1. Общие положения
1.1. Настоящее положение
разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от
30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций» и определяет основные задачи, порядок
планирования, организации и обеспечение эвакуационных мероприятий при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(далее – ЧС) на территории области.
1.2. Эвакуационные
мероприятия включают в себя следующие понятия:
эвакуация населения,
материальных и культурных ценностей – это комплекс мероприятий по
организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных
ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах;
безопасный район –
территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных
разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного
населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
жизнеобеспечение населения
в ЧС – совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения
мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально
необходимых для сохранения жизни и здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах
эвакуации и в местах размещения эвакуированного населения по нормам и
нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном
порядке.
1.3. Эвакуация населения,
материальных и культурных ценностей организуется, планируется и
осуществляется по производственно-территориальному принципу, который
предполагает вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов и учащихся,
материальных и культурных ценностей по предприятиям, организациям,
учреждениям и учебным заведениям, а эвакуацию остального населения – по месту
жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
В определенных случаях
(ночное время суток, выходные и праздничные дни) эвакуация населения
осуществляется по территориальному признаку непосредственно из мест
нахождения населения на момент объявления эвакуации.
1.4. К материальным
ценностям, подлежащим эвакуации в безопасные районы из зон возможных
опасностей, относятся государственные, производственные и научные ценности,
особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд
технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на
электронных носителях, научные собрания и фонды организаций, запасы
продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения,
оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы
материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения
населения, сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и
фуражные запасы, а также запасы материальных средств для обеспечения
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1.5. К культурным
ценностям, подлежащим эвакуации, относятся культурные ценности мирового
значения, российский страховой фонд документов библиотечных фондов,
культурные ценности федерального (общероссийского) значения, электронные
информационные ресурсы на жестких носителях и культурные ценности, имеющие
исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
Эвакуация материальных и
культурных ценностей осуществляется организациями, в чьем ведении находятся
данные ценности.
1.6. К основным видам
жизнеобеспечения населения в ЧС относятся медицинское обеспечение,
обеспечение жильем, продуктами питания, водой, предметами первой
необходимости, коммунально-бытовыми услугами, охрана общественного порядка,
противопожарное, транспортное, инженерное, материально-техническое,
психологическое и информационное обеспечение.
1.7. Для размещения
эвакуируемого населения в безопасных районах могут развертываться пункты
временного размещения (далее – ПВР), способные вместить необходимое
количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на
период от нескольких часов до нескольких суток.
Для временного размещения
эвакуируемого населения используются служебно-бытовые помещения, клубы,
пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома
отдыха, санатории, а также центры временного размещения и другие
соответствующие помещения.
Исходя из возможной обстановки
на территории муниципального образования, заблаговременно подбираются места
для временного размещения и расселения населения, размещения и хранения
материальных и культурных ценностей.
1.8. Проведение эвакуации
из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и
развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия
поражающих факторов источника ЧС.
Вероятными источниками
возникновения ЧС, угрожающих здоровью и жизни людей, осложняющих
производственную деятельность на территории области, могут быть:
химически опасные объекты
экономики, использующие или производящие аварийно-химические опасные вещества
(далее – АХОВ);
гидроузлы водохранилищ;
взрывопожароопасные
объекты;
лесные, торфяные и прочие
пожары;
аварии или нарушения
нормального жизнеобеспечения населения, при которых возникает угроза жизни и
здоровью людей.
1.9. В зависимости от
времени и сроков проведения вводятся следующие варианты эвакуации:
заблаговременная и экстренная.
При получении достоверных
данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных
объектах или стихийного бедствия проводится заблаговременная эвакуация из зон
возможного действия поражающих факторов источника ЧС (прогнозируемых зон ЧС).
В случае возникновения ЧС проводится экстренная эвакуация.
Вывоз (вывод) населения,
материальных и культурных ценностей из зон ЧС может осуществляться при малом
времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов
источника ЧС.
1.10. Решение на
проведение эвакуации в зависимости от масштаба ЧС принимается главой
администрации области или руководителями органов местного самоуправления.
В случаях, требующих
принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный
характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника
дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта
(дежурно-диспетчерской службы города, района).
1.11. Общее руководство
эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей осуществляется
главой администрации области, руководителями органов местного самоуправления,
руководителями организаций, комиссиями по чрезвычайным ситуациям области,
города, района, организации.
Непосредственная
организация и проведение эвакуации возлагается на эвакуационные органы, создаваемые
руководителями органов местного самоуправления, руководителями организаций,
органами специально уполномоченными на решение задач в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от ЧС.
1.12. Эвакуируемое
население, материальные и культурные ценности размещаются в безопасных
районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
1.13. Способы эвакуации и
сроки ее проведения определяются в зависимости от масштабов ЧС, численности
населения, наличия материальных и культурных ценностей в зоне ЧС, наличия
транспорта и местных условий.
Основным способом
эвакуации является вывоз населения, материальных и культурных ценностей всеми
видами транспорта с использованием автомобильного транспорта общего
пользования, ведомственного и транспорта организаций, осуществляющих
производственную деятельность зоне ЧС, допускается использование личного
транспорта граждан, проживающих в зоне ЧС. Вывод населения пешим порядком
планируется на некоторых этапах экстренной эвакуации.
Эвакуация материальных и культурных
ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами органов
местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные
материальные и культурные ценности.
2. Основы планирования
эвакуационных мероприятий в ЧС природного и техногенного характера
2.1. Планирование,
организация и проведение эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей, их размещение в безопасных районах непосредственно возлагается на
эвакуационные органы совместно с органами, специально уполномоченными на
решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
ЧС природного и техногенного характера.
2.2. Планы эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей оформляются в виде разделов
планов действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в мирное время
на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Эвакуационные мероприятия
планируются и готовятся в повседневной деятельности и осуществляются при
возникновении ЧС.
В безопасных районах
эвакуационные комиссии (эвакоприемные комиссии) органов местного
самоуправления и организаций разрабатывают планы приема, размещения и
первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
2.3. Планы эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей (приема, размещения
эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей) отрабатываются
текстуально и графически в виде схем, графиков, расчетов, приложений на
картах и пояснительной запиской к плану эвакуации.
2.4. Основной задачей
эвакуационных (эвакоприемных) комиссий при планировании эвакомероприятий
является сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор и
рекогносцировка безопасных районов, размещение эвакуируемого населения,
материальных и культурных ценностей.
3. Организация проведения
эвакуационных мероприятий
3.1. Проведение эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей возлагается на органы
исполнительной власти области, органы местного самоуправления и
соответствующие эвакуационные комиссии, Главное управление МЧС России по
Тамбовской области, комитеты (отделы) по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям муниципальных образований.
3.2. В зависимости от
обстановки устанавливаются три режима функционирования эвакуационных органов:
режим повседневной
деятельности – функционирование при нормальной производственно-промышленной,
химической, радиационной, биологической (бактериологической),
гидрометеорологической обстановке;
режим повышенной
готовности – функционирование при ухудшении производственно-промышленной,
химической, радиационной, биологической (бактериологической),
гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности
возникновения ЧС.
режим ЧС – функционирование
при возникновении и ликвидации ЧС.
3.3. Решение о введении
режимов функционирования эвакуационных органов и проведении эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей принимает глава администрации
области, руководители органов местного самоуправления и организаций.
3.4. Основные мероприятия
в режимах функционирования эвакуационных органов.
В режиме повседневной
деятельности:
проведение мероприятий по
подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места
постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в
чрезвычайных ситуациях;
разработка планов
эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения населения в
безопасных районах;
учет населения,
материальных и культурных ценностей, попадающих в опасные зоны при
возникновении ЧС;
определение маршрутов
эвакуации;
планирование и решение
вопросов обеспечения эвакуационных мероприятий;
планирование и уточнение
вопросов транспортного обеспечения эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей;
организация взаимодействия
с органами военного командования по использованию транспортных средств и
коммуникаций;
подготовка эвакуационных
органов к выполнению задач по предназначению.
В режиме повышенной
готовности:
приведение в готовность эвакуационных
комиссий;
уточнение категорий и
численности эвакуируемого населения, количества материальных и культурных
ценностей;
уточнение порядка
проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
подготовка к развертыванию
пунктов временного размещения эвакуируемого населения и мест размещения
материальных и культурных ценностей;
подготовка транспортных
средств к перевозкам людей;
контроль подготовки к
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, пунктов посадки и
высадки населения, погрузки (разгрузки) материальных и культурных ценностей,
пунктов временного проживания;
уточнение с
взаимодействующими эвакоприемными комиссиями планов приема, размещения и
обеспечения жизнедеятельности населения в безопасных районах (местах).
В режиме чрезвычайной
ситуации:
контроль за работой
администрации пунктов временного размещения, служб, обеспечивающих эвакуацию
населения, материальных и культурных ценностей;
информирование населения
об обстановке в местах размещения эвакуируемого населения;
контроль за подачей
транспорта транспортными организациями на пункты посадки населения, погрузки
материальных средств;
контроль за ходом и
проведением эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
поддержание устойчивой
связи с пунктами временного размещения и транспортными службами;
организация работы по
жизнеобеспечению населения, оставшегося без крова.
3.5. При получении
достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся
подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании
благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения,
материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.
Подготовительные
мероприятия включают:
приведение в готовность
эвакуационных (эвакоприемных) комиссий, администраций пунктов временного
размещения и уточнение порядка их работы;
уточнение численности
населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом, объема его
потребностей в продукции (услугах) первоочередного жизнеобеспечения,
количества вывозимых материальных и культурных ценностей;
уточнение количества
предприятий, объектов систем жизнеобеспечения, которые могут оказаться в зоне
ЧС и прекратить свою деятельность;
распределение транспортных
средств;
подготовка маршрутов
эвакуации;
подготовка к развертыванию
эвакуационных органов, пунктов временного размещения населения, пунктов
посадки и высадки, погрузки и разгрузки;
проверка готовности систем
оповещения и связи;
приведение в готовность
имеющихся защитных сооружений.
3.6. При получении сигнала
(распоряжения) на проведение эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей осуществляются следующие мероприятия:
оповещение председателей
эвакуационных (эвакоприемных) комиссий и населения о начале и порядке
проведения эвакуации;
развертывание и приведение
в готовность эвакуационных органов, пунктов временного размещения и
проживания населения, мест (помещений) для размещения материальных и
культурных ценностей;
сбор и подготовка к
отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
подача транспортных средств
к пунктам посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей;
прием и размещение
эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных
по первоочередным видам жизнеобеспечения, размещение материальных и
культурных ценностей.
3.7. В случае аварии на
химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения,
материальных и культурных ценностей, попадающих в зону поражения, за границы
распространения облака АХОВ. Экстренная эвакуация населения, материальных и
культурных ценностей из зоны ЧС в этих случаях осуществляется без
развертывания сборных эвакуационных пунктов. Их задачи возлагаются на
оперативные группы администраций сборных эвакопунктов, закрепленных за
соответствующими административно-территориальными единицами.
3.8. Задачи оперативных
групп:
оповещение, сбор, учет и
организация посадки населения, погрузки материальных и культурных ценностей
на транспорт;
распределение населения по
транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и
сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за
ходом проведения эвакуации и информирование эвакуационных комиссий;
организация и поддержание
общественного порядка в зоне их ответственности.
3.9. Население,
проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду
быстрого распространения зараженного облака, как правило, не выводится из
опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных) зданиях и сооружениях,
с проведением герметизации помещений и использованием средств индивидуальной
защиты органов дыхания, на верхних или нижних этажах (в зависимости от
характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения
планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и
производится из тех жилых домов и помещений организаций, которые находятся в
зоне возможного заражения.
Временное размещение
эвакуируемого населения производится в зданиях общественного назначения.
Транспортное обеспечение и временное размещение эвакуируемого населения в этих
случаях может осуществляться и проводиться в оперативном порядке.
3.10. При аварии на
транспорте, перевозящем АХОВ, вывод (вывоз) населения из зоны заражения и
временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся
обстановки. Регистрация эвакуированных производится непосредственно в местах
(пунктах) размещения.
3.11. Эвакуация населения,
материальных и культурных ценностей из зон возможного катастрофического
затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических
сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а
также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения
данного стихийного явления.
4. Обеспечение
эвакуационных мероприятий
4.1. В целях создания условий
для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются
мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому,
охране общественного порядка, безопасности дорожного движения, инженерному,
материально-техническому, связи и оповещения, разведке:
4.1.1. транспортное
обеспечение – комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и
эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения
эвакуационных перевозок. Проведение эвакуации населения, материальных и
культурных ценностей требует наличия парка транспортных средств, возможности
их привлечения к осуществлению эвакуационных мероприятий (в том числе и
транспорта, находящегося в личном пользовании), максимального использования
транспортных коммуникаций.
Работа общественного
транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные варианты его
использования:
доставка населения от мест
жительства к ПВР;
вывоз эвакуируемого
населения из зоны ЧС в безопасные районы.
Для организованного
осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого
управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные
формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы
транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.
Автомобильные колонны
формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования и
автотранспорта других организаций. Владельцы транспорта личного пользования
объединяются в группы (отряды) на основе добровольного согласия. Транспортные
средства личного пользования заблаговременно регистрируются, учитываются и
сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами
Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту их
регистрации. С владельцами личного транспорта заключается соглашение – обязательство
на их участие в эвакуационных мероприятиях, материальное обеспечение и
возмещение расходов.
Эвакуационные перевозки
железнодорожным транспортом осуществляются поездами пригородного и местного
сообщений;
4.1.2. медицинское обеспечение
– проведение органами здравоохранения организационных, лечебных,
санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных
на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание
медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также
предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных
заболеваний.
При проведении эвакуации
осуществляются следующие мероприятия:
развертывание медицинских
пунктов в местах временного размещения и проживания, пунктах посадки и
высадки, организация дежурства на них медицинского персонала;
организация обслуживания
нетранспортабельных больных;
контроль за санитарным
состоянием мест временного размещения и длительного проживания
эвакуированного населения;
непрерывное наблюдение за
противоэпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных;
снабжение медицинских
пунктов и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению
эвакуируемого населения, медицинским имуществом.
Медицинское обеспечение
организуется по территориально-производственному принципу.
Руководство медицинским
обеспечением осуществляют руководители органов здравоохранения
соответствующих территорий.
За своевременность
развертывания медицинских пунктов, их оснащение медицинским имуществом,
качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения ответственность
несут руководители конкретных лечебно-профилактических учреждений в
соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения;
4.1.3. охрана
общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения
осуществляется органами внутренних дел и включает следующие мероприятия:
осуществление пропускного
режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей);
проведение выборочного
контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для
эвакоперевозок;
оказание содействия в
мобилизации транзитного транспорта в целях вывоза людей, материальных и
культурных ценностей из зон ЧС;
охрана порядка и
обеспечение безопасности на эвакуационных объектах, маршрутах эвакуации, в
местах размещения эваконаселения, предупреждение паники и дезинформационных
слухов;
охрана объектов на этот
период;
регулирование дорожного
движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;
сопровождение автоколонн с
эвакуированным населением, материальными и культурными ценностями;
обеспечение режима допуска
транспорта в зону ЧС;
борьба с преступностью на
маршрутах эвакуации и в местах размещения;
регистрация
эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка
данных о нахождении граждан, эвакуированных из зоны ЧС);
4.1.4. инженерное
обеспечение – создание необходимых условий для эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей из зон ЧС путем обустройства объектов
инженерной инфраструктуры в местах сбора и районах размещения. Инженерное
обеспечение осуществляется инженерными службами муниципальных образований
области;
4.1.5.
материально-техническое обеспечение – техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами, запасными
частями, водой, продуктами питания, предметами первой необходимости,
обеспечение необходимым имуществом и средствами для оказания
коммунально-бытовых услуг.
Организация и координация
материально-технического обеспечения осуществляется управлениями (отделами)
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных
образований области;
4.1.6. обеспечение связи и
оповещения – оснащение пунктов временного размещения, органов управления
эвакуационными мероприятиями стационарными или передвижными средствами связи,
организация и осуществление бесперебойной связи и оповещения на всех этапах
эвакуации.
В целях информирования и
инструктирования населения в ходе проведения эвакуационных мероприятий
используются средства массовой информации, уличные громкоговорители,
транспортные средства, оборудованные громкоговорителями, наглядная
информация.
Организация связи и
оповещения возлагается на организации электросвязи и управления (отделы) по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных образований.
Финансирование мероприятий
по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Тамбовской области.
|