Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 23.09.2013 № 417

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

 

от 23 сентября 2013 года № 417

г.Саранск

 

 

Об утверждении государственной программы

"Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года"

 

(В редакции постановлений Правительства Республики Мордовия

от 03.03.2014 г. № 91; от 12.05.2014 г. № 217; от 21.07.2014 г. № 339;

от 09.09.2014 № 431; от 24.11.2014 № 574; от 22.12.2014 № 658;

от 31.12.2014 № 683; от 30.03.2015 № 174; от 12.05.2015 № 265;

от 20.07.2015 № 433; от 28.09.2015 № 546; от 28.09.2015 № 554;

от 04.12.2015 № 676; от 10.12.2015 № 696; от 21.12.2015 № 719;

от 29.01.2016 № 31; от 29.02.2016 № 113; от 25.04.2016 № 215;

от 30.05.2016 № 285)

 

В целях достижения высоких стандартов благосостояния населения Республики Мордовия и обеспечения сбалансированного экономического развития и конкурентоспособности экономики Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Утвердить государственную программу "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года" (далее - Государственная программа).

2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство экономики Республики Мордовия.

3. Установить, что объемы финансирования мероприятий Государственной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

    

    

И.о. Председателя Правительства

Республики Мордовия В. Сидоров

     

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 23 сентября 2013 года № 417

 

Государственная программа

"Экономическое развитие

Республики Мордовия до 2018 года"

 

(В редакции постановлений Правительства Республики Мордовия

от 03.03.2014 г. № 91; от 12.05.2014 г. № 217; от 21.07.2014 г. № 339;

от 09.09.2014 № 431; от 24.11.2014 № 574; от 22.12.2014 № 658;

от 31.12.2014 № 683; от 30.03.2015 № 174; от 12.05.2015 № 265;

от 20.07.2015 № 433; от 28.09.2015 № 546; от 28.09.2015 № 554;

от 04.12.2015 № 676; от 10.12.2015 № 696; от 21.12.2015 № 719;

от 29.01.2016 № 31; от 29.02.2016 № 113; от 25.04.2016 № 215;

от 30.05.2016 № 285)

 

Паспорт

Государственной программы "Экономическое развитие

Республики Мордовия до 2018 года"

 

Ответственный исполнитель Программы

Министерство экономики Республики Мордовия

Соисполнители Программы

Минпромнауки Республики Мордовия;

Минстрой Республики Мордовия;

Минсельхозпрод Республики Мордовия;

Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия

Подпрограммы Программы

Подпрограмма «Совершенствование государственной экономической политики в Республике Мордовия на 2016-2018 годы;

Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016-2018 годы (Введена - Постановление Правительства Республики Мордовия от 29.01.2016 № 31)

Программно- целевые инструменты Программы

Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы;

Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011-2015 годы;

Республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013-2018 годы

Цели Программы

рост жизненного уровня населения через ускорение инвестиционного развития республики, повышающего ее инвестиционную и инновационную привлекательность в конкурентной среде российских регионов;

совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций;

улучшение предпринимательского климата и конкурентной среды;

равноправная интеграция Республики Мордовия в мировое экономическое пространство и в систему межрегиональных экономических отношений для эффективного и рационального использования в интересах республики преимуществ международного разделения труда, построения современной инфраструктуры, обеспечивающей высокоэффективную кооперацию в области внешнеэкономических связей

Задачи Программы

обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности организаций; разработка и реализация мер, направленных на стимулирование притока частных инвестиций в экономику республики;

реализация мероприятий, направленных на увеличение инвестиций в малое и среднее предпринимательство республики и развитие механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

формирование позитивного имиджа Республики Мордовия как инвестиционно привлекательной территории, открытой для международного и межрегионального сотрудничества;

привлечение дополнительных источников финансирования инвестиционных потребностей;

создание условий для развития конкуренции и снятия излишней административной нагрузки на бизнес;

формирование и ведение реестров государственных и муниципальных услуг (функций);

разработка (внесение изменений) и принятие административных регламентов исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг;

создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в муниципальных районах республики, соответствующих установленным требованиям;

расширение программно-целевого метода бюджетных расходов;

развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей для обеспечения дальнейшего роста экономики региона, в т.ч. за счет расширения рынков сбыта и наращивания экспорта продукции;

дальнейшее развитие и повышение эффективности выставочно-конгрессной и презентационной деятельности.

Целевые индикаторы и показатели Программы

достижение в 2018 году роста по отношению к 2015 году:

валового регионального продукта - 117,8%;

индекса промышленного производства - 117,4%;

валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств - 112,7%;

инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 123,2%;

экспорта продукции - 119,9%;

индекса производительности труда - 121,8%;

реальной заработной платы - 120,2%;

реальных располагаемых денежных доходов населения - 111,4%;

номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника - 143,9%;

создать и модернизировать за 2016-2018 годы 6231 высокопроизводительных рабочих мест в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов организаций;

достижение в 2018 году:

количества внедренных и реализованных составляющих Стандарта развития конкуренции в Республике Мордовия - 7 единиц;

доли безработных в общей численности экономически активного населения - 0,9;

уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - не менее 90%;

доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - не менее 70%;

среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности - до 2;

среднего времени ожидания в очереди при обращении заявителя в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг - до 15 минут;

доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг - не менее 90 процентов.

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется с 2014 по 2018 годы

Объемы финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2014-2018 годах составляет 118 676 268,3 (115 017 889,5*) тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 35 520 999,1 (34 679 314,3*) тыс. рублей;

в 2015 году - 37 235 560,8 (36 352 622,1*) тыс. рублей;

в 2016 году - 27 456 999,6 (26 507 790,0*) тыс. рублей;

в 2017 году - 9 255 777,9 (8 740 294,3*) тыс. рублей;

в 2018 году - 9 206 931,0 (8 737 868,8*) тыс. рублей;

из них средства:

федерального бюджета - 21 076 668,7 (20 743 530,0*) тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 6 536 874,9 (6 364 330,0*) тыс. рублей;

в 2015 году - 5 336 793,8 (5 228 200,0*) тыс. рублей;

в 2016 году - 5 764 100,0 (5 712 100,0*) тыс. рублей;

в 2017 году - 1 719 450,0 (1 719 450,0*) тыс. рублей;

в 2018 году - 1 719 450,0 (1 719 450,0*) тыс. рублей;

республиканского бюджета Республики Мордовия - 5 815 661,5 (3 573 559,5*) тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 1 806 436,6 (1 522 244,3*) тыс. рублей;

в 2015 году - 1 896 390,6 (1 500 672,1*) тыс. рублей;

в 2016 году - 590 275,4 тыс. рублей;

в 2017 году - 789 917,9 (276 534,3*) тыс. рублей;

в 2018 году - 732 641,0 (274 108,8*) тыс. рублей;

внебюджетных источников - 91 783 938,2 (90 700 800,0*) тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 27 177 687,6 (26 792 740,0*) тыс. рублей;

в 2015 году - 30 002 376,4 (29 623 750,0*) тыс. рублей;

в 2016 году - 21 102 624,2 (20 795 690,0*) тыс. рублей;

в 2017 году - 6 746 410,0 (6 744 310,0*) тыс. рублей;

в 2018 году - 6 754 840,0 (6 744 310,0*) тыс. рублей.

* Финансирование мероприятий и проектов на указанную сумму осуществляется в рамках других государственных программ Республики Мордовия

(Часть в редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 30.05.2016 № 285)

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:

создать условия для долгосрочного устойчивого экономического развития, обеспечить повышение инвестиционной и инновационной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства, активизации частных инвестиций, рост конкурентоспособности экономики за счет модернизации базовых отраслей, развития инновационного сектора, высокотехнологичных производств, человеческого потенциала, увеличение производительности труда, развитие малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики на основе снижения административных барьеров, создать благоприятные условия для роста реальных располагаемых денежных доходов населения и на этой основе повысить качество и уровень жизни населения Республики Мордовия

 

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

Экономическое развитие Республики Мордовия в последние годы характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Предпринимаемые меры по улучшению предпринимательского климата, стимулированию экономической активности и экономического роста, поддержке инновационного развития, повышению качества государственного и муниципального управления способствуют созданию условий для повышения качества и уровня жизни населения.

Республика располагает значительным производственным и научно-исследовательским потенциалом, в настоящее время характеризуется как регион с хорошей экологией, благоприятной средой для ведения бизнеса.

Мордовия занимает удобное транспортно-географическое положение на пересечении важных железнодорожных и автомагистралей. Эксплуатационная длина железнодорожных путей - 550 км. Протяженность автомобильных дорог составляет 6,7 тыс. км. В столице Мордовии расположен аэропорт, способный принимать самолеты грузоподъемностью до 100 тонн.

Сформирован благоприятный климат для привлечения инвестиций: полный охват территории всеми видами связи, включая Интернет, цифровое телевидение, стопроцентная газификация, развитая социальная, инженерная и транспортная инфраструктура, активная государственная поддержка инвестиционной деятельности, максимально возможные льготы инвесторам.

По результатам субнационального исследования "Ведение бизнеса в России - 2012", проведенного Всемирным Банком, город Саранск занял 2 место в общем рейтинге среди 30 городов - столиц субъектов России.

В рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года завершена реализация Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы, которая позволила за последние пять лет обеспечить рост экономики на 13%, увеличить объемы промышленного производства в 1,5 раза, сельскохозяйственного производства - в 1,2 раза, инвестиций в экономику - в 1,4 раза, собственных доходов республиканского бюджета - в 1,6 раза. Реализовано более 200 инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 120 млрд. рублей. Создано и сохранено более 30 тысяч рабочих мест.

По объемам ВРП в расчете на душу населения (по стат. данным за 2011 год) республика заняла 10 место среди регионов Приволжского федерального округа, опережая Чувашскую Республику, Республику Марий Эл, Кировскую и Пензенскую области, и 44 место в России. Объем валового регионального продукта в 2012 году (по оценке) составил более 138 млрд. рублей с темпом роста к предыдущему году 101,5 процента. В 2010 и 2011 годах рост ВРП составлял соответственно 104,8 и 109,4 процента.

Республика относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации. В экономике ведущая роль принадлежит промышленности, доля которой в валовом региональном продукте по оценке в 2012 году составила 29,3 процента. На долю сельскохозяйственного производства, включая лесное хозяйство, охоту и рыболовство, приходится 12,5% валового регионального продукта. В структуре ВРП 13,1% занимает строительство, 11,8% - торговля и общепит, 8,3% - транспорт и связь.

Промышленность республики специализируется на выпуске электротехнической продукции (включая светотехническое производство, электронное, оптическое оборудование), широкого спектра кабельной продукции, продукции транспортного машиностроения (вагоностроения), производстве строительных материалов, а также продукции перерабатывающей промышленности. Важное значение для развития промышленности имеет инновационная активность организаций. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции составляет более 20 процентов.

Наиболее крупными промышленными организациями являются холдинг "Оптикэнерго", ОАО "Электровыпрямитель", ОАО "Саранский завод "Резинотехника", ОАО "Саранский телевизионный завод", ОАО "Орбита", ОАО "Биохимик", ЗАО "Рузаевский стекольный завод", ООО "ВКМ-Сталь". Крупнейшее предприятие транспортного машиностроения - ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии". Основная доля в производстве строительных материалов принадлежит ОАО "Мордовцемент", который является одним из крупнейших в России производителей фасованного и нефасованного цемента, сухих строительных смесей, и ОАО "Лато" - производитель шифера, асбестоцементных и хризотилцементных труб, современного импортозамещающего строительного материала - фиброцементных плит. Наиболее крупные организации, производящие пищевые продукты - мясоперерабатывающие комплексы, входящие в состав ЗАО "Талина", ООО "Юбилейное", пивоваренная компания ОАО "САН ИнБев" Саранский филиал, ООО "ЛВЗ "Саранский", ООО "ЛВЗ Кристалл-Лефортово", ОАО "МордовспиртЪ", ОАО "Ламзурь", ОАО "Молочный комбинат "Саранский", ООО "Сыроваренный завод "Сармич", ОАО "Сыродельный комбинат "Ичалковский", ОАО Консервный завод "Саранский".

В 2012 году индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 101,2 процента.

Важным направлением является развитие инноваций и новых технологий. Утверждена государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы, предусматривается разработка Стратегия инновационного развития на период до 2020 года.

Одним из основных инновационных проектов является федеральный технопарк в сфере высоких технологий, объединивший существующую инновационную инфраструктуру и инновационно-активные организации республики в единый механизм. В настоящее время введен центр экспериментального производства и начато строительство Инжинирингового центра волоконной оптики и оптоэлектроники. Три инновационных проекта Технопарка в области силовой электроники и оптического волокна стали резидентами инновационного центра "Сколково".

Активно реализуется кластерная политика. Программа развития кластера "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением" вошла в первую группу инновационных территориальных кластеров, которые будут поддержаны на федеральном уровне. Кластер включает в себя ведущие производственные, научные и инфраструктурные организации республики с ежегодным объемом производства около 5 млрд. рублей, которые выпускают свыше 30% всей производимой в России светотехнической и полупроводниковой продукции и занимают порядка 10% российского рынка в данном сегменте. Предполагается к 2016 году увеличить объемы производства в 4 раза, сократить долю импорта в 2 раза (с 70 до 35%) и создать более 10 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

Развивается кластер по производству кабельных изделий, ежегодный объем производства превышает 10 млрд. рублей. Его доля на рынке кабельной продукции России составляет 8%, а по ряду изделий - 100%. Организации кластера основную ставку делают на выпуск новой, уникальной для России продукции - волоконно-оптического кабеля, встроенного в грозозащитный трос, электрических кабелей для сверхопасных сред, а также высоковольтных проводов повышенной надежности, долговечности и электропроводности, которые являются единственными в России.

Кластер вагоностроения - единственный в стране комплекс, производящий широкий спектр грузовых вагонов. Номенклатурный ряд освоенных в серийном производстве вагонов составляет 48 моделей, в том числе: вагоны-цистерны, полувагоны, вагоны-хопперы, платформы, вагоны-самосвалы и другие. В настоящее время в стадии разработки и освоения находятся до 20 моделей. Организации кластера обеспечивают выпуск продукции на сумму более 20 млрд. рублей. Доля кластера на рынке грузовых вагонов России - около 15 процентов.

Развиваются кластеры: по производству строительных материалов, по производству цемента занимает около 10% российского рынка, ежегодный объем выпуска продукции порядка 20 млрд. рублей; по производству сыров с применением биотехнологий - ежегодный объем производства сыра составляет около 15 тыс. тонн широкого ассортимента, доля на рынке сыров России около 13 процентов.

Реализованы значимые для экономики республики проекты.

В республике строится Технопарк - один из тринадцати технопарков России, входящих в комплексную Государственную программу "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". Технопарк объединит существующую инновационную инфраструктуру и инновационно-активные предприятия в единый механизм, создаст дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ.

В рамках проекта на сегодняшний день введены в эксплуатацию:

DATA-центр класса Tier-4 (2011 г.), представляющий собой бизнес-платформу развития информационных и коммуникационных технологий общероссийского уровня.

Инновационно-производственный комплекс (2012 г.), который станет центром отработки технологии получения активных волоконных световодов с сердцевиной, содержащей нанокристаллы, а также научной и производственной базой для создания газоразрядных и твердотельных источников света и светотехнической электроники.

Идет формирование ключевых специализированных центров коммерциализации инновационных технологий: Центра энергосберегающей светотехники, Центра нанотехнологий и наноматериалов, Центра энергосберегающей светотехники, Центра экспериментального производства, Инжинирингового центра оптоэлектроники и Центра разработки программных продуктов, Центра проектирования инноваций и др.

Введены новый цементный завод производительностью 6 тыс. тонн клинкера в сутки, завод по производству гипса, построена новая технологическая линия по производству цемента "полусухим способом" (ОАО "Мордовцемент"), запущено первое в стране импортозамещающее предприятие по производству отечественных пероксидосшиваемых полиэтиленовых компаундов для изоляции силовых кабелей среднего напряжения (ЗАО "Лидер-Компаунд"), работает совместное российско-испанское предприятие (ООО "Сармат") по производству арматуры для волоконнооптических кабелей, не имеющей аналогов в стране, и российско-корейское предприятие (ООО "Непес Рус") по производству широкого спектра светодиодных светильников.

Производственный и научный потенциал предприятий республики обеспечили создание в г. Саранске центра вагоностроения России и формирование Управляющей Компании ОАО "Русская корпорация транспортного машиностроения". Реализован крупнейший проект - создание производства крупного вагонного литья на базе ООО "ВКМ-Сталь" с участием ГК "Внешэкономбанк".

При поддержке Инвестиционного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия реализован инвестиционный проект "Создание сыроваренного завода по производству твердых сыров мощностью 250 тонн молока в сутки" ООО "Сыроваренный завод "Сармич" (Инсарский район), завод по выпуску твердых сыров мощностью 8,3 тыс. тонн сыра, производимого по самым современным технологиям. Ведется реализация проекта "Строительство комбикормового завода в Рузаевском районе Республики Мордовия" ООО "Агросоюз-КомЭл".

Важное значение имеет реализация инвестиционных проектов промышленной группы "Оптикэнерго". Это проекты по организации производства алюминиевых сплавов, по производству волоконно-оптических кабелей, встроенных в грозозащитный трос, нового поколения и волоконно-оптических кабелей типа "волокно в дом", по которым предприятие является единственным производителем в России.

Реализуется проект по производству энергосберегающих светильников на основе светодиодов, высокотехнологичной продукции на основе карбида кремния (ОАО "Электровыпрямитель").

Создается (с участием ОАО "Газпромбанк" и РОСНАНО) первое в стране производство оптического волокна, что исключит необходимость приобретения его за рубежом (ЗАО "Оптиковолоконные системы").

Создается крупнотоннажное промышленное производство изделий из полимерно-армированных композиционных материалов в ЗАО "АРПОКО-МОРДОВКОМПОЗИТ".

Реализуется инвестиционный проект ООО "Гофрапак" по строительству современного завода по производству гофрокартона и транспортной гофроупаковки мощностью 48 млн. кв. м в год.

В ЗАО "Плайтерра" начата реализация проекта по производству ламинированной фанеры объемом 20 тыс. куб. м в год.

Заканчивается строительство первой очереди товарной свинофермы на 4800 свиноматок с объемом производства свинины более 12 тыс. тонн в год, в результате в общественном секторе практически удвоится поголовье свиней.

С 2005 года в Республике Мордовия развивается бизнес по выращиванию роз. Построены две очереди тепличного комплекса в п. Кадошкино и одна очередь в п. Теньгушево максимальной производительностью 15 миллионов роз в год. Планируется дальнейшее строительство производственных площадей. В итоге Республика Мордовия будет являться крупнейшим производителем срезанных цветов в России, занимая около 15% российского рынка.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности" ведется работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Образован Совет по улучшению инвестиционного климата при Главе Республики Мордовия. Это один из институтов, позволяющий сделать власть более открытой, а принимаемые решения прозрачными.

Одним из основных приоритетов является развитие агропромышленного комплекса. Республика стабильно занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО и России по объему произведенной продукции сельского хозяйства в расчете на 1 жителя (в 2012 году 5 место в России и 1 - в ПФО), в том числе по показателям производства мяса (9 и 1 места соответственно), молока и яиц (2 и 1 места) на 1 жителя, и не только полностью обеспечивает себя своими продуктами питания, но и свыше 60 процентов поставляет за пределы.

Сельское хозяйство республики представлено растениеводством, животноводством мясомолочного направления и птицеводством. Растениеводство специализируются на производстве зерна, сахарной свеклы, зеленого горошка. Животноводство в республике производит более 55% валовой продукции сельского хозяйства. Приоритетными направлениями животноводства являются мясо-молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

К началу 2013 года в республике функционировали 86 крупных и средних сельскохозяйственных организаций, 1136 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ).

За период с 2006 по 2012 год построено и реконструировано 128 объектов агропромышленного комплекса, в том числе 76 - в молочном производстве, 22 - в свиноводстве, 10 - по откорму КРС и 9 - в птицеводстве и другие.

Четыре крупнейших организации агропромышленного комплекса - ОАО "Агрофирма "Октябрьская", ОАО "Птицефабрика "Атемарская", ОАО "Птицефабрика "Чамзинская" и ГУП Республики Мордовия "Тепличное" - входят в число лучших организаций данного сектора в России.

Введено инновационное, полностью компьютеризированное производство по переработке куриного яйца ЗАО "Рузово", рассчитанное на переработку 1 млн. штук куриных яиц в сутки. Фабрика не имеет аналогов в Российской Федерации, как по объемам производства, так и качественным параметрам выпускаемой продукции; введен ООО "Мясоперерабатывающий комплекс "Норовский" производственной мощностью более 5 тыс. тонн мяса в год.

Реализуются проекты по модернизации и расширению действующего производства кондитерских изделий до 50 тыс. тонн в год (ОАО "Ламзурь"), реконструкции сахарного завода по увеличению мощности переработки сахарной свеклы до 8500 тонн в сутки (ООО "Ромодановосахар"), строительству птицефермы по выращиванию бройлеров и мясоперерабатывающего комплекса по переработке птицы мощностью 90 тыс. тонн в год в Чамзинском районе Республики Мордовия (ООО "Юбилейное"), реконструкции и строительству инкубатора, корпусов доращивания и откорма для производства мяса индейки (ООО "Норовская индейка").

На развитие агропромышленного сектора из бюджетов всех уровней за 2006 - 2012 годы выделено около 17,4 млрд. рублей, в том числе федерального бюджета - 12,7 млрд. рублей. В 2012 году объем государственной поддержки сельского хозяйства из бюджетов всех уровней составил 3,7 млрд. рублей, в том числе из федерального - 2,7 млрд. рублей, республиканского бюджета - 945,6 млн. рублей.

С 2013 года в республике начата реализация Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Реализуются ведомственные целевые программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств в Республике Мордовия на период 2012 - 2014 годы", "Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия на период 2012 - 2014 годы".

По состоянию на 31 декабря 2012 года в республике зарегистрировано 117 средних организаций. Наиболее характерной для них являлась деятельность в области сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (39,3% от общего количества). Значительная доля относилась к обрабатывающим производствам - 17,9%, строительной деятельностью занимались 16,2% организаций.

Количество малых организаций (без микропредприятий) по состоянию на 1 января 2012 года составляло 1227 единиц. Малые организации в основном занимались оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (23,3% от общего количества малых предприятий); операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 19,8%; строительством - 16,3 процента.

В 2012 году средняя численность работников средних организаций составила 13669 человек, малых - 35940 человек.

Среднемесячная заработная плата работников средних организаций за 2012 год составила 14545,5 рубля (среднемесячная заработная плата работников малых организаций - 10617,9 рубля). На средних и малых организациях наиболее высокий уровень заработной платы сложился в организациях финансовых видов деятельности.

Оборот средних организаций за 2012 год составил 22,8 млрд. рублей, малых - 44,8 млрд. рублей. 40,1% оборота средних организаций и 44,2% оборота малых организаций приходилось на предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Инвестиции в основной капитал средних организаций в 2012 году составили 1,8 млрд. рублей, малых - 2,9 млрд. рублей. Наибольшие объемы вложений средних организаций были направлены в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 57,8%, малых организаций - в обрабатывающие производства (76,7%).

Положительной динамикой характеризуется развитие потребительского рынка, за последние пять лет оборот розничной торговли по всем каналам реализации увеличился в 1,3 раза, что обусловлено ростом доходов населения, повышением уровня доступности и улучшением качества предлагаемых организациями торговли товаров. В 2012 году оборот розничной торговли на душу населения в республике составил 71 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза.

На территории республики фактическая обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек в 2012 году составляла 405,1 кв. м (при нормативе - 410,9 кв. м). По сравнению с 2008 годом торговые площади увеличились на 200,2 тыс. кв. м или в 1,9 раза.

В 2012 г. на территории Республики Мордовия осуществляли свою деятельность 36292 предпринимателей в сфере оптовой торговли (21451 юридических лиц, 14841 индивидуальных предпринимателей). 73,4% оптового товарооборота приходится на крупные и средние организации оптовой торговли. Объем оборота оптовой торговли за 2008 - 2012 годы увеличился в 2,1 раза и составил в 2012 году 56,3 млрд. рублей.

Уровень обеспеченности населения республики организациями общественного питания составляет 67 посадочных мест в расчете на 1000 человек при нормативе - 40, а обеспеченность доступными организациями общественного питания составляет 22 единицы или 55% от нормативного значения. В 2012 году в Республике Мордовия функционировало 836 организаций общественного питания на 56,6 тыс. посадочных мест.

За 2008 - 2012 годы оборот общественного питания увеличился в 2,1 раза.

Основная цель развития внешнеэкономической деятельности - равноправная интеграция Республики Мордовия в мировое экономическое пространство и в систему межрегиональных экономических отношений.

Внешнеторговый оборот Республики Мордовия в 2012 году составил 425,2 млн. долл. США (101% к уровню 2011 года), в том числе, со странами дальнего зарубежья - 230,7 млн. долл. США (89,7%), со странами СНГ - 194,5 млн. долл. США (118,3%).

Экспорт товаров составил 146,5 млн. долл. США (71,1%), импорт - 278,7 млн. долл. США и вырос на 29,4% по сравнению с 2011 годом. Основными продуктами экспорта в отчетном периоде являлись подвижной состав и его части, алюминий и изделия из него, фанера и изделия из нее, а также электрические машины и оборудование, черные металлы, продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений, резина и изделия из нее.

Основными партнерами Мордовии по экспорту являлись: среди стран СНГ - Беларусь (45,9% общего объема экспорта и 71,8% экспорта в страны СНГ), основная поставляемая продукция - подвижной состав и его части, среди стран дальнего зарубежья - Италия (9,8% общего объема экспорта и 27% экспорта в страны дальнего зарубежья), в эту страну экспортировался алюминий и изделия из него, электрические машины и оборудование, древесина и изделия из нее.

Импортировались в республику оборудование и механические устройства, части ж/д вагонов, средства наземного транспорта, готовые корма для животных, электрические машины и оборудование, пластмассы и изделия из них.

Основными торговыми партнерами республики по импорту являлись: среди стран ближнего зарубежья - Украина (удельный вес в общем объеме импорта составил 22,5%, в импорте из стран СНГ - 62%), основная продукция по импорту - комплектующие для подвижного состава, импортируемые для ОАО "Рузхиммаш", среди стран дальнего зарубежья - Германия (30,6% общего объема импорта и 47,9% импорта из стран дальнего зарубежья), основная статья импорта - промышленное оборудование и механические устройства.

В рамках межрегиональных экономических связей действуют 29 межправительственных соглашений. В 2012 году организациями Республики Мордовия заключено 8,8 тыс. договоров, по которым отгружено продукции на сумму 50,5 млрд. рублей (112,6% к 2011 году). Наиболее активно межрегиональное сотрудничество осуществляется с г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородской, Самарской, Московской, Саратовской, Ульяновской, Свердловской, Пензенской областями, республиками Татарстан и Чувашия.

Большое значение придается развитию выставочно-конгрессной и презентационной деятельности, как одному из механизмов продвижения продукции организаций региона, активизации экономических связей с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами, формирования положительного имиджа и эффективного представления потенциала региона.

Организацию выставочно-конгрессной и презентационной деятельности осуществляют Министерство экономики Республики Мордовия, Торгово-промышленная палата Республики Мордовия, ООО "Мордовэкспоцентр", организации республики, а также в меньших объемах министерства, ведомства и другие структуры республики.

На территории ООО "Мордовэкспоцентр" ежегодно организуются выставочные проекты: "Деловая Мордовия", "Энергоресурсосбережение, связь и инфокоммуникации", "Здоровая нация - крепкое государство", "Стройиндустрия и инновационные технологии в сфере ЖКХ", "Образование и карьера", "Народные художественные промыслы и ремесла финно-угорских народов", Православная выставка-ярмарка "На земле святого праведного воина Феодора Ушакова", "С днем рождения, Саранск!".

В 2012 году в Республике Мордовия организовано 50 выставочно-конгрессных мероприятий, в которых приняли участие 2394 экспонента из 30 регионов России, Украины, Беларуси, Израиля. Общая занимаемая площадь составила 25,7 тыс. кв. м. В рамках выставок организовано 25 конгрессных мероприятий.

Торгово-промышленная палата Республики Мордовия проводит активную политику по организации экономических миссий. За период 2007 - 2012 годы проведено 11 экономических миссий в регионы России (Челябинскую, Самарскую, Пермскую, Кемеровскую, Саратовскую, Оренбургскую области) и зарубежье (Казахстан (Астана), Беларусь (Минск, Могилев, Витебск).

 

Развитие социальной сферы

 

Демографическая ситуация в республике характеризуется снижением численности постоянного населения, как за счет естественной убыли, так и вследствие миграционного оттока. На 1 января 2013 года численность постоянного населения составила 815,6 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с соответствующей датой 2008 года на 36,1 тыс. человек. При этом на 1000 человек населения в 2012 году естественная убыль составила -4,5 (-3745 чел.); миграционная убыль на 10000 человек населения составила -38,2 (-3143 чел.).

В 2012 году показатели рождаемости и смертности несколько улучшились. Было зарегистрировано 8180 новорожденных, по сравнению с 2011 годом число родившихся увеличилось на 262 человека или на 3,3 процента. Общий показатель рождаемости составил 10 родившихся на 1 тыс. человек населения, на 5,3% выше, чем в 2011 году. Общий коэффициент смертности снизился на 2% и составил 14,5 умерших на 1 тыс. человек населения. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 70,71 года. Вместе с тем, смертность превышает рождаемость.

Наряду с сокращением численности населения продолжается его дальнейшее старение. На начало 2012 года, удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения составил 24,1 процента. Доля населения моложе трудоспособного возраста - 14,5% от общей численности населения. Численность трудоспособного населения в 2011 году составила 507,2 тыс. человек (61,4%). По состоянию на 1 января 2012 года на 1000 человек трудоспособного населения приходилось 627 лиц нетрудоспособного возраста.

Сложившаяся демографическая ситуация явилась одной из причин обострения проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда. Численность экономически активного населения в 2012 году составила 456,9 тыс. человек (2011 год - 460,9 тыс. человек). Численность занятых в экономике (по результатам обследования населения по проблемам занятости) - 434,5 тыс. человек (2011 год - 436,8 тыс. человек). Уровень безработицы по методологии МОТ - 4,9 процента.

На 1 января 2013 года численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в учреждениях службы занятости, составила 4,7 тыс. человек (83,9% к соответствующей дате 2012 года). Уровень регистрируемой безработицы по сравнению с соответствующей датой 2012 года снизился на 0,2 процентных пункта и составил 1 процент.

В целях решения задачи сохранения и укрепления здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи в республике осуществляется реализация Программы модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011 - 2013 годы и приоритетного национального проекта "Здоровье". Разработана и утверждена Государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013-2020 годы.

На начало 2013 года в Республике Мордовия функционировало 47 врачебных больничных организаций и 73 амбулаторно-поликлинические организации (самостоятельные и входящие в состав других организаций (юридических лиц), оказывающих медицинские услуги населению.

В 2012 году обеспеченность в расчете на 10 тыс. человек населения врачами составляла 53 человека (в 2011 году - 52, по РФ - 51,2), средними медработниками - 120 человек (в 2011 году - 118, по РФ - 107), больничными койками - 104 больничные койки (в 2011 году - 106, по РФ - 94,2).

Подготовку врачей в республике осуществляет Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева, среднего медицинского персонала - 4 медицинских училища. В 2012 году было выпущено 268 врачей и 307 средних медработников.

Оптимизация оказания специализированной медицинской помощи населению осуществляется путем концентрации высокотехнологического оборудования и кадрового потенциала на базах многопрофильных государственных учреждений здравоохранения республики и в межрайонных специализированных центрах, технического перевооружения медицинских организаций, развития стационарозамещающих технологий.

В 2012 году в учреждения здравоохранения республики поступило диагностическое оборудование на сумму 259,7 млн. рублей.

Проводится работа по дополнительной диспансеризации работающего населения. Функционируют два Центра здоровья для взрослых на базе Республиканского консультативно-диагностического центра и Республиканского врачебно-физкультурного диспансера. Осуществляется внедрение информационно-коммуникационных технологий, функционирует "Единая электронная регистратура Минздрава Республики Мордовия", которая позволяет через республиканский портал государственных и муниципальных услуг и официальный сайт Минздрава Республики Мордовия в Интернете записаться на прием к врачу в 72 учреждениях здравоохранения республики.

С мая 2011 года в республике функционирует ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовский республиканский клинический перинатальный центр" - учреждение третьего уровня, оказывающее специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь. Его открытие позволило организовать в республике трехуровневую систему службы родовспоможения, провести реструктуризацию и перепрофилизацию малокоечных родильных отделений.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому, в том числе пожилому населению, организована работа выездных комплексных бригад республиканских больниц в муниципальные районы республики.

В республике сохранена система распределения выпускников медицинского института: молодые специалисты направляются на обучение в целевую клиническую интернатуру и ординатуру в соответствии с заявками учреждений здравоохранения на контрактной основе.

Система социальной защиты населения Республики Мордовия представлена сетью специализированных учреждений и служб: стационарными, полустационарными и нестационарными учреждениями социального обслуживания. Различные виды социальных услуг оказывают 24 государственных учреждения социального обслуживания. В 65 отделениях социальной помощи на дому обслуживаются около 5 тыс. человек престарелых и инвалидов. Различные виды адресной помощи в службах срочной социальной помощи ежегодно получают свыше 150 тыс. человек. В республике функционирует 24 стационарных учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, в которых проживают более двух тысяч человек.

Система образования Республики Мордовия на 1 января 2013 года насчитывала 235 учреждений дошкольного образования, 425 общеобразовательных учреждений, 22 учреждения начального профессионального образования, 29 учреждений среднего профессионального образования, 3 учреждения высшего профессионального образования и 5 филиалов аккредитованных высших учебных заведений РФ, 119 учреждений дополнительного образования. Общая численность детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, и обучающихся в учреждениях образования республики составила 153 тыс. человек.

На 1 января 2012 г. охват детей образовательными услугами в возрасте от 1 года до 6 лет составил 62,1 процента. В республике решаются задачи по увеличению охвата образовательными услугами детей дошкольного возраста и сокращению очередности в дошкольные образовательные учреждения.

В системе профессионального образования Республики Мордовия наблюдались изменения в структуре подготовки кадров. В учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования увеличилась численность обучающихся по профессиям, связанным с металлообработкой и строительством. Одновременно произошло сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли в связи с насыщением рынка труда указанными специалистами.

В 2012 - 2013 учебном году общая численность студентов высших учебных заведений в республике составила 36,2 тыс. человек. Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева является одним из крупнейших центров высшего образования, науки и культуры не только в Республике Мордовия, но и в России. Контингент обучающихся в нем студентов составляет около 54,2% от общего числа студентов вузов Республики Мордовия. В 2010 году в отношении Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева установлена категория "национальный исследовательский университет".

Центром педагогического образования Республики Мордовия является Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева, в котором ведется подготовка специалистов в области дошкольного, школьного, специального, дополнительного, высшего и послевузовского образования.

Сеть учреждений культуры и искусства Республики Мордовия объединяет свыше 1100 объектов. В их числе 4 государственных и 1 муниципальный театр, государственная филармония и 4 профессиональных концертных коллектива, два республиканских и 9 муниципальных музеев, 538 массовых библиотек. Отраслевая система образования представлена двумя учреждениями среднего профессионального образования, 58 детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств. Функционирует 540 учреждений культурно-досугового типа: дома культуры, клубы, центры досуга. Три тысячи клубных формирований объединяет более 30 тыс. человек. В республике поставлено на государственную охрану 849 памятников истории, культуры, архитектуры, в том числе 48 - федерального значения.

В августе 2012 года в г. Саранске проведены юбилейные мероприятия, посвященные 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, в рамках которых проведены: Всероссийский фестиваль народного творчества "Все мы - Россия!"; Театрализованное шествие "Все мы - Россия!"; Показ национального костюма "Масторава"; Фестиваль резчиков по дереву "Поющее дерево"; Выставка "Живой истории страницы"; Всероссийская художественная выставка "Россия - Родина моя!".

Завершены работы по созданию Музейно-этнографического комплекса в с. Подлесная Тавла, 2-й этап; капитальному ремонту Детской школы искусств в с. Большие Березники Большеберезниковского района, Детской школы искусств в г. Ковылкино.

Начата реконструкция Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи.

Значительные средства направлены на реконструкцию объектов культуры: ГБУК "Мордовская государственная филармония - Республиканский Дворец культуры"; ГБУ ДОД "Мордовская республиканская хореографическая школа"; ГБОУ СПО "Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова".

Продолжаются работы по созданию Музейно-архивного комплекса в г.о. Саранск. Осуществляется реконструкция районного Дома культуры в п. Атяшево Атяшевского муниципального района под Центр национальной культуры и ремесел.

В Республике Мордовия уделяется большое внимание развитию массовой физической культуры, детско-юношеского и профессионального спорта. Функционируют более 2 тысяч различных спортивных сооружений. Только за последние 10 лет в Мордовии построено более 100 спортивных объектов. Ведется строительство Крытого футбольно-легкоатлетического манежа, II очереди Республиканского Лыжно-биатлонного комплекса, Универсального спортивного комплекса с залом на 8 тысяч мест, предназначенного для спортивных соревнований, концертов, а также с возможностью трансформации в ледовую арену. Введен Дворец водных видов спорта, соответствующий международным стандартам для проведения соревнований самого высокого уровня.

29 сентября 2012 года решением Международного союза футбольных ассоциаций г. Саранск получил право проведения матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Началась подготовка спортивной, транспортной, коммунальной инфраструктуры и строительство футбольного стадиона "Юбилейный" на 45 тысяч мест, который будет полностью соответствовать требованиям Международной Федерации Футбольных Ассоциаций (ФИФА).

Повышение уровня и качества жизни является ключевой задачей проводимой в республике социально-экономической политики. Среднедушевые денежные доходы населения республики в 2012 году составили 12912,2 рубля и увеличились по сравнению с 2007 годом в 2,1 раза. Реальные располагаемые денежные доходы возросли в 1,3 раза. Среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась в 1,9 раза и составила 15186,6 рубля. Наиболее высокая заработная плата сложилась в организациях, занимающихся финансовой деятельностью (25622,4 рубля), государственным управлением, обеспечением военной безопасности и социальным страхованием (26104,4 рубля), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (20206,7 рубля), на транспорте и связи (17847,7 рубля).

Средний размер начисленных пенсий в 2012 году составил 8190 рублей и увеличился по отношению к 2007 году в 2,5 раза.

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума имела тенденцию к сокращению и составила в 2012 году - 18,3 процента.

Республика Мордовия располагает достаточно развитым строительным комплексом. В настоящее время он включает в себя около тысячи строительных, 77 промышленных и 10 проектно-изыскательских организаций. В 2012 году выполнено работ по виду деятельности "Строительство" на сумму 24,7 млрд. рублей.

Крупнейшими строительными организациями в республике являются:

ОАО "Холдинговая компания "Саранскстройзаказчик", ООО "СДС - Управление строительства", ОАО "Трест "Мордовпромстрой".

За 2012 год введено 265,8 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. В расчете на 1 тыс. постоянно проживающих жителей республики ввод жилья составил 323,3 кв. метра общей площади (12 место в ПФО и 53 в России). Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилья составляет 40 процентов. Населением за счет собственных и заемных средств построено более 106 тыс. кв. метров общей площади жилья. Ввод жилых домов по ипотечному кредитованию составил 30,9 тыс. кв. метров.

За 2012 год ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано 401 ипотечный жилищный кредит на сумму около 417 млн. рублей, общая сумма средств, направленных на строительство, составила 1,1 млрд. рублей.

В целях улучшения жилищных условий населения, реализуются федеральные и республиканские целевые программы "Жилище" на 2011-2015 годы, "Социальное развитие села" до 2013 года. В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы в 2012 году выданы 1897 сертификатов (1916 молодых семей улучшили свои жилищные условия). Получили свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья 744 ветерана.

В 2012 году введены в строй прогимназия № 119 в г. Саранске на 98 ученических мест, 2 детских сада на 320 мест, стационар РКБ на 540 коек, поликлиники на 247 посещений в смену, учреждения культуры: РДК в г. Саранске на 1026 мест, Музейно-этнографический комплекс в с. Подлесная Тавла, 2 этап - Мордовское подворье, Национальная библиотека им. А.С.Пушкина - 700 тыс. томов книжного фонда, Музейно-исторической комплекс "Навеки с Россией".

Жилищно-коммунальный комплекс Республики Мордовия является одним из самых больших секторов экономики и включает в себя около трети основных фондов. В 2012 году общая площадь жилищного фонда республики составила 20,5 млн. кв. метров, из которого 11,6 млн. кв. м или 56,8% составил городской жилищный фонд.

Населению и другим потребителям организациями жилищно-коммунального хозяйства предоставляется около 20 видов услуг. Предоставлением жилищно-коммунальных услуг занимаются 197 организаций. В республике насчитывается 16,8 тыс. многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами.

Доля домов, определившихся со способом управления, составила 100% от общего количества многоквартирных домов, в том числе по способам управления: непосредственное управление - 56,5%; управление товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами - 10,9%; управление управляющей организацией - 32,6 процента.

Уровень возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам составляет 100 процентов.

Республика, начиная с 2008 года, активно работает с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. На реализацию программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008 - 2012 годы было направлено из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 2970,9 млн. рублей, 868,1 млн. рублей выделено из консолидированного бюджета республики, привлечено 115,5 млн. рублей средств собственников жилья. В результате выполнения мероприятий отремонтировано 956 многоквартирных домов общей площадью 1,4 млн. кв. м. Переселено 327 аварийных домов площадью 65,3 тыс. кв.м., жилищные условия улучшили 3939 человек.

Для обеспечения собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и доступной стоимостью коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры в республике осуществляется реализация Республиканской целевой программы "Модернизация и реформирования жилищно-коммунального хозяйства" на 2011-2015 годы", Республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2010 - 2014 годы".

 

Раздел 2. ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы

Основные приоритеты и направления развития Республики Мордовия на среднесрочную и долгосрочную перспективу определены согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, параметров Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы, а также задач, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 - 606.

Основными приоритетами государственной политики в сфере экономики и экономического развития являются:

1) формирование эффективной и конкурентоспособной экономики высоких технологий; расширение конкурентных преимуществ в традиционных отраслях экономики за счет модернизации предприятий, развитие кластеров и новых высокоэффективных производств;

2) превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики; переход к формированию новой технологической базы социально-экономического развития, основанной на инновациях;

3) диверсификация экономики, развитие инфраструктуры в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года;

Примечание: нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3) создание условий для развития предпринимательства и конкуренции, снижение административных барьеров в экономике;

Примечание: Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

6) развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста и увеличение инвестиций в человеческий капитал.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" целями государственной экономической политики определены повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов населения и достижение технологического лидерства российской экономики.

Основными целевыми ориентирами являются:

решение задач по повышению конкурентоспособности республиканской экономики и улучшению инвестиционного климата при увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и повышение заработной платы в бюджетном секторе, развитию инноваций, проведению преобразований в сфере развития человеческого капитала

обеспечение устойчивого экономического роста (не менее 9 - 10% в год) на основе повышения инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности экономики за счет модернизации базовых отраслей, развития инновационного сектора, высокотехнологичных производств, человеческого потенциала;

равноправная интеграция Республики Мордовия в систему межрегиональных и международных экономических отношений в условиях вступления России в ВТО;

решение демографических, социальных задач, обеспечение роста реальных располагаемых денежных доходов населения.

2.2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач

Исходя из обозначенных выше основных проблем и приоритетов государственной политики, целями государственной политики в рамках реализации настоящей государственной программы являются:

рост жизненного уровня населения через ускорение инвестиционного развития республики, повышающего ее инвестиционную и инновационную привлекательность в конкурентной среде российских регионов;

совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций;

улучшение предпринимательского климата и конкурентной среды;

равноправная интеграция Республики Мордовия в мировое экономическое пространство и в систему межрегиональных экономических отношений для эффективного и рационального использования в интересах республики преимуществ международного разделения труда, построения современной инфраструктуры, обеспечивающей высокоэффективную кооперацию в области внешнеэкономических связей.

Достижение заявленных целей потребует решения следующих задач:

обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности организаций;

разработка и реализация мер, направленных на стимулирование притока частных инвестиций в экономику республики;

реализация мероприятий, направленных на увеличение инвестиций в малое и среднее предпринимательство республики и развитие механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

формирование позитивного имиджа Республики Мордовия как инвестиционно привлекательной территории, открытой для международного и межрегионального сотрудничества;

привлечение дополнительных источников финансирования инвестиционных потребностей;

создание условий для развития конкуренции и снятия излишней административной нагрузки на бизнес;

формирование и ведение реестров государственных и муниципальных услуг (функций);

разработка (внесение изменений) и принятие административных регламентов исполнения государственных и муниципальных функций, предоставления государственных и муниципальных услуг;

создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в муниципальных районах республики, соответствующих установленным требованиям;

расширение программно-целевого метода бюджетных расходов;

развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей для обеспечения дальнейшего роста экономики региона, в т.ч. за счет расширения рынков сбыта и наращивания экспорта продукции;

дальнейшее развитие и повышение эффективности выставочно-конгрессной и презентационной деятельности.

Значения показателей (индикаторов) государственной программы в течение срока ее реализации представлены в приложении 1 к Государственной программе.

2.3. Описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы

Основными ожидаемыми конечными результатами Государственной программы должны стать:

достижение в 2018 году роста по отношению к 2015 году:

валового регионального продукта - 117,8%;

индекса промышленного производства - 117,4%;

валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств - 112,7%;

инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 123,2%;

экспорта продукции - 119,9%;

индекса производительности труда - 121,8%;

реальной заработной платы - 120,2%;

реальных располагаемых денежных доходов населения - 111,4%;

номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника - 143,9%;

создание и модернизация в 2016-2018 годах 6231 высокопроизводительных рабочих мест в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов организаций;

достижение в 2018 году:

количества внедренных и реализованных составляющих Стандарта развития конкуренции в Республике Мордовия - 7 единиц;

доли безработных в общей численности экономически активного населения - 0,9;

уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - не менее 90%;

доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - не менее 70%;

среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности - до 2;

среднего времени ожидания в очереди при обращении заявителя в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг - до 15 минут;

доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг - не менее 90 процентов. (Часть в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 22.12.2014 № 658; от 21.12.2015 № 719)

Реализация Государственной программы позволит создать условия для долгосрочного устойчивого экономического развития, обеспечить повышение инвестиционной и инновационной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства, активизации частных инвестиций, рост конкурентоспособности экономики за счет модернизации базовых отраслей, развития инновационного сектора, высокотехнологичных производств, человеческого потенциала, увеличение производительности труда, развитие малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики на основе снижения административных барьеров, создать благоприятные условия для роста реальных располагаемых денежных доходов населения и на этой основе повысить качество и уровень жизни населения Республики Мордовия.

2.4. Сроки и этапы реализации Государственной программы

Общий срок реализации настоящей Государственной программы рассчитан на период 2014-2018 годы (в один этап).

 

Раздел 3 ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия

от 21.12.2015 № 719)

 

Информация об основных мероприятиях подпрограмм Государственной программы приведена в приложении 2 к Государственной программе.

Основные мероприятия, входящие в состав подпрограммы «Совершенствование государственной экономической политики в Республике Мордовия на 2016-2018 годы», реализовывались самостоятельно в 2014-2015 гг. в рамках Государственной программы.

 

Раздел 4. ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов Государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов Республики Мордовия приведены в приложении 3 к Государственной программе.

Основной мерой правового регулирования Государственной программы станет формирование нормативно-правовой базы Республики Мордовия, состоящей в том числе из документов, разрабатываемых во исполнение федеральных законов, законов Республики Мордовия, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, Главы Республики Мордовия, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, поручений Главы Республики Мордовия.

В 2014-2015 гг. в целях обеспечения совершенствования процедур и механизмов формирования и управления государственным заказами Республики Мордовия Министерством экономики Республики Мордовия разработаны следующие нормативно-правовые акты и методические рекомендации:

Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия (постановление Правительства Республики Мордовия от 31 марта 2014 г. № 117);

Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Республики Мордовия, а также случаи и условия их применения (постановление Правительства Республики Мордовия от 31 марта 2014 г. № 118);

определены случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Мордовия (постановление Правительства Республики Мордовия от 2 февраля 2015 г. № 54);

утверждены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Мордовия, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (постановление Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2015 г. № 552);

определены требования к закупаемым государственными органами Республики Мордовия и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (постановление Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2015 г. № 663);

утверждены методические рекомендации по переходу к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (распоряжение Правительства Республики Мордовия от 26 мая 2014 г. № 344-Р);

утверждены методические рекомендации по согласованию заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (приказ Министерства экономики Республики Мордовия от 28 февраля 2014 г. № 27-П);

определены функции Министерства экономики Республики Мордовия по проведению согласования осуществления закупки у единственного поставщика при осуществлении закупок для нужд Республики Мордовия и по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего (приказ Министерства экономики Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 96-П). (Часть дополнена - Постановление Правительства Республики Мордовия от 21.12.2015 № 719)

В рамках политики в сфере программно-целевого метода планирования по поручениям Председателя Правительства Республики Мордовия:

осуществлена разработка планов и детальных планов-графиков реализации государственной программы «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года» на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов, на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов;

своевременно вносились изменения в государственную программу «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года» с целью приведения в соответствие финансирования мероприятий с возможностями республиканского бюджета;

внесены изменения в постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия», которым утвержден Порядок проведения и Методика оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия (постановление Правительства Республики Мордовия от 24 ноября 2014 г. № 566). Сущность указанной Методики в приведении к единообразию проведения оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия;

утверждены меры, принимаемые органами исполнительной власти Республики Мордовия, по привлечению в Республику Мордовия средств федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов (распоряжение Правительства Республики Мордовия от 2 марта 2015 г. № 157-Р). (Часть дополнена - Постановление Правительства Республики Мордовия от 21.12.2015 № 719)

Ежегодно распоряжением Правительства Республики Мордовия одобряется прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия на среднесрочную перспективу. (Часть дополнена - Постановление Правительства Республики Мордовия от 21.12.2015 № 719)

В рамках мероприятия «Повышение инвестиционной привлекательности экономики Республики Мордовия» в июне 2014 года в Республике Мордовия было завершено внедрение 15 мероприятий Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Мордовия, а именно:

1. Утверждение высшими органами государственной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной стратегии региона.

2. Формирование и ежегодное обновление плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе.

3. Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта Российской Федерации».

4. Принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.

Наличие совета по улучшению инвестиционного климата.

6. Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

7. Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков).

8. Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов.

9. Создание специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.

10. Наличие в субъекте Российской Федерации единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

11. Принятие высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации инвестиционной декларации региона.

12. Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.

13. Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

14. Включение представителей потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов - региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества.

15. Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов. (Часть дополнена - Постановление Правительства Республики Мордовия от 21.12.2015 № 719)

Данный региональный инвестиционный стандарт - ключевой проект АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. (Часть дополнена - Постановление Правительства Республики Мордовия от 21.12.2015 № 719)

В республике проводится мониторинг результатов внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Мордовия, на основании распоряжения Главы Республики Мордовия от 13 октября 2014 г. № 659-РГ «Об утверждении дорожной карты мониторинга внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Мордовия». (Часть дополнена - Постановление Правительства Республики Мордовия от 21.12.2015 № 719)

По мере поступления предложений и заявок о включении инвестиционных проектов в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы происходит внесение изменений. (Часть дополнена - Постановление Правительства Республики Мордовия от 21.12.2015 № 719)

Разработан проект закона Республики Мордовия «О регулировании отдельных вопросов в сферах государственно-частного партнерства, концессионных соглашений на территории Республики Мордовия», который позволит реализовывать значимые для региона инвестиционные проекты с участием частного партнера, что позволит значительно повысить инвестиционную привлекательность региона и увеличить приток внебюджетных инвестиций. (Часть дополнена - Постановление Правительства Республики Мордовия от 21.12.2015 № 719)


Информация по документу
Читайте также