Расширенный поиск

Указ Губернатора Новгородской области от 20.03.2015 № 90

                       Российская Федерация

                  ГУБЕРНАТОР НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                              УКАЗ

            от 20 марта 2015 года № 90  Великий Новгород

 

    Об утверждении Инвестиционной стратегии Новгородской области

                            до 2020 года

 

         (В редакции Указа Губернатора Новгородской области       

                        от 21.06.2017 № 235)                      

 

     В целях определения стратегических направлений инвестиционного

развития Новгородской области:

     1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Новгородской

области до 2020 года.

     2. Опубликовать указ в газете «Новгородский ведомости».

 

 

     Губернатор

     Новгородской области          С.Г. Митин

 

 

 

                                                    УТВЕРЖДЕНА

                                               указом Губернатора

                                               Новгородской области

                                               от 20.03.2015 № 90

 

                      ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

                 Новгородской области до 2020 года

 

         (В редакции Указа Губернатора Новгородской области       

                        от 21.06.2017 № 235)                      

 

     1. Общие положения

     1.1. Введение

     Инвестиционная  стратегия  Новгородской  области  до 2020 года

(далее   Стратегия)   разработана  в  соответствии  с  требованиями

Стандарта   деятельности  органов  исполнительной  власти  субъекта

Российской  Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного

климата  в  регионе,  утвержденного решением Наблюдательного совета

автономной  некоммерческой  организации  «Агентство  стратегических

инициатив  по  продвижению  новых  проектов»  от 3 мая 2012 года, и

основывается   на  положениях  ключевых  стратегических  документов

Российской Федерации и Новгородской области:

     Указ  Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596

«О долгосрочной государственной экономической политике»;

     Концепция   долгосрочного   социально-экономического  развития

Российской   Федерации   на   период  до  2020  года,  утвержденная

распоряжением  Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008

года № 1662-р;

     распоряжение  Правительства  Российской Федерации от 18 ноября

2011     года          2074-р     «Об     утверждении    Стратегии

социально-экономического   развития  Северо-Западного  федерального

округа на период до 2020 года»;

     Стратегия   социально-экономического   развития   Новгородской

области  до  2030  года, принятая областным законом от 09.07.2012 №

100-ОЗ;

     государственная   программа  Новгородской области «Обеспечение

экономического  развития  Новгородской  области на 2014-2019 годы»,

утвержденная  постановлением  Правительства Новгородской области от

17.10.2013    267.    редакции  Указа  Губернатора  Новгородской

области от 21.06.2017 № 235)

     Стратегия  разработана  в  соответствии  с  целями  и задачами

Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до

2030 года.

     Цель    разработки   Стратегии   -   определение   направлений

инвестиционного  развития  Новгородской  области  на период до 2020

года, обеспечивающих динамичный рост экономики и повышение качества

жизни   жителей   Новгородской   области.   Стратегия  представляет

бизнес-сообществу  приоритеты  развития  экономики региона, а также

инструменты поддержки инвестиционной деятельности.

     Разработка  Стратегии  как  отдельного  документа  обусловлена

необходимостью    формирования   для   бизнес-сообщества   удобного

инструмента,  дающего  представление  об экономических и отраслевых

приоритетах  развития региона, а также об используемых инструментах

поддержки инвестиционной деятельности.

 

     1.2. Основные понятия, используемые в Стратегии

     Браунфилд  - тип инвестиционной площадки, который предполагает

покупку  и  (или)  аренду инвестором существующих производственных,

складских   и   административных   зданий,  строений  и  сооружений

инфраструктуры.

     Бренд  Новгородской  области  -  символ,  образ,  знак, девиз,

метафора,  марка,  идея,  а  также  набор  эмоциональных  ощущений,

воспоминаний,  ассоциаций,  стереотипов,  используемых для создания

или  подчеркивания  уникальных  особенностей Новгородской области в

сравнении с другими субъектами Российской Федерации.

     Гринфилд  -  тип инвестиционной площадки, который предполагает

покупку и (или) аренду инвестором земельного участка с целью нового

строительства.

     Кластер     -     совокупность     хозяйственных    субъектов,

образовательных     и     научных    организаций,    осуществляющих

взаимодействие    посредством    обмена   товарами,   технологиями,

информацией, услугами.

     Кредитный   рейтинг  -  мнение  об  относительной  способности

региона выполнять свои финансовые обязательства. Кредитные рейтинги

отражают  риски в порядке относительного ранжирования, используются

инвесторами   для  оценки  возвратности  вложенных  ими  средств  в

соответствии с условиями, на которых были сделаны инвестиции.

     Миссия  Новгородской  области - совокупность общих установок и

принципов, определяющих предназначение Новгородской области.

     Стартап  - новая высокотехнологичная организация, деятельность

которой основана на инновационных технологиях.

     SWOT-анализ     -    метод    стратегического    планирования,

предоставляющий   возможность   оценки   фактического  положения  и

стратегических  перспектив  организации,  получаемых  в  результате

анализа ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

 

     1.3. Видение результатов реализации Стратегии

     Новгородская  область  -  это  территория,  где размещают свои

производства  иностранные  и  отечественные  высокотехнологичные  и

инновационные   организации,  существующие  организации  используют

передовые технологии производства.

 

     1.4. Миссия Новгородской области

     Миссия   Новгородской   области   заключается   в   содействии

экономическому  развитию бизнеса, повышению его капитализации путем

создания  одного  из  лучших  в  стране  делового климата, создании

условий  для комфортного проживания и обеспечения высокого уровня и

качества жизни населения области.

 

     1.5. Цели и задачи Стратегии

     1.5.1.    Основной    целью   Стратегии   является   повышение

инвестиционной   привлекательности   региона,   обеспечение   роста

инвестиционной  активности  хозяйствующих субъектов, способствующее

ускорению  темпов социально-экономического развития области в целом

и ее отдельных муниципальных образований.

     1.5.2. Задачи Стратегии:

     1.5.2.1.  Создание  благоприятных  условий  для  осуществления

инвестиционной  и  предпринимательской  деятельности  на территории

области;

     1.5.2.2.     Устранение     административных     барьеров    и

инфраструктурных  ограничений  для  развития  предпринимательской и

инвестиционной деятельности;

     1.5.2.3.      Совершенствование      финансовых     механизмов

государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленных

на обеспечение приоритетов Стратегии;

     1.5.2.4.   Создание   условий   для   повышения  инновационной

активности    хозяйствующих    субъектов,   формирование   условий,

способствующих  расширению научно-технического потенциала, развитие

объектов инновационной инфраструктуры;

     1.5.2.5.   Поддержка  продвижения  и  формирование  спроса  на

инновационную продукцию на внутренних и внешних рынках;

     1.5.2.6.   Содействие   формированию  кадрового  потенциала  и

совершенствование  системы подготовки специалистов за счет развития

профессионального   образования,  ориентированного  на  потребности

высокотехнологичных и инновационных производств;

     1.5.2.7.  Улучшение  качества  среды проживания с закреплением

квалифицированных     кадров,     расширение    возможностей    для

самореализации;

     1.5.2.8.  Расширение инфраструктурных возможностей региона для

реализации крупных инвестиционных проектов;

     1.5.2.9.  Повышение уровня конкурентоспособности предприятий -

экспортеров на внешнем рынке;

     1.5.2.10.  Снижение инвестиционных рисков, в том числе за счет

создания   эффективной   системы   взаимодействия   между  органами

исполнительной  власти  области,  органами  местного самоуправления

области и инвесторами;

     1.5.2.11.    Развитие    системы   государственной   поддержки

инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам инвестиционной

политики   региона,   в  том  числе  за  счет  развития  механизмов

государственно-частного партнерства;

     1.5.2.12.    Реализация    мероприятий   по   позиционированию

Новгородской  области на инвестиционной карте России и формированию

положительного инвестиционного имиджа региона.

     1.5.3.   Реализация   мероприятий   Стратегии   направлена  на

формирование Новгородской области как:

     1.5.3.1.  Комфортного  места  для  жизни. Человеческий ресурс,

кадры  -  наиболее  значимый  фактор дальнейшего успешного развития

области.  Для  усиления  этого  фактора,  для  привлечения наиболее

грамотных  специалистов  в  регионе  созданы комфортные условия для

жизни;

     1.5.3.2. Комфортного места для бизнеса. В Новгородской области

имеются   конкурентные   преимущества  -  широкий  рынок,  развитый

промышленный комплекс, достаточная инфраструктура;

     1.5.3.3.    Экономически    и   социально   инновационного   и

высокотехнологичного  региона.  Новгородская  область  - территория

внедрения передовых технологий в экономике и в социальной сфере;

     1.5.3.4.   Территории   эффективного  взаимодействия  бизнеса,

власти   и   общества   на   благо  жителей  Новгородской  области.

Выстроенные и работающие в регионе механизмы коммуникации позволяют

с   высокой  эффективностью  реализовывать  экономические  проекты,

поддерживая  высокий  уровень  благосостояния  жителей и социальную

стабильность в регионе;

     1.5.3.5.  Области,  открытой  для  международного  сообщества.

Новгородская   область   -   территория   успешной  региональной  и

международной  коммуникации. В Новгородской области созданы условия

для  жизни  и  работы  не  только  граждан  России,  но  и  граждан

зарубежных государств.

 

     2. Инвестиционная привлекательность Новгородской области

     2.1. Ключевые факторы конкурентоспособности

     2.1.1.   Новгородская  область  инвестиционно  привлекательный

регион России.

     Основные   инструменты  инвестиционной  политики  Новгородской

области  соответствуют  мировым  стандартам  - это развитая система

государственной  поддержки инвестиционной деятельности, эффективные

институты    развития,    налоговые    льготы    и   сформированные

инвестиционные площадки.

     Рейтинговое  агентство  «РИА Рейтинг» подтвердило Новгородской

области  рейтинг кредитоспособности на уровне «АА-» («Стабильный»),

по      показателю      «Эффективность      экономики»     рейтинга

«Социально-экономическое  положение  субъектов Российской Федерации

по итогам 2013 года» Новгородская область заняла 59 место.

     Рейтинговое  агентство  «Эксперт  РА»  присвоило  Новгородской

области  инвестиционный  рейтинг  3B2  (незначительный  потенциал -

умеренный  риск),  по  интегральному  показателю  категории  «Риски

инвестирования» Новгородская область занимает 37 место.

     Согласно   методологии  Национального  рейтингового  агентства

Новгородская  область  относится  к  группе  IC5 регионов России со

средней инвестиционной привлекательностью второго уровня.

     Согласно  рэнкингу  «Приток  прямых  иностранных  инвестиций в

расчете  на  душу  населения в регионах Российской Федерации в 2013

году  без  учета  инвестиций  из  офшорных территорий» Новгородская

область занимает 10 место.

     2.1.2. Выгодное географическое расположение.

     Новгородская   область  расположена  в  северо-западной  части

России  в  130  км  к  юго-востоку от Санкт-Петербурга и в 380 км к

северо-западу  от финансового центра страны - Москвы, имеет близкий

доступ к портам, аэропортам, таможенным терминалам.

     2.1.3.   Развитая   сеть   автомобильных   и  железных  дорог,

обеспечивающая   транспортную   доступность   городов,  поселков  и

сельских населенных пунктов.

     По  территории Новгородской области осуществляются транзитные,

межрегиональные   и   внутриобластные   грузовые   и   пассажирские

перевозки. Многочисленные железнодорожные магистрали, проходящие по

территории  Новгородской  области, связывают ее с другими регионами

России,  государствами СНГ, Балтии, Европы и Скандинавии. Важнейшей

из  них  является  скоростная  железная  дорога  Санкт-Петербург  -

Москва, где сегодня развиваются скорости более 200 км/час.

     Общая  протяженность  автомобильных  дорог  в  области  - 16,0

тысм, из них 9,0 тыс.км - региональные дороги. При этом плотность

автомобильных  дорог составляет 160 км на 1,0 тыс.квм территории,

что является одним из самых высоких показателей в России.

     2.1.4. Близость к инфраструктуре воздушного транспорта.

     Расстояние до аэропорта Шереметьево (Москва) - 400 км.

     Расстояние до аэропорта Пулково (Санкт Петербург) - 100 км.

     На  территории  Новгородской области расположен бывший военный

аэродром   «Кречевицы»,   на   базе  которого  планируется  создать

транспортно-логистический центр.

     2.1.5.   Развитая   система   подготовки   кадров   и  наличие

инновационных    подходов    к    профессиональному    обучению   в

образовательных  организациях  высшего  образования  на  территории

Новгородской области.

     Программы  обучения в образовательных организациях формируются

на основе прогнозируемой потребности в трудовых ресурсах.

     В целях снижения дефицита квалифицированных инженерных кадров,

рабочих   требуемых   профессий   и  квалификации  на  рынке  труда

Новгородской   области   в   образовательных  организациях  высшего

образования   открываются   новые   перспективные  специальности  и

профессии. При этом одновременно прекращается или сокращается прием

студентов на подготовку по профессиям, не востребованным сегодня на

рынке труда.

     В  целях  подготовки  квалифицированных специалистов заключены

свыше    300    договоров    о    сотрудничестве   профессиональных

образовательных   организаций  с  работодателями,  в  том  числе  с

работодателями-инвесторами,     в     рамках    которых    уточнены

профессиональные компетенции выпускников, введены новые дисциплины,

согласованы   и   скорректированы   программы   и   учебные  планы,

организована производственная практика, стажировка преподавателей и

мастеров производственного обучения.

     2.1.6. Прозрачная административная среда.

     Субъектам  предпринимательской  и  инвестиционной деятельности

оказывается комплексная системная административная поддержка, в том

числе   по   сокращению   и   упрощению   процедур,   связанных   с

сопровождением  проектов  и  выдачей  разрешительной  документации,

действуют    законодательные    акты,    регламентирующие   порядок

предоставления налоговых льгот инвесторам в части уменьшения ставок

налога  на  прибыль организаций, транспортного налога, освобождения

от  налога  на  имущество  организаций.  Гарантируется  неухудшение

зафиксированных  на  момент  начала  осуществления  инвестиционного

проекта  условий  деятельности организаций, определенных областными

нормативными актами.

     Созданы специализированные институты развития.

     Созданный    комфортный   деловой   климат   и   массированное

привлечение  инвесторов  дали  стимул  к  росту областных доходов и

укреплению   позиций   региона   на   экономической  карте  России.

Новгородская  область по итогам социально-экономического развития в

2013 году заняла:

     первое место в Северо-Западном федеральном округе (далее СЗФО)

и  21  место  в  Российской  Федерации по темпу роста промышленного

произ-водства;

     первое  место  в  СЗФО  и  16  место в Российской Федерации по

темпам роста объема инвестиций в основной капитал;

     22  место  в  Российской  Федерации  по  объему  инвестиций  в

основной капитал в расчете на душу населения;

     3  место  в  СЗФО  и 26 место в Российской Федерации по уровню

регистрируемой безработицы;

     22  место  в Российской Федерации по вводу в действие жилья на

душу населения;

     18  место  в  Российской  Федерации  по объему предоставленных

платных услуг на душу населения;

     2  место в СЗФО по предоставлению земельных участков гражданам

льготных категорий.

 

     2.2. Сдерживающие факторы развития Новгородской области

     2.2.1. Демографическая ситуация, сдерживающая рост численности

населения.

     Преодоление  негативных  явлений  будет  осуществляться  путем

реализации   социальной   политики  в  этой  сфере  (стимулирование

рождаемости  и пропаганда здорового образа жизни, поддержка молодых

и  многодетных  семей),  привлечения  соотечественников,  поддержки

процессов межрегиональной миграции.

     2.2.2. Дефицит кадров по причине их оттока в Санкт-Петербург и

Москву.

     Решение  проблемы  будет  осуществляться  путем создания более

комфортной   среды   для   проживания,   стимулирования   жилищного

строительства,  создания  рабочих мест, востребованных творческой и

инициативной молодежью.

     2.2.3.   Диспропорции   развития   муниципальных   образований

Новгородской  области,  которые  будут  сокращаться  путем создания

более привлекательных условий для частного капитала на территориях,

отстающих в социально-экономическом развитии.

     2.2.4.  Усиление  конкуренции  с другими регионами в отношении

цены  размещения  инвестиционных  проектов. В связи с этим намечены

переход  к  развитию  других  видов  экономической деятельности, не

востребованных  в  настоящее  время  в других регионах, привлечение

средств     федерального     бюджета    и    внедрение    механизма

государственно-частного  партнерства  при  реализации  проектов  по

приоритетным направлениям.

 

     2.3.  Анализ  сильных  и  слабых  сторон Новгородской области,

возможностей и угроз (SWOT-анализ)

 

Сильные стороны:

Слабые стороны:

выгодное географическое положение между двумя крупнейшими рынками сбыта – Санкт-Петербургом, Ленинградской областью и Москвой,
Московской областью;

близость к человеческим, финансовым и транспортным потокам;

близость к международным аэропортам, портам, таможенным терминалам;

высокий научный и инновационный потенциал;

благоприятный инвестиционный климат;

сплоченная команда руководителей региона;

большой выбор инвестиционных площадок;

благоприятная экологическая обстановка;

Великий Новгород – самый древний русский город современной России, высокий историко-культурный
потенциал

отток трудовых ресурсов в  Санкт-Петербург и Москву;

дисбаланс развития территорий;

высокий износ энергопроводящей
сети;

низкая производительность труда;

дефицит инвестиционных площадок, полностью оснащенных инфраструктурой;

изношенность промышленной инфра-структуры;

отсутствие (дефицит) квалифицированных трудовых ресурсов в сельской местности

Возможности:

Угрозы:

общий экономический рост России;

близость к «инвестиционным
центрам» Российской Федерации – Москве и Санкт-Петербургу;

рост товарных потоков и вывод
распределительных центров товаров из Москвы и Санкт-Петербурга;

изменения в системе расселения и миграционные потоки из депрессивных регионов России;

растущая динамика спроса на
«локальные» путешествия в 2-3 часах езды от Санкт-Петербурга и повышающийся интерес к памятникам
истории и культуры;

новые требования к качеству среды проживания

негативные последствия вступления во Всемирную торговую организацию для предприятий, работающих на внутренний рынок;

ухудшение используемого пакета
ресурсов (низкая стоимость рабочей силы, пониженные тарифные ставки);

высокая привлекательность московской и санкт-петербургской агломераций для талантливой молодежи;

старение населения;

мировой финансовый кризис;

кризис в отношениях со странами Евросоюза

 

     3. Стратегические приоритеты

     3.1. Приоритетные направления привлечения инвестиций

     Приоритетными направлениями привлечения инвестиций являются:

     агропромышленный комплекс;

     добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых;

     водопроводно-канализационное            хозяйство            и

топливно-энергетический   комплекс     том  числе  энергетика  на

альтернативных видах топлива);

     жилищное строительство и производство строительных материалов;

     инновации;

     машиностроение (в том числе производство автокомпонентов);

     пищевая промышленность;

     электронная промышленность;

     производство фармацевтических препаратов;

     лесозаготовка и лесопереработка;

     транспорт (в том числе водный);

     туристская индустрия.

     При  анализе  текущей ситуации развития экономики Новгородской

области,  мировых и российских трендов, направлений инвестиционного

развития были выделены 2 группы - главная и поддерживающая.

     В  состав  главной группы включены направления, которые станут

«точками    роста»   развития   экономики   Новгородской   области.

Поддерживающая  группа  сформирована  из  направлений,  без которых

реализация направлений главной группы невозможна.

     Главную группу составляют:

     создание и развитие агропромышленного кластера;

     создание и развитие транспортно-логистического кластера;

     создание  и  развитие  кластера  по производству автомобильных

компонентов;

     создание и развитие туристско-рекреационного кластера;

     создание и развитие кластера информационных технологий.

     Поддерживающую группу составляют:

     создание  качественной  среды проживания с развитой социальной

инфраструктурой;

     развитие энергетики на альтернативных видах топлива;

     модернизируемые на основе инновационных технологий действующие

предприятия;

     профессиональные образовательные организации и образовательные

организации высшего образования.

     Стратегические  приоритеты  развития  муниципальных  районов и

городского  округа  Новгородской  области  с указанием потенциала и

специфики  территории,  перспектив  развития  представлены  разрезе

инвестиционной стратегии Новгородской области до 2020 года согласно

приложению  к Стратегии. (В редакции Указа Губернатора Новгородской

области от 21.06.2017 № 235)

     3.2. Создание и развитие агропромышленного кластера

     Стратегической   целью  агропромышленного  комплекса  является

обеспечение  населения  области  качественной  сельскохозяйственной

продукцией  и  продовольствием собственного производства, повышение

качества жизни населения.

     Достижение  указанной  цели будет основываться на формировании

государственной   политики,  обеспечивающей  приоритетное  развитие

сельского хозяйства области.

     В области действуют:

     государственная   программа   Новгородской  области  «Развитие

агропромышленного  комплекса  в  Новгородской  области на 2014-2020

годы»,   утвержденная   постановлением  Правительства  Новгородской

области от 17.10.2013 № 271;

     государственная  программа  Новгородской  области  «Устойчивое

развитие  сельских  территорий  в Новгородской области на 2014-2020

годы»,   утвержденная   постановлением  Правительства  Новгородской

области от 17.10.2013 № 272;

     ведомственные  целевые программы развития различных отраслей и

направлений   агропромышленного   комплекса  области  (овощеводство

закрытого грунта, картофелеводство, создание логистических (оптовых

распределительных) центров для хранения, предпродажной подготовки и

реализации  продукции  растениеводства,  льняной комплекс, молочное

скотоводство,  семеноводство  зерновых  культур, создание мощностей

для   подработки  и  хранения  зерна,  переработки  мяса  свиней  и

инфраструктуры   для   его   хранения   и   сбыта,  потребительская

кооперация,    мясное    скотоводство),    утвержденные   приказами

департамента  сельского  хозяйства  и  продовольствия  Новгородской

области.

     Производство  и  переработка сельскохозяйственной продукции по

своему  значению  в  формировании  агропродовольственного  рынка  и

обеспечении  занятости сельского населения в области является одной

из ключевых составляющих в экономике.

     В  области  функционируют 117 сельскохозяйственных организаций

различных    организационно-правовых    форм,    726   крестьянских

(фермерских)  хозяйств и индивидуальных предпринимателей, более 180

тысяч личных подсобных хозяйств.

     Благоприятное     географическое     местоположение    области

относительно  самых крупных в России рынков сбыта продовольственной

продукции  -  Москвы  и Санкт-Петербурга, а также наличие свободных

(неиспользуемых)  земель  сельскохозяйственного  назначения  делают

область привлекательной для инвестирования в сельское хозяйство.

     За   период   2008-2014   годов   достигнут   устойчивый  рост

производства   во   всех   базовых   подотраслях  агропромышленного

комплекса.  Доля сельского хозяйства в региональном продукте в 2014

году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 0,7 процентных пункта

и  составила  6,0  %.  Производство продукции сельского хозяйства в

2014  году  составило  20,9 млрдублей, что в 2,0 раза выше уровня

2007   года.  Рост  сельскохозяйственного  производства  обусловлен

увеличением производства скота и птицы на убой в 5,4 раза, яйца - в

1,4  раза,  зерна  - в 3,1 раза, картофеля - в 1,7 раза, овощей - в

1,3 раза.

     Социальную  значимость имеет реализуемая в области с 2009 года

программа  по  откорму  молодняка  сельскохозяйственных  животных и

птицы  в  личных  подсобных  хозяйствах.  С 2009 года ее показатели

выросли  в 16 раз. В 2015 году планируется поставить на откорм 30,0

тысолов молодняка сельскохозяйственных животных и птицы.

     Область  полностью обеспечивает себя картофелем, овощами, а по

мясу и мясопродуктам уровень обеспечения превышен в 2 раза.


Информация по документу
Читайте также