Расширенный поиск
Постановление Правительства Вологодской области от 07.09.2012 № 1052
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 07.09.2012 N 1052
г.Вологда Об утверждении Стратегии действий
в интересах детей в Вологодской области
на 2012-2017 годы
(В редакции Постановления Правительства Вологодской области
от 27.07.2015 № 628)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Вологодской области на 2012-2017 годы. 2. Департаменту социальной защиты населения области (Л.В. Каманина) принять меры по реализации Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012-2017 годы.
3. Полномочия по координации деятельности органов исполнительной государственной власти области по реализации Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы возложить на
Областной координационный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства, действующий в соответствии с постановлением Правительства области от 25 мая 2015 года № 321 «Об Областном координационном совете по охране семьи, материнства, отцовства и детства». (В редакции Постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 № 628)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области руководствоваться положениями Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012-2017 годы при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей. 5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева. (В редакции Постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 № 628)
Справку о выполнении постановления представить к 1 мая 2018 года. (В редакции Постановления Правительства Вологодской области
от 27.07.2015 № 628)
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области О.А. Кувшинников Одобрена постановлением Правительства области от 07.09.2012 N 1052 (приложение) (В редакции Постановления Правительства Вологодской области
от 27.07.2015 № 628)
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2017 ГОДЫ I. ВВЕДЕНИЕ
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила свою приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году, и рассчитан он был на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является реализация Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012-2017 годы. Стратегия действий в интересах детей в Вологодской области на 2012–2017 годы (далее – Стратегия) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы". Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи
государственной политики в интересах детей Вологодской области и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетных направлений социальной политики Вологодской области. За последнее десятилетие в Вологодской области принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей, направленных на улучшение положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья: законом области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (с
последующими изменениями) закреплены меры социальной поддержки семей с
детьми, в том числе малоимущих семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены основные
гарантии прав детей на отдых и оздоровление; (В редакции Постановления
Правительства Вологодской области от 27.07.2015 № 628)
законом области от 17 июля 2013 года № 3140-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование" (с последующими изменениями) школьникам из многодетных семей в течение учебного года через образовательные учреждения предусмотрена выплата ежемесячной компенсации на проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий, а также выплата компенсации один раз в два года на каждого школьника из многодетной семьи на приобретение комплекта детской одежды, спортивной формы для посещения
школьных занятий; (В редакции Постановления Правительства Вологодской
области от 27.07.2015 № 628)
законом области от 1 марта 2005 года N 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" (с последующими изменениями)
малоимущим семьям, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в области, а также семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предусмотрена государственная социальная помощь в виде единовременной материальной помощи, ежемесячного или ежеквартального социальных пособий, натуральной помощи, размер и вид которой определяется с учетом нуждаемости. Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный материнский капитал, ежемесячное пособие на третьего и
последующего ребенка (от полутора до трех лет). Решение проблем детства нашло свое отражение в реализации межведомственных планов, сформированных в Вологодской области при отработке направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие области в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Федеральных государственных образовательных стандартов, Концепции Российской национальной системы
выявления и развития молодых талантов. Создана Служба Уполномоченного
по правам ребенка. Вологодская область приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В области с октября 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. В 2012 году Вологодская область приняла активное участие во Всероссийской акции "Добровольцы – детям", направленной на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений социальной политики Вологодской области является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в образовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей. Более 50% детей, проживающих в области, имеют ослабленное здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения здоровья детей является недостаточная эффективность профилактических,
коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов исполнительной государственной власти
области, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Используемый программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является действенным инструментом реализации мер по улучшению положения детей и семей с детьми, именно поэтому в настоящее время в Вологодской области реализуются государственные программы, которыми предусмотрены мероприятия по поддержке семей и детей: «Развитие образования Вологодской области на 2013 - 2017 годы» (постановление Правительства
области от 22 октября 2012 года № 1243), направлена на создание благоприятных условий для поиска, поддержки сопровождения талантливых
детей, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение качественных условий обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих их успешной интеграции в общество, создание
системы дистанционного обучения детей-инвалидов; «Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014-2020 годы» (постановление
Правительства области от 28 октября 2013 года № 1105); "О Комплексе
мер по модернизации системы общего образования в Вологодской области (постановление Правительства области от 17 февраля 2012 года N 137); "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Вологодской области на 2009-2012 годы" (постановление Правительства области от 9 сентября
2008 года) и "Комплексные меры по противодействию незаконному обороту
наркотиков и снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактике алкоголизма и наркомании на 2010-2012 годы" (постановление Правительства области от 31 августа 2009 года N 1329) направлены на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, насилия
в семье и активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией и другим деструктивными формами поведения у населения области; «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014-2018 годы» (постановление Правительства области от 28 октября 2013 года № 1098) направлена на поддержку и развитие системы детского отдыха в области, оздоровление детского населения, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на создание доступной среды, на социально-медицинскую, трудовую реабилитацию и обучение детей-инвалидов основам рабочих профессий, а также создание условий для самостоятельного проживания детей-инвалидов по достижении 18-летнего возраста; ««Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области от 2015-2020 годы» (постановление Правительства области от 27 октября
2014 года № 961), которой предусмотрено поощрение детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации (участников творческих, спортивных
областных, региональных, финальных конкурсов, фестивалей, олимпиад и программ), воспитание у подрастающего поколения чувства любви и уважения к национальной культуре и традициям русского севера; "Организации допризывной подготовки граждан Вологодской области на 2011-2013 годы" (постановление Правительства области от 23 декабря
2009 года N 2038) направлена на укрепление физического и
психологического здоровья молодежи области и подготовку к прохождению
срочной военной службы; "Формирование здорового образа жизни населения области на 2009–2012 годы" (постановление Правительства области от 14
сентября 2009 года N 1401) предусматривает мероприятия по профилактике
болезней и укреплению здоровья населения области; долгосрочная целевая программа "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Вологодской области на 2011-2013 годы" (постановление Правительства
области от 02 ноября 2009 года N 1670), "Комплексные мероприятия, направленные на улучшение ситуации в учреждениях культуры Вологодской
области, непосредственно работающих с детьми" на 2012–2014 годы(постановление Правительства области от 13 июня 2012 года N 639) направлена на улучшение ситуации в учреждениях культуры и искусства, работающих с детьми, повышение качества и расширение спектра услуг, а
также увеличение охвата детского населения услугами учреждений культуры и искусства; "Дорога к дому" на 2009–2012 годы (постановление
Правительства области от 3 июля 2009 года N 1025) направлена на
профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, в ее основе - 28 социальных проектов, охватывающих основные зоны детской проблематики: профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей; устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи; поддержка молодых семей, беременных женщин и семей с детьми-инвалидами. (Абзац в редакции Постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 № 628)
Несмотря на комплекс проводимых мероприятий, количество семей, входящих в группу социального риска, нуждающихся в оказании срочной помощи в кризисных ситуациях, включая экстренную психологическую помощь, остается высоким (2011 год – около 1,5 тыс. семей, в них более
2,5 тыс. детей).
Решение первоочередных проблем детей и семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия органов исполнительной государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. 1. Основные проблемы в сфере детства
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в
области прав ребенка. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации,
представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. 2. Ключевые принципы Стратегии
2.1. Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Вологодской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в
семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. 2.2. Защита прав каждого ребенка. В Вологодской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав;
правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств. 2.3. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Вологодской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования,
воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
2.4. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Вологодской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей
потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. 2.5. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Вологодской области необходимо шире внедрять
эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений. 2.6. Особое внимание уязвимым категориям детей. В Вологодской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. 2.7. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Вологодской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных
технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями. 2.8. Партнерство во имя ребенка. В Вологодской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться
с участием бизнес-сообщества посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо
принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. 2.9. Расширение возможности доступа к культурным ценностям. В Вологодской области необходимо сохранять и развивать сеть учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, создавать условия для выявления и поддержки одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми. Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных и российских стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. Стратегия разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы. Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии. II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ
1. Краткий анализ ситуации
Численность населения Вологодской области на начало 2011 года составила 1201,0 тыс. человек (2010 год – 1213,6 тыс. человек; 2009 год – 1218,2 тыс. человек, 2008 год – 1218,2 тыс. человек, 2007 год – 1222,9 тыс. человек). Несмотря на наблюдающийся в последние
годы рост рождаемости (2007 год – 14178 детей, 2008 год – 14616 детей,
2009 год – 15095 детей, 2010 год – 15102 детей, 2011 год – 15525 детей), численность населения Вологодской области ежегодно
уменьшается (число жителей области уменьшилось за 2007 год – на 5,3 тыс. человек, 2008 год – на 5,3 тыс. человек, за 2009 год – на 4,6 тыс. человек, за 2010 год - на 12,6 тыс. человек). По прогнозным оценкам Росстата, уменьшение численности населения Вологодской области в ближайшие годы продолжится. Число родившихся к 2015 году составит 13,5 тыс. человек, умерших 18,5 тыс. человек. Современные параметры рождаемости меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза. Численность детей в возрасте от 0–17 лет на начало 2012 года составляет 222 тыс. человек, на начало 2015 года составит 233,3 тыс. человек, на начало 2020 года - 242,5 тыс. человек. Для многодетных (2011 год – 8076; 2010 год – 7427; 2009 год – 7122; 2008 год – 6856; 2007 год - 6932) и неполных семей (2011 год – 21445; 2010 год – 23088; 2009 год – 23081; 2008 год – 23315; 2007 год - 24088), проживающих в Вологодской области, характерны
максимальные риски бедности. Среднедушевые доходы домашних хозяйств в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом на 20% и составили 11779 рублей в месяц, в домохозяйствах с 1 ребенком величина среднедушевых денежных доходов составила 10860 рублей в месяц, с 2 детьми – 7586 рублей, с 3 детьми – 4689 рублей. Расходы на питание
остаются основной статьей расходов семейного бюджета. Особенно велика
доля расходов на питание в малоимущих семьях. Для семей с детьми доля расходов на питание в потребительских расходах колеблется от 34,5% в семьях с 1 ребенком до 40% в семьях с тремя детьми. В целях социальной поддержки малоимущих семей с детьми, семей, воспитывающих детей-инвалидов, в области установлены пособия на детей. В I полугодии 2012 года ежемесячное пособие на ребенка получили 82,9 тыс. малоимущих семей на 115,4 тыс. детей (в 2007 году –
76,1 тыс. семей на 104,6 тыс. детей, в 2008 году - 79,7 тыс. семей на 107,7 тыс. детей, в 2009 году - 81,6 тыс. семей на 111,1 тыс. детей, в 2010 году – 81,2 тыс. семей на 112,0 тыс. детей, в 2011 году – 83,5 тыс. семей на 114,7 тыс. детей). Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида, ребенка, являющегося ВИЧ-инфицированным, в размере 1000 рублей получают 2,8 тыс. семей (в 2011 году – на 3,1 тыс. семей,
в 2010 году – 3 тыс. семей, в 2009 году – 2,8 тыс. семей, в 2008 году – 2,7 тыс. семей, в 2007 году – 2,6 тыс. семей). Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. Работа в сфере социального обслуживания семьи и детей направлена на профилактику социального сиротства, детской безнадзорности и жестокого обращения. В области сформирована сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей: 16 центров социальной помощи семье и детям; 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (294 стационарных места), 1 реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями; 9 отделений по работе с семьей и детьми при комплексных центрах социального обслуживания населения. Ежегодно более 900 несовершеннолетних становятся воспитанниками специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (2011 год – 926 детей; 2010 год – 932 ребенка; 2009 год – 934 ребенка; 2008 год – 968 детей;
2007 год – 990 детей).
Ежегодно увеличивается охват семей области социальными услугами. В 2011 году оказано 786,8 тыс. различных социальных услуг 55 тыс. семей; в 2010 году 600,0 тыс. социальных услуг (-23,8%) получили более 48,0 тыс. семей (-12,7% - более 26,4% от общего числа
семей); в 2009 году 535,8 тыс. социальных услуг (-31,9%) получили 43,2 тыс. семей (-21,5% - более 23,9% от общего числа семей); в 2008 году 556,1 тыс. социальных услуг (-29,3%) получили более 45,1 тыс. семей (-18% - более 25,1% от общего числа семей); в 2007 году 501,9 тыс. социальных услуг (-36,2%) получили более 41,4 тыс. семей (-24,7% - более 22,5% от общего числа семей). В 2011 году в приютах и социально-реабилитационных центрах области социальную реабилитацию прошли 932 ребенка из семей группы социального риска, из них более 75% переданы в родные, приемные или опекунские семьи (в 2010 году - 872 ребенка; в 2009 году – 717 детей;
в 2008 году - 750 детей; в 2007 году – 738 детей). Особое внимание уделяется совершенствованию форм и методов работы
с семьей, внедрению инновационных технологий, направленных на сохранение для ребенка семейных условий проживания, предупреждение лишения родительских прав. Несмотря на принимаемые меры, в области сохраняется довольно широкий спектр проблем, связанных с семейным неблагополучием, детской безнадзорностью, жестоким обращением. Около 1300 семей находятся в социально опасном положении и не обеспечивают нормальных условий для воспитания и развития более 2500 детей (2010 год – 1,45 тыс. семей, в них 2,6 тыс. детей; 2009 год – 1,7 тыс. семей, в них 2,75 тыс. детей, 2008 год – 2,1 тыс. семей, в них 3,58 тыс. детей, 2007 год – 2,7 тыс. семей, в
них 4,74 тыс. детей). Дети, растущие в ассоциальных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. В целях недопущения роста количества семей, находящихся в социально опасном положении, развития семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики
вторичного сиротства, предупреждения причин отказов от новорожденных детей и профилактики жестокого обращения с детьми необходимо создание
эффективной системы раннего выявления семейного неблагополучия и оказания своевременной помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. В Вологодской области на 31 декабря 2011 года проживает 5756 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год – 6958 человек, 2008 год – 6717 человек, 2009 год –
6200 человек, 2010 год – 5946 человек). Несмотря на то, что за последние три года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 7%, из них 75% - "социальные сироты". Среди причин, по которым дети остались без родительского попечения преобладает алкоголизм родителей, жестокое обращение с детьми, нахождение родителей в местах лишения свободы, как следствие –
лишение родительских прав или ограничение в родительских правах. В Вологодской области остается высоким количество родителей, лишенных родительских прав в отношении детей: 2007 год – 485, 2008 год - 499, 2009 год – 498, 2010 год – 603, 2011 год - 533. Недопустимо широко распространено жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. Количество преступлений, совершенных в отношении детей, сопряженных с насильственными действиями, в 2011 году составило 607 (2010 год – 669; 2009 год – 765, 2008 год – 759, 2007 год - 692). Количество
преступлений против половой неприкосновенности, совершенных в отношении детей, в 2011 году составило 54 (2010 году – 60; 2009 году –
103; 2008 году - 94; 2007 году - 109).
Комплекс принимаемых мер в Вологодской области позволил сократить
преступность в отношении несовершеннолетних в 2011 году (-1,53%, с
1242 до 1223), в текущем 2012 году (-4,4%, с 496 до 474).
В то же время в органы предварительного следствия направлено 194 материала в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей и допускающих жестокое обращение с ними (2007 год –
151 случай, 2008 год – 158 случаев, 2009 год – 160 случаев; 2010 год – 175 случаев; 2011 год – 162 случая; 6 месяцев 2012 год – 80 случаев).
За 2011 год расследовано 173 (+21,8%, 2010 год – 142) уголовных дела по преступлениям, совершенным против несовершеннолетних членами семьи, из них 144 (+12,5%, 2010 год – 128) – родителями. По фактам жестокого обращения с детьми ответственность, по которым предусмотрена статьей 156 УК Российской Федерации, за 2011 год
расследовано 14 (2010 год – 20, 2009 год – 20, 2008 год – 26,
2007 год - 20) уголовных дел, за 5 месяцев 2012 года – 10 дел.
К административной ответственности за уклонение от воспитания и содержания детей в 2011 году привлечено 7273 человека (2010 год –
7626, 2009 год – 8255, 2008 год – 8231, 2007 год - 7800), за 5 месяцев
2012 года – 3776. В 2011 году на учет в органы внутренних дел поставлено 711 родителей (2010 год – 717, 2009 год - 792, 2008 год – 788,
2007 год - 781).
2. Основные задачи
Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, а также на приоритете воспитания ребенка в родной семье. 3. Первоочередные меры
Обеспечение внедрения стандартов предоставления социальных услуг,
определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания, разработанных и утвержденных федеральными органами исполнительной государственной власти. Оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей. Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей (законных представителей), учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через
средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей. Повышение квалификации сотрудников учреждений социальной сферы, оказывающих услуги в области защиты прав детства. Модернизация государственного статистического наблюдения в сфере защиты семьи, материнства и детства. Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства. Создание системы общественного контроля за оказанием медико-психолого-педагогической и правовой помощи нуждающимся в государственной поддержке детям, семьям, имеющим детей. 4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми
Разработка и принятие минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми. 5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей Разработка, принятие и реализация межведомственного комплексного плана мероприятий, направленного на пропаганду ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и физического наказания в отношении детей.
Разработка и реализация информационной кампании в целях пропаганды семейных ценностей, ответственного родительства с использованием СМИ, социальной рекламы. Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми. Повышение доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций. Ежегодное участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей. Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей. Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших. Информирование населения области через СМИ области, другими доступными способами о действующих в области программах, проектах, направленных на обеспечение физического, нравственного и социального благополучия детей, и реализуемых органами исполнительной государственной власти области, местного самоуправления, общественными
организациями. 6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними
для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав
(при участии органов социальной защиты населения, образования,
здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров для детей, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с
детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка. Участие Вологодской области в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми. Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления
у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями. 7. Ожидаемые результаты
Улучшение положения и качества жизни детей и семей с детьми.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.
Повышение качества услуг для детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу
риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, ПРИОБЩЕННОСТЬ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ 1. Краткий анализ ситуации
В региональной системе образования основную общеобразовательную программу дошкольного образования реализуют 698 учреждений с общей численностью детей 65,0 тыс. человек (по состоянию на 1 января
2012 года), в числе которых 526 муниципальных дошкольных
образовательных учреждений с численностью воспитанников 61,3 тыс. человек; 54 муниципальных образовательных учреждения для дошкольного и младшего школьного возраста с численностью воспитанников 1,2 тыс. человек; 113 муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих 231 дошкольную группу, с численностью воспитанников дошкольного возраста 1,9 тыс. человек; 5 негосударственных дошкольных образовательных учреждений (ведомственных детских садов), в которых численность воспитанников дошкольного возраста составляет 683 человека. Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как дошкольные образовательные учреждения, группы кратковременного
пребывания детей, консультационные пункты, семейные группы, лекотеки, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие негосударственного сектора. Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В 2011-2012 учебном году в области функционировало 513 общеобразовательных школ с контингентом 118,6 тыс. человек, в том
числе 20 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (2,1 тыс. человек); 14 образовательных учреждений повышенного уровня (6,9 тыс. обучающихся): 6 школ с углубленным изучением предметов; 4 гимназии; 3 лицея; 1 кадетская школа-интернат. В 5 вечерних (сменных) общеобразовательных школах обучается 2,6 тыс. человек.
В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Правительством Российской Федерации утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы. В рамках реализации данной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Предстоит серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам. Общероссийская система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части,
касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (федеральных, региональных и муниципальных) и непосредственно
образовательных учреждений. Таким образом, создаваемая общероссийская система оценки качества
образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для
принятия необходимых управленческих решений. Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения
об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ведется разработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий. Так, в 2012 году внедрена электронная система тестирования на экзамене по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а на экзамене по иностранному языку - устный компонент, как это предусмотрено федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. При этом предполагается учитывать опыт апробации аналогичных форм проведения экзаменов по данным предметам в ходе эксперимента по введению единого государственного экзамена. Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
дефицит дошкольного образования для детей до трех лет;
отстающее от современных потребностей общества использование электронных образовательных ресурсов в целостном процессе обучения и воспитания детей; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам и угрозам, связанным с развитием сети
"Интернет" и информационных технологий. За последние три года в Вологодской области проводится системная работа по обеспечению равного доступа к качественному образованию в обычных образовательных учреждениях детям-инвалидам. Необходимым условием реализации данного направления является создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. В Вологодской области услуги детскому населению предоставляют более 450 учреждений культуры, в числе которых библиотеки, музеи, театры, концертные организации, учреждения культурно-досугового типа, организации киновидеообслуживания, учреждения художественного образования. В 2011 году зафиксировано более 1360,6 тыс. посещений детских мероприятий, проводимых учреждениями культуры области. Более 17 тыс. юных вологжан обучаются в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства области. В 2011 году в фестивалях и конкурсах различного уровня приняли участие 6093 обучающихся детских школ искусств области, что составляет около 4,3% от числа обучающихся в учреждениях дополнительного образования
детей сферы культуры и искусства. В учреждениях культурно-досугового типа в 2011 году для детей и подростков действовали 3133 клубных формирования различной направленности с числом участников 44,8 тыс. человек. Основными проблемами, затрагивающими интересы детей в сфере культуры, являются: слабая материально-техническая база учреждений культуры, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|