Расширенный поиск
Закон Вологодской области от 11.12.2013 № 3234-ОЗ
ЗАКОН ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2016 ГОДЫ (В редакции Закона Вологодской области от 04.11.2014 г. N 3458-ОЗ; от 20.10.2016 № 3991-ОЗ; от 28.12.2016 № 4075-ОЗ) Статья 1 Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Вологодской области на 2014 - 2016 годы. Статья 2 Настоящий закон области вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор области О.А. Кувшинников Принят Законодательным Собранием области 27 ноября 2013 года г.Вологда 11 декабря 2013 года N 3234-ОЗ Утверждена законом области "Об утверждении Программы социально-экономического развития Вологодской области на 2014 - 2016 годы" (В редакции Закона Вологодской области от 04.11.2014 г. N 3458-ОЗ; от 20.10.2016 № 3991-ОЗ; от 28.12.2016 № 4075-ОЗ) Программа социально-экономического развития Вологодской области на 2014-2016 годы Раздел I. Анализ социально-экономического развития области в 2010 - 2013 годах Валовой региональный продукт вырос с 213,4 млрд. рублей в 2009 году до 351,3 млрд. рублей в 2012 году, в сопоставимых ценах - в 1,2 раза. В 2013 году - 352,7 млрд. рублей. Объем отгруженной промышленной продукции увеличился с 259,9 млрд. рублей в 2009 году до 419,6 млрд. рублей в 2012 году, рост в 1,2 раза (в сопоставимых ценах). В 2013 году рост оценивается на уровне 101,5%. Доля металлургического производства в общем объеме продукции промышленности снизилась с 54,0% в 2010 году до 52,0% в 2012 году. В 2013 году – 50,0%. Среднемесячная начисленная заработная плата выросла в 2012 году по сравнению с 2009 годом в 1,4 раза - с 16,6 тыс. рублей до 22,6 тыс. рублей (в реальном выражении – на 12,7%). В 2013 году - 24,9 тыс. рублей. Среднедушевые доходы за аналогичный период увеличились в 1,5 раза – с 12,2 до 18,3 тыс. рублей (в реальном выражении – на 21,4%). В 2013 году – 20,9 тыс. рублей. С 18,2% в 2009 году до 13,5% в 2012 году сократилась численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2013 году – 13,4%. Ожидаемая продолжительность жизни населения увеличилась с 67,4 лет в 2009 году до 69,2 лет в 2012 году. В 2013 году составит 69,5 лет. Демографическая политика Важнейшим результатом реализации демографической политики стал рост рождаемости – в 2012 году в области родились 16,7 тыс. детей, на 10,6% больше, чем в 2009 году. Общий коэффициент рождаемости в 2012 году составил 14 человек в расчете на 1000 жителей (в 2009 году – 12,4 человека). Это лучшее значение показателя за последние 20 лет. В 2013 году ожидается рождение 16,7 тысяч детей. Демографическая политика, проводимая в области, направлена на стимулирование рождаемости, снижение смертности и оптимизацию миграционных процессов и осуществляется в рамках выполнения плана мероприятий по реализации в Вологодской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года. Законом области от 29 декабря 2003 N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" предусмотрена выплата материнского (семейного) капитала в форме единовременной денежной выплаты в размере 100 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. Численность населения области на 1 января 2013 года составила 1196,2 тыс. человек. За последние три года (в том числе под влиянием естественной убыли) она уменьшилась на 12,2 тыс. человек, или на 1%. Миграционная составляющая не оказывает существенного влияния на изменение численности населения области. За 2010 - 2012 годы в области наблюдался небольшой миграционный отток - 1,8 тыс. человек. В процессе урбанизации и под влиянием естественной убыли доля городского населения увеличилась за эти годы с 70 до 71,3%, сельского населения снизилась с 30 до 28,7%. Здравоохранение На 1 января 2013 года в области функционировали 105 учреждений здравоохранения. С целью улучшения качества медицинской помощи и обновления материально-технической базы учреждений здравоохранения на территории области в 2011 - 2013 годах реализуется Программа модернизации здравоохранения области. За период реализации Программы модернизации (по состоянию на 1 октября 2013 года) отремонтировано 212 объектов в 66 учреждениях здравоохранения, закуплено 1303 единицы медицинского оборудования, в том числе 133 автомашины санитарного транспорта. В целях снижения смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний в 2009 - 2012 годах проводилась работа по внедрению стандартов оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения в учреждениях здравоохранения области (18 стандартов в 36 учреждениях здравоохранения). В 2012 году создан региональный сосудистый центр на базе государственного учреждения здравоохранения "Вологодская областная больница N 1". В результате принимаемых мер за 2010 - 2012 годы отмечается снижение смертности от болезней системы кровообращения на 4,5%, с 935,2 до 893,3 случаев на 100 тыс. населения. В целях снижения смертности от злокачественных новообразований в области велась работа, направленная на раннее выявление онкологических заболеваний, выявление видимых локализаций злокачественных новообразований. В результате принимаемых мер с 2009 года отмечается снижение показателя одногодичной летальности на 2% и выявление заболеваний на поздней стадии на 2%. Функционируют травматологические центры. За 2012 год в травмацентрах в результате принимаемых мер летальность составила 5,0%, что в 1,4 раза меньше, чем в целом по России. В целом число умерших по области в сравнении с 2009 годом сократилось на 15,2%, а уровень общей смертности составил 15,1 на 1000 жителей (2009 год – 16,2 человека), но при этом 26% от всех умерших в области – люди трудоспособного возраста. За последние три года в регионе проводились мероприятия, направленные на снижение смертности в трудоспособном возрасте. Среди них мероприятия по повышению эффективности медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, по улучшению охраны труда, по своевременному выявлению и лечению сердечно-сосудистых и других заболеваний. Прогнозируемое в дальнейшем сокращение численности трудоспособного населения может привести к нарастающему дефициту квалифицированных кадров, что вкупе со структурным несоответствием имеющихся в области квалификаций запросам социально-экономического развития, а также имеющейся системы профессионального образования современным квалификационным требованиям и стандартам рынка труда негативно может повлиять на конкурентоспособность экономики Вологодской области. Рынок труда Комплексный подход к формированию трудовых ресурсов гарантирует стабильность на рынке труда. Рынок труда области в течение последних трех лет восстанавливался после кризисных явлений 2008 - 2009 годов. На федеральном и региональном уровнях были приняты меры по снижению напряженности на рынке труда в условиях кризисных явлений. С конца 2009 года определилась устойчивая тенденция к снижению напряженности на рынке труда. За период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года численность безработных граждан снизилась в 2,6 раза, с 24,6 до 9,5 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,7% до 1,5% численности экономически активного населения. На каждую заявленную вакансию пришлось по одному незанятому трудовой деятельностью из числа состоящих на регистрационном учете в службе занятости населения. Уровень общей безработицы в 2012 году в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) составил 5,8%. В настоящее время рынок труда стабилен. В 2013 году уровень регистрируемой безработицы оценивается в размере 1,6% к численности экономически активного населения. Тем не менее, риски обострения ситуации на рынке труда области существуют. Ряд организаций области находятся в сложном финансовом состоянии и не могут гарантировать полную занятость работников. Образование Основными характеристиками текущего состояния сферы образования области являются доступность образовательных услуг для детей и молодежи области, качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования. За последние три года произошли значительные изменения в структуре сети образовательных учреждений. Изменения вызваны, прежде всего, оптимизацией образовательной среды. Так, сократилось число: 1) детских садов – с 540 до 526, 2) общеобразовательных учреждений – с 537 до 494, 3) учреждений дополнительного образования – с 78 до 70. Однако контингент образовательных учреждений ежегодно растет. Это является результатом выполнения в 2010 - 2012 годах мероприятий долгосрочных целевых программ "Инвестиции в объекты капитального строительства на 2010 - 2013 годы и перспективу до 2020 года", "Развитие системы образования в Вологодской области на 2011 - 2015 годы", "Реконструкция и строительство детских садов на территории Вологодской области" на 2012 - 2020 годы, "Безбарьерная среда" на 2010 - 2014 годы и осуществления Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Вологодской области. Так, с 2010 по 2012 годы число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, увеличилось на 4,6 тыс. человек, все дети в возрасте 3 - 7 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях. Развиваются вариативные образовательные услуги в сфере дошкольного образования: 1) в муниципальных образованиях на базе различных образовательных учреждений действуют группы кратковременного пребывания (прогулочные группы, группы подготовки к школе для детей 5 - 7 лет, центры игровой поддержки ребенка, адаптационные группы и др.), которые посещали 568 детей; 2) группы семейного воспитания, группы присмотра и ухода, организованные индивидуальными предпринимателями, которые посещали 610 детей. Число школьников за три года увеличилось на 2,9 тыс. человек. В целях обеспечения доступности информации о деятельности образовательных учреждений все общеобразовательные учреждения области имеют свои сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Во всех общеобразовательных учреждениях области созданы органы государственно-общественного управления. Произошло изменение числа и статуса учреждений начального профессионального образования – с 32 до 8 в связи с закрытием ряда неэффективных учреждений начального профессионального образования, объединением учреждений начального (далее – НПО) и среднего (далее – СПО) профессионального образования, преобразованием учреждений НПО в учреждения СПО. С 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в региональной системе профессионального образования проведены мероприятия по присоединению учреждений НПО к учреждениям СПО. Сеть подведомственных области учреждений профессионального образования с 1 сентября 2013 года включает 28 учреждений СПО. Количественные изменения в сети учебных заведений обусловлены также процессами их оптимизации и реорганизации, демографической ситуацией, требованиями экономики (за последние 3 года в учреждениях СПО региона по заявкам работодателей открыты 35 новых профессий и специальностей, в том числе новых для региона – 11). В целях кадрового обеспечения отраслей экономики области созданы 20 ресурсных центров в структуре учреждений СПО, которые охватывают все основные отрасли экономики и ориентированы на подготовку кадров в соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития области. Социальная защита населения Несмотря на снижающийся уровень бедности, получателями различных мер социальной поддержки в области ежемесячно являются более 470 тыс. человек, единовременно или один раз в год – более 160 тыс. граждан. Государственную социальную помощь ежегодно получают более 40 тысяч малоимущих семей. Сеть учреждений социального обслуживания представлена 96 учреждениями, из них 50 (52,1%) – учреждения с круглосуточным пребыванием людей. В целях улучшения материального положения семей и стимулирования их к самообеспечению с 2011 года используется новый механизм оказания государственной социальной помощи – помощи на основании договора о взаимных обязательствах между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения (социальный контракт). В 2012 году данный механизм применялся во всех муниципальных районах области, количество семей, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, возросло в два раза относительно 2011 года и составило 80 семей. Приоритетным направлением социального обслуживания является надомное обслуживание. В 2012 году более 10 тысяч пожилых людей и инвалидов, утративших способность к самообслуживанию, получали социальную помощь на дому, что позволило им продолжить проживание в привычных домашних условиях. На 1 января 2013 года очередь на надомное обслуживание ликвидирована. В 2012 году особое внимание уделялось доступности социальных услуг сельским жителям. В настоящее время деятельностью социальных участковых работников охвачено 80% отдаленных сельских населенных пунктов. Принимаемые меры обеспечивают потребность граждан в социальном обслуживании, однако остается нерешенной проблема сокращения очередности в дома-интернаты. На 1 сентября 2013 года на учете для определения в дома-интернаты состоит 520 человек, в том числе в психоневрологические интернаты - 338 человек. Уровень жизни населения Повышение уровня занятости способствует росту благосостояния населения. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, уменьшилась на 4,7% и составила в 2012 году 13,5%, в 2013 году – 13,4%. Среднемесячная заработная плата по сравнению с 2009 годом выросла в номинальном выражении на 36,7%, в реальном (с учетом роста потребительских цен) – на 12,7% и составила в 2012 году 22649 рублей. В 2013 году оценивается в размере 24903 рубля. Реализация с 2011 года мероприятий программ модернизации здравоохранения, системы образования и поручений Президента Российской Федерации о поэтапном повышении заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" существенно отразилась на темпах роста заработной платы в образовании и здравоохранении. Так, заработная плата в образовании за три года выросла на 36,0% и в 2012 году составила 14049 рублей (62,0% относительно среднеобластного уровня), в здравоохранении – на 34,6% и составила 16395 рублей (72,0% относительно среднеобластного уровня). Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство Жилищный фонд на территории области на 1 января 2013 года составил 32,3 млн. кв. м общей площади. За 2010 - 2012 годы введено в эксплуатацию 1233,4 тыс. кв. метров жилья, в 2012 году – 389,1 тыс. кв. метров жилья. В 2013 году планируется ввести 410 тыс. кв. метров жилья. За три года жилищный фонд увеличился на 4,4% и составил 32,3 млн. кв. метров. Обеспеченность жильем в области увеличилась в 2012 году по сравнению с 2009 годом с 25,6 до 27,0 кв. м на человека. Одновременно в области проводилась работа по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. В результате реализации областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2010 - 2012 годы расселено 2178 человек (825 семей) из 203 аварийных домов общей площадью 32,9 тыс. кв. метров. Увеличились объемы капитального ремонта. В 2012 году к уровню 2009 года они возросли в 1,4 раза. За 2010 - 2012 годы отремонтирован 751 многоквартирный дом общей площадью 1672 тыс. кв. м жилья, улучшили условия проживания 77,3 тыс. человек. Несмотря на это, в 2012 году ветхий и аварийный жилищный фонд составил 6% от общего фонда – 1,95 млн. кв. метров. Одним из условий комфортной жизни в городах и населенных пунктах является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Центральными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения обеспечены все города и поселки городского типа. В сельских населенных пунктах степень оснащенности системами централизованного водоснабжения составляет 9,5%. Протяженность водопроводных сетей – 4,4 тыс. км, из них 32,1% (1,4 тыс. км) нуждаются в замене. Централизованное водоотведение имеется во всех районах. Протяженность канализационных сетей – 2,1 тыс. км, при этом 23,8% ( Централизованным отоплением обеспечено 65,3% жилищного фонда области. Общая
протяженность тепловых сетей
составляет Более 37% тепловых сетей нуждаются в реконструкции и замене. Износ отопительных котельных составляет 60,1%. Для повышения надежности и качества теплоснабжения потребителей в области ведется работа по реконструкции существующих котельных и строительству модульных котельных. Природный газ доступен потребителям 15 из 26 районов области. Уровень газификации области природным газом составляет 60,4%, в городах и поселках городского типа – 83,1%, в сельской местности – 19,2%. По состоянию на 1 января 2013 года система газоснабжения области представляет собой 3925 км наружных газопроводов, в том числе 2594,2 км распределительных газопроводов, из них 947,6 км межпоселковых, и 1330,8 км – газопроводов-вводов, 322 газорегуляторных пункта, 497 шкафных газораспределительных пунктов. Инвестиционная деятельность Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных в регионе за период 2010 - 2012 годов, вырос в 2 раза (в сопоставимых ценах) и по итогам 2012 года составил 150,4 млрд. рублей, без учета трубопроводного транспорта – в 1,6 раза. В текущем году инвестиции составят 97,7 млрд. рублей. В транспорте значительные инвестиции направлены на развитие трубопроводного транспорта, в производстве и распределении электроэнергии – на строительство объектов электросетевого комплекса области, на реконструкцию и модернизацию оборудования. В обрабатывающем производстве основными направлениями вложения инвестиций являлись металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство кокса (42,1%), химическое производство (33,4%), обработка древесины и производство изделий из дерева и целлюлозно-бумажное производство (8,8%), производство пищевых продуктов (6,4%). В целях создания благоприятного инвестиционного климата в области, развития инвестиционного потенциала региона подготовлена законодательная база по совершенствованию инвестиционного законодательства, расширяющая формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории области. Уделялось пристальное внимание развитию инфраструктуры. Так, например, за счет областных средств развивается инфраструктура индустриального парка "Шексна", за счет федеральных и областных средств – индустриального парка "Сокол". Внедрялись новые инструменты по привлечению инвестиций: 1) создана ОАО "Корпорация развития Вологодской области"; 2) создан инвестиционный портал области, который содержит всю необходимую информацию для инвестора на русском, английском и немецком языках. С момента создания сайт посетили уже более 4000 пользователей; 3) в каждом районе и городском округе области назначены инвестиционные уполномоченные; 4) создан постоянно действующий Инвестиционный совет при Губернаторе области; 5) ведется активная работа по внедрению требований федерального Стандарта деятельности органов исполнительной государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного Агентством стратегических инициатив. Область активно участвует в реализации федеральных целевых программ и внепрограммных мероприятий. В 2010 году из федерального бюджета в целом было получено 12,2 млрд. руб., в 2011 году – 12,6
млрд. руб., в Транспортная инфраструктура Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории области, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов, по состоянию на 1 января 2013 года составила 19,6 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из них 635,7 км (3%) федеральных автомобильных дорог, 11,1 тыс. км (57%) автомобильных дорог регионального значения, 7,9 тыс. км (40%) местных дорог. На автомобильных дорогах области находится 617 мостов общей протяженностью 28,5 тыс. п. м, из них 408 железобетонных, 171 деревометаллических, 38 деревянных. Через территорию области проходят основные транспортные магистрали, соединяющие южную и центральную Россию с северными и восточными регионами. Область располагает удобными выходами к основным российским рынкам. Однако недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества области с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Значительный рост объемов перевозок грузов сдерживается дефицитом пропускных возможностей транспортной инфраструктуры. Дорожная сеть области, не отвечающая нормативным требованиям, за период с 2009 по 2012 годы увеличилась с 93,5 до 96,7%. Рост связан с увеличением протяженности дорог, у которых истек срок нормативного ремонта. Благодаря созданию с 1 января 2012 года Дорожного фонда области увеличились расходы на содержание, ремонт и строительство региональных автодорог. В 2012 году введено в эксплуатацию реконструировано 37,7 пог. м мостов. Энергетический потенциал Основной задачей в решении вопросов развития электроэнергетики области является реконструкция и модернизация существующих, а также создание новых объектов энергетической инфраструктуры, что способствует надежности и безопасности электроснабжения потребителей, сокращению дефицита мощности. В рамках инвестиционной программы ОАО "ФСК ЕЭС" завершены работы по строительству объектов электросетевого комплекса Вологодского предприятия магистральных электрических сетей: воздушные линии 750 кВ Калининская АЭС-Череповец с подстанцией 750 кВ Череповецкая (открытое распределительное устройство 220 кВ на подстанции 750 кВ Белозерская с установкой 1 автотрансформатора 500/220 кВ). В результате введения в эксплуатацию новых мощностей производство электроэнергии, произведенной на территории области, в 2012 году увеличилось на 9,9% по сравнению с 2009 годом. За последние три года построены трансформаторные понизительные подстанции напряжением 35 кВ и выше мощностью 603,9 тыс. кВа и Промышленность Основными направлениями развития экономики региона определены отрасли, опирающиеся в условиях внешних и внутренних рынков на производство конкурентоспособной продукции. Область является индустриально развитым регионом, 44,9% (по итогам 2011 года) объема валового регионального продукта (далее – ВРП) приходится на долю промышленности. После снижения индекса физического объема ВРП в кризисных 2008 - 2009 годах в последние годы сохраняется тенденция к росту ВРП. За 2010 - 2011 годы индекс физического объема ВРП увеличился на 13,0% к 2009 году, прирост за 2012 год оценивается на уровне 4,5% к 2011 году. Объем ВРП в 2012 году (по оценке) достиг 351,3 млрд. рублей (против 213,4 млрд. рублей в 2009 году). Прирост индекса физического объема ВРП в 2012 году относительно 2009 года составил 18,1%. В 2013 году объем ВРП ожидается в размере 352,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на уровне 2012 года. Увеличение объемов ВРП в 2010 - 2012 годах обусловлено ростом объемов промышленного производства, розничной торговли, инвестиций в основной капитал. Индекс промышленного производства в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 17,0%. В 2013 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 101,5% к 2012 году. В промышленности доминирующее положение занимает металлургическое производство, на долю которого приходится 52,0% (по итогам 2012 года) общего объема отгруженной промышленной продукции. По сравнению с 2011 годом доля металлургии снизилась на 3,6 п.п. В 2012 году относительно 2009 года рост объемов в металлургическом производстве составил 118,1% в сопоставимых ценах, в химическом производстве – 111,2%. В 2013 году рост металлургического производства оценивается как 101,0% к предыдущему году, химического производства – 104,0%. За 2010 - 2012 годы по сравнению с базовыми отраслями более высокими темпами увеличился выпуск продукции в других промышленных видах деятельности. Развивается лесопромышленный кластер. По итогам 2012 года индекс производства выше уровня 2009 года в лесозаготовке на 39,1%, обработке древесины и производстве изделий из дерева – на 41,2%, целлюлозно-бумажном производстве – на 57,7%. В 2013 году индекс производства в лесозаготовке ожидается на уровне 110,0%, обработке древесины и производстве изделий из дерева – 106,0%, целлюлозно-бумажном производстве – 115,0%. С 2011 года в области действует комплекс по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой, который направлен на повышение качества, продление агротехнических сроков создания лесных культур. В 2012 году с использованием сеянцев с закрытой корневой
системой создано В 2013 году продолжается реализация 16 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. В машиностроительном комплексе области в 2012 году по сравнению с 2009 годом индекс производства вырос в производстве машин и оборудования на 47,6%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 27,7%, в производстве транспортных средств и оборудования – на 20,9%. В 2013 году индекс производства в отраслях машиностроения оценивается на уровне 95,0-96,0%. Предприятия машиностроительного комплекса ориентированы на выпуск конкурентоспособной продукции. Органами государственной власти области уделяется серьезное внимание проблеме диверсификации экономики региона. Определенные изменения достигнуты, но, тем не менее, на долю металлургии приходится значительная часть объемов продукции промышленности. Агропромышленный комплекс Главной базой развития аграрного сектора в области выступают сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм. Их удельный вес в валовом производстве продукции сельского хозяйства в 2012 году составил 72,3%. Ведущая отрасль сельского хозяйства области – животноводство, на его долю приходится 71% объемов сельхозпродукции. Потребности животноводства в значительной мере определяют развитие растениеводства – более 60% посевов составляют кормовые. Объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2012 году достиг 21,6 млрд. рублей (19,3 млрд. рублей в 2009 году). Производство молока во всех категориях хозяйств в 2012 году осталось почти на уровне 2009 года, производство яиц увеличилось на 20,1%, производство мяса сократилось на 11,8%. Причиной падения производства мяса в рассматриваемый период послужил рост цен на приобретаемые материально-технические ресурсы при одновременном снижении цен реализации. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, вырос в 2012 году по сравнению с 2009 годом на 6,2%. При этом индекс производства молочных продуктов составил 123,0% к уровню 2009 года. В 2012 году произведено цельномолочной продукции 228 тыс. тонн (118,9% к 2009 году), масла сливочного – 5,2 тыс. тонн (113,7%), сыров и сырных продуктов – 0,9 тыс. тонн (72,4%), продуктов молочных сгущенных – 12,7 млн. усл. банок (131,9%). Острой проблемой развития отрасли сельского хозяйства области остается недостаточная обеспеченность сельскохозяйственной техникой и оборудованием. Это вызывает рост затрат на обслуживание технологии производства, снижение качества продукции, сужение воспроизводственного цикла и потерю конкурентоспособности. Актуальным остается вопрос устойчивого развития сельских территорий. На 1 января 2013 года в сельской местности проживало 343,3 тыс. человек, что составляет 28,6% от общей численности населения области. За последние 20 лет численность сельского населения области сократилась более чем на четверть за счет снижения естественного прироста населения и миграции сельского населения в города. Реализация мероприятий, направленных на развитие сельских территорий в среднесрочной перспективе, будет направлена на создание новых рабочих мест, увеличение доходов сельских жителей, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Потребительский рынок В целом на потребительском рынке области развивается сеть розничной торговли, в том числе за счет расширения присутствия сетевых компаний в удаленные от городов Вологды и Череповца муниципальные районы. Сеть организаций потребительского рынка области насчитывает более 9 тыс. торговых точек - прирост сети в 2009 - 2012 годы составил 18%. На тысячу жителей области в 2012 году приходилось 796 кв. м торговой площади. В 2010 - 2013 годах реализовывался комплекс мер по социальной ориентации потребительского рынка. Проводилась последовательная работа по обеспечению ценовой доступности товаров и услуг путем привлечения на добровольной основе организаций отрасли к обслуживанию держателей социальной карты "Забота", участию в акции "Желтый ценник". Для поддержки местных товаропроизводителей разрабатывались меры по увеличению доли продуктов собственного производства на потребительском рынке области (в 2012 году она составляла 28,7%). Туризм Хорошие перспективы развития просматриваются в туристском кластере. В 2012 году по сравнению с 2009 годом произошло увеличение туристского потока на 42,6% (с 1360 до 1940 тыс. посетителей), объема туристских и гостиничных услуг в 1,3 раза (с 1557,3 до 1996 млн. рублей). В 2009 - 2012 годах за счет средств инвесторов введены более 80 объектов туристской инфраструктуры в районах области на сумму 1,5 млрд. рублей. Наиболее посещаемыми территориями области являются города Вологда и Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 70% туристов. В рамках структурно-территориального подхода выделены перспективные кластеры по видам туризма: 1) историко-культурный и событийный туризм с центрами в городах Вологде, Великом Устюге и Кириллове; 2) круизный (водный) туризм с центрами в городах Белозерске, Кириллове и Череповце; 3) промышленный туризм с центром в городе Череповце; 4) активный туризм в Вологодском, Вытегорском, Тотемском и Череповецком районах; 5) сельский туризм во всех районах области. Инновации Доля инновационной продукции в общем объеме продукции, отгруженной в 2012 году, составила 4,7%, что выше уровня 2009 года, когда она составляла 2,6%. Но при этом в целом уровень инновационной активности организаций области невысокий, в 2012 году он составил 7,3%, (в 2009 году – 7,6%). По отдельным отраслям данный показатель значительно выше: текстильное производство – 33,3%, металлургическое производство – 22,2%. В 2013 году (по оценке) уровень инновационной активности организаций составит 7,5%, доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции – 4,7%. Малое и среднее предпринимательство Предпринимательская активность в целом по региону растет, практически каждый третий занятый в области (182,3 тыс. человек) – представитель малого или среднего бизнеса. По состоянию на 1 января 2013 года в области зарегистрировано 10,1 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2009 годом их количество возросло на 3,7 тыс. малых предприятий. Численность занятых на малых предприятиях за этот период возросла на 27,2 тыс. человек и Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|