Расширенный поиск
Постановление Правительства Москвы от 20.04.2010 № 330-ППМ О С К В А ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 20 апреля 2010 года N 330-ПП Утратилo силу - Постановление Правительства Москвы от 03.07.2012 г. N 309-ПП О Городской целевой программе по охране труда в городе Москве на 2010-2011 годы (В редакции постановлений Правительства Москвы от 05.03.2011 г. N 57-ПП; от 06.09.2011 г. N 415-ПП) В целях реализации в городе государственной политики в области охраны труда, содействия работодателям города Москвы в обеспечении охраны труда и в соответствии с Законом города Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 "Об охране труда в городе Москве", Положением о системе государственного управления охраной труда в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. N 1212-ПП, постановлением Правительства Москвы от 28 июля 2009 г. N 713-ПП "О ходе реализации Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Городскую целевую программу по охране труда в городе Москве на 2010-2011 годы (далее - Программа) согласно приложению. 2. Возложить функции государственного заказчика - распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы, на Департамент труда и занятости населения города Москвы. Назначить персональным руководителем Программы руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Нетеребского О.В. 3. Департаменту труда и занятости населения города Москвы совместно с Межведомственной комиссией по охране труда при Правительстве Москвы обеспечить координацию деятельности по реализации мероприятий Программы органов исполнительной власти города Москвы, московских объединений профсоюзов и работодателей, федеральных органов надзора и контроля по городу Москве, Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. 4. Департаментам, комитетам, управлениям, префектурам административных округов города Москвы обеспечить выполнение мероприятий Программы и ежеквартально представлять в Департамент труда и занятости населения города Москвы информацию о ходе их выполнения. 5. Департаменту труда и занятости населения города Москвы в установленном Правительством Москвы порядке представить в Департамент финансов города Москвы данные об объемах средств на реализацию Программы для включения их в Реестр расходных обязательств города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 сентября 2009 г. N 1025-ПП "О порядке ведения Реестра расходных обязательств города Москвы". 6. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год включить Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города Москвы. 7. Департаменту финансов города Москвы предусмотреть обеспечение обособленного учета бюджетных средств на выполнение мероприятий Программы при подготовке проекта закона города Москвы об изменении бюджета города Москвы на 2010 год. 8. Установить, что расходы на реализацию мероприятий Программы осуществляются департаментами, комитетами, управлениями, префектурами административных округов города Москвы, участвующими в их реализации, в пределах средств, предусмотренных им в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год. 9. В целях обеспечения мониторинга хода реализации Программы государственному заказчику Департаменту труда и занятости населения города Москвы ежегодно представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы до 1 марта отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 15 ноября отчет за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год. 10. Признать утратившими силу: 10.1. Постановление Правительства Москвы от 23 октября 2007 г. N 920-ПП "О Комплексе программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы". 10.2. Пункт 14 постановления Правительства Москвы от 28 июля 2009 г. N 713-ПП "О ходе реализации Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы". 11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 20 апреля 2010 г. N 330-ПП Городская целевая программа по охране труда в городе Москве на 2010-2011 годы (В редакции постановлений Правительства Москвы от 05.03.2011 г. N 57-ПП; от 06.09.2011 г. N 415-ПП) П А С П О Р Т ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010 - 2011 ГОДЫ ------------------------------------------------------------------- Наименование Городская целевая программа по охране труда Программы в городе Москве на 2010-2011 годы ------------------------------------------------------------------- Основание для постановление Правительства Москвы от 28 июля разработки 2009 г. N 713-ПП "О ходе реализации Комплекса Программы программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы" Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 "Об охране труда в городе Москве" постановление Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. N 1212-ПП "Об утверждении Положения о системе государственного управления охраной труда и Положения о Межведомственной комиссии по охране труда" Государственный Департамент труда и занятости населения города заказчик Москвы Программы Персональный руководитель Программы - руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы О.В.Нетеребский Разработчик Департамент труда и занятости населения города Программы Москвы Межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский городской центр условий и охраны труда" Основные Межведомственная комиссия по охране труда при исполнители Правительстве Москвы Программы Департамент труда и занятости населения города Москвы Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Комитет города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы Органы исполнительной власти города Москвы Московская Федерация профсоюзов Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Государственная инспекция труда в городе Москве Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский городской центр условий и охраны труда" Организации, образующие инфраструктуру обеспечения охраны труда в городе Москве Организации города Москвы (работодатели) Организации малого и среднего предпринимательства Основные исполнители целевой программы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд Сроки и этапы Начало реализации Программы - 20.04.2010 реализации Окончание реализации Программы - 31.12.2011 Программы Этапы реализации целевой программы 1-й этап - 2010 год 2-й этап - 2011 год Цель Программы Создание условий для обеспечения работодателями города Москвы безопасных условий и охраны труда на рабочих местах, повышение уровня социальной защиты прав работников на безопасные условия труда Основные задачи Совершенствование государственного управления Программы охраной труда в городе Москве Развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда, включая регулирование обеспечения охраны труда в административных округах города Москвы, отраслях экономики, социальной сфере, малом и среднем предпринимательстве, информационное обеспечение охраны труда, обучение охране труда, содействие работодателям в организации работ по охране труда, аттестации рабочих мест по условиям труда Повышение эффективности государственного надзора и контроля за охраной труда Основные - Выработка и принятие совместных решений по мероприятия реализации государственной политики в области Программы охраны труда органами исполнительной власти города Москвы, органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей, другими организациями в сфере обеспечения охраны труда в рамках работы Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, аналогичных комиссий в отраслевых и территориальных органах исполнительной власти города Москвы; - повышение уровня взаимодействия отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы с организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; - разработка и внедрение автоматизированной системы обработки информации о существующих условиях труда; - нормативное, методическое и информационное обеспечение субъектов и объектов управления охраной труда; - повышение эффективности работы городских и окружных базовых центров по охране труда, окружных центров развития предпринимательства, обучающих организаций, органов по сертификации работ по охране труда, измерительных лабораторий; - реализация предупредительных и профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - методическая и практическая помощь организациям города в обеспечении охраны труда; - обеспечение приоритета контроля за состоянием охраны труда на предприятиях и в организациях, допускающих случаи производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом Финансовое (Строка изложена в новой обеспечение редакции - смотри подлинник Программы Постановления Правительства Москвы от 06.09.2011 г. N 415-ПП) ------------------------------------------------------------------- Ожидаемые Показатели 2009 2010 2011 всего результаты г. г. г. Программы старто- вые усло- вия ------------------------------------------------------------------- Уровень 1,2 1,15 1,1 1,1 производственного травматизма Разработка методических 4 4 6 10 материалов по охране труда,шт. Количество организаций, 2961 3032 3106 3106 охваченных статистическим наблюдением, не имеющих случаи производственного травматизма,ед. Количество организаций, 1805 2000 2100 4100 которым оказана методическая и (или) практическая помощь, ед. Количество рабочих 208,8 246,4 295,7 295,7 мест в бюджетных организациях города, на которых проведена аттестация по условиям труда, тыс. Количество рабочих 134,96 130,9 125,24 125,24 мест, с вредными и (или) опасными условиями труда в бюджетных организациях города, тыс. Тираж нормативных 70,0 58,0 66,0 124,0 документов и методических материалов по охране труда для обеспечения организаций города, тыс. экз. Численность 1359 1310 1262 1262 пострадавших с утратой трудоспособности на один день и более в результате несчастного случая в организациях города, охваченных статистическим наблюдением, чел. Количество случаев 677 658 636 636 производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом (по данным Государственной инспекции труда в городе Москве), ед. Количество случаев 124 121 118 118 производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом в организациях малого и среднего предпринимательства, ед. Количество 1,7 1,7 1,8 3,5 руководителей и специалистов малых и средних предприятий, прошедших обучение по охране труда, тыс. чел. Количество работников, 58,0 60,0 62,0 122,0 прошедших обучение по охране труда, тыс. чел. Система Для обеспечения мониторинга хода реализации организации Программы государственный заказчик Департамент управления труда и занятости населения города Москвы ежегодно и контроля представляет в Департамент экономической политики и за развития города Москвы до 1 марта отчет о ходе исполнением выполнения программных мероприятий за отчетный год Программы и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год. Внешний контроль за исполнением Программы осуществляется Департаментом финансов города Москвы, Департаментом экономической политики города Москвы, Главным управлением государственного финансового контроля города Москвы, Контрольно-счетной палатой Москвы. 1. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации Главное преимущество любого территориального образования связано с его человеческим потенциалом, состояние которого во многом определяется условиями труда. Именно безопасные и здоровые условия труда являются неотъемлемой составляющей устойчивого социально-экономического развития города Москвы, стабилизации социально-трудовых отношений. Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и работодателей, так и для города в целом. Реализация в городе Москве основных направлений государственной политики в области охраны труда базируется на принятии и выполнении городских программных мероприятий по охране труда. В Москве функционирует система государственного управления охраной труда. Законом города Москвы от 12.03.2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве" и Положением о системе государственного управления охраной труда в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.11.2009 N 1212-ПП, определены полномочия и функции субъектов управления охраной труда - Правительства Москвы, Департамента труда и занятости населения города Москвы, отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы. В органах исполнительной власти города Москвы осуществляют свою деятельность отраслевые комиссии по охране труда, межведомственные комиссии по охране труда при префектурах административных округов и управах районов города Москвы. Действие городской системы управления охраной труда направлено на совершенствование работы субъектов управления охраной труда и работодателей, позволяющей создавать условия для безопасного производства работ в организациях города, снижения уровней профессиональных рисков повреждения здоровья и, как следствие, исключения случаев производственного травматизма, и в первую очередь, травматизма с тяжелым и смертельным исходом. Государственные нормативные требования охраны труда распространяются на все хозяйствующие субъекты города, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и сфер деятельности. Результаты выполнения этих требований определяют уровни профессиональных рисков и степень повреждения здоровья, показывают отношение работодателей к обеспечению охраны труда. Содействие работодателям в обеспечении охраны труда осуществляется в Москве на основе программно-целевого метода.Городская целевая программа по охране труда на 2010-2011 годы является логическим продолжением предыдущих программных мероприятий и учитывает результаты их реализации. Использование программно-целевого метода и системный подход в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, учитывающий реальное состояние дел с обеспечением охраны труда в различных отраслях экономики и сферах деятельности, полностью себя оправдывают. Реализация программных мероприятий, совместная работа Правительства Москвы, иных органов государственной власти города Москвы, органов государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей позволила сохранить наметившуюся с 2004 года тенденцию снижения уровня производственного травматизма. Город Москва является одним из субъектов Российской Федерации с наименьшими показателями уровня производственного травматизма. На основе изучения потребности организаций в средствах охраны труда, использовании современных информационных технологий и передового отечественного и зарубежного опыта получила развитие городская инфраструктура обеспечения охраны труда, которая в последние годы приобрела системный характер как в функциональном (содействие работодателю по различным направлениям деятельности в обеспечении охраны труда), так и в отраслевом и территориальном плане (широко распространяется в отраслях экономики и административных округах). Созданы базовые центры по охране труда в административных округах города Москвы, деятельность которых направлена на содействие префектурам и управам районов города Москвы в реализации государственной политики в области охраны труда, оказание методической и практической помощи организациям административных округов в организации работ по охране труда. В городской инфраструктуре обеспечения охраны труда задействовано 10 базовых центров по охране труда, 10 кабинетов по охране труда центров развития предпринимательства в административных округах города Москвы, 57 обучающих организаций, 52 органа по сертификации работ по охране труда, 75 измерительных лабораторий и около 75 специализированных организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги в сфере охраны труда. В дальнейшем необходимо продолжать развивать и совершенствовать инфраструктуру обеспечения охраны труда в отраслях экономики и административных округах города Москвы. Это обусловлено специфичностью требований к обеспечению безопасных условий и охраны труда в отдельных отраслях экономики и необходимостью обеспечения "шаговой доступности" работодателей к специализированным организациям, оказывающим адресное содействие организациям по различным направлениям: обучающему, методическому, консультационному, организационно-техническому, экспертному, научному и т.д. Важнейшим направлением деятельности Правительства Москвы в области охраны труда было и остается взаимодействие с социальными партнерами, органами государственного надзора и контроля, работодателями. Особая роль в этой работе отводится Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, которая координирует деятельность органов исполнительной власти города Москвы, объединений профсоюзов и работодателей, органов государственного надзора и контроля, статистики, социального страхования, направленную на выработку единых подходов к решению задач в системе государственного управления охраной труда в городе Москве, осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и других мероприятий по охране труда. Отсутствие на федеральном уровне эффективных законодательных механизмов, обеспечивающих связь развития производства с обеспечением охраны труда, приводит к тому, что производственные процессы сопровождаются производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью. Другим негативным явлением стало непринятие работодателями предупредительных и профилактических мер, направленных на улучшение условий труда и снижение уровня производственного травматизма, которое неразрывно связано с финансовой несостоятельностью предприятий и организаций, в том числе в условиях кризисных явлений. Сложившаяся ситуация с обеспечением охраны труда характеризуется фактическим отсутствием ответственности работодателя за происшедшие несчастные случаи на производстве. Отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих работодателей в улучшении условий труда, приводит к невыполнению требований охраны труда и, как следствие, к производственному травматизму и возникновению аварийных ситуаций. Результаты планового контроля, осуществляемого Государственной инспекцией труда в городе Москве, показывают, что в каждой организации города ежегодно фиксируется в среднем 12 - 14 нарушений требований трудового законодательства включая законодательство об охране труда. Так, в 2009 году в 5135 организациях отмечено 63553 таких нарушения. Наличие профессиональных рисков повреждения здоровья при определенных условиях косвенно или непосредственно влияет на возникновение несчастных случаев на производстве. Деятельность субъектов системы государственного управления охраной труда в городе Москве во взаимодействии с работодателями должна быть постоянно направлена на обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, принятие и реализацию предупредительных и профилактических мер на уровне города, отрасли, административного округа города Москвы. На уровне предприятия и организации должно обеспечиваться предупреждение случаев производственного травматизма, устранение причин происшедших несчастных случаев. Эффективность реализации государственной политики в области охраны труда определяется уровнем взаимодействия субъектов управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля, общественного контроля, организаций, участвующих в обеспечении охраны труда. Без использования программно-целевого метода невозможно достичь заявленных целей и задач, так как каждый из активно действующих на открытом пространстве обеспечения охраны труда субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При наличии целевой программы, являющейся основным инструментом реализации единой политики в сфере охраны труда, устраняются возможные противоречия, а поставленные задачи находят свое решение. 2. Основная цель Программы. Оценка социальных и экономических результатов реализации Программы Основной целью Программы является создание условий для обеспечения работодателями города Москвы безопасных условий и охраны труда на рабочих местах, повышение уровня социальной защиты прав работников на безопасные условия труда. Обеспечение безопасных условий и охраны труда в решении задач социально - экономического развития города Москвы неразрывно связано с реализацией основных направлений государственной политики в области охраны труда, проводимой в стране, и заключается: - в обеспечении стабильности работы трудового потенциала города; - в создании условий для повышения конкурентоспособности предприятий и организаций города; - в снижении себестоимости продукции. Социальный эффект по результатам выполнения намечаемых программных мероприятий проявится в повышении уровня социальной защиты прав работников на безопасные условия труда, сокращении случаев производственного травматизма со смертельным исходом и травматизма с тяжелым исходом, результатом которого в большинстве случаев является получение потерпевшими инвалидности. Уровень конкурентоспособности проявится при внедрении на предприятиях и в организациях города Москвы системы обеспечения качества продукции, составляющей частью которой являются показатели уровней обеспечения охраны труда и производственного травматизма. Отсутствие несчастных случаев на производстве позволяет снизить себестоимость продукции за счет снижения уровня косвенных потерь и расходов на ремонт и замену вышедшего из строя оборудования, машин, механизмов и приспособлений, ремонта помещений, цехов и участков, покупку нового инструмента, сырья и материалов. Остановка производства, вынужденная замена работников напрямую связаны со снижением качества продукции и объемов ее производства. В ближайшей перспективе на социально-экономическое развитие города в первую очередь будут влиять: - обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, полнота и качество обеспечения безопасного производства работ, исключение возможности аварийных ситуаций; - эффективность государственного надзора и контроля, общественного контроля; - состояние и качество обучения в области охраны труда. Совершенствование работы по этим направлениям позволит в 2010-2011 годах решить ряд проблем в создании работникам московских организаций условий, соответствующих требованиям охраны труда. Предлагается установить следующие основные показатели результатов выполнения мероприятий Программы по годам (относительно показателей 2009 года). ------------------------------------------------------------------- Показатель Единица Годы измерения 2010 2011 ------------------------------------------------------------------- Уровень производственного Число 1,15 1,1 травматизма пострадавших в расчете на 1000 работающих Разработка методических шт. 4 6 материалов по охране труда Количество организаций, ед. 3032 3106 охваченных статистическим наблюдением, не имеющих случаи производственного травматизма Количество организаций, ед. 2000 2100 которым оказана методическая и (или) практическая помощь Количество рабочих мест в тыс. рабочих мест 246,4 295,7 бюджетных организациях города, на которых проведена аттестация по условиям труда Количество рабочих мест с тыс. рабочих мест 130,9 125,24 вредными и (или) опасными условиями труда в бюджетных организациях города Тираж нормативных тыс. экз. 58,0 66,0 документов и методических материалов по охране труда для обеспечения организаций города Численность пострадавших чел. 1310 1262 с утратой трудоспособности на один день и более в результате несчастного случая в организациях города, охваченных статистическим наблюдением Снижение количества ед. на 19 на 41 случаев производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом (по данным Государственной инспекции труда в городе Москве) Снижение количества ед. на 3 на 6 случаев производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом в организациях малого и среднего предпринимательства (по данным Государственной инспекции труда в городе Москве) Количество руководителей тыс. чел. 1,7 1,8 и специалистов малых и средних предприятий прошедших обучение по охране труда Количество работников, тыс. чел. 60,0 62,0 прошедших обучение по охране труда 3. Основные задачи Программы Для достижения цели Программы и обеспечения результатов ее реализации, а также, исходя из существующих потребностей работодателей, должны быть решены следующие задачи по трем основным направлениям: - совершенствование механизмов управления охраной труда на городском, отраслевом и территориальном уровнях; - развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда; - повышение эффективности надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда. Решение задачи совершенствования механизмов управления охраной труда обеспечивается путем: - выработки и принятия совместных решений по реализации государственной политики в области охраны труда органами исполнительной власти города Москвы, органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей, другими организациями в сфере обеспечения охраны труда в рамках работы Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, аналогичных комиссий при органах исполнительной власти города Москвы; - исследования отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы состояния условий и охраны труда в организациях отраслей экономики города, социальной сферы, административных округов города Москвы и использования результатов исследований при подготовке предложений и мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, принятия и реализации предупредительных и профилактических мер по снижению уровня профессиональных рисков повреждения здоровья; - повышения уровня взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с работодателями и их объединениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; - рассмотрения органами исполнительной власти города Москвы, комиссиями по охране труда при органах исполнительной власти города Москвы состояния организации работ по охране труда, обеспечения безопасности труда на предприятиях и в организациях, допускающих случаи тяжелого и смертельного травматизма; - нормативного, методического и информационного обеспечения субъектов управления охраной труда; - разработки и внедрения автоматизированной системы обработки информации о существующих условиях труда в организациях города Москвы. Решение задачи развития городской инфраструктуры обеспечения охраны труда, представляющей возможность работодателям в полной мере реализовать свои обязанности по созданию безопасных условий и охраны труда в соответствии с законодательством, обеспечивается путем: - повышения эффективности работы городских и окружных базовых центров по охране труда, центров развития предпринимательства административных округов города Москвы, обучающих организаций, органов по сертификации работ по охране труда, измерительных лабораторий, которые создают условия для роста обеспеченности предприятий и организаций города средствами охраны труда; - проведения добровольной уведомительной регистрации организаций и физических лиц, оказывающих услуги в сфере обеспечения охраны труда, повышающей качество предоставляемых услуг и уровень ответственности за качество предоставляемых услуг; - внедрения и эксплуатации информационно-коммуникационных технологий в охране труда, обеспечивающих решение задач на городском, отраслевом и территориальном уровнях управления, информирования хозяйствующих субъектов и населения; - реализации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, проведение обучения отдельных категорий застрахованных предприятиями и организациями города Москвы в порядке, определяемом федеральными нормативными актами; - методического и практического обеспечения охраны труда, предусматривающего повышение эффективности организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях города, уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере обеспечения охраны труда. Решение задачи повышения эффективности надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, обеспечивается путем: - приоритета контроля за состоянием охраны труда на предприятиях и в организациях, допускающих случаи производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом; - содействия повышению роли общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; - организации и проведения органами исполнительной власти города контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в подведомственных организациях и совместных проверок состояния условий и охраны труда на предприятиях и в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности с органами государственного надзора и контроля, общественного контроля; - выявления причинно-следственных связей между невыполнением работодателями требований трудового законодательства и несчастными случаями на производстве. 4. Анализ состояния условий и охраны труда в организациях отраслей экономики города Реализация государственной политики в области охраны труда в организациях города Москвы осуществляется путем выполнения городских программных мероприятий по охране труда. Логическим продолжением реализации городских программ по охране труда явилось утверждение постановлением Правительства Москвы от 23 октября 2007 г. N 920-ПП Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы. Таблица 1 Результаты реализации Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда (2008-2009 годы) ------------------------------------------------------------------- Показатель реализации Ожидаемые Фактические программных мероприятий результаты результаты -------------------------------------- 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. ------------------------------------------------------------------- Снижение уровня 1,5 1,45 1,4 1,2 производственного травматизма (число пострадавших в расчете на 1000 работающих) Количество вопросов, 8 8 6 10 рассмотренных Межведомственной комиссией по охране труда при Правительстве Москвы Количество работников, 55,0 58,0 93,0 58,0 прошедших обучение по охране труда (тыс. чел.) Количество обслуженных 1600 1800 1728 1805 организаций специалистами Московского городского центра условий и охраны труда (ед.) Разработка методических не не 3 4 материалов по охране труда менее менее (шт.) 2-х 2-х Рост количества рабочих 4,0 6,0 4,2 6,4 мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (%) Количество аттестованных 120 120 220 300 рабочих мест в бюджетных организациях города (ед.) Обеспечение бюджетных 600 1000 2878 3000 организаций города Москвы нормативными правовыми актами по охране труда (экз.) Снижение уровня 2,0 2,2 2,0 5,0 производственного травматизма в организациях малого предпринимательства (по оперативным данным Государственной инспекции труда в городе Москве на 01.02.2010 (%) Тираж нормативных документов 20,0 20,0 43,0 70,0 и методических материалов по охране труда для обеспечения организаций города (тыс.экз.) Следует отметить, что в результате реализации городских программных мероприятий по охране труда за 5 лет число тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом снизилось на 44% - с 1218 случаев в 2004 году до 677 случаев в 2009 году. По данным Государственной инспекции труда в городе Москве в 2009 году произошли на производстве 677 несчастных случаев (в 2008г.- 796), в том числе 199 случаев со смертельным исходом (в 2008 г. - 250). Дальнейшему повышению уровня социальной защищенности работников способствует развитие системы управления охраной труда и совершенствование городской нормативной и методической базы по охране труда. Московской городской Думой принят Закон города Москвы от 12.03. 2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве". В целях его реализации разработаны правовые акты Правительства Москвы, утвердившие в том числе Положение о системе государственного управления охраной труда, Регламент подготовки и выдачи заявителям Департаментом труда и занятости населения города Москвы разрешений на право проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда, Порядок формирования сведений о существующих условиях труда в организациях города Москвы и другие документы. С целью обеспечения безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах разработаны и утверждены главным государственным санитарным врачом города Москвы рекомендации по обеспечению безопасных условий труда в строительных организациях города, по выполнению гигиенических требований к условиям труда при ремонте и обслуживании автотранспортных средств на предприятиях и в организациях; по обеспечению выполнения гигиенических требований к условиям труда подростков и инвалидов на предприятиях и в организациях города Москвы. В городской системе управления охраной труда ведущая роль отведена Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, которая осуществляет координацию взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и социальных партнеров с федеральными органами государственного надзора и контроля, органами социального страхования и государственной статистики. Комиссия рассматривает на своих заседаниях наиболее актуальные для города вопросы состояния условий и охраны труда. Регулярно контролируется ход выполнения городских программных мероприятий, рассматриваются вопросы состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, реализации государственной политики в области охраны труда в административных округах и отраслях экономики. В 2008-2009 годы издано и передано работодателям города более 113 тысяч экземпляров нормативной и методической литературы по охране труда 12 наименований. В 2009 году изменилась структура занятости населения города. По данным Мосгорстата снизилась численность занятых в промышленности - на 17,2%, жилищно-коммунальном хозяйстве - на 12,8%, финансовой сфере - на 11,2%, строительстве - на 4,6%. В то же время возросла численность работников сферы образования (6,1%), здравоохранения (6,3%), торговли (2,0%), транспорта (0,2%). Таблица 2 Среднесписочная численность работников предприятий, учреждений и организаций по видам экономической деятельности ------------------------------------------------------------------- Среднесписочная численность Количество работников, тыс. чел. работников предприятий, учреждений и организаций города Москвы: 2007 г. 2008 г. 2009 г. ------------------------------------------------------------------- всего: 6396,8 6458,2 6445,3 в том числе: промышленность 658,9 645,8 534,5 транспорт и связь 377,3 391,7 392,5 строительство 378,3 508,1 484,7 образование 389,3 379,5 404,0 оптовая и розничная торговля, 1204,3 1219,7 1244,4 услуги по ремонту здравоохранение и 314,2 321,6 341,9 предоставление социальных услуг жилищно-коммунальное хозяйство 279,3 265,8 231,8 финансовая деятельность 325,1 295,8 262,8 Кризисные явления в экономике оказывают негативное влияние на решение проблем в области охраны труда. Однако, несмотря на наличие фактов снижения объемов финансирования мероприятий по охране труда, сокращения специалистов служб охраны труда, отказа от проведения обучения по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в городе удается сохранить тенденцию снижения уровня производственного травматизма. Травматизм с тяжелым и смертельным исходом, по оперативным данным Государственной инспекции труда в городе Москве снизился на 19,5%. по сравнению с 2007 годом. Таблица 3 Производственный травматизм ------------------------------------------------------------------- 2007 г. 2008 г. 2009 г. ------------------------------------------------------------------- Общее количество пострадавших, 900 839 713 чел. Число несчастных случаев производственного травматизма с 842 796 677 тяжелым и смертельным исходом Число пострадавших со смертельным исходом, чел. 285 250 199 В отраслях экономики города наблюдается в основном снижение уровня производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом. Однако в организациях розничной и оптовой торговли число случаев производственного травматизма возросло. (Таблица 4). Анализ причин несчастных случаев показывает, что рост травматизма связан в большинстве случаев с организационными причинами (необученность персонала, отсутствие или неприменение средств защиты, несоблюдение правил безопасного производства работ и др.). Таблица 4 Количество случаев производственного травматизма (групповых, тяжелых и со смертельным исходом) в отраслях экономики города ------------------------------------------------------------------- N Группы отраслей экономики 2007 г. 2008 г. 2009 г.* ------------------------------------------------------------------- 1. Строительство 334 306 189 2. Транспорт 88 91 75 3. Наука и научное 31 26 23 обслуживание 4. Промышленность 138 141 88 5. Связь 12 6 5 6. Торговля 58 50 54 7. ЖКХ 41 22 21 8. Электроэнергетика 7 4 3 9. Образование 16 15 15 10. Здравоохранение 8 24 20 11. Физкультура и спорт 2 3 1 12. Другие отрасли 107 106 66 * Сведения Государственной инспекции труда в городе Москве по несчастным случаям, расследованным и поставленным на учет на 01.02.2010. В связи с ростом травматизма в организациях розничной и оптовой торговли намечено усилить работу по соблюдению требований охраны труда на рабочих местах, обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты, обеспечению методической литературой по охране труда, а также разработать рекомендации по обеспечению безопасности труда в организациях розничной и оптовой торговли. В бюджетных организациях города подлежат аттестации более 430,9 тысяч рабочих мест, из которых в 2008-2009 годах аттестовано 208,8 тысяч рабочих мест (48,3%). За счет средств, предусмотренных на реализацию Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда в 2008-2009 годах, аттестовано по условиям труда более 500 рабочих мест (Колледж автомобильного транспорта N9, Специальная коррекционная школа N 77, НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского и др.). В государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы аттестовано 98,5% рабочих мест, Департамента социальной защиты населения города Москвы - 84% рабочих мест. Для активизации работы по проведению аттестации рабочих мест в бюджетных организациях Департамента образования города Москвы, Департамента физической культуры и спорта города Москвы, где аттестовано лишь 19,5% и 11,4% рабочих мест соответственно, намечено оказание консультативной и финансовой поддержки для активизации работы. Таблица 5 Аттестация рабочих мест по условиям труда в бюджетных организациях города ---------------------------------------------------------------------- Наименование органа Число Число рабочих мест, Число исполнительной рабочих на которых проведена рабочих власти мест, аттестация в 2008- мест, подлежащих 2009 гг. которые аттестации ---------------------- необходимо по усло- Всего из них аттестовать виям труда с вредными условиями труда ---------------------------------------------------------------------- Департамент 214 763 41 875 24 577 172 888 образования города Москвы Департамент здравоохранения 127 000 125 000 106 000 2 000 города Москвы Департамент жилищно- коммунального 40 098 12 521 3 697 27 577 хозяйства и благоустройства города Москвы Департамент социальной защиты 30 257 25 455 207 4 802 населения города Москвы Департамент 12 558 2 957 247 9 601 культуры города Москвы Департамент физической культуры 5 620 643 97 4 977 и спорта города Москвы Комитет ветеринарии 614 361 130 253 города Москвы ИТОГО: 430 910 208 812 134 955 222 098 По результатам аттестации, проведенной в бюджетных организациях города в 2008-2009 годах, на 64,5% выявлены вредные или опасные производственные факторы. В соответствии с планами мероприятий, составленными по результатам аттестации рабочих мест, в организациях проводится работа по улучшению условий труда. Так в бюджетных организациях Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы приведены в соответствие с требованиями охраны труда 10 283 рабочих места. Для повышения качества обработки данных результатов аттестации и разработки эффективных мероприятий по устранению опасных производственных факторов на рабочих местах предусмотрено разработать автоматизированную систему анализа данных существующих условий труда. В рамках реализации мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в 2008-2009 годах аттестовано более 140 тысяч рабочих мест по условиям труда. В каждой отрасли на работника действуют свои специфические опасные и вредные производственные факторы, которые указаны в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда. К общим опасным и вредным производственным факторам, действующим на работников в рабочей зоне относятся: производственный шум, вибрация, запыленность и загазованность воздуха, тяжелый физический труд, поражение электрическим током, воздействие низких температур в холодный период года при работе на открытых площадках. В 2009 году число впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний, зарегистрированных в Управлении Роспотребнадзора по городу Москве, составило - 182 (в 2008 г. - 105, в 2007 г. - 179). В структуре профзаболеваний ведущей патологией являются заболевания органов слуха. Стабильно высокое число случаев заболеваний органов слуха выявляется при проведении углубленного медицинского обследования летного состава аэропортов Внуково и Шереметьево. В структуре профзаболеваний органов дыхания значительную долю занимают бронхиальная астма и астматический бронхит. Это связано в первую очередь с отсутствием целенаправленного медицинского обследования при поступлении на работу, а также с воздействием веществ, обладающих сенсибилизирующим действием на органы дыхания. Удельный вес заболеваний силикозом, силикотуберкулезом, пневмокониозом, бронхиальной астмой, пылевым бронхитом составляет около 15 %, вибрационная патология составила 12,4 %. Имеет место высокий уровень хронических профессиональных заболеваний у стажированных работников (стаж работы с вредными условиями труда превышает 5 лет), т.к. не выполняется требование о прохождении ими профмедосмотров в центрах профпатологии. Для улучшения работы по предупреждению профессиональной заболеваемости в рамках реализации Комплекса программных мероприятий города Москвы по охране труда на 2008-2010 годы подготовлены и утверждены 26 декабря 2008 года Главным государственным санитарным врачом города Москвы "Методические рекомендации по организации и проведению профилактических медицинских осмотров (обследований) работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами в городе Москве". Создан Московский городской центр профпатологии, что позволит улучшить ситуацию с проведением медицинских осмотров стажированных работников, и будет способствовать выявлению заболеваний на ранних стадиях и снизить уровень профессиональной заболеваемости. В целях обеспечения заинтересованности работодателей и общественности города в создании безопасных условий и охраны труда проведена первая городская выставка "Охрана труда в Москве". На выставке представили свои экспозиции более 200 организаций города. Посетили выставку более 8 тысяч работодателей и специалистов по охране труда. В рамках деловой программы выставки проведена конференция и обучающие семинары, заключено около 2000 договоров и контрактов на проведение аттестации рабочих мест, обучения по охране труда, обеспечения работников средствами защиты и др. В соответствии с графиками, ежегодно утверждаемыми первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, проводились семинары-совещания и круглые столы по вопросам охраны труда в административных округах города. Все участники окружных мероприятий (представители более 2000 организаций ежегодно) обеспечены нормативной литературой и методическими материалами по охране труда, изданными в рамках реализации программных мероприятий. В 2009 году проведен городской смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда в организациях города Москвы, отраслях экономики и административных округах города, в котором приняли участие более 3000 городских организаций. 5. Мероприятия Программы (Раздел изложен в новой редакции - смотри подлинник Постановления Правительства Москвы от 06.09.2011 г. N 415-ПП) 6. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Программы Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, выделяемых на реализацию мероприятий по охране труда, и привлеченных внебюджетных средств - средств Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников. Общий объем финансирования, в том числе по годам реализации Программы составляет: (Таблица изложена в новой редакции - смотри подлинник Постановления Правительства Москвы от 06.09.2011 г. N 415-ПП) Объем финансирования мероприятий Программы по годам ее реализации уточняется при формировании проектов бюджета города Москвы на соответствующий год. 7. Оценка внешних факторов, влияющих на достижение цели Программы Основными внешними факторами, влияющими на уровень обеспечения безопасных условий и охраны труда, приняты: 1. Общее состояние социально-экономического развития Российской Федерации и города Москвы, тенденции его изменения. 2. Внутриполитические факторы и тенденции в сфере государственного регулирования обеспечения безопасных условий и охраны труда: - принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы; - направления, методы и объем реализации мер государственного регулирования процессами обеспечения безопасных условий и охраны труда на федеральном уровне и уровне города Москвы. 3. Основополагающие факторы, определяющие состояние и уровень обеспечения безопасных условий и охраны труда: объемы производства, уровень инфляции, научно-технический потенциал, потенциал трудовых ресурсов, уровень и динамика изменения цен на основные фонды, производственно-технологические ресурсы, средства охраны труда, бюджетная, налоговая и миграционная политика. В зависимости от степени и совокупности воздействия вышеперечисленных факторов на уровень обеспечения безопасных условий и охраны труда и эффективность принимаемых мер по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда результаты возможного хода выполнения Программы прогнозируются по трем вариантам: оптимистическому, реалистическому (базовому) и пессимистическому, представленным в таблице: -------------------------------------------------------------------- N Фактор Прогноз -------------------------------------------------- п/п оптимистический реалистический пессимистический -------------------------------------------------------------------- 1. Состояние и Превышение ут- Достижение ут- Недостижение тенденции со- вержденных вержденных утвержденных циально-эконо- стратегических стратегических стратегических мического показателей показателей показателей развития Рос- состояния эко- состояния эко- состояния эко- сии и Москвы номики на феде- номики на фе- номики на фе- ральном и го- деральном и деральном и родском уровне городском городском и снижение уровне и прог- уровне и прог- прогнозируемого нозируемого нозируемого уровня произ- уровня произ- уровня произ- водственного водственного водственного травматизма травматизма травматизма 2. Внутриполити- Принимаются фе- Существенных Происходят из- ческие факто- деральные зако- изменений за- менения в за- ры и тенден- ны, нормативные конодательства конодательст- ции в сфере акты и дополни- в сфере охраны ве, ухудшающие государствен- тельные меры в труда, влияю- положение дел ного регули- части: введения щих на уровень с государс- рования обес- экономических обеспечения твенным регу- печения безо- механизмов за- безопасных ус- лированием пасных усло- интересованнос- ловий и охраны обеспечения вий и охраны ти работодате- труда, не про- охраны труда и труда лей в обеспече- исходит снижающие эф- нии охраны тру- фективность и да; повышения оперативность эффективности работы надзор- принимаемых мер но-контрольных органами госу- органов дарственного надзора и конт- роля 3. Основополага- Увеличение до- На уровне Снижение до- ющие факторы, ходной части прогнозируе- ходной части определяющие организаций, мых организаций, состояние и направляемой на показателей направляемой уровень обес- приобретение на приобрете- печения охра- средств охраны ние средств ны труда труда и созда- охраны труда и ние безопасных создание безо- условий труда пасных условий на рабочих мес- труда на рабо- тах чих местах Реалистический вариант Программы основан на прогнозных показателях социально-экономического развития Российской Федерации и города Москвы, учете положительной оценки результатов социально-экономического развития города Москвы, анализе результатов мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях города, динамики снижения уровня производственного травматизма в 2002-2009 годах, анализе результатов выполнения в эти годы программных мероприятий по охране труда. Оптимистический вариант Программы основан на прогнозе положительных тенденций изменения внешних факторов, обеспечивающих позитивное развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда, повышение эффективности работы надзорных и контрольных государственных органов. Пессимистический вариант Программы предполагает деструктивное воздействие внешних факторов, приводящее к срыву устойчивых тенденций регулирования обеспечения безопасных условий и охраны труда на всех уровнях управления, надзора и контроля. Такое изменение тенденций могут вызвать ряд внешних воздействий, в том числе: - изменения в законодательстве; - кризисные явления в экономике; - налоговая политика, повышающая тяжесть налогового бремени, удорожание ресурсов (людских, финансовых, энергетических, технологических, информационных); - рост стоимости аренды нежилых помещений; - напряженность на рынке труда, связанная с миграционными процессами. Значения основных показателей выполнения Программы приведены в таблице. ------------------------------------------------------------------- Единица Варианты реализации Показатель измерения ------------------------------ Оптимис- Реалисти- Пессимис- тический ческий тический ------------------------------------------------------------------- Уровень число производственного пострадавших 1,0 1,1 более травматизма в расчете 1,2 на 1000 работающих Разработка методических шт. 12 10 8 материалов по охране труда Увеличение количества ед. на 200 на 145 менее организаций, охваченных 100 статистическим наблюдением, не имеющих случаев производственного травматизма Количество организаций, ед. 5000 4100 менее которым оказана 1000 методическая и (или) практическая помощь Рост количества рабочих тыс. на 90,0 на 86,9 менее мест в бюджетных рабочих 30,0 организациях города, на мест которых проведена аттестация по условиям труда Снижение количества рабочих мест с тыс. на 10,0 на 9,72 менее вредными и (или) рабочих 1,0 опасными условиями мест труда в бюджетных организациях города наблюдением документов и 10,0 методических материалов по охране труда для обеспечения организаций города Снижение численности чел. на 100 на 97 менее 10 пострадавших с утратой трудоспособности на один день и более в результате несчастного случая в организациях города, охваченных статистическим наблюдением, чел. Снижение количества случаев ед. на 48 на 41 менее 10 производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом (по данным Государственной инспекции труда в городе Москве) Снижение количества случаев ед. на 7 на 6 менее 1 производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом в организациях малого и среднего предпринимательства Количество руководителей и тыс.чел. 5,0 3,5 2,0 специалистов малых и средних предприятий, прошедших обучение по охране труда Количество работников, прошедших обучение по тыс.чел. 130,0 122,0 менее охране труда 100 8. Механизм управления Программой и контроль за ходом ее реализации Организацию и управление всем комплексом работ по реализации Программы осуществляет Департамент труда и занятости населения города Москвы, являющийся государственным заказчиком Программы. Координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, органов государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей, органов социального страхования по реализации программных мероприятий осуществляет Межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве Москвы и Департамент труда и занятости населения города Москвы. Внешний контроль за исполнением программы осуществляется Департаментом финансов города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы,Главным управлением государственного финансового контроля города Москвы, Контрольно-счетной палатой Москвы. Департамент труда и занятости населения города Москвы ежегодно в течение срока действия Программы представляет в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчеты о ходе выполнения программных мероприятий: 1 марта - за отчетный год; 15 ноября - за 9 месяцев т.г. и об ожидаемом выполнении за год. Департамент труда и занятости населения города Москвы разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты правовых актов города Москвы, необходимые для выполнения Программы. Департамент труда и занятости населения города Москвы организует работу исполнителей Программы, в том числе привлекаемых на конкурсной основе, заключает с ними договоры на выполнение конкретных программных мероприятий, осуществляет контроль за выполнением работ и эффективным использованием средств, выделяемых на их реализацию. Приложение к Городской целевой программе по охране труда в городе Москве на 2010-2011 годы Обоснование объемов финансирования мероприятий Городской целевой программы по охране труда в городе Москве на 2010-2011 годы (Приложение изложено в новой редакции - смотри подлинник Постановления Правительства Москвы от 06.09.2011 г. N 415-ПП) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|