Расширенный поиск

Закон Москвы от 12.03.2008 № 11

 



12 марта 2008 года                                             N 11
-------------------------------------------------------------------

                             З А К О Н

                           ГОРОДА МОСКВЫ


                     от 12 марта 2008 г. N 11


                  Об охране труда в городе Москве

         (В редакции законов Москвы от 04.04.2012 г. N 6;
           от 02.10.2013 г. N 50; от 24.06.2015 г. N 35;
                      от 22.11.2017 г. N 42)

     Настоящий Закон  регулирует отношения в области охраны труда в
городе Москве (далее - охрана труда).

     Статья 1. Законодательство города Москвы об охране труда

     Законодательство города Москвы об охране труда основывается на
Конституции   Российской  Федерации,  федеральных  законах  и  иных
нормативных правовых  актах  Российской  Федерации,  Уставе  города
Москвы  и  состоит  из  настоящего  Закона,  других  законов и иных
нормативных правовых актов города Москвы.

     Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

     Действие настоящего Закона распространяется на:
     1) работодателей,   осуществляющих   свою   деятельность    на
территории города Москвы (далее - работодатели);
     2) работников,   состоящих   с   работодателями   в   трудовых
отношениях (далее - работники);
     3) лиц,   участвующих    в    производственной    деятельности
работодателя  (при  выполнении  ими  какой-либо работы по поручению
работодателя  или  его  представителя   либо   осуществлении   иных
правомерных  действий,  совершаемых  в  интересах работодателя),  к
которым относятся:
     а)   работники   и   другие  лица,  получающие  образование  в
соответствии с ученическим договором; (В   редакции  Закона  Москвы
от 22.11.2017 г. N 42)
     б) обучающиеся, проходящие производственную практику;       (В
редакции Закона Москвы от 22.11.2017 г. N 42)
     в) лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в
производительном труде на лечебно-производственных  предприятиях  в
порядке    трудовой   терапии   в   соответствии   с   медицинскими
рекомендациями;
     г) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
     д) лица,  привлекаемые в установленном  порядке  к  выполнению
общественно полезных работ;
     е) члены  производственных  кооперативов,  принимающие  личное
трудовое участие в их деятельности.

     Статья 3. Требования охраны труда

     1.  На  территории  города  Москвы  действуют  государственные
нормативные  требования  охраны труда, предусмотренные федеральными
законами   и   иными   нормативными   правовыми  актами  Российской
Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными
правовыми  актами  города  Москвы  и содержащие правила, процедуры,
критерии  и  нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья
работников в процессе их трудовой деятельности. (В  редакции Закона
Москвы от 22.11.2017 г. N 42)
     2. Государственные   нормативные   требования   охраны   труда
обязательны  для  исполнения  юридическими и физическими лицами при
осуществлении  любых  видов   деятельности,   в   том   числе   при
проектировании,   строительстве   (реконструкции)   и  эксплуатации
объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования,
разработке  технологических  процессов,  организации производства и
труда.
     3. Разработка  нормативных  правовых  актов  города  Москвы об
охране труда осуществляется с учетом мнения соответствующих органов
социального партнерства города Москвы.
     4. Требования   охраны   труда,    установленные    локальными
нормативными актами организаций, расположенных на территории города
Москвы,  не  должны  противоречить  федеральным  законам   и   иным
нормативным  правовым  актам  Российской Федерации,  законам и иным
нормативным правовым актам города Москвы.

     Статья 4. Принципы и основные направления государственной
               политики города Москвы в области охраны труда

     1. Государственная  политика  города  Москвы  в области охраны
труда основывается на принципах:
     1) признания  и  обеспечения  приоритета  безопасности жизни и
здоровья работников по  отношению  к  результатам  производственной
деятельности;
     2) взаимодействия  и  сотрудничества  органов  государственной
власти   города   Москвы   с  работодателями  и  их  объединениями,
профессиональными   союзами   и   их    объединениями    и    иными
представительными органами, уполномоченными работниками.
     2. Основными  направлениями  государственной  политики  города
Москвы в области охраны труда являются:
     1)   принятие  законов  и  иных  нормативных  правовых  актов,
способствующих   достижению   безопасных  условий  труда,  снижению
уровней профессиональных рисков и предотвращению несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний; (В  редакции Закона
Москвы от 04.04.2012 г. N 6)
     2) организация   и   обеспечение  государственного  управления
охраной труда;
     3)  принятие  и  реализация  государственных  программ  города
Москвы,  включающих  мероприятия по охране труда, с участием в этой
работе профессиональных союзов; (В     редакции    Закона    Москвы
от 02.10.2013 г. N 50)
     4) содействие общественному контролю  за  соблюдением  прав  и
законных интересов работников в области охраны труда;
     5) содействие заключению коллективных  договоров,  соглашений,
содержащих   обязательства   сторон   социального   партнерства  по
улучшению условий и охраны труда;
     6)    разработка    и    осуществление    мер    экономической
заинтересованности  работодателей  в обеспечении безопасных условий
труда и оценка профессиональных рисков; (В  редакции  Закона Москвы
от 04.04.2012 г. N 6)
     7) защита прав и законных интересов  работников,  пострадавших
от    несчастных    случаев    на   производстве   или   получивших
профессиональные заболевания,  а также членов их  семей  на  основе
обязательного  социального  страхования  работников  от  несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     8) содействие обеспечению работников средствами индивидуальной
и    коллективной    защиты,   санитарно-бытовыми   помещениями   и
устройствами,    лечебно-профилактическими   средствами   за   счет
работодателей; (В редакции Закона Москвы от 22.11.2017 г. N 42)
     9) профилактика  несчастных  случаев  и  повреждения  здоровья
работников;
     10) участие в финансировании мероприятий по охране труда;
     11)  организация проведения государственной экспертизы условий
труда;  (В    редакции    законов   Москвы   от 02.10.2013 г. N 50;
от 24.06.2015 г. N 35)
     12) участие в расследовании несчастных случаев на производстве
в соответствии с федеральным законодательством; (В  редакции Закона
Москвы от 22.11.2017 г. N 42)
     13) правовое  просвещение работодателей,  работников и жителей
города Москвы в области охраны труда;
     14)  распространение  передового  отечественного и зарубежного
опыта  работы в области охраны труда и управления профессиональными
рисками; (В редакции Закона Москвы от 04.04.2012 г. N 6)
     15) организация  подготовки  специалистов  по  охране  труда и
повышения их квалификации.

     Статья 5. Право работника на труд в условиях, отвечающих
               требованиям охраны труда

     1. В  городе  Москве  должно  быть  гарантировано и обеспечено
право работника на труд в условиях,  отвечающих требованиям  охраны
труда,  предусмотренным  федеральными законами и иными нормативными
правовыми   актами   Российской   Федерации,   законами   и   иными
нормативными   правовыми   актами   города   Москвы,  коллективными
договорами и соглашениями.
     2. Органы   государственной  власти  города  Москвы  оказывают
содействие  в  реализации  права  работника  на  труд  в  условиях,
отвечающих  требованиям  охраны  труда,  коллективным  договорам  и
соглашениям.

     Статья 6. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда

     Работодатель обязан обеспечить:
     1) выполнение требований охраны труда;
     2) рассмотрение   возможности    применения    дисциплинарного
взыскания к работнику, не соблюдающему требования охраны труда;
     3) выполнение требований об  устранении  выявленных  нарушений
прав  и  законных  интересов  работников  в  области  охраны труда,
содержащихся    в    представлениях     соответствующего     органа
профессионального союза;
     4)  разработку  и  утверждение  правил  и инструкций по охране
труда  для  работников  с учетом мнения профессионального союза или
иного   уполномоченного  работниками  органа  и  в  соответствии  с
требованиями охраны труда; (В      редакции      Закона      Москвы
от 22.11.2017 г. N 42)
     4.1)    проведение    специальной    оценки   условий   труда,
предусмотренной  статьей  16.1  настоящего Закона, в соответствии с
нормами федерального законодательства; (Дополнен   -  Закон  Москвы
от 24.06.2015 г. N 35)
     5) соответствующую   численность   службы   охраны  труда  без
дальнейшего ее необоснованного сокращения или ликвидации;
     6)   выполнение   иных  требований  в  области  охраны  труда,
установленных в соответствии с федеральным законодательством.
(Дополнен - Закон Москвы от 22.11.2017 г. N 42)

     Статья 7. Государственное управление охраной труда

     Государственное управление охраной труда на территории  города
Москвы  осуществляют  федеральные  органы  исполнительной   власти,
Правительство Москвы, органы исполнительной власти города Москвы  в
пределах своих полномочий.
     (Статья в редакции Закона Москвы от 02.10.2013 г. N 50)

     Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти города
               Москвы в области охраны труда

     1. Правительство Москвы осуществляет  следующие  полномочия  в
области охраны труда:
     1) обеспечение реализации государственной политики  в  области
охраны труда;
     2) осуществление государственного управления охраной  труда  в
пределах полномочий города Москвы;
     3) принятие нормативных правовых актов города Москвы в области
охраны  труда  в  соответствии  с  федеральными  законами  и  иными
нормативными правовыми  актами  Российской  Федерации,  законами  и
иными нормативными правовыми актами города Москвы;
     4) иные полномочия, предусмотренные  федеральными  законами  и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  законами
и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
     2. Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в области
охраны  труда   на   принципах   социального   партнерства   и   во
взаимодействии    с    работодателями    и    их     объединениями,
профессиональными   союзами   и   их    объединениями    и    иными
представительными органами, уполномоченными работниками.
     3. Органы исполнительной власти города Москвы в  рамках  своей
компетенции осуществляют  следующие  полномочия  в  области  охраны
труда:
     1) реализация государственной политики в области охраны  труда
в городе Москве;
     2) проведение мониторинга состояния условий  и  охраны  труда,
организация сбора и обработки  информации  о  состоянии  условий  и
охраны  труда  у  работодателей,  осуществляющих  деятельность   на
территории города Москвы;
     3)  организация  и  осуществление  государственной  экспертизы
условий  труда,  проведение  экспертизы качества специальной оценки
условий труда; (В редакции Закона Москвы от 24.06.2015 г. N 35)
     4)  координация  проведения  обучения  работников, в том числе
руководителей  организаций,  а также работодателей - индивидуальных
предпринимателей,  проверки  знания  ими требований охраны труда, а
также проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на
производстве; (В редакции Закона Москвы от 22.11.2017 г. N 42)
     5) участие в расследовании несчастных  случаев  (в  том  числе
групповых), в результате которых один  или  несколько  пострадавших
получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных  случаев  (в
том числе групповых) со смертельным исходом;
     6) проведение анализа  состояния  условий  и  охраны  труда  в
организациях, расположенных на территории города Москвы;
     7) контроль     за     реализацией     предупредительных     и
профилактических мер, направленных на  улучшение  условий  труда  и
санитарно-бытового      обслуживания      работников,      снижение
производственного травматизма и профессиональной  заболеваемости  в
организациях, расположенных на территории города Москвы;
     8) обеспечение работы комиссий по охране труда;
     9) взаимодействие  с  работодателями   и   их   объединениями,
профессиональными   союзами   и   их    объединениями    и    иными
представительными  органами,   уполномоченными   работниками,   при
реализации государственной политики в области охраны труда;
     10) иные полномочия, предусмотренные федеральными  законами  и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  законами
и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
     (Статья в редакции Закона Москвы от 02.10.2013 г. N 50)

     Статья 9. Деятельность органов местного самоуправления
               внутригородских муниципальных образований в городе
               Москве в области охраны труда

     Органы местного самоуправления  внутригородских  муниципальных
образований в городе Москве в рамках своей компетенции осуществляют
следующие функции в области охраны труда:
     1) проведение анализа  состояния  условий  и  охраны  труда  в
муниципальных предприятиях и учреждениях;
     2) участие в установленном порядке в расследовании  несчастных
случаев (в том числе групповых),  в  результате  которых  один  или
несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья,  либо
несчастных  случаев  (в  том  числе   групповых)   со   смертельным
исходом.
     (Статья в редакции Закона Москвы от 02.10.2013 г. N 50)

     Статья 10. Полномочия отраслевых органов исполнительной власти
                города Москвы в области охраны труда

     (Утратила силу - Закон Москвы от 02.10.2013 г. N 50)

     Статья 11. Полномочия функциональных органов исполнительной
                власти города Москвы в области охраны труда

     (Утратила силу - Закон Москвы от 02.10.2013 г. N 50)

     Статья 12. Полномочия территориальных органов исполнительной
                власти города Москвы в области охраны труда

     (Утратила силу - Закон Москвы от 02.10.2013 г. N 50)

     Статья 13. Обеспечение охраны труда

     1. Обеспечение охраны труда осуществляется  в  соответствии  с
требованиями охраны труда.
     2.  Для  сотрудничества  работодателей  и работников в решении
вопросов  охраны  труда  в  организациях  создаются  и  действуют в
порядке,   установленном  федеральным  законодательством,  комитеты
(комиссии) по охране труда. (В      редакции      Закона     Москвы
от 22.11.2017 г. N 42)
     3. Организации  и  специалисты,  оказывающие  услуги в области
охраны труда на территории  города  Москвы,  проходят  добровольную
уведомительную регистрацию в порядке,  установленном Правительством
Москвы.

     Статья 14. Финансирование мероприятий по улучшению условий и
                охраны труда

     1. Финансирование   городских,   отраслевых,   территориальных
мероприятий по улучшению условий и охраны труда  осуществляется  за
счет  средств  бюджета  города  Москвы,  внебюджетных  источников в
порядке,  установленном федеральными законами и иными  нормативными
правовыми   актами   Российской   Федерации,   законами   и   иными
нормативными правовыми актами города Москвы.
     2. Финансирование  мероприятий  по  улучшению условий и охраны
труда может  осуществляться  также  за  счет  добровольных  взносов
организаций и физических лиц.
     3. Финансирование мероприятий по улучшению  условий  и  охраны
труда  осуществляется  работодателями  в  соответствии  с  Трудовым
кодексом Российской Федерации.
     4.  Финансирование  мероприятий  по улучшению условий и охраны
труда  в  организациях,  финансируемых  из  бюджета  города Москвы,
осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание, и иных
источников, предусмотренных законодательством. (В  редакции  Закона
Москвы от 02.10.2013 г. N 50)
     5. Финансирование мероприятий по улучшению  условий  и  охраны
труда в организациях в расчете на одного работника осуществляется в
размерах,  устанавливаемых в Московском  трехстороннем  соглашении,
соглашениях  и  коллективных договорах,  но не ниже предусмотренных
Генеральным   соглашением   между   общероссийскими   объединениями
профсоюзов,    общероссийскими    объединениями   работодателей   и
Правительством Российской Федерации,  межрегиональными соглашениями
с   участием   города   Москвы,   федеральными   законами  и  иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     6. В  городе  Москве  могут  создаваться  фонды охраны труда в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами   Российской   Федерации,   законами  и  иными  нормативными
правовыми актами города Москвы.

     Статья 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением
                государственных нормативных требований охраны труда

     Государственный    надзор   за   соблюдением   государственных
нормативных требований охраны труда осуществляется в соответствии с
федеральными   законами   и  иными  нормативными  правовыми  актами
Российской Федерации. (В        редакции        Закона       Москвы
от 22.11.2017 г. N 42)

     Статья 16. Государственная экспертиза условий труда

     1.  Государственная  экспертиза условий труда осуществляется в
порядке, установленном федеральным законодательством. (В   редакции
Закона Москвы от 22.11.2017 г. N 42)
     2. Лица,  осуществляющие  государственную  экспертизу  условий
труда,  имеют  право  беспрепятственно  при  наличии  удостоверения
установленного   образца   посещать  для  осуществления  экспертизы
работодателей (организации независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц),
запрашивать и безвозмездно получать необходимые  для  осуществления
данной  экспертизы  документы и другие материалы,  а также обладают
иными  правами,  предусмотренными  федеральными  законами  и  иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Статья 16.1. Специальная оценка условий труда

     1. Специальная оценка условий труда проводится в  соответствии
с  Федеральным   законом   от   28   декабря   2013 года   N 426-ФЗ
"О специальной  оценке   условий   труда",   другими   федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     2. Специальная оценка условий труда не проводится в  отношении
условий труда надомников, дистанционных  работников  и  работников,
вступивших в трудовые  отношения  с  работодателями  -  физическими
лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
     (Статья дополнена - Закон Москвы от 24.06.2015 г. N 35)

     Статья 17. Общественный контроль за соблюдением прав и
                законных интересов работников в области охраны
                труда

     1. Общественный   контроль  за  соблюдением  прав  и  законных
интересов  работников   в   области   охраны   труда   осуществляют
профессиональные    союзы   и   иные   уполномоченные   работниками
представительные органы,  которые  могут  создавать  в  этих  целях
собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных)
лиц  по  охране  труда   профессиональных   союзов   или   трудовых
коллективов.
     2. Лица,  уполномоченные на проведение общественного  контроля
за  соблюдением  прав  и  законных  интересов  работников в области
охраны труда,  действуют в соответствии с федеральными  законами  и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  законами
и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
     3. В   городе   Москве   профессиональные   союзы  в  лице  их
соответствующих   органов   имеют   право    осуществлять    выдачу
работодателям  представлений,  содержащих обязательные к выполнению
требования об  устранении  выявленных  нарушений  прав  и  законных
интересов работников в области охраны труда.

     Статья 18. Ответственность за нарушение требований охраны
                труда

     Лица, виновные в  нарушении  требований  охраны  труда,  несут
ответственность  в  соответствии  с федеральным законодательством.
(В редакции Закона Москвы от 22.11.2017 г. N 42)

     Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу

     1. Настоящий Закон вступает в силу через  10  дней  после  его
официального  опубликования,  за  исключением  пункта  8  статьи  9
настоящего Закона.
     2. Пункт  8  статьи  9  настоящего  Закона  вступает  в силу с
1 сентября 2008 года.
     3. Признать утратившими силу:
     1) Закон города Москвы от 14 марта 2001 года N  7  "Об  охране
труда в городе Москве";
     2) Закон  города  Москвы  от  26  декабря  2001  года   N   74
"О внесении изменений в статьи 5,  7,  9,  11,  12,  13,  21 Закона
города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда  в  городе
Москве";
     3) Закон города Москвы от 11 февраля 2004 года N 6 "О внесении
изменений  и дополнений в Закон города Москвы от 14 марта 2001 года
N 7 "Об охране труда в городе Москве";
     4) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 80 "О внесении
изменений в  Закон  города  Москвы  от  14  марта  2001  года  N  7
"Об охране труда в городе Москве".


     Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


     Москва, Московская
     городская Дума
     12 марта 2008 г.
     N 11

Информация по документу
Читайте также