Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.08.2009 № 592 Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 16.12.2013 № 997
Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 августа "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие
библиотечного дела в Республике Татарстан на 2009-2014 годы и на
перспективу до 2020 года" В целях совершенствования и развития библиотечного дела в Республике Татарстан, а также во исполнение Закона Республики Татарстан "О библиотеках и библиотечном деле" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан на 2009-2014 годы
и на перспективу до 2020 года". 2. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на плановый период с 2010 по 2014 годы включить указанную программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер выделяемых на ее реализацию ассигнований. 3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан: осуществить финансирование соответствующих мероприятий указанной программы за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов; разработать и утвердить в установленном порядке муниципальные программы развития библиотечного дела. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан. Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н. Минниханов Долгосрочная целевая программа "Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан на 2009-2014 годы и на перспективу до 2020 года" (утв. постановлением КМ РТ от 31 августа I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. В настоящее время под влиянием изменений глобального информационного пространства библиотеки вынуждены менять не только технологии своей работы, но и уже сложившиеся подходы, понятия, термины, по-новому моделировать и организовывать свое информационное пространство. Из посреднического учреждения, строго регламентированного в своей деятельности, ресурсах, выборе партнеров и
приоритетов развития, библиотека превратилась в предприятие по производству и оказанию информационных, сервисных, культурных услуг населению, а также в площадку социокультурной коммуникации.
В Послании Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан поставлена конкретная задача модернизации библиотечной системы республики с максимальным использованием потенциала современных информационных технологий, создания центров открытого доступа в сеть Интернет на базе общедоступных библиотек. Кроме того, Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым была
отмечена необходимость сохранения приоритетов Татарстана как обучающегося региона: "Важно готовить новое поколение квалифицированных специалистов международного уровня, способных не только представлять нашу республику в мире, но и обеспечивать своей работой высокую конкурентоспособность, инновационный прорыв и высокую
инвестиционную привлекательность Татарстана". Реализация этого направления, с одной стороны, создает предпосылки для повышения роли и статуса библиотек в системе непрерывного образования, с другой - ставит перед библиотечной системой республики задачу по формированию на базе библиотек "точек интеллектуального роста нации". К сожалению, несмотря на значительные положительные перемены в библиотечной сфере Республики Татарстан, в настоящее время существует
ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Характеристику проблем развития библиотечного дела в Республике Татарстан, учитывая комплексный характер процессов, целесообразно давать как по отношению к направлениям деятельности библиотек (нормативно-правовое и методическое обеспечение, управление
библиотечными фондами, укрепление материально-технической базы, повышение кадрового потенциала отрасли), так и по отношению к основным
библиотечным системам и сетям, которые сложились в республике (система библиотек Министерства культуры Республики Татарстан, сеть
библиотек Министерства образования и науки Республики Татарстан, сеть
библиотек Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, сеть библиотек Министерства здравоохранения Республики Татарстан).
Органами государственной власти Республики Татарстан ведется работа по формированию нормативно-правовой базы деятельности библиотек региона. В частности, приняты следующие нормативные акты: Законы Республики Татарстан от 03.07.1998 N 1705 "О культуре", от 21.10.1998 N 1818 "О библиотеках и библиотечном деле", от 08.07.1992 N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", от 18.01.2005 N 5-ЗРТ "Об обязательном бесплатном экземпляре документов Республики Татарстан", от 13.11.2007 N 58-ЗРТ "Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан", постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.12.1999 N 813 "О реализации Закона Республики Татарстан "О библиотеках и библиотечном деле".
Вместе с тем существуют проблемы полноты нормативной базы Республики Татарстан, ее корректировки. Последнее обусловливается принятием Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", который внес организационно-правовые и содержательные изменения в деятельность библиотек. Нормативная правовая база деятельности библиотек республики должна постоянно обновляться и совершенствоваться. Среди основных направлений библиотечного дела Республики Татарстан одним из наиболее важных является управление библиотечными фондами. Совокупный библиотечный фонд государственных и муниципальных библиотек в Республике Татарстан насчитывает 24320 тыс. экземпляров книг и других изданий, в том числе документов на магнитных и электронных носителях, из них на татарском языке - 4851 тыс. экземпляров (19,9%). Для библиотек разных типов и ведомственной подчиненности в настоящее время ключевыми задачами стали задачи обновления фондов, улучшения их качественного состава, обеспечение их
безопасности и сохранности. Темпы обновления фондов снижены вследствие нестабильного финансирования, разрушения сложившейся системы централизованного комплектования. Частичным решением проблем комплектования библиотечных фондов выступает выделение на условиях паритетного софинансирования субвенции из федерального бюджета на период 2008-2010 гг. на комплектование муниципальных библиотек: в 2008 году Татарстану было выделено 7914,0 тыс.рублей, на 2009 год - 11871,0 тыс.рублей (Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на
2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов").
В Законе Республики Татарстан от 20.12.2008 N 124-ЗРТ "О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрено выделение 20,0 млн.рублей на комплектование библиотечных фондов. Однако централизованные средства недостаточны для
обновления фондов муниципальных библиотек, поэтому здесь нужна поддержка местных властей. На фоне относительно благополучного комплектования государственных библиотек объемы пополнения фондов библиотек муниципальных районов часто достигают критически низкого уровня. Так, в 2008 году на приобретение книг в Кайбицком районе была выделена 1,0 тыс.рублей, в Мензелинском - 5,0 тыс.рублей, в Зеленодольском - 7,2 тыс.рублей. В ряде районов (Бугульминском, Апастовском, Нижнекамском) средства были выделены только на подписку на периодические издания. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО и социальными нормативами
и нормами по комплектованию библиотечных фондов, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 N 923-р, ежегодное обновление библиотечного фонда должно составлять 220-250 книг на 1000 жителей. В 2008 году в Республике Татарстан количество новых поступлений составило 213 экземпляров изданий, в том
числе печатных, аудиовизуальных и электронных.
Ухудшается положение с комплектованием фондов детских библиотек.
Среднее количество поступлений за год в детских библиотеках муниципальных районов неравномерно и колеблется от 300 (Кайбицкий,
Менделеевский муниципальные районы) до 2000 экземпляров (Нурлатский, Азнакаевский муниципальные районы). По международным нормам фонды детских библиотек должны ежегодно пополняться не менее чем на 5% новых изданий. В целом по республике этот показатель в 2008 году составил 3,1%. Не менее важной проблемой для библиотек остается вопрос качественного состава библиотечных фондов. Объем ветхой и устаревшей литературы в общедоступных библиотеках, в том числе и детских, колеблется от 40 до 60%. Такая ситуация влияет и на посещаемость, и на
книговыдачу, и на процессы чтения в целом. Необходимо отметить, что немалую часть библиотечных фондов составляют отраслевые, учебно-методические, периодические издания, актуальность и востребованность которых снижается по мере устаревания.
Наиболее эффективным способом предоставления населению своевременно актуализируемой справочной и правовой информации является обеспечение
доступа к информационно-правовым базам "Гарант", "Консультант Плюс", поисковым системам сети Интернет, приобретение справочных мультимедийных продуктов. Стратегия развития фондов библиотек невозможна без расширения и обновления состава поступлений за счет электронных документов, в том числе и сетевых удаленных ресурсов. Задача обеспечения безопасности и сохранности библиотечного фонда как части национального культурного наследия предполагает проведение работ по созданию национального страхового фонда, переводу
печатных документов на другие носители информации. Необходимы разработка и внедрение комплексной системы безопасности ценных фондов, поддержание нормативного физического и санитарно-гигиенического состояния зданий, оснащение современными комплексами технических средств безопасности, приобретение приборов для обеспечения климат-контроля в книгохранилищах.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 21.10.1998 N 1818 "О библиотеках и библиотечном деле" информационные ресурсы библиотек являются бесплатными и потому одними из наиболее доступных источников знаний для всех групп населения. Значительный объем информации становится доступным пользователям глобальной сети на основе внедрения информационных технологий в библиотечное дело. Однако в настоящее время информационно-коммуникационные технологии используются в основном в республиканских и центральных библиотеках. Так, в 2008 году 13% общедоступных библиотек имели компьютеры, этот показатель ниже среднего значения по России (17,4% - в 2007 году). Только 7% сельских библиотек по итогам 2008 года в Республике Татарстан обеспечены компьютерами, что значительно ниже оснащенности городских библиотек (46,5%). Тем не менее, в рамках реализации проекта "Создание инфокоммуникационной инфраструктуры библиотечной сети Республики Татарстан" в последние 2 года увеличилась доля библиотек, оснащенных компьютерами и имеющих доступ в сеть Интернет. В настоящее время на этапе завершения работа по подключению к сети еще 64 сельских
библиотек. Обеспеченность библиотек компьютерами в 2008 году Число компьютеров на 100 библиотечных работников в республике в 2008 году составило 29,5, что ниже среднего значения по России (39,4 -
в 2007 году). В сельских библиотеках Республики Татарстан на 100 сотрудников в 2008 году приходилось 12,9 компьютера. В республике в 2008 году 6,3% библиотек имели доступ к сети Интернет (по России -
9,4% в 2007 году), в том числе 2,7% библиотек - в сельской местности.
Не менее важной задачей является создание электронных коллекций документов, перевод фондов и каталогов в цифровой формат и размещение
их в открытом доступе. Это позволит реально участвовать в проекте корпоративной каталогизации и использовать корпоративные ресурсы для создания единого информационного пространства. Наличие электронных каталогов в библиотеках создает принципиально новые возможности для обслуживания пользователей. В Республике Татарстан в 2008 году объем электронного каталога общедоступных библиотек составил 3,7% от библиотечного фонда, что в более чем в два раза ниже среднего значения по России. Республиканские библиотечные интернет-ресурсы представлены на сайтах Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра, Национальной библиотеки Республики Татарстан, Республиканской юношеской библиотеки, Республиканской детской библиотеки Республики Татарстан, Республиканской специальной библиотеки для слепых, а также
десяти централизованных библиотечных систем Республики Татарстан. В 2007 году начата работа по созданию национальной электронной библиотеки на татарском языке, в которую включены 300 произведений татарской классической литературы. Она размещена на сайте Национальной
библиотеки Республики Татарстан, востребована пользователями из разных стран мира. Отмечается недостаточное развитие такого важного направления, как укрепление материально-технической базы библиотек. Основным источником финансирования деятельности государственных и муниципальных библиотек являются бюджетные ассигнования. В 2008 году на комплектование муниципальных библиотек было направлено свыше 55,0 млн.рублей из средств федерального (7914,0 тыс.рублей), республиканского (17676,2 тыс.рублей, из них на подписку - 2654,0 тыс.рублей), муниципальных (29507,4 тыс.рублей, из них на подписку - более 21246,0 тыс.рублей) бюджетов. При этом основной объем
выделяемых муниципальным библиотекам средств (без учета поддержки
комплектования из республиканского и федерального уровней) был
направлен на оплату коммунальных услуг (20%) и оплату труда (66%), лишь 8,3% - на приобретение литературы и 1,8% - на приобретение оборудования. По итогам 2008 года в Татарстане в среднем затраты по смете на содержание одной библиотеки в год составили 300,0 тыс.рублей; в расчете на 1 жителя республики - в среднем 126,0 рубля в год.
Собственные доходы библиотек, включая средства от спонсоров (587,5 тыс.рублей), составили 7124,4 тыс.рублей (1,4% от объема финансирования). Из них доход от платных услуг библиотек в 2008 году составил 6536,9 тыс.рублей (в 2007 году - 6790,7 тыс.рублей), при этом
на долю четырех республиканских библиотек приходится 2769,3 тыс.рублей (42%), на долю 1576 муниципальных библиотек - 3767,6 тыс.рублей (58%). Относительно невысокий объем платных услуг населению обусловлен недостаточной материальной базой, а также общим уровнем доходов населения. В настоящее время 11 библиотек расположены в аварийных зданиях, здания 169 библиотек требуют капитального ремонта. Не лучше состояние
детских библиотек: здания 21 библиотеки требуют капитального ремонта,
помещения десяти библиотек не отвечают нормативам обслуживания читателей и размещения фонда, библиотечная мебель не обновлялась с 1970-80-х годов. Работа с читателями-дошкольниками требует наличия в библиотеках специализированной мебели для малышей, но таковой нет ни в
одной детской библиотеке. Всего одна детская библиотека из 107 имеет факс, 3 библиотеки имеют доступ в сеть Интернет, 47 детских библиотек
имеют копировально-множительную технику, 71 - телефон. Нехватка площадей для книгохранилищ - острая проблема не только для крупных библиотек республики. Так, доля занимаемых библиотеками площадей, находящихся в ведении Министерства культуры Республики Татарстан, сократилась с 191,5 тыс.кв.метров в 1999 году до 160,2 тыс.кв.метров в 2008 году.
Проблемным остается развитие кадрового потенциала отрасли.
Решение задач инновационного развития библиотек в первую очередь
зависит от кадрового обеспечения и профессиональной готовности библиотекарей осуществить модернизацию отрасли. По состоянию на 01.01.2009 в государственных и общедоступных библиотеках Республики Татарстан насчитывались 4134 работника, из них 3189 - библиотечных работников. Высшее образование имеют 39,6% (1263)
библиотечных работников, из них высшее библиотечное образование - 64%
(809) библиотекарей. Среднее специальное образование имеют 48% (1538)
библиотечных работников, из них более половины - библиотечное (1015). К сожалению, обеспеченность библиотек системы Министерства культуры Республики Татарстан специалистами с высшим и средним специальным образованием ежегодно снижается и к началу 2009 года составляла 57,2%.
По-прежнему актуальной остается проблема пополнения библиотек молодыми специалистами. Сегодня 67% библиотечных работников общедоступных библиотек имеют стаж свыше 10 лет, 10% - стаж от 3 до 6
лет. Главной причиной оттока молодежи, получившей профессиональное образование, является крайне низкая заработная плата библиотекарей: средняя заработная плата сотрудников муниципальных библиотек - 5603,0 рубля, что составляет 46% от средней заработной платы в народном хозяйстве республики.
Стимулом для модернизации работы библиотек республики в настоящее время служит выделение грантов на реализацию инновационных проектов в библиотечном деле. Закреплению молодых специалистов в библиотеках могут способствовать единовременные выплаты при поступлении на работу, поддержка при получении временного жилья и т.д.
Основные библиотечные системы и сети, которые сложились в республике, представлены системой библиотек Министерства культуры Республики Татарстан, сетью библиотек Министерства образования и науки Республики Татарстан, сетью библиотек Министерства труда, занятости и
социальной защиты Республики Татарстан, сетью библиотек Министерства здравоохранения Республики Татарстан. В настоящее время их общее количество насчитывает свыше трех тысяч библиотек разного уровня подчинения. В библиотечной системе Министерства культуры Республики Татарстан - 1580 библиотек, в ведении Министерства образования и науки Республики Татарстан - 1470, Министерства здравоохранения Республики Татарстан - 21, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - 97, в системе профсоюзов Республики Татарстан - 13 библиотек. В научно-исследовательских институтах Академии наук Республики Татарстан
- 4 библиотеки, 1 библиотека - в Казанском научном центре Российской академии наук, в высших учебных заведениях федерального подчинения - 20 библиотек. Также функционируют библиотеки коммерческих высших учебных заведений, отдельных учреждений. Основу общедоступной библиотечной сети республики составляют библиотеки системы Министерства культуры Республики Татарстан - 4 государственные библиотеки (Национальная библиотека Республики
Татарстан, Республиканская юношеская библиотека, Республиканская детская библиотека, Республиканская специальная библиотека для слепых) и 1576 муниципальных библиотек. В сельской местности находится 85% (1346) библиотек. Особые группы пользователей - дети, инвалиды по зрению - обслуживаются специализированными библиотеками, среди которых Республиканская детская библиотека и 107 детских библиотек; Республиканская специальная библиотека для слепых, имеющая 7 филиалов
в городах республики. Особый статус библиотек, выполняющих функции методических центров, имеют Национальная библиотека Республики Татарстан, Республиканская юношеская библиотека, Республиканская детская библиотека, Республиканская специальная библиотека для слепых. В Законе Республики Татарстан от 21.10.1998 N 1818 "О библиотеках и библиотечном деле" закреплены направления деятельности Национальной библиотеки Республики Татарстан как многофункционального научно-исследовательского учреждения, культурного, библиографического
и методического центра. Ее главные обязанности по отношению к своей республике - всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности
Татарстана, его духовного наследия, научной и культурной деятельности. Являясь ведущей библиотекой, она осуществляет сбор, хранение и распространение документов, вышедших в республике, и документов о республике. Национальная библиотека Республики Татарстан выступает единым центром книжной культуры республики. Эта важная задача определяет необходимость оптимизации научной работы в сфере библиотечного дела, проведения аналитических, прогностических, маркетинговых исследований. Для их проведения нужны
высококвалифицированные кадры, обладающие соответствующей компетенцией. Для формирования такого научного потенциала отрасли необходима достойная оплата труда. К сожалению, в настоящее время отсутствует целевое финансовое обеспечение научно-исследовательской деятельности. Такое же положение с финансированием научно-исследовательской работы сложилось и в трех республиканских библиотеках - Республиканской юношеской библиотеке, Республиканской детской библиотеке, Республиканской специальной библиотеке для слепых. Выполнение функций методических центров предполагает наличие в штате указанных библиотек сотрудников, обладающих высокой квалификацией и опытом научной деятельности. В числе востребованных направлений научной работы - изучение культурного наследия, изучение пользователей библиотеки как потребителей информации, кадровых ресурсов, координации деятельности библиотек и другие. Введение муниципальной реформы повлекло за собой организационно-правовые и содержательные изменения в функционировании
библиотечной системы. Так, в настоящее время 21 центральная библиотека (из них 19 централизованных библиотечных систем с филиалами) имеют статус самостоятельного юридического лица; 22 централизованные
библиотечные системы находятся при управлениях и отделах культуры муниципальных образований, а в 5 централизованных библиотечных системах библиотеки-филиалы переданы в ведение сельских поселений (в
Актанышском, Верхнеуслонском, Кайбицком, Менделеевском и Тукаевском муниципальных районах).
В лучшем состоянии и с более высокими показателями работы оказались библиотеки традиционной централизованной библиотечной системы. Число их пользователей составляет 1611 тыс.человек, или 42,8%
жителей республики, общее количество посещений библиотек достигает 17 миллионов. Ежегодно библиотеками выдается около 36 млн.изданий.
В 90% центральных библиотек установлены и активно используются в обслуживании пользователей справочно-поисковые системы общероссийской
сети распространения правовой информации "Консультант Плюс". В общедоступных библиотеках оборудованы 942 компьютеризированных рабочих
и пользовательских места, 62 библиотеки создают электронные каталоги, 100 имеют доступ в сеть Интернет. При этом система государственных библиотек республики еще не в полной мере соответствует потребностям жителей в образовательной и культурной сферах, информационном обеспечении. Неудовлетворительное техническое состояние большого числа общедоступных библиотек не способствует полноценному выполнению их социального предназначения как общедоступных центров культуры, информации, эстетического и нравственного воспитания детей и молодежи. В Республике Татарстан работу по обслуживанию особой группы читателей - слабовидящих и незрячих пользователей координирует Республиканская специальная библиотека для слепых. Сеть состоит из 7 филиалов, 23 пунктов выдачи, 16 кружков чтения в местах проживания, учебы, работы и лечения незрячих.
Библиотеки для слепых обслуживают около 4 тысяч пользователей, что составляет 91,8% от общего числа инвалидов по зрению в республике, им выдается до 320 тысяч книг, из которых 81% - "говорящие" книги. Совокупный фонд всех подразделений библиотеки составляет более 300 тысяч единиц, в том числе: 62% - озвученные книги и периодические
издания, 24% - книги, изданные по системе Брайля, 12% - плоскопечатные, 2% - электронные издания. С 2001 года Республиканская специальная библиотека для слепых начала издавать книги рельефно-точечным шрифтом, в том числе и на татарском языке, "говорящие" книги на кассетах, CD-дисках, флэш-картах.
В компьютерном классе Республиканской специальной библиотеки для слепых ежегодно обучаются до 20 незрячих пользователей. Однако высокая стоимость тифлотехнического оборудования и отсутствие площадей
не позволяют библиотеке оснастить все филиалы тифлотехническими информационными средствами, создать новые автоматизированные места, детские игровые комнаты для незрячих детей. Библиотека нуждается и в дополнительных площадях.
В Республике Татарстан насчитывается 1346 сельских библиотек, что составляет 85% всей общедоступной библиотечной сети. Сельские библиотеки обслуживают 717 тыс.читателей. В настоящее время сельские библиотеки остаются доступным образовательно-просветительским и культурным центром для сельчан, но лишены условий, необходимых для качественного удовлетворения запросов населения. Модернизация сельских
библиотек отстает от общего уровня модернизации всех других типов библиотек. В России в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 740, создаются модельные сельские
библиотеки с целью повышения уровня информационной обеспеченности сельского населения. В рамках этой программы в 2007 году были полностью модернизированы Татарско-Дымская библиотека Бугульминского района и Старо-Тимошкинская библиотека Аксубаевского района, которые оснащены компьютерным и техническим оборудованием, комплектом печатных
и электронных изданий. Самым эффективным способом модернизации сельских библиотек в республике должно стать поэтапное создание подобных модельных сельских
библиотек за счет централизованной государственной поддержки. Сеть библиотек системы Министерства образования и науки Республики Татарстан включает 1470 школьных библиотек, из них: 8 библиотек в начальных школах, 176 - в основных школах, 1215 - в средних школах, 11 - в малокомплектных образовательных учреждениях, 24
- в учреждениях интернатного типа, 36 - в коррекционных образовательных учреждениях.
Основной фонд школьных библиотек составляет почти 13 млн.экземпляров художественной, учебно-методической, справочной литературы. Фонд учебной литературы состоит из федерального и регионального компонентов, которые ежегодно обновляются за счет закупки учебной литературы по определенному плану Министерства образования и науки Республики Татарстан. Обеспеченность школьных библиотек федеральными учебниками составляет 92%, региональными - 99%. В библиотеках образовательных учреждений доля ветхой литературы составляет более 80%. Не хватает книг, входящих в программу обязательного чтения на русском языке, недостаточно книг по мировой художественной культуре, словарей, энциклопедической литературы. Результатом реализации федеральных программ по информатизации системы образования ("Электронная Россия", "Дети России", "Развитие
единой образовательной среды", национальный проект "Образование") стало заметное улучшение оснащенности школ техническими средствами информационно-коммуникационных технологий и доступом к сети Интернет. В настоящее время в 1345 школьных библиотеках республики есть компьютеры, 237 библиотек имеют выход в сеть Интернет, 134 библиотеки
подключены к локальной сети школы, в 1122 библиотеках имеется множительная техника. Ведется работа по созданию информационно-библиотечных образовательных центров (медиацентров) на базе школьных библиотек. 28 таких центров функционируют в 13 городах и районах республики (в гг. Казани, Набережные Челны, Нижнекамске,
Бугульме, Альметьевске, Зеленодольске, в Сабинском, Балтасинском, Арском, Ютазинском и других муниципальных районах).
Современные требования, предъявляемые к библиотечному обслуживанию учащихся, усложняют функции школьных библиотек. В то же время заработная плата библиотекарей остается на недопустимо низком уровне, по статусу библиотекари школьных библиотек отнесены к обслуживающему персоналу. Вузовские библиотеки Республики Татарстан развиваются более динамично. Это подтверждают и относительные показатели обращаемости, читаемости и посещаемости. Совокупный фонд вузовских библиотек насчитывает более 14 млн.экземпляров (по сравнению с 2000 годом увеличился на 3 млн.экземпляров). Это произошло в основном за счет значительного поступления учебной литературы, что, прежде всего, связано с аттестацией вузов и необходимостью оперативного решения проблем книгообеспеченности учебного процесса. Количество посещений вузовских библиотек на протяжении лет увеличивается (в 2008 году более
4 миллионов).
Задачи вузовских библиотек связаны с информационным обеспечением
образовательного процесса, научно-исследовательской и гуманитарно-просветительской деятельности. Поэтому одним из главных направлений в их работе является качественное комплектование фондов с учетом образовательных программ, учебных и научных планов вузов. Другое важное направление связано с оптимизацией традиционного справочного аппарата на основе информационных технологий, формированием собственных электронных ресурсов, а также обеспечением доступа к электронным ресурсам отечественных и зарубежных издательств. Актуальной является задача интеграции ресурсов вузовских библиотек в единое информационное научно-образовательное пространство. Этому способствует созданная в г. Казани корпоративная библиотечная сеть, в состав которой входят крупнейшие вузовские библиотеки, Национальная библиотека Республики Татарстан, Республиканская юношеская библиотека, библиотеки Казанского научного центра Российской академии наук. Вместе с тем вузовские библиотеки финансируются не в достаточной степени для приобретения в необходимом количестве компьютерного оборудования и современного программного обеспечения, поддерживающего интернет-технологии.
Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина является методическим центром для библиотек высших учебных и средних профессиональных учебных заведений Поволжья. Методическое объединение
библиотек высших учебных и средних профессиональных учебных заведений
Поволжья включает 20 библиотек высших учебных заведений и 20 библиотек средних профессиональных учебных заведений. Совокупный фонд библиотек средних профессиональных учебных заведений увеличился в основном за счет поступления художественной литературы и составляет к началу 2009 года более 1 млн.единиц хранения. В целом в развитии библиотек средних профессиональных учебных заведений также отмечаются положительные тенденции. Сеть библиотек системы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан включает в себя библиотеки 96 учреждений начального и среднего профессионального образования. Из них 85 - библиотеки учреждений начального профессионального образования (83 бюджетных и 2 автономных), 10 - библиотеки учреждений среднего профессионального образования (4 бюджетных и 6 автономных), 1 библиотека учреждения высшего профессионального образования. В учреждениях социального обслуживания имеются библиотечные уголки, фонд
которых укомплектован с помощью сотрудников, населения и благотворителей. Сеть библиотек системы Министерства здравоохранения Республики Татарстан находится в ведении Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр (далее - РМБИЦ). В его состав входят
47 библиотек-филиалов (из них 39 библиотек-филиалов при
Республиканской клинической больнице Республики Татарстан). РМБИЦ представляет собой современный отраслевой информационный центр, располагающий информационными ресурсами, техникой, а также квалифицированными библиотечными кадрами, ориентированными на работу именно в этой отрасли. В настоящее время услугами РМБИЦ пользуются более 45 тыс.читателей. Объем его библиотечного фонда составляет около
700 тыс.единиц. РМБИЦ издает библиографические и информационные пособия по медицинской тематике для различных категорий читателей. Актуальной для РМБИЦ является интеграция ресурсов медицинских библиотек Татарстана в единое информационное научное пространство. Таким образом, в развитии библиотечного дела в республике, предоставлении библиотечных услуг населению существует целый ряд проблем, требующих решения в рамках Программы: положения нормативно-правовых актов не соответствуют реалиям настоящего времени. Требует дальнейшего развития организационно-функциональная структура библиотечного дела Республики
Татарстан, пока недостаточное развитие получили процессы межведомственного взаимодействия; средства, направляемые на комплектование библиотечных фондов, не
соответствуют темпам их обновления и улучшения качественного состава согласно международным и российским стандартам. Необходимы усилия по обеспечению безопасности и сохранности библиотечных фондов; мало внимания уделяется созданию корпоративных электронных каталогов, позволяющих исключить дублирование ввода информации и обеспечить координацию деятельности библиотек различных систем; большая часть библиотек республики не обладает достаточной материально-технической базой, позволяющей эффективно удовлетворять информационные потребности различных категорий пользователей; требует внимания совершенствование кадрового потенциала отрасли,
развитие механизмов материального и морального поощрения работников библиотек, системы мер для закрепления молодых специалистов. Учитывая межотраслевой системный характер проблем развития библиотечного дела республики, для их решения нужен межведомственный комплексный подход на базе использования программно-целевых методов. Это позволит обеспечить эффективное решение системных проблем за счет
реализации комплекса мероприятий, взаимосвязанных по задачам, ресурсам и срокам. Использование программно-целевых методов позволит:
сконцентрировать ресурсы, выделяемые из бюджета Республики Татарстан, бюджета Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и привлекаемые из внебюджетных источников, на решении актуальных задач; повысить бюджетную эффективность расходов за счет межведомственной кооперации; улучшить координацию работ и ликвидировать дублирование в создании и использовании информационных ресурсов;
обеспечить решение интеграционных, межведомственных задач, без решения которых невозможно эффективное развитие библиотечного дела, задач управления библиотечным фондом, расширения партнерства, продвижения чтения среди населения. Таким образом, наилучшей формой решения задачи развития библиотечного дела Республики Татарстан представляется долгосрочная целевая программа "Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан
на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года", скоординированная с республиканской целевой программой "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан (2008-2010 годы)" и другими проектами, а оптимальным периодом ее реализации - 2010-2014 годы с перспективой до 2020 года. Реализация Программы может стать решающим фактором в развитии социальных процессов. На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей
могут повлиять следующие внешние факторы и риски: экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в комплектование библиотечных фондов, укрепление материально-технической базы библиотек, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности региона, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата; организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности государственных заказчиков Программы; технологические риски в решении отдельных задач.
Программа обеспечивает реализацию межведомственного взаимодействия, ставящую в центр внимания социальную направленность библиотечного обслуживания, и создание единого информационного пространства республики. II. Основные цели, задачи, важнейшие целевые показатели, сроки реализации Программы, а также индикаторы оценки результатов в разрезе целей и задач Основными целями Программы являются создание эффективной системы
библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации и
знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: актуализация правового и методического обеспечения деятельности библиотек; развитие организационно-функциональной структуры библиотечного дела в республике; развитие и укрепление партнерства библиотек с музеями, архивами,
научными, образовательными и социальными учреждениями; создание современной модели библиотечных фондов;
создание комплексной системы сохранности и безопасности библиотечных фондов, находящихся на территории республики, как части общекультурного наследия и информационного ресурса с использованием современных технологий и технических средств; обеспечение единого информационного пространства библиотек республики, создание информационной системы библиотечной сети Республики Татарстан; модернизация и автоматизация рабочих мест;
обеспечение библиотек современным оборудованием для их эффективного функционирования, безопасного и комфортного пребывания пользователей; расширение культурно-просветительской деятельности библиотек по продвижению чтения и книги; развитие библиотек как центров научных и социокультурных коммуникаций; совершенствование работы библиотек по организации досуга и привлечению к чтению категорий населения, требующих социальной поддержки; изучение чтения как социокультурного процесса; мониторинг текущих и перспективных потребностей в кадрах для библиотечно-информационных учреждений всех типов; совершенствование структуры и содержания системы многоуровневого
непрерывного профессионального образования с включением в подготовку ведущих специалистов отрасли; совершенствование системы закрепления специалистов библиотечно-информационных учреждений. Целевыми показателями (индикаторами) выполнения указанных задач являются: Сроки реализации Программы: 2009-2014 годы и на перспективу до 2020 года. III. Перечень программных мероприятий В соответствии с поставленными целями и задачами предусмотрена реализация комплекса программных мероприятий, приведенных в приложении 1 к Программе: 1. Совершенствование правового и методического обеспечения деятельности библиотек. Для осуществления этого раздела Программы необходимы: актуализация правового и методического обеспечения деятельности библиотек посредством разработки: нормативов ресурсного обеспечения библиотек различных типов,
моделей "ядра" фонда библиотек различных типов,
модельных стандартов библиотек различных типов;
развитие организационно-функциональной структуры библиотечного дела в республике посредством: создания на базе Министерства культуры Республики Татарстан межведомственного координационного библиотечного совета, включающего представителей библиотек различных уровней и ведомств, органов исполнительной власти, общественных объединений, разработки положения о совете и регламентов взаимодействия,
организации мониторинга состояния библиотек различных типов и различной ведомственной принадлежности, проведения паспортизации библиотек; развитие и укрепление партнерства библиотек с музеями, архивами,
научными, образовательными и социальными учреждениями посредством: разработки и реализации специальных программ и проектов по проведению совместных мероприятий, республиканских научно-практических и культурных акций, ежегодного выделения в общем объеме расходов и доходов Министерства образования и науки Республики Татарстан ассигнований на разработку и реализацию специальных программ и проектов по проведению
совместных мероприятий. Реализация мероприятий позволит снизить ведомственную разобщенность библиотек, повысить эффективность использования совокупных информационных ресурсов. 2. Эффективное управление библиотечными фондами. Реализация этого раздела Программы предполагает: создание современной модели библиотечных фондов посредством:
гарантированного централизованного комплектования фондов общедоступных библиотек республики документами на различных носителях, обеспечения целевого комплектования фондов библиотек национальными, краеведческими, отраслевыми изданиями, в том числе выделение ассигнований на реализацию мероприятий Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы с учетом приобретения социально значимой литературы, выпускаемой государственными издательствами "Татарское книжное издательство" и "Магариф",
организации ежегодной централизованной подписки на базовый комплект республиканских периодических изданий для муниципальных библиотек и библиотек общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, создания базы данных "говорящих книг" для слепых и слабовидящих и предоставления доступа пользователям к информации на флэш-носителях,
изготовления тактильных рукодельных книг для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста; создание комплексной системы сохранности и безопасности библиотечных фондов, расположенных на территории республики, как части культурного наследия посредством: оснащения библиотек средствами, необходимыми для безопасности и сохранности фондов, создания страхового фонда копий редких и особо ценных документов
в библиотеках путем микрофильмирования и оцифровки, создания республиканского центра реставрации и консервации библиотечных фондов на базе Национальной библиотеки Республики Татарстан. Увеличение объема поступлений, в том числе изданий на электронных носителях, а также улучшение характеристик обновляемости фондов наряду с другими направлениями работы, предусмотренными Программой, к 2014 году позволит значительно обновить фонды библиотек
республики, повысить их качественные характеристики и, как результат,
увеличить число пользователей библиотек. Качественная организация библиотечных фондов формирует интеллектуальный стратегический ресурс,
определяющий уровень социально-экономического развития республики. Поэтому оптимальное сбалансированное комплектование - важный приоритет развития не только библиотек, но и республики в целом. Необходимо существенное увеличение расходов на подписку и комплектование лучшими изданиями в печатном и электронном форматах. Реализация мероприятий по безопасности и сохранности библиотечных фондов, создание республиканского центра реставрации и консервации библиотечных фондов на базе Национальной библиотеки Республики Татарстан позволит сберечь для будущих поколений культурное
наследие республики как источник пополнения духовных сил общества и сохранения коллективной памяти. 3. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере библиотечного дела. Реализация этого раздела Программы предполагает развитие в двух направлениях: обеспечение единого информационного пространства библиотек республики, создание информационной системы библиотечной сети Республики Татарстан посредством внедрения и развития: информационной подсистемы автоматизации библиотечных процессов,
сводного электронного каталога библиотек Республики Татарстан,
электронных читальных залов,
службы виртуальной справки,
подсистемы единого читательского абонемента;
модернизация и автоматизация рабочих мест посредством:
монтажа структурированных кабельных систем и обеспечения сетевым оборудованием, подключения к Государственной интегрированной системе телекоммуникаций Республики Татарстан, оснащения компьютерной техникой и оборудованием (с применением технологии терминального доступа "тонкий клиент"). Реализация указанных мероприятий будет способствовать повышению количественного и качественного уровня библиотечных услуг, предоставляемых населению республики, благодаря применению информационно-коммуникационных технологий; расширению возможности доставки пользователям необходимой информации путем доступа к сети Интернет и создания службы виртуальной справки; увеличению объема информации, размещенной на сайтах библиотек, что сделает доступной для
широкого числа пользователей необходимую информацию. Развитие сетевых технологий взаимодействия библиотек, создание сводного электронного каталога обеспечит скоординированные действия библиотек по комплектованию, распределению фондов, планированию и развитию инфраструктуры; позволит эффективно управлять качеством фондов и снизить затраты на создание библиографической информации; позволит формировать единую информационную систему библиотек, исключающую ведомственные и иные барьеры и обеспечивающую интеграцию в
общероссийский и мировой культурные процессы. 4. Модернизация материально-технической базы общедоступных библиотек. Реализация этого раздела Программы предполагает: строительство, реконструкцию и проведение капитального ремонта зданий и помещений библиотек, в том числе строительство нового здания
Национальной библиотеки Республики Татарстан (перечень основных
мероприятий указан в приложении 2 к Программе),
создание в каждом муниципальном районе модельных библиотек;
обеспечение библиотек современным оборудованием в целях эффективного функционирования, безопасного и комфортного пребывания пользователей, в том числе: приобретение комплектов специализированного оборудования и мебели (стеллажей, выставочного оборудования, компьютерных столов и
др.), приобретение оргтехники (ксерокс, принтер, сканер),
приобретение библиобусов для республиканских и муниципальных библиотек, телефонизация общедоступных библиотек,
обеспечение средствами пожарной и охранной сигнализации,
обеспечение библиотек специализированным оборудованием и материально-техническими средствами для доступа инвалидов и групп пользователей с ограниченной мобильностью, модернизация издательского тифлоинформационного комплекса Республиканской специальной библиотеки для слепых по выпуску изданий на специальных носителях для слепых и слабовидящих людей, создание синтезатора речи на татарском языке.
Реализация мероприятий позволит обеспечить библиотеки площадями,
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|