"законодательство российской федерации в области психиатрии. комментарий к закону рф "о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", гк рф и ук рф (в части, касающейся лиц с психическими расстройствами)" (постатейный) (2-е издание, исправленное и дополненное) (под ред. т.б. дмитриевой) ("спарк", 2002)

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ
И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ ИМ. В.П. СЕРБСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ПСИХИАТРИИ
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ", ГК РФ И УК РФ
(В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 19 февраля 2002 года
Издание второе, исправленное и дополненное
Под общей редакцией академика РАМН,
доктора медицинских наук,
профессора Т.Б. ДМИТРИЕВОЙ
Научные редакторы:
заслуженный юрист Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор С.В. БОРОДИН
заслуженный врач Российской Федерации,
доктор медицинских наук, профессор В.П. КОТОВ
АВТОРЫ КОММЕНТАРИЯ
К Закону РФ "О психиатрической помощи
и гарантиях прав граждан при ее оказании":
Бородин С.В., засл. юрист РФ, главный научный сотрудник ИГП РАН, докт. юр. наук, проф. - предисловие, алфавитно-предметный указатель (совместно с Котовым В.П.), статьи 1, 3, 13, 50;
Гурович И.Я., зам. директора Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, докт. мед. наук, проф. - статьи 10, 15, 28 - 32, 36, 38, 40;
Егорова О.А., председатель Московского городского суда - статьи 33 - 35 (совместно с Салищевой Н.Г.);
Коган Л.И. - статьи 41 - 44 (совместно с Полубинской С.В.);
Котов В.П., засл. врач РФ, руководитель отдела ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, докт. мед. наук, проф. - предисловие, Постановление ВС РФ о порядке введения в действие Закона, алфавитно-предметный указатель (совместно с Бородиным С.В.), статьи 6, 16, 23 - 25;
Полубинская С.В., старший научный сотрудник ИГП РАН, канд. юр. наук - преамбула, статьи 2, 5, 18 - 20 (ч. 1), статьи 41 - 44
(совместно с Коганом Л.И.);
Салищева Н.Г., старший научный сотрудник ИГП РАН, канд. юр. наук, доцент - статьи 33 - 35 (совместно с Егоровой О.А.), 47, 48 (совместно с Шишковым С.Н.), 49;
Себенцов А.Е. - статьи 4, 8, 45, 46;
Тихоненко В.А., засл. врач РФ, руководитель отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, докт. мед. наук, проф. - статьи 11, 12, 20 (ч. ч. 2, 3), 21, 26, 27;
Шишков С.Н., ведущий научный сотрудник ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, канд. юр. наук, доцент - статьи 7, 9, 14, 48 (совместно с Салищевой Н.Г.);
Ястребов В.С., засл. врач РФ, руководитель Центра по изучению систем поддержки психического здоровья НЦПЗ РАМН, докт. мед. наук, проф. - статьи 17, 22, 37, 39.
К статьям ГК и УК РФ, связанным с применением
Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании":
Левшина Т.Л. - старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ - статьи 29 и 30 ГК РФ.
Бородин С.В., Котов В.П., Полубинская С.В. - статья 81;
Бородин С.В., Котов В.П. - статьи 21 - 23, 97, 98, 99, 102 - 104;
Котов В.П., Полубинская С.В. - статьи 100, 101;
Полубинская С.В. - статья 128 УК РФ.
Руководитель авторского коллектива - засл. юрист РФ, докт. юр. наук, проф. С.В. Бородин.
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
БНА - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
в ред. - в редакции
Ведомости ВС РСФСР - Ведомости Верховного Совета РСФСР
Ведомости ВС СССР - Ведомости Верховного Совета СССР
Ведомости РСФСР - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР
Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации
Вопросы расследования преступлений - Вопросы расследования преступлений: Справочное пособие / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова; Науч. ред. А.Я. Качанов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Спарк, 2000.
ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
РГ - Российская газета
с изм. и доп. - с изменениями и дополнениями
САПП - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам - Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: Спарк, 2001.
Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам - Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 2000.
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
СК - Семейный кодекс Российской Федерации
СП РФ (РСФСР) - Собрание постановлений Правительства Российской Федерации (РСФСР)
УК - Уголовный кодекс Российской Федерации
УПК - Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР
ПРЕДИСЛОВИЕ
В процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают правовые отношения, нуждающиеся в законодательном регулировании. Определяющим в этих отношениях является то обстоятельство, что психические расстройства нарушают социальное функционирование личности, а нередко полностью лишают ее способности к принятию осознанных решений и целенаправленному поведению, в результате чего оно может стать даже опасным. В силу этого психиатрическая помощь в ее разных видах издавна связана с возможным ограничением личной свободы пациента и применением различных недобровольных мер. Вместе с тем психическая болезнь, ограничивающая полноценное функционирование личности в обществе, требует определенной социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, предоставления им привилегий и льгот (некоторыми из них пациенты традиционно пользуются в нашей стране). Сотрудники психиатрических учреждений, принимающие участие в оказании психиатрической помощи, тоже нуждаются в предоставлении им определенных прав по применению специфических видов психиатрической помощи, а также в мерах защиты, связанных с особо трудными и опасными условиями деятельности, в некоторых привилегиях по сравнению с другими медицинскими работниками.
В нашей стране ранее не было закона, регулирующего деятельность психиатрической службы и правовое положение лиц, страдающих психическими расстройствами. Известно, что попытки разработки такого закона предпринимались в дореволюционной России, но в связи с начавшейся Первой мировой войной закон не был принят.
В советское время деятельность психиатрических учреждений регулировалась в основном ведомственными инструкциями Минздрава СССР, которые в печати не публиковались и общественности не были известны. Отсутствие законодательного регулирования и закрытость психиатрических учреждений создавали условия для правового произвола при оказании психиатрической помощи, для использования психиатрии в немедицинских целях. С этим были связаны и обвинения, на наш взгляд, не всегда обоснованные, отечественных психиатров в злоупотреблениях <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее по данному вопросу см.: Право и психиатрия. Проблемы, мнения, перспективы / Сост. С.В. Полубинская; Науч. ред. С.В. Бородин. М., 1991.
В 1987 г. была создана межведомственная комиссия для разработки проекта законодательного акта об оказании психиатрической помощи населению. В нее входили представители Минздрава, правоохранительных ведомств, Института государства и права РАН, Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Комиссией было подготовлено Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 г. и введенное в действие 1 марта 1988 г. Хотя указанный документ охватывал недостаточно широкий круг вопросов, связанных с деятельностью психиатрической службы, он все же позволил проверить на практике ряд нововведений, направленных на расширение и защиту прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, получить данные о необходимости пересмотра некоторых заложенных в него положений и процедур. Опыт работы показал обоснованность и выполнимость основных требований Положения, а также достаточную подготовленность сотрудников психиатрических и психоневрологических учреждений к их адекватному применению на практике. Вместе с тем, отмечалось в критических выступлениях в печати, в нем были недостаточно защищены права лиц, страдающих психическими расстройствами, допущены некоторые противоречия, общие места; отдельные принципиально правильные положения, например о помощи адвоката, о судебном обжаловании, носили декларативный характер, поскольку не имели соответствующего материального и процедурного подкрепления.
Для устранения отмеченных недостатков было принято решение о подготовке нового нормативного акта - закона, регулирующего правовые проблемы психиатрии. В его основу лег проект, который был разработан в Институте государства и права РАН и опубликован <*>. Особое внимание авторы уделили дальнейшему усилению правовых гарантий лиц, получающих психиатрическую помощь, уточнению критериев применения недобровольных видов такой помощи. Вначале работа над проектом велась на базе Института им. В.П. Сербского коллективом специалистов, созданным Минздравом СССР. Затем проект был передан в рабочую группу Верховного Совета СССР, которой руководил депутат А.Е. Себенцов. Подготовка законопроекта была завершена после распада СССР рабочей группой Верховного Совета РСФСР во главе с депутатом Л.И. Коганом. В состав группы входили специалисты (юристы и психиатры), включая и представителей Независимой психиатрической ассоциации, принимавшие активное участие в работе на всех этапах подготовки законопроекта. Участники этой группы в основном и являются авторами предлагаемого Комментария. Необходимо добавить, что на разных этапах готовности законопроект обсуждался на форумах общественности, преимущественно психиатрической (совещании главных психиатров, пленуме Правления Всесоюзного общества психиатров, пленуме Правления Российского общества психиатров), публиковался в "Медицинской газете" (дважды), "Журнале невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова". Результаты этих обсуждений и отклики на публикации были учтены и использованы при подготовке проекта Закона.
--------------------------------
<*> См.: Право и психиатрия: Сборник. М., 1991. С. 369 - 382.
2 июля 1992 г. Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <*> был принят Верховным Советом, а затем подписан Президентом РФ.
--------------------------------
<*> Далее, где это возможно по тексту, - Закон.
Основной смысл Закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь гуманной и демократичной, по возможности сблизить и даже уравнять ее в правовом отношении с другими видами медицинской помощи. Вместе с тем Закон исходит из того, что специфический характер психических расстройств делает необходимым и оправданным в некоторых случаях применение мер психиатрической помощи независимо и даже вопреки выраженному в данный момент желанию пациента. Показания к применению таких мер должны быть четко очерчены, круг пациентов максимально сужен, а сами меры строго регламентированы.
Закон направлен на решение четырех основных задач: 1) защиту прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи от необоснованного вмешательства в их жизнь; 2) защиту лиц, страдающих психическими расстройствами, от необоснованной дискриминации в обществе на основе психиатрического диагноза, а также фактов обращения за психиатрической помощью; 3) защиту общества от возможных опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами; 4) защиту врачей, медицинского персонала и иных специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, предоставление им льгот как работникам, действующим в особо опасных, тяжелых условиях, а также обеспечение независимости врача-психиатра при принятии решений, связанных с оказанием психиатрической помощи, от возможного влияния третьих лиц, включая представителей администрации и органов управления.
Для решения этих задач Законом устанавливается ряд специальных норм и процедур. Среди них особо следует выделить: судебный порядок решения вопросов о психиатрическом освидетельствовании (в определенной части случаев) и госпитализации в психиатрическую больницу без согласия лица или его законного представителя; создание специальной независимой службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах; гарантии права на социальное страхование и социальное обеспечение лицам с психическими расстройствами, совершившим общественно опасные действия и находящимся на принудительном лечении по решению суда; введение обязательного государственного страхования специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, на случай причинения вреда их здоровью и др.
В силу недостаточной определенности понятия "психическое заболевание", "душевнобольной" и производные от них не употребляются в Законе. В качестве родового собирательного понятия, охватывающего всех людей, нуждающихся в психиатрической компетенции, в Законе применена формула "лица, страдающие психическими расстройствами", поскольку она включает в себя и собственно психически больных, и лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами, и пациентов с так называемыми психосоматическими заболеваниями или симптоматическими нарушениями психики при общесоматических <*> заболеваниях. Дифференциация этого обширного контингента с целью определения показаний к тем или иным видам психиатрической помощи, в том числе осуществляемой в недобровольном порядке, проводится с помощью дополнительных критериев, учитывающих степень и глубину расстройств, уровень социальной адаптации и т.п., что обеспечивает возможность принятия индивидуальных решений.
--------------------------------
<*> Соматический - термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме человека, связанных с телом, в отличие от психических.
Как общую норму Закон устанавливает принцип добровольности оказания различных видов психиатрической помощи, уравниваемой в большинстве случаев с общемедицинской. В Законе определяются и специфические для лиц, страдающих психическими расстройствами, показания к применению некоторых видов помощи в недобровольном порядке (психиатрическое освидетельствование, госпитализация в психиатрический стационар, медикаментозное лечение, установление диспансерного наблюдения и др.). В различных разделах и статьях устанавливаются клинические и социальные критерии для применения недобровольных мер психиатрической помощи. Эти критерии отличаются от ранее применявшихся как по своему содержанию, так и по точности формулировок. Несмотря на различия в деталях, они имеют ряд общих черт, которые сводятся к следующему.
Непременным требованием для применения каких-либо
'комментарий к земельному кодексу российской федерации' (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. с.а. боголюбова, е.л. мининой) ('юстицинформ', 2002)  »
Читайте также