительная часть промышленных  активов республики к  настоящему
времени прошла  процесс вхождения в  федеральные холдинги.  Дальнейшее
развитие  таких  предприятий,   как:  открытое  акционерное   общество
"Ижсталь"  (далее  -  ОАО "Ижсталь"),  открытое  акционерное  общество
"Чепецкий  механический завод"  (далее  - ОАО  "Чепецкий  механический
завод"),  открытое   акционерное  общество  "ИжАвто"   (далее  -   ОАО
"ИжАвто"), открытое акционерное общество "Ижевский электромеханический
завод  "Купол"  (далее  -  ОАО  "Ижевский  электромеханический   завод
"Купол") и некоторых других  - будет определяться стратегией  развития
федеральных холдингов, в которые они вошли.
     В то же время  процесс укрупнения корпоративной структуры  рынков
еще не завершен.  В ближайшие  годы продолжится включение  предприятий
Удмуртии в федеральные холдинги,  что будет проявляться в  определении
стратегии отдельных  предприятий, изменении их  структуры и  географии
сбыта, смене специализации некоторых из них.
     Изменения коснутся  некоторых  предприятий  машиностроения,   что
связано  с  вхождением   открытого  акционерного  общества   "Ижевский
машиностроительный   завод"  (далее   -   ОАО  "Ижевский   машзавод"),
федерального   государственного   унитарного   предприятия   "Ижевский
механический  завод" (далее  -  ФГУП "Ижевский  механический  завод"),
открытого  акционерного  общества  "Сарапульский   электрогенераторный
завод"  (далее  -  ОАО  "Сарапульский  электрогенераторный  завод")  и
открытого     акционерного     общества      "Научно-исследовательский
технологический институт "Прогресс" (далее  - ОАО "НИТИ "Прогресс")  в
состав   Государственной   корпорации   по   содействию    разработке,
производству  и  экспорту высокотехнологичной  промышленной  продукции
"Ростехнологии" (далее - Государственная корпорация "Ростехнологии").
     
     3.1.2.2 Рост   привлекательности   активов   в   агропромышленном
комплексе,   ликеро-водочном  производстве,   легкой   промышленности,
торговле и лесопромышленном комплексе
     Несмотря на  формирование   местных  крупных   структур  в   этих
отраслях,  таких   как   группа  компаний   общества  с   ограниченной
ответственностью    "КОМОС    ГРУПП",    общество    с    ограниченной
ответственностью   "Ижтрейдинг",    открытое   акционерное    общество
"Увадрев-холдинг",  в  дальнейшем  к этим  активам  будут  предъявлять
высокий интерес внешние игроки (инвесторы и собственники). Стимулом  к
росту  рынка  слияний  и  поглощений  является  текущий  экономический
кризис.
     Приход на местный рынок  федеральных торговых сетей  (а с ними  и
продукции производителей из других регионов России), а также насыщение
внешних региональных  рынков  ведет к  изменению конкурентных  позиций
местных  сельскохозяйственных  производителей  и  создает  основу  для
укрупнения корпоративной структуры отрасли путем формирования местного
крупного игрока или путем вхождения в федеральный холдинг.
     Взаимодействие с внешними торговыми  сетями и поиск  возможностей
формирования  собственной  торговой политики  на  макрорегиональном  и
российском  рынках  -  основные  направления  перспективного  развития
агропромышленного комплекса региона.
     Аналогичная ситуация   складывается  в   легкой   промышленности.
Дефицит финансовых ресурсов и высокая конкуренция на рынке могут стать
причинами поглощения местных предприятий компаниями из других регионов
России.
     Альтернативным вхождению в холдинг является развитие  предприятия
как аутсорсинговой площадки крупной компании - держателя марки.
     Таким образом,  даже  в  базовом  (инерционном)  сценарии  высоко
вероятен вариант  сохранения самостоятельности  предприятий отрасли  в
Удмуртии.  Избежать  консолидации   удастся  при  условии   приведения
собственных производств  в соответствие с  жесткими условиями  крупных
партнеров и заказчиков.
3.1.3 Нарастание ресурсного дефицита в экономике
     Продолжится демографический спад, что обострит ситуацию на  рынке
труда (кризис - 2012 - 2015 годы).
     Согласно базовому (инерционному)  сценарию численность  населения
Удмуртской Республики к 2025 году сократится до 1493,1 тыс. человек.
     Основной причиной   снижения    численности   населения    станет
смертность населения: средние  коэффициенты смертности при  реализации
базового (инерционного) сценария будут находиться в промежутке от 13,7
до 13,1 умерших на 1000  жителей. В базовом (инерционном) сценарии  до
2025  года сохранится  миграционный  отток,  в  том числе  по  причине
обгоняющего роста заработной платы в соседних с республикой  регионах.
В целевом сценарии данная ситуация будет изменена в лучшую сторону.
     При реализации базового (инерционного) сценария наибольший  отток
населения будет наблюдаться в Кезском, Ярском, Юкаменском, Селтинском,
Сюмсинском, Кизнерском, Граховском районах. Рост численности населения
по целевому сценарию будет наблюдаться  в г. Ижевске, г. Сарапуле,  г.
Глазове, г.  Можге, Завьяловском  районе, п. Игра,  п. Балезино,  пгт.
Ува.
     Кадровый дефицит, который вызван неблагоприятной  демографической
ситуацией, будет нарастать во всех секторах экономики.
Значительное снижение занятости  будет  наблюдаться в  машиностроении,
металлургии, добывающей промышленности.  При этом в периоды  ухудшения
рыночной конъюнктуры  острота  кадровых проблем  будет возрастать  еще
сильней, что приведет к значительным сокращениям штатов компаний.
     Прогнозируется рост  стоимости  электроэнергии,  горюче-смазочных
материалов,  транспортных  услуг и  низкая  динамика  технологического
обновления  производств,  что  может  оказать  негативное  влияние  на
развитие  производств    первую  очередь  пострадают   неэффективные
производства).
     Согласно данным  предприятий  Удмуртской  Республики,  реализация
планов по расширению  производственных мощностей потребует  увеличения
потребления  электроэнергии  до  2,5  раз    объемных  показателях).
Наибольшие  дефициты   электроэнергии  на   перспективу  ожидаются   в
машиностроении, агропромышленном комплексе, легкой промышленности.
     Нарастание дефицита  ресурсов   ведет  к  снижению   возможностей
реализации  отраслевых стратегий  в  условиях базового  (инерционного)
сценария. Для удержания высокого уровня конкурентоспособности секторов
экономики,  ориентированных   на  предоставление  услуг   процессинга,
основные усилия  будут направляться на  реализацию программ  повышения
эффективности производства в части снижения их ресурсоемкости.
     Согласно данным Агентства прогнозирования балансов в  энергетике,
объем потребления электроэнергии в Объединенной энергосистеме  Средней
Волги к 2010 году составит от 91,5 до 98,6 млрд. кВт/ч, в Объединенной
энергосистеме Урала - 284,2  до 290,3 млрд.  кВт/ч. В целом по  России
внутреннее потребление электроэнергии возрастет к 2015 году до 1300  -
1600 млрд. кВт/ч.  Рост будет происходить в  основном за счет  крупных
городов,  которым   будет  отдаваться   приоритет  при   распределении
электроэнергии.
3.1.4 Сохранение структуры доходов бюджета
     В рамках  базового  (инерционного)  сценария  структура   доходов
бюджета  республики   в  целом  будет   сохраняться.  Однако   следует
учитывать, что объем налоговых  поступлений от добычи нефти в  базовом
сценарии будет снижаться, особенно  после 2018-2020 годов (по  причине
снижения добычи  нефти). Это  может привести к  сжатию налоговой  базы
бюджета Удмуртской Республики  в целом. Высока вероятность  увеличения
доли черной металлургии  в общем  объеме собственных доходов  бюджета,
что связано с наличием высокого потенциала роста объемов  производства
на предприятиях данного  сектора экономики, а также  агропромышленного
комплекса.
     Перечень крупнейших налогоплательщиков сохранится на перспективу.
Лидерами по  объему  налоговых   платежей  останутся:  ОАО   "Чепецкий
механический завод", ОАО "Ижсталь", ФГУП "Ижевский механический завод"
и другие. В случае загрузки конвейера ОАО "ИжАвто" на полную мощность,
доля этого предприятия  в общем  объеме налоговых поступлений  бюджета
Удмуртской Республики заметно  вырастет (до  1-2% в рамках  реализации
базового (инерционного) сценария).
     Но даже при условии  существенного снижения объемов  производства
ряда  крупных  предприятий  (по  причине  экономического  кризиса)   в
долгосрочной перспективе прогнозируется восстановление их доли в общем
объеме налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики.
     Сохранится высокая  значимость  такого  фактора,  как  сокращение
налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, вследствие снижения
численности трудоспособного населения.
     Учитывая, что  изменение численности  занятых  в экономике  будет
происходить  пропорционально  численности  трудоспособного  населения,
условное сокращение налоговой  базы (недополученный доход)  республики
по налогу на доходы физических лиц к 2020 году составит более 7%.
3.1.5 Изменение пространственной организации экономики
     Разница в  уровне  жизни  и  предложении  на  рынке  труда  будет
способствовать оттоку трудоспособного населения из сельской  местности
в города, а также  пригородные территории, что особенно актуально  для
Завьяловского  района,  рост  численности которого  в  последние  годы
происходил именно  за счет субурбанизации  республиканского центра.  В
результате  будет  наблюдаться   увеличение  внутренней  миграции   по
направлению из сельской местности в города Удмуртской Республики.
     Возрастет значение  комплексной планировочной  системы  "Ижевская
агломерация" в экономике Удмуртской Республики.
     Продолжится рост   численности   населения   городов,   а   также
миграционный приток в наиболее динамично развивающиеся районные центры
(потенциальные центры притяжения населения: г.Глазов, г.Можга, п.Игра,
п.Балезино, пгт.Ува).
     Прогнозируется дальнейшее  развитие   пригородной  зоны   городов
(особенно в  Завьяловском  и Глазовском  районах). Увеличение  объемов
жилищного строительства  в пригородных зонах  будет обусловлено  двумя
главными причинами:  ростом  стоимости жилья  в  городе и  увеличением
спроса на  "второе" жилье  (дача, загородный  коттедж для  постоянного
проживания и т.п.).
     
3.2 Риски реализации базового (инерционного) сценария
3.2.1 Риск продолжительной  рецессии  традиционных секторов  экономики
вследствие ухудшения конъюнктуры внешних рынков
     Коррекция рынков, усилившаяся  летом  и осенью  2008 года,  может
значительно   изменить    сформировавшиеся   долгосрочные    тенденции
экономического развития различных стран. Снижение темпов роста мировой
экономики, вызванное спадом экономической активности в США и снижением
темпов роста экономики Китая,  может привести к долгосрочному  периоду
снижения объемов потребления сырьевых товаров в мире.
     Наиболее негативный   сценарий,   подразумевающий   одновременное
замедление   темпов   роста  и   рецессию   экономики   американского,
европейского  и  азиатско-тихоокеанского  макрорегионов,  будет  иметь
неблагоприятные   последствия   для  развития   большинства   секторов
экономики России, в том числе и для отраслей Удмуртии.
     Поскольку сырьевой    экспорт   обеспечивает    30-40%    доходов
федерального бюджета, отрицательные движения рынка (снижение стоимости
нефти,  металлов и  прочих  видов сырья)  могут  привести к  коррекции
государственных расходов по отдельным обязательствам.
     Рецессия или близкий  к  нулевому рост  приведут к  замораживанию
инвестиционных проектов компаний, обострению нерешенных ранее  проблем
(низкая производительность труда, высокая энергоемкость производства и
других) и утрате конкурентоспособности компаний.
     В связи с  этим возрастают риски  бюджетного характера:  возможно
увеличение дефицита бюджета Удмуртской Республики, формирование угрозы
прекращения финансирования социальных расходов.
     Риски для экономики Удмуртии содержатся в высокой зависимости  от
цены на  нефть и  такого нерыночного  инструмента стимулирования,  как
государственный заказ.
     Падение цены  на  нефть   снижает  эффективность  ее  добычи   на
территории  Удмуртии и  ставит  под вопрос  реализацию  инвестиционных
проектов  по  освоению  новых,  включая  малодебитные,  месторождений,
увеличивает  риски  неисполнения  расходных  обязательств   Удмуртской
Республики.
     Сокращение экспортных  доходов  федерального бюджета  приведет  к
ревизии  расходных  обязательств  и  сокращению  финансирования  части
государственных   программ,   а  также   к   уменьшению   межбюджетных
трансфертов в консолидированный бюджет Удмуртской Республики.

 

     3.2.2 Риски развития предприятий при работе на рынках процессинга
     Рисками развития  предприятий при  работе  на рынках  процессинга
могут быть:
     большое число игроков, реализующих аналогичные стратегии роста;
     высокие затраты  на  импорт технологий  и  постоянное  обновление
фондов;
     невозможность удержания низкой себестоимости продукции в условиях
дорожающих ресурсов (рост тарифов, высокая оплата труда);
     высокие затраты   на   содержание,  обслуживание   и   расширение
производства;
     высокий уровень зависимости от внешней конъюнктуры рынков.

 

     3.2.3 Риски бюджетного развития
     Риски бюджетного  развития могут  заключаться  в снижении  уровня
диверсификации бюджетных  поступлений и  усилении зависимости  бюджета
Удмуртской  Республики  от  состояния  ограниченного  числа  компаний,
резком  снижении  налоговых  поступлений  от  секторов,  зависимых  от
внешней конъюнктуры.
     В настоящее  время  около   25%  налоговых  поступлений   бюджета
Удмуртской    Республики    обеспечивает    нефтедобывающий    сектор.
Отрицательная динамика цен  на сырьевые  товары приводит к  сокращению
налоговой базы.  Высокая волатильность  цен  на металл  и нефть  будет
осложнять прогнозирование доходов бюджета (прежде всего  федерального)
на краткосрочную перспективу. Снижение доходов бюджета от конъюнктурно
зависимых секторов  обусловлено  их высокой  зависимостью от  ценового
фактора.  В  дальнейшем   (после  2018   года)  снижение  доходов   от
нефтедобывающего комплекса  будет обусловлено естественными  причинами
(снижением объемов добычи). В этом состоит принципиальное  ограничение
роста   доходов   бюджета  Удмуртской   Республики   на   долгосрочную
перспективу.
     Риски бюджетного   развития   также  заключаются   в   сокращении
налоговой  базы    связи со  снижением  численности  трудоспособного
населения  и  недостаточным  ростом  доходов  населения)  и  возможном
уменьшении поступлений  из  федерального бюджета  (по причине  падения
экспортных доходов, замедления внутреннего экономического развития).

 

     3.2.4 Увеличение диспропорций  территориального  развития и  рост
депрессивности отдельных районов
     Реализация базового (инерционного) сценария будет  сопровождаться
дальнейшим   усилением   концентрации   экономической   и   социальной
активности  в  крупных  городах  республики.  Это  может  привести   к
появлению  в   регионе   депрессивных  территорий,   характеризующихся
высокими   показателями  бедности   и   безработицы,  низким   уровнем
экономического потенциала. К депрессивным территориям в  среднесрочной
перспективе могут быть отнесены  северные (за исключением г. Глазов  и
п. Балезино) и северо-западные районы республики.
     На долгосрочную перспективу  сохранятся  существующие различия  в
уровне   потребления    электроэнергии   по   территориям    Удмуртии:
максимальные  нагрузки  на  сети останутся  в  городах  Ижевск  (79%),
Сарапул (до 72%) и Воткинск (до 60%).
     Возможно нарушение   внутриреспубликанских  связей   по   причине
снижения  уровня   кооперации   между  городами,   а  также   усиление
взаимодействия приграничных  районов с внешними  территориями в  ущерб
внутриреспубликанскому взаимодействию (миграционный отток населения из
Алнашского, Малопургинского, Можгинского и других районов в Республику
Татарстан).
     В рамках данного сценария возможно снижение конкурентоспособности
столицы Удмуртии - г. Ижевска среди городов ПФО.
3.3 Целевой сценарий "Диверсификация и технологический переход"
     Целевой сценарий  учитывает  риски  длительной  (до  1,5-2   лет)
рецессии   мировой   экономики,  но   предусматривает   восстановление
докризисной  динамики рынков  в  долгосрочной перспективе  после  2010
года.
     Экономика республики в целевом  сценарии будет значительно  более
диверсифицирована,    чем    в   базовом    (инерционном)    сценарии.
Принципиальное  отличие  сценария  "Диверсификация  и  технологический
переход"  от   сценария   "Полифункциональный  процессинговый   центр"
заключается   в   переходе  от   поддержки   развития   процессинговых
производств  к  реализации  инновационно-технологической  модернизации
экономики.
     Важнейшим условием  реализации  целевого  сценария  станет  выход
предприятий   Удмуртии   на   мировой   рынок   по   различным   видам
высокотехнологичной продукции.
3.3.1 Переход на инновационное развитие
     3.3.1.1 Стимулирование развития приоритетных секторов экономики
     В настоящей Стратегии к приоритетным секторам экономики отнесены:
производство электрооборудования       (включая       приборостроение,
электротехнику,   радиоэлектронику),   нефтегазовое    машиностроение,
производство автомобилей и автомобильных комплектующих и компонентов.
     Рост приоритетных секторов, усилившийся  в последние годы,  будет


Информация по документу
Читайте также