Расширенный поиск

Закон Республики Мордовия от 21.02.2002 № 10-З

 

 

 

 

ЗАКОН

 

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

 

О правовых актах Республики Мордовия

 

(В редакции Законов Республики Мордовия от 04.06.2003 г. № 19-З;

от 07.07.2003 г. № 40-З; от 28.01.2004 г. № 11-З; от 28.12.2004 г. № 111-З;

от 20.07.2005 г. № 61-З; от 28.11.2005 г. № 89-З; от 26.06.2006 г. № 33-З;

от 05.10.2006 г. № 59-З; от 15.02.2007 г. № 13-З; от 30.09.2008 г. № 89-З;

от 12.03.2010 г. № 20-З; от 18.10.2010 г. № 80-З; от 19.12.2011 г. № 78-З;

от 24.06.2014 г. № 53-З; от 10.09.2014 г. № 62-З; от 02.03.2016 № 5-З;

от 17.09.2016 № 74-З; от 26.12.2016 № 98-З; от 05.04.2017 № 13-З)

 

Принят Государственным Собранием                                               14 февраля 2002 года

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Пределы действия настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон устанавливает общие положения о правовых актах и правотворчестве в Республике Мордовия, закрепляет систему законодательства Республики Мордовия, регулирует вопросы разграничения правотворческих полномочий органов государственной власти Республики Мордовия, определяет порядок подготовки, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу, действия, толкования нормативных правовых актов Республики Мордовия, а также общие требования к правовым актам органов государственной власти Республики Мордовия.

2. Порядок подготовки, заключения, ратификации, денонсации, вступления в силу, изменения, расторжения и прекращения действия договоров (соглашений) Республики Мордовия и органов государственной власти Республики Мордовия устанавливается федеральными законами и принятым в соответствии с ними законом Республики Мордовия.

3. (Исключен - Закон Республики Мордовия от 15.02.2007 г. № 13-З)

4. Законы и иные правовые акты Республики Мордовия, регулирующие отдельные вопросы правотворчества в Республике Мордовия, не должны противоречить настоящему Закону. В случае, если законы и иные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы правотворчества в Республике Мордовия, противоречат настоящему Закону, применяются нормы настоящего Закона.

 

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) правовой акт - официальный письменный документ, содержащий нормы права или ненормативные (индивидуальные) предписания, принятый в порядке, установленном законодательством;

2) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, содержащий нормы права (то есть рассчитанные на многократное применение правила поведения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права, обязанности, ответственность персонально не определенного круга лиц и (или) предусматривающие утверждение, введение в действие, толкование, приостановление либо прекращение действия нормативного правового акта);

3) индивидуальный (ненормативный) правовой акт - официальный письменный документ, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам);

4) правотворчество (правотворческая деятельность) - урегулированная законодательством деятельность по изданию (то есть подготовке, принятию, изменению, введению в действие и признанию утратившими силу) правовых актов;

5) применение права (правоприменительная деятельность) - урегулированная законодательством деятельность по рассмотрению на основании нормативных правовых актов конкретных вопросов, дел и принятию по результатам их рассмотрения индивидуальных правовых актов, обязательных для лица или лиц, которым они адресованы;

6) реквизиты правового акта - обязательные сведения, включенные в текст правового акта для признания его действительным.

В настоящем Законе понятия «правовой акт Республики Мордовия» и «правовой акт», употребляемые в соответствующем числе и падеже, равнозначны. (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

 

Статья 3. Принципы правотворчества

 

При осуществлении правотворческой деятельности в Республике Мордовия должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) законность;

2) демократизм и гласность в процессе разработки и принятия правовых актов;

3) единство, полнота и непротиворечивость системы правовых актов;

4) планомерность и оперативность правотворчества;

5) соблюдение правил юридической техники;

6) обеспечение действия механизмов реализации нормативных правовых актов;

7) открытость и доступность информации о принятых правовых актах.

Статья 4. Исчисление сроков в правотворческом процессе

1. Сроки в правотворческом процессе определяются календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется месяцами, неделями или днями либо связан с моментом совершения конкретного действия (наступления события).

2. Срок, определенный календарной датой, истекает при наступлении указанной календарной даты.

3. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после наступления календарной даты или совершения действия (наступления события), которыми определено его начало.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, срок, исчисляемый неделями, - в соответствующий день последней недели срока.

4. Срок, исчисляемый днями, подлежит исчислению в календарных днях, если иное не указано в устанавливающем его нормативном правовом акте.

5. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший рабочий день.

6. Если действие, срок совершения которого определен, может быть совершено только на заседаниях сессии Государственного Собрания Республики Мордовия, заседаниях комитетов и комиссий Государственного Собрания Республики Мордовия, на заседаниях Правительства Республики Мордовия или иного коллегиального органа, то срок совершения такого действия увеличивается на период перерыва между заседаниями, установленного в соответствии с законодательством Республики Мордовия.

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА И ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Статья 5. Система правовых актов Республики Мордовия

 

1. Правовые акты Республики Мордовия образуют единую систему, основанную на принципе верховенства правовых актов с большей юридической силой.

2. В систему правовых актов Республики Мордовия входят:

1) Конституция Республики Мордовия;

2) нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия (законодательство Республики Мордовия) и иные правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия;

3) договоры (соглашения) Республики Мордовия и органов государственной власти Республики Мордовия;

4) правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Республики Мордовия;

5) договоры (соглашения) муниципальных образований и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Республики Мордовия;

6) иные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовия.

 

Статья 6. Федеральное законодательство

 

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами на территории Республики Мордовия имеют прямое действие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Используемое в законодательстве Республики Мордовия и иных правовых актах органов государственной власти Республики Мордовия понятие «федеральное законодательство» охватывает нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, если иное не следует из содержания соответствующего правового акта.

2. Федеральное законодательство подлежит применению независимо от ссылки на него в законодательстве Республики Мордовия и иных правовых актах органов государственной власти Республики Мордовия.

3. Правовые акты органов государственной власти Республики Мордовия не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае их полного или частичного противоречия действует федеральное законодательство.

Нормативные правовые акты Республики Мордовия могут быть приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации ранее приведения в соответствие с ним нормативных правовых актов Республики Мордовия (включая Конституцию Республики Мордовия), обладающих по отношению к ним более высокой юридической силой.

4. В случае противоречия федерального законодательства законодательству Республики Мордовия по предметам ее ведения действуют нормативные правовые акты Республики Мордовия.

 

Статья 7. Законодательство Республики Мордовия

 

1. Законодательство Республики Мордовия включает:

1) Конституцию Республики Мордовия;

2) законы Республики Мордовия, принимаемые Государственным Собранием Республики Мордовия или референдумом Республики Мордовия;

3) указы Главы Республики Мордовия нормативного характера;

4) постановления Государственного Собрания Республики Мордовия нормативного характера;

5) постановления Правительства Республики Мордовия; (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.11.2005 г. № 89-З)

6) правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия нормативного характера. (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 07.07.2003 г. № 40-З)

2. Нормативные правовые акты общего значения (то есть акты, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан и иных лиц на всей территории Республики Мордовия) не могут издаваться в форме постановлений и указов Совета Государственного Собрания Республики Мордовия, распоряжений Главы Республики Мордовия, распоряжений Правительства Республики Мордовия, а также в форме индивидуальных правовых актов иных органов исполнительной власти Республики Мордовия. (В редакции Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 г. № 40-З)

 

Статья 8. Конституция Республики Мордовия

 

1. Конституция Республики Мордовия в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет статус Республики Мордовия, устанавливает систему органов государственной власти Республики Мордовия и закрепляет иные положения, составляющие основу законодательства Республики Мордовия.

2. Конституция Республики Мордовия имеет прямое действие на всей территории Республики Мордовия. Законы и иные нормативные правовые акты в Республике Мордовия принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Мордовия и не могут ей противоречить.

Статья 9. Законы Республики Мордовия

1. Закон Республики Мордовия регулирует наиболее значимые, типичные и устойчивые общественные отношения и принимается Государственным Собранием Республики Мордовия или референдумом Республики Мордовия в порядке, установленном федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия, настоящим Законом, законом о референдуме Республики Мордовия.

2. Закон Республики Мордовия может приниматься в виде собственно закона Республики Мордовия, а также в виде кодекса Республики Мордовия. В виде кодекса Республики Мордовия может приниматься закон Республики Мордовия, целостно и непосредственно регулирующий отдельные сферы общественных отношений, являющийся нормативной основой для всех других нормативных правовых актов, издаваемых в сфере общественных отношений, урегулированных соответствующим кодексом.

3. Нормативные правовые акты Государственного Собрания Республики Мордовия принимаются, как правило, в виде законов. Иные акты Государственного Собрания принимаются в виде постановлений, если иное не установлено законом Республики Мордовия.

4. Законом Республики Мордовия:

1) утверждается республиканский бюджет Республики Мордовия и отчет о его исполнении, представленные Главой Республики Мордовия;

2) (Исключен - Закон Республики Мордовия от 28.01.2004 г. № 11-З)

3) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Республики Мордовия; (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. № 11-З)

4) утверждаются программы социально-экономического развития Республики Мордовия, представленные Главой Республики Мордовия;

5) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

6) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Мордовия и отчеты об их исполнении; (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. № 11-З)

7) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Республики Мордовия, в том числе долями (паями, акциями) Республики Мордовия в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

8) утверждаются заключение и расторжение договоров Республики Мордовия;

9) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Республики Мордовия;

10) устанавливается порядок проведения выборов в Государственное Собрание Республики Мордовия; (В редакции Закона Республики Мордовия от 15.02.2007 г. № 13-З)

11) устанавливаются административно-территориальное устройство Республики Мордовия и порядок его изменения;

12) устанавливается система исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия; (В редакции Законов Республики Мордовия от 28.01.2004 г. № 11-З; от 20.07.2005 г. № 61-З)

13) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия и законами Республики Мордовия к ведению и полномочиям Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации.

 

Статья 10. Постановления Государственного Собрания

Республики Мордовия

 

1. Постановления Государственного Собрания Республики Мордовия нормативного и ненормативного характера принимаются в порядке, предусмотренном федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия, настоящим Законом, Регламентом Государственного Собрания Республики Мордовия.

2. Постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия:

1) принимается Регламент Государственного Собрания Республики Мордовия и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности; (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. № 11-З)

2) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица Республики Мордовия, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия;

3) назначается дата выборов Государственного Собрания Республики Мордовия; (В редакции Закона Республики Мордовия от 15.02.2007 г. № 13-З)

4) назначается референдум Республики Мордовия в случаях, предусмотренных законом Республики Мордовия;

5) оформляется решение о недоверии (доверии) Главе Республики Мордовия, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти Республики Мордовия, в назначении которых на должность Государственное Собрание Республики Мордовия принимало участие в соответствии с Конституцией Республики Мордовия;

6) утверждается соглашение об изменении границ Республики Мордовия;

7) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Статья 11. Правовые акты Совета Государственного Собрания

Республики Мордовия

 

1. Правовыми актами, принимаемыми Советом Государственного Собрания Республики Мордовия в пределах своей компетенции, являются постановления и указы Совета Государственного Собрания Республики Мордовия, не имеющие нормативного характера.

2. Постановления и указы Совета Государственного Собрания издаются на основе и во исполнение Конституции Республики Мордовия, законов Республики Мордовия, постановлений Государственного Собрания Республики Мордовия и не могут им противоречить.

3. Постановления и указы Совета Государственного Собрания Республики Мордовия принимаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом, иными правовыми актами Республики Мордовия.

 

Статья 12. Указы и распоряжения Главы Республики Мордовия

 

1. Правовыми актами, издаваемыми Главой Республики Мордовия в пределах своей компетенции, являются указы и распоряжения Главы Республики Мордовия.

2. Указы и распоряжения Главы Республики Мордовия принимаются на основе и во исполнение федеральных законов, Конституции Республики Мордовия, законов Республики Мордовия и не могут им противоречить.

3. Нормативные правовые акты, принимаемые Главой Республики Мордовия, издаются исключительно в форме указов Главы Республики Мордовия.

Ненормативные указы Главы Республики Мордовия принимаются по вопросам, относящимся к его компетенции, в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Мордовия и законами Республики Мордовия.

Правовые акты Главы Республики Мордовия по иным вопросам принимаются в форме распоряжений Главы Республики Мордовия.

4. Указы и распоряжения Главы Республики Мордовия принимаются в порядке, предусмотренном федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, устанавливающими процедуру их принятия.

 

Статья 13. Постановления и распоряжения Правительства

Республики Мордовия

 

1. Правовыми актами, принимаемыми Правительством Республики Мордовия в пределах своей компетенции, являются постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия.

2. Постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия принимаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия, законов Республики Мордовия, правовых актов Главы Республики Мордовия, нормативных постановлений Государственного Собрания Республики Мордовия и не могут им противоречить. (В редакции Закона Республики Мордовия от 04.06.2003 г. № 19-З)

3. Правовые акты Правительства Республики Мордовия, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Индивидуальные правовые акты, а также правовые акты по оперативным, организационным, кадровым и иным текущим вопросам, не содержащие правовых норм, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Мордовия. (В редакции Закона Республики Мордовия от 04.06.2003 г. № 19-З)

4. Постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия принимаются в порядке, предусмотренном федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, устанавливающими процедуру их принятия.

 

Статья 14. Правовые акты исполнительных органов государственной

власти Республики Мордовия

 

1. Правовыми актами исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия являются приказы их руководителей, а в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Республики Мордовия, также приказы заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. (В редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 53-З)

2. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия принимаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также указами Главы Республики Мордовия и постановлениями Правительства Республики Мордовия, устанавливающими процедуру их принятия. (В редакции Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 г. № 40-З)

 

Статья 15. Соотношение юридической силы правовых актов

 

1. Конституция Республики Мордовия вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Мордовия.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Мордовия, не должны противоречить Конституции Республики Мордовия. В случае противоречия между ними действует Конституция Республики Мордовия.

2. Законы Республики Мордовия имеют более высокую юридическую силу по отношению к правовым актам Государственного Собрания Республики Мордовия, Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, а также к правовым актам исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. В случае противоречия между ними действует закон Республики Мордовия.

3. Указы Главы Республики Мордовия имеют более высокую юридическую силу по отношению к распоряжениям Главы Республики Мордовия, правовым актам Правительства Республики Мордовия, правовым актам исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. В случае противоречия между ними действуют указы Главы Республики Мордовия.

4. Постановления Правительства Республики Мордовия имеют более высокую юридическую силу по отношению к распоряжениям Правительства Республики Мордовия и правовым актам исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. В случае противоречия между ними действуют постановления Правительства Республики Мордовия.

5. Правовые акты Правительства Республики Мордовия, правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия могут быть отменены или действие их может быть приостановлено полностью или частично Главой Республики Мордовия.

 

ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО АКТА

 

Статья 16. Структура правового акта

 

1. Правовой акт как документ состоит из содержательной части и реквизитов, образующих текст правового акта.

2. Содержательная часть правового акта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.

3. Реквизиты правового акта - обязательные сведения, включаемые в текст правового акта для признания его действительным.

 

Статья 17. Виды текстов правового акта и общие требования

к их оформлению

 

1. Различаются следующие виды текстов правового акта:

1) подлинный текст правового акта (подлинник правового акта) - эталонный экземпляр текста правового акта, оформляемый в одном экземпляре;

2) официально опубликованный текст правового акта - текст подлинника правового акта, опубликованный в источниках официального опубликования в порядке, установленном настоящим Законом;

3) заверенная копия правового акта - совпадающий с подлинником текст правового акта, заверенный печатью секретариата (канцелярии, иного структурного подразделения по вопросам делопроизводства) органа, принявшего акт (копии законов Республики Мордовия заверяются печатью секретариата Администрации Главы Республики Мордовия); (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

4) неофициально опубликованный текст правового акта - текст, опубликованный в источниках, не относящихся к числу источников официального опубликования нормативных правовых актов данного вида;

5) незаверенная копия правового акта - совпадающий с подлинником текст правового акта, не заверенный печатью органа, принявшего акт.

Обозначение приложения с наименованием правового акта, составной частью которого оно является, располагается в правом верхнем углу страницы после текста правового акта без указания на регистрационный номер и дату подписания правового акта. (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

Если к правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "№". (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова. (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

Тексты правового акта, указанные в подпунктах 1-3 настоящего пункта, признаются официальными текстами, на основании которых осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность.

2. Правовые акты, принимаемые в Республике Мордовия, излагаются на русском языке.

Использование в правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения стали в русском языке общеупотребительными.

3. Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.

Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте.

4. В правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.

5. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся неотъемлемой составной частью правового акта, как правило, оформляются в виде приложений к нему.

5-1. Включение в правовой акт сносок и примечаний к статьям, главам, разделам, иным структурным элементам и правовому акту в целом не допускается (кроме случаев, указанных в части второй настоящего пункта). Такого рода положения включаются в правовой акт в качестве самостоятельных статей или непосредственно в текст того структурного элемента, к которому они относятся.

Структурные элементы, указанные в части первой пункта 5 настоящей статьи, могут иметь сноски и примечания. Сноски обозначаются звездочкой или арабской цифрой. Сноски и примечания даются в конце приложения. Если есть сноски, то примечание дается перед сносками. (Пункт в редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 53-З)

6. Наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также географические названия и иные собственные имена пишутся в правовых актах с прописной буквы.

7. Даты в правовых актах оформляются словесно - цифровым способом в следующей последовательности: число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова «год» в соответствующем падеже без сокращения либо цифровым способом в следующей последовательности: число, месяц (обозначенные двумя цифрами с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем), год (обозначенный двумя последними цифрами) с добавлением слова «год» с сокращением до первой буквы.

Оформление дат в законах Республики Мордовия цифровым способом не допускается.

8. Нумерация правовых актов каждого вида ведется в пределах года, исходя из даты их принятия.

9. Органы, издающие правовые акты, вправе на основе положений настоящего Закона устанавливать правила их оформления.

 

Статья 18. Техника изложения нормативного правового акта

 

Изложение нормативного правового акта должно отвечать следующим требованиям:

1) изложение нормативного правового акта должно быть логически последовательным;

2) в содержании нормативного правового акта должна быть обеспечена полнота правового регулирования;

3) изложение нормативных положений, регулирующих однотипные правоотношения, должно быть единообразным;

4) термины в нормативном правовом акте должны употребляться в одном общепринятом или установленном законодательством значении, для обозначения одного и того же объекта (явления) должен употребляться один термин;

5) в нормативном правовом акте должно быть обеспечено единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве;

6) нормативные определения целесообразно давать только в тех случаях, когда без них невозможно или затруднительно правильное понимание соответствующих терминов или нормативного правового акта в целом.

 

Статья 19. Экспертиза нормативных правовых актов

и проектов нормативных правовых актов

 

1. Органы государственной власти Республики Мордовия в пределах их полномочий организуют и проводят внутреннюю (служебную) экспертизу нормативных правовых актов, а также проектов нормативных правовых актов.

Внутренняя (служебная) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов осуществляется органами государственной власти Республики Мордовия, их подразделениями или специалистами, состоящими на государственной службе.

2. Для оценки качества нормативных правовых актов и их проектов, а также для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.

Независимая научная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами.

3. Органы государственной власти Республики Мордовия вправе создавать специальные экспертные организации для проведения научной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также придавать статус уполномоченной экспертной организации действующей научной организации или высшему учебному заведению.

4. В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке направляемого на экспертизу нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта.

В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия, а также иные лица, состоящие на государственной службе.

5. Обязательной независимой научной экспертизе подлежат:

1) проекты законов Республики Мордовия, принимаемых в форме кодексов Республики Мордовия;

2) проекты иных нормативных правовых актов, обязательная независимая научная экспертиза которых предусмотрена законами Республики Мордовия.

На научную экспертизу, как правило, направляются проекты законов о внесении изменений в Конституцию Республики Мордовия, об органах государственной власти Республики Мордовия, а также проекты о внесении изменений в них. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

6. Организации и лица, осуществляющие независимую научную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, вправе получать в органах государственной власти Республики Мордовия необходимые для проведения экспертизы материалы и документы, а также принимать участие в обсуждении соответствующих нормативных правовых актов и их проектов.

7. Внутренняя (служебная) и независимая научная экспертизы проектов нормативных правовых актов могут осуществляться на любых стадиях правотворческого процесса.

По результатам внутренней (служебной) или независимой научной экспертизы проектов нормативных правовых актов составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти, назначившим данную экспертизу.

8. Проекты законов Республики Мордовия, регулирующие правоотношения в области бюджетного и налогового законодательства, подлежат обязательной публичной независимой экспертизе.

Основными задачами публичной независимой экспертизы являются:

1) определение качества проекта закона Республики Мордовия;

2) выявление общественного мнения в Республике Мордовия относительно предполагаемых возможных социально-экономических последствий в случае принятия проекта закона Республики Мордовия.

Проведение публичной независимой экспертизы проектов законов Республики Мордовия обеспечивают субъекты права законодательной инициативы.

Субъект права законодательной инициативы вправе создавать специальные экспертные комиссии для проведения публичной независимой экспертизы, а также придавать научной организации или высшему учебному заведению статус уполномоченной экспертной организации по соглашению с ними.

По результатам проведенной публичной независимой экспертизы принимается заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) принятия проекта закона Республики Мордовия, регулирующего правоотношения в области бюджетного или налогового законодательства, которое подлежит обязательному рассмотрению Государственным Собранием Республики Мордовия.

Экспертные заключения на проекты законов Республики Мордовия, регулирующие правоотношения в области бюджетного или налогового законодательства, подлежат опубликованию соответствующим субъектом права законодательной инициативы в официальных печатных средств массовой информации и размещению в сети Интернет в течение пяти дней со дня их принятия.

В качестве независимых экспертов при проведении публичной независимой экспертизы проектов законов Республики Мордовия, регулирующих правоотношения в области бюджетного или налогового законодательства, привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке направляемого на экспертизу проекта закона Республики Мордовия. В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия, а также лица, состоящие на государственной гражданской службе.

Организации и лица, осуществляющие публичную независимую экспертизу проектов законов Республики Мордовия, регулирующих правоотношения в области бюджетного и налогового законодательства, вправе получать в органах государственной власти Республики Мордовия необходимые для проведения экспертизы материалы и документы, а также принимать участие в обсуждении соответствующих проектов нормативных правовых актов. (Пункт дополнен - Закон Республики Мордовия от 26.06.2006 г. № 33-З)

9. В соответствии и в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», может проводиться общественная экспертиза проектов правовых актов Республики Мордовия. (Дополнен - Закон  Республики Мордовия от 17.09.2016 № 74-З)

 

Статья 19.1. Антикоррупционная экспертиза законов

Республики Мордовия, проектов законов

Республики Мордовия

 

1. Антикоррупционная экспертиза законов Республики Мордовия, проектов законов Республики Мордовия проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. В соответствии с федеральным законом антикоррупционная экспертиза законов Республики Мордовия, проектов законов Республики Мордовия (далее - антикоррупционная экспертиза) осуществляется при проведении их правовой экспертизы, а также мониторинга применения законов Республики Мордовия.

3. Антикоррупционная экспертиза осуществляется:

1) при проведении правовой экспертизы законов Республики Мордовия, проектов законов Республики Мордовия - юридическим отделом правового управления Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия в порядке, установленном настоящим Законом, а также федеральными органами государственной власти, их должностными лицами в случаях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации; (В редакции Закона  Республики Мордовия от 05.04.2017 № 13-З)

2) при проведении мониторинга применения законов Республики Мордовия - органами, их структурными подразделениями, должностными лицами, проводящими мониторинг применения соответствующего закона Республики Мордовия, а также федеральными органами государственной власти в случаях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с методикой, определенной Правительством Российской Федерации.

4. Результаты антикоррупционной экспертизы, осуществленной при проведении правовой экспертизы, отражаются в заключении, составляемом по итогам правовой экспертизы. Результаты антикоррупционной экспертизы, осуществленной при мониторинге применения законов Республики Мордовия, отражаются в заключении по итогам антикоррупционной экспертизы.

5. В соответствии с федеральным законом в отношении законов Республики Мордовия, проектов законов Республики Мордовия институтами гражданского общества и гражданами может осуществляться независимая антикоррупционная экспертиза.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Мордовия разработчик проекта закона обеспечивает его размещение на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в сети Интернет не позднее чем за 3 дня до внесения проекта закона в Государственное Собрание Республики Мордовия в порядке законодательной инициативы.

Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются лицами, организациями, их составившими, в Государственное Собрание Республики Мордовия.

6. Заключения, составленные по итогам антикоррупционной экспертизы (в том числе независимой) проектов законов Республики Мордовия, подлежат обязательному рассмотрению комитетом Государственного Собрания, ответственным за подготовку проекта закона к рассмотрению Государственным Собранием Республики Мордовия, и приобщаются к материалам по законопроекту, направляемым депутатам Государственного Собрания Республики Мордовия в порядке, установленном пунктом 6 статьи 43 настоящего Закона.

7. Предложения о способах устранения коррупциогенных факторов, содержащиеся в заключениях, составленных по итогам антикоррупционной экспертизы (в том числе независимой) проектов законов, оформляются головным комитетом в виде поправок к законопроекту, рекомендованных к принятию (в случае согласия с результатами антикоррупционной экспертизы) или к отклонению (в случае несогласия с результатами антикоррупционной экспертизы). Решение головного комитета о поправках, рекомендованных к отклонению, должно содержать мотивированное обоснование по каждой такой поправке.

8. Заключение по итогам антикоррупционной экспертизы (в том числе независимой) законов Республики Мордовия подлежат обязательному рассмотрению уполномоченным в соответствующей сфере органом государственной власти Республики Мордовия или его должностным лицом.

9. Антикоррупционная экспертиза нормативных постановлений Государственного Собрания, их проектов проводится в порядке, установленном настоящим Законом для проведения антикоррупционной экспертизы законов Республики Мордовия, проектов законов Республики Мордовия. (Статья дополнена - Закон Республики Мордовия от 12.03.2010 г. № 20-З)

 

Статья 20. Содержательная часть правового акта

 

1. Содержательная часть правового акта может иметь следующие основные элементы (структурные элементы текста правового акта):

1) преамбулу;

2) разделы;

3) главы;

4) статьи или пункты;

5) пункты статей или части пунктов.

Текст правового акта может иметь также иные структурные элементы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями оформления конкретного вида правовых актов.

2. Преамбула правового акта содержит разъяснение его целей и мотивов принятия. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. Преамбула может состоять из абзацев. В указах Главы Республики Мордовия, постановлениях Государственного Собрания Республики Мордовия, постановлениях и указах Совета Государственного Собрания Республики Мордовия и постановлениях Правительства Республики Мордовия преамбула завершается постановляющей фразой.

3. Статья (пункт) правового акта содержит одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.

Статьи (пункты) нормативного правового акта наряду с нормами права в отдельных случаях могут содержать индивидуальные предписания.

4. Статьи (пункты) правового акта могут объединяться в главы. Главы правового акта могут объединяться в разделы.

Раздел, глава правового акта подразделяются не менее чем на два структурных элемента. Включение в правовой акт структурного элемента «раздел», если в нем нет глав, не допускается. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

5. Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяются, исходя из объема и содержания акта.

 

Статья 21. Порядковые номера и заголовки структурных

элементов текста правового акта

 

1. Разделы, главы, статьи (пункты) правового акта должны иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них.

Статьи (пункты) в пределах всего правового акта должны иметь сквозную нумерацию.

2. Вновь включаемым в текст правового акта структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис либо с точкой после них дополнительных порядковых номеров, начиная с первого (при этом должна соблюдаться единообразная нумерация дополнительных структурных элементов данного правового акта). Новым структурным элементам, включаемым в текст правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

3. Структурные элементы текста правового акта, за исключением преамбулы и пунктов правового акта, должны иметь заголовки.

4. Заголовок раздела или главы правового акта включает соответственно слово «раздел» или «глава» с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование раздела или главы.

5. Заголовок статьи правового акта включает слово «статья» с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование статьи.

Заголовки статей законов Республики Мордовия об изменении или признании утратившими силу ранее принятых законов, о введении в действие законов Республики Мордовия, заголовки статей законов о республиканском бюджете Республики Мордовия и бюджетах внебюджетных фондов, о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Мордовия, а также заголовки статей законов Республики Мордовия ненормативного характера могут не содержать наименований. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и текст статьи начинается с нового абзаца с прописной буквы и абзацного отступа. (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

 

Статья 22. Структура статьи (пункта) правового акта

 

1. Статья правового акта может состоять из пунктов, нумеруемых в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой.

2. Статья (пункт) правового акта, пункт статьи правового акта начинаются с абзацного отступа и могут включать части, образуемые одним абзацем или несколькими абзацами одного предложения. Части статей (пунктов) или пунктов статей не имеют порядковых номеров.

3. Статья (пункт) правового акта, пункт статьи правового акта, часть статьи или пункта статьи правового акта могут иметь подпункты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запятой и пронумерованными арабскими цифрами либо обозначаемыми строчными буквами русского алфавита со скобкой справа без точки. (В редакции Закона Республики Мордовия от 24.06.2014 г. № 53-З)

4. Включение в статью (пункт), пункт статьи правового акта новых структурных элементов или исключение из статьи (пункта), пункта статьи правового акта каких-либо структурных элементов не требует полного изменения их внутренней нумерации. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

 

Статья 23. Реквизиты законов Республики Мордовия

 

1. Закон Республики Мордовия, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должен иметь следующие реквизиты:

1) изображение герба Республики Мордовия (на подлиннике закона), расположенное над обозначением вида правового акта по центру;

2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Закон Республики Мордовия»;

3) наименование закона, кратко отражающее предмет его регулирования;

4) гриф принятия закона Государственным Собранием Республики Мордовия, состоящий из слов «Принят Государственным Собранием» и даты принятия закона в окончательной редакции;

5) место принятия закона, в качестве которого указывается город Саранск;

6) подпись Главы Республики Мордовия, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике закона), его фамилию и инициалы;

7) дату подписания закона Главой Республики Мордовия;

8) номер закона, присваиваемый закону после его подписания Главой Республики Мордовия, состоящий из порядкового номера и следующего за ним буквенного индекса «З», разделенных дефисом.

Закон Республики Мордовия, вносящий изменения в закон или признающий его утратившим силу, кроме реквизитов, перечисленных в части первой настоящего пункта, должен содержать указание на источник официального опубликования правовых актов Республики Мордовия, указанный в пункте 2 статьи 70 настоящего Закона с учетом пункта 5 статьи 28 настоящего Закона, в котором опубликован указанный законодательный акт и законы, вносящие в него изменения. (В редакции Закона  Республики Мордовия от 05.04.2017 № 13-З)

2. В Конституции Республики Мордовия и законах Республики Мордовия, принимаемых в виде кодексов, обозначение вида правового акта и его наименование объединяются в один реквизит.

3. Закон Республики Мордовия, принятый референдумом Республики Мордовия, имеет гриф, состоящий из слов «Принят референдумом Республики Мордовия», и не содержит грифа о его принятии Государственным Собранием Республики Мордовия, подписи Главы Республики Мордовия и места принятия закона. Закону, принятому референдумом Республики Мордовия, номер присваивается, исходя из даты его принятия.

4. Закон Республики Мордовия, повторно принятый Государственным Собранием Республики Мордовия в первоначальной редакции после его отклонения Главой Республики Мордовия, дополнительно имеет гриф повторного принятия, состоящий из слов «Повторно принят Государственным Собранием Республики Мордовия» и даты повторного принятия.

5. Гриф принятия закона располагается после наименования закона.

 

Статья 24. Реквизиты постановлений Государственного

Собрания Республики Мордовия

 

Постановления Государственного Собрания Республики Мордовия должны иметь следующие реквизиты:

1) изображение герба Республики Мордовия (на подлиннике постановления);

2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Постановление Государственного Собрания Республики Мордовия»;

3) наименование постановления;

4) дату принятия постановления;

5) номер постановления, состоящий из порядкового номера и следующего за ним, отделенного дефисом, буквенного индекса «П»;

6) место принятия постановления, в качестве которого указывается город Саранск;

7) подпись Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия или уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике постановления), его фамилию и инициалы.

 

Статья 25. Реквизиты правовых актов Совета Государственного

Собрания Республики Мордовия

 

1. Постановления и указы Совета Государственного Собрания Республики Мордовия должны иметь следующие реквизиты:

1) изображение герба Республики Мордовия (на подлиннике постановления или указа);

2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Постановление Совета Государственного Собрания Республики Мордовия», «Указ Совета Государственного Собрания Республики Мордовия»;

3) наименование правового акта;

4) дату принятия правового акта;

5) номер правового акта;

6) место принятия правового акта, в качестве которого указывается город Саранск;

7) подпись Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия или уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его фамилию и инициалы.

2. Номер постановления Совета Государственного Собрания Республики Мордовия состоит из порядкового номера постановления и следующего за ним буквенного индекса «ПС», разделенных дефисом.

Номер указа Совета Государственного Собрания Республики Мордовия состоит из порядкового номера указа и буквенного индекса «УС», разделенных дефисом.

 

Статья 26. Реквизиты правовых актов Главы Республики

Мордовия и Правительства Республики Мордовия

 

1. Указы и распоряжения Главы Республики Мордовия, постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия должны иметь следующие реквизиты:

1) изображение герба Республики Мордовия (на подлиннике правового акта);

2) обозначение вида правового акта, выраженное словами «Указ Главы Республики Мордовия», «Распоряжение Главы Республики Мордовия», «Постановление Правительства Республики Мордовия», «Распоряжение Правительства Республики Мордовия»;

3) наименование правового акта (за исключением распоряжений Главы Республики Мордовия и распоряжений Правительства Республики Мордовия); (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

4) дату принятия правового акта;

5) номер правового акта;

6) место принятия правового акта, в качестве которого указывается город Саранск;

7) подпись уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его фамилию и инициалы.

2. Номер указа Главы Республики Мордовия состоит из порядкового номера указа и следующего за ним буквенного индекса «УГ», разделенных дефисом.

Номер распоряжения Главы Республики Мордовия состоит из порядкового номера распоряжения и следующего за ним буквенного индекса «РГ», разделенных дефисом.

Номер постановления Правительства Республики Мордовия состоит из порядкового номера постановления. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

Номер распоряжения Правительства Республики Мордовия состоит из порядкового номера распоряжения и следующего за ним буквенного индекса «Р», разделенных дефисом. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

 

Статья 27. Реквизиты документа, утвержденного

правовым актом

 

Документ, утвержденный правовым актом, должен иметь следующие реквизиты:

1) гриф утверждения документа, расположенный в правом верхнем углу и состоящий из согласованных между собой слова «утвержденный» и обозначения правового акта, которым утвержден данный документ, включающего обозначение вида акта, дату его принятия (для законов Республики Мордовия - дату их подписания Главой Республики Мордовия), номер акта и его наименование; (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

2) обозначение вида документа (положение, инструкция, регламент или иной вид документа), объединенное с его наименованием.

 

Статья 28. Официальное обозначение нормативных правовых

актов Республики Мордовия

 

1. При ссылках на нормативные правовые акты в других нормативных правовых актах, в официальных указателях нормативных правовых актов, иных официальных изданиях и документах используется официальное обозначение нормативных правовых актов Республики Мордовия.

2. Официальное обозначение нормативного правового акта Республики Мордовия включает последовательно расположенные:

1) обозначение вида акта;

2) дату принятия акта с предшествующим ей словом «от»:

3) номер акта;

4) наименование акта, заключенное в кавычки;

5) сведения об изменениях, внесенных в акт, либо сведения об источниках официального опубликования акта, а также актов, вносящих в него изменения. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

6) (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

В случаях, установленных законодательством Республики Мордовия, официальное обозначение нормативного правового акта может включать также иные необходимые сведения.

3. Официальное обозначение документа, утвержденного правовым актом, включает последовательно расположенные:

1) заголовок документа, включающий обозначение вида документа и его наименование;

2) гриф утверждения документа, состоящий из согласованных между собой слова «утвержденный» и официального обозначения правового акта, которым утвержден данный нормативный правовой акт.

4. Сведения об изменениях, внесенных в нормативный правовой акт, в его официальном обозначении состоят из слов «с изменениями, внесенными» и официального обозначения нормативного правового акта, которым внесены изменения, без указания его заголовка. Если изменения в нормативный правовой акт внесены более чем одним нормативным правовым актом, указываются в хронологическом порядке официальные обозначения всех этих нормативных правовых актов с общим обозначением вида нормативного правового акта. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

5. В качестве источника официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия при их официальном обозначении указывается источник официального опубликования правовых актов Республики Мордовия, указанный в пункте 2 статьи 70 настоящего Закона, в котором осуществлена первая публикация полного текста законов и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия.

В случае если закон или иной нормативный правовой акт Республики Мордовия был опубликован только в «Ведомостях Государственного Собрания Республики Мордовия», то в качестве источника официального опубликования указывается соответствующий выпуск «Ведомостей Государственного Собрания Республики Мордовия».

(Пункт в редакции Закона Республики Мордовия от 05.04.2017 № 13-З)

6. При ссылках в нормативных правовых актах на Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Мордовия допускается использование этих наименований, не заключенных в кавычки, без указания иных сведений.

7. При признании нормативного правового акта утратившим силу в нормативном правовом акте, его отменяющем, помимо официального обозначения отменяемого акта, сведений об источнике его официального опубликования, указываются также официальные обозначения и сведения об источниках официального опубликования всех нормативных правовых актов, вносящих в него изменения. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

 

Статья 29. Воспроизведение положений нормативных правовых

актов и ссылки на нормативные правовые акты

 

1. В случае необходимости в нормативном правовом акте Республики Мордовия воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов Республики Мордовия, обладающих более высокой юридической силой, со ссылкой на такие акты.

2. Ссылки в нормативном правовом акте на структурные элементы его текста, а также на иные действующие нормативные правовые акты или структурные элементы их текстов применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов.

3. В нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия указывается, во исполнение каких актов, обладающих более высокой юридической силой, они издаются.

 

ГЛАВА 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 

Статья 30. Законодательный процесс и его стадии

 

1. Законодательный процесс - урегулированный федеральными законами, Конституцией Республики Мордовия, настоящим Законом, иными законами Республики Мордовия, Регламентом Государственного Собрания Республики Мордовия порядок осуществления законодательной деятельности, включающий внесение проекта в законодательный орган (вынесение его на референдум), рассмотрение, принятие, подписание, опубликование и вступление в силу закона Республики Мордовия.

2. Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение проекта закона Республики Мордовия (законопроекта) в Государственное Собрание Республики Мордовия - законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия;

3) рассмотрение законопроекта на сессии Государственного Собрания Республики Мордовия и принятие закона;

4) подписание и обнародование закона Главой Республики Мордовия;

5) вступление закона в силу.

3. Законодательный процесс в части, не установленной настоящим Законом, регулируется Регламентом Государственного Собрания Республики Мордовия.

 

Статья 31. Особенности рассмотрения и принятия отдельных

видов законов Республики Мордовия

 

1. Порядок рассмотрения и принятия законов Республики Мордовия о внесении изменений в Конституцию Республики Мордовия определяется федеральным законом, Конституцией Республики Мордовия и законами Республики Мордовия.

2. Особенности рассмотрения и принятия законов Республики Мордовия на референдумах Республики Мордовия предусматриваются законом Республики Мордовия о референдуме Республики Мордовия.

3. Порядок рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете Республики Мордовия и его утверждения устанавливается законом Республики Мордовия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. (В редакции Закона Республики Мордовия от 15.02.2007 г. № 13-З)

4. (Исключен - Закон Республики Мордовия от 15.02.2007 г. № 13-З)

 

Статья 32. Планирование законодательной деятельности

 

1. Государственное Собрание Республики Мордовия осуществляет текущее и перспективное планирование правотворческой деятельности в пределах собственной компетенции.

2. Текущие планы законопроектных работ составляются, как правило, на один год.

В случае необходимости разрабатываются перспективные планы законопроектных работ сроком на два года и более, в которых определяются основные направления развития законодательства Республики Мордовия, а также мероприятия по систематизации законов Республики Мордовия. Положения, включенные в перспективные планы законопроектных работ, учитываются и конкретизируются при подготовке текущих планов.

3. Предложения для включения в текущие и перспективные планы законопроектных работ разрабатываются депутатами Государственного Собрания Республики Мордовия, комитетами и комиссиями Государственного Собрания Республики Мордовия, Главой Республики Мордовия, Правительством Республики Мордовия, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, обладающими правом законодательной инициативы.

4. Планирование законодательной деятельности не исключает принятия нормативных правовых актов, не содержащихся в утвержденных планах.

5. Глава Республики Мордовия, Правительство Республики Мордовия осуществляют текущее и перспективное планирование своей правотворческой деятельности в пределах собственной компетенции.

 

Статья 33. Согласованное осуществление правотворческой

деятельности

 

1. Органы государственной власти Республики Мордовия осуществляют согласованную правотворческую деятельность и координируют ее с правотворческой деятельностью федеральных органов государственной власти.

2. Глава Республики Мордовия и Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия обеспечивают согласованность правотворческой деятельности высших органов государственной власти Республики Мордовия.

3. Глава Республики Мордовия и Правительство Республики Мордовия направляют в Государственное Собрание Республики Мордовия своих полномочных представителей для участия в правотворческой деятельности.

Представители Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия в Государственном Собрании Республики Мордовия вправе беспрепятственно в приоритетном порядке излагать позицию представляемых ими органов государственной власти Республики Мордовия при рассмотрении законопроектов в комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия и на заседаниях сессий Государственного Собрания Республики Мордовия.

 

Статья 34. Парламентские слушания по законопроектам и всенародное

обсуждение проектов законов Республики Мордовия

 

1. По отдельным проектам законов Республики Мордовия могут проводиться парламентские слушания, на которые для обсуждения законопроектов приглашаются депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия, представители Главы Республики Мордовия, Правительства Республики Мордовия, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и граждане.

2. Порядок организации и проведения парламентских слушаний по законопроектам устанавливается Регламентом Государственного Собрания Республики Мордовия. (В редакции Закона  Республики Мордовия от 17.09.2016 № 74-З)

3. Предложения, полученные в ходе парламентских слушаний и (или) всенародного обсуждения проекта закона Республики Мордовия, обобщаются головным комитетом Государственного Собрания Республики Мордовия и учитываются при работе над законопроектом. (В редакции Закона  Республики Мордовия от 17.09.2016 № 74-З)

4. Проекты законов Республики Мордовия, имеющие наиболее важное общественное значение, могут быть вынесены на всенародное обсуждение. Порядок вынесения законопроекта на всенародное обсуждение и порядок проведения такого обсуждения устанавливаются законом Республики Мордовия.

5. В случаях, предусмотренных федеральными законами, по проектам законов Республики Мордовия проводятся публичные слушания в порядке, установленном законом Республики Мордовия. (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 15.02.2007 г. № 13-З)

 

ГЛАВА 5. ВНЕСЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ И ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ

 

Статья 35. Понятие и предмет законодательной инициативы

 

1. Законодательной инициативой признается официальное внесение управомоченным субъектом в Государственное Собрание Республики Мордовия проекта закона, влекущее за собой обязанность Государственного Собрания рассмотреть и принять либо отклонить его.

2. Предметом законодательной инициативы могут быть проекты законов Республики Мордовия, в том числе проекты законов Республики Мордовия о внесении изменений в действующие законы Республики Мордовия или о признании их утратившими юридическую силу. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

 

Статья 36. Субъекты права законодательной инициативы

 

1. Право законодательной инициативы в Республике Мордовия принадлежит Главе Республики Мордовия, депутатам Государственного Собрания Республики Мордовия, Совету Государственного Собрания Республики Мордовия, комитетам и комиссиям Государственного Собрания Республики Мордовия, Правительству Республики Мордовия, представительным органам местного самоуправления, прокурору Республики Мордовия, Съезду мордовского народа, Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, Совету муниципальных образований Республики Мордовия, а также республиканскому объединению профессиональных союзов, Верховному Суду Республики Мордовия и Арбитражному суду Республики Мордовия по вопросам их ведения. 2. Предложения о внесении изменений и пересмотре Конституции Республики Мордовия могут вносить Глава Республики Мордовия, группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия, Совет Государственного Собрания Республики Мордовия, Правительство Республики Мордовия, представительные органы местного самоуправления. (В редакции Закона Республики Мордовия от 05.10.2006 г. № 59-З)

3. Законопроекты, внесенные в Государственное Собрание Республики Мордовия Главой Республики Мордовия, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

4. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Мордовия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, рассматриваются Государственным Собранием Республики Мордовия по представлению Главы Республики Мордовия либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Государственное Собрание Республики Мордовия в срок, установленный Конституцией Республики Мордовия.

5. Субъект права законодательной инициативы может внести одновременно несколько связанных между собой законопроектов для их совместного рассмотрения.

Один и тот же законопроект может быть внесен в Государственное Собрание Республики Мордовия совместно двумя и более субъектами права законодательной инициативы.

6. Субъект права законодательной инициативы может отозвать внесенный им законопроект.

7. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственное Собрание субъектами права законодательной инициативы, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

 

Статья 37. Оформление законодательной инициативы

 

Решения об осуществлении права законодательной инициативы оформляются следующим образом:

решение Главы Республики Мордовия - распоряжением Главы Республики Мордовия;

решение Совета Государственного Собрания Республики Мордовия - постановлением Совета Государственного Собрания Республики Мордовия;

решение комитета или комиссии Государственного Собрания Республики Мордовия - решением комитета или комиссии Государственного Собрания Республики Мордовия;

решение депутата Государственного Собрания Республики Мордовия - письмом депутата Государственного Собрания Республики Мордовия;

решение Правительства Республики Мордовия - распоряжением Правительства Республики Мордовия; (В редакции Закона Республики Мордовия от 04.06.2003 г. № 19-З)

решение представительного органа местного самоуправления - правовым актом представительного органа местного самоуправления;

решение прокурора Республики Мордовия - обращением прокурора Республики Мордовия;

решение Съезда мордовского народа - постановлением Съезда мордовского народа;

решение Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия - постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия;

решение Совета муниципальных образований Республики Мордовия - решением общего собрания Совета муниципальных образований или правления Совета муниципальных образований Республики Мордовия; (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 05.10.2006 г. № 59-З)

решение республиканского объединения профессиональных союзов - постановлением съезда объединения или избираемого съездом руководящего органа республиканского объединения профессиональных союзов;

решение Верховного Суда Республики Мордовия - представлением Президиума Верховного Суда Республики Мордовия;

решение Арбитражного суда Республики Мордовия - представлением президиума Арбитражного суда Республики Мордовия.

 

Статья 38. Внесение альтернативных законопроектов

 

Альтернативными законопроектами признаются два или более внесенных в Государственное Собрание Республики Мордовия и не рассмотренных законопроектов, из которых может быть принят только один в связи с тем, что их предмет правового регулирования полностью или в основном совпадает.

Не могут рассматриваться как альтернативные законопроекты, тексты которых полностью совпадают.

 

Статья 39. Условия внесения законопроектов

 

1. Необходимым условием внесения законопроектов в Государственное Собрание Республики Мордовия в порядке законодательной инициативы является представление:

1) текста законопроекта и его копии в электронном виде в формате MS Word; (В редакции Закона Республики Мордовия от 18.10.2010 г. № 80-З)

2) пояснительной записки к законопроекту, в которой раскрывается состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и обосновывается необходимость его принятия; дается развернутая характеристика целей (задач), основных положений законопроекта, вносящих изменения в правовое регулирование, его места в системе действующего законодательства; приводится прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия; формулируются предложения по подготовке и принятию нормативных правовых актов, необходимых для осуществления данного законопроекта; называются законы Республики Мордовия, требующие признания утратившими силу, изменения, дополнения в связи с принятием вносимого законопроекта; содержится информация об организациях и специалистах, готовивших законопроект и пояснительную записку к нему, с указанием мест работы, должностей, ученых степеней, званий последних; указываются сведения о дате размещения законопроекта на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в сети Интернет в целях обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта закона; в пояснительную записку включаются и другие сведения, необходимость которых предусматривается законодательством либо субъектом права законодательной инициативы; (В редакции Законов Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З; от 12.03.2010 г. № 20-З)

3) (Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 18.10.2010 г. № 80-З)

3.1) заключения по результатам проведения публичной независимой экспертизы проектов законов Республики Мордовия, регулирующих правоотношения в области бюджетного и налогового законодательства; (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 26.06.2006 г. № 33-З)

3.2) заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Мордовия в сфере экономики по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Республики Мордовия в случаях, установленных статьей 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; (Дополнен - Закон  Республики Мордовия от 17.09.2016 № 74-З)

4) документа, выражающего решение субъекта права законодательной инициативы о внесении законопроекта;

5) иных документов, если их представление предусмотрено федеральным законом, законом Республики Мордовия или иными нормативными правовыми актами, обязательными для субъектов права законодательной инициативы.

2. Законопроект, вносимый на рассмотрение Государственного Собрания Республики Мордовия в качестве законодательной инициативы, разрабатывается с участием юридической службы субъекта права законодательной инициативы (кроме случаев, когда право законодательной инициативы осуществляют депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия, Совет Государственного Собрания Республики Мордовия, комитеты и комиссии Государственного Собрания Республики Мордовия), осуществляющей его юридическое редактирование, и визируется ее руководителем.

3. Субъекты права законодательной инициативы представляют в Государственное Собрание Республики Мордовия тексты законопроектов на бумажных носителях, а при наличии у них технической возможности - и на магнитных носителях.

4. Все вносимые в Государственное Собрание Республики Мордовия в порядке законодательной инициативы законопроекты должны соответствовать требованиям к нормативным правовым актам, содержащимся в настоящем Законе.

5. В законопроект могут быть включены положения, устанавливающие сроки и порядок вступления закона в силу, предложения Главе Республики Мордовия, поручения Правительству Республики Мордовия, а также рекомендации органам местного самоуправления привести в соответствие с принимаемым законом Республики Мордовия изданные ими нормативные правовые акты.

6. Положения, предусматривающие изменение, признание утратившими силу или особенности применения ранее принятых законов Республики Мордовия, включаются непосредственно в текст законопроекта, в проект закона о введении его в действие либо оформляются в виде отдельных проектов законов Республики Мордовия о внесении изменений в ранее принятые законы Республики Мордовия. (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

 

Статья 40. Принятие законопроектов к рассмотрению

 

1. Внесенные в порядке законодательной инициативы законопроекты регистрируются в Аппарате Государственного Собрания Республики Мордовия, после чего Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия в течение десяти дней поручает одному или нескольким комитетам и комиссиям Государственного Собрания Республики Мордовия ознакомиться с внесенными законопроектами, а также направляет их в юридическую службу Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия в целях определения возможности их принятия к рассмотрению Государственным Собранием.

2. Решение о принятии к рассмотрению законопроекта, внесенного в порядке законодательной инициативы, выносится в течение одного месяца в соответствии с настоящим Законом.

Законопроект, по которому не выражено мнение комитета Государственного Собрания Республики Мордовия, должен быть рассмотрен на заседании сессии Государственного Собрания Республики Мордовия не позднее чем через три месяца со дня его внесения в порядке законодательной инициативы.

3. Законопроект может быть внесен на рассмотрение предстоящей сессии при условии, что он зарегистрирован не позднее чем за десять рабочих дней до дня открытия сессии. (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. № 11-З)

Законопроект должен быть рассмотрен на заседании Государственного Собрания не позднее трех месяцев со дня его регистрации.

4. Если форма внесенных в порядке законодательной инициативы законопроектов и прилагаемых к ним сопроводительных материалов не отвечает требованиям настоящего Закона или представлены не все материалы, указанные в статье 39 настоящего Закона, то такие законопроекты возвращаются Председателем Государственного Собрания Республики Мордовия внесшим их субъектам права законодательной инициативы для устранения выявленных недостатков.

 

Статья 41. Предварительное рассмотрение законопроектов

 

1. Предварительное рассмотрение законопроектов осуществляется в ответственных за него (головных) комитетах и иных комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия. Альтернативные законопроекты рассматриваются комитетом одновременно.

2. Порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственным Собранием и срок представления заключений, предложений и замечаний к законопроекту, за исключением заключений Главы Республики Мордовия, определяются головным комитетом самостоятельно.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Мордовия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, внесенные иными, кроме Главы Республики Мордовия, субъектами законодательной инициативы, после их принятия к предварительному рассмотрению направляются Председателем Государственного Собрания Республики Мордовия для дачи заключения Главе Республики Мордовия, который в срок, предусмотренный Конституцией Республики Мордовия, подготавливает соответствующее заключение и направляет его в Государственное Собрание Республики Мордовия.

По запросу Главы Республики Мордовия соответствующий субъект права законодательной инициативы или Государственное Собрание Республики Мордовия обязаны в пятидневный срок направить Главе Республики Мордовия дополнительную информацию, необходимую для подготовки заключения по законопроектам.

4. Непредставление Главой Республики Мордовия заключения на законопроект в установленный срок приравнивается к даче положительного заключения.

5. Аппарат Государственного Собрания Республики Мордовия осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта. В случае обнаружения грамматических, пунктуационных, лингвистических и юридических ошибок и неточностей в законопроекте Аппарат Государственного Собрания вправе вносить в него редакционные изменения, не имеющие принципиального характера и не изменяющие содержания нормы права.

6. На заседаниях комитетов Государственного Собрания Республики Мордовия при рассмотрении законопроекта вправе присутствовать с совещательным голосом разработчики законопроекта, представители инициаторов законопроекта, Правительства Республики Мордовия, Прокуратуры Республики Мордовия, представители органов государственной власти, научных учреждений, которым законопроект представлялся на заключение, а в случае, если законопроект затрагивает вопросы, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, Верховного Суда Республики Мордовия, Арбитражного суда Республики Мордовия, Федерации профсоюзов Республики Мордовия, - представители этих органов.

 

Статья 42. Правовая экспертиза законопроекта

 

1. Юридический отдел правового управления Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия по поручению Председателя Государственного Собрания осуществляют правовую экспертизу всех законопроектов, внесенных в Государственное Собрание Республики Мордовия. (В редакции Закона  Республики Мордовия от 05.04.2017 № 13-З)

2. Юридический отдел правового управления Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение, которое содержит следующие выводы: (В редакции Закона  Республики Мордовия от 05.04.2017 № 13-З)

1) соответствует или не соответствует законопроект Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Мордовия, основным отраслевым законам Республики Мордовия;

2) не нарушена ли внутренняя логика законопроекта, имеются ли противоречия между разделами, главами, статьями, частями и пунктами законопроекта;

3) полностью ли приведен перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу данного закона; (В редакции Закона Республики Мордовия от 30.09.2008 г. № 89-З)

4) соблюдены ли требования юридической техники;

4.1) содержит ли проект закона коррупциогенные факторы и иные выводы по результатам антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Мордовия; (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 12.03.2010 г. № 20-З)

5) иные выводы или предложения в случае необходимости.

3. Заключения юридического отдела правового управления Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия, за исключением не содержащих выводов о несоответствии законодательству, а также замечаний и предложений, подлежат обязательному приобщению к материалам по законопроекту, направляемым депутатам Государственного Собрания Республики Мордовия в порядке, установленном пунктом 6 статьи 43 настоящего Закона. (В редакции Закона Республики Мордовия от 05.04.2017 № 13-З)

 

Статья 43. Решения, принимаемые по итогам предварительного

рассмотрения законопроектов

 

1. По итогам предварительного рассмотрения законопроекта головной комитет может принять одно из следующих решений:

1) решение о необходимости вынесения законопроекта для рассмотрения в первом чтении на заседание сессии Государственного Собрания Республики Мордовия;

2) решение о необходимости доработки законопроекта;

3) решение о необходимости возвратить законопроект инициатору.

О принятом решении в обязательном порядке извещается субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект в Государственное Собрание Республики Мордовия.

2. Решение о вынесении законопроекта для рассмотрения в первом чтении на заседание сессии Государственного Собрания Республики Мордовия принимается Советом Государственного Собрания Республики Мордовия. После принятия такого решения Совет Государственного Собрания Республики Мордовия определяет по предложению головного комитета круг лиц, приглашенных на заседание, и перечень материалов, необходимых для рассмотрения законопроекта.

Законопроекты, не внесенные в Государственное Собрание Республики Мордовия в порядке законодательной инициативы, не могут быть вынесены для рассмотрения на его заседании.

3. В случае принятия решения головным комитетом о необходимости доработки законопроекта внесший его субъект права законодательной инициативы вправе:

1) отозвать законопроект;

2) не отзывая законопроект, доработать его самостоятельно или с участием профильного комитета Государственного Собрания Республики Мордовия;

3) согласиться с доработкой законопроекта головным комитетом Государственного Собрания Республики Мордовия.

4. Решение о необходимости возвращения законопроекта инициатору может быть принято головным комитетом в случае его противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Мордовия и основным отраслевым законам Республики Мордовия, необоснованного дублирования норм федерального законодательства, многочисленных нарушений требований юридической техники.

5. Законопроекты, не возвращенные инициатору в порядке, установленном пунктом 4 статьи 40 и настоящей статьей, подлежат регистрации в Аппарате Государственного Собрания Республики Мордовия, после чего принимается решение о вынесении их на рассмотрение Государственного Собрания Республики Мордовия.

6. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему направляются депутатам Государственного Собрания Республики Мордовия не позднее чем за семь дней до рассмотрения законопроекта на сессии Государственного Собрания Республики Мордовия.

 

ГЛАВА 6. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ НА ЗАСЕДАНИЯХ СЕССИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ И

ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

Статья 44. Рассмотрение законопроектов на заседаниях сессии

Государственного Собрания Республики Мордовия

 

Рассмотрение и принятие законопроектов осуществляется на заседаниях сессий Государственного Собрания не менее чем в двух чтениях.

 

Статья 45. Рассмотрение законопроекта в первом чтении

 

1. При рассмотрении законопроекта в первом чтении на заседании сессии Государственного Собрания Республики Мордовия обсуждаются концепция, основные положения, общий уровень подготовки законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, а также поправки к законопроекту.

Дополнительно к материалам, внесенным субъектом права законодательной инициативы, головным комитетом представляются проект постановления Государственного Собрания о принятии проекта закона в первом чтении, заключение головного комитета, заключение юридического отдела правового управления Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия. (В редакции Закона  Республики Мордовия от 05.04.2017 № 13-З)


Информация по документу
Читайте также