Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Калмыкии от 01.12.2014 № 436 РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О внесении изменения Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 ноября Правительство Республики Калмыкия постановляет: Внести изменение в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 ноября 2012 г. № 457 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы», изложив ее в следующей редакции согласно приложению. Председатель Правительства Республики Калмыкия И. Зотов 1
декабря № 436 г. Элиста Приложениек постановлению Правительства Республики Калмыкия от 1 декабря «Утверждена постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 ноября Государственная программаразвития сельского хозяйства и регулирования рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствияРеспублики Калмыкия на 2013-2020 годы Паспорт Государственной программы
I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем и прогноз развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года Государственная программа развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия, Республики Калмыкия на 2013-2020 годы (далее –
Государственная программа) разработана в соответствии с развития
сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Правительства Российской
Федерации от 14 июля 2012 года № 717, социально-экономического
развития Республики Калмыкия до 2020 года, утвержденной постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики республики, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Государственная программа базируется на положениях от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, продовольственной безопасности Российской Федерации, развития сельских территорий на период до 2020 года, а также ряда федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны. 1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса Агропромышленный комплекс занимает ведущее место в народном хозяйстве Республики Калмыкия. Калмыкия является одним из немногих регионов Российской Федерации, где по объему производства сельское хозяйство превосходит промышленность. В отрасли сельского хозяйства занято более 25% от общей численности занятых в экономике, задействована примерно десятая часть основных производственных фондов и создается более 37% валового регионального продукта. За счет продукции сельского хозяйства формируется более двух третей всего фонда товаров народного потребления. В агропромышленном комплексе производственную деятельность осуществляют 121 предприятие, 4325 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и 60 тысяч личных подворий граждан. При этом республика имеет земельный фонд, распределение и назначение которого во многом обусловлено характером рельефа и почвенно-климатическими условиями. В 2012 году площадь земель сельскохозяйственного назначения в Республике Калмыкия составила 6896,6 тыс. га. В структуре земель сельскохозяйственного назначения наибольшую долю составляют сельскохозяйственные угодья - 86,6 % или 5975,2 тыс. га, пашня- 860,7 тыс. га. Отрасль растениеводства в республике является сопутствующей, основной задачей которой является обеспечение имеющегося поголовья сельскохозяйственных животных кормами. Площадь сева сельскохозяйственных культур в последние годы колеблется от 220 – 258 тыс. га. Так же необходимо отметить, что по рекомендованным технологиям возделывания сельскохозяйственных культур в природно-климатических условиях Республики Калмыкия основой получения стабильных урожаев является содержание паров. Пары в республике занимают от 170-180 тыс. га площади пашни. К основным культурам, выращиваемым в республике, относятся: зерновые - пшеница, яровой ячмень, тритикале, рис; масличные - подсолнечник, рапс, рыжик, горчица; овоще-бахчевые – арбуз, дыня, томаты, огурец, лук, морковь, капуста, свекла и прочие; кормовые - озимая рожь, сорго травяное, суданская трава, люцерна, эспарцет. Согласно программным мероприятиям к 2020 году будет обрабатываться вся площадь пашни с преобладанием в структуре посевов - кормовых культур, для обеспечения кормами поголовья сельскохозяйственных животных. Поголовье крупного рогатого скота и верблюдов в республике представлено калмыцкой породой. Поголовье лошадей в основной массе представлено калмыцкой породой и незначительной частью буденновской и донской породы. Большая часть овец представлена грозненской породой (свыше 80%). Остальное поголовье состоит из каракульской, советского мериноса, ставропольской, эдильбаевской, кавказской и калмыцкой породами. За
период реализации приоритетного национального проекта «Развитие
агропромышленного комплекса» и развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы,
утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 ноября В целом с 2008 по 2012 годы среднегодовой темп прироста продукции сельского хозяйства, составил 1,16 %. Производство валовой продукции сельского хозяйства в номинальном исчислении увеличилось во всех категориях хозяйств в 1,6 раза, в том числе в животноводстве - в 1,9 раз. За пятилетний период реализации Государственной программы поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 271,7,6 тыс. голов (или на 81,7%) и составило в 2012 году 604,1 тыс. голов, в том числе коров - 397,6 тыс. голов, поголовье овец и коз в 2012 году увеличилось на 4,3% к уровню 2008 года и составило 2365,1 тыс. голов. Уровень производства скота и птицы на убой в (живом весе) в хозяйствах всех категорий в 2012 году по отношению к 2008 году вырос на 45 % и составил 104,6 тыс. тонн. Производство шерсти в 2012 году составило 6528 тонн, производство молока - 102,2 тыс. тонн. Развитие растениеводческой отрасли за этот период в результате влияния природно-климатических факторов характеризуется нестабильностью. Так, подъем в 2008, 2009 и 2011 годах чередовался резким спадом и утратами достигнутых уровней производства в 2007, 2010 и 2012 годах. В общем объеме производства продукции растениеводства основная доля принадлежит сельскохозяйственным организациям. В 2011 году их доля составила 64,2%, в 2012 году - 61,8 %. Показатель объема производства зерновых в весе после доработки в 2012 году по сравнению с 2008 годом сократился в 2,7 раза и составил 159,8 тыс. тонн. В целом можно отметить, что темпы увеличения производства кормов не соответствуют росту поголовья скота. Отставание кормопроизводства от потребностей и высокая себестоимость кормовой единицы влияют на увеличение себестоимости животноводческой продукции. Дополнительно к основным проблемам сельского хозяйства можно отнести следующие: технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию; неблагоприятные условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в сельхозпроизводстве; неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельхозтоваропроизводителей к рынкам сбыта; неразвитость земельного рынка; слабая кормовая база, наличие больших необводненных территорий вынуждают максимально использовать естественные кормовые угодья, в результате имеют место перегруз и перевыпас скота, что приводит к усилению сбитости и деградаций сельскохозяйственных угодий; финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, опережающим ростом импорта, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции; медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования. дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. 2. Прогноз развития АПК на период до 2020 года Предшествующий пятилетний период реализации Государственной программы способствовал возрождению и восстановлению базовых позиций животноводческой отрасли, что в первую очередь отразилось повышением численности поголовья крупного скота, овец и коз. Однако к настоящему времени возможности экстенсивного развития сельского хозяйства республики практически исчерпаны. Проявились диспропорции между потребностями животноводства в кормах и уровнем кормопроизводства. Дальнейший рост производства продукции земледелия и животноводства становится возможным лишь на основе последовательной интенсификации сельского хозяйства, высокоэффективного использования земли, всемерного укрепления материально-технической базы, внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий и методов. Значимыми тенденциями в прогнозном периоде будут такие как: переход к экологически сбалансированной структуре землепользования, обеспечивающей условия для воспроизводства плодородия почв; развитие перерабатывающей промышленности посредством переориентации структуры и всей инвестиционной политики на создание в республике предприятий и мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья; увеличение инвестиций в развитие специализированного мясного скота, создание условий для наращивания реализации племенного молодняка; экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов; развитие сельских территорий, внедрение социальных стандартов, расширение источников инвестиций в жилищное строительство за счет кредитов, развитие системы ипотечного и потребительского кредитования на селе. стимулирование сельскохозяйственной кооперации и организации малых форм хозяйствования; Прогнозируемые темпы роста производства продукции сельского хозяйства в Республике Калмыкия на перспективу до 2020 года не превышают ожидаемые темпы роста валового регионального продукта (ВРП), что говорит о сохранении доли сельского хозяйства в его структуре на уровне 35-37%. Прогноз темпов прироста продукции сельского хозяйства на период срока действия Государственной программы опирается на: показатели развития агропромышленного комплекса, представленные в прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации, Республики Калмыкия, Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года; индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах в 2005-2012 гг.; достигнутый уровень урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных; тенденции в структурных сдвигах производства по категориям хозяйств; ожидаемые изменения внешней среды, в том числе в связи с вступлением России в ВТО. В рамках Государственной программы прогнозируется: увеличение до 2020 года производства валовой продукции сельского хозяйства в номинальном исчислении в 2,3 раза, при среднем темпе роста - 5,8% в год, в том числе в растениеводстве - в 1,4 раз при среднем темпе роста - 11,2 %, в животноводстве - в 1,6 раз, при среднем темпе роста - 5,7 %; увеличение к 2020 году поголовья крупного рогатого скота мясного направления продуктивности в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, до 400 тыс. голов; рост
производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе)
на 18 % или на 18,8 тыс. тонн по
сравнению с рост производства зерновых и зернобобовых в 3,2 раза и доведение валового сбора к 2020 году до 512, 7 тыс. тонн, производства картофеля до 17 тыс. тонн; увеличение добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 5 470,0 тонн достижение
соотношения уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях к
среднему по экономике республики к Прогнозные расчеты показывают, что при благоприятных погодных условиях темпы прироста продукции растениеводства за период с 2013 по 2020 гг. будут выше, чем в животноводстве и составят соответственно 11,2%, в животноводстве - 5,7%. Прогноз по Российской Федерации предполагает примерно равный среднегодовой прирост продукции в растениеводстве (2,2%) и животноводстве (2,3%). Высокий удельный вес в структуре производства продукции сельского хозяйства животноводческой отрасли обусловил существенный прирост значительных инвестиций. Для этих целей предполагается обеспечить их ежегодный прирост в размере 12,6%, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 24-25%. Все это позволит существенно повысить конкурентоспособность отрасли, будет способствовать росту доходов сельскохозяйственных предприятий и населения, устойчивому развитию сельских территорий. Основными условиями достижения планируемых показателей являются: развитие направлений, определенных Государственной программой, связанных с выделением средств для их реализации, в том числе на условиях софинансирования с федеральным бюджетом; ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий; создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для инвестирования на техническое перевооружение и модернизацию производства; повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации сельскохозяйственного производства. II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы 1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех традиционных для республики подотраслей животноводства и связанных с ними сфер деятельности агропромышленного комплекса. К основным приоритетам относятся: в сфере производства - одним из важнейших направлений является формирование кооперационных и интеграционных связей между хозяйствами. Вопросы обеспечения кормами, племенным материалом можно эффективно решать при наличии межхозяйственных и межрегиональных связей, на качественно новом технологическом и техническом уровнях, позволяющих более полно реализовать генетический потенциал животных, рационально использовать корма, энергетические и финансовые ресурсы, основные фонды и получать высококачественную экологически чистую продукцию. В целях рационального использования пастбищ необходима оптимизация видовой структуры животных. Основные ее составляющие - это специализированное мясное скотоводство, овцеводство, коневодство и верблюдоводство. Мясное скотоводство республики – отрасль, позволяющая решить проблему получения говядины высокого качества при относительно малых капиталовложениях при условии организации интенсивного откорма и максимального использования пастбищ. В отрасли овцеводства предполагается интенсивное разведение овец различных пород и направлений продуктивности: мясосальные, шерстные, смушковые. В целом породный состав овец состоит из грозненской, каракульской, ставропольской, эдильбаевской, кавказской, калмыцкой пород и породы «Советский меринос». Главная задача данной отрасли - это внедрение технологии производства высокоценной экологически чистой баранины и мериносовой шерсти с выходом не только на отечественный, но и на внешний рынок. Получит развитие национальное грубошерстное мясосальное направление в овцеводстве на основе возрождения уникальной калмыцкой породы овец. Коневодство республики будет развиваться на основе разведения табунного коневодства. Основной прирост конского поголовья республики будет происходить именно за счет увеличения количества табунных лошадей мясного направления. Для развития мясного табунного коневодства в республике имеются калмыцкая порода лошадей, большие площади естественных пастбищ и сенокосов. Развитие верблюдоводства намечено на основе разведения калмыцкой породы. Таким образом, развитие отрасли животноводства направлено на увеличение и повышение качества продукции животноводства, повышение рентабельности всех отраслей с использованием конкурентных преимуществ, в первую очередь, наличия значительных пастбищных угодий и применения ресурсосберегающих технологий пастбищного содержания скота. Развитие животноводства в республике требует создания прочной кормовой базы. Основным источником кормов остаются природные кормовые угодья, которые в связи с увеличением численности сельскохозяйственных животных нуждаются в повышении продуктивности. Решение этой задачи включает применение пастбищеоборотов, коренное улучшение и залужение естественных кормовых угодий посредством посевов многолетних трав. В полевом кормопроизводстве ставится задача повышения продуктивности полей с применением прогрессивных ресурсосберегающих технологий. Пополнение запасов грубых кормов будет осуществляться на основе улучшения кормовых угодий, неиспользуемой малопродуктивной пашни и лиманных сенокосов. Дополнительно со строительством и реконструкцией орошаемых земель будет обеспечено получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур в наших природно-климатических условиях. в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий, в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов; в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и рациональное использование сельскохозяйственных угодий других категорий, вывод из оборота низкопродуктивной пашни (залужение многолетними травами) в соответствии с рекомендациями научных учреждений; в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК, создание благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли; в институциональной сфере - развитие кооперации, интегрированных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров; научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса. Приоритеты второго уровня включают такие направления, как: обеспечение животноводства растительным кормовым белком; экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия; наращивание вывоза сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка республики; рациональное размещение и специализация сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам республики с учетом климатических условий, минимизации логистических издержек и других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции. 2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Государственной программы Целями Государственной программы являются: рост производства продукции сельскохозяйственного производства, доходов аграрного бизнеса и сельского населения, основанный на устойчивом развитии приоритетных подотраслей сельского хозяйства и эффективном использовании ресурсного потенциала; повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции; создание благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли; повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; устойчивое развитие сельских территорий; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства. Задачи Государственной программы: стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов, включая напитки; поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка; повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; поддержка малых форм хозяйствования; стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса; повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития; обеспечение функций управления в сфере реализации Государственной программы; создание условий в рамках оказания несвязанной поддержки для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения; сохранение, воспроизводство, рациональное использование водных биологических ресурсов; развитие мелиорации сельскохозяйственных земель; повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения. Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы. Индикаторы реализации Государственной программы оцениваются на двух уровнях: общие - в целом для Государственной программы; частные - по каждой из подпрограмм Государственной программы. К общим индикаторам Государственной программы отнесены: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах); индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах), индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах); индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве; уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей деятельности (включая субсидии); среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства). Прогнозные значения индикаторов достижения целей и решения задач Государственной программы приведены в таблице №1 приложения к Государственной программе. 3. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации Государственной программы В результате реализации Государственной программы планируется достижение следующих результатов. Производство
скота и птицы (в живом весе) на убой к Валовой
сбор зерновых и зернобобовых к Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) вырастет до 15,06 тыс. руб., или до 45% среднего уровня по экономике республики. Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 12,6%, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 24-25%. Все это позволит существенно повысить конкурентоспособность отрасли, будет способствовать росту доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, устойчивому развитию сельских территорий. В среднем за период реализации Государственной программы планируемый индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составит 105,8 %. Основными условиями достижения планируемых показателей являются: развитие направлений, определенных Государственной программой, связанных с выделением средств для их реализации, в том числе на условиях софинансирования из федерального бюджета; ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий; создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для инвестирования на техническое перевооружение и модернизацию производства; повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации сельскохозяйственного производства. Сроки реализации Государственной программы – 2013-2020 гг. III. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и ведомственных целевых программ, подпрограмм Государственной программы Подпрограммы и включенные в них основные мероприятия, а также ведомственные целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную безопасность, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования, устойчивое развитие сельских территорий. Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей в себя четыре блока основных мероприятий - производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработка, развитие инфраструктуры и регулирование рынков, кредитование и страхование. «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» включает в себя ВЦП «Развитие рисоводства Республики Калмыкия на 2013-2015 годы» и реализацию следующих основных мероприятий: развитие элитного семеноводства; развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками; государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства; снижение рисков в подотраслях растениеводства; поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства; поддержка хлебопекарной промышленности. В качестве целевых индикаторов указанной подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья, площади закладки многолетних насаждений, удельный вес собственного производства в ресурсах внутреннего рынка зерна, овощей и картофеля. В «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» выделяются ВЦП «Развитие овцеводства в Республике Калмыкия на 2014-2016 годы», ВЦП «Развитие переработки и сбыта продукции животноводства в Республике Калмыкия на 2014-2016 годы» и следующие основные мероприятия: развитие племенного животноводства; развитие молочного скотоводства; развитие овцеводства и козоводства; развитие табунного коневодства; обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий; государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства; снижение рисков в подотраслях животноводства; оказание (выполнение) государственных услуг (работ) и исполнение функций государственными учреждениями в сфере сельского хозяйства; возмещение части затрат на закупку кормов для маточного поголовья крупного рогатого скота. Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, увеличение мощностей по убою скота и его первичной переработки, выявляемость особо опасных болезней животных и птиц, остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах (процент положительных проб от общего количества исследований). Подпрограмма «Развитие мясного скотоводства» включает ВЦП «Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2014-2016 годы» и следующие основные мероприятия: развитие племенной базы мясного скотоводства; субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства. Индикатором реализации указанной подпрограммы является поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, рост производства мяса крупного рогатого скота в живом весе. Подпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса» включает ВЦП «Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Калмыкия на 2013-2015 годы». Индикатором реализации указанной подпрограммы является объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов. «Поддержка малых форм хозяйствования» включает в себя ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2013-2015 годы», ВЦП «Поддержка начинающих фермеров на 2014-2016 годы», ВЦП «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере животноводства в Республике Калмыкия на 2014-2016 годы» и основные мероприятия: государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования; оформление земельных участков в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам. В качестве индикаторов подпрограммы предусмотрены следующие: количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки; количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм. «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» включает в себя мероприятие: обновление парка сельскохозяйственной техники. Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются: объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям; количество реализованных инновационных проектов; рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве; удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии. «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» включает в себя следующие мероприятия: восстановление и повышение эффективности использования мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений государственной собственности Российской Федерации; развитие мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений собственности Республики Калмыкия, муниципальной собственности и собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей; предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения за счет проведения агролесомелиоративных, фитомелиоративных и культуртехнических мероприятий. Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются: ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования в т.ч.: за счет нового строительства мелиоративных систем, за счет реконструкции мелиоративных систем, за счет технического перевооружения; защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления за счет проведения противопаводковых мероприятий; приведение государственных гидротехнических сооружений в безопасное в эксплуатации техническое состояние; доля государственной собственности субъекта Российской Федерации и собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей в общем объеме мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий; вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ сельскохозяйственными товаропроизводителями; сохранение существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий (с нарастающим итогом). «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» включает в себя следующие мероприятия: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности; развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности; развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности; развитие газификации в сельской местности; развитие водоснабжения в сельской местности; поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов; грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности; развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности. Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются: ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности; ввод в действие общеобразовательных учреждений; открытие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики; ввод в действие плоскостных спортивных сооружений; ввод в действие учреждений культурно-досугового типа; ввод в действие распределительных газовых сетей; уровень газификации домов (квартир) сетевым газом; ввод в действие локальных водопроводов; уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой; количество сельских поселений, в которых реализованы проекты комплексной компактной застройки; количество местных инициатив сельских сообществ, получивших грантовую поддержку, ввод в действие плоскостных спортивных сооружений. Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы» включает следующие основные мероприятия: совершенствование управления реализацией Государственной программы; оказание государственных услуг и выполнение работ в рамках Государственной программы; обеспечение переданных полномочий. В качестве индикаторов реализации мероприятий подпрограммы предусмотрены: сохранение существующего уровня участия муниципалитетов в реализации Государственной программы; доля государственных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет; укомплектованность должностей государственной гражданской службы; доля муниципальных органов управления агропромышленного комплекса, использующих государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом. Подпрограмма «Развитие коневодства» включает следующие основные мероприятия: развитие табунного коневодства; развитие производства кумыса; поддержка племенного коневодства. Индикатором реализации указанной подпрограммы является поголовье мясных табунных лошадей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, реализация товарного кумыса. Характеристика основных мероприятий, включая сведения о сроке их реализации, ответственном исполнителе, ожидаемом непосредственном результате, взаимосвязи с показателями Государственной программы (подпрограммы) и о последствиях их невыполнения представлены в таблице №2 приложения к Государственной программе. IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования Основные мероприятия Государственной программы, осуществляемые Республикой Калмыкия в ее составе, учитывают специфику природно-экономических условий функционирования республиканского агропромышленного комплекса и реализуются на основе: софинансирования основной части мероприятий из федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации; разработки, принятия и реализации отдельных мероприятий развития сельского хозяйства, финансируемых за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных источников. В перечень государственных услуг (функций), предоставляемых Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия, входят следующие: предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку племенного животноводства; компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений; предоставление субсидий на поддержку овцеводства и табунного коневодства; предоставление субсидий из республиканского бюджета на поддержку отдельных подотраслей растениеводства; предоставление субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса; предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на реализацию мероприятий республиканских целевых программ; информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи. Применение государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы не предполагает меры налогового, тарифного, кредитного регулирования (приложение № 3 к Государственной программе). Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в таблице 4 приложения к Государственной программе. V. Прогноз сводных показателей государственных заданийпо этапам реализации Государственной программы(при оказании государственными учреждениями государственных услуг(работ) в рамках Государственной программы) В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение реализации Государственной программы предусматривается выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ). Прогноза сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Государственной программы приведен в таблице 5 приложения к Государственной программе. VI. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации Государственной программы Основные мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления в рамках реализации Государственной программы, осуществляются в рамках полномочий и выполняются на основе: софинансирования части основных мероприятий с республиканским бюджетом в размерах, определяемых в соответствии с решениями Правительства Республики Калмыкия; реализации программ социально-экономического развития района, документов территориального планирования района и градостроительного зонирования, муниципальных программ, финансирование которых осуществляется при поддержке средств республиканского бюджета; разработки, принятия и реализация отдельных мероприятий развития сельского хозяйства, финансируемых за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных источников. В целях выполнения основных мероприятий Государственной программы органы местного самоуправления района принимают участие в их реализации в пределах, возложенных на них полномочий. VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Государственной программы Участие акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы не предусмотрено. VIII. Обоснование выделения и включения в состав Государственной программы реализуемых подпрограмм Структура и перечень подпрограмм, а также включенных в Государственную программу республиканских и ведомственных целевых программ, соответствуют принципам программно-целевого управления экономикой, охватывают все основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, их реализацию, технико-технологическое, информационное и научное обеспечение, институциональные преобразования и социальное развитие сельских территорий, управление реализацией Государственной программой. Состав подпрограмм и республиканских и ведомственных целевых программ рассчитан на комплексное развитие агропромышленного комплекса и его основных сфер, получение эффекта в целом по экономике республики. Агропромышленный комплекс занимает ведущее место в экономике Республики Калмыкия. В растениеводстве наибольшее развитие получило производство зерновых и зернобобовых культур, а также риса. Природно-климатические условия способствуют при наличии водных ресурсов развитию овощеводства и картофелеводства. В животноводстве большую роль играют овцеводство и скотоводство. Имеются перспективы для успешного развития промышленного коневодства и верблюдоводства. Эти факторы послужили основанием для включения в состав Государственной программы подпрограмм «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», ведомственной целевой программы «Развитие рисоводства в Республике Калмыкия на 2013-2015 гг.» и подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства». За годы реформ в республике получили большое развитие малые формы хозяйствования. В настоящее время малыми формами хозяйствования производится свыше 90% скота и птицы, почти 99% молока и яиц, значительные объемы производства зерна и овощей. Между тем, развитие малых форм хозяйствования требует государственной поддержки. В целях осуществления мер государственной поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских предпринимателей в республике принята и осуществлялась «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы». Для реализации дальнейшей поддержки развития малых форм хозяйствования в Государственную программу введена «Поддержка малых форм хозяйствования» в рамках которой предусмотрена реализация ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2013-2015 годы», которая призвана придать импульс развитию семейных животноводческих ферм и определить направление деятельности отрасли животноводства для развития семейных животноводческих ферм с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий. В настоящее время свыше 60% сельскохозяйственной техники в хозяйствах всех категорий требует замены на новое высокотехнологичное и производительное оборудование. «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» предусматривает существенное обновление парка сельскохозяйственной техники. Успешное выполнение определенных Государственной программой целевых показателей и индикаторов требует принятия мер по организации выполнения основных мероприятий и грамотному и своевременному контролю за ходом выполнения Государственной программы. Эти задачи лежат в основе «Обеспечение реализации Государственной программы». Недостаточный экономический рост в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Мероприятия по созданию благоприятных и привлекательных социальных условий жизни сельского населения, особенно молодежи, включая жилищные условия, здравоохранение, образование, инженерную и иную инфраструктуру предусмотрены в «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008-2013 годы» и Подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Республика Калмыкия располагает большим ресурсным потенциалом для развития мясного скотоводства и способна внести существенный вклад в решение проблемы обеспечения населения страны мясом собственного производства. По состоянию на 1 января 2013 года в республике насчитывается 604,1 тыс. голов КРС, основная доля которого представлена калмыцкой мясной породой, 2 365,1 тыс. голов овец и коз, 12 971 мясных табунных лошадей и 832 голов верблюдов. Меры, предусмотренные в «Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы» и подпрограмме «Развитие мясного скотоводства» направлены на создание технологических и экономических условий для интенсивного и устойчивого развития специализированного мясного скотоводства, увеличение производства высококачественной говядины. Одним из факторов, определивших неустойчивую динамику развития агропромышленного комплекса за период с 2008 по 2012 годы, стала аномальная засуха. Это обострило и без того очевидную необходимость создания комплекса мер, направленных на снижение влияния неблагоприятных природно-климатических условий на развитие сельскохозяйственного производства. Надежным средством противостояния аномальным проявлениям климата являются мероприятия по восстановлению, реконструкции и развитии мелиорации земель, которые предусмотрены в «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Калмыкия на период до 2020 года», а также в РЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Калмыкия на 2006-2010 гг. и на период до 2013г.» и «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель». Устойчивое и динамичное развитие сельского хозяйства невозможно без восстановления и развития перерабатывающих производств на территории республики. В настоящее время около половины произведенной на территории Республики Калмыкия сельскохозяйственной продукции вывозится за ее пределы в виде сырья для дальнейшей переработки. РЦП «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Калмыкия на 2012-2016 годы» направлена на формирование в Республике Калмыкия предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, как основы для создания агропромышленного кластера. IX. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимыхдля реализации Государственной программы Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2013-2020 годы составит за счет средств республиканского бюджета 3 613 049,83 тыс. рублей, в том числе за счет действующих расходных обязательств – 2 500 576,30 тыс. рублей и дополнительных объемов – 1 112 473,53 тыс. рублей, в том числе по годам:
Объемы финансовых ресурсов, необходимых для реализации отдельных подпрограмм и республиканских, ведомственных целевых программ, приведены в таблице 6 приложения. Прогнозная оценка расходов республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, на реализацию целей государственной программы отражены в таблице 7 приложения. Информация о ресурсном обеспечении за счет средств республиканского бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств республиканского бюджета, республиканским целевым программам, основным мероприятиям программ, а также по годам реализации Государственной программы) и другим источникам финансирования приведены в таблице 7 приложения к Государственной программе. X. Анализ рисков реализации Государственной программы и меры по управлению рисками реализации Государственной программы Наиболее существенные последствия для реализации Государственной программы имеют следующие риски: макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям, а также обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития; внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями; природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров. Управление рисками реализации Государственной программы будет осуществляться на основе: использования
мер, предусмотренных от 25
июля проведения мониторинга угроз и рисков развития агропромышленного комплекса республики и обеспечению продовольственной безопасности, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления АПК; подготовки и представления ежегодного доклада в Правительство Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о ходе и результатах реализации Государственной программы, в который при необходимости могут вноситься предложения о корректировке Государственной программы. XI. Методика оценки эффективности Государственной программы Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается по результатам достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году. Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике республики - на степень решения социальных проблем отрасли. Стоимостные показатели рассчитываются в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом. Показатели реализации подпрограмм предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса. Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится на основе оценки: степени достижения целей и решения задач Государственной программы путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Государственной программы и их плановых значений, предусмотренных показателями приложение № 1; степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета и иных источников ресурсного обеспечения Государственной программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования подпрограмм и основных мероприятий Государственной программы, представленных в приложении № 6 и 7 к Государственной программе по каждому источнику ресурсного обеспечения; степени реализации мероприятий Государственной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий подпрограммы по годам на основе ежегодных планов реализации Государственной программы. Степень достижения целей (решения задач) Государственной программы (Сд) определяется по формуле: Сд=Зф/ЗпЧ100 %, где Зф - фактическое значение индикатора (показателя) Государственной программы; Зп - плановое значение индикатора (показателя) Государственной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений), или (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений). Уровень финансирования реализации основных мероприятий Государственной программы (Уф) определяется по формуле: Уф=Фф/ФпЧ100 %, где: Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Государственной программы; Фп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период. Интервалы значений показателя, при которых реализация Государственной программы характеризуется: высоким уровнем эффективности; удовлетворительным уровнем эффективности; неудовлетворительным уровнем эффективности устанавливаются Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|