Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 24.07.2014 № 712-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 24.07.2014 N 712-п

г. Ярославль

 

Об инвестиционной стратегии Ярославской области до 2025 года

 

(В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 15.10.2014 № 1019-п)

 

В целях соответствия требованиям Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, а также  в соответствии с постановлением Правительства области от 16.12.2011 N 1020-п «О Перечне актов в сфере стратегического управления социально-экономическим развитием Ярославской области»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.       Утвердить прилагаемую инвестиционную стратегию Ярославской области до 2025 года.

2.       Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Секретарева Д.М.

3.       Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

Губернатор области                                                              С.Н. Ястребов

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области
от 24.07.2014 N 712-п

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Ярославской области до 2025 года

 

(В редакции Постановления Правительства Ярославской области  от  15.10.2014 № 1019-п)

 

1.       Общие положения

 

1.1. Исходные посылки формирования и область применения инвестиционной стратегии Ярославской области до 2025 года (далее – инвестиционная стратегия).

Общие задачи развития региона определяются в стратегии социально- экономического развития региона, а цели и задачи развития отраслей – в отраслевых стратегиях региона.

Инвестиции являются одним из важнейших факторов экономического роста. Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции регионов и стран на мировых рынках.

Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности региона, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта.

Процесс разработки инвестиционной стратегии является составной частью, а не заменой общей системы стратегического выбора региона, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система отраслевых и функциональных стратегий, способы формирования и распределения всех ресурсов.

Инвестиционная стратегия определяет приоритеты инвестиционной деятельности органов исполнительной власти (далее – ОИВ) региона, приоритеты при формировании инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций направлений работы, обеспечивающих предусмотренное общее развитие субъекта Российской Федерации.

Принятие инвестиционной стратегии акцентирует внимание на инвестициях как ключевом элементе в системе стратегических целей и задач Ярославской области. Инвестиционная стратегия разработана на период до 2025 года на основе положений:

- указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»;

- указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

- указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года     N 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»;

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

- Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года»;

- Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года»;

- инвестиционной декларации Ярославской области, утвержденной указом Губернатора области от 22.03.2013 N 151 «Об утверждении инвестиционной декларации Ярославской области».

1.2. Цель и задачи инвестиционной стратегии.

Цель инвестиционной стратегии - увеличение объема инвестиций, привлекаемых на территорию Ярославской области (доля инвестиций во внутреннем региональном продукте (далее – ВРП) – 30 процентов к 2025 году).

Задачи инвестиционной стратегии:

- увеличение объема прямых инвестиций, в том числе иностранных;

- повышение конкурентоспособности доходных отраслей перспективных секторов экономики;

- комплексная модернизация промышленного сектора экономики;

- улучшение делового климата;

- комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья экономного класса;

- совершенствование системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в целях удовлетворения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах.

Деятельность Правительства области нацелена на увеличение инвестиционной активности в регионе в следующих сегментах:

- привлечение прямых инвестиций в новую региональную экономику;

- реализация проектов реального сектора (комплексная модернизация существующих  промышленных предприятий);

- реализация проектов публичного сектора (социальные и инфраструктурные проекты).

Реализация мероприятий инвестиционной стратегии направлена на формирование Ярославской области как:

- комфортного места для жизни. Человеческий ресурс, кадры – наиболее значимый фактор дальнейшего успешного развития региона;

- комфортного места для бизнеса. У Ярославской области имеются значительные конкурентные преимущества: широкий рынок, развитый промышленный комплекс, достаточная инфраструктура. В регионе большее внимание уделяется формированию «мягких» факторов, созданию благоприятной административной среды;

- экономически и социально инновационного и высокотехнологичного региона;

- территории эффективного взаимодействия бизнеса, власти и общества на благо жителей региона. Выстроенные и работающие в регионе механизмы коммуникации позволяют с высокой эффективностью реализовывать экономические проекты, поддерживая высокий уровень благосостояния жителей и социальную стабильность в регионе;

- открытого международному сообществу региона. Ярославская область – территория успешной региональной и международной коммуникации. В Ярославской области созданы условия для жизни и работы не только граждан Российской Федерации, но и зарубежных государств.

Обозначенные выше общие ориентиры, дополненные конкретными образами сегодняшней Ярославской области, лежат в основе имиджа региона, разработка и продвижение которого являются важной частью инвестиционной политики региона.

Сегодня очевидна необходимость формирования образа Ярославской области, если опираться на следующие наиболее конкурентные и перспективные факторы развития региона:

- высокий научный и образовательный потенциал региона, а также развитая инфраструктура сферы образования;

- развитая финансово-кредитная система региона, а также наличие широкого спектра кредитно-финансовых услуг;

- готовая транспортная и энергетическая инфраструктура;

- удобное географическое местоположение региона по отношению к транспортным магистралям и крупным потребителям продукции;

- значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности новых и действующих промышленных предприятий;

- богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов.

Успешное позиционирование и продвижение образа Ярославской области как комфортного места для работы и жизни направлены не только на привлечение новых инвесторов, специалистов, но и повышение лояльности жителей региона и поддержание социальной стабильности.

Конечной целью чёткого позиционирования Ярославской области является формирование у потенциальных инвесторов ясного и понятного образа территории, привлекательной для инвестирования и комфортной для ведения бизнеса.

 

2.       Инвестиционная привлекательность

Ярославской области

 

2.1. Ключевые факторы конкурентоспособности.

2.1.1. Благоприятный инвестиционный климат.

Степень реализации инвестиционной привлекательности является важнейшим детерминантом формирования инвестиционного спроса в регионе. В контексте цепочки создания ценности инвестиционная привлекательность является региональным ресурсом для инвестора, а степень ее реализации – сформированной ценностью.

Создание благоприятного инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной деятельности являются важнейшими направлениями деятельности органов государственной власти Ярославской области. Именно эти составляющие во многом определяют перспективы расширенного производства, инновационного развития, конкурентоспособности промышленности региона. Ярославская область входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов Российской Федерации, что обусловлено оптимальным сочетанием высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска. Это подтверждается данными международных рейтинговых агентств.

Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» изменило прогноз по долгосрочным рейтингам Ярославской области со «стабильного» на «позитивный». Долгосрочные рейтинги Ярославской области в иностранной и национальной валюте подтверждены на уровне «BB». Краткосрочный рейтинг региона в иностранной валюте – «B». Долгосрочный рейтинг по национальной шкале – «AA-(rus)».

В рейтинге «Ведение бизнеса в России – 2012», проведенном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией среди 30 региональных центров Российской Федерации, город Ярославль занял 8 место.

В соответствии с 17 инвестиционным рейтингом регионов Российской Федерации, подготовленным национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА», Ярославская область относится к регионам, где существенно снизились инвестиционные риски: с 29 места в рейтинге 2010 – 2011 годов Ярославская область в 2012 году переместилась на 16 место по уровню интегрального инвестиционного риска.

Ярославская область – один из наиболее развитых в сфере государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) субъектов Российской Федерации. В рейтинге, составленном Центром развития ГЧП и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, по состоянию на 01 февраля 2014 года регион на 9 месте. При этом в Центральном федеральном округе Ярославская область оказалась на 2 месте, уступив лишь Воронежской области (6 место) и оставив позади город Москву (10 место). Это характеризует Ярославскую область как регион с высоким потенциалом для привлечения частных инвестиций в проекты ГЧП. Столь высокая оценка Ярославской области со стороны Центра развития ГЧП – межрегиональной ассоциации, объединяющей представителей делового и экспертного сообществ, участвующих в инфраструктурных проектах, – обусловлена рядом значимых достижений региона. Ярославская область в декабре 2010 года одной из первых в стране приняла региональный закон о ГЧП, создав базу для разработки ряда крупных проектов.

В 2012 году Ярославская область вошла в число 11 пилотных регионов по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив» и общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».

Наиболее распространенной формой финансовой государственной поддержки в Ярославской области является предоставление налоговых льгот. Налоговые льготы предоставляются в течение расчетного периода окупаемости проекта, но не более 7 лет; для стратегических инвестиционных проектов – до 9 лет.

Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности оказывается комплексная системная административная поддержка, в том числе по сокращению и упрощению процедур, связанных с сопровождением проектов, действуют законодательные акты, регламентирующие порядок предоставления налоговых льгот инвесторам в части уменьшения ставки налога на прибыль и освобождения от налога на имущество. Гарантируется сохранение налоговых льгот по уплате региональных налогов на срок реализации инвестиционного проекта в рамках действующего законодательства. Созданы специализированные институты развития.

Для снижения административных барьеров в Ярославской области осуществляется сопровождение инвестиционных проектов по принципу «единого окна».

 Основная задача органов власти – свести к минимуму контакты инвестора с государственными органами и сделать их содержание более регламентированным.

При решении вопросов инвестиционной политики регион находится в постоянном диалоге с представителями бизнеса и общественности. В зоне интересов Правительства области – создание для инвестора понятной регулятивной среды; снижение высоких транзакционных издержек для инвестора; сокращение административных процедур и «узких» мест при их прохождении; устранение бюрократизации, повышение прозрачности получения разрешений.

В целях обеспечения инвесторов доступной информацией в Ярославской области создан и функционирует инвестиционный портал (www.yarinvestportal.ru).

На инвестиционном портале размещена интерактивная инвестиционная карта региона. Инвестиционный портал наглядно отображает ситуацию в регионе, включая общие сведения о нем, данные об инвестиционных площадках, инфраструктуре. На нем наглядно обозначены точки реализации инвестиционных проектов с выводом подробной информации по каждому из них.

Интерактивная инвестиционная карта позволяет получить актуальную информацию об инвестиционном потенциале области, в удобной форме демонстрировать преимущества и особенности региона, легко сориентироваться и предварительно определить возможности того или иного района, а также учесть имеющийся набор государственных преференций по конкретному виду деятельности.

Инвестиционный портал содержит в наглядной форме:

- информацию об инвестиционной привлекательности региона;

- план создания объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры региона;

- линию прямых обращений;

- регламент взаимодействия инвесторов с должностными лицами и органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

- описание мер поддержки инвестиций и инвестиционных проектов и порядок обращения для их получения;

- информацию о планах и результатах заседаний Совета по улучшению инвестиционного климата и развитию конкуренции в Ярославской области  (далее – Совет) и видеотрансляции его заседаний (обеспечена возможность заказа гостевого пропуска на заседания Совета);

- отчеты и планы деятельности специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

- информацию о планируемых и реализуемых на территории соответствующего региона инвестиционных проектах.

Инвестиционный портал ведется на 2 (русском и английском) языках. В ближайшее время планируется разработка версий на иных языках, в частности на немецком и китайском.

С 2013 года введена оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов, согласно которой принимаемые нормативные правовые акты не должны ухудшать условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В Ярославской области создан и функционирует канал прямой связи инвесторов с руководством субъекта Российской Федерации. Данный канал связи отвечает следующим требованиям:

- равный доступ субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности к разрешению вопросов государственными служащими соответствующего вопросу уровня;

- контроль за результатами и сроками рассмотрения вопросов.

Горячая линия для инвесторов расположена на официальном портале органов государственной власти Ярославской области (http://www.yarregion.ru).

Помимо данного канала прямой связи, доступ инвесторов к руководству обеспечивается наличием на указанном портале контактных телефонов сотрудников, адресов их электронной почты, наличием страниц первых лиц экономического блока в сети Facebook.

2.1.2. Инвестиционная активность.

С точки зрения экономической теории инвестиционная активность – это реальное вложение ресурсов за определенный период – происшедший или происходящий процесс покрытия (удовлетворения) инвестиционного спроса.

В последние годы в Ярославской области инвестиции в основной капитал имеют относительно стабильную структуру по направлениям использования и видам основных средств. 

Наибольшую долю в структуре занимают следующие группы объектов: новое строительство зданий и сооружений (34,3 процента – 36,8 процента), модернизация и реконструкция зданий и сооружений (14,6 процента – 18,6 процента), приобретение новых машин и оборудования (14,5 процента – 17,8 процента), модернизация и реконструкция машин и оборудования (12,4 процента – 13,7 процента).

Структура инвестиций по источникам финансирования менее стабильна. Среди причин нестабильной динамики следует отметить политический характер федерального финансирования (влияние мероприятий, связанных с празднованием тысячелетия Ярославля) и зависимость инвестиционных программ предприятий региона от решений вышестоящих организаций. В целом структура источников финансирования инвестиций в Ярославской области имеет те же особенности, что и в большинстве субъектов Российской Федерации:

- незначительная доля привлекаемых банковских кредитов (Ярославская область: 5,8 процента – 11,8 процента; Российская Федерация: 7,8 процента – 11,8 процента);

- большая доля собственных средств как источника финансирования с долей амортизации, значительно превышающей долю распределяемой прибыли (Ярославская область: 39,7 процента – 50,3 процента; Российская Федерация: 37,1 процента – 45,4 процента);

- умеренное финансирование инвестиций за счет регионального и местных бюджетов (Ярославская область: 5,8 – 12,3 процента; Российская Федерация: 7,1 – 11,3 процента);

- сильное влияние вертикально-интегрированных компаний (вышестоящих организаций) на инвестиционную деятельность в регионе. Доля прочих источников финансирования инвестиций, включающих  средства вышестоящих организаций, средства от выпуска корпоративных облигаций и эмиссии акций, долевое участие в строительстве в Ярославской области составляет 19,7 процента – 29,1 процента; в Российской Федерации – 20,1 процента – 24,3 процента.  

За 5 последних лет, с 2008 года по 2012 год включительно, инвестиционная активность в регионе была выше, чем в среднем по стране. Кумулятивный индекс реального объема инвестиций за этот период составил в Ярославской области 33,2 процента, в то время как в Российской Федерации – 26,4 процента.

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики (без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), в 2013 году составил 274,2 млн. долларов США (в 2012 году – 464,5 млн. долларов США). Наибольшие вложения от прямых иностранных инвесторов направлялись в организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 216432,8 тыс. долларов США или 56,1 процента всех прямых вложений.

Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства, объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, и с учетом средств участников долевого строительства) составили в 2013 году 57417,2 млн. рублей, из них 98,0 процента приходилось на инвестиции в основной капитал. В 2012 году инвестиции в основной капитал составляли 81520 млн. рублей (в фактически действовавших ценах).

Анализ динамики темпов роста инвестиций в основной капитал в последние годы показывает, что максимальные объёмы приходились на 2005, 2010 и 2011 годы. Доля Ярославской области в общем объёме инвестиций Центрального федерального округа (без учёта бюджетных средств) увеличилась с 2,5 процента в 2008 году до 2,7 процента в 2012 году, тогда как Тульская, Липецкая, Калужская, Белгородская, Воронежская и Московская области имеют долю, превышающую значение нашего региона, а доля Воронежской области растёт более быстрыми темпами, чем Ярославской области (с 4,1 процента до 6,4 процента).

В источниках финансирования инвестиций в основной капитал за период 2005 – 2012 годов отмечается существенный рост привлеченных средств преимущественно федерального бюджета.

Зафиксирован рост доли собственных средств, удельный вес прибыли вырос с 9 процентов в 2005 году до 38,3 процента в 2012 году (по предварительным данным федеральной государственной службы).

В структуре источников финансирования инвестиций крупных и средних организаций в 2012 году преобладали собственные средства, удельный вес которых составил 59,4 процента от общего объема инвестиций. Собственные средства были сформированы на 55,5 процента за счёт амортизационных отчислений и на 38,3 процента за счет прибыли.

В последние годы в Ярославской области активно привлекаются новые стратегические инвесторы, осуществляется работа по развитию новых секторов экономики. В регионе началась реализация значимых крупных инвестиционных проектов. Однако анализ инвестиционной активности Ярославской области показывает, что объём инвестиций в основной капитал, привлекаемый регионом за последние 4 – 5 лет, является недостаточным для опережающего развития Ярославской области. По темпам роста инвестиций в основной капитал Ярославская область занимает по итогам 2012 года в рейтинге лишь 79-ое место в Российской Федерации и 17-ое среди регионов Центрального федерального округа.

2.1.3. Инвестиционный потенциал.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов, то есть являющихся наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона, являются следующие:

- ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);

- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

- инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);

- трудовой потенциал (численность экономически активного населения и его образовательный уровень);

- финансовый потенциал (уровень самодостаточности регионального бюджета, финансовых организаций региона, уровень и качество кредитных продуктов в регионе).

Совокупность данных факторов находит отражение в обобщенном инвестиционном потенциале региона, на основе которого должна выстраиваться оптимальная инвестиционная стратегия, в наибольшей степени отражающая преимущества и максимально сглаживающая недостатки региона.

2.1.4. Ресурсно-сырьевой потенциал.

2.1.4.1. Водные ресурсы.

В Ярославской области имеется 4327 рек и ручьев общей протяженностью 19340 км, 83 озера, 1160 торфяных болот и мощный под­земный водоносный комплекс мезозойского и четвертичного возраста. Годовой сток составляет 38,8 куб. км. На территории Ярославской области разведано 30 месторождений пресных подземных вод (запасы – 540 тыс. куб. м/ сут.) и 29 минеральных и рассольных (2,6 тыс. куб. м/ сут.). Значителен потенциал недр в части геотермальных ресурсов (12 – 15 млрд. т условного топлива). Общие геологические запасы пресных вод Ярославской области составляют 254 куб. км, использовать в хозяйстве можно лишь 16 куб. км воды (эксплуатационные ресурсы). На 1 жителя Ярославской области приходится 76 куб. м воды в сутки, что выше общероссийской обеспеченности. Вся территория Ярославской области относится к бассейну реки Волги, соединяющей регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского морей. Река Волга зарегулирована плотинами и стала цепью Угличского (ёмкость – 1,2 куб. км), Рыбинского (25,4 куб. км, площадь на территории Ярославской области – 3246 кв. км) и Горьковского (8,8 куб. км) водохранилищ.

2.1.4.2. Водные биологические ресурсы.

В естественных водоемах Ярославской области встречаются лещ, судак, щука, синец, чехонь, налим, язь, плотва, густера, окунь, жерех, снеток, ерш, ряпушка, сом, елец, белоглазка, линь, карась, уклея, берш, голавль, подуст, стерлядь, щиповка, вьюн, пескарь, нельма, пелядь, хариус, гольян, красноперка, верховка, сазан, голец. В прудах полностью выращиваются толстолобик, белый амур, переселенные из дальневосточных районов, а также карп. На реке Волге образованы обширные искусственные водоемы. Новый гидрологический режим повлек изменения качественного состава ихтиофауны. Полностью исчезли проходные рыбы (осетр, севрюга, белуга, белорыбица и другие). В водохранилища проникли и образуют промысловые скопления белозерский снеток и ряпушка. Из новых видов, вселенных недавно, следует выделить пелядь, все чаще встречающуюся в Рыбинском водохранилище. Развит лицензионный лов.

2.1.4.3. Минерально-сырьевые ресурсы.

Основные природные ресурсы Ярославской области – торф, песчано-гравийные материалы, строительный песок и сапропель. В результате проведения геологоразведочных работ в Ярославской области выявлено 1169 месторождений различных полезных ископаемых, в том числе 1044 месторождения торфа и сапропеля. Недра Ярославской области обладают геологическими предпосылками для выявления нетрадиционных полезных ископаемых: тугоплавких и бентонитовых глин, титан-циркониевых песков, глауконитов, вивианитов, урана, золота и углеводородного сырья. В регионе имеют распространение 11 видов полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным. Ярославская область обладает развитой минерально-сырьевой базой, что позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал региона, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукты его переработки в другие субъекты Российской Федерации. Ведущее место в объемах ввоза минерального сырья на территорию Ярославской области занимают топливно-энергетические ресурсы и сопутствующие компоненты для лакокрасочной, нефтехимической, металлургической и пищевой промышленности, а также некоторые виды строительных материалов. Среди областей Центрального федерального округа Ярославская область по запасам минерального сырья занимает важное место только по минеральным краскам и сапропелю, имея чуть более четверти всех ресурсов Центрального федерального округа по этим видам сырья. Дальнейшее расширение минерально-сырьевой базы Ярославской области возможно за счет оптимизации месторождений стройматериалов и выявления других полезных ископаемых – тугоплавких и бентонитовых глин, стекольных песков, целестиновых руд, промышленных подземных вод.

2.1.4.4. Рекреационные ресурсы.

Ярославская область представляет собой эталон региона средней полосы Российской Федерации: лето короткое и относительно теплое, зима продолжительная, умеренно холодная. Средняя температура самого холодного месяца года, января, – от - 10 до - 12є С, самого теплого, июля, – до + 19 – + 25 °C.

Ярославская область обладает ландшафтными ресурсами – это экологически чистые реки, озера и леса с насыщенным хвойным ароматом воздуха. Кроме того, в Ярославкой области есть минеральные источники (некоторые – непосредственно на территории санаториев) и залежи лечебных солей, которые с дореволюционных времен используются для лечения опорно-двигательного аппарата. Местные здравницы используют в основном минеральные воды (хлоридные натриевые и сульфатно-хлоридные натриевые) и лечебные грязи (сапропелевые и лечебный торф). Эти ресурсы обусловили основные направления оздоровительных учреждений Ярославской области – заболевания дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата и кожи, а также различные профили, не требующие особых ресурсов, кроме хорошей экологии: заболевания желудочно-кишечного тракта, кровеносной, нервной, мочеполовой и эндокринной систем. Самые известные санатории в Ярославской области: «Большие соли», «Малые соли», «Ясные зори», «Черная речка», «Углич», «Золотой колос», областной туберкулезный центр «Норское», санаторий имени В.В. Воровского, «Сосновый бор», «Красный холм», центр отдыха «Кстово».

На территории Ярославской области находятся:

- государственные природные заказники – 45 (228958,1 га), из  них:

зоологические заказники – 14;

ландшафтные заказники – 29;

гидрологические заказники – 1;

ботанические заказники – 1;

- памятники природы – 321 (56347 га).

Важнейшими элементами природного каркаса Ярославской области являются 2 особо охраняемые природные территории федерального значения: Дарвинский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Плещеево озеро». С ноября 2002 года Дарвинский государственный природный биосферный заповедник решением исполнительного Комитета международной программы Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры «Человек и биосфера» переведен в состав биосферных резерватов. Национальный парк «Плещеево озеро» расположен в границах 2 муниципальных образований – Переславского муниципального округа и города Переславля-Залесского. Наибольшей природной ценностью является озеро Плещеево – памятник природы и истории, уникальный по своим лимнологическим характеристикам водоем, обладающий высоким рекреационным потенциалом.

К числу уникальных природных объектов национального парка «Плещеево озеро» относится дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова, основанный в 1962 году. Дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова входит в группу ботанических садов Российской Федерации, является одним из центров природоохранной работы, интродукции древесно-кустарниковых, лекарственных и ароматических растений, испытания и выращивания плодовых и декоративных саженцев, проведения эколого-просветительских, научно-исследовательских и опытных работ.

К культурному ландшафту можно отнести природно-исторические парки с комплексом архитектурных сооружений. По большей части это бывшие дворянские усадьбы. К таким относятся усадьба драматурга Сухова-Кобылина А.В.  (с. Новинское Некоузского муниципального района), усадьба Нарышкиных (парк с. Загорье Переславского муниципального района). Знаменитый государственный литературно-мемориальный музей-заповедник «Карабиха» представляет собой образ пейзажно-романтического парка. Совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта, оказывает благоприятное воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека.

2.1.5. Производственный потенциал.

Экономика Ярославской области в настоящее время в значительной мере диверсифицирована, но самая большая ее часть относится к индустриальной сфере. Всего в Ярославской области насчитывается свыше 4 тыс. промышленных предприятий, в том числе около 400 крупных и средних предприятий. В структуре отгруженной промышленной продукции преобладает доля обрабатывающих производств (85,9 процента в 2011 году). В сформировавшейся структуре обрабатывающих производств по объему отгруженных товаров доминируют 2 вида экономической деятельности – «производство транспортных средств и оборудования» (20,6 процента в 2011 году), «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (15,6 процента в 2011 году).

В обрабатывающих производствах особенно выделяются следующие предприятия моторостроения: открытое акционерное общество «Автодизель» (далее – ОАО «Автодизель»), открытое акционерное общество «Ярославский завод дизельной аппаратуры» (далее – ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры»). Одно из крупнейших предприятий Ярославской области – открытое акционерное общество «Сатурн – Газовые турбины» города Рыбинска (далее – ОАО «Сатурн – Газовые турбины») – является ведущим российским разработчиком и производителем двигателей для гражданской и военной авиации (в том числе для важнейшего российского проекта в области гражданской авиации – двигателей для самолетов «Сухой Суперджет 100»). На нем производятся установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающих и корабельных газотурбинных агрегатов. На предприятиях городов Ярославля и Рыбинска (в открытом акционерном обществе «Ярославский судостроительный завод», открытом акционерном обществе «Судостроительный завод „Вымпел“», закрытом акционерном обществе «Рыбинский судостроительный завод», открытом акционерном обществе «Рыбинская судостроительная верфь») выпускают суда различного класса и назначения, в том числе быстроходные катера. 

В производстве пищевых продуктов состав предприятий Ярославской области, работающих в этом виде экономической деятельности, разнообразен. Предприятия перерабатывают зерно (мукомольные заводы в городах Ярославле и Рыбинске), изготавливают кондитерские изделия (фабрики в городах Ярославле и Рыбинске), овощные и молочные консервы. Широко развито сыроделие (в городах Угличе, Данилове, Пошехонье, поселке Пречистое). Повсеместно на территории Ярославской области работают хлебозаводы и молокозаводы, есть предприятия по производству макаронных изделий и мясопродуктов.

Одним из крупнейших производителей пива в центре Российской Федерации является филиал открытого акционерного общества «Пивоваренная компания «Балтика» – «Балтика – Ярославль». Пользуются спросом сигареты ярославской табачной фабрики закрытого акционерного общества «Империал Тобакко Ярославль». Более 100 лет выпускает высококачественную продукцию открытое акционерное общество «Ликеро-водочный завод «Ярославский». Продукты и изделия с ярославской маркой широко известны и пользуются спросом в Российской Федерации, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.

На химическое производство приходится 8,5 процента, на производство кокса и нефтепродуктов – 8,7 процента, а на производство резиновых и пластмассовых изделий – 9,2 процента всего объема отгруженных товаров.

На предприятиях указанных видов экономической деятельности выпускаются шины для легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, самолетов и сельскохозяйственной техники (открытое акционерное общество «Ярославский шинный завод» (далее – ОАО «Ярославский шинный завод»)), высококачественные лакокрасочные материалы (открытое акционерное общество «Русские краски» (далее – ОАО «Русские краски»), общество с ограниченной ответственностью «Ярославский завод порошковых красок», общество с ограниченной ответственностью «Дюпон – Русские краски»), технический углерод (открытое акционерное общество «Ярославский технический углерод»), резинотехнические изделия (открытое акционерное общество «Ярославль – Резинотехника»), пластмассы и изделия из них, синтетические смолы, пленки, трубы, полимеры, клеи, химические реактивы, парафины, катализаторы, кислоты и другая продукция.

В Ярославской области 2 нефтеперерабатывающих предприятия – открытое акционерное общество «Славнефть – Ярославнефтеоргсинтез» (далее – ОАО «Славнефть – Ярославнефтеоргсинтез») и открытое акционерное общество «ЯНПЗ им. Менделеева» – производят бензин, керосин, дизельное топливо, масла, мазут. В настоящее время указанные предприятия полностью обеспечивают потребности Ярославской и соседних областей в нефтепродуктах. В 2012 году ОАО «Славнефть – Ярославнефтеоргсинтез» начало производство значительных объемов моторных топлив, соответствующих экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5.

На производство электрооборудования, а также электронного и оптического оборудования приходится 9,4 процента в структуре обрабатывающих производств. Успешно работают такие предприятия, как открытое акционерное общество «Ярославский электромашиностроительный завод», открытое акционерное общество «Ярославский завод «Красный маяк», общество с ограниченной ответственностью «Рыбинскэлектрокабель» (далее – ООО «Рыбинскэлектрокабель»), общество с ограниченной ответственностью «Рыбинский кабельный завод» (далее – ООО «Рыбинский кабельный завод»), производящие различные электронные приборы, электродвигатели, кабельную продукцию.

Помимо вышеперечисленных видов экономической деятельности, в сфере промышленного производства Ярославской области развито производство машин и оборудования. Старейшим производителем дорожных машин является открытое акционерное общество «Раскат». Кроме этого, в Ярославской области имеются другие предприятия, выпускающие станки и инструменты. Имеется и производство прочих неметаллических минеральных продуктов. Предприятия данного вида экономической деятельности выпускают разнообразные строительные материалы. В Ярославской области работают кирпичные заводы (закрытое акционерное общество «Норский керамический завод», открытое акционерное общество «Ярославский завод силикатного кирпича», закрытое акционерное общество «Ростовский завод керамических изделий»), заводы железобетонных конструкций (закрытое акционерное общество «Железобетон»), дорожного покрытия и другие.

В Ярославской области достаточно развито текстильное и швейное производство (открытое акционерное общество «Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп», закрытое акционерное общество «Корд», открытое акционерное общество «Красные ткачи», общество с ограниченной ответственностью «Льнокомбинат «Тульма»). Ярославское кожевенное предприятие закрытое акционерное общество «Хром» неоднократно признавалось лучшим предприятием в Российской Федерации. Лучшие валенки в Российской Федерации выпускаются на ярославском предприятии – в обществе с ограниченной ответственностью «Ярославская фабрика валяной обуви». В Ярославской области имеется обувное предприятие (общество с ограниченной ответственностью «Фабрика Североход»), производятся ювелирные изделия, государственные награды, значки отличия (федеральное государственное унитарное предприятие Центр «Русские ремесла»).

В последние годы (период с 2009 года по 2013 год включительно) наблюдается устойчивая тенденция формирования в регионе инвестиционного спроса в отдельных отраслях. Среди крупных предприятий наибольший инвестиционный спрос отмечается в обрабатывающих производствах (34,4 процента), в том числе в:

- производстве нефтепродуктов – 12,4 процента;

- производстве транспортных средств и оборудования – 8,4 процента;

- химическом производстве – 3,4 процента;

- производстве резиновых и пластмассовых изделий – 3,9 процента.

Инвестиции в сфере транспорта и связи составляют 27 процентов; в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 9 процентов.

Промышленный потенциал Ярославской области является основой для наполнения регионального и местных бюджетов. Более 69 процентов доходов консолидированного бюджета Ярославской области сформировано за счет налоговых платежей предприятий региона.  В 2013 году предприятиями региона были осуществлены платежи в консолидированный бюджет Российской Федерации в объеме 100,8 млрд. рублей (или 114,7 процента к 2012 году), в том числе следующие:

- налог на прибыль – 10,6 млрд. рублей (10,5 процента в общем объеме платежей);

- налог на доходы физических лиц – 17,1 млрд. рублей (17 процентов);

- налог на добавленную стоимость – 15,5 млрд. рублей (15,4 процента);

- акцизы по подакцизным товарам – 46,4 млрд. рублей (46 процентов);

- налог на имущество организаций – 5,1 млрд. рублей (5 процентов);

- местные налоги и сборы – 2,5 млрд. рублей (2,5 процента);

- налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, – 2,3 млрд. рублей (2,3 процента);

- прочие налоги и сборы – 1,3 млрд. рублей (1,3 процента).

Наибольшую долю поступлений платежей в бюджеты всех уровней составляют акцизы – 46 процентов в общем объеме. Основными плательщиками акцизов являются предприятия сфер производства напитков (10,8 млрд. рублей или 10,7 процента в общем объеме платежей), производства табачных изделий (10,1 млрд. рублей или 10 процентов в общем объеме платежей) и производства нефтепродуктов (25,5 млрд. рублей или 25,3 процента в общем объеме платежей). Значительную долю в налоговых поступлениях без акцизов составляют обрабатывающие производства – 35,8 процента,  из них производство нефтепродуктов – 13,7 процента; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 5,7 процента; строительство – 3,9 процента. На долю предприятий оптовой и розничной торговли приходится 12,5 процента налоговых платежей; предприятий транспорта и связи – 9,2 процента; организаций, занимающихся финансовой деятельностью, – 5,8 процента.

2.1.6. Потребительский потенциал.

Потребительский потенциал региона имеет большое значение не только для инвесторов, ориентированных на развитие сферы услуг, жилищного строительства и производства товаров потребительского назначения, но и играет ключевую роль в формировании валового регионального продукта.

Ярославская область в последние годы традиционно занимает высокий ранг (2 – 3 место) среди субъектов Центрального федерального округа по показателю потребительских расходов домашних хозяйств (в среднем на человека). Показатели динамики потребительского рынка Ярославской области демонстрируют устойчивые восходящие тренды. С одной стороны, это характерно для развитой сервисной экономики региона, с другой – для растущей покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения региона.

В период 2005 – 2012 годов в регионе произошел значительный рост реальных располагаемых денежных доходов населения, реальных зарплат и пенсий, уменьшилось число людей, живущих за чертой бедности. В то же время в Ярославской области сохраняются проблемы высокой дифференциации населения по уровню доходов.

Население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг (с учетом платежей по банковским картам за рубежом) 17980,8 млн. рублей, что на 9,1 процента больше, чем в январе 2013 года. В расчете на 1 жителя Ярославской области денежный доход в январе 2014 года составил 14441,1 рубля. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года уменьшились на 8,1 процента.

2.1.7. Инфраструктурный потенциал.

2.1.7.1. Энергетическая инфраструктура.

Вопрос энергоэффективности является крайне актуальным для Ярославской области. Кроме малоэффективного использования первичных топливно-энергетических ресурсов и высокого уровня износа энергооборудования, в работе регионального энергетического комплекса Ярославской области существуют следующие проблемы:

- значительные потери тепловой и электрической энергии при их производстве и передаче (до 40 – 50 процентов);

- энергодефицитность региона, что отрицательно сказывается на надежности и бесперебойности энергоснабжения существующих объектов промышленности, сельского хозяйства, жилищной сферы, а также на возможности ввода новых объектов;

- высокая себестоимость производства тепловой энергии на большинстве котельных и соответствующие тарифы на тепловую энергию;

- отсутствие резервов электрической и тепловой мощности на отдельных площадках и в муниципальных образованиях, что является сдерживающим фактором в привлечении стратегических инвесторов и  в социально-экономическом развитии региона в целом.

Основными энергопотребителями в регионе являются предприятия обрабатывающих производств, расходующие более 32 процентов всей электроэнергии. Наибольший расход электроэнергии приходится на предприятия машиностроения, нефтехимической промышленности. Потребление в сфере транспорта и связи составляет  14,9 процента, доля населения в энергопотреблении составляет 15,6 процента, сельскохозяйственных потребителей – около 2,2 процента.

Наиболее перспективными региональными точками роста в энергетической отрасли, развитие которых позволит создать необходимые и достаточные условия для благоприятного инвестиционного климата, являются:

- газотурбостроение и модернизация предприятий электроэнергетики;

- кабельная продукция;

- возобновляемые источники энергии;

- автоматизация энергетики, автоматизированные системы управления технологическим процессом и контрольно-измерительные приборы;

- экология электроэнергетики.

2.1.7.2. Газотурбостроение и модернизация предприятий электроэнергетики.

К основным направлениям модернизации региональной энергетики следует отнести следующие:

- модернизация  и строительство тепловой газовой энергетики. Российская электроэнергетика, использующая газ, устарела не только технически, но и морально, работает в основном на паровых турбинах, коэффициент полезного действия (далее – КПД) которых не превышает      32 – 34 процентов. В развитых странах в последние годы нашли широкое применение парогазовые установки (далее – ПГУ), на которых КПД достигает 55 – 60 процентов. В качестве одной из стратегических целей является освоение новых экологически чистых и высокоэффективных ПГУ с высоким КПД. Перевод тепловых электростанций (далее – ТЭС), использующих газ, на парогазовые технологии, поднимет их КПД до 52 – 56 процентов;

- создание конкурентоспособной отечественной газовой турбины. За рубежом газотурбинные энергетические установки выпускают более 40 компаний. Большинство из них производит продукцию по лицензиям лидеров рынка – АBB, Siemens, General Electric. В последние десятилетия резко возросла мощность газотурбинных установок (далее – ГТУ) – более 300 МВт. КПД при производстве электрической энергии достигает  36 – 38 процентов, а в многовальных ГТУ, созданных на базе авиационных двигателей с высокими степенями повышения давления, КПД может достигать 40 процентов. На сегодняшний день одну из самых мощных и эффективных энергетических газовых турбин в мире производит Siemens. Мощность турбины SGT5 – 8000H в открытом цикле – 375 МВт, электрический КПД – 39 процентов. В комбинированном цикле (ПГУ SCC – 8000H) мощность составляет свыше 570 МВт, КПД – более 60 процентов;

- развитие когенерации. Переход от раздельного производства электроэнергии, тепла и холода преимущественно к когенерации на базе современных технологий включает развитие в городах и муниципальных образованиях собственных источников электроэнергии и тепла на базе высокоэффективных модульных ПГУ – ТЭЦ, замещение неэффективных котельных тепловой мощностью ПГУ – ТЭЦ и ГТУ – ТЭЦ в сочетании с тепловыми насосами, модернизацию систем централизованного теплоснабжения (далее – СЦТ) с последовательным переводом их на пониженный уровень температур теплоносителя в прямой и обратной магистралях, оптимизацию баланса тепловых мощностей в СЦТ;

- продление ресурса работы и ремонт оборудования. Важнейшая составляющая модернизации энергетики – формирование современной ремонтно-сервисной инфраструктуры. Одним из важных направлений в этой области является поддержка крупных ремонтно-сервисных компаний, способных выполнять комплексные капитальные и средние ремонты и модернизацию оборудования электростанций, подстанций и линий электропередач с гарантийным и послегарантийным техническим обслуживанием по прямым договорам с производителем оборудования;

- сохранение и развитие отечественного энергомашиностроения. Основную долю установленного энергетического оборудования в регионе и стране составляет отечественное оборудование. Имевшийся в отечественном энергомашиностроении потенциал в значительной мере утрачен. Ставка на зарубежное оборудование несет в себе следующие серьезные риски:

отсутствие у российских производителей достаточного объема заказов сейчас не позволит им подготовиться к решению масштабных задач по модернизации и вводу мощностей через несколько лет;

использование зарубежного оборудования подразумевает регулярные поставки запасных частей, в том числе и таких, производство которых в Российской Федерации отсутствует. Сервисное обслуживание ПГУ иностранными компаниями очень дорого;

- развитие научной школы и подготовка кадров. Сохранение и развитие энергетического машиностроения невозможны без развития научной школы и новых технологий, соответствующих международным стандартам. Особая роль здесь принадлежит отечественной науке. Основными проблемами развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее – НИОКР) являются отсутствие коммерциализации научных идей и разработок, разобщенность инжиниринговых структур, готовых продвигать инновации на рынок, неготовность рынка к внедрению инноваций. Сегодня в условиях формирующихся рыночных отношений с приходом новых собственников и появлением дополнительных финансовых ресурсов важно найти эффективные способы и механизмы стимулирования научных исследований, создания и внедрения новых технических решений.

Активно участвуют в модернизации энергетики  открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Сатурн» (далее – ОАО «НПО «Сатурн»), общество с ограниченной ответственностью «Русские Газовые Турбины», открытое акционерное общество «Ярославская генерирующая компания», филиал открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» – «Ярэнерго». Один из важнейших проектов энергетики Ярославской области – строительство Хуадянь-Тенинской ТЭЦ (ПГУ – ТЭЦ), мощность которой составит 450 МВт. 

2.1.7.3. Кабельная продукция.

На территории Ярославской области локализованы производства ведущих мировых производителей кабельной продукции.  На отечественном рынке сегмент высоковольтных проводов нового типа представлен преимущественно продукцией зарубежного производства. Создание предприятий на территории Ярославской области с привлечением передового опыта и лучших мировых технологий в полной мере соответствует требованиям программ по модернизации российских электросетей. Присутствие в регионе современных предприятий с высокой культурой производства, несомненно, даст толчок не только региональной, но и в целом отечественной кабельной промышленности, выводя ее на новый, конкурентоспособный уровень, и позволит задать направление развития электросетевого комплекса.

Основными производителями кабельной продукции на территории Ярославской области являются общество с ограниченной ответственностью «Сим-Росс-Ламифил», общество с ограниченной ответственностью филиал «Нексанс СНГ», общество с ограниченной ответственностью «Тайко Электроникс РУС», ООО «Рыбинскэлектрокабель» (Завод Prysmian Group Russia), ООО «Рыбинский кабельный завод».

2.1.7.4. Возобновляемые источники энергии.

В Ярославской области в данном направлении уже есть успешные проекты:

- совместный проект федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет» и германской компании «Вульф» (Wolf GmbH) по внедрению в энергетику региона нового котельного оборудования, позволяющего работать на таких видах топлива, как древесные отходы и свальный газ, добываемый из бытовых отходов (общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр энергетической и экологической эффективности»);

- производство энерготехнических комплексов тепловой и электрической мощности до 1,5 МВт, в состав которых входит пеллетизатор. Это оборудование позволяет использовать древесные пеллеты (открытое акционерное общество «Рыбинский завод приборостроения»);

- строительство производственного комплекса полного цикла, включающего в себя добычу, переработку и производство торфяного топлива с последующей генерацией и продажей теплоэнергии (открытое акционерное общество «Мокеиха-Зыбинское» (корпорация «Биоэнергия»));

- проектирование, поставка, монтаж и запуск энергосберегающих систем отопления и получения горячей воды с помощью тепловых насосов (солнце, воздух, земля, вода).

2.1.7.5. Экология электроэнергетики.

Региональными лидерами в данном сегменте развития инновационной энергетики являются предприятия, производящие высокоэффективные системы газоочистки не только в энергетике, но и в черной и цветной металлургии, химической промышленности (открытое акционерное общество «ФИНГО», закрытое акционерное общество «Кондор-Эко»).

2.1.7.6. Транспортная инфраструктура.

По территории региона проходят федеральные автодороги Москва – Архангельск, Ярославль – Кострома. Ярославская область имеет выход на северо-западное направление автодороги Вологда – Череповец и далее до города Санкт-Петербурга, Республики Карелия, на северное направление до города Архангельска, на северо-восточный сегмент кольца вокруг города Москвы (города Владимир, Кострома, Тутаев, Рыбинск и Углич), на юго-западное направление через город Москву.

Основой судоходной системы региона является река Волга – важнейшая артерия единой глубоководной воднотранспортной системы европейской части Российской Федерации. Река Волга с системой каналов позволяет отправлять грузы в регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного, Средиземного морей. Климатические условия обеспечивают судоходство в течение 195 – 200 суток в году, гарантированные глубины судовых ходов составляют 4 м. Местное судоходство осуществляется также по низовьям малых рек, впадающих в реку Волгу и Рыбинское водохранилище.

Региональная инфраструктура воздушного транспорта представлена аэропортом «Туношна». Аэропорт «Туношна» имеет статус международного грузового аэропорта. Расположен в 19 км юго-восточнее центра города Ярославля, в 2 км северо-восточнее посёлка Туношна, вблизи федеральной автодороги М8 – «Холмогоры». Аэродром способен принимать воздушные суда вместимостью до 80 человек (CRJ-100/200, SAAB -340, SAAB 2000, Як-40, Ан-24), а также вертолёты всех типов. Пропускная способность существующего аэровокзального комплекса составляет 80 человек в час. На территории аэропорта «Туношна» имеются пункт пропуска через государственную границу, таможенный пост, грузовой терминал (рассчитанный на обработку 150 тонн грузов в сутки). По состоянию на 2013 год авиакомпания «РусЛайн» выполняет регулярные пассажирские рейсы из аэропорта «Туношна» в города Москву и Санкт-Петербург.

Железнодорожные перевозки на территории региона осуществляет Северная железная дорога – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – Северная железная дорога). Управление разветвленной сетью Северной железной дороги осуществляется посредством организованных подразделений на местах. Ярославское подразделение Северной железной дороги охватывает 4 субъекта Российской Федерации: Ярославскую, Ивановскую, Костромскую и часть Владимирской области. Развернутая длина главных путей указанного подразделения составляет 1549 км.

2.1.7.7. Система водоснабжения и водоотведения.

В Ярославской области из 6063 населенных пунктов по состоянию на конец 2010 года были оборудованы:

- сооружениями централизованного водоснабжения:

11 городов (100 процентов);

13 поселков городского типа (100 процентов);

539 сельских населенных пунктов (8,9 процента);

- сооружениями централизованных систем канализации:

11 городов (100 процентов);

13 поселков городского типа (100 процентов);

183 сельских населенных пункта (3,03 процента).

Уровень развития водопроводно-канализационного хозяйства различается по отдельным населенным пунктам.

2.1.7.8. IT-инфраструктура.

Согласно исследованиям Института развития информационного  общества Ярославская область занимает 20-ое место в Российской Федерации и 5-ое место в Центральном федеральном округе по индексу готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу.

По данным федерального статистического наблюдения, подавляющее большинство организаций в 2012 году применяли в своей деятельности различные виды информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ): более 94 процентов организаций использовали персональные компьютеры, более 2/3 обследованных организаций (87,7 процента) использовали электронную почту, сетевые возможности, включая информационно телекоммуникационную сеть, 40,8 процента применяли выделенные каналы связи, предоставляемые для доступа к глобальным сетям.

На начало 2013 года количество компьютеров в организациях, использовавших информационные технологии, составило 105,8 тыс. единиц, из них в течение года было приобретено 12,7 тыс. или в среднем 12 процентов от общего числа имеющихся персональных компьютеров. Самый большой вклад в обновление парка компьютерной техники отмечен в сферах оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, высшего образования, здравоохранения, обновивших примерно    14 – 17 процентов своего парка персональных компьютеров. Практически во всех организациях, использующих ИКТ, применялись специальные программные средства. Большинство организаций в 2012 году пользовались специальными программными средствами, ориентированными на решение организационных, управленческих и экономических задач (70,5 процента от числа организаций, использующих специальные программные средства), для финансовых расчетов в электронном виде (76,5 процента). Также более активно организации применяли электронные справочно-правовые системы (76,6 процента) и программные средства для управления закупками товаров (49,4 процента). Каждая 5-ая организация пользовалась программными средствами для управления автоматизированным производством и/или отдельными техническими средствами и технологическими процессами. Каждая 6-ая организация применяла в своей деятельности специальные программы для проектирования.

Еще одним показателем развития информатизации является наличие у организаций собственной страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В 2012 году из общего числа обследованных организаций 44 процента имели собственные WEB-ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенные для регулярного обновления информации о своей деятельности.

2.1.8. Инновационный потенциал (комплекс научно-технической деятельности в регионе).

Ярославская область традиционно входит в группу регионов-лидеров в Центральном федеральном округе по масштабу инновационной деятельности. Удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе организаций в Ярославской области растет  и  составляет, по данным официальной статистики, за последний доступный отчетный период (2011 год) 12 процентов, в то время как в 2010 году значение этого показателя  не превысило 10 процентов.

2.1.9. Научно-исследовательская база.

Ярославская область обладает серьезной научно-исследовательской базой.  В регионе научными исследованиями и разработками занимаются 32 крупные и средние организации и 10 малых предприятий. На долю промышленных предприятий приходится 12,5 процента, конструкторских бюро – 6,2 процента и опытных предприятий – 3,1 процента от общего числа организаций, выполнявших исследования и разработки.

2.1.10. Региональная аспирантура и докторантура.

На развитие научно-исследовательской деятельности существенное влияние оказывает состояние работы региональных аспирантуры и докторантуры. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году подготовкой аспирантов занималось 11 организаций Ярославской области: 7 образовательных учреждений высшего образования, 3 научно-исследовательских института и 1 учреждение дополнительного профессионального образования. Общая численность аспирантов на конец  2012 года составила 1058 человек, численность соискателей ученой степени кандидата наук – 306 человек.

Подготовка аспирантов осуществлялась по 17 отраслям науки. Наибольшую долю в структуре подготовки аспирантов по отраслям науки занимали технические (24 процента), медицинские (15 процентов), педагогические (10 процентов) и психологические (9 процентов) науки. Выпуск из аспирантуры по сравнению с 2011 годом увеличился на 20 процентов и составил 289 человек.

Подготовку докторантов осуществляло 5 образовательных учреждений высшего образования. На конец 2012 года численность докторантов составила 54 человека; кроме того, численность соискателей ученой степени доктора наук – 23 человека. Выпуск докторантов составил 21 человек: на 3 человека больше, чем в 2011 году. В структуре подготовки докторантов по отраслям науки основную долю занимали психологические (26 процентов), технические (22 процента) и педагогические (17 процентов) науки.

Значимые и решающие факторы, препятствующие инновационной деятельности в регионе:

 - экономические факторы (прежде всего это недостаток собственных денежных средств (60,5 процента) и недостаток финансовой поддержки со стороны государства (41,1 процента));

 - внутренние факторы (с наибольшей долей низкого инновационного потенциала организаций (31,6 процента) и нехваткой квалифицированного персонала (26,2 процента));

 - среди других факторов выделяют недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность (30,9 процента), неразвитость инновационной инфраструктуры (21,3 процента) и неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности (22,5 процента).

2.1.11. Трудовой потенциал.

Одним из важнейших факторов производства являются трудовые ресурсы. В Ярославской области численность экономически активного населения на последнюю отчетную дату (конец 2012 года) составляет 672,8 тыс. человек. Комплекс образовательных организаций всех уровней профессионального образования, расположенных на территории Ярославской области, включает 107 образовательных организаций:

- 40 образовательных организаций начального профессионального образования;

- 34 образовательных организации среднего профессионального образования;

- 33 образовательных организации высшего образования.

В последние годы отмечается сокращение численности студентов как в государственных, так и в негосударственных вузах. Сокращается доля студентов очной формы обучения. Если на начало 2005/2006 учебного года численность студентов, обучающихся по очной форме обучения, составляла 50,5 процента, то уже к началу 2012/2013 учебного года их доля сократилась до 44,6 процента. При этом доля студентов, обучающихся заочно, выросла с 44,8 процента в 2005/2006 учебном году до 52,5 процента в 2012/2013 учебном году.

При наблюдаемой тенденции к повышению профессионально-образовательного уровня занятых в экономике существует дополнительная потребность в кадрах, связанная со структурными изменениями в обрабатывающих производствах.

В соответствии с исследованиями, проведенными в 2012 году, в Ярославской области присутствует потребность в квалифицированных кадрах начального и среднего профессионального образования к 2015 году по отраслям обрабатывающих производств.

В настоящее время в Ярославской области сохраняется дефицит трудовых ресурсов, который покрывается за счет сокращения показателя общей безработицы, рассчитываемого по методике международной организации труда (далее – МОТ), и привлечения трудовых ресурсов из-за пределов Ярославской области. Так, показатель безработицы, рассчитанный по методике МОТ, в 2012 году понизился до уровня 3,4 процента (с учетом перерасчета по результатам переписи 2010 года).

В настоящее время оставшаяся безработица в основном обусловлена несовпадением структуры спроса на рабочую силу и ее предложения. При этом наблюдаемый в настоящее время уровень безработицы выше в периферийных районах Ярославской области.

2.1.12. Финансовый потенциал.

По статистическим данным на территории Ярославской области на конец 2012 года насчитывалось 7 зарегистрированных действующих кредитных организаций, 26 филиалов кредитных организаций других регионов, действующих на территории Ярославской области. Общий объем размещенных средств на конец 2012 года составил 232 006 млн. рублей, что на 72 процента больше, чем в 2011 году. Наблюдается тенденция роста предоставления кредитов как населению, так и организациям. К концу 2012 года в региональной кредитной системе накопления населения остатки на счетах организаций выросли более чем в 2,9 раза по сравнению с 2011 годом, в том числе вклады населения – в 1,8 раза; средства организаций на счетах – в 6 раз. Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам, в рублях на конец 2012 года составила 53 274 млн. рублей или 145 процентов к уровню 2011 года (в целом по всем субъектам Российской Федерации, входящим в состав Центрального федерального округа, – 144 процента). В общей сумме предоставленных населению кредитов сумма задолженности на конец 2012 года составила 46 процентов (в 2011 году – 69 процентов). Ярославская область традиционно является регионом с относительно высоким уровнем доходов бюджета на душу населения среди субъектов Российской Федерации по Центральному федеральному округу: в 2012 году значение данного показателя в Ярославской области составило 46,6 тыс. рублей на человека (5-ое место в рейтинге субъектов Российской Федерации по Центральному федеральному округу; лидерами являются город Москва, Московская, Белгородская, Калужская области).

2.2. Сдерживающие факторы. Инвестиционные региональные риски.

2.2.1. Трудовые потери за счет снижения миграционной привлекательности и естественной убыли населения.

Основным сдерживающим фактором реализации инвестиционной стратегии может стать снижение численности населения в трудоспособном возрасте. Прежде всего это связано с межрегиональной миграцией и негативными трендами в демографической статистике региона.

В рамках инвестиционной стратегии проведен анализ чувствительности основных рисков, связанных с трудовыми потерями. Результаты анализа представлены в диаграмме 1 «Торнадо».   

 

 

Диаграмма 1

(диаграмма не приводится)

 

Восполнение трудовых ресурсов к 2025 году возможно за счет межрегиональной миграции по причине недостаточности внутренних резервов в краткосрочном интервале. Расчетная потребность в населении трудоспособного возраста составляет 109 тыс. человек.

2.2.2. Экологическая обстановка в регионе.

Ярославская область не относится к регионам с очень острой экологической ситуацией, в то же время на первом месте остается проблема загрязнения природной среды, угрожающая здоровью населения.

Реализация мероприятий по улучшению экологической ситуации в регионе характеризуется отсутствием моментальных эффектов в контексте демографических процессов (в частности, естественного прироста (убыли) населения). В этой связи вероятность избежать трудовых потерь к 2025 году в связи с экологической ситуацией низкая. Единственная возможность – компенсировать естественную убыль населения миграционным приростом. При этом гипотеза глобального сокращения количества выбросов в атмосферу заключается в следующем: для увеличения миграционной привлекательности Ярославская область в парных сравнениях с соседними регионами должна обладать наилучшими значениями показателей экологической обстановки.   

2.3. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Региональное сравнение.


Информация по документу
Читайте также