Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 28.10.2013 № 1106
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Утратило силу с 1 января 2015 года -
Постановление Правительства Вологодской
области от 27.10.2014 № 961
От 28.10.2013 N 1106
г. Вологда
Об утверждении государственной программы
Вологодской области "Сохранение и развитие
культурного потенциала Вологодской области"
на 2014–2018 годы
(В редакции Постановления Правительства Вологодской области
от 30.07.2014 № 627)(В редакции Постановления
Правительства Вологодской области
от 15.12.2014 № 1143)(В редакции
Постановления Правительства Вологодской
области от 27.10.2014 № 962)
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Вологодской области "Сохранение и развитие культурного потенциала Вологодской области" на 2014–2018 годы. 2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1139 "О долгосрочной целевой программе "Традиционная народная культуры как
основа сохранения культурной самобытности Вологодской области на 2011-2014 годы"; постановление Правительства области от 11 апреля 2011 года N 352 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1139"; постановление Правительства области от 23 мая 2011 года N 554 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября
2010 года N 1139"; постановление Правительства области от 20 июня 2011 года N 716 "О долгосрочной целевой программе "Пожарная безопасность учреждений культуры" на 2012-2014 годы"; постановление Правительства области от 11 июля 2011 года N 802 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября
2010 года N 1139"; постановление Правительства области от 25 июля 2011 года N 888 "О долгосрочной целевой программе "Развитие библиотечного дела в Вологодской области" на 2012-2016 годы"; постановление Правительства области от 19 сентября 2011 года N 1143 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 25 июля 2011 года N 888"; постановление Правительства области от 19 сентября 2011 года N 1144 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1139"; постановление Правительства области от 29 ноября 2011 года N 1489 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 25 июля 2011 года N 888"; постановление Правительства области от 16 января 2012 года N 12 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1139"; постановление Правительства области от 6 августа 2012 года N 945 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 25 июля 2011 года N 888"; постановление Правительства области от 10 августа 2012 года N 975 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 20 июня 2011 года N 716"; постановление Правительства области от 10 августа 2012 года N 981 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1139"; постановление Правительства области от 29 октября 2012 года N 1258 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1139"; постановление Правительства области от 29 октября 2012 года N 1260 "О внесении изменений в постановления Правительства области от 25 июля 2011 года N 888 и от 6 августа 2012 года N 945"; постановление Правительства области от 31 октября 2012 года N 1300 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 20 июня 2011 года N 716"; постановление Правительства области от 29 апреля 2013 года N 483 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 4 октября 2010 года N 1139"; постановление Правительства области от 9 сентября 2013 года N 894 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 25 июля 2011 года N 888". 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 2, который вступает в силу с 1 января 2014 года. Губернатор области О.А. Кувшинников Утверждена постановлением Правительства области от 28.10.2013 N 1106 Государственная программа Вологодской области «Сохранение и развитие культурного потенциала Вологодской области» на 2014–2018 годы (далее – государственная программа) ПАСПОРТ государственной программы (В редакции Постановления Правительства Вологодской области
от 30.07.2014 № 627)(В редакции Постановления
Правительства Вологодской области
от 15.12.2014 № 1143)
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и перспективы ее развития В российском культурном пространстве Вологодская область, прежде всего, регион с уникальным по богатству и разнообразию историко-культурным наследием, включающим памятники истории и культуры, фонды музеев и библиотек, художественные ремесла и промыслы, творческие форумы. На территории региона расположено более 3,5 тыс. памятников истории и культуры. В Вологодской области реализуются значимые международные проекты, действуют региональные отделения Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)», Всероссийской организации «Союз композиторов России», Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Вологодская область имеет развитую сеть учреждений культуры и искусства. По состоянию на 1 января 2013 года сеть учреждений культуры и искусства Вологодской области составляет 1 450 единиц (статус юридического лица имеет 471 учреждение), в том числе 628 библиотек, 602 учреждения культурно-досугового типа, 86 музеев, 50 образовательных учреждений дополнительного художественного образования, 5 театров, 3 концертные организации, 3 организации киновидеообслуживания, 2 реставрационные организации и др. За последние 10 лет сеть учреждений культуры и искусства сократилась более чем на 500 сетевых единиц, численность работников –
на 1971 человека (25%). В области имеются отдельные поселения, где сегодня нет ни общедоступной библиотеки, ни клуба. Количество специалистов, работающих в отрасли, составляет 7 743 человека, из них треть – специалисты в возрасте старше 50 лет, более 15% составляют работающие пенсионеры. Число специалистов с высшим профессиональным образованием составляет 41% от общего числа
специалистов, в том числе по направлению подготовки «Культура и искусство» - 17%, со средним профессиональным образованием – 45%, в том числе по направлению подготовки «Культура и искусство» - 24% от общего числа специалистов. В последние годы наблюдается отток из отрасли «Культура» специалистов с профильным образованием. Так, в 2011 году доля специалистов с высшим и средним профильным образованием составляла 44% от общего числа специалистов (3 453 человека), в 2012 году данный показатель составил 41% (3 174 человека). Главными проблемами являются низкий уровень заработной платы работников отрасли, а также низкий уровень материально-технической базы учреждений культуры и искусства. По итогам 2012 года размер средней заработной платы работников отрасли «Культура» составил 11 тыс. руб., что лишь на 8% выше уровня 2011 года. По-прежнему сохраняется существенное отставание уровня оплаты труда работников отрасли от средней заработной платы по экономике. Сложившаяся сеть учреждений культуры и искусства области и их материально-техническая база в основном были сформированы много лет назад, и, в результате, в условиях ограниченных финансовых возможностей, особенно на муниципальном уровне, в районах наблюдается
ветшание материально-технической базы учреждений. Большое количество зданий муниципальных учреждений культуры и искусства (19,5%) находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в проведении капитальных ремонтов, реконструкции и в проведении других видов ремонтных работ. Проблемой учреждений области в целом также продолжает оставаться высокая степень изношенности и нехватка специального оборудования и музыкального инструментария. Нерешенность проблем в сфере культуры области, закрытие учреждений отрасли порождают серьезные социально-экономические последствия: усиление социальной напряженности, увеличение в структуре населения доли граждан, находящихся в группе риска; снижение социальной активности граждан, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне населения Вологодской области, уровне и качестве жизни населения; снижение социального статуса жителей села, неуверенность сельского населения в завтрашнем дне, вымирание деревень; снижение уровня физической и психической культуры населения, вызванное алкоголизацией, наркоманией, синдромом хронической усталости и т.п. Перспективы развития отрасли обусловливаются наличием разветвленной сети учреждений культуры и искусства и государственной поддержки творческих инициатив, а также значительным потенциалом региона в сфере культурного наследия, культурно-познавательного и событийного туризма. II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи, сроки реализации государственной программы Приоритеты государственной политики в сфере культуры определены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации: Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ «О библиотечном деле», Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ «О Музейном фонде
Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепцией развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р; Концепцией сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы, утвержденной
приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 года N 267; Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1244-р, Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2567-р. Приоритеты государственной политики в сфере культуры состоят в:
- обеспечении максимальной доступности для граждан культурных благ и образования в сфере культуры и искусства; - создании условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры; - сохранении и популяризации культурного наследия;
- совершенствовании организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры. Данные положения реализованы в Программе социально-экономического
развития Вологодской области на 2011-2013 годы, утвержденной законом области от 8 декабря 2010 года N 2428-ОЗ; Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня
2010 года N 739; Стратегии развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области
от 26 ноября 2010 года N 1362. Настоящая государственная программа разработана исходя из положений вышеуказанных актов. Целью государственной программы является сохранение и развитие культурного потенциала Вологодской области. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих
задач, реализуемых в рамках подпрограмм, включенных в государственную
программу: обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и информации; сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия. Срок реализации государственной программы: 2014-2018 годы.
III. Обоснование выделения и включения в состав государственной программы подпрограмм и их обобщенная характеристика Исходя из поставленных задач, государственная программа включает в себя четыре подпрограммы, сформированные по направлениям деятельности в сфере культуры: «Культурные ценности» (приложение 4 к государственной программе);
«Объекты культурного наследия» (приложение 5 к государственной программе); «Искусство и образование, поддержка творческих инициатив» (приложение 6 к государственной программе); «Обеспечение условий реализации государственной программы» (приложение 7 к государственной программе). Включение перечисленных подпрограмм в государственную программу связано с ключевыми задачами, направленными на обеспечение развития отрасли культуры области: для решения задачи по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации предусматривается реализация подпрограммы «Культурные ценности», включающей в себя следующие основные мероприятия: - организация библиотечно-информационного обслуживания населения государственными учреждениями области; - сохранение, пополнение и популяризация музейных предметов и музейных коллекций; - обеспечение сохранности, развитие и популяризация лучших образцов традиционной народной культуры и народного творчества; для решения задачи по сохранению, популяризации и государственной
охране объектов культурного наследия предусматривается реализация подпрограммы «Объекты культурного наследия», включающей в себя следующие основные мероприятия: - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия; - инвентаризация и обеспечение физического сохранения объектов археологического наследия; для решения задачи по обеспечению прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры предусматривается реализация подпрограммы «Искусство и образование, поддержка творческих инициатив», включающей в себя следующие основные мероприятия: - обеспечение деятельности государственных театров и концертных организаций области; - организация и проведение культурно-массовых (культурно-досуговых, просветительских) и творческих мероприятий; - поддержка творческих инициатив, выдающихся деятелей, организаций в сфере культуры, творческих союзов; - организация предоставления профессионального и дополнительного образования в государственных учреждениях области; подпрограмма «Обеспечение условий реализации государственной программы» направлена на создание необходимых условий для эффективной
реализации государственной программы. Предусмотренные в рамках каждой из подпрограмм системы целей, задач и мероприятий в комплексе наиболее полным образом охватывают весь диапазон приоритетных направлений развития культуры области и в максимальной степени будут способствовать достижению целей и конечных
результатов государственной программы. IV. Ресурсное обеспечение государственной программы, обоснование
объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы Объем ресурсного обеспечения государственной программы базируется
на имеющихся финансовом, организационном и кадровом потенциалах отрасли, а также на действующих нормативных правовых актах области. Государственная программа предполагает финансирование в размере 4 200 507,7 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2014 год – 855 494,1 тыс. руб.; 2015 год – 636 347,4 тыс. руб.; 2016 год – 739 407,2 тыс. руб.; 2017 год – 900 830,9 тыс. руб.; 2018 год – 1 068 428,1 тыс. руб.; из них: за счет средств областного бюджета (собственные доходы) – 4 182 789,6 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2014 год – 845 289,2 тыс. руб.; 2015 год – 632 590,8 тыс. руб.; 2016 год – 735 650,6 тыс. руб.; 2017 год – 900 830,9 тыс. руб.; 2018 год – 1 068 428,1 тыс. руб.; за счет средств федерального бюджета (субвенции, субсидии, иные межбюджетные трансферты) – 17 718,1 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2014 год – 10 204,9 тыс. руб.; 2015 год – 3 756,6 тыс. руб.; 2016 год – 3 756,6 тыс. руб.; 2017 год – 0,0 тыс. руб.; 2018 год – 0,0 тыс. руб. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета приведено в приложении 5 к государственной программе. Расчет финансового обеспечения мероприятий государственной программы осуществлялся с учетом изменений прогнозных объемов оказания государственными учреждениями области государственных услуг (выполнения работ) в результате реализации мероприятий государственной программы, обеспечения повышения оплаты труда отдельных категорий работников, а также индексации иных расходов на культуру в соответствии с прогнозными значениями индекса - дефлятора. (раздел в редакции - постановление Правительства Вологодской области
от 27.10.2014 г. № 962 - см. предыдущую редакцию)
V. Целевые показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач государственной программы, прогноз конечных результатов реализации государственной программы Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы приведены в приложении 2 к государственной программе. Результатом реализации государственной программы станет обеспечение устойчивого развития отрасли, расширение социальных гарантий в сфере культуры для всех категорий населения Вологодской области и, как следствие, увеличение числа посещений учреждений культуры с 7,6 раз в год на 1 жителя в 2012 году до 7,8 раз в 2018 году, то есть на 3%. Ожидаемые конечные результаты государственной программы:
увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей с 8% в 2012 году до 8,2% в 2018 году; увеличение доли библиотечных фондов, занесенных в электронный каталог, с 18,6% в 2012 году до 19,2% в 2018 году; рост посещаемости музейных учреждений с 0,97 в 2012 году до 1,25 посещений на 1 жителя в 2018 году; увеличение доли объектов культурного наследия, расположенных на территории Вологодской области, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с 2% в 2012 году до 52% в 2018 году; увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного
наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения, с 31% в 2012 году до 35,2% в 2018 году. Методика расчета значений целевых индикаторов (показателей) государственной программы приведена в приложении 3 к государственной программе. VI. Прогноз сводных показателей государственных заданий по годам реализации государственной программы В рамках реализации государственной программы запланировано оказание государственными учреждениями сферы культуры области государственных услуг (выполнение работ). Информация об основных показателях государственных заданий по годам реализации государственной программы приведена в подпрограммах «Культурные ценности», «Объекты культурного наследия», «Искусство и образование, поддержка творческих инициатив» государственной программы. Приложение 1 к государственной программе Подпрограмма «Культурные ценности» (далее – подпрограмма 1)
ПАСПОРТ подпрограммы 1 (В редакции Постановления Правительства Вологодской области от 30.07.2014 № 627) (В редакции Постановления Правительства Вологодской области от 27.10.2014 № 962) |--------------------------------|--------------------------------------------------------------------|
|Наименование подпрограммы 1 |«Культурные ценности» | |--------------------------------|--------------------------------------------------------------------|
|Ответственный исполнитель |Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного | |подпрограммы 1 |наследия области (с 1 января 2014 года) | |--------------------------------|--------------------------------------------------------------------|
|Задачи подпрограммы 1 |развитие и модернизация библиотечной системы области в целях | | |создания благоприятных условий для равноценного доступа населения | | |области к информационным ресурсам; | | |развитие музейного дела; | | |сохранение традиционной народной культуры, нематериального | | |культурного наследия региона | |--------------------------------|--------------------------------------------------------------------|
|Целевые индикаторы и показатели |объем библиотечного фонда общедоступных библиотек области; | |подпрограммы 1 |количество созданных экспозиций и выставок; | | |доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов | | |в общем количестве музейных предметов основного фонда; | | |количество виртуальных музеев; | | |охват населения, участвующего в народных праздниках, выставках | | |декоративно-прикладного искусства, ярмарках, фестивалях, концертах, | | |иных мероприятиях в сфере традиционной народной культуры; | | |численность участников культурно-досуговых мероприятий | |--------------------------------|--------------------------------------------------------------------|
|Этапы и сроки реализации |подпрограмма 1 реализуется в 1 этап; | |подпрограммы 1 |сроки реализации подпрограммы 1 - 2014-2018 годы |
|Ожидаемые результаты реализации |за период с 2014 по 2018 год планируется достижение следующих | |подпрограммы 1 |результатов: | | |увеличение объема библиотечного фонда общедоступных библиотек | | |области на 1% к уровню 2012 года; | | |сохранение количества созданных экспозиций и выставок на уровне | | |92 ед. в год; | | |увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных | | |предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда | | |до 8,2% в 2018 году; | | |увеличение количества виртуальных музеев с 2 ед. в 2012 году | | |до 8 ед. в 2018 году; | | |увеличение охвата населения, участвующего в народных праздниках, | | |выставках декоративно-прикладного искусства, ярмарках, фестивалях, | | |концертах, иных мероприятиях в сфере традиционной народной | | |культуры, с 31% в 2012 году до 34% в 2018 году; | | |увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий | | |на 4% к уровню 2012 года | |--------------------------------|--------------------------------------------------------------------|
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, основные проблемы в указанной сфере и перспективы ее развития Население Вологодской области обслуживают 628 общедоступных публичных библиотек, в том числе 4 областные библиотеки. Являясь самыми востребованными учреждениями культуры, общедоступные библиотеки ежегодно обслуживают свыше 600,0 тыс. пользователей, количество посещений государственных и муниципальных общедоступных библиотек превышает 5000,0 тыс. человек в год. Общий фонд общедоступных библиотек области
включает 8 383,2 тыс. экземпляров документов на традиционных и электронных носителях информации. Развитие библиотечной системы области, повышение качества библиотечно-информационного обслуживания населения, модернизация библиотечного дела относятся к приоритетным направлениям деятельности
Правительства области в сфере культуры. В Вологодской области приняты следующие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в библиотечной отрасли: закон области от 5 февраля 2009 года N 1955-ОЗ «О библиотечном обслуживании населения в Вологодской области», закон области от 2 октября 2008 года N 1849-ОЗ «Об обязательном экземпляре документов в Вологодской области». Ежегодно начиная с 1999 года на территории региона реализуются целевые программы в сфере библиотечного дела. Существенную роль в повышении качества библиотечно-информационного обслуживания сыграла долгосрочная целевая программа (далее – ДЦП) «Развитие библиотечного дела в Вологодской области» на 2009-2011 годы. В рамках реализации ДЦП
«Развитие библиотечного дела в Вологодской области» 2012-2016 годы в 2012 году 100% муниципальных публичных библиотек области были оснащены необходимым компьютерным оборудованием и программным обеспечением, широкополосным доступом к сети Интернет (от числа библиотек, имеющих техническую возможность подключения к сети Интернет). Важной задачей культурной политики в библиотечной отрасли в области является сохранение и развитие специализированных детских и юношеских библиотек, а также системы обслуживания лиц имеющих ограничения в жизнедеятельности. В области действуют 26 муниципальных детских библиотек и 13 детских отделов в общедоступных библиотеках. Более 60% читателей областной специальной библиотеки проживает в муниципальных районах области. Вологодская областная специальная библиотека для слепых имеет филиал по обслуживанию читателей в г. Череповце и 21 пункт выдачи по области, реализует проекты, направленные на социокультурную
реабилитацию этой категории пользователей. К приоритетным направлениям деятельности библиотек относится создание и пополнение электронных ресурсов. Объем электронного каталога общедоступных библиотек области по итогам 2012 года составил
21,3% от совокупного объема библиотечного фонда. Задача формирования единого информационного пространства на территории области решается путем создания сводного каталога библиотек области на базе автоматизированной библиотечно-информационной системы «OPAC Global». Работы по включению государственных и центральных муниципальных библиотек области, в единую корпоративную модель формирования электронных ресурсов с единым центром аппаратной, технической и методической поддержки стартовали в 2011 году. Цель проекта обеспечить доступ к фондам пользователю любой библиотеки независимо от ее местоположения. Развиваются внестационарные формы библиотечного обслуживания, включая деятельность отделов внутрисистемного книгообмена областных библиотек, использование передвижного комплекса информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), действующего на базе
областной универсальной научной библиотеки, реализацию проекта «Мобильная библиотека» областной детской библиотеки, передвижные пункты выдачи, заочный абонемент областной специальной библиотеки для
слепых. Библиотеки области реализуют культурно-просветительские проекты, направленные на пропаганду книги и чтения. В 2012 году региональными библиотеками было организовано более 1700 культурно-просветительских мероприятий, участниками которых стали более 59 тыс. человек. В то же время в библиотечной отрасли существует немало проблем, требующих качественных изменений в деятельности библиотек, определяемых внедрением новых информационных технологий, расширением спектра информационных потребностей читателей. 1. Недостаточная обновляемость библиотечных фондов.
Стабильное и качественное обновление фонда является основой деятельности библиотеки. В 2011 году в Вологодской области количество
новых поступлений в библиотечные фонды государственных и муниципальных библиотек составило 293 экземпляра изданий на различных
видах носителей на 1000 человек населения области, что в целом соответствует стандартам (рекомендациям ЮНЕСКО и социальным нормативам и нормам по комплектованию библиотечных фондов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 года
N 923-р). В 2012 году из-за консолидации всех финансовых средств ДЦП «Развитие библиотечного дела в Вологодской области» для исполнения поручения Президента Российской Федерации по информатизации публичных
библиотек финансирование комплектования книжных фондов общедоступных библиотек области не было предусмотрено, что стало причиной снижения темпов обновления фондов библиотек области. По рекомендации Международной федерации библиотечных ассоциаций и
учреждений (ИФЛА) фонд общедоступной библиотеки должен ежегодно обновляться на 5%. По итогам 2012 года обновление фондов муниципальных библиотек составило 3,7%, в областных библиотеках в среднем - 1,4%. В условиях оптимизации библиотечной сети области необходимо дальнейшее развитие нестационарных форм библиотечно-информационного обслуживания, прежде всего, стабильное комплектование фондов внутрисистемного книгообмена областных библиотек. 2. Проблема обеспечения сохранности библиотечных фондов.
Переход к электронным технологиям коренным образом изменил роль библиотеки в обществе. Сегодня она является не только хранительницей культурного наследия, но и гарантом свободного доступа к нему. Сохранность библиотечных фондов обеспечивается в том числе за счет создания электронных коллекций документов, перевода фондов и каталогов в цифровой формат и размещение их в открытом доступе. 3. Недостаточные темпы информатизации библиотек.
В 2012 году 100% муниципальных библиотек области были оснащены компьютерным оборудованием с предустановленным программным обеспечением и широкополосным доступом в сеть Интернет (от числа библиотек, имеющих техническую возможность подключения к сети Интернет). Необходимо учитывать, что компьютеры имеют определенный срок эксплуатации. Современной рабочей станцией считается компьютер со сроком использования до 6 лет. В настоящее время 72% компьютерного
оборудования в муниципальных библиотеках области имеют срок использования до 6 лет. Процент изношенности компьютерного оборудования составляет соответственно 28%. В этой связи необходимо систематическое обновление компьютерного парка муниципальных библиотек области. При отсутствии финансирования данного направления к 2018 году изношенность компьютерного парка муниципальных библиотек области составит 100%. Обновления также требует компьютерное оборудование областных библиотек. 4. Необходимость укрепления материально-технической базы библиотек области. Укрепление материально-технической базы, оснащение библиотек современным оборудованием позволит модернизировать деятельность библиотек, создать комфортные условия для пользователей, повысить качество библиотечно-информационного обслуживания населения области. 5. Проблема дефицита библиотечных кадров.
Обеспечение прав граждан на качественное и доступное библиотечно-информационное обслуживание невозможно без обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Кадровая проблема осложняется снижением доли молодых специалистов. В 2012 году в библиотеках области работали 1912 человек. Доля специалистов со стажем работы от 3 до 6 лет составила 5,6% (9% в 2011 году), со стажем от 6 до 10 лет – 7,5% (10,6% в 2011 году). Для успешной работы современному библиотекарю необходимо непрерывно совершенствовать профессиональный уровень. Развитие методических функций областных библиотек будет способствовать поддержке необходимого уровня квалификации библиотечных специалистов. Потенциал развития библиотечно-информационного обслуживания обусловливается наличием разветвленной сети общедоступных и специализированных библиотек области, обеспечивающих доступность библиотечного обслуживания населения. Перспективами библиотечного обслуживания являются грантовая поддержка библиотечных проектов, в том числе на федеральном уровне, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику библиотечного обслуживания. На 1 января 2013 года в Вологодской области работают 4 государственных областных музея: БУК ВО «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», БУК ВО «Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», БУК ВО «Вологодская областная картинная галерея», БУК ВО «Белозерский областной краеведческий музей». Основной фонд государственных областных музеев насчитывает 424729 единиц хранения. За последние три года число предметов основного фонда увеличилось на 6214 единиц хранения, или на 1,5%. Грамотное и планомерное пополнение фондов государственных музеев области затрудняется отсутствием гарантированного финансирования на комплектование. Без поддержки собирательской деятельности музеев невозможно донести до потомков свидетельства отечественной истории, творения современных представителей творческих профессий, достижения научной и технической мысли. То, что только два музея (Вологодский и Великоустюгский государственные историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники) имеют в штатном расписании должности специалистов-реставраторов, а выделяемое на реставрацию музейных предметов финансирование является недостаточным, привело к тому, что этот процесс идет в музеях области очень медленными темпами. Так, в 2012 году в 4-х областных музеях на средства федерального и областного бюджетов был отреставрирован 161 предмет, что составляет 0,02% совокупного музейного фонда области. Учитывая, что в реставрации нуждаются 33315 музейных предметов, на их реставрацию при таких темпах потребуется более 200 лет. Положение в данном направлении деятельности в муниципальных музеях области плачевно: в 2012 году в 22 муниципальных музеях было отреставрировано всего 78 предметов, что составляет 0,01%; в реставрации нуждаются 77122 музейных предмета. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга по предоставлению доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям музеев области должна предоставляться
не только посредством экспозиций и выставок, но и в электронном виде через сеть Интернет, что позволит более широко обеспечить доступ населения к музейному фонду области и значительно повысит потенциал Вологодской области в межрегиональном взаимодействии, увеличит туристическую привлекательность области. Сеть Интернет обеспечивает доступность к предметам культурного наследия области людям с ограниченными возможностями. Мероприятия по созданию единого сводного музейного каталога Вологодской области проводятся согласно утвержденной Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 года Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, реализация мероприятий которой должна повысить значения показателей Стратегии: «Доля цифровых изображений музейных предметов от общего объема музейных фондов» и «Доля государственных и муниципальных музеев, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|