Расширенный поиск
Закон Республики Мордовия от 08.12.2003 № 62-З ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Утратил силу -
Закон Республики Мордовия
от 25.12.2017 № 89-З Об утверждении Программы социально-экономического
развития Республики Мордовия на 2003-2007 годы
Принят Государственным Собранием 26 ноября 2003 года Настоящий Закон принят в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 9 Закона Республики Мордовия "О правовых актах Республики Мордовия" и статьей 3 Закона Республики Мордовия "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Мордовия". Программа социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 годы является организационной основой государственной политики Республики Мордовия в области экономики и социальной сферы. Статья 1. Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 годы (прилагается). Статья 2. Правительству Республики Мордовия предусматривать средства для реализации Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 годы при разработке проектов законов
Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующие годы. Статья 3. Правительство Республики Мордовия в течение первого квартала следующего за отчетным года направляет в Государственное Собрание Республики Мордовия информацию о ходе выполнения Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 годы за соответствующий год. Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования. Глава Республики Мордовия Н.И. МЕРКУШКИН г. Саранск
8 декабря 2003 года
N 62-З
Утверждена Законом
Республики Мордовия
"Об утверждении Программы
социально-экономического развития Республики Мордовия
на 2003-2007 годы"
от 8 декабря 2003 года N 62-З
Программа социально-экономического развития
Республики Мордовия
на 2003-2007 годы
Содержание
1 Состояние, тенденции и проблемы социально-экономического
развития Республики Мордовия в 1998-2002 годах
2 Концепция Программы социально-экономического развития
Республики Мордовия на 2003-2007 годы
3 Макроэкономическая политика
4 Социально-экономическое развитие территорий
Республики Мордовия 5 Промышленная политика
6 Транспорт, энергетика, связь
7 Строительный комплекс, дорожное строительство
8 Агропродовольственная политика
9 Политика в области "новой экономики"
10 Развитие малого бизнеса и потребительского рынка
11 Развитие межрегиональных и торгово-экономических связей,
внешнеэкономической деятельности
12 Развитие жилищно-коммунального хозяйства
13 Повышение качества жизни, развитие образовательного,
культурного, духовного потенциалов
14 Сохранение окружающей среды и природных ресурсов
Приложение N 1. Динамика основных макроэкономических
показателей развития Республики Мордовия в 1998-2002 годах
Приложение N 2. Основные параметры Программы
социально-экономического развития Республики Мордовия
на 2003-2007 годы
1. Состояние, тенденции и проблемы социально-экономического
развития Республики Мордовия в 1998-2002 годах
Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в прошедшие пять лет (1998-2002 годы) характеризовалось переломом негативных тенденций, политической и экономической стабилизацией, становлением устойчивых отношений с федеральным центром. Сформировалась и продолжает укрепляться положительная динамика в отраслях реального сектора экономики. Проводимая в республике социально-экономическая политика направлена на создание условий устойчивого экономического роста, комплексного развития территорий и на этой основе повышения уровня и качества жизни населения. Стимулируется развитие и повышение эффективности промышленного и сельскохозяйственного производства путем предоставления налоговых льгот, содействия в финансировании перспективных проектов предприятий, выплаты дотаций и субсидий. Постоянно совершенствуется и успешно реализуется механизм межбюджетных отношений, способствующий увеличению и наиболее эффективному использованию производственного и финансового потенциала
на местах. Проводится активная инвестиционная политика, обеспечивающая привлечение в экономику инвестиций за счет собственных средств предприятий, кредитных банковских ресурсов, прямых иностранных инвестиций, средств населения, бюджетных средств, в том числе из федерального бюджета в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой и Федеральной целевой программой "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". В целях решения неотложных социальных проблем в республике реализуется ряд важнейших социальных программ, касающихся улучшения демографических процессов, здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и т. д. Проводимая политика создания благоприятных условий для республиканских производителей и поддержки предприятий, выпускающих конкурентоспособные товары-лидеры, себя оправдала и дала определенные
положительные результаты. За 1998-2002 годы валовой региональный продукт в республике увеличился на 24,8%, объем промышленного производства - в 1,7 раза, инвестиции в основной капитал - более чем в 1,6 раза (приложение N 1). Доля инвестиций в основной капитал в общем объеме ВРП возросла с 15,7% в 1997 году до 20,7% в 2002 году. При всех издержках проведения рыночных реформ республиканские предприятия в определенной мере адаптировались к рыночным условиям. Многие крупные бюджетообразующие предприятия существенно превысили объемы производства дореформенного периода. Особенно успешными для экономики республики были последние три года (2000-2002 годы). Этот период можно отметить, как период стабильного развития большинства отраслей и сфер экономики. Наблюдался ежегодный прирост валового регионального продукта, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал. Высокими темпами росли реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения, постепенно стабилизировалась ситуация на потребительском рынке и рынке труда. За 2000-2002 годы валовой региональный продукт в республике увеличился на 28 процентов. По объему валового регионального продукта
в расчете на душу населения республика опередила такие регионы, как Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Пензенская, Кировская, Ульяновская и Саратовская области. Последовательно проводимая в последние годы экономическая политика способствовала сохранению и приумножению положительных тенденций в развитии практически всех отраслей промышленности. В промышленности за период с 2000 по 2002 год прирост объемов производства составил 44 процента, что более чем в 2,3 раза превысило
среднероссийский показатель и обеспечило республике лидирующие позиции как среди регионов, входящих в Ассоциацию "Большая Волга", так и среди регионов Приволжского федерального округа (прирост в Чувашской Республике составил 23%, Пензенской и Нижегородской областях - 11%, в
Республике Марий Эл - 9%, Ульяновской области - 6%). Среди регионов Российской Федерации по этому показателю республика занимает 12-е место. Только за 2002 год промышленными предприятиями республики произведено продукции на сумму свыше 21 млрд. рублей с приростом к предыдущему году на 9,9%, что превышает достигнутый уровень в промышленном комплексе России более чем в 2,5 раза. Высокими темпами росли объемы производства на предприятиях отраслей машиностроения и металлообработки - 114%, промышленности стройматериалов - 115%, пищевой промышленности - 109 процентов. Рост объемов промышленного производства за последние годы напрямую связан с динамичными инновационными процессами в реальном секторе экономики. Успешно реализуются задачи технического перевооружения базовых бюджетообразующих предприятий - акционерных обществ "Лисма", "Рузхиммаш", "Сарансккабель", "Электровыпрямитель", "Ардатовский светотехнический завод", "Лес-экспорт" и многих других. Вместе с тем в промышленном комплексе накопился ряд проблем, требующих решения: замедление темпов развития отраслей с высокой добавленной стоимостью; увеличение разрыва между объемами производства и продаж продукции; низкая эффективность управления в сферах финансового менеджмента и маркетинга; низкий уровень развития информационных технологий и использования телекоммуникационных ресурсов; затратный механизм формирования издержек производства; высокая энерго- и материалоемкость производства; высокая степень износа основных фондов; низкие показатели платежеспособности предприятий, конкурентоспособности производства, выпуска инновационной продукции, уровня заработной платы; старение и отток квалифицированных кадров. Устойчивый рост объемов производства целого ряда отраслей промышленности на протяжении последних трех лет не сопровождался увеличением темпов роста в электроэнергетической отрасли (индекс роста электроэнергетики в 2002 году в республике составил 100,8%). Данную тенденцию можно рассматривать как положительную, имея в виду, что это
является, в первую очередь, результатом снижения энергозатратности производства (рост масштабов производства и снижение энергозатрат на единицу выпускаемой продукции, внедрение современных технологий и энергосберегающего оборудования, реализация комплекса мероприятий по энергосбережению на конкретных предприятиях, а также энергосберегающей политики в рамках утвержденной республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001-2005 годы"). Острой остается проблема неплатежей за потребленные энергоресурсы. Важная роль в обеспечении эффективного функционирования отраслей экономики принадлежит транспортному комплексу. Особая роль в удовлетворении спроса на транспортные услуги, оказываемые населению и экономике, принадлежит автомобильному транспорту. В 2002 году грузовым автопарком перевезено 2,2 млн тонн грузов, или 94,1% к уровню 2001 года, грузооборот составил 101 млн.ткм, или 103 процента. Автомобильный транспорт общего пользования в основном обеспечивает потребности рынка малодоходных массовых перевозок строительных и сельскохозяйственных грузов, доля которых в общем объеме грузоперевозок составляет 21,6 процента. Низкая рентабельность
этих перевозок затрудняет автопредприятиям изыскание средств на обновление подвижного состава, что мешает обеспечивать высокое качество транспортного обслуживания и не обеспечивает возможности выхода на более выгодные рынки перевозок. Необходимость обновления грузового парка транспортных средств тесно связана и с его несоответствием потребительскому спросу, сложившемуся к настоящему времени на рынке транспортных услуг. Перевозчики продолжают эксплуатировать устаревший подвижной состав, неся финансовые потери от увеличивающихся затрат на ремонт и обслуживание автомобилей. Несмотря на это, грузовой парк автотранспортных предприятий работает прибыльно. В условиях конкуренции на рынке автотранспортных услуг тарифы на перевозки грузов возросли на 7,8% при росте тарифов в целом по России
на 18,3 процента. Динамично развивается отрасль связи. На территории республики функционируют около 400 АТС общей мощностью более 110 тыс. номеров с программным управлением. За прошедшие годы внедрены современные поколения телефонной сети, электронные АТС, цифровые системы передачи
информации, увеличивается число пользователей сети Интернет. В 2002 году все городские и сельские школы республики были обеспечены компьютерами. С 2002 года реализуется республиканская программа "Развитие средств телефонной связи в сельской местности Республики Мордовия в 2002-2006 годах", направленная на увеличение плотности телефонной сети на селе до 16 телефонов на 100 человек, повышение качества связи и расширение номенклатуры предоставляемых услуг. За 2002 год реконструированы и модернизированы сельские станции в 11 районах республики общей емкостью 4,6 тысячи номеров. Введены в эксплуатацию 8 районных электронных станций. Завершено строительство оптико-волоконной линии связи Саранск - Большое Игнатово. Сейчас уровень цифровизации внутризоновой сети составляет 80%, а с вводом в эксплуатацию в 2003 году еще одной оптико-волоконной линии Ельники - Зубова Поляна этот показатель приблизится к 90 процентам. Вместе с тем часть сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или находится в условиях информационной изоляции: в пятой части сельских поселений телефонная связь отсутствует. К 2000 году удалось переломить негативные тенденции в инвестиционной сфере, вследствие чего сложилась положительная динамика капитальных вложений. В 2001 году объем инвестиций в основной капитал
увеличился более чем в 1,3 раза. В 2002 году, по предварительным данным, темп роста капитальных вложений составил 105%. За эти два года в экономику республики вложено более 11 млрд. рублей. Большую часть из них составили вложения в капитальное строительство, приобретение машин и оборудования. Увеличивается удельный вес затрат на приобретение технологического оборудования, машин и специализированного инвентаря (около 40% от общего объема инвестиций в основной капитал). В 2002 году более чем в 2 раза увеличились затраты на приобретение импортного оборудования, их доля составила более 11% от общего объема. Наиболее привлекательными для инвестиций являются машиностроение (11% от общего объема инвестиций в основной капитал), пищевая промышленность (7,2%), сельское хозяйство (10,7%). На отрасли, производящие промышленные и потребительские товары, приходится около 40% всех капитальных вложений. В последние годы возрастает значение отраслей, которые занимаются оказанием различных услуг: транспорт - 22,1%, жилищно-коммунальное хозяйство - 12,4%, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение - 5,8%, образование - 4,2%. По-прежнему большая часть инвестиций в основной капитал осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций (36% общего объема) и бюджетных средств. За последние три года в республике наблюдается устойчивый рост иностранных инвестиций. В 2001 году зарубежными инвесторами в экономику Мордовии вложено 13,7 млн долл. США, с ростом к предыдущему
году почти в 1,6 раза. За 2002 год этот показатель превысил 19 млн долл. США. В результате объем накопленных в экономике республики иностранных инвестиций составил 51 млн долл. США. Вместе с тем вызывает опасения снижение доли прямых иностранных инвестиций. Если в
2000 году на их долю приходилось свыше 80% общего объема, то в 2002 году этот показатель составил около 30 процентов. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", инвестиционный риск республики имеет устойчивую тенденцию к снижению: если в 2001 году Мордовия занимала 37 место среди российских регионов, то по результатам 2002 года она вышла на 27 позицию. По степени политического риска республика занимает 3 место в Российской Федерации, а по оценке криминогенной ситуации входит в десятку самых благополучных регионов России. В настоящее время величина инвестиций в основной капитал не соответствует реальным потребностям обновления и модернизации экономики. Возникает необходимость в расширении финансовых источников
капитальных вложений прежде всего за счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора, привлечения сбережений населения на инвестиционные цели, а также создания благоприятных условий для привлечения прямых иностранных и российских инвестиций. В строительной отрасли республики, где функционируют свыше 60 крупных и средних строительно-монтажных организаций, около 20 предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, более 10 проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций, продолжается активный процесс интеграции. Совершенствуется структура управления отраслью, внедряется новая сметно-нормативная база ценообразования, создаются новые рабочие места. Общий объем подрядных работ за последние 5 лет возрос в 1,8 раза.
Построено более 850 тыс. кв. метров жилья, школ на 6,6 тыс. ученических мест, лечебных учреждений на 564 койки и на 1400 посещений в смену. Газовых сетей было введено значительно больше, чем в соседних регионах, что позволило повысить обеспеченность газовыми сетями в сельской местности с 29 до 83 процентов. Освоены крупные вложения федеральных и республиканских средств на строительстве автомобильных дорог, ввод их составил 420 км. С 2002 года начата реализация Программы обеспечения сельского населения питьевой водой, сданы в эксплуатацию первые 8 км водопровода. Осуществлялась модернизация предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов, в результате производство цемента, шифера, асбоцементных труб, минеральной ваты и изделий из нее увеличилось более чем в 2 раза. Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции, по-прежнему ощущается острая нехватка качественных, экологически чистых и конкурентоспособных стеновых материалов, включая кирпич, железобетонные изделия и конструкции, изделия деревообработки, отделочные материалы. Вся потребность в облицовочном кирпиче покрывается за счет ввоза из соседних регионов. Дальнейший рост объемов выпускаемой продукции и подрядных работ сдерживается слабой материально-технической базой предприятий и организаций, где износ основных фондов составляет около 60 процентов. В строительстве велики
энерго- и ресурсозатраты, низкой остается рентабельность производства, не хватает квалифицированных кадров. Для обеспечения программы работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в республике действует около 10 крупных подрядных организаций, которые имеют свои филиалы в районах. Основными из них являются ГП "Мордовавтодор", ОАО "Мордовагровод", ОАО "Мордовагропромдорстрой", ООО "Мордовдорстрой", ОАО "Мордовспецстрой"" и другие. За последние 3 года дорожно-строительным организациям республики удалось не только увеличить объемы дорожных работ и улучшить финансово-экономические показатели, но и повысить качество выполняемых работ за счет внедрения в производство современных технологий, использования новой дорожной техники, местных строительных материалов. В городах Саранске и Краснослободске введены в эксплуатацию асфальтобетонные заводы с программной системой дозирования. Закуплены современные скреперы, автогрейдеры различной мощности, высокопроизводительные комплексы по укладке асфальтобетонных покрытий и другая дорожная техника. Внедрен новый метод по восстановлению несущей способности дорожной одежды с использованием специальной импортной техники и технологий, что позволило значительно
улучшить эксплуатационные характеристики дорожного покрытия, продлить
срок службы и использовать в больших объемах собственный низкопробный
щебень. В то же время техническое состояние ряда участков дорог все еще не отвечает транспортно-эксплуатационным требованиям. Имеется недостаточный коэффициент сцепления покрытия, низок уровень инженерного обустройства. Около 20% автодорог требуют реконструкции с
переустройством параметров плана и продольного профиля, около 30% - усиления дорожной одежды, более 1000 км автомобильных дорог не имеют твердого покрытия. Не менее сложной и серьезной проблемой является транспортно-эксплуатационное состояние автодорожных мостов и путепроводов, часть которых находится в аварийном состоянии. В последние годы более уверенно развивается агропромышленный комплекс республики. Выделение его в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия позволило достичь положительных результатов в данном секторе экономики. Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась за 2000-2002 годы на 14,5 процента. Вклад отрасли в валовой региональный продукт составил более 20 процентов. Стабильно росло производство зерна, в 2002 году его собрано 1 млн тонн при урожайности 23 ц/га, или 1,1 тонны на каждого жителя, проживающего в республике. Производство мяса
возросло на 13%, молока - на 10 процентов. Многие сельхозпредприятия укрепили свое финансовое состояние, обеспечили рост заработной платы и своевременность ее выплаты. Средняя зарплата за два последних года повысилась на селе в 2,3 раза и является самой высокой среди соседних
регионов. Значительный вклад в развитие отрасли вносят личные подсобные хозяйства населения, занимающие важное место в производстве и продаже
сельскохозяйственной продукции. Мордовия занимает 1 место в Приволжском федеральном округе по производству молока и мяса в расчете на душу населения, в целом по России в 2002 году по этим показателям она занимала соответственно 2 и 5 места. Проведены техническое перевооружение и модернизация производства большой группы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности,
что позволило увеличить физические объемы производства в 2002 году по
отношению к 1998 году в мясной отрасли в 2,5 раза, маслосыродельной и
молочной - в 1,4 раза, сахарной - в 1,6 раза, кондитерской - в 1,4 раза. Вместе с тем темпы развития агропромышленного комплекса с учетом все более нарастающей в стране конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки явно недостаточны. На предприятиях комплекса остается много нерешенных проблем: формирование эффективного собственника; регулирование земельных отношений; внедрение и освоение передовых технологий производства; обеспечение предприятий необходимыми техническими средствами и высококвалифицированными кадрами; энерго- и ресурсосбережение; ликвидация убыточности; недостаточный уровень развития социальной и производственной инфраструктуры. В целях решения этих проблем Правительством Республики Мордовия разработаны республиканские целевые программы "Социальное развитие села до 2010 года", "Развитие племенного животноводства в Республике Мордовия на 2002-2010 годы", в стадии разработки находятся "Программа
развития агропромышленного комплекса Республики Мордовия на период до
2010 года", "Развитие свиноводства Республики Мордовия на 2003-2007 годы" и другие. Одной из наиболее актуальных задач экономической политики на среднесрочную перспективу и приоритетом в сфере структурной перестройки экономики республики является развитие новой экономики - совокупности секторов, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами, которые должны стать "катализатором" роста остальной экономики. В 1998-2002 годах в республике наблюдался устойчивый рост общего объема затрат на исследования и разработки - в 4,4 раза. Наибольшую инновационную активность в 2002 году проявляли предприятия машиностроения и металлообработки - 11 из 22 инновационно
активных предприятий республики. Одной из основных характеристик инновационной деятельности является обновление выпускаемой предприятиями продукции и снятие с производства устаревшей продукции. В 2002 году этот процесс осуществляли 8 предприятий республики, тогда как в 1999 году - 3 предприятия. Как положительную тенденцию необходимо отметить также существенное повышение уровня новизны создаваемых технологических процессных и продуктовых инноваций. В течение ряда лет в республике наблюдался рост затрат на технологические инновации, что связано с увеличением производства новых видов продукции, ростом объемов проектно-конструкторских работ и испытаний. За период с 1999 по 2002 год общие затраты на технологические инновации в Республике Мордовия возросли в 5,7 раза. Сдерживающим фактором развития инновационной деятельности в республике является ее невысокая финансовая обеспеченность. В 2002 году в науку и научное обслуживание было направлено всего 0,1% от общего объема инвестиций в республике. Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, имела тенденцию к сокращению (в 2002 году по сравнению с 1997 годом она снизилась на 20 процентов). Доля затрат на фундаментальные исследования в период с 1998 по 2002 год не превышала 13 процентов. Удельный вес затрат на прикладные
исследования снизился в 2002 году по сравнению с 1996 годом с 26,3% до 7,4 процента. В сложившейся ситуации новые разработки фактически осуществлялись на основе полученных ранее результатов научных исследований. Существует реальная возможность потерять накопленный научный потенциал и, как следствие, утратить конкурентоспособность производимой продукции. Объем фундаментальных и прикладных исследований, ОКР и технологических работ в Республике Мордовия растет сравнительно невысокими темпами, это обусловлено отсутствием платежеспособной потребности в исследованиях и разработках со стороны
заказчиков в лице предприятий. Большинство предприятий ориентируются на приобретение готовых к внедрению технологий и видов продукции и не
желают вкладывать средства в разработку на стороне, учитывая недостаточно прочное финансовое положение, дефицит свободных денежных
средств и высокую рискованность научных исследований. Сложное состояние научно-технической сферы в России в первой половине 90-х годов отрицательно сказалось и на инновационной деятельности в республике. В 2002 году в Республике Мордовия инновационной деятельностью занимались 6,8% обследованных предприятий, в конце 80-х годов этот показатель достигал 60-70 процентов. Основная часть средств, затраченных предприятиями в 2002 году на технологические инновации, приходится на приобретение машин и оборудования (67,3% от общего объема затрат). Низкой остается доля затрат на исследования и разработку новых продуктов - 4,6%, что свидетельствует о слабой заинтересованности предприятий в производстве новых видов продукции, более наукоемкой и перспективной. Слабо развит в республике рынок интеллектуальных услуг.
Основными проблемами инновационной деятельности предприятий республики являются следующие: в основу инновационных процессов, реализуемых на предприятиях, положены результаты ранее проведенных научных исследований и прикладных разработок; результаты проводимых НИОКР ориентированы и адаптированы к применению на предприятиях с высокой степенью морального и физического износа основных средств производства; внедряемые инновации ориентированы на удовлетворение конкрентного платежеспособного спроса и носят преимущественно краткосрочный характер; инновационная деятельность осуществляется в основном за счет собственных средств и в большинстве случаев собственными силами; проекты, предусматривающие разработку и внедрение принципиально новой продукции или технологии, осуществляются, как правило, с обязательным привлечением бюджетных средств. Важнейшей функцией новой экономики является инновационное обеспечение экономического роста во всех секторах экономики, поэтому особое внимание в Республике Мордовия уделяется и будет уделяться развитию сектора науки, стимулированию инноваций и развитию их инфраструктуры. Важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям играет малый бизнес. Его развитие является основным фактором диверсификации экономики. Развитию потенциала малого бизнеса способствует проводимая в республике эффективная и целенаправленная политика государственной поддержки предпринимательства. За прошедшие пять лет было разработано три и реализовано две программы поддержки малого предпринимательства: первая - на 1998-1999
годы, вторая - на 2000-2001 годы, третья - на 2002-2004 годы - находится в стадии реализации. Осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность
субъектов малого предпринимательства. Эффективные инвестиционные проекты предпринимателей получили государственную поддержку. За период с 1998 по 2002 год для инвестирования предпринимательских бизнес-проектов привлечено из различных финансовых источников 166,1 млн. рублей, что позволило создать в республике почти 2,5 тысячи дополнительных рабочих мест, также реализация Программы лизинга производственно-технологического оборудования и автомобилей дала возможность получить предпринимателям различной техники и автомобилей
на сумму более 13,1 млн рублей. Реализован комплекс мер по развитию межрегиональных и международных связей малых предприятий, по научно-методическому обеспечению и подготовке кадров малого бизнеса, формированию социальных условий развития предпринимательства, обеспечению безопасности и охраны труда в этом секторе экономики. Для дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства создан Республиканский бизнес-инкубатор, салон народных ремесел. В рамках Комплексной программы по страхованию предприятий малого и среднего бизнеса Республики Мордовия на 2002-2004 годы создается оптимальная система страховой защиты имущественных интересов, разрабатывается механизм снижения их инвестиционных рисков. Анализ развития малых предприятий за прошедшие 5 лет (1998-2002 годы) свидетельствует об устойчивой динамике роста их числа. В 2002 году в республике действовало 2804 малых предприятия различных организационно-правовых форм, что в 1,3 раза больше, чем в 1998 году.
Увеличивается численность работающих в малом бизнесе. В данной сфере занято более 50,8 тыс. человек (увеличение с 1998 года - на 27,8 процента), т. е. 12,6% от общей численности занятых в экономике республики. Объем произведенной малыми предприятиями республики продукции (работ, услуг) в 2002 году возрос по сравнению с 1998 годом в 2,4 раза. Большую долю в общем объеме выпуска по-прежнему занимают торговля и общественное питание - 35,8% в 2002 году (в 1998 году - 24,7%). Однако малый бизнес в республике пока развит недостаточно. Число малых предприятий в расчете на 1000 жителей республики составляет всего 3, тогда как в целом по России - 6, а в странах Евросоюза - не менее 30. По объему произведенной продукции (работ, услуг) на одного работающего на малом предприятии Республика Мордовия в 2001 году занимала 11 место, а в 2002 году ее рейтинг снизился до 14 позиции - последнее место среди регионов Приволжского федерального округа. Снижение рейтинга произошло и по объему инвестиций в основной капитал
на одного работающего на малом предприятии - с 13 места в 2001 году до 14 в 2002 году. Негативные тенденции наблюдаются в отраслевой структуре малых предприятий. По состоянию на 1 января 2003 года в промышленности было
сосредоточено 12,6% малых предприятий, тогда как в 1998 году - 15,5%,
в строительстве соответственно - 16,5% и 20,5%, в торговле и общественном питании - 50% и 43,9 процента. Остается незначительным вклад малого бизнеса в решение таких общереспубликанских проблем, как необходимость увеличения объема оказываемых населению платных услуг, развитие системы общественного питания и муниципальной инфраструктуры в районах республики. Препятствиями на пути развития малого бизнеса являются недостаточность собственных финансовых средств, усложненность порядка
получения банковских кредитов, отсутствие должной защиты законных прав и интересов со стороны правоохранительных органов. Фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса в республике, является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. Положительный импульс развитию экономики дают расширение межрегиональных торгово-экономических связей с регионами Российской Федерации, развитие и укрепление внешнеэкономических отношений со странами СНГ и дальнего зарубежья. Реализация концепции межрегионального сотрудничества позволила за
период с 1998 по 2002 год увеличить поставку продукции по межрегиональным соглашениям более чем в 2,3 раза. В настоящее время республика осуществляет торгово-экономические и
производственные связи с 78 российскими регионами, а с 50 субъектами Российской Федерации заключены и регулярно пролонгируются торгово-экономические соглашения. В рамках действующих соглашений в 2002 году предприятиями Мордовии было заключено около 10 тысяч договоров, в соответствии с которыми отгружено продукции на сумму свыше 6,6 млрд рублей. Проводится постоянная работа по развитию сети торговых представительств. В 1998-2002 годах наиболее интенсивные межрегиональные связи складывались с г. Москвой, регионами - членами ассоциации "Большая Волга", республиками и областями Приволжского федерального округа. Важнейшими видами продукции, ввозимыми в республику из других субъектов Российской Федерации, являются топливо, энергия, металлопродукция, машины и оборудование, химические товары, а также то вары народного потребления и некоторые виды продукции агропромышленного комплекса. В структуре вывоза основное место занимают продукция машиностроения (включая электротехнические изделия
и транспортные средства), продукция химического комплекса (в том числе резинотехнические изделия и фармацевтика), а также продукция агропромышленного комплекса. Основной проблемой межрегиональных связей Республики Мордовия остается нестабильность отношений с регионами Российской Федерации как по вывозу, так и по ввозу продукции, а также узость географии поставок (ориентация преимущественно на близлежащие регионы). Поставки продукции в большинство регионов Российской Федерации носят эпизодический характер. Остаются нерешенными вопросы по повышению эффективности работы торговых представительств, через которые гораздо эффективнее поставлять продукцию на региональные рынки. Недостаточно развиты торговые связи Мордовии с регионами Южного федерального округа, располагающего очень существенным экономическим потенциалом и емким рынком, рядом регионов Урала и Сибири, а также с некоторыми динамично развивающимися областями Центрального федерального округа. Развитие внешнеэкономической деятельности за период с 1998 по 2002 год в республике происходило под влиянием устойчивого роста объемов промышленного производства и расширения инвестиционного спроса. За этот период внешнеторговый товарооборот республики вырос на 16% и достиг в 2002 году 75,8 млн долл. США. Экспорт увеличился по сравнению с 1997 годом на 45%, импорт сократился на 5%, что привело к
изменению сальдо внешнеторгового баланса, которое к 2003 году стало положительным (+ 3 млн долл). Внешнеторговую деятельность в 2002 году осуществляли свыше 200 предприятий и организаций с 59 странами дальнего и ближнего зарубежья, работали 4 торговых представительства - в Венгрии, Болгарии, Белоруссии, Украине. В макроотраслевой структуре экспорта преобладает продукция машиностроительного комплекса, на долю которой приходится более 75% в
стоимостном выражении. В экспорте в страны СНГ удельный вес машино-технической продукции составляет около 3/4 всех поставок, в страны дальнего зарубежья - более 90%. Продукция химического комплекса (включая фармацевтическую продукцию и резинотехнические изделия) составляет около 10% стоимостного объема экспорта. На продукцию агропромышленного, лесного и деревообрабатывающего комплексов приходится менее 6 процентов. В структуре импорта Мордовии доминирует машинотехническая продукция (включая машины, оборудование и средства транспорта), доля которой возросла с 45% в 1997 году до 60% в 2002 году. В импорте из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования приходится 52% всех поставок. Второй по значению товарной группой в структуре импорта является продовольствие и сельскохозяйственная продукция - около 30%,
третьей - продукция химического комплекса - около 3 процентов. Ключевыми проблемами, препятствующими развитию сбалансированных внешнеторговых отношений, являются ограниченная (узкая) номенклатура экспортируемой продукции, которая за 5 лет практически не расширилась, и низкие объемы экспортных поставок целого ряда предприятий Мордовии.
Практически отсутствуют в номенклатуре экспорта многие производимые потенциально экспортные товары, в т. ч. строительные материалы (цемент, асбестоцементная продукция). Доля продукции товаропроизводителей республики, отправленной в страны ближнего и дальнего зарубежья, в общем объеме произведенной продукции хотя и увеличилась с 3,3 до 5,3%, но продолжает оставаться незначительной. Во внешних экономических связях отсутствует системный подход: в основном вся продукция предприятиями - производителями реализуется без участия специализированных внешнеторговых фирм и структур, поэтому внешнеторговые отношения отличаются нестабильностью, носят эпизодический, единичный и даже случайный характер. Ежегодные объемы товарооборота даже со странами СНГ значительно варьируют по годам, что свидетельствует об отсутствии экономического взаимодействия республики с важнейшими контрагентами. Негативное влияние на развитие экспортного и импортозамещающего потенциала республики, оказывают высокая степень изношенности основных фондов, отсутствие современного оборудования, позволяющего производить продукцию высокого качества, отвечающего требованиям международных стандартов; слабое внимание работе по сертификации продукции в соответствии с международными стандартами серии ИСО-9000, 14000 на предприятиях участниках внешнеэкономической деятельности - большинство предприятий республики к решению данной проблемы не приступали. В республике сохраняется финансовая стабильность, которая обеспечивается улучшением собираемости налогов. В реальном секторе экономики нормализуется структура платежей, увеличивается доля денежных средств в расчетах за продукцию, у предприятий наблюдается рост чистых активов, обеспеченности оборотными и денежными средствами. Увеличение поступлений доходов в консолидированный бюджет республики позволило обеспечить полную и своевременную выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, увеличить финансирование расходов социальной сферы, сельского хозяйства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Однако в республике, как и в России в целом, в 2002 году имела место тенденция снижения общего сальдированного финансового результата по сравнению с 2001 годом, которая вызвана, с одной стороны, изменением порядка налогообложения и учета, опережающим ростом цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, с другой стороны, низкой конкурентоспособностью продукции ряда предприятий, неэффективным менеджментом, отсутствием мотивации к снижению затрат, опережающим ростом заработной платы по сравнению с производительностью труда. Предприятия в отдельных отраслях не смогли восстановить прежний объем производства, достигнуть необходимой степени деловой активности
и финансовой устойчивости. Сохраняется просроченная кредиторская и дебиторская задолженность. Несмотря на наметившуюся в последние годы в республике тенденцию сокращения убыточного сектора экономики, удельный вес убыточных предприятий остается высоким (43,4%). Одним их важнейших вопросов социальной и экономической политики республики является процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В результате проведения мероприятий по реформированию ЖКХ увеличилась доля частного жилищного фонда в сторону преобладания частной собственности (около 70% от всего жилого фонда республики), создано 112 товариществ собственников жилья. Принятие ряда мер по стабилизации экономической ситуации в отрасли позволило погасить задолженность по заработной плате, обеспечить устойчивую работу объектов и инженерных систем ЖКХ в зимних условиях. За последние 3 года число семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, возросло с 6,2 до 15% от общего количества семей, проживающих в республике. Вместе с тем в жилищно-коммунальном хозяйстве имеется много нерешенных проблем и, в первую очередь, накопленное недофинансирование отрасли, ставшее существенным социально-инфраструктурным ограничителем экономического роста. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 65%) уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия мощностей, что ведет к росту числа аварий в системах водо- и теплоснабжения, обветшанию жилищного фонда, ухудшению качества и увеличению стоимости оказываемых услуг. Строительство жилья в республике остается приоритетным направлением социально-экономической политики. За последние пять лет за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию более 850 тыс. кв. м жилья. За счет средств населения с привлечением кредитных ресурсов было построено свыше 500 тыс. кв. м жилья, удельный вес его в общем объеме составил около 60 процентов. Основными источниками финансирования жилищного строительства в последние годы оставались внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки отдельным категориям граждан. Начата реализация Программы развития системы ипотечного жилищного кредитования. За последние годы на строительство жилья по системе ипотечного кредитования было направлено более 110 млн рублей, за счет которых построено и предоставлено жителям республики 130 благоустроенных квартир общей площадью около 9 тыс. кв. м и 11 индивидуальных жилых домов в сельской местности. Однако эти объемы еще малы и не могут полностью удовлетворить потребности населения. Преобразования в реальном секторе экономики сопровождались позитивными изменениями в уровне жизни населения. Реальные доходы населения республики, начиная с 2000 года, как и России в целом, характеризовались нарастающей динамикой. В 2002 году эта положительная тенденция сохранилась, реальные денежные доходы населения составили 111,5% к уровню 2001 года. За последние годы доходы населения республики увеличивались более
высокими темпами, чем в среднем по России и в большинстве соседних регионов. В 2002 году республика по денежным доходам на душу населения опередила Пензенскую область, республики Чувашия и Марий Эл, тогда как пять лет назад была на последнем месте среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ. Росту реальных денежных доходов населения способствовали, в первую очередь, высокие темпы роста среднемесячной заработной платы, которые обусловлены повышением государственных гарантий по оплате труда и увеличением ставок тарифных разрядов работников бюджетной сферы, высокими темпами роста экономики на основе активной инвестиционной политики, модернизации производства, внедрения новых технологий, изменением налогового законодательства, а именно введением единой 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы единого социального налога. Сложилась тенденция опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом производительности труда, что обусловлено относительно низкими затратами предприятий на повышение заработной платы, поскольку в годы реформ падение реальной заработной платы происходило либо темпами, превышающими снижение производительности труда, либо на фоне ее роста. Несмотря на положительную тенденцию роста заработной платы, ее уровень в республике продолжает оставаться низким, в том числе в основных отраслях экономики - промышленности, строительстве, торговле
(по уровню заработной платы в промышленности республика находилась в 2002 году на последнем месте среди регионов Приволжского федерального
округа, строительстве и торговле - на предпоследнем). В то же время наблюдается высокая дифференциация в заработной плате как между отраслями, территориями, так и между отдельными хозяйствующими субъектами. При этом на трети крупных и средних предприятий промышленности заработная плата у большинства работников продолжает оставаться ниже прожиточного минимума. Острыми остаются вопросы нарушения трудового законодательства, выражающиеся в задержках оплаты выполненной работы. Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2003 года составила около 165 млн рублей. Средний период задержки выплаты заработной платы составил почти 2,1 месяца. Положительные изменения в экономике и, как следствие, укрепление материального благосостояния населения оказали позитивное воздействие
на развитие рынка товаров. С 2000 года на потребительском рынке отмечается стабилизация. Качественно новая ситуация на потребительском рынке сложилась за счет реализации ряда решений в области государственного регулирования
отрасли, договорных отношений с организациями торговли, бытового обслуживания, определяющими динамичность потребительского рынка в районах, муниципальных образованиях республики. Заметно активизировалась работа, направленная на укрепление и модернизацию материально-технической базы торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Улучшается качество и повышается уровень сервисного обслуживания покупателей, увеличивается число предприятий, применяющих прогрессивные формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа
товаров по образцам, салонная торговля, продажа по заказам. Расширяется ассортимент предлагаемых товаров, увеличиваются возможности их выбора. Возрастает доступность в приобретении товаров культурно-бытового назначения. С укреплением материально-технической базы торговли, общественного питания улучшились формы торговли. Если в 1998 году доля продаж на вещевых продовольственных и смешанных рынках в общем обороте розничного товарооборота составляла почти 31 процент, то к концу 2002
года снизилась до 25,5 процента, что свидетельствует о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров по доступным ценам и хорошего качества. За последние два года заметно активизировался процесс продвижения
частного предпринимательства в сельскую местность. Вместе с тем анализ экономических процессов, происходящих на потребительском рынке, показывает, что они еще не в полной мере скоординированы, сохраняются негативные явления и нерешенные проблемы. По среднегодовым темпам прироста розничного товарооборота республика значительно отстает от уровня Российской Федерации (при 2% прироста оборота розничной торговли в 2000-2002 годах по республике в России он составил 9,6 процента). Отсутствие в республике надлежащей инфраструктуры оптовой торговли приводит к низкому товарообороту на душу населения, худшей структуре оборота розничной торговли среди регионов Приволжского федерального округа. Доля продажи непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота остается все еще низкой. В системе потребительской кооперации около половины предприятий в
2002 году имели показатели ниже уровня 2001 года. Более 180 объектов производственной, заготовительной и торговой деятельности (9 хлебопекарен, 37 магазинов, 14 предприятий общественного питания, 50 складов на 11 оптовых базах) находятся в законсервированном состоянии. Рыночные преобразования в сфере торговли, формирование конкурентной среды, рост предпринимательской активности сопровождаются рядом негативных явлений. В данной сфере сосредоточен значительный объем теневого оборота. Увеличение звенности товародвижения сопровождается ростом цен. Сложная, с элементами дублирования, система контроля качества и безопасности товаров и услуг не обеспечивает эффективного противодействия проникновению на потребительский рынок некачественных товаров и услуг. Неоправданно децентрализовано регулирование развития инфраструктуры торговли, что проявляется в диспропорциях развития отдельных звеньев торговой системы. Решение накопившихся проблем требует применения новых форм и методов управления отраслью. Демографические процессы в Республике Мордовия, как и в России в целом, остаются сложными. За последние пять лет среднегодовая численность населения республики сократилась на 35,5 тыс. человек, при этом произошли сокращение рождаемости и рост смертности. Так, если в 1998 году смертность превышала рождаемость в 1,8 раза, то в 2002 году
- в 2,1 раза. Общая тенденция динамики смертности населения характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста (23% от числа умерших). Наиболее критической является ситуация со смертностью мужчин трудоспособного возраста, этот показатель в 4,4 раза выше, чем у женщин. При общем сокращении численности населения уменьшается численность детей. За период с 1998 по 2002 год этот показатель уменьшился на 25,0 тыс. человек, и население вступило в состояние демографической старости. В последние годы естественный прирост населения не обеспечивает даже его простого воспроизводства. Тревогу вызывает не столько сама по себе убыль численности населения, сколько
деформация ее возрастной структуры, которая неизбежно окажет влияние на все сферы жизни общества. Все это является следствием ряда неблагоприятных факторов: снижение уровня благосостояния, ухудшение питания, увеличение напряженности ритма жизни, производственный и Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|