Расширенный поиск

Постановление Правительства Вологодской области от 30.08.2005 № 960

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

От 30.08.2005 N 960

г. Вологда

 

Об Основных направлениях по развитию

агропромышленного комплекса Вологодской

области на период 2006 - 2010 годов

 

В редакции Постановления Правительства Вологодской области

от 30.08.2010 № 993)

 

Во исполнение пункта 2 распоряжения Губернатора области от 31 января 2005 года № 149-р «О создании рабочей группы»

 

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить Основные направления  по развитию агропромышленного комплекса Вологодской области на период 2006 – 2010 годов (прилагаются).

2. Департаменту  финансов    области  (С.С.  Тугарин),  Департаменту
сельского  хозяйства,     продовольственных   ресурсов и торговли  области
(Н.И. Анищенко)   ежегодно     при  формировании  проекта  закона  области
об областном бюджете на   очередной   финансовый   год   уточнять   размер
выделяемых     на    реализацию     Основных    направлений       развития
агропромышленного   комплекса Вологодской области  на  период  2006 – 2010

годов ассигнований    с   учетом   возможностей    областного бюджета. 

редакции       Постановления        Правительства    Вологодской   области

от 30.08.2010 № 993)

3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области С.М. Громова.

Справку   о  ходе  выполнения  постановления  представлять  ежегодно к 1 апреля.

 

 

Губернатор области          В.Е. Позгалёв

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением

Правительства области

от 30.08.2005 № 960

 

Основные направления по развитию

агропромышленного комплекса Вологодской области

на период 2006 - 2010 годов  

 

Введение

 

Основные направления по развитию агропромышленного комплекса области на период 2006 - 2010 годов  разработаны  в соответствии с  постановлением Правительства области от 16 апреля 2003 года № 380 «Об Основных положениях Стратегии социально-экономического развития  Вологодской области  на период до 2010 года»  и предусматривают устойчивое развитие агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность региона и повышение качества жизни сельского  населения.

Проводимая в последние годы в АПК Вологодской области экономическая политика позволила стабилизировать работу в сельском хозяйстве.

Сохранилась динамика роста валовой продукции, наметилось сокращение удельного веса неплатежеспособных хозяйств, сформировалось многоукладная структура производства. На новой основе создаются агрофирмы, холдинги и другие агропромышленные формирования. Осуществляется финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий.

Однако темпы роста производства продукции остаются низкими, сокращается поголовье коров, особенно в частном секторе, снижается плодородие почв  земель сельскохозяйственного назначения. Снижается уровень квалификации сельских кадров, ухудшается демографическая ситуация на селе, идет процесс старения всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.

Агропромышленный комплекс продолжает функционировать в сложных экономических условиях, которые определяются дефицитом финансовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей, слабой материально-технической базой сельского хозяйства, неблагоприятными ценовыми соотношениями на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, невысоким платежеспособным спросом населения, а также отсутствием законодательной базы, определяющей развитие сельского хозяйства на долгосрочный период.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация в агропромышленном комплексе области требует реализации стратегических задач, направленных на формирование высокоэффективных и конкурентоспособных отраслей, а также совершенствования законодательной базы.

      В целях решения обозначенных выше проблем и разработаны Основные направления по развитию  агропромышленного комплекса Вологодской области на период 2006 - 2010 годов (далее – Основные направления).

Основные направления по развитию АПК области на предстоящую перспективу   предполагают:

приостановление дальнейшего снижение плодородия почв и последующего его повышения;

развитие  отрасли льноводства на новой технической, технологической и организационно-экономической основе, ее интеграция с льноперерабатывающей промышленностью;

обеспечение животноводства области в полном объеме собственными  высококачественными кормами;   

закрепление имиджа области как одного из ведущих регионов Российской Федерации с наиболее развитым молочным скотоводством;

максимальное насыщение регионального потребительского рынка качественными мясными и молочными продуктами в ассортименте, удовлетворяющем различные социальные группы населения;

создание благоприятных условий для развития сельскохозяйственных предприятий с различным финансово-экономическим состоянием, предотвращение негативных последствий их банкротства;

оптимизация  числа крестьянских (фермерских) хозяйств, создание благоприятных условий (в том числе снижение рисков) функционирования хозяйств, ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции;

приостановление в личных подсобных хозяйствах (далее – ЛПХ)  населения сокращения  объемов производства сельскохозяйственной продукции  и создание условий для их последующего устойчивого развития;

расширение доступа к кредитным ресурсам;

обеспечение систематического повышения квалификации руководителей, специалистов, кадров рабочих специальностей;

улучшение условий, повышение уровня и качества жизни сельского населения, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

Реализация мероприятий, предусмотренных в Основных направлениях, позволит увеличить объемы производства по основным видам сельскохозяйственной продукции  в 1,3 - 1,7 раза. Рост объемов производства предполагается обеспечить при росте качественных показателей (урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных), стабилизации посевных площадей и  увеличении поголовья  скота и птицы. В результате  повысится уровень конкурентоспособности, качества и безопасности основных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, снизятся издержки производства.

 

1.    Современное состояние агропромышленного комплекса

 

               Состав и уровень развития АПК

              

 

Область, являясь одним из индустриальных регионов России, имеет достаточно развитый АПК.

Сельское хозяйство – один из важнейших секторов экономики области. В агропромышленном  комплексе производится 7,7 процента валового регионального продукта, занято 9 процентов общей численности работающих, на сельской территории проживает более 30 процентов общей численности населения. Аграрная сфера, ее состояние и уровень развития во многом предопределяют социально-экономическую ситуацию в области, поэтому считаем поставленные в данном документе проблемы актуальными и требующими соответствующего решения.

Располагая 0,6% сельскохозяйственных угодий Российской Федерации,  область производит 1,13% валовой продукции сельского хозяйства страны. По итогам деятельности в 2001 году сельское хозяйство области находилось на 6-ом, а в 2004 году – на 3-ем месте среди субъектов Российской Федерации. Позитивные успехи обеспечены за счет интенсивных факторов производства: по продуктивности дойного стада область в 2003 году занимала 4-е место, среднесуточным привесам крупного рогатого скота 7-е, среднесуточным привесам свиней – 8-е, яйценоскости кур – 10-е место в Российской Федерации. В число клуба «Агро-300» входят тринадцать сельскохозяйственных предприятий области.   По рейтинговой оценке эффективности ведения сельскохозяйственного производства Вологодская  область  занимает третье место среди регионов России. 

Агропромышленный комплекс позволил достичь в соответствии с потребительским спросом населения полной самообеспеченности области картофелем, овощами, молочными продуктами и яйцами, которые также вывозятся в другие регионы страны в объемах (2003 г.), соответственно, 23, 25, 164 тыс. тонн и 165 млн. шт. По объемам вывоза молокопродуктов в расчете на единицу сельскохозяйственных угодий область в рейтинге регионов России занимает второе место.

Вместе с тем, агроресурсный потенциал области используется не в полной мере. Агроклиматические ресурсы области позволяют получать при стандартных технологиях урожайность зерновых 30 - 35 ц/га, картофеля 233 ц/га, капусты – 323 ц/га, сена многолетних трав – 60 ц/га, при интенсивных технологиях, соответственно – 40 - 47, 312, 433 и 80 ц/га. В области, из сохранившихся за годы реформ 765,2 тыс. га пашни, лишь 78,6% ее площади используется под посевами сельскохозяйственных культур (табл. 1).

В хозяйственный оборот могут быть включены до 130 тыс. га неиспользуемых пахотных угодий, а также пустующие животноводческие и иные производственные помещения и не занятые в производстве трудовые ресурсы села.

Предприятия перерабатывающей промышленности имеют резервные производственные мощности, которые дают возможность увеличить объемы производства сельскохозяйственного сырья в аграрном секторе области.

 

Таблица 1

 

Динамика площадей сельскохозяйственных угодий в хозяйствах

всех категорий, тыс. га


Показатели

Годы

 

2004 г. в % к 1990 г.

1990

2000

2001

2002

2003

2004

Сельхозугодья, всего

1369,6

1182,2

1184,9

1173,8

1163,4

1150,2

84,0

Из них: пашня

851,2

786,8

788,3

777,9

775,6

765,2

89,9

В т.ч. занято под посевами

815,0

702,2

685,6

662,7

628,9

601,4

73,8

Доля пашни под посевами, %

95,7

89,2

87,0

85,2

81,1

78,6

Х

Кормовые угодья

468,5

357,2

356,2

350,7

342,7

334,0

71,3

Прочие

49,9

38,2

40,4

45,2

45,1

51,0

102,2


1.2. Результативность мер по стабилизации и

развитию АПК области в 1997 - 2004 годах

 

Проводимые в России с 1992 года аграрная и земельная реформы (паевой раздел земли и имущества, реорганизация предприятий АПК, формирование многоукладности на селе и т.п.), а также либерализация экономики страны (цен, внешней торговли, других экономических отношений) дали не только некоторые позитивные результаты, но и негативно отразились на развитии сельского хозяйства в субъектах Российской Федерации. 

В Вологодской области, как и других регионах страны, произошел резкий спад поголовья скота, посевных площадей сельскохозяйственных культур, объемов и эффективности производства продукции агропромышленного комплекса, доходов сельского населения. К 1995 - 1997 годам  негативные явления достигли своего пика: уровень  объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции снизился почти в два раза.

Для вывода АПК области из кризиса департаментом сельского хозяйства Правительства области с 1997 года были разработаны программы и иные программные документы по следующим основным направлениям:

- стабилизация и развитие АПК области;

- оздоровление экономики неплатежеспособных предприятий АПК;

- развитие мясной и молочной промышленности области;

- сохранение и воспроизводство плодородия почв;

- поддержка семеноводства и племенного дела;

- развитие личных подсобных хозяйств населения;

- возрождение и развитие сельской кредитной кооперации;

- кадровое обеспечение АПК области;

- социальное развитие села и др.

Только в 2001 - 2004 годах на реализацию различных мероприятий из областного бюджета было выделено 1896,01 млн. руб., в т.ч. на животноводство – 800 млн. руб., повышение плодородия почв и растениеводство – 425 млн. руб., прямую поддержку товаропроизводителей – 376 млн. руб.  

Структура финансирования сельского хозяйства из областного бюджета имеет стойкую тенденцию к изменению. В 2001 - 2004 годах  устойчиво рос уровень прямой поддержки сельских товаропроизводителей (с 4,8% до 31,7%), поддержки в приобретении техники (с 3% до 6%) и снижалась доля средств, выделяемых на повышение плодородия почв, развитие отраслей растениеводства и животноводства (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Структура поддержки сельского хозяйства из областного бюджета по основным ее направлениям, %


Направления поддержки

Годы

2001 -2004 годы

2001

2002

2003

2004

Прямая поддержка товаропроизводителей

4,8

9,9

22,9

31,7

19,8

Расширение доступа

товаропроизводителей к кредитам

-

2,9

2,6

2,8

2,2

Повышение плодородия почв

и поддержка растениеводства

12,9

28,4

26,3

21,3

22,4

Поддержка животноводства

76,3

52,3

30,8

26,2

42,2

Поддержка в приобретении техники

3,0

4,1

3,7

6,0

4,5

Работа с кадрами

1,0

0,9

0,8

1,7

1,2

Поддержка инфраструктуры АПК

0,9

0,2

0,6

9,6

3,6

Итого по выделенным направлениям

98,9

98,9

87,9

99,3

95,9

Прочие направления

1,1

1,1

12,1

0,7

4,1

Всего поддержка сельского хозяйства

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


Реализация совокупности обозначенных мероприятий позволила стабилизировать ситуацию в АПК области и создать предпосылки для его дальнейшего развития. Реальная отдача от реализации первых программ начала проявляться с 1999 - 2000 годов, что, прежде всего, выразилось в динамике производства основных видов продукции в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях АПК (таблица 3).

Позитивное влияние на результаты производства оказали меры государственной бюджетной поддержки элитного семеноводства, племенного животноводства, крупных животноводческих комплексов и птицефабрик, неплатежеспособных хозяйств, системы кредитования предприятий АПК (в части субсидирования процентной ставки), областной лизинговой системы, системы подготовки кадров и др. 

С 1996 года по 2004 год средний удой молока от одной коровы повысился с 2125 до 4176 кг, яйценоскость кур-несушек – с 273 до 294 шт., среднесуточный прирост КРС – с 298 до 498 гр, среднесуточный прирост свиней – со 180 до 313 гр.); произошел рост урожайности сельскохозяйственных культур.

 

Таблица 3

 

Динамика производства продукции в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях АПК области в 1999 - 2004 годах, тыс. т


Виды продукции

Годы

2004 г.   к 1999 г.

%

1999

2000

2001

2002

2003

2004

1

2

3

4

5

6

7

8

Продукция сельскохозяйственных предприятий

Зерно

103,7

212,5

268,1

199,9

196,1

173,7

167,5

Картофель

30,3

40,4

41,2

32,5

32,0

29,3

96,7

Овощи

12,2

16,0

17,1

13,9

14,6

14,3

117,2

Льноволокно

1,4

3,6

3,1

0,9

2,3

2,4

171,4

Молоко

301,4

338,8

381,7

410,7

412,3

390,7

129,6

Мясо, всего

48,3

55,3

58,7

58,5

63,6

65,2

135,0

В т.ч. мясо КРС

20,0

23,6

22,9

23,4

24,4

22,9

114,5

мясо свиней

12,1

14,7

18,8

19,0

18,9

18,4

152,1

мясо птицы

16,1

16,9

16,9

16,0

20,2

23,9

148,4

Яйца, млн. шт.

462,0

480,2

458,1

494,3

524,2

546,5

118,3

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Продукция предприятий мясной и молочной продукции

Мясо и субпродукты

1-ой категории

24,4

27,1

25,8

27,0

30,9

31,7

129,9

Колбасные изделия

10,4

12,0

13,2

16,2

18,5

20,7

199,0

Масло животное

3,9

3,9

4,6

3,6

4,5

4,5

115,4

Цельномолочная продукция

119,7

131,1

144,3

161,2

174,4

180,6

150,9

Сыр жирный

1,1

1,4

1,2

1,2

1,5

1,4

127,3


Одним из важнейших результатов реализации программных мероприятий явился более чем двукратный рост числа финансово-благополучных хозяйств (I группа) и стабилизация численности предприятий, относящихся к V-ой группе платежеспособности (предприятия банкроты, не ведущие товарного производства) (таблица  4).

Реализация программы позволила сохранить имущественный комплекс большинства несостоятельных сельскохозяйственных предприятий, способность их к дальнейшему ведению товарного производства.

 

Таблица 4

 

Изменение распределения и структуры сельскохозяйственных

предприятий Вологодской области по уровню их платежеспособности


Группы

Хозяйств

2000 г.

2004 г.

2004 г. к 2000 г.

кол-во

доля, %

кол-во

доля, %

прирост кол-ва

хозяйств, %

структурный сдвиг, %

I

65

12,5

131

28,3

201,5

+15,8

II

82

15,7

57

12,3

69,5

-3,4

III

100

19,2

63

13,6

63,0

-5,6

IV

122

23,4

55

11,9

45,1

-11,5

V

152

29,2

157

33,9

103,3

+4,7

Всего

521

100,0

463

100,0

88,9

0,0


Информация по документу
Читайте также