1. Общие
положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О Единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и
определяет основные задачи, порядок планирования, организации и обеспечение
эвакуационных мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера (далее – ЧС) на территории области.
1.2.
Эвакуационные мероприятия включают в себя следующие понятия:
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей – это
комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения,
материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их
размещение в безопасных районах;
безопасный
район – территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных
разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного
населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
жизнеобеспечение населения в ЧС – совокупность взаимоувязанных по
времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и
поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья
людей в зонах ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения
эвакуированного населения по нормам и нормативам для условий ЧС,
разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.3. Эвакуация
населения, материальных и культурных ценностей организуется, планируется и
осуществляется по производственно-территориальному принципу, который
предполагает вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов и учащихся,
материальных и культурных ценностей по предприятиям, организациям,
учреждениям и учебным заведениям, а эвакуацию остального населения – по месту
жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
В определенных
случаях (ночное время суток, выходные и праздничные дни) эвакуация населения
осуществляется по территориальному признаку непосредственно из мест нахождения
населения на момент объявления эвакуации.
1.4. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации в безопасные
районы из зон возможных опасностей, относятся государственные,
производственные и научные ценности, особо ценное научное и производственное
оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная
документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды
организаций, запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов
здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского
имущества и запасы материальных средств, необходимые для
первоочередного жизнеобеспечения населения, сельскохозяйственные животные,
запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы, а также запасы
материальных средств для обеспечения проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
1.5. К
культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся культурные ценности
мирового значения, российский страховой фонд документов библиотечных фондов,
культурные ценности федерального (общероссийского) значения, электронные
информационные ресурсы на жестких носителях и культурные ценности, имеющие
исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
Эвакуация
материальных и культурных ценностей осуществляется организациями, в чьем
ведении находятся данные ценности.
1.6. К основным видам жизнеобеспечения населения в ЧС относятся
медицинское обеспечение, обеспечение жильем, продуктами питания, водой,
предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами, охрана
общественного порядка, противопожарное, транспортное, инженерное,
материально-техническое, психологическое и информационное обеспечение.
1.7. Для
размещения эвакуируемого населения в безопасных районах могут развертываться
пункты временного размещения (далее – ПВР), способные вместить необходимое
количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на
период от нескольких часов до нескольких суток.
Для временного
размещения эвакуируемого населения используются служебно-бытовые помещения,
клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы,
дома отдыха, санатории, а также центры временного размещения и другие
соответствующие помещения.
Исходя из
возможной обстановки на территории муниципального образования, заблаговременно
подбираются места для временного размещения и расселения населения,
размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
1.8. Проведение
эвакуации из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями
возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными
параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Вероятными
источниками возникновения ЧС, угрожающих здоровью и жизни людей, осложняющих
производственную деятельность на территории области, могут быть:
химически
опасные объекты экономики, использующие или производящие аварийно-химические
опасные вещества (далее – АХОВ);
гидроузлы
водохранилищ;
взрывопожароопасные
объекты;
лесные,
торфяные и прочие пожары;
аварии или
нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при которых возникает
угроза жизни и здоровью людей.
1.9. В
зависимости от времени и сроков проведения вводятся следующие варианты
эвакуации: заблаговременная и экстренная.
При получении
достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально
опасных объектах или стихийного бедствия проводится заблаговременная
эвакуация из зон возможного действия поражающих факторов источника ЧС
(прогнозируемых зон ЧС). В случае возникновения ЧС проводится экстренная
эвакуация.
Вывоз (вывод) населения,
материальных и культурных ценностей из зон ЧС может осуществляться при малом
времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов
источника ЧС.
1.10. Решение
на проведение эвакуации в зависимости от масштаба ЧС принимается главой
администрации области или руководителями органов местного самоуправления.
В случаях,
требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая
локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению)
начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта
(дежурно-диспетчерской службы города, района).
1.11. Общее
руководство эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей
осуществляется главой администрации области, руководителями органов местного
самоуправления, руководителями организаций, комиссиями по чрезвычайным
ситуациям области, города, района, организации.
Непосредственная
организация и проведение эвакуации возлагается на эвакуационные органы,
создаваемые руководителями органов местного самоуправления, руководителями
организаций, органами специально уполномоченными на
решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
ЧС.
1.12.
Эвакуируемое население, материальные и культурные ценности размещаются в
безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
1.13. Способы
эвакуации и сроки ее проведения определяются в зависимости от масштабов ЧС,
численности населения, наличия материальных и культурных ценностей в зоне ЧС,
наличия транспорта и местных условий.
Основным
способом эвакуации является вывоз населения, материальных и культурных
ценностей всеми видами транспорта с использованием автомобильного транспорта
общего пользования, ведомственного и транспорта организаций, осуществляющих
производственную деятельность зоне ЧС, допускается использование личного
транспорта граждан, проживающих в зоне ЧС. Вывод населения пешим порядком
планируется на некоторых этапах экстренной эвакуации.
Эвакуация
материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется
транспортными средствами органов местного самоуправления и организаций, в
ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.
2. Основы
планирования эвакуационных мероприятий в ЧС природного и техногенного
характера
2.1. Планирование,
организация и проведение эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей, их размещение в безопасных районах непосредственно возлагается на
эвакуационные органы совместно с органами, специально уполномоченными на
решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
ЧС природного и техногенного характера.
2.2. Планы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации
последствий ЧС в мирное время на региональном, муниципальном и объектовом
уровнях.
Эвакуационные
мероприятия планируются и готовятся в повседневной деятельности и
осуществляются при возникновении ЧС.
В безопасных
районах эвакуационные комиссии (эвакоприемные
комиссии) органов местного самоуправления и организаций разрабатывают планы
приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого
населения.
2.3. Планы
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей (приема, размещения
эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей) отрабатываются
текстуально и графически в виде схем, графиков, расчетов, приложений на
картах и пояснительной запиской к плану эвакуации.
2.4. Основной
задачей эвакуационных (эвакоприемных) комиссий при
планировании эвакомероприятий является сбор и
подготовка необходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка безопасных
районов, размещение эвакуируемого населения, материальных и культурных
ценностей.
3. Организация
проведения эвакуационных мероприятий
3.1. Проведение
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей возлагается на
органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и
соответствующие эвакуационные комиссии, Главное управление МЧС России по
Тамбовской области, комитеты (отделы) по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям муниципальных образований.
3.2. В
зависимости от обстановки устанавливаются три режима функционирования
эвакуационных органов:
режим повседневной
деятельности – функционирование при нормальной производственно-промышленной,
химической, радиационной, биологической (бактериологической),
гидрометеорологической обстановке;
режим
повышенной готовности – функционирование при ухудшении производственно-промышленной,
химической, радиационной, биологической (бактериологической),
гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности
возникновения ЧС.
режим ЧС –
функционирование при возникновении и ликвидации ЧС.
3.3. Решение о
введении режимов функционирования эвакуационных органов и проведении
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей принимает глава
администрации области, руководители органов местного самоуправления и
организаций.
3.4. Основные
мероприятия в режимах функционирования эвакуационных органов.
В режиме
повседневной деятельности:
проведение
мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в
места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению
населения в чрезвычайных ситуациях;
разработка
планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения
населения в безопасных районах;
учет населения,
материальных и культурных ценностей, попадающих в опасные зоны при
возникновении ЧС;
определение
маршрутов эвакуации;
планирование и
решение вопросов обеспечения эвакуационных мероприятий;
планирование и
уточнение вопросов транспортного обеспечения эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей;
организация
взаимодействия с органами военного командования по использованию транспортных
средств и коммуникаций;
подготовка
эвакуационных органов к выполнению задач по предназначению.
В режиме
повышенной готовности:
приведение в
готовность эвакуационных комиссий;
уточнение
категорий и численности эвакуируемого населения, количества материальных и
культурных ценностей;
уточнение
порядка проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
подготовка к
развертыванию пунктов временного размещения эвакуируемого населения и мест
размещения материальных и культурных ценностей;
подготовка
транспортных средств к перевозкам людей;
контроль
подготовки к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей,
пунктов посадки и высадки населения, погрузки (разгрузки) материальных и
культурных ценностей, пунктов временного проживания;
уточнение с
взаимодействующими эвакоприемными комиссиями планов
приема, размещения и обеспечения жизнедеятельности населения в безопасных
районах (местах).
В режиме
чрезвычайной ситуации:
контроль за работой администрации пунктов
временного размещения, служб, обеспечивающих эвакуацию населения,
материальных и культурных ценностей;
информирование
населения об обстановке в местах размещения эвакуируемого населения;
контроль за подачей транспорта транспортными
организациями на пункты посадки населения, погрузки материальных средств;
контроль за ходом и проведением эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей;
поддержание
устойчивой связи с пунктами временного размещения и транспортными службами;
организация
работы по жизнеобеспечению населения, оставшегося без крова.
3.5. При
получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся
подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании
благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения,
материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.
Подготовительные
мероприятия включают:
приведение в
готовность эвакуационных (эвакоприемных) комиссий,
администраций пунктов временного размещения и уточнение порядка их работы;
уточнение
численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом,
объема его потребностей в продукции (услугах) первоочередного
жизнеобеспечения, количества вывозимых материальных и культурных ценностей;
уточнение
количества предприятий, объектов систем жизнеобеспечения, которые могут
оказаться в зоне ЧС и прекратить свою деятельность;
распределение
транспортных средств;
подготовка
маршрутов эвакуации;
подготовка к
развертыванию эвакуационных органов, пунктов временного размещения населения,
пунктов посадки и высадки, погрузки и разгрузки;
проверка
готовности систем оповещения и связи;
приведение в
готовность имеющихся защитных сооружений.
3.6. При
получении сигнала (распоряжения) на проведение эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей осуществляются следующие мероприятия:
оповещение
председателей эвакуационных (эвакоприемных)
комиссий и населения о начале и порядке проведения эвакуации;
развертывание и
приведение в готовность эвакуационных органов, пунктов временного размещения
и проживания населения, мест (помещений) для размещения материальных и
культурных ценностей;
сбор и
подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
подача
транспортных средств к пунктам посадки населения,
погрузки материальных и культурных ценностей;
прием и
размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно
подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения, размещение
материальных и культурных ценностей.
3.7. В случае
аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод)
населения, материальных и культурных ценностей, попадающих в зону поражения,
за границы распространения облака АХОВ. Экстренная эвакуация населения,
материальных и культурных ценностей из зоны ЧС в этих случаях осуществляется
без развертывания сборных эвакуационных пунктов. Их задачи возлагаются на
оперативные группы администраций сборных эвакопунктов, закрепленных за
соответствующими административно-территориальными единицами.
3.8. Задачи
оперативных групп:
оповещение,
сбор, учет и организация посадки населения, погрузки материальных и
культурных ценностей на транспорт;
распределение
населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн
(эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование
эвакуационных комиссий;
организация и
поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
3.9. Население, проживающее в непосредственной близости от химически
опасного объекта, ввиду быстрого распространения зараженного облака, как
правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых
(производственных) зданиях и сооружениях, с проведением герметизации
помещений и использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, на
верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ).
Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по
данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и
помещений организаций, которые находятся в зоне возможного заражения.
Временное
размещение эвакуируемого населения производится в зданиях общественного
назначения. Транспортное обеспечение и временное размещение эвакуируемого
населения в этих случаях может осуществляться и проводиться в оперативном
порядке.
3.10. При
аварии на транспорте, перевозящем АХОВ, вывод (вывоз) населения из зоны
заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально
складывающейся обстановки. Регистрация эвакуированных производится
непосредственно в местах (пунктах) размещения.
3.11. Эвакуация
населения, материальных и культурных ценностей из зон возможного
катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае
разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в
реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения
вследствие возникновения данного стихийного явления.
4. Обеспечение
эвакуационных мероприятий
4.1. В целях
создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и
осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному,
медицинскому, охране общественного порядка, безопасности дорожного движения,
инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, разведке:
4.1.1.
транспортное обеспечение – комплекс мероприятий, охватывающих подготовку,
распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для
выполнения эвакуационных перевозок. Проведение эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей требует наличия парка транспортных
средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакуационных мероприятий
(в том числе и транспорта, находящегося в личном пользовании), максимального
использования транспортных коммуникаций.
Работа
общественного транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные
варианты его использования:
доставка
населения от мест жительства к ПВР;
вывоз
эвакуируемого населения из зоны ЧС в безопасные районы.
Для
организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий
устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные
автомобильные формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды,
группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.
Автомобильные
колонны формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования
и автотранспорта других организаций. Владельцы транспорта личного пользования
объединяются в группы (отряды) на основе добровольного согласия. Транспортные
средства личного пользования заблаговременно регистрируются, учитываются и
сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами
Государственной инспекции безопасности дорожного движения по месту их
регистрации. С владельцами личного транспорта заключается соглашение –
обязательство на их участие в эвакуационных мероприятиях, материальное
обеспечение и возмещение расходов.
Эвакуационные
перевозки железнодорожным транспортом осуществляются поездами пригородного и
местного сообщений;
4.1.2.
медицинское обеспечение – проведение органами здравоохранения
организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и
противоэпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья
эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим
и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и
распространения массовых инфекционных заболеваний.
При проведении
эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
развертывание
медицинских пунктов в местах временного размещения и проживания, пунктах
посадки и высадки, организация дежурства на них медицинского персонала;
организация
обслуживания нетранспортабельных больных;
контроль за санитарным состоянием мест временного
размещения и длительного проживания эвакуированного населения;
непрерывное наблюдение
за противоэпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных;
снабжение
медицинских пунктов и формирований здравоохранения, привлекаемых к
обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.
Медицинское
обеспечение организуется по территориально-производственному принципу.
Руководство
медицинским обеспечением осуществляют руководители органов здравоохранения
соответствующих территорий.
За
своевременность развертывания медицинских пунктов, их оснащение медицинским
имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения
ответственность несут руководители конкретных лечебно-профилактических
учреждений в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения;
4.1.3. охрана
общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения
осуществляется органами внутренних дел и включает следующие мероприятия:
осуществление
пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей);
проведение
выборочного контроля технического состояния транспортных средств,
предназначенных для эвакоперевозок;
оказание
содействия в мобилизации транзитного транспорта в целях вывоза людей,
материальных и культурных ценностей из зон ЧС;
охрана порядка
и обеспечение безопасности на эвакуационных объектах, маршрутах эвакуации, в
местах размещения эваконаселения, предупреждение
паники и дезинформационных слухов;
охрана объектов
на этот период;
регулирование
дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;
сопровождение
автоколонн с эвакуированным населением, материальными и культурными
ценностями;
обеспечение
режима допуска транспорта в зону ЧС;
борьба с
преступностью на маршрутах эвакуации и в местах размещения;
регистрация
эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка
данных о нахождении граждан, эвакуированных из зоны ЧС);
4.1.4.
инженерное обеспечение – создание необходимых условий для эвакуации
населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС путем обустройства
объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора и районах размещения.
Инженерное обеспечение осуществляется инженерными службами муниципальных
образований области;
4.1.5.
материально-техническое обеспечение – техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами, запасными
частями, водой, продуктами питания, предметами первой необходимости,
обеспечение необходимым имуществом и средствами для оказания
коммунально-бытовых услуг.
Организация и
координация материально-технического обеспечения осуществляется управлениями
(отделами) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
муниципальных образований области;
4.1.6.
обеспечение связи и оповещения – оснащение пунктов временного размещения,
органов управления эвакуационными мероприятиями стационарными или передвижными
средствами связи, организация и осуществление бесперебойной связи и
оповещения на всех этапах эвакуации.
В целях
информирования и инструктирования населения в ходе проведения эвакуационных
мероприятий используются средства массовой информации, уличные
громкоговорители, транспортные средства, оборудованные громкоговорителями,
наглядная информация.
Организация
связи и оповещения возлагается на организации электросвязи и управления
(отделы) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных
образований.
Финансирование
мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Тамбовской области.
|