Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Астраханской области от 23.06.2011 № 258-ПрПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 23.06.2011 N 258-Пр Утратилo силу с 01.01.2015 - Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 г. N 372-П О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы" В целях дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства и реализации государственной политики, направленной на формирование благоприятного климата ведения и развития предпринимательской деятельности на территории Астраханской области: 1. Утвердить прилагаемую концепцию отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы". 2. Определить государственным заказчиком отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы" министерство экономического развития Астраханской области. 3. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.): 3.1. Разработать отраслевую долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке. 3.2. Подготовить проект постановления Правительства Астраханской области о признании утратившими силу постановлений Правительства Астраханской области от 25.06.2008 N 301-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009-2011 годы", от 13.08.2008 N 436-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009 год", от 06.07.2009 N 349-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы". 4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации. И.о. Губернатора Астраханской области К.А. Маркелов УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Астраханской области от 23.06.2011 N 258-Пр Концепция отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы" 1. Введение Современная мировая социально-экономическая ситуация характеризуется: - глобализацией производства и рынков; - высокими темпами технологического развития и модернизации, увеличением на рынке доли высокотехнологичной продукции; - высокой степенью диверсификации товаров и услуг, резкими колебаниями спроса на разные виды продукции; - увеличением объема нематериального производства, "креативного капитала" в глобальной экономике; - ограниченностью материальных ресурсов и повышенными требованиями к экологичности и безопасности выпускаемой продукции; - повышенными требованиями к качеству товаров и услуг, введением единых международных стандартов качества. В этих условиях малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) оказывается более гибким при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспечивая высокую эффективность капиталовложений. Являясь локомотивом инноваций, малые и средние предприятия обеспечивают быстрое создание новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность. В развитых странах сектор МСП играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значительную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при этом МСП нуждается в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п. 2. Характеристика развития МСП Астраханской области в 2009-2010 годах В развитии малого бизнеса в Астраханской области в 2009 и 2010 годах наблюдалась в основном положительная динамика. Количество малых (включая микропредприятия) и средних предприятий Астраханской области в 2010 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 3,2% и по данным Федеральной службы государственной статистики на 01.01.2011 составило 6209 единиц. Кроме того, за аналогичный период увеличилось и число индивидуальных предпринимателей на 2,8%, составив 35700 единиц. Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. жителей Астраханской области составляет 5 единиц. В Российской Федерации данный показатель составляет 12 единиц на 1 тыс. жителей. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий в 2010 году под влиянием посткризисных явлений сократилась на 0,6%, составив по состоянию на 01.01.2011 75 260 человек. По итогам 2010 года доля среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников малых и средних предприятий составляет 23,5% среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников всех предприятий и организаций Астраханской области (прирост составляет 0,5 процентных пункта). В Российской Федерации данный показатель составляет 27,7%. Доля среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников малых (включая среднесписочную численность работников микропредприятий) и средних предприятий от среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников всех предприятий и организаций Астраханской области составляет 33,1% (прирост - 0,6 процентных пункта). Доля среднесписочной численности работников малых (включая среднесписочную численность микропредприятий) и средних предприятий составляет 15,8% от общей численности занятых в экономике в Астраханской области. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта в 2009 году составляла 11,3% (прирост - 1,3 процентных пункта). В Российской Федерации данный показатель составляет 12,7%. Доля малого бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства) в валовом региональном продукте Астраханской области составляет 26,9%. Средняя месячная заработная плата работников малых предприятий (включая микропредприятия) сохраняет тенденцию роста и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 9,2%, составив по итогам 2010 года 9757,1 рубля. Основные показатели развития МСП в Астраханской области за 2009-2010 годы представлены в таблице 1. Таблица 1 Основные показатели развития МСП за 2009-2010 годы |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | Показатель | 2009 | 2010 | Темп роста, | | | | | % | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | Количество малых предприятий | 6019 | 6209 | | | (включая микропредприятия), ед. | | | 103,2 | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | Количество индивидуальных предпринимателей | 34713 | 35700 | 102,8 | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | Количество средних предприятий, ед. | 96 | 106 | 110,4 | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | Среднесписочная численность работников, всего | 75738 | 75260 | 99,4 | | в том числе: | | | | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | - малых предприятий (включая | 65133 | 63578 | 97,6 | | микропредприятия) | | | | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | - средних предприятий | 10605 | 11682 | 110,2 | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | Среднемесячная заработная плата работников | 8935,5 | 9757,1 | 109,2 | | списочного состава малых предприятий, руб. | | | | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | Объем инвестиций в основной капитал малых | 3 009,2 | 3043,6 | 101,1 | | предприятий (включая микропредприятия), млн | | | | | руб. | | | | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | Оборот малых и средних предприятий (включая | 57 113,5 | 67 194,7 | 117,7 | | микропредприятия), млн руб. * | | | | |———————————————————————————————————————————————|———————————|——————————|—————————————| | *в действующих ценах | |————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| Влияние последствий экономического кризиса на деятельность субъектов МСП выразилось в основном в сокращении потребительского спроса и государственного заказа. Эти факторы привели к снижению темпов роста количества малых предприятий, уменьшению оборота малых предприятий (в сфере строительства), объема инвестиций в малые предприятия (в сфере строительства, оптовой и розничной торговли, гостиничном и ресторанном бизнесе) и, как следствие, к сокращению количества занятых на малых предприятиях. Наибольшее сокращение количества малых предприятий произошло в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства на 20,2%. Количество малых предприятий, осуществляющих деятельность в гостиничном и ресторанном бизнесе, сократилось на 0,6%. Необходимо отметить снижение среднесписочной численности работников малых предприятий, осуществляющих деятельность в следующих сферах: - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - на 1,6%; - добыча полезных ископаемых - на 6,5%; - производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 6,2%; - строительство - 8,1%; - предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 8,4%. Наибольшие темпы роста количества и оборота малых предприятий отмечаются в рыболовстве и рыбоводстве (на 7,1% и на 20% соответственно), в добыче полезных ископаемых (на 7,1% и на 85,5% соответственно), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (на 20,8% и на 16,3% соответственно), транспорте и связи (на 8,3%и на 13,6% соответственно). Также оборот малых предприятий по итогам 2010 года увеличился в обрабатывающих производствах (на 17,9%), оптовой и розничной торговле (на 31,9%), в образовании (на 49,4%), в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (на 62,3%). Снижение объемов инвестиций в основной капитал субъектов МСП произошло в оптовой и розничной торговле (на 56,86%), в строительстве (на 15,8%), в сфере деятельности гостиниц и ресторанов (на 5,5%) на фоне значительного роста инвестиций в основной капитал малых предприятий, осуществляющих деятельность в сферах - сельского хозяйства (на 55,6%), в рыболовстве и рыбоводстве (на 79%), операций с недвижимым имуществом (на 87,2%). Рассматривая изменение доли малых предприятий в общем обороте по видам экономической деятельности в период с 2009 по 2010 год, необходимо отметить: - отрицательную динамику (снижение доли) в строительстве (на 4,4%); сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (на 0,2%); деятельности гостиниц и ресторанов (на 0,2%); транспорте и связи (на 0,2%); операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (на 0,8%); - положительную динамику (увеличение доли) в сферах оптовой и розничной торговли (на 5,4%), добыче полезных ископаемых (на 0,1 %). 3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П (далее - Стратегия), Программой социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 23.07.2010 N 323-П, существенная роль в реализации приоритетных направлений развития Астраханской области отводится малому и среднему бизнесу как важнейшему инструменту реализации инноваций, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Учитывая, что целью Стратегии в новых условиях развития России может быть только обеспечение долгосрочной конкурентоспособности экономики, то именно малый и средний бизнес во многом может обеспечить стабильное и долгосрочное развитие экономики Астраханской области. Сложившаяся отраслевая и имущественная структура МСП еще не полностью отвечает целям и задачам Стратегии (превалирует торговля и сфера услуг, не развиты высокотехнологичные и инновационные субъекты МСП). Слаба ресурсная база субъектов МСП (техническая, производственная, финансовая). Инфраструктура стимулирования, поддержки и развития МСП недостаточно развита на муниципальном уровне, несовершенно законодательство в сфере развития и поддержки МСП, существуют административные барьеры для стартующего бизнеса. Избыток контрольно-разрешительных муниципальных, региональных и федеральных органов приводит к негативным последствиям развития МСП. Недостаточно задействован резерв в интеграции МСП и крупного бизнеса (субконтрактация, кластеризация). Научно-технический потенциал Астраханской области неэффективно используется для реализации коммерческих проектов. Основным инструментом государственной политики в сфере развития МСП в Астраханской области с 2005 года являются отраслевые целевые программы развития и государственной поддержки МСП. Постановлением Правительства Астраханской области от 06.07.2009 N 349-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы" утверждена отраслевая целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы" (далее - Программа). В ходе реализации данной Программы оказана финансовая государственная поддержка 165 субъектам МСП на сумму более 430 млн рублей (в том числе поручительства ОАО "Астраханский залоговый фонд"), имущественная - 37 субъектам МСП, по программам подготовки и переподготовки кадров прошли обучение 785 человек. 135 субъектов предпринимательской деятельности воспользовались правом преимущественного выкупа арендуемых помещений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Услугами Астраханского регионального представительства Евро Инфо Корреспондентского Центра для продвижения товаров и услуг на новые рынки и поиска партнеров за пределами Астраханской области в 2010 году воспользовались 648 малых и средних предприятий, расположенных на территории Астраханской области. Консультационную поддержку получили более 1300 человек. Капитализация ОАО "Астраханский залоговый фонд" (далее - фонд) составила 274,8 млн рублей Количество банков-партнеров фонда достигло четырех: Астраханское отделение Сбербанка России N 8625, Астраханский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк", Астраханский филиал ОАО "Банк Москвы", ОАО "ВКАБАНК". Предприятиями, получившими гарантии (поручительства) фонда привлечено банковских кредитов на сумму 615,6 млн рублей. На развитие микрофинансовой деятельности на территории Астраханской области привлечено 75 млн рублей, в том числе 60 млн рублей из средств федерального бюджета и 15 млн рублей из средств бюджета Астраханской области. В ходе реализации инвестиционных проектов субъектов МСП, получивших государственную поддержку, поручительства ОАО "Астраханский залоговый фонд" и микрозаймы, создано и сохранено более 4 тыс. рабочих мест, объем инвестиций составил 565 млн рублей (на 1 рубль государственной поддержки, выделенный из средств бюджета Астраханской области и федерального бюджета привлечено 78 рублей инвестиций). Субъектами МСП, получившими государственную поддержку в форме бюджетной субсидии для реализации инвестиционных проектов, перечислено налоговых платежей в консолидированный бюджет Астраханской области в сумме 10,7 млн рублей. На один рубль государственной поддержки, выделенный из бюджета Астраханской области, получено 4,47 рубля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области (в 2009 году аналогичный показатель составил 1,30 рубля). Автономным учреждением Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр", некоммерческой организацией Астраханской области "Астраханский фонд поддержки МСП", Астраханским региональным представительством Евро Инфо Корреспондентского Центра, автономным учреждением Астраханской области "Многофункциональный центр", составляющими инфраструктуру поддержки МСП, перечислено налоговых платежей в бюджеты всех уровней в сумме 9,4 млн рублей, в том числе в консолидированный бюджет Астраханской области в сумме 6,4 млн рублей. Доходы от предоставления в аренду имущества бизнес-инкубаторов составили 1,9 млн рублей. Общий объем налоговых платежей в консолидированный бюджет Астраханской области субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки МСП в 2010 году составил 17,11 млн рублей. В Астраханской области продолжает формироваться база системной государственной поддержки МСП, способствующая динамичному количественному росту субъектов МСП. В целом инфраструктуру поддержки МСП в Астраханской области можно изобразить следующим образом: 1. Блок финансовой поддержки: ОАО "Астраханский залоговый фонд"; центр микрофинансирования некоммерческой организации Астраханской области "Астраханский фонд поддержки МСП"; cеть сельскохозяйственных кредитных кооперативов; лизинговые компании; службы занятости в муниципальных образованиях Астраханской области. 2. Блок имущественной поддержки: бизнес-инкубаторы в г. Астрахани, г. Ахтубинске, г. Камызяке; технопарки (ГОУ ВПО "Астраханский государственный университет", ФГОУ ВПО "Астраханский государственный технический университет"). 3. Блок, связанный с подготовкой и переподготовкой кадров, обучением, консультированием по всем аспектам инновационной и предпринимательской деятельности (бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу, управлению персоналом): областное государственное учреждение Астраханской области "Астраханский региональный ресурсный центр"; автономное учреждение Астраханской области "Многофункциональный центр" с филиалом в с. Началово Приволжского района Астраханской области; автономное учреждение Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр". 4. Блок, связанный с расширением возможностей бизнеса для выхода на новые рынки и усилением деловой активности малых инновационных предприятий: Астраханское региональное представительство Евро Инфо Корреспондентского Центра и его представительства в муниципальных образованиях Астраханской области. 5. Блок общественных организаций, совещательных и координационных органов в сфере развития малого и среднего предпринимательства: Астраханская торгово-промышленная палата; Астраханское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Опора России"; Астраханское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Деловая Россия"; совет по предпринимательству при Губернаторе Астраханской области; советы по предпринимательству при главах муниципальных образований Астраханской области (13 единиц); общественный совет по защите малого и среднего предпринимательства при прокуроре Астраханской области. На территории Астраханской области представлены элементы инфраструктуры развития МСП разного уровня - финансовые, имущественные, информационные и другие формы и методы поддержки МСП, что является предпосылкой для успешных структурных изменений в данной сфере. В целях создания условий для инновационного развития Астраханской области, поддержки и развития отдельных творческих инициатив, малых инновационных предприятий и их инфраструктуры с 2010 года в Астраханской области в Программу включена подпрограмма "Содействие развитию инновационно активного малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы" (далее - подпрограмма). Подпрограмма представлена в виде совокупности взаимосвязанных проектов, реализуемых в том числе с участием образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций, программ научно-производственных комплексов и крупных промышленных предприятий (своего рода "локомотивов" научно-промышленного развития, точек роста), выступающих заказчиками и потребителями разработок малых инновационных компаний. Таким образом, выделение инновационного кластера позволит повысить эффективность предлагаемых мер за счет синергетического эффекта. В 2010 году министерством экономического развития Астраханской области разработана нормативная правовая база по государственной поддержке инновационно активных предприятий малого бизнеса (постановление Правительства Астраханской области от 26.11.2010 N 506-П "О Положении о грантах на создание инновационных компаний"). Государственная поддержка субъектов МСП в области инноваций в виде гранта в форме бюджетной субсидии (далее - субсидия) осуществляется на основе отбора малых инновационных компаний в целях возмещения части их расходов, произведенных (в рамках реализации инновационного проекта) на регистрацию юридического лица, и расходов, связанных с внедрением инноваций в хозяйственный оборот, а также продвижением инновационной продукции на рынок. Субсидии предоставляются на долевое финансирование фактически произведенных целевых расходов в размерах, установленных указанным выше постановлением Правительства Астраханской области, но не более 500 тыс. рублей. В декабре 2010 года конкурсной комиссией по отбору инновационных проектов в целях предоставления субсидии были одобрены 2 заявки субъектов МСП на общую сумму 1 млн рублей. Создана система непрерывного мониторинга состояния инновационной активности образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждений, расположенных на территории Астраханской области, база данных инновационных проектов малых предприятий для аналитических и прогнозных оценок по каждому ее элементу. Так, число сотрудников образовательных учреждений высшего профессионального образования, занятых в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по состоянию на 01.01.2011 составляет 1 574. В ФГОУ ВПО "Астраханский государственный технический университет", ГОУ ВПО "Астраханский государственный университет" и ОГОУ ВПО "Астраханский инженерно-строительный институт" реализуются программы подготовки специалистов по инновационной деятельности, в 2010 году по указанным программам прошли обучение 200 человек соответственно. Высшие учебные заведения Астраханской области в 2010 году смогли привлечь 61,6 млн рублей из средств внебюджетных источников на проведение НИР и НИОКР. В 2010 году в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от образовательных учреждений высшего профессионального образования поступило 155 заявок на получение патентов, по 118 из которых были приняты положительные решения и выданы патенты. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтах, расположенных на территории Астраханской области, созданы 60 малых инновационных предприятий. В настоящее время указанными предприятиями реализовано 25 инновационных проектов (до стадии не ниже создания прототипа или выпуска опытной партии), на реализацию всех инновационных проектов образовательных учреждений высшего профессионального образования Астраханской области смогли привлечь 120,1 млн рублей из бюджетных и 35,5 млн рублей из внебюджетных источников. Это позволило внедрить в хозяйственный оборот 52 объекта интеллектуальной собственности. Выпуск инновационной продукции в 2010 году составил 1,8 млн рублей. В апреле 2010 года Правительство Астраханской области при поддержке государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" и ЗАО "Интел Alo" организовало проведение форума "Дни инноваций", ставшего крупнейшей площадкой для взаимодействия представителей научного и экспертного сообщества, бизнеса и власти по выработке стратегии инновационного развития Астраханской области, решений о внедрении лучших инновационных разработок в хозяйственный оборот, управление и социальную сферу. В рамках форума в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтах прошли конференции, семинары, школы-тренинги и мастер-классы, дискуссии, "круглые столы" и аудиторные лекции, заседания ученых советов, в которых приняли участие известные ученые и эксперты. Всего в мероприятиях форума приняли участие более 6 000 человек, в том числе 133 эксперта. В целях дальнейшего укрепления позиций МСП, улучшения инвестиционной привлекательности Астраханской области, создания новых рабочих мест, инновационного развития МСП необходимо продолжить реализацию мероприятий государственной поддержки МСП, в связи с чем возникла необходимость разработки данной концепции, в случае принятия которой будет разработана и утверждена отраслевая долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012-2016 годы" (далее - программа). 4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Реализация мероприятий по развитию МСП в Астраханской области предусматривает, что главной задачей его развития является оказание государственной поддержки малым и средним предпринимателям Астраханской области путем оптимизации использования финансовых ресурсов для решения ключевых проблем субъектов МСП программно-целевым методом. Необходимость программно-целевого метода вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области развития МСП. Эти подходы являются комплексными, требуют согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития системы государственной поддержки предпринимательства. Программа будет основываться на нормативных правовых актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие Астраханской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Программа будет включать в себя подпрограмму. 5. Цели и задачи программы Целью программы является создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и устойчивого развития МСП. Развитие МСП способствует ускорению социально-экономического развития Астраханской области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию среднего класса в обществе. Достижение цели программы возможно посредством решения поставленных задач: Задача 1. Реализация эффективной кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов МСП. Предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела, микрозаймов, поручительств по кредитам субъектов МСП, возмещение части затрат по договорам лизинга в целях реализации инвестиционных проектов МСП и т.п. Задача 2. Развитие эффективной инфраструктуры поддержки МСП. Создание объектов инфраструктуры поддержки МСП, а также совершенствование и развитие их деятельности (некоммерческая организация Астраханской области "Астраханский фонд поддержки МСП", ОАО "Астраханский залоговый фонд", автономное учреждение Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр", бизнес-инкубаторы, Астраханское региональное представительство Евро Инфо Корреспондентского Центра" и его представительства в муниципальных образованиях Астраханской области и т.п.). Проведение мероприятий, направленных на развитие деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП в муниципальных образованиях Астраханской области. Задача 3. Повышение конкурентоспособности субъектов МСП. Создание и развитие деятельности центра кластерного развития МСП в приоритетных для Астраханской области сферах экономики, субсидирование затрат МСП, связанных с реализацией программ по энергосбережению, с участием в выставочно-ярмарочной деятельности, деловых миссиях и т.п. Задача 4. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности. Проведение ежегодного областного конкурса "Предприниматель года", оказание содействия МСП в участии в аналогичных российских конкурсах, размещение информационных материалов о поддержке МСП в СМИ. Развитие молодежного предпринимательства, реализация образовательных программ для молодежи по основам предпринимательства, развитие портала "Молодой предприниматель" http://astradelo.ru, развитие предпринимательских навыков у школьников, ознакомление школьников и студентов на базе успешных предприятий МСП с историями успеха. Задача 5. Повышение квалификации кадров для МСП и уровня информированности о государственной поддержке МСП. Реализация образовательных программ, проведение обучающих семинаров для МСП, в том числе на базе объектов инфраструктуры поддержки МСП, в муниципальных образованиях Астраханской области. Разработка методических и информационных материалов о видах и формах государственной поддержки МСП. Ведение реестра предприятий МСП - получателей государственной поддержки, оказание консультаций по видам и формам государственной поддержки, проведение анализа и мониторинга развития МСП, размещение аналитической информации о развитии МСП в СМИ и интернет-ресурсах. Задача 6. Развитие экспортно ориентированного МСП. Создание центра развития экспортно ориентированного предпринимательства, реализация образовательных программ для экспортно ориентированного МСП, проведение обучающих семинаров, оказание консультаций, организация деловых миссий МСП с целью продвижения продукции на экспорт, развитие деятельности Астраханского регионального представительства Евро Инфо Корреспондентского Центра и его представительств в муниципальных образованиях Астраханской области, а также субсидирование затрат МСП, связанных с производством, реализацией товаров, работ, услуг, предназначенных для экспорта. Задача 7. Внедрение новых технологий и высокотехнологичного оборудования в сферу МСП. Обеспечение благоприятных условий для развития МСП в сфере инноваций. В рамках реализации подпрограммы "Содействие развитию инновационно активного МСП в Астраханской области на 2012-2016 годы" программы - оказание финансовой поддержки начинающим и действующим инновационным компаниям на открытие и развитие деятельности, позиционирование предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационную продукцию, реализация образовательных программ для предприятий инновационной сферы, организация семинаров, "круглых столов", конференций по проблемам развития и внедрения инновационной продукции. 6. Основные направления программы Основные направления реализации программы: - постоянный мониторинг состояний и тенденций МСП; - регулярное совершенствование нормативной правовой базы Астраханской области в целях создания благоприятных условий для бизнеса в изменяющейся социально-экономической ситуации; - развитие научно-технологической инфраструктуры, ориентированной на инновационные и высокотехнологичные субъекты МСП (бизнес-инкубаторы, центр кластерного развития, индустриальные парки и т.п.); - организация эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса (кластеризация, субконтрактинг, аутсорсинг); - совершенствование и постоянное расширение форм финансовой и иной ресурсной поддержки МСП; - повышение экспортного потенциала МСП и развитие форм международного сотрудничества в области развития МСП; - повышение престижа предпринимательской деятельности среди населения, вовлечение в бизнес социально незащищенных групп населения и молодежи; - развитие единой инфраструктуры поддержки и развития МСП от государственного до муниципального уровня, обладающей достаточными полномочиями, механизмами и средствами для эффективной работы; - развитие системы непрерывного образования и профессионального обучения и повышения квалификации всех сотрудников, включенных в деятельность по развитию МСП: государственных служащих, специалистов инфраструктуры поддержки МСП, предпринимателей, менеджеров и специалистов; - интенсивное развитие информационных сетей и систем, обслуживающих разнообразные потребности МСП. 7. Основные принципы развития МСП в Астраханской области и приоритеты государственной поддержки МСП К основным принципам развития МСП в Астраханской области относятся: - принцип непрерывности, благодаря которому государственная поддержка МСП осуществляется на любом уровне развития МСП, оказывается целенаправленное содействие перерастанию микропредприятий в малые предприятия, малых - в средние, а средних - в крупные предприятия; - принцип системности, в соответствии с которым МСП рассматривается как неотъемлемая часть социально-экономической жизни Астраханской области, которая должна функционировать в интересах эффективного развития Астраханской области в целом. Инфраструктура стимулирования, поддержки и развития МСП создается из стыкующихся между собой элементов, которые действуют воедино, обеспечивая создание благоприятных условий для стартующего и развивающегося бизнеса и оказание поддержки МСП в различных формах. Принцип системности также подразумевает синхронизацию и корреляцию сложившихся в области механизмов правового регулирования, нормативно-правовое обеспечение развития МСП как на уровне области, так и на уровне различных муниципальных образований; - принцип территориально-отраслевой концентрации и кластерного подхода, в соответствии с которым осуществляется формирование и интенсивное развитие комплексов крупных, средних, малых предприятий и организаций, взаимодействующих на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий, повышающих конкурентоспособность производимых товаров и услуг; - принцип равноправного партнерства бизнеса и власти, на основании которого функционирует система регулирования МСП как система всестороннего и активного сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления Астраханской области и предпринимательского сообщества в виде независимых общественных объединений, самостоятельных субъектов МСП и предпринимателей; - открытость территорий - создаются благоприятные условия для привлечения в Астраханскую область инновационного и высокотехнологичного бизнеса и квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации; - информационная доступность и объективность - организуется постоянное, систематическое, оперативное информирование субъектов МСП и потенциальных предпринимателей обо всех наиболее важных мероприятиях, инструментах и иных элементах системы стимулирования, поддержки и развития МСП. Обеспечивается свободный доступ к полной, объективной и своевременной информации о состоянии и показателях деятельности МСП, состоянии регионального, федерального и международного рынков, перспективных технологиях и направлениях ведения бизнеса; - поддержка самоорганизации бизнеса - содействие созданию и успешному функционированию некоммерческих объединений предпринимателей, вовлечение их в решение актуальных проблем и задач МСП. Предпринимательская активность населения и готовность к риску являются важными условиями появления и развития высокотехнологичных предприятий инновационного пояса, которые станут драйверами роста экономики Астраханской области. Наиболее актуальным для МСП Астраханской области является изменение структуры МСП от преобладания торгового сектора, что имеется в настоящее время, к инновационному, в первую очередь в обрабатывающих отраслях и научно-технической сфере. Поэтому выделены следующие приоритеты: 1. Создание нового представления о предпринимательстве как о достойной, общественно полезной и престижной деятельности. Поднятие авторитета предпринимательства через содействие самоорганизации субъектов МСП, формирование прозрачных партнерских отношений власти и бизнес-сообщества, сотрудничество в решении приоритетных задач социально-экономического развития Астраханской области. 2. Селективная поддержка МСП, направленная на создание и стимулирование деятельности МСП в приоритетных для социально-экономического развития Астраханской области сферах: - пищевая промышленность; - рыбоводство и рыбопереработка; - производство и переработка сельскохозяйственной продукции; - разработка и внедрение инновационной продукции; - легкая промышленность; - деревообработка; - строительство; - туризм; - мелкосерийное и мелкотоварное машиностроение; - сфера оказания услуг; - общественное питание; - сувенирная промышленность; - сфера жилищно-коммунального хозяйства; - медицина; - социальная сфера. 3. Перенесение акцента поддержки МСП с регионального на муниципальный уровень. 8. Срок реализации программы Срок реализации программы - 2012-2016 годы. Программа реализуется в один этап. В конечном итоге успешная реализация мероприятий программы позволит сформировать слой малых и средних предприятий, включая предпринимателей, существенно влияющий на социально-экономическое развитие Астраханской области. 9. Предложения по источникам финансирования программы Реализацию мероприятий программы планируется осуществлять за счет: - средств федерального бюджета (средств, выделяемых субъектам Российской Федерации на конкурсной основе на реализацию мероприятий по государственной поддержке МСП); - средств бюджета Астраханской области; - собственных средств субъектов МСП, реализующих бизнес-проекты, которым оказана государственная поддержка; - кредитных ресурсов, привлеченных субъектами МСП, которым предоставлены поручительства ОАО "Астраханский залоговый фонд". Планируемый объем финансирования программных мероприятий на 2012-2016 годы составит 5 877 100 тыс. рублей: (в тыс. рублей) |————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Всего | |————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Бюджетные средства | |————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Средства феде- | 258 880 | 277 720 | 297 160 | 317 960 | 340 200 | 1 491 920 | | рального бюд- | | | | | | | | жета | | | | | | | |————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Средства бюд- | 64 720 | 69 430 | 74 290 | 79 490 | 85 050 | 372 984 | | жета Астрахан- | | | | | | | | ской области | | | | | | | |————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Внебюджетные средства | |————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Собственные | 35 800 | 37 900 | 41 000 | 46 300 | 51 200 | 212 200 | | средства субъ- | | | | | | | | ектов МСП, | | | | | | | | реализующих | | | | | | | | бизнес- | | | | | | | | проекты, кото- | | | | | | | | рым оказана | | | | | | | | государствен- | | | | | | | | ная поддержка | | | | | | | |————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Кредитные ре- | 650 000 | 710 000 | 770 000 | 820 000 | 850 000 | 3 800 000 | | сурсы, привле- | | | | | | | | ченные субъек- | | | | | | | | тами МСП, ко- | | | | | | | | торым предос- | | | | | | | | тавлены пору- | | | | | | | | чительства | | | | | | | | ОАО "Астра- | | | | | | | | ханский зало- | | | | | | | | говый фонд" | | | | | | | |————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Итого | 1 009 400 | 1 095 050 | 1 182 450 | 1 263 750 | 1 326 450 | 5 877 100 | |————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| 10. Механизм формирования мероприятий Программы Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком и разработчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение. Государственный заказчик программы: - определяет основные направления программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий программы; - согласовывает с участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; - разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых документов, необходимых при выполнении программы; - обеспечивает организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач программы. Отбор мероприятий осуществляется исходя из потребности в их реализации на основе предложений исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, общественных организаций предпринимателей Астраханской области. 11. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы, а также по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы Государственный заказчик и разработчик программы - министерство экономического развития Астраханской области. Исполнители мероприятий программы - министерство экономического развития Астраханской области, агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, ОАО "Астраханский залоговый фонд", автономное учреждение Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр", некоммерческая организация Астраханской области "Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства". Исполнители мероприятий программы несут ответственность за своевременное выполнение ее мероприятий. Государственный заказчик программы несет ответственность за ее реализацию, непосредственные и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы. Реализация программы может осуществляться на основе государственных контрактов (договоров) на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Астраханской области, заключаемых государственным заказчиком программы с исполнителями мероприятий программы, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством (далее - государственный контракт (договор). Государственный контракт (договор) определяет права и обязанности государственного заказчика программы и поставщика по обеспечению государственных нужд Астраханской области, регулирует их отношения при выполнении контракта (договора), в том числе предусматривает контроль государственного заказчика программы за ходом работ по выполнению контракта (договора). 12. Ожидаемые результаты реализации программы, возможные формы и методы оценки их эффективности Целью развития МСП Астраханской области и реализации программы является создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МСП, обеспечивающих: - не менее 35% валового регионального продукта; - повышение уровня производительности труда и экономической эффективности деятельности субъектов МСП за счет трансферта успешных технологий и схем ведения бизнеса; - увеличение доли МСП в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности МСП в соответствии с отраслевыми приоритетами; - создание территориально-отраслевых кластеров, связывающих крупный, средний и малый бизнес; - формирование развитого научно-производственного комплекса с высоким инновационным потенциалом; - повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП - рост численности занятых в секторе МСП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников МСП; - увеличение конкурентоспособности Астраханской области и увеличение объемов экспорта продукции МСП; - повышение качества жизни в Астраханской области за счет развития МСП; - конкурентоспособность Астраханской области за счет формирования, развития и удерживания на территории Астраханской области высококвалифицированных кадров; - увеличение налогооблагаемой базы в экономике Астраханской области и снижение дотационной нагрузки на бюджет Астраханской области, увеличение денежных средств, направляемых на реализацию целевых программ, способствующих развитию МСП в Астраханской области; - стабилизацию и устойчивость темпов развития МСП как стратегического фактора социально-экономического развития Астраханской области. Прогноз показателей развития субъектов МСП Астраханской области до 2016 года: - количество малых и средних предприятий - 6,9 тыс. единиц, в том числе количество малых и средних предприятий в сфере научных исследований и разработок - 120 единиц; - количество индивидуальных предпринимателей - 45 398; - среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, - 89320; - оборот малых и средних предприятий - 87 490 млн рублей. В процессе реализации программы будут созданы дополнительно объекты инфраструктуры поддержки МСП, получат государственную поддержку свыше 10 тыс. предпринимателей, будет создано и сохранено свыше 55 тыс. рабочих мест, возрастет до 1,9% доля инновационно ориентированных субъектов МСП, доля предприятий МСП производственной сферы составит 12,5%. Возрастет роль МСП как основы социально-экономического развития Астраханской области. Направление вектора экономического роста изменится от крупных предприятий к малому и среднему бизнесу, быстро адаптирующемуся к конъюнктуре рынка, с высокой инновационной составляющей. К 2016 году доля МСП в валовом региональном продукте предположительно достигнет 30-35%. На смену количественному росту МСП придет качественный - возрастет доля инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, значительно повысится объем инвестиций в основной капитал МСП, улучшится его кадровый потенциал. Произойдут существенные изменения в отраслевой структуре МСП. Благодаря заказам крупных предприятий вырастет доля МСП, встроенного в систему субконтрактации в обрабатывающих отраслях. Сформируются территориально-отраслевые кластеры, которые станут катализаторами преобразования малых предприятий в средние, а средних - в крупные. Целевые индикаторы и показатели реализации программы на 2012-2016 годы представлены в таблице 2. Таблица 2 Целевые индикаторы и показатели реализации программы на 2012-2016 годы |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Показатели | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | | | (факт) | (оценка) | (прогноз) | (прогноз) | (прогноз) | (прогноз) | (прогноз) | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Среднегодовой темп прироста количества малых и | 3,2 | 3,5 | 4,2 | 4,8 | 5,6 | 6,5 | 6,8 | | средних предприятий, % | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Доля МСП в валовом региональном продукте (включая | 26,9 | 28,5 | 30,1 | 31,7 | 33,3 | 34,2 | 35,0 | | индивидуальных предпринимателей), % | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Доля численности занятых в сфере МСП в общей чис- | 33,1 | 33,3 | 33,5 | 33,7 | 33,9 | 34,2 | 34,5 | | ленности занятых на всех предприятиях, % | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Доля инновационно ориентированных | 1,01 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | | МСП в количестве малых и средних предприятий, % | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Доля оборота малых предприятий в сфере обрабаты- | 10,7 | 11,0 | 11,3 | 11,6 | 11,9 | 12,2 | 12,5 | | вающих производств в общем обороте малых предпри- | | | | | | | | | ятий, % | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Количество субъектов МСП, получивших финансовую | 167 | 280 | 307 | 345 | 390 | 443 | 501 | | государственную поддержку, микрозаймы и поручи- | | | | | | | | | тельства, ед. | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Количество инновационно ориентированных субъектов | 2 | 28 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | | МСП, которым оказана государственная поддержка, ед. | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Количество занятых на малых и средних предприятиях, | 4 225 | 5 490 | 7 130 | 9 270 | 11 500 | 13 400 | 14 600 | | получивших финансовую государственную | | | | | | | | | поддержку, микрозаймы и поручительства | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Количество субъектов МСП, воспользовавшихся услу- | 810 | 882 | 960 | 1 045 | 1 130 | 1 230 | 1 350 | | гами объектов инфраструктуры поддержки МСП, ед. | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| | Количество субъектов МСП, получивших образова- | 963 | 1 120 | 1 250 | 1 300 | 1 365 | 1 460 | 1 520 | | тельную, консультационную и информационную | | | | | | | | | государственную поддержку, ед. | | | | | | | | |—————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|