Расширенный поиск
Постановление Правительства Ростовской области от 02.04.2014 № 216 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02.04.2014 N 216
г. Ростов-на-Дону
Об утверждении Программы повышения
эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области
(В редакции Постановления Правительства Ростовской области
от 20.07.2016 № 520)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 30.12.2013 N 2593-р Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года согласно приложению
к настоящему постановлению. 2. Министерству финансов Ростовской области (Федотова Л.В.) и органам исполнительной власти Ростовской области руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления,
при реализации государственных программ Ростовской области, а также при подготовке проектов областных законов и иных правовых актов. 3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области в трехмесячный срок разработать аналогичные муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами. 4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Федотову Л.В. Губернатор
Ростовской области В.Ю. Голубев Постановление вносит министерство финансов Ростовской области Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области от 02.04.2014 N 216
ПРОГРАММА
повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области
(В редакции Постановления Правительства Ростовской области
от 20.07.2016 № 520)
Программа повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области (далее -
Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента
Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014-2016 годы, утвержденными
постановлением Правительства Ростовской области от 04.09.2013 N 553, и определяет основные направления действий органов исполнительной власти Ростовской области. I. Итоги реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов
в Ростовской области на период до 2012 года
Основными результатами реализации в Ростовской области с 2000 года среднесрочных бюджетных реформ стали: регулирование бюджетных правоотношений на основе единых принципов
бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса; упорядочение основных социальных обязательств;
организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств Ростовской области; утверждение методик распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований Ростовской
области из областного бюджета; формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
начало внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты; переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки". В 2011-2012 годах развитие бюджетной системы Ростовской области продолжилось в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 22.11.2010 N 302 (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов). Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов осуществлялась по следующим направлениям: долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ростовской области, совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований, переход к программной структуре расходов бюджетов, повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг и оптимизация функций государственного (муниципального) управления, развитие системы государственного финансового контроля, формирование комплексной областной контрактной системы в Ростовской области, реформирование системы бюджетных платежей, развитие информационной системы управления государственными финансами. 1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость
бюджетной системы Ростовской области
В целях своевременной и качественной подготовки проектов областных законов об областном бюджете Правительством Ростовской области ежегодно утверждался порядок их разработки. Формирование областного бюджета осуществлялось с учетом прогноза социально-экономического развития Ростовской области, а также с соблюдением ограничений дефицита областного бюджета и государственного
долга Ростовской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Ростовской области от 29.03.2012 N 244 был утвержден План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в консолидированный бюджет Ростовской области. В рамках данного постановления ежеквартально проводился анализ исполнения мероприятий Плана. В целях проведения взвешенной бюджетной политики и ограничения увеличения расходов были разработаны бюджетные правила и подходы к формированию расходной части бюджета с учетом ряда мер по оптимизации
расходов, определенных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2013-2015 годы. 2. Совершенствование разграничения полномочий
и организация деятельности публично-правовых образований
Сформирована эффективная и стабильно функционирующая система межбюджетных отношений, предусматривающая распределение всех форм межбюджетных трансфертов из областного бюджета на основе формализованных методик, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами. В рамках федеральных решений осуществлена работа по перераспределению расходных полномочий и доходных источников между местными и областным бюджетами.
В соответствии с поручением Губернатора Ростовской области в целях дополнительной финансовой поддержки местных бюджетов в 2012 году
разработаны уточненные подходы к расчету уровней софинансирования субсидий областного бюджета, исходя из собственных возможностей муниципальных бюджетов. В результате уровни софинансирования снижены для дотационных территорий в среднем в 2,6 раза, а для отдельных - более чем в 3 раза. Впервые, начиная с 2012 года, оценка качества финансового состояния местных бюджетов стала подкрепляться денежными премиями из областного бюджета в целях стимулирования органов местного самоуправления к повышению качества бюджетного процесса. С учетом принятых мер по оказанию бюджетам муниципальных образований в полном объеме финансовой поддержки, а также осуществления контроля за исполнением местных бюджетов обеспечены сбалансированность и отсутствие просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов. 3. Переход к программной структуре расходов бюджетов В 2011 году был разработан и принят Порядок принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и
реализации, а также проведения и критерии оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ, утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 N 270, в котором впервые было дано понятие бюджетной эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ. Перечень областных программ размещался на официальном сайте Правительства Ростовской области, министерства экономического развития Ростовской области и обновлялся по мере необходимости. В 2012 году на основании проведенной оценки бюджетной эффективности государственными заказчиками (государственными
заказчиками-координаторами) 32 областных программ внесены изменения в
областные программы с учетом оптимизации бюджетных расходов на реализацию программных мероприятий. Определена необходимость их дальнейшей реализации с учетом внесенных корректировок по прогнозируемым проблемам для достижения поставленных целей в решении вопросов социально-экономического развития Ростовской области. 4. Повышение эффективности предоставления
государственных (муниципальных) услуг и оптимизация
функций государственного (муниципального) управления
В 2010-2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы оказания государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) стал основополагающим
документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных. В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки к реализации Федерального закона N 83-ФЗ был принят Областной закон от 22.11.2010 N 503-ЗС "Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений Ростовской области в переходный период". Создана нормативная правовая база, позволившая повысить эффективность предоставления государственных услуг и оптимизировать функции государственного управления. 5. Развитие системы государственного финансового контроля
Созданная в Ростовской области система государственного финансового контроля позволила обеспечить системный контроль за правомерным и целевым использованием средств областного бюджета. В соответствии со статьями 157, 266, 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации было разработано постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 825 "Об организации осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Ростовской области", определившее систему органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих внутренний финансовый контроль, их
полномочия и порядок осуществления финансового контроля в Ростовской области. Действующие подходы к системе внутреннего финансового контроля позволили: увеличить степень самостоятельности и ответственности главных распорядителей средств областного бюджета, разработать и внедрить методы и процедуры оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развивать внутренний аудит, укрепить финансовую дисциплину; повысить результативность расходования бюджетных средств за счет ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом. 6. Формирование комплексной областной контрактной системы в Ростовской области
За период с 2010 по 2012 год осуществлены меры, обеспечивающие развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг организациями государственного сектора и сектора государственного управления. Графики проведения открытых торгов (открытых конкурсов и открытых аукционов в электронной форме) утверждались соответствующими постановлениями Правительства (Администрации) Ростовской области. Органами исполнительной власти Ростовской области были сформированы и опубликованы планы государственных закупок. Планы-графики размещения заказов публиковались на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Областными органами исполнительной власти осуществлялся контроль за выполнением графика размещения заказов. Соответствующие отчеты ежеквартально в установленные сроки направлялись в министерство экономического развития Ростовской области и в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. 7. Реформирование системы бюджетных платежей
В период с 2010 по 2012 год в Ростовской области завершен перевод
лицевых счетов бюджетных учреждений по учету средств во временное распоряжение и от приносящей доход деятельности из кредитных организаций в органы Федерального казначейства. В рамках реформирования правового положения государственных (муниципальных) учреждений и в целях своевременного финансового обеспечения указанных учреждений в соответствии с соглашениями, заключенными с органами Федерального казначейства, бюджетным и автономным учреждениям в новом статусе были открыты лицевые счета для учета субсидий на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели, средств обязательного медицинского страхования. Проведенные мероприятия позволили с 1 января 2012 г. осуществлять
финансовое обеспечение областных бюджетных и автономных учреждений. 8. Развитие информационной системы
управления государственными финансами
С начала 2011 года внедрен юридически значимый электронный документооборот с применением средств электронной цифровой подписи с финансовыми органами муниципальных районов и городских округов Ростовской области с помощью системы электронного документооборота и делопроизводства "Дело". Участниками электронного документооборота являются органы исполнительной власти Ростовской области и финансовые
органы муниципальных районов и городских округов. На официальном сайте министерства финансов Ростовской области внедрен сервис для оперативного получения отдельных отчетных форм от финансовых органов и главных распорядителей средств областного бюджета, а также оперативного проведения мониторингов по различным вопросам. Обеспечена технологическая и информационная поддержка проведенных министерством финансов Ростовской области работ по сверке сведений о государственных и муниципальных учреждениях Ростовской области на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях с использованием единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации.
В 2013 году министерством финансов Ростовской области совместно с органами исполнительной власти был подготовлен Отчет о реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов за весь период ее действия, который утвержден протоколом заседания Комиссии по контролю за выполнением областными органами исполнительной власти Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года. Информация об исполнении Программы повышения эффективности бюджетных расходов была направлена Губернатору Ростовской области. II. Цель, задачи и условия реализации Программы
Наряду с поступательным развитием в последние годы правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений процесс формирования целостной системы управления государственными финансами в Ростовской области и в стране в целом к настоящему времени еще не завершен. Все мероприятия в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов были реализованы, но сохраняется ряд недостатков и
ограничений, в том числе: на практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным планированием; недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования, нормативно-методического обеспечения и ограниченность практики долгосрочного бюджетного планирования; недостаточно активно внедряются способы оптимизации бюджетных расходов; недостаточная самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области при осуществлении своих расходных бюджетных полномочий; низкая заинтересованность муниципальных образований Ростовской области в наращивании собственной налоговой базы. Характерной чертой бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. В этом направлении необходимо повысить эффективность государственного управления, обеспечить выполнение расходных обязательств в полном объеме и решить приоритетные задачи социально-экономического развития Ростовской области в условиях ограниченности ресурсов. Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств, а также совершенствование государственного финансового контроля, которые нашли
отражение в Программе. Исходя из текущей экономической ситуации и задач, озвученных Президентом и Правительством Российской Федерации, достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения задач Программы: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета; модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления; управление финансовыми ресурсами;
повышение функциональной эффективности бюджетных расходов;
повышение операционной эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных учреждений; обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов.
Программа определяет общие механизмы реализации установленных целей и задач, достижения результатов мероприятий государственных программ Ростовской области. III. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности областного бюджета
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении бюджетных и долговых обязательств
Ростовской области являются основными целями бюджетной, налоговой и долговой политики Ростовской области. Стратегической мерой, способствующей проведению эффективной бюджетной политики, является расширение горизонтов бюджетного планирования, в том числе за счет утверждения бюджета на трехлетний период и формирования долгосрочных бюджетных стратегий. Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года определены основные подходы к реализации долгосрочных приоритетов бюджетной и налоговой политики Ростовской области. Основными инструментами достижения целей государственной политики
Ростовской области, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются государственные программы Ростовской области. В рамках государственной программы Ростовской области "Управление
государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами" предусмотрена реализация подпрограммы "Долгосрочное финансовое планирование". Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям. 1. Проведение эффективной налоговой политики и политики в области доходов
Региональная налоговая политика должна быть направлена на дальнейшее расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступления налогов путем: совершенствования законодательной и нормативной правовой базы по вопросам налогообложения; совершенствования имущественного налогообложения;
мониторинга уровня собираемости налогов;
снижения недоимки по налогам и сборам;
реструктуризации задолженности по платежам в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Формирование расходных обязательств с учетом
их оптимизации и повышения эффективности
В рамках выполнения поставленной задачи по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить: формирование "программного" бюджета на основе государственных программ Ростовской области; проведение оценки бюджетной эффективности реализации государственных программ Ростовской области с последующей оптимизацией расходов областного бюджета по результатам проведенной оценки; планирование расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период исключительно на основе бюджетных правил; оптимизацию расходов в соответствии с "дорожными картами" изменений в отраслях социальной сферы Ростовской области, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети государственных учреждений Ростовской области; повышение адресности социальной поддержки граждан;
использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения
государственных задач; формирование государственного задания на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ будет установлен Правительством Российской Федерации. 3. Разработка и утверждение бюджетной стратегии
Ростовской области на долгосрочный период
Основной новацией для обеспечения долгосрочной сбалансированности
и устойчивости будет являться разработка и утверждение бюджетной стратегии Ростовской области на долгосрочный период. Долгосрочное планирование даст возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Таким образом, долгосрочное планирование позволяет уйти от инерционного подхода, когда ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет. В целях реализации данных задач 24 января 2014 г. Государственной
Думой Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в
части долгосрочного бюджетного планирования) с целью необходимости включения понятий "долгосрочное бюджетное планирование", "бюджетная стратегия Российской Федерации (субъекта Российской Федерации,
муниципального образования)", а также включения норм, определяющих порядок разработки, рассмотрения и утверждения бюджетной стратегии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и их взаимосвязанность на каждом этапе бюджетного процесса. Рассматривая бюджетную стратегию как документ более высокого стратегического уровня, принятие бюджетных стратегий планируется до принятия соответствующего закона (решения) о бюджете. Составление проектов бюджетов должно основываться на утвержденной долгосрочной бюджетной стратегии. Разработка бюджетной стратегии Ростовской области будет осуществляться в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года и с учетом утверждения бюджетной стратегии Российской Федерации, нормативных правовых документов и рекомендаций на федеральном уровне. Начиная с 2015 года, предусматривается представление бюджетной стратегии Ростовской области в Законодательное Собрание Ростовской области одновременно с проектом закона о бюджете. 4. Ответственная долговая политика
Одной из основных задач в реализации ответственной долговой политики является поддержание безопасного уровня государственного долга Ростовской области. Осуществление государственных заимствований является одним из источников сбалансированности областного бюджета Ростовской области. В настоящее время привлечение заемных средств для финансирования дефицита областного бюджета и (или) погашения долговых обязательств Ростовской области осуществляется при необходимости и с правом досрочного погашения, что позволяет минимизировать расходы на обслуживание государственного долга. Долговая политика Ростовской области будет зависеть от формирования собственных доходов областного бюджета, а также расходных обязательств Ростовской области при соблюдении установленных Бюджетным
кодексом Российской Федерации ограничений по дефициту и государственному долгу. В предстоящем периоде управление государственным долгом будет направлено на обеспечение приемлемого и экономически безопасного объема государственного долга Ростовской области, минимизацию стоимости обслуживания долговых обязательств и недопущение просроченной задолженности по долговым обязательствам Ростовской области. В целом политика государственных заимствований будет исходить из необходимости поддержания объема государственного долга Ростовской области на экономически безопасном уровне. Такой подход обеспечит устойчивость областного бюджета, поскольку позволит в случае роста расходных обязательств в целях покрытия дефицита областного бюджета увеличить объем заимствований при сохранении контролируемого уровня объема государственного долга. IV. Модернизация бюджетного процесса в условиях
внедрения программно-целевых методов управления
В 2013 году была подготовлена нормативная правовая, методическая и аналитическая база для перехода к формированию и исполнению областного бюджета на основе программ - к "программному" бюджету. В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе "программный" бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов
деятельности исполнительных органов власти Ростовской области. Эффективность "программного" бюджета как одного из инструментов реализации государственной политики будет определяться результатами комплексной реформы государственного управления. В соответствии с внесенными в 2013 году изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации возможность формирования областного бюджета на основе государственных программ Ростовской области предусмотрена начиная с бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. 1. Развитие государственных программ Ростовской области
как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области. Такая ситуация обусловлена необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и планируемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии
реформирования общественных финансов на протяжении последних десяти лет. Переход к "программному" бюджету - это не столько принятие государственных программ Ростовской области и программный формат расходов, сколько изменение идеологии формирования, исполнения и контроля. От "чего израсходовано" до "чего достигли". В 2013 году в рамках перехода на "программный" бюджет были разработаны и приняты следующие правовые акты: внесение изменений в Областной закон Ростовской области от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе в Ростовской области";
распоряжение Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 297 "Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской области"; постановление Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 485 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области"; приказ министерства экономического развития Ростовской области от 15.08.2013 N 70 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Ростовской области"; двадцать одно постановление Правительства Ростовской области об утверждении государственных программ Ростовской области.
В 2014 году расходы областного бюджета в рамках государственных программ Ростовской области составляют 92 процента. Наличие государственных программ Ростовской области делает информацию о расходах областного бюджета более подробной и обоснованной.
Разработанные государственные программы Ростовской области направлены на поступательное развитие агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, обеспечение населения Ростовской области жильем, связью и телекоммуникациями. Приоритетное место среди них занимает социальная сфера. Социальный аспект имеют государственные программы Ростовской области, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения, поддержку молодежи. Как отметил в Бюджетном послании на 2014-2016 годы. Президент Российской Федерации, конечная эффективность "программных" бюджетов зависит от качества государственных программ Ростовской области, механизмов контроля за их реализацией.
Поскольку государственные программы Ростовской области становятся
важнейшим инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей, разработана единая методика ежегодной оценки эффективности реализации государственных программ Ростовской области. В рамках проведения оценки эффективности реализации государственных программ Ростовской области будет осуществляться контроль за их выполнением, а также приниматься решения о дальнейшей их реализации. 2. Развитие системы государственного финансового контроля
В условиях перехода к "программному" бюджету происходит изменение
функций и задач органов государственного финансового контроля Ростовской области. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование. Бюджетным кодексом Российской Федерации с 4 августа 2013 г. определена сфера государственного (муниципального) финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" государственного
(муниципального) финансового контроля. К полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отнесена экспертиза государственных (муниципальных) программ, органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ. В Ростовской области приняты необходимые нормативные правовые акты по вопросам осуществления государственного финансового контроля.
Внешний государственный финансовый контроль в части экспертизы государственных программ Ростовской области осуществляет Контрольно-счетная палата Ростовской области. Внутренний государственный финансовый контроль в части контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Ростовской области, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий, осуществляет министерство финансов Ростовской области. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 № 520)
Переход к "программному" бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением государственных программ Ростовской области, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта областного закона об областном бюджете, но и на всем "жизненном цикле" государственных программ Ростовской области - при их разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке эффективности. В процессе реализации государственных программ Ростовской области
Контрольно-счетная палата Ростовской области обладает широкими полномочиями по анализу формирования и выполнения государственных программ Ростовской области на всем их "жизненном цикле". При их формировании Контрольно-счетная палата Ростовской области проводит экспертизу проектов государственных программ Ростовской области, а в ходе их реализации осуществляет аудит эффективности, в том числе направленный на определение результативности государственных программ Ростовской области и обоснованности объемов бюджетных средств, использованных на выполнение программных мероприятий. Аудит эффективности предполагает анализ достижения запланированных результатов и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Аудит эффективности призван дать оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления с точки зрения результативности выполнения мероприятий
государственных программ Ростовской области, а также достижения конечных целей и задач государственных программ Ростовской области в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества. Министерство финансов Ростовской области в рамках закрепленных полномочий осуществляет применение мер ответственности в случаях представления заведомо неполной или недостоверной отчетности. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области
от 20.07.2016 № 520)
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о
контрактной системе) Контрольно-счетная палата Ростовской области осуществляет аудит в сфере закупок, министерство финансов Ростовской области осуществляет контроль в сфере закупок для государственных нужд. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 № 520)
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга государственных программ Ростовской области. Такая организация контроля за реализацией государственных программ Ростовской области позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке государственных программ Ростовской области, оперативном принятии иных управленческих решений, а также получить объективную оценку результатов реализации и эффективности государственных программ Ростовской области. Для реализации новых подходов в целом к деятельности органов, осуществляющих внутренний государственный финансовый контроль, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в
условиях расширения функционала данных органов необходимо:
руководствоваться единой федеральной методикой осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля; внедрить риск-ориентированное планирование контрольной деятельности с определением приоритетности предметов и объектов контроля, направлений использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, осуществлением взаимоувязки планов контрольной деятельности органов государственного финансового контроля; провести анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и подготовить предложения по совершенствованию осуществления ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. V. Управление финансовыми ресурсами
В рамках Программы под управлением финансовыми ресурсами Ростовской области понимается: повышение эффективности управления доходами областного бюджета;
развитие методологии формирования и использования расходных обязательств Ростовской области как основного финансового ресурса Ростовской области. 1. Управление доходами
Политика в области формирования и администрирования доходов областного бюджета направлена на включение механизмов эффективного использования финансово-ресурсного потенциала, стимулирование экономического роста, поддержку инвестиционной деятельности и предпринимательской активности, повышение стабильности условий ведения бизнеса. Решение задач и достижение целей будет осуществляться в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 583, одним из направлений которой является проведение эффективной налоговой политики
и политики в области доходов. Региональная налоговая политика будет направлена на дальнейшее расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступлений налогов путем: совершенствования законодательной и нормативной правовой базы по вопросам налогообложения; совершенствования имущественного налогообложения;
мониторинга уровня собираемости налогов;
реструктуризации задолженности по платежам в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При применении для этих целей налоговых инструментов основное внимание необходимо уделить: совершенствованию практики использования комплексной системы подготовки, реализации и оценки решений по изменению законодательства
Ростовской области о налогах и сборах с точки зрения их влияния на условия и эффективность достижения поставленных целей; количественной оценке налоговых инструментов, включая объемы бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ Ростовской области, выпадающие доходы от применения налоговых льгот и
освобождений, пониженных или повышенных налоговых ставок, иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и нацеленных на решение определенных задач; оценке эффективности применения налоговых инструментов достижения
целей и задач, для решения которых были установлены налоговые преференции, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджетной системы. Формирование системы такой оценки позволит оценить не только эффективность мер налогового стимулирования, но и обеспечить эффективное использование общественных финансов, их направление (в том
числе в виде доходов, недополученных от предоставления налоговых льгот) на решение поставленных задач. Необходимо нарабатывать практику использования комплексной системы подготовки, реализации и оценки решений по изменению законодательства Ростовской области о налогах и сборах с точки зрения
их влияния на условия и эффективность реализации государственных программ Ростовской области, принятия эффективных решений, что сведет
к минимуму необоснованные корректировки законодательства о налогах и сборах.
Это, в свою очередь, обусловит повышение степени определенности, улучшение институциональных условий бизнес-планирования и возможностей
осуществления предпринимательской деятельности, особенно в отношении инвестиционных проектов долгосрочного характера. В частности, налоговые льготы, предоставляемые для реализации инвестиционных проектов, следует учитывать при оценке бюджетных расходов инвестиционного характера, а объем налоговых льгот принимать
во внимание при планировании и оценке эффективности бюджетных расходов, связанных с отдельными секторами экономики (далее -
"налоговые расходы"). Эта мера окажет влияние на показатели сбалансированности бюджетов, уменьшая возможности финансирования прочих обязательств. По аналогии с бюджетными расходами льготы должны
подлежать оценке на предмет своей эффективности, иметь срочный характер в зависимости от степени важности и сроков решения поставленных задач. Необходимо создать систему учета "налоговых расходов" при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов.
При оказании финансовой поддержки секторам экономики за счет средств областного бюджета "налоговые расходы" должны учитываться при определении суммарного объема такой государственной поддержки.
Следует обеспечить проведение анализа влияния объемов полученной финансовой поддержки из областного бюджета на изменение уплаты налоговых платежей в бюджет. С учетом этого в рамках Программы необходимо реализовать следующие меры, позволяющие обеспечить полноценную интеграцию налоговой политики (в части предоставления налоговых льгот) с общими направлениями повышения эффективности использования бюджетных средств. 1. Следует обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения
и администрирования. Продление действующих и особенно введение новых налоговых льгот следует производить на условиях: предварительного анализа влияния результата от предоставляемых налоговых льгот на бюджетную эффективность; рассмотрения возможности установления налоговых льгот с ограниченным сроком действия; анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого года их применения (в том числе в
целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации).
Результаты оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот используются в проведении налоговой политики на всей территории Ростовской области. 2. При принятии на федеральном уровне нормативных правовых актов,
регламентирующих учет и анализ налоговых льгот в качестве "налоговых расходов", следует принять нормативные правовые акты регионального уровня (при делегировании таких прав федеральным законодательством). 3. При принятии на федеральном уровне методики оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы создание благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности, а также результаты реализации ими полученных преимуществ, обеспечить ее применение на территории Ростовской области. 4. Установить в качестве обязательного требования при формировании и реализации государственных программ Ростовской области учет объемов предоставленных и предлагаемых к предоставлению налоговых льгот, рассматривая налоговые льготы в качестве "налоговых расходов" на реализацию соответствующих задач и мероприятий. 5. При принятии на федеральном уровне соответствующих нормативных актов возобновить проведение реструктуризации задолженности на уровне
Ростовской области. 6. Региональная налоговая политика не должна ограничиваться правовым регулированием. Крайне важными являются вопросы налогового администрирования доходов, в которых основная роль отводится территориальным органам Федеральной налоговой службы России. Повышение качества налогового администрирования региональных и местных налогов в
значительной степени зависит от эффективности взаимодействия территориальных органов Федеральной налоговой службы России с органами исполнительной власти Ростовской области и органами местного самоуправления. 2. Управление расходными обязательствами
Планирование бюджетных ассигнований Ростовской области осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих расходных обязательств Ростовской области, предусмотренных законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, и
принимаемых расходных обязательств Ростовской области, предусмотренных законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению.
Государственные программы Ростовской области, являясь инструментом реализации государственной социально-экономической политики Ростовской области, сами по себе не формируют расходных
обязательств Ростовской области, а задают общие границы для их принятия и исполнения с учетом "увязки" расходных обязательств разных
видов с целями и ожидаемыми результатами в определенной сфере деятельности. В то же время при переходе к "программному" бюджету Ростовской области особенно важно четкое определение объема и структуры действующих расходных обязательств, поскольку они позволяют планировать деятельность, обеспечивать результаты реализации государственной политики Ростовской области. При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств Ростовской области возможно и необходимо проведение оптимизации, перераспределение бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Одновременно это позволяет определить (при соблюдении бюджетных
правил) наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов государственной социально-экономической политики Ростовской области и уровня эффективности реализации соответствующих государственных программ Ростовской области. Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Основная цель оптимизации бюджетных расходов - создание стимулов к ответственному управлению финансовыми ресурсами и повышению качества предоставления государственных услуг (выполнения работ). В рамках данной задачи будет продолжено проведение курса бюджетной политики, выстроенной на принципах ответственности и предсказуемости. Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов областного бюджета требует выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов. В целях создания условий для своевременного и эффективного использования средств продолжится применение бюджетных правил, в числе
которых - наличие проектной (сметной) документации, положительного заключения экспертизы на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта. Четкая приоритизация расходов областного бюджета будет направлена на изменение структуры бюджетных расходов в пользу расходов, направленных на развитие Ростовской области, с четким определением объемов бюджетного финансирования, необходимых для достижения конкретных, количественно определенных целей государственной социально-экономической политики Ростовской области. Одним из основных направлений бюджетных расходов будет являться обеспечение мероприятий по исполнению "программных" указов Президента
Российской Федерации 2012 года, так как в них обозначены основные направления развития Ростовской области на ближайшие годы. Вторым важным направлением станет реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов в целях подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. В отношении дальнейшего развития методологии формирования и использования расходных обязательств как основы для планирования Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|