Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 11.03.2014 № 175
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратило силу с 1 января 2017 года - Постановление Правительства
Вологодской области от 19.12.2016 № 1149
От 11.03.2014 N 175
г. Вологда
О внесении изменений в постановление
Правительства области от 11 августа 2008 года
N 1547
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 11 августа 2008 года N 1547 «О Стратегии развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года» следующие изменения: 1.1. В пункте 2 слова «Департаменту международных, межрегиональных связей и туризма области (Д.Е. Зайцев)» заменить словами «Департаменту культуры, туризма и охраны объектов культурного
наследия области (В.А. Осиповский)». 1.2. Абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:
«3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева.». 1.3. Стратегию развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года, одобренную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области О.А. Кувшинников Приложение к постановлению Правительства области от 11.03.2014 N 175 «Одобрена постановлением Правительства области от 11.08.2008 N 1547 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (далее - Стратегия) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Стратегия объединяет традиционные и новые взгляды на оценку и перспективы развития туризма и основана на понимании места и
роли сферы туризма в экономике области. В процессе разработки Стратегии в области пройдены следующие содержательные этапы: - анализ состояния сферы туризма в области (общая характеристика туристско-рекреационного потенциала области, SWOT-анализ); - целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных
стратегических направлений и задач); - планирование (формирование стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер); - определение целевых показателей развития сферы туризма в области. Необходимые корректировки стратегии предполагается проводить ежегодно. В настоящей Стратегии используются понятия, применяемые в значениях, определяемых Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Кроме того, в целях настоящей Стратегии используются следующие понятия: туристско-рекреационный комплекс – это совокупность объектов туристского интереса, предприятий индустрии туризма и соответствующей
инфраструктуры, объединенных единым замыслом и реализуемыми комплексными и специальными туристскими продуктами; рекреация – восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности; туристский потенциал области – это совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих потенциалов, которые используются в туристской деятельности, а также новых, сформированных в процессе этой деятельности и использующих факторы производства территории; туристская дестинация – территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов и местного населения; средства размещения - помещения, используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов. Средства размещения подразделяются на коллективные и индивидуальные; культурно-познавательный туризм области – туризм, основной целью которого является посещение туристами исторических и социально-культурных объектов, изучение культурного наследия; экологический туризм области - туризм, ориентированный на углубленное ознакомление с природными объектами области с целью изучения, сохранения и восстановления природной среды; водный туризм области – туризм с использованием транспортных средств, предназначенных для передвижения по водоемам; деловой туризм области – путешествия граждан с целью посещения конгрессов, выставок, съездов, семинаров и иных деловых массовых мероприятий; деревенский туризм – сектор туристской индустрии, ориентированный
на использование природных, культурно-исторических и других туристских ресурсов сельской местности и ее особенностей для создания
комплексного туристского продукта; активный туризм области – туризм, основанный на использовании активных способов передвижения с элементами спорта, в том числе с использованием механических и немеханических средств передвижения по маршруту, совершаемому туристом в оздоровительных и спортивных целях; усадебный туризм области – туризм, ориентированный на ознакомление с дворянскими усадьбами как объектами исторической, художественной ценности и культурного наследия. 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ОБЛАСТИ
2.1. Общая характеристика туристско-рекреационного комплекса области 2.1.1. Туристские ресурсы и рекреационный потенциал области
Наличие туристских ресурсов определяет привлекательность региона для посещения его туристами. В этом отношении Вологодская область имеет широкие возможности как для внутреннего, так и для въездного туризма (таблица 1). Согласно проведенным рейтинговым исследованиям (по данным «Эксперт-РА») по туристскому потенциалу Вологодская область занимала в 2005 году 11 место в Российской Федерации, по итогам 2007 года – 9. Таблица 1 Туристские ресурсы области |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Туристские ресурсы |1997 г. |2006 г. |2006 г. | | | | |в % | | | | |к |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Государственные природные заповедники, | | | | |единиц, площадь, |1 |1 |100 | |тыс. га |45,1 |45,1 |100 | |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Национальные парки, единиц, |1 |1 |100 | |площадь, тыс. га |166,4 |166,4 |100 | |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Парки, единиц |0 |1 |- | |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Государственные природные заказники, единиц, |66 |77 |116,7 | |в том числе муниципальные |0 |1 |- | |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Памятники природы, единиц |80 |82 |102,5 | |в том числе муниципальные |0 |1 |- | |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Природные резерваты (особо охраняемые |7 |4 |57,1 | |территории с заповедным режимом), единиц | | | | |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Всего особо охраняемых природных территорий, |155 |166 |107,1 | |единиц | | | | |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Недвижимые памятники истории и культуры, | | | | |единиц, |669 |757 |113 | |в том числе федерального значения |237 |218 |92 | |—————————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————| |Музеи (включая филиалы), единиц, |15 |28 |187 | |в том числе музеи-заповедники |3 |3 |100 | |музеи-усадьбы |3 |3 |100 | |—————————————————————————————————————————————|———————-|———————-|——————----| |Число предметов основного фонда, единиц |724896 |853432 |118 | |—————————————————————————————————————————————|———————-|———————-|——————----| |Число посещений, тыс. чел. |756,9 |1062,3 |140 | |—————————————————————————————————————————————|———————-|———————-|——————----| |Профессиональные театры, единиц |5 |6 |120 | |—————————————————————————————————————————————|———————-|———————-|——————----| |Число мест в зрительных залах, тысяч |1556 |2156 |139 | |—————————————————————————————————————————————|———————-|———————-|——————----| |Численность зрителей, тыс. чел. |101,3 |157,4 |155 | |—————————————————————————————————————————————|———————-|———————-|—————----—| |Концертные организации, единиц |3 |8 |267 | |—————————————————————————————————————————————|———————-|———————-|——————----| |Учреждения культурно-досугового типа, единиц |900 |756 |84,0 | |—————————————————————————————————————————————|———————-|———————-|——————----| |Спортивные сооружения, единиц, из них: |1670 |1510 |90,4 | |стадионы |17 |16 |94,1 | |плавательные бассейны |10 |6 |60 | |спортивные залы |508 |542 |106,7 | |другие сооружения |1135 |946 |83,3 | |—————————————————————————————————————————————|———————-|———————-|——————----| В Вологодской области туризм является одним из стратегических направлений развития региона. Практически каждый район области обладает теми или иными туристскими ресурсами. В целом область обладает следующими конкурентными преимуществами в развитии туризма: 1. Природно-географический потенциал.
Богатства области с ее уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами и реками имеют огромное значение для лечебно-оздоровительного, активного и экологического туризма. Так, 70% территории области составляют леса, ландшафты, пригодные
для отдыха, охоты, фотосъемок. Взято под охрану 8% территории области, это особо охраняемые природные территории, лесопарковые части зеленых зон, зоологические (охотничьи) заказники и болота. Единая сеть особо охраняемых природных территорий области включает 166 объектов, среди них Дарвинский государственный природный биосферный заповедник (Череповецкий район) и национальный парк «Русский Север» (Кирилловский район), 77 природных заказников (ландшафтных, зоологических, ботанических, геологических и гидрологических), 82 памятника природы, 4 природных резервата. В области насчитывается 20 тысяч рек и ручьев, 5,3 тысячи озер общей площадью 3023 кв. км. В географии водных путешествий области ведущую роль играют Волго-Балтийская и Северо-Двинская водные системы, реки Вологда, Сухона, Юг, Шексна, озера Кубенское, Белое, Ладожское и
Рыбинское водохранилище. Наличие крупных водных артерий создает благоприятные условия для развития круизного туризма. 2. Культурно-исторический потенциал области составляют 761 недвижимый памятник истории и культуры, в том числе федерального значения – 218 объектов, Музей фресок Дионисия, который занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 11 населенных пунктов Вологодской области, внесеных в Список исторических городов и населенных мест России. Каждый район области представлен музеями федерального, областного
или муниципального значения. 3. Традиции и умения, устное творчество, ярмарки, ремесла, включая исконно вологодские народно художественные промыслы: чернение
по серебру, «Шемогодская резьба по бересте», «Мороз по жести», «Вологодское кружево», «Великоустюгская финифть». 4. Экологически чистые природные зоны (экологический потенциал), включая Дарвинский государственный природный заповедник (Череповецкий
район) и национальный парк «Русский Север» (Кирилловский район), что создает возможность для развития экологического туризма. 5. Известные люди.
Область известна замечательными людьми прошлого и героями наших дней. Среди них землепроходцы С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров, В.В. Атласов, И.А. Кусков, В.И. Шилов, поэты К.Н. Батюшков, Н.М. Рубцов, писатели В.И.Белов, В.Т. Шаламов, П.В. Засодимский, В.А. Гиляровский, художник-баталист В.В. Верещагин, наши современники, дважды Герои Советского Союза А.Ф. Клубов и Маршал Советского Союза И.С. Конев, летчик-космонавт П.И. Беляев, дважды Герой Социалистического Труда авиаконструктор С.В. Ильюшин и другие. 2.1.2. Коллективные средства размещения области
Определяя место сферы туризма и отдыха в области, необходимо проанализировать состояние коллективных средств размещения, которые имеют важное значение в туристской индустрии (таблица 2). Таблица 2 Коллективные средства размещения области |————————————————————————————————————————————-|————————|————————|————————|———————————---| |Основные показатели |1997 г. |2005 г. |2006 г. |2006 г. | | | | | |в % к |————————————————————————————————————————————-|————————|————————|————————|———————————---| |Число коллективных средств размещения, всего |71 |95 |104 |124 | |в том числе: | | | | | |- гостиничного типа |46 |60 |64 |120 | |- специализированные |25 |35 |40 |132 | |————————————————————————————————————————————-|————————|————————|————————|———————————---| |Число номеров, единиц |2538 |3918 |4229 |167 | |————————————————————————————————————————————-|————————|————————|————————|———————————---| |Вместимость средств размещения, мест, |6628 |9786 |11512 |174 | |в том числе: | | | | | |- гостиничного типа, |3108 |2826 |3246 |104 | |- специализированные |3528 |6960 |8266 |в 2,3 раза | |————————————————————————————————————————————-|————————|————————|————————|———————————---| |Количество туристов, останавливающихся |174286 |316240 |313832 |180 | |в коллективных средствах размещения, всего | | | | | |человек | | | | | |————————————————————————————————————————————-|————————|————————|————————|———————————---| |Доля туристов, проживающих в коллективных |70 |30 |29 |- | |средствах размещения, от общего числа | | | | | |туристского потока, % | | | | | |————————————————————————————————————————————-|————————|————————|————————|———————————---| |Количество человеко-дней |348572 |948720 |1120000 |321 | |————————————————————————————————————————————-|————————|————————|————————|———————————---| Развитие гостиничных объектов в области направлено на строительство и модернизацию гостиниц туристского класса, малых мотелей в исторических местах через механизм государственно-частного партнерства и реализацию комплекса инвестиционных проектов и предложений. 2.1.3. Организации общественного питания области
Деятельность гостиничной индустрии неразрывно связана с организациями питания. В систему общественного питания области входят
рестораны различной классности, бары, кафе и столовые, пункты быстрого питания и самообслуживания, удовлетворяющие потребности туристов. В 2006 году доля в обороте общественного питания от обслуживания туристов в области составляла от 5 до 15% (таблица 3). Таблица 3 Организации общественного питания в области |—————————————————————————————————————-|————————|———————————|—————————————| |Основные показатели |1997 г. |2006 г.* |2006 г. | | | | |в % (разы) | | | | |к |—————————————————————————————————————-|————————|———————————|—————————————| |Число организаций общественного |620 |1143 |184 | |питания, в том числе: | | | | |- рестораны |36 |69 |192 | |- кафе, |250 |377 |151 | |из них придорожного сервиса |5 |57 |в 11 раз | |- столовые |329 |697 |212 | |—————————————————————————————————————-|————————|———————————|—————————————| |Количество посадочных мест, единиц, |34392 |46080 |135 | |из них | | | | |придорожный сервис |130 |1280 |в 10 раз | |—————————————————————————————————————-|————————|———————————|—————————————| |Оборот общественного питания, |1709 |2113,3 |124 | |млн. рублей (в ценах |из них доля в обороте от обслуживания |171 |211 |124 | |туристов (10%) | | | | |—————————————————————————————————————-|————————|———————————|—————————————| -----------------------------------------------------------------
* - на 1 января 2006 года.
В настоящее время система общественного питания в области продолжает развиваться. Строятся новые рестораны и кафе, осуществляется реконструкция объектов питания, совершенствуется придорожный сервис. 2.1.4. Транспортная инфраструктура области
Транспортная инфраструктура имеет ключевое значение для развития туризма. В Вологодской области имеется сложившаяся транспортная система:
- железнодорожная (Северная железная дорога);
- автомобильная (Вологда – Новая Ладога, Москва – Архангельск, Чекшино – Тотьма – Никольск, Тотьма – Нюксеница – Великий Устюг («Сухонский тракт»), Урень – Шарья – Никольск – Котлас, Вологда – Медвежьегорск); - водная (Рыбинское водохранилище, Шекснинское водохранилище, река Шексна, озера Белое, Онежское, Кубенское); - воздушная (3 аэропортов в городах Череповце, Вологде, Великом Устюге). Первое место по значимости занимает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали соединяют районы области с Москвой и Санкт-Петербургом, Архангельской и Мурманской областями, республикой Коми, Уралом. Хорошие предпосылки для развития имеет автомобильный транспорт, обладающий определенными преимуществами (скорость, маневренность, высокая проходимость, доставка туристов непосредственно в пункт назначения, возможность остановки в любом месте). По территории области проходят автомагистрали федерального значения М-8 - Москва - Архангельск и А-114 – Вологда – Новая Ладога. Кроме того, из областного центра – Вологды осуществляются пассажирские перевозки в населенные пункты всех районов области, что благотворно влияет на развитие внутреннего туризма. В современном мире существенно возросла роль воздушного транспорта как наиболее быстрого средства перемещения на большие расстояния с высоким уровнем комфорта. Актуальными проблемами для Вологодской области, имеющей большую площадь, являются возможность путешествовать на значительные расстояния в наиболее короткий промежуток времени и авиадоступность ее отдаленных районов, в частности г. Великого Устюга. Водный транспорт имеет огромное значение для развития туризма. По
территории области пролегает почти 500-километровая трасса Волго-Балтийского водного пути, тысячи километров судоходных рек и озер, которые являются основными точками приема большинства потоков транзитных зарубежных и многих отечественных туристов. Стоянки для приема туристских теплоходов находятся в г. Вытегре и
г. Череповце, д. Ирме Шекснинского района, с. Горицы Кирилловского района, последняя является одной из крупнейших стоянок в системе круизных туристских маршрутов России и относится к организованному круизному маршруту по Волго-Балтийскому водному пути. 2.1.5. Трудовые ресурсы в сфере туризма области
Количество имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих вклад туризма в экономику области. Среднесписочная численность работников организаций, участвующих в
обслуживании туристов, в 2006 году составила 25508 человек, из них: - гостиничное хозяйство и рестораны - 11 708 человек;
- туристские организации – 600 человек;
- оздоровительные комплексы и учреждения отдыха – 1 200 человек;
- учреждения культуры и искусства – 12 000 человек.
В 2006 году в сфере услуг туризма, гостеприимства и рекреации было занято 13,5 тыс. человек (примерно 2% от общей численности занятого населения в области), в районном разрезе численность занятого населения в сфере туризма и сопутствующих отраслях отражена в таблице 4. Таблица 4 Численность занятых в туризме и сопутствующих отраслях в районах области в 2006 году |———|—————————————————————-|——————————————————————————————————|—————————————|————————————————| |N |Районы |Численность занятых, чел. |Общая |Численность | | | | |численность |занятых в сфере | | | | |занятого |туризма | | | | |населения |в общей | | | | |района, чел. |численности | | | | | |занятого | | | | | |населения, в % | | | |——————————————————————————————————| | | | | |всего |в туризме |в сопутствующих | | | | | | | |отраслях | | | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |1. |Кирилловский район |1880 |1200 |680 |6300 |30,0 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |2. |г. Вологда |20060 |60 |20000 |114000 |17,6 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |3. |Великоустюгский район |3050 |1050 |2000 |31400 |9,7 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |4. |Тотемский район |1240 |40 |1200 |8600 |14,4 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |5. |Шекснинский район |540 |20 |520 |11107 |4,9 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |6. |Кадуйский район |120 |10 |110 |6100 |2,0 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |7. |Нюксенский район |70 |10 |60 |5296 |1,3 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |8. |Устюженский район |80 |10 |70 |11900 |0,7 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| |9. |Грязовецкий район |70 |5 |65 |15917 |0,4 | |———|—————————————————————-|——————|——————————|————————————————|—————————————|————————————————| С развитием туризма в области появилась потребность в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в туристской индустрии. Так, в 2002 году на базе ГОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет» открыта специальность «Социокультурный сервис и туризм», в ГОУ СПО «Великоустюгский педагогический колледж» учащиеся проходят 2-годичный курс обучения по специальности «Туризм»,
получая квалификацию «Организатор туризма». В 2006 году в ГОУ СПО «Вологодское областное училище культуры» открыта специальность «Организация туристской деятельности» со сроком обучения 2 года. С 1998 года функционирует экскурсионно-методическая комиссия, осуществляющая систематизацию деятельности экскурсоводов. 2.2. Туристский поток и туристские организации в области
Для определения туристского потока используется основная единица учета – посетитель, под которым в рамках настоящей Стратегии понимается путешествующее лицо, выезжающее за пределы своей обычной среды на срок менее года с любой целью, кроме занятия профессиональной деятельностью, оплачиваемой в посещаемом месте. Различают две категории посетителей: туристы и однодневные посетители (экскурсанты). В настоящее время туризм на территории области развивается достаточно динамично, что подтверждается данными таблицы 5. Таблица 5 Динамика въездного туристского потока в области |——————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————————| |Показатели |1997 г. |2005 г. |2006 г. |2007 г. |2007 г. | | | | | | |в % к |——————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————————| |Количество посетителей, тысяч |310 |1045 |1100 |1164 |106 | |всего | | | | | | |——————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————————| |из них | | | | | | |туристов |180 |316 |320 |340 |106 | |экскурсантов |130 |729 |780 |824 |108 | |——————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|——————————————| Основную часть туристского потока области составляют экскурсанты (71% от общего числа посетителей в 2006 году), которые приезжают организованно на срок, не превышающий 24 часов. Остальные 29% приезжающих пребывают в области несколько дней (средний период пребывания – 3,5 дня). Таблица 6 Распределение туристского потока по районам и городам области* |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Районы и города |2006 г. |2007 г. |2007 г. | | | | |по сравнению | | | | |с |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |г. Вологда |214,9 |218,0 |102 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |г. Череповец |189,5 |192,0 |101 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Бабушкинский район |4,5 |5,1 |113 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Белозерский район |30,3 |38,4 |127 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Вашкинский район |0,3 |5,1 |в 17 раз | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Великоустюгский район |132,0 |165,0 |125 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Вытегорский район |23,1 |27,3 |118 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Вологодский район |19,1 |20,1 |105 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Грязовецкий район |6,3 |8,9 |141 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Кирилловский район |264,0 |266,0 |101 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Никольский район |4,0 |4,9 |123 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Нюксенский район |16,8 |18,5 |110 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Сокольский район |10,4 |12,0 |115 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Тарногский район |4,7 |5,2 |111 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Тотемский район |31,2 |33,2 |106 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Усть-Кубинский район |20,9 |21,9 |105 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Устюженский район |16,7 |18,0 |108 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Харовский район |6,0 |5,0 |83 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Череповецкий район |37,7 |38,8 |129 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Шекснинский район |45,0 |49,9 |111 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Другие районы |27,8 |12,1 |43 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| |Итого: |1104,0 |1164,0 |105 | |——————————————————————|————————|————————|—————————————| -----------------------------------------------------------------
* - данные муниципальных районов области.
Наиболее посещаемыми территориями области являются Кирилловский и
Великоустюгский районы, на которые приходится более 30% путешественников. По предварительной оценке научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО», Санкт-Петербург, потенциальная
туристская емкость территории Вологодской области составляет более 3,5 млн. посетителей в год, то есть современный уровень ее использования составляет 30% от возможного. По состоянию на 1 января 2008 года в области действует 120 туристских организаций (2006 год – 86). По данным Единого Федерального реестра туроператоров, 41 организация является туроператором (30% от общего количества турфирм области), то есть формирует самостоятельный туристский продукт. Такое число туроператоров является среднестатистическим на уровне Российской Федерации. Таблица 7 Количество туристских организаций в области |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Города области |1997 г. |2006 г. |2007 г. |2007 г. |
| | | | |к |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Вологда |16 |37 |42 |2,6 раза | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Череповец |12 |28 |54 |4,6 раза | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Великий Устюг |1 |9 |9 |в 9 раз | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Кириллов |3 |7 |7 |2,3 раза | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Белозерск |- |1 |2 |- | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Тотьма |- |1 |1 |- | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Вытегра |- |- |1 |- | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Кадуй |- |- |1 |- | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Устюжна |- |- |1 |- | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Грязовец |- |- |1 |- | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Липин Бор |- |- |1 |- | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| |Итого |32 |82 |120 |3,75 | |———————————————|————————|————————|————————|——————————| Таблица 8 Основные показатели деятельности туристских организаций области
|—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |Наименование показателя |1997 г. |2006 г. |2006 г. | | | | |в % к |—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |Число туристских организаций, ед. |32 |82 |256 | |—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |Средняя численность работников, человек |175 |595 |340 | |—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |Выручка от оказания туристских услуг, |172 |1096 |637 | |тыс. рублей (в ценах 2006 года) | | | | |—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |Численность обслуженных туристов, всего, |14581 |94526 |648 | |человек | | | | |—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |из них | | | | |—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |направлено по России (выезд) |5574 |28620 |513 | |—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |направлено за границу (выезд) |4303 |20431 |475 | |—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |принято в области (въезд) |4704 |45475 |967 | |—————————————————————————————————————————|————————|————————|——————————————| |Численность обслуженных экскурсантов, |84915 |210315 |248 | |всего, человек | | | | |—————————————————————————————————————————|——————--|———————-|————----------| |Количество посетителей, всего (туристов |89619 |255790 |285 | |и экскурсантов) | | | | |—————————————————————————————————————————|——————--|———————-|————----------| |Доля туристов и экскурсантов, |37 |23 |60 | |обслуженных турфирмами, от общего числа | | | | |туристского потока, % | | | | |—————————————————————————————————————————|——————--|———————-|————----------| |Средняя продолжительность пребывания, |2,0 |3,5 |175 | |дней | | | | |—————————————————————————————————————————|——————--|———————-|————----------| 2.3. Совокупный валовой доход от туризма в области, туристский мультипликатор Общий совокупный доход от въездного туризма в 2006 году составил 5,96 млрд. рублей, или 2,9 % валового регионального продукта. Таблица 9 Показатели влияния туризма на экономику области |———|——————————————————————————————————————————————————|————————| |N |Показатели |2006 г. | | | | | |———|——————————————————————————————————————————————————|————————| |1. |Прямой совокупный доход, млрд. рублей |3,055 | |———|——————————————————————————————————————————————————|————————| |2. |Косвенный совокупный доход, млрд. рублей |2,905 | |———|——————————————————————————————————————————————————|————————| | |ИТОГО, млрд. рублей |5,96 | |———|——————————————————————————————————————————————————|————————| |3. |Валовой региональный продукт, млрд. рублей |207,86 | | |(прогноз на 2006 год) | | |———|——————————————————————————————————————————————————|————————| |4. |Доля туризма в валовом региональном продукте, в % |2,9 |
|———|——————————————————————————————————————————————————|————————| |5. |Региональный туристский мультипликатор |2,0 | |———|——————————————————————————————————————————————————|————————| Вклад туристской отрасли в валовой региональный продукт является существенным, что определяет необходимость дальнейшего развития туризма на уровне региона. Региональный туристский мультипликатор для области составляет 2,0, то есть один рубль, потраченный туристами, дает 2 рубля суммарного дохода в других отраслях и показывает, что область располагает значительными возможностями создавать товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов. Положение сферы туризма Вологодской области в Российской Федерации и Северо-Западном Федеральном округе отражены в приложении 1 к Стратегии. 2.4. Определение устойчивости развития в области
Стратегия устойчивого развития туризма в области основывается на том, что организация экономически выгодной туристской деятельности в долгосрочной перспективе возможна только при сохранении благоприятной
экологической и социальной обстановки в регионе и удовлетворении принципов устойчивого развития. Уровень развития сферы туризма в достаточной степени характеризует показатель туристской устойчивости. Устойчивость подразумевает не только бережное отношение к окружающей среде, охрану
памятников архитектуры и искусства, учет национальных особенностей и заботу о населении, но и оценку туризма как отрасли экономики, способной положить начало устойчивому развитию всей территории. Таблица 10 Показатели относительной туристской устойчивости* |————————————————————|——————————————————————————————————————————————|————————————————————| |Показатель |Состояние |Значение показателя | | | |для области | | |——————————————————————————————————————————————| | | |критическое |нестабильное |устойчивое | | |————————————————————|————————————|—————————————————|———————————————|————————————————————| |Прибытия |П > 1000 |100 < П < 1000 |10 < П < 100 |7,5 |нестабильное | |на кв. километр. |П < 1 |1 < П < 10 | | | | |————————————————————|————————————|—————————————————|———————————————|——————|—————————————| |Прибытия |П > 10 |1 < П > 10 |0,1 < П < 1 |0,9 |устойчивое | |на 1 жителя |П < 0,01 |0,01 < П < 0,1 | | | | |————————————————————|————————————|—————————————————|———————————————|——————|—————————————| |Доходы от туризма |П > 10000 |1000 < П < 10000 |100 < П < 1000 |4826 |нестабильное | |на 1 жителя, руб. |П < 1 |1 < П < 100 | | | | |————————————————————|————————————|—————————————————|———————————————|——————|—————————————| |Доля поступлений |П > 40 |10 < П < 40 |2 < П < 10 |3,3 |устойчивое | |в ВРП |П < 1 |1 < П < 2 | | | | |————————————————————|————————————|—————————————————|———————————————|——————|—————————————| |Мест в гостинице |П > 100 |25 < П < 100 |5 < П < 25 |8,7 |устойчивое | |на 1000 жителей |П < 1 |1 < П < 5 | | | | |————————————————————|————————————|—————————————————|———————————————|——————|—————————————| |Прибытий на 1 место |П > 100 |50 < П < 100 |25 < П < 50 |101,8 |критическое | |в гостинице |П < 10 |10 < П < 25 | | | | |————————————————————|————————————|—————————————————|———————————————|——————|—————————————| |Мест в гостинице |П > 10 |1 < П < 10 |0,1 < П < 1 |0,07 |нестабильное | |на кв. км |П < 0,01 |0,01 < П < 1 | | | | |————————————————————|————————————|—————————————————|———————————————|——————|—————————————| -----------------------------------------------------------------
* - при расчете показателей относительной туристской устойчивости
использовалась методика И. Петрасова. Острейшей проблемой является недостаток мест в коллективных средствах размещения в области, что приводит к критическому состоянию. Другие показатели характеризуют устойчивое или нестабильное состояние
и требуют организации регулярного мониторинга. Так, показатель прибытий на кв. километр в области нестабильный, тогда как количество прибытий на 1 жителя определяется как устойчивый. Это объясняется тем, что туристский поток ежегодно стабильно растет (без критических снижений), но по районам (на кв. километр) распределяется неравномерно. 2.5. Существующие виды туризма в области
Привлекательными для развития туризма являются практически все районы Вологодской области. Распределение туристской активности по территории области происходит неравномерно, можно выделить несколько основных центров туристской активности, фокусирующих на себе основной
поток туристов и отдыхающих. 1. Вологодский туристско-рекреационный район, центр – Вологда, опорный центр туризма всей области, главные объекты туристского внимания – жемчужина маршрута «Северная Фиваида» - усадьба Брянчаниновых, архитектура, паломнические места, чудодейственные источники, дворянские усадьбы, предместья г. Вологды и особенно Грязовецкий район позиционируются в качестве родины знаменитого на весь мир вологодского масла. Количество посетителей в 2006 году – 221,2 тыс. человек, в 2007 году – 227 тыс. человек. Туристские проекты: «Вологда – кружевная столица России»; «Грязовец – южные ворота Вологодчины». 2. Череповецкий туристско-рекреационный район.
Главные объекты туристского внимания – старинное русское село Сизьма, усадьба Гальских, родина художника В.В. Верещагина, музей-усадьба поэта И. Северянина, спортивно-оздоровительный комплекс
«Ирма», большие возможности в части развития экологического туризма имеет Дарвинский биосферный заповедник. Количество посетителей в 2006 году – 234,5 тыс. человек, в 2007 году – 241 тыс. человек. Туристские проекты: «Сизьма – самобытный уголок Вологодчины»; «Череповец – город лидеров». 3. Кирилло-Белозерский туристско-рекреационный район (Русский Север) – дестинация «Белоозеро». Главные объекты туристского внимания – Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь с всемирно известными фресками Дионисия и Горицкий монастырь, уникальная природа национального парка
«Русский Север», интерактивный музей «Княжеская гридница», развивающийся туристский проект «Царство Золотой Рыбки». Количество посетителей в 2006 году – 294,6 тыс. человек, в 2007 году – 310 тыс. человек. Туристские проекты: «Кириллов – святая земля», «Белозерск – былинный город Руси», «Липин Бор – царство Золотой рыбки». 4. Великоустюгский туристско-рекреационный район (Великий Устюг –
родина Деда Мороза). Главные объекты туристского внимания – историко-культурное наследие 17-19 вв., вотчина Деда Мороза, уникальная природа, оздоровительные учреждения. Количество посетителей в 2006 году – 132 тыс. человек, в 2007 году – 165 тыс. человек. Туристский проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза».
5. Вытегорский туристско-рекреационный район (туристско- рекреационная зона «Онего»). Главные объекты туристского внимания – музейный комплекс «Морская
слава Вологодчины», Онежское озеро, водораздел трех речных систем, история Волго-Балта, места рыбной ловли и охоты. Количество посетителей в 2006 году – 23,1 тыс. человек, в 2007 году – 27,3 тыс. человек. Туристские проекты: развивающаяся зона активного туризма «Онего»,
«Вытегория – обитель батюшки Онего». 6. Тотемский туристско-рекреационный район (Сухонский).
Главные объекты туристского внимания – дом-музей морехода И. Кускова, музей церковной старины, комплекс Спасо-Суморина монастыря, центр солеварения, бальнеотерапевтический курорт «Тотьма»,
места, связанные с именем поэта Н.М. Рубцова, богатейшее археологическое наследие, природа, благоприятная для отдыха, экологического туризма, охоты и рыбной ловли. Количество посетителей в 2006 году – 31,2 тыс. человек, в 2007 году – 33,2 тыс. человек. Туристский проект: «Тотьма – город русских мореходов».
7. Устюженский туристско-рекреационный район.
Главные объекты туристского внимания – архитектурные памятники Устюжны, литературные места, связанные с К.Н. Батюшковым, А.И. Куприным, обширные охотничьи угодья и многочисленные места рыбной ловли, исконное место жительства вепсов. Количество посетителей в 2006 году – 16,7 тыс. человек, в 2007 году – 18 тыс. человек. Туристский проект: «Устюжна – город кузнецов». 8. Усть-Кубинский туристско-рекреационный район.
Главные объекты туристского внимания – усадьба и парк дворян Межаковых, Спасо-Каменный монастырь, традиции лодочного мастерства (праздник лодки), природа, благоприятная для отдыха, экологического туризма, охоты и рыбной ловли. Количество посетителей в 2006 году – 20,9 тыс. человек, в 2007 году – 21,9 тыс. человек. Туристский проект: «Устье-Кубенское – Традиции лодочного мастерства». 9. Нюксенский туристско-рекреационный район.
Главные объекты туристского внимания – традиционная народная культура, обширные охотничьи угодья и многочисленные места рыбной ловли, природа, благоприятная для отдыха и экологического туризма. Количество посетителей в 2006 году – 16,8 тыс. человек, в 2007 году –
18, 5 тыс. человек. Туристский проект: «Нюксенский район – Кладовая народных традиций». 2.6. Оценка развития туризма в области по результатам социологического опроса В июне 2007 года Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН проведен социологический опрос жителей крупных городов области – Вологды и Череповца. Результаты опроса подтвердили привлекательность области с точки зрения развития туризма. Привлекательность области, по мнению 46,7% респондентов, в первую
очередь обусловлена богатым историко-культурным потенциалом, а также наличием живописных природных ландшафтов (30,9%) и традиционных народных промыслов (30,5%). Около 70% населения области, принимавшего участие в опросе, хотя бы раз в год путешествовали по Вологодской области, что является благоприятным фактором для развития внутреннего туризма. Привлекательность региона обусловлена наличием широко известных не только в России, но и за ее пределами туристских проектов: «Великий Устюг – родина Деда Мороза», «Вологда – кружевная столица России». Среди направлений туристских потоков население считает наиболее привлекательными Великоустюгский, Кирилловский, Белозерский и Вологодский районы. Более половины респондентов отмечают недостаток информации о существующих туристских маршрутах по области, туристских организациях, занимающихся организацией туров по области, и местах размещения на территории области. При наличии информации о возможностях путешествия
по области привлекательность региона в сфере туризма будет расти. Результаты опроса «Оценка туристских приоритетов и потребностей населения в туристских услугах» показали следующее: наиболее привлекательными видами туризма являются деревенский (40,4%), культурно-познавательный (38%), приключенческий (36%), лечебно-оздоровительный (34,8%); 76,7% опрошенного населения доступны туристские поездки по области; 53,3% населения готовы пользоваться услугами туристских организаций при организации санаторно-курортного лечения и 43,3% – при организации экскурсий; 47% респондентов считают наиболее удобным для путешествия средством автомобиль, 31,0% – автобус и 27,3% – железнодорожный транспорт. Опрос «Оценка влияния туризма на социально-экономическое развитие
области» показал следующее: в ряде районов области туризм стал неотъемлемой частью жизнедеятельности местного населения, жители области оказываются вовлеченными в сферу туризма путем различных форм участия; более 60% опрошенного населения считают сферу туризма выгодной для вложения собственных средств; более 50% респондентов считают перспективной формой участия в сфере туризма создание туристской организации, 36% – организацию бизнеса в сфере общественного питания и торговли, 32% – сдачу в аренду помещений, 30% – торговлю сувенирами и различной рекламно-информационной продукцией. Развитие туризма и увеличение потока туристов в область приведет к: появлению дополнительных рабочих мест на рынке труда (42,3% респондентов); возрождению и развитию народных художественных промыслов (38,8%);
получению дополнительных доходов (35,3%);
развитию инфраструктуры (29,2%).
Среди основных негативных моментов развития туризма и увеличения потока туристов в области население считает: рост цен в торговле (52,6%);
ухудшение экологической обстановки (42,7%);
рост нарушений правопорядка (24,2%).
2.7. SWOT – анализ туристско-рекреационного комплекса Вологодской
области |———————————————————————————————————————————————-|—————————————————————————————————————————————————-| |Сильные стороны всех видов туризма |Слабые стороны всех видов туризма (недостатки) | |(преимущества) | | |———————————————————————————————————————————————-|—————————————————————————————————————————————————-| |наличие уникальных памятников истории и |умеренно-континентальный климат (короткое лето и | |культуры; |продолжительная зима), высокая сезонность; | |богатый природный потенциал области: |недостаточное развитие транспортной | |желание муниципальных районов области развивать |инфраструктуры и ограниченная транспортная |
|туризм (16 районов из 28 вовлечены в сферу |доступность отдаленных туристских центров и | |туристской деятельности); |дестинаций; | |территориальная близость к Москве и |недостаточный уровень профессиональной подготовки |
|Санкт-Петербургу; |кадров в сфере туризма; | |удобное транспортное сообщение различными |низкое качество сервиса туристской | |видами транспорта; |инфраструктуры; | |сильные культурно-исторические традиции; |недостаточное развитие объектов индустрии | |наличие исконно вологодских народных промыслов |развлечений; | |(вологодское кружево, северная чернь, |несоответствие цены и качества услуг; | |шемогодская резьба по бересте и т.д.); |недостаточное рекламно-информационное обеспечение |
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|