"постатейный комментарий к федеральному закону "о судебных приставах" (под ред. е.н. сидоренко) ("статут", 1999)

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 октября 1999 года
Под редакцией
заместителя Министра юстиции Российской Федерации,
Государственного советника юстиции 1-го класса,
Заслуженного юриста Российской Федерации
Е.Н. СИДОРЕНКО
Авторы
Белоусов Лев Вячеславович - Государственный советник юстиции 2 класса, Заслуженный юрист РСФСР - ст. 1 - 12;
Мартынова Валентина Владимировна - Государственный советник юстиции 2 класса - ст. 13 - 25.
Эффективность правоприменительной деятельности судов (общей юрисдикции и арбитражных) по защите и восстановлению нарушенных прав граждан и организаций в стране в настоящее время значительно снижает не только недостаточное финансирование судов, их чрезмерная загруженность, смена законодательства, но и плохая исполняемость судебных актов (принимаемых судами решений).
В свою очередь одной из причин (в сфере права, а не экономики) неисполнения судебных актов была устарелость нормативной базы принудительного исполнения, созданной в иную эпоху экономического и политического развития нашего государства, и отсутствие до последнего времени централизованной специальной службы по принудительному их исполнению.
В целях ликвидации названных проблем были разработаны и приняты в установленном порядке Федеральные законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" (от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ и N 119-ФЗ), вступившие в действие через три месяца после их официального опубликования, т.е. с 6 ноября 1997 г.
Это два взаимосвязанных закона, один из которых обеспечивает создание службы судебных приставов и организационные начала их деятельности, а второй определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, которые согласно федеральным законам подлежат принудительному исполнению.
Впервые со времени крушения царской империи законодатель посчитал возможным выделить нормы, касающиеся принудительного исполнения судебных актов и обеспечения установленного порядка деятельности судов, в два специальных самостоятельных закона (как известно, до настоящего времени нормы об исполнительном производстве и о судебных исполнителях содержались в V разделе Гражданского процессуального кодекса РСФСР, в Законе "О судоустройстве РСФСР", в Инструкции об исполнительном производстве Министерства юстиции СССР и некоторых других нормативных актах).
Новым законодательством решены следующие задачи, ставшие его основными принципами:
1) создана самостоятельная служба принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и обеспечения установленного порядка деятельности судов - служба судебных приставов;
2) принудительное исполнение упомянутых актов отделено от самих судов и судопроизводства и передано исполнительной власти;
3) обеспечена охрана и защита судей, участников процесса, свидетелей и граждан, находящихся в здании суда, от преступных посягательств;
4) установлено равенство защиты всех форм собственности в исполнительном производстве;
5) созданы предпосылки улучшения кадрового состава службы судебных приставов и подъема их профессионального уровня;
6) усилена ответственность за невыполнение судебных актов и актов других органов путем предоставления судебным приставами - исполнителями большего объема прав, позволяющего в принудительном порядке реально исполнять требования этих актов;
7) обеспечен надлежащий контроль за соблюдением закона при осуществлении судебными приставами своих должностных обязанностей.
Поскольку принятые законы не исчерпывают всю нормативную базу регулирования правоотношений в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и обеспечения установленного порядка деятельности судов, с большой степенью уверенности можно высказать предположение о том, что и при создании последующих нормативных правовых актов законодатель будет руководствоваться перечисленными положениями.
В соответствии с Законом "О судебных приставах" (в дальнейшем - Закон), который является предметом настоящего Комментария, федеральный орган исполнительной власти - Министерство юстиции Российской Федерации должно создать службу судебных приставов и к 1 января 2000 г. завершить эту работу (ст. 25 Закона).
Закон состоит из 25 статей, объединенных в шесть глав.
21 июля 1997 года N 118-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи судебных приставов
Комментарий к статье 1
1. В соответствии с этой статьей на судебных приставов (службу судебных приставов - ст. 5) возлагается выполнение двух важных и различающихся по объектам регулирования правоотношений функций: обеспечения установленного порядка деятельности названных в статье судов (подробнее об этом см. комментарий к ст. 11) и принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (подробнее об этом см. комментарий к ст. 12 и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Статья 7 этого Закона содержит перечисление актов судебных и других органов, которые подлежат принудительному исполнению службой судебных приставов).
Каждую из названных функций призваны исполнять соответственно судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы - исполнители, объединенные в единую службу судебных приставов.
2. В комментируемой статье не названы конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.
Очевидно, что деятельность судебных приставов должна распространяться на систему мировых судей, поскольку они являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (см. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. и Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г).
Кроме того, исполнительные листы, выданные на основании решений мировых судей в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве", будут принудительно исполняться судебными приставами - исполнителями.
Обеспечение деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации службой судебных приставов Минюста России не вытекает из содержания комментируемой статьи.
Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов
Комментарий к статье 2
1. Как указано в статье судебные приставы при выполнении своих обязанностей руководствуются только нормативными правовыми актами федерального уровня: Конституцией Российской Федерации, комментируемым Законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", иными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.
2. К иным федеральным законам и нормативным правовым актам, которыми должны руководствоваться судебные приставы, следует отнести, в частности, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон РСФСР "О милиции", Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об оружии", Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые будут приняты во исполнение ст. 25 Закона. В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона Правительство Российской Федерации своим нормативным актом установит порядок обеспечения судебных приставов огнестрельным оружием и уже разработало перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на их вооружении <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации" от 30 декабря 1998 г. N 1584.
3. Комментируемая статья обязывает всех судебных приставов, т.е. судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей, в своей деятельности руководствоваться названными в ней нормативными правовыми актами.
В то же время ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не предоставляет Министерству юстиции Российской Федерации возможность принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства.
Однако сопоставление этой статьи с комментируемой, а также со ст. 5 и 7 Закона в части образования и структуры службы судебных приставов, организационного и методического руководства ее деятельностью Министерством юстиции Российской Федерации, приводит к выводу о том, что организационные и методические вопросы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов входят в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации и оно вправе по этим вопросам, а также по всем вопросам организации деятельности службы судебных приставов в целом и по всем вопросам обеспечения этой службой установленного порядка деятельности судов принимать свои нормативные правовые акты в форме приказов, указаний, положений, инструкций и тому подобное.
4. О федеральных законах и иных нормативных правовых актах, которыми руководствуются судебные приставы - исполнители при выполнении своих обязанностей, см. ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава
Комментарий к статье 3
1. В комментируемой статье разъяснением, что судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, подчеркнута его значимость и значимость выполняемых им функций.
В соответствии с перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1998 г. N 462, должность старшего судебного пристава отнесена к ведущей должности, а должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава - исполнителя - к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти (приложение N 9).
Таким образом, к кандидатам на должность судебного пристава как государственного служащего федерального органа государственной власти, наряду со специальными требованиями, указанными в пп. 1 и 3 этой статьи, предъявляются и общие требования, установленные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ.
Эти требования сводятся к следующему:
Кандидат должен быть гражданином Российской Федерации, владеющий государственным (т.е. русским) языком.
Он не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (т.е. судебный пристав - старший судебный пристав в одном подразделении судебных приставов; старший судебный пристав - главный судебный пристав одного и того же субъекта Российской Федерации; главный судебный пристав субъекта Российской Федерации - главный судебный пристав России);
наличия гражданства иностранного государства за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
отказа от представления в органы налоговой службы сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющемся объектом налогообложения (ст. 12, 21 названного выше Закона).
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30 января 1996 г. N 123 установлено, что для занятия ведущей государственной должности (старший судебный пристав) требуется стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет, а для занятия старшей государственной должности (судебный пристав) - стаж работы по специальности не менее трех лет.
Представляется, что в отношении старших судебных приставов и судебных приставов в стаж работы по специальности может входить служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, работа в правоохранительных и правоприменительных органах, а также в юрисконсультских службах учреждений и организаций.
2. Учитывая специфичность должностных обязанностей судебного пристава (ст. 15 - 18 Закона) законодатель ввел специальные условия для занятия этой должности.
Как явствует из пп. 1 и 3 статьи судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации не моложе 20 лет, не имеющий судимости, со средним (общим или специальным) образованием, а старший судебный пристав - с высшим юридическим образованием, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. (В части образования судебных приставов следует подчеркнуть желательность замещения их должностей лицами, имеющими высшее юридическое образование. Такая мера диктуется сложностью выполняемых ими задач, необходимостью знания и умения применять законодательство по многим отраслям права. Именно в расчете на такое положение должность судебного пристава отнесена к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", требующей наличия высшего образования.)
Названные критерии должны быть подтверждены:
возраст - паспортными данными,
образование - соответствующим документом (аттестатом, дипломом и т.п.),
состояние здоровья - медицинским заключением об отсутствии противопоказаний к владению
Читайте также