Расширенный поиск
Постановление Правительства Ярославской области от 22.04.2015 № 432-п
О региональной программе дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, на 2015 год (В редакции Постановления Правительства Ярославской области В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 35 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую региональную программу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, на 2015 год. 2. Определить департамент государственной службы занятости населения Ярославской области уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, ответственным за реализацию программы, указанной в пункте 1. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Даниленко Р.А. 4. Постановление вступает в силу с момента подписания. Заместитель Председателя Правительства области – директор департамента финансов Ярославской области А.Н. Долгов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства области от 22.04.2015 N 432-п РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, на 2015 год (В редакции Постановления Правительства Ярославской области Паспорт Программы
* Софинансирование из федерального бюджета возможно в случае утверждения заявки Ярославской области по результатам отбора среди субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Общая потребность в ресурсах
* Софинансирование из федерального бюджета возможно в случае утверждения заявки Ярославской области по результатам отбора среди субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. I. Общая характеристика сферы реализации Программы, обоснование необходимости её разработки 1. Общая характеристика состояния экономической ситуации и перспективы развития региона. В Ярославской области в течение последних лет ведется активная работа над повышением темпов роста экономики региона, определением точек роста и развития новых секторов экономики (фармацевтика, туризм, энергетика), над привлечением стратегических инвесторов к системообразующим региональным проектам. В области создаются предпосылки для развития пилотных экономических кластеров, таких как: - кластер дизелестроения, который объединяет предприятия Дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ»; - кластер газотурбостроения, в состав которого входят предприятия, выпускающие газотурбинные двигатели и энергоустановки, такие как ЗАО «НПО «Сатурн», ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация «Газовые турбины», ЗАО «Турборус»; - лакокрасочный кластер, в который входят ОАО «Русские краски», ЗАО «Ярославский колорит», группа предприятий «Индекс» и другие предприятия; - резинотехнический кластер, имеющий в своем составе ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Шинный завод», ОАО «Ярославский технический углерод», ЗАО «Ярославль-Резинотехника» и другие предприятия; - фармацевтический кластер, в составе которого такие крупнейшие фармацевтические предприятия области, как ЗАО «Р-Фарм», ООО «Такеда», ООО «Тева»; - туристический кластер, объединяющий организации, оказывающие туристические услуги в городах Золотого кольца России, среди которых такие курорты Ярославской области, как ЗАО «Курорт «Золотое кольцо» в Переславском районе, ОАО «Гелиопарк «Бухта Коприно», курорт «Ярославское взморье» в Рыбинском районе, историко-культурный комплекс «Вятское». Перечень приоритетных стратегических целей развития экономики региона и повышения качества жизни населения определен в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года» (далее – Стратегия). В соответствии со Стратегией одна из основных целей в области занятости населения – увеличение качественной занятости населения. Достижение указанной цели осуществляется посредством создания или модернизации высокопроизводительных рабочих мест, основное количество которых придется на ключевые и перспективные организации области, реализующие инвестпроекты или проекты импортозамещения. Среди них предприятия Дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ», ОАО «Ярославский вагоноремонтный завод «Ремпутьмаш», ЗАО «Р-Фарм», ООО «Тева», ООО «Нексанс-Рус», ОАО «СХП «Вощажниково», ЗАО «Единство», ООО ГМЗ «АГАТ», ООО «Русские газовые турбины», ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод» и другие предприятия. Базовые для Ярославской области предприятия находятся в медленно растущих отраслях, таких как нефтепереработка, шинная промышленность, машиностроение, электротехника, сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, что определяет невысокий темп роста региональной экономики в целом. Поскольку все остальные группы отраслей только поддерживают развитие доходных отраслей, выпускающих конечный продукт, и не способны самостоятельно обеспечить в долгосрочной перспективе рост объема выпускаемой продукции (без роста спроса со стороны доходных отраслей), опережающее развитие Ярославской области сдерживается доминированием в структуре доходной сферы предприятий стабильных и медленно растущих отраслей, которые могут выступить основой долгосрочного роста только в случае активного экспорта своих услуг за пределы региона. Для возможности экспорта выпускаемая базовыми предприятиями продукция должна быть конкурентоспособна и соответствовать требованиям и условиям не только межрегионального, но и международного потребительского рынка. Однако в условиях современной экономической нестабильности, нарастающего дефицита импортного сырья и комплектующих организации, непосредственно обеспечивающие развитие региона, находятся под угрозой снижения объемов и темпов производства. Возможная недостаточная конкурентоспособность ключевых для экономики области организаций, обусловленная негативным влиянием кризисных явлений в экономике страны в целом, может привести к отставанию области не только от регионов-лидеров, но и от среднероссийского уровня, вызвать отток талантливого и квалифицированного населения в другие регионы вследствие относительно более высокой привлекательности для жизни соседних, столичных или зарубежных регионов, которые становятся все более доступными, что является серьезными вызовами для развития Ярославской области. 2. Информация об организациях – участниках Программы. В указанной ситуации необходимо обеспечить поддержку ключевых организаций области, являющихся для экономики системообразующими, имеющими точки роста, перспективы и методы проектов импортозамещения, таких как ОАО «Автодизель», ОАО «ЯЗДА», номенклатура выпускаемой продукции которых имеет стабильный долгосрочный спрос и определяет основу экономического кластера дизелестроения. Перечень организаций – участников Программы приведен в приложении 1 к Программе; описание реализуемых ими проектов приведено в приложении 2 к Программе. В настоящее время организации, входящие в состав Дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ», испытывают на себе кризис отрасли, обусловленный существенным сокращением спроса на выпускаемую продукцию вследствие снижения платежеспособности потребителей продукции, отсутствием доступа к долгосрочным кредитам, необходимостью использования импортного сырья и комплектующих. Прием работников в организации приостановлен и не осуществляется, основной задачей менеджмента является сохранение текущего состояния кадрового потенциала организаций. По прогнозным оценкам представителей работодателей указанных организаций, реализация проектов импортозамещения, изменение экономической и политической ситуации в стране в целом, а также снижение внутренних издержек, обучение и переобучение специалистов необходимым профессиональным компетенциям, реализация программ энергосбережения, поиск отечественных поставщиков сырья, а также участие в мероприятиях Программы позволят в 2016 году преодолеть кризисные проявления в отрасли машиностроения и начать в течение ближайших двух лет наращивать темпы и объемы производства. В случае реализации оптимистического сценария преодоления кризисных явлений к 2018 году производство сможет выйти на полную мощность. При этом программа оптимизации численности персонала организаций Дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» в соответствии с необходимостью реализации проектов импортозамещения, подготовки площадок для выпуска новой продукции, технического перевооружения предполагает перераспределение части трудовых ресурсов внутри организаций. С указанной целью планируется организация занятости граждан, находящихся под риском увольнения, на временные рабочие места по обслуживанию и подготовке площадок и оборудования к реализации проектов импортозамещения и выпуску новой продукции, а в случае увеличения объемов производства предполагается их последующий перевод на постоянные рабочие места. (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) (Абзац исключен - Постановление Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) (Абзац исключен - Постановление Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) Подобная ситуация сложилась в ОАО «Русские краски», являющемся ведущим предприятием области по выпуску лакокрасочной продукции. В связи с использованием импортного сырья и отсутствием возможности длительного кредитования в организации сложилась ситуация угрозы массового увольнения работников, что осложняет реализацию проекта импортозамещения по выпуску лакокрасочных материалов индустриального промышленного назначения. Предполагаемое опережающее профессиональное обучение работников организации, находящихся под риском увольнения, позволит сохранить кадровый потенциал ОАО «Русские краски» и обеспечить реализацию проекта импортозамещения. Кроме того, организации – участники Программы, при условии выхода из кризиса и реализации проектов импортозамещения, могут стать драйверами роста для экономики региона, обеспечив дальнейшее поступательное развитие химической отрасли и отрасли машиностроения как ключевых для экономики региона. В соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 35 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», Правительством области заключены договоры с организациями, претендующими на оказание мер государственной поддержки в рамках Программы. 3. Реализация плана мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения. Для решения стоящих перед экономикой области проблем в сфере сохранения и развития потенциала основных производств, повышения привлекательности инвестиционного климата существуют определенные предпосылки, такие как высокая привлекательность региона для туризма, высокий уровень развития обрабатывающих отраслей, наличие крупных холдингов и кластеров с участием международных корпораций, наличие достаточно развитой инфраструктуры, наличие развитой научной и образовательной базы в сфере химии и нефтехимии, положительный опыт участия в федеральных программах привлечения финансирования. В области реализуются более 10 проектов импортозамещения, 21 приоритетный инвестиционный проект, которые определяют основные векторы развития экономики и среди которых ведущую роль играют проекты в отраслях строительства, машиностроения и дизелестроения, производства фармацевтических препаратов и другие подобные проекты. Одной из мер обеспечения кадрами ведущих отраслей области является возможность замещения иностранных работников, привлекаемых для осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами. С целью регулирования процесса привлечения иностранной рабочей силы в области принят ряд нормативных документов. Постановлением Правительства области от 31.12.2014 N 1454-п «Об уполномоченной организации на участие в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов в Ярославской области» отдел по Ярославской области ФГУП «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы определен уполномоченной организацией по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе по приему заявлений и документов, необходимых для выдачи и переоформления патента, а также оказанию содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографирования. Губернатором области подписано Соглашение о взаимодействии между Федеральной миграционной службой и Ярославской областью, предусматривающее участие ФГУП «Паспортно-визовый сервис» в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов, а также оказанию содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографирования. Принят указ Губернатора области от 19.01.2015 N 20 «Об указании в патенте, выдаваемом на территории Ярославской области, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина». В Ярославской области процент иностранных работников в общей численности экономически активного населения относительно невысокий и колеблется в пределах от 1,3 процента до 1,9 процента, поэтому значимое влияние на рынок труда иностранная рабочая сила не оказывает. Однако замещение иностранных работников российскими гражданами в случаях критического дисбаланса на рынке труда может служить действенной мерой содействия в трудоустройстве гражданам, ищущим работу по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям. Именно поэтому определение потребности области в привлечении иностранной рабочей силы осуществляется в соответствии с принципами обеспечения национальной безопасности, поддержания баланса трудовых ресурсов, содействия трудоустройству граждан Российской Федерации в приоритетном порядке. В 2014 году в организации Ярославской области привлечены 6023 иностранных работника (в 2013 году – 8795 человек), при этом распределение иностранной рабочей силы по областям экономики традиционно является следующим: строительные организации – 62 процента от общего количества привлеченных иностранных работников, организации обрабатывающих отраслей – 17 процентов, сельское хозяйство – 12 процентов, оптовая и розничная торговля – 7 процентов, транспорт и связь – 2 процента, что составляет порядка 70 процентов от установленной в области квоты на привлечение иностранных работников. В 2015 году привлечение организациями области иностранных работников прогнозируется на уровне 2014 года (порядка 6 тыс. человек), в том числе 1552 человека в рамках утвержденной квоты. Распределение иностранных работников по видам экономической деятельности в 2015 году, по прогнозным данным, существенно не изменится и составит в строительстве – 59 процентов, промышленности – 27 процентов, сельском хозяйстве – 6 процентов, гостиничном и ресторанном бизнесе – 2 процента, транспорте и связи – 1 процент. В Ярославской области ежегодно проводится оценка эффективности использования труда иностранных работников, временно пребывающих на территории области и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность, которая предполагает анализ влияния иностранной рабочей силы на экономическое и социальное состояние региона с целью выработки политики в области привлечения и использования иностранной рабочей силы. В рамках проводимой политики по обеспечению приоритетного трудоустройства российских граждан на территории области оказывается государственная услуга по подбору работодателям подходящих работников из числа граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы. В 2014 году на вакантные места, заявленные работодателями для иностранных работников, трудоустроены 363 российских гражданина (за 2013 год – 298 человек), в основном в организациях пищевой промышленности и сельского хозяйства, в 2015 году планируется трудоустройство 430 – 450 российских граждан на вакансии иностранных работников. Основные организации, в которых предполагается трудоустройство российских граждан на вакантные места для иностранных работников: - организации сельского хозяйства – ЗАО им. Ленина, ОАО «СХП «Вощажниково»; - перерабатывающие производства – ООО «Гамма», ОАО «Залесье», ООО «Идеал», ООО «Кенгуру», ООО «ПолиЭр», ООО «Переславльстройпром», ОАО «Ярославский бройлер», ОАО «Судостроительный завод «Вымпел»; - организации строительной сферы – ООО «Зенит», ООО «Мэкма». В области разработан и утвержден план по замещению иностранных работников российскими гражданами на территории Ярославской области на 2015 год. В целях реализации плана проводятся следующие мероприятия: - оказание государственной услуги по подбору работодателям подходящих работников из числа граждан, обратившихся в центры занятости в целях поиска подходящей работы; - проведение ярмарок вакансий с участием работодателей, планирующих привлечение иностранных работников; - включение профессий, по которым традиционно привлекаются иностранные работники, в перечень приоритетных профессий (специальностей), образовательных программ для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан на 2015 год; - направление на обучение безработных граждан по востребованным работодателями профессиям (специальностям); - анализ состава и подбор выпускников образовательных организаций профессионального образования, ищущих работу, с целью замещения ими имеющихся вакантных рабочих мест; - расширение информирования о наличии вакантных рабочих мест посредством СМИ, на странице департамента государственной службы занятости населения Ярославской области на официальном портале органов государственной власти Ярославской области; - предоставление работодателю информации о гражданах Российской Федерации из других регионов, желающих работать вахтовым методом и имеющих профессии, востребованные работодателем; - мониторинг намерений использования работодателями области квоты по привлечению иностранных работников; - предоставление работодателям, планирующим привлечение и использование иностранных работников, информации о возможностях замещения иностранных работников российскими гражданами, посредством индивидуальных консультаций, «круглых столов», совместных совещаний. За январь – июнь 2015 года на вакантные места, заявленные работодателями для иностранных работников, трудоустроен 161 российский гражданин, что превышает показатель за тот же период 2014 года – 143 человека. (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) 4. Распределение численности занятого населения по видам экономической деятельности. В области осуществляется активное взаимодействие с работодателями, которые испытывают потребность в привлечении кадров с целью реализации имеющихся проектов или программ и готовы трудоустроить работников организаций, планируемых к высвобождению. В настоящее время можно говорить о формировании банка вакансий временного и постоянного характера для граждан, находящихся под угрозой увольнения. С целью более широкого информирования работодателей и работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, о возможностях временной занятости для дальнейшего закрепления на новых рабочих местах специалистами центров занятости организованы консультационные пункты в организациях, осуществляющих оптимизацию численности персонала, развернуто широкое информирование населения и работодателей на странице департамента государственной службы занятости населения Ярославской области на официальном портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных сайтах центров занятости. Особое внимание уделяется превентивной работе с такими категориями граждан, высвобождаемых из организаций, как многодетные родители, родители, воспитывающие несовершеннолетних детей. Для них сформированы памятки о поведении на рынке труда, возможностях трудоустройства на вакантные рабочие места с гибкими формами занятости или прохождения профессионального обучения, методах социальной и психологической адаптации в условиях высвобождения; проводятся индивидуальные консультации, направленные на психологическую поддержку и обучение эффективному поведению на рынке труда. Кроме того, к участию в мероприятиях Программы будут привлечены 88 родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей (100 процентов от количества граждан указанной категории, находящихся под риском увольнения), с целью сохранения их занятости на предприятиях. (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) В настоящий момент, учитывая возможные последствия кризисных явлений в экономике, тенденции к перераспределению трудовых ресурсов в 2015 году и на среднесрочную перспективу можно охарактеризовать следующим образом: численность занятых по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» к 2017 году по сравнению с 2014 годом сократится на 2,6 тыс. человек и составит 47,7 тыс. человек, что во многом обусловлено переходом некоторых сельскохозяйственных производств на новые механизированные технологии, предполагающие оптимизацию численности занятых в данной отрасли. Большинство руководителей предприятий обрабатывающих производств (в особенности производств по обработке пищевой продукции, текстильной и швейной продукции, обработке пластмассовых изделий) ожидают в прогнозном периоде снижение численности занятых по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» в среднем на 3 – 3,5 процента в год, однако на предприятиях химического производства за счет реализации инвестиционных проектов и программ технического перевооружения предприятий (производство красок и лаков, фармацевтической продукции) будет отмечаться некоторый рост численности занятых. В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования в 2014 году произошел рост численности занятых по указанному виду экономической деятельности за счет устойчивого спроса на выпускаемую продукцию и выполнения государственного оборонного заказа. В прогнозируемом периоде численность организаций отрасли будет увеличиваться. Таким образом, к 2017 году численность занятых по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» составит 134,6 тыс. человек. Численность занятых по виду экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» незначительно увеличится по сравнению с уровнем 2014 года и составит к 2017 году 19,7 тыс. человек. Численность занятых по виду экономической деятельности «строительство» увеличится к 2017 году до 46,8 тыс. человек. На некоторых предприятиях строительной сферы планируется рост численности работников за счет увеличения планового выпуска и расширения ассортимента выпускаемой продукции, необходимости обеспечения контроля за производимыми работами. В то же время на других предприятиях планируется снижение численности занятых по виду экономической деятельности «строительство» в связи с реструктуризацией, модернизацией и техническим переоснащением производства. Будет наблюдаться незначительное изменение численности работников по видам экономической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» и «гостиницы и рестораны», к 2017 году численность занятых по указанным видам экономической деятельности составит 110,6 тыс. человек и 9,7 тыс. человек соответственно. В прогнозируемом периоде продолжится развитие транспортной и инженерной инфраструктур, но роста численности занятых по виду экономической деятельности «транспорт и связь» не произойдет. Руководство Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» планирует сокращение численности занятых по виду экономической деятельности «транспорт и связь» к 2017 году до 13,4 тыс. человек в связи с внедрением инновационных технологий и передачей на аутсорсинг некоторых видов работ, в основном ремонтных. В сфере связи планируется незначительное увеличение численности работающих к 2017 году (на 0,2 тыс. человек). Численность занятых по виду экономической деятельности «финансовая деятельность» в прогнозном периоде незначительно увеличится и составит 9,4 тыс. человек. Ожидаемая среднегодовая численность занятых по виду экономической деятельности «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» по сравнению с 2014 годом увеличится на 2,6 тыс. человек и составит 47,3 тыс. человек. Численность занятых по виду экономической деятельности «государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование» к 2017 году сократится относительно показателей 2014 года на 2,3 тыс. человек, что связано с проводимыми и планируемыми мероприятиями по оптимизации численности работающих в данных отраслях. Численность занятых по виду экономической деятельности «образование» в 2017 году незначительно увеличится (до 53,7 тыс. человек), несмотря на заметное увеличение в прогнозном периоде численности населения в возрасте до 16 лет, что обусловлено оптимизацией системы профессионального образования Ярославской области путем создания двухуровневых образовательных комплексов среднего профессионального образования, в которых будут реализовываться программы начального и среднего профессионального образования. Численность занятых по виду экономической деятельности «здравоохранение и предоставление социальных услуг» в 2017 году останется практически на уровне 2014 года и составит 43,9 тыс. человек. В 2017 году увеличится численность занятых по виду экономической деятельности «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» до 23,7 тыс. человек, что обусловлено растущим спросом у населения предлагаемых услуг. Таким образом, к 2017 году в целом по экономике области ожидается, что общее количество занятых по всем видам экономической деятельности составит 624,3 тыс. человек. В 2015 году подобным образом планируется перераспределение части трудовых ресурсов из организаций перерабатывающей отрасли (таких как ОАО «Красный перекоп», ОАО «Тульма», ОАО «ПолиЭр») в организации химической промышленности, реализующие проекты импортозамещения; организации фармацевтического кластера также готовы принимать работников на временную занятость с целью реализации срочных проектов, осуществления операций документоведения и фасовочных работ. Кроме того, работодатели, оказывающие клининговые услуги в области, готовы к приему граждан, высвобождаемых из организаций, с целью привлечения их к сезонным работам. Работников организаций отрасли машиностроения, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата, готовы трудоустроить такие предприятия области, как ОАО «Ростовский оптико-механический завод», ОАО «Конструкторское бюро «Луч», ОАО «НПО «Сатурн», ООО «Промхимпроект», предоставившие порядка 100 вакансий для трудоустройства инженеров различных профилей; по заявленным к высвобождению основным рабочим профессиям имеется более 500 вакантных рабочих мест на предприятиях обрабатывающей отрасли области. Наибольшее число вакансий по рабочим профессиям, планируемым к высвобождению Дивизионом ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ», таким как наладчик автоматических линий и агрегатных станков, кладовщик, контролер, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ, токарь, фрезеровщик, аппаратчик, станочник широкого профиля, наладчик станков и механизмов, заявлены Ярославским электровозоремонтным заводом им. Б.П. Бещева – филиалом ОАО «ЖелДорРемМаш», ОАО «Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Шинный завод», ОАО «Ярославский завод резиновых технических изделий», ОАО «Конструкторское бюро «ЛУЧ», ОАО «Ростовский оптико-механический завод», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «ОДК-ГТ», ООО ПП «Ремдормаш», ОАО ГМЗ «Агат». Прогноз баланса трудовых ресурсов Ярославской области на 2015 – 2017 годы представлен в приложении 3 к Программе. 5. Общая характеристика ситуации на рынке труда. Влияние объективных угроз, таких как политическая и экономическая обстановка в стране в целом, отток профессиональных кадров и талантливой молодежи из региона, сильная конкуренция за инвестиции, существенно замедляет темпы роста экономики области и может привести к развертыванию полномасштабного экономического кризиса. С начала 2015 года проявляется тенденция к ухудшению ситуации на регистрируемом рынке труда. Численность безработных, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости области, на 01.07.2015 составила 10294 человека, увеличившись по сравнению с началом 2015 года на 1197 человек, уровень регистрируемой безработицы составил 1,5 процента к численности экономически активного населения (на 01.01.2015 он составлял 1,3 процента), на одну вакансию претендует 1,1 человека (на 01.01.2015 – 1 человек на вакансию). (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) Существенно снизилось количество вакансий, сведения о которых поданы в органы службы занятости. Так, по состоянию на 27.07.2015 в банке вакансий имеется 10523 единицы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их количество сократилось на 7814 единиц. (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) За период с 01 января 2015 года по настоящее время 100 предприятий подали сведения об увольнении в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, под указанные организационные мероприятия подпадают 1723 человека, что на 90 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Предполагается, что в течение 2015 года сокращения произойдут на 352 предприятиях области. (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) Кроме того, на изменение количества граждан, признанных безработными в 2015 году, может повлиять повышение уровня молодежной безработицы в связи с уменьшением количества вакансий для специалистов. На основе анализа динамики регистрируемой безработицы в 2007 – 2014 годах, представленной в таблице, в случае проявления острых кризисных явлений в экономике области при отсутствии системы превентивных мер по их преодолению можно прогнозировать увеличение уровня регистрируемой безработицы в 2,5 раза, с 1,3 процента от численности экономически активного населения до 1,9 процента. Таким образом, численность безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости, может достичь 13,3 тысячи человек. Динамика регистрируемой безработицы в 2007 – 2014 годах
В целях сохранения темпов роста экономического развития региона в условиях кризисных явлений в экономике страны, сохранения уровня занятости граждан и в соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 года N 98-р, постановлением Правительства области от 13.02.2015 N 128-п «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, создана межведомственная комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области с целью организации и планирования контроля за развитием экономики Ярославской области. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусматривает разработку и реализацию региональной программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, а также различные финансовые и социально-политические меры поддержки ведущих отраслей экономики, проведение мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих предприятий и организаций Ярославской области, мониторинга и анализа эффективности мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда области. Программа предусматривает консолидацию средств федерального и областного бюджетов для финансирования мероприятий, которые направлены на недопущение роста уровня безработицы в 2015 году выше 1,5 процента и целью которых является поддержка занятости работников организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с планами развития или оптимизации производства, реализующих проекты импортозамещения для обеспечения дальнейшего бесперебойного функционирования системообразующих организаций области, находящихся под угрозой массового увольнения, мероприятий, направленных на содействие занятости отдельных категорий граждан (таких как инвалиды, молодежь в возрасте от 22 до 30 лет), развитие и сохранение сферы социальных услуг. Программа включает следующие мероприятия: - временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; - опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; - социальная занятость инвалидов; - стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов. 6. SWOT-анализ Программы. С целью выявления сильных и слабых сторон Программы, возможных рисков и перспектив при ее реализации был проведен SWOT-анализ факторов, влияющих на ход реализации мероприятий Программы:
Таким образом, реализация основных программных мероприятий обеспечит поддержку организаций, повысивших в последние годы эффективность и производительность труда, инвестировавших в развитие производства и создание новой продукции, но попавших в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам, временного снижения спроса на их продукцию, дефицита на сырьевом рынке или других объективных причин, за счет сохранения и развития кадрового потенциала в экономических точках роста для решения задач развития и обеспечения приоритетных направлений деятельности организаций. Кроме того, реализация программных мероприятий позволит гражданам, находящимся под риском увольнения, избежать безработицы и сохранить занятость особо уязвимых на рынке труда категорий граждан, таких как родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждане, имеющие ограниченные возможности здоровья. Невыполнение программных мероприятий и недостижение целевых показателей может привести к повышению уровня безработицы на региональном рынке труда, сокращению объемов и темпов производства на системообразующих предприятиях области. Мониторинг эффективности принимаемых мер в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области, будет осуществляться постоянно, и результаты проводимой работы в рамках реализации программных мероприятий будут рассматриваться на заседаниях межведомственной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области.
II. Цели, задачи, сроки реализации и целевые индикаторы достижения целей и решения задач Программы 1. Цель Программы – принятие и реализация превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Ярославской области. Достижение цели Программы предполагает решение следующих задач: 1.1. Создание условий для сохранения кадрового потенциала организаций, которые реализуют программы повышения производительности труда, оптимизации расходов или развития персонала или проекты, направленные на импортозамещение, и работники которых находятся под риском увольнения. 1.2. Содействие повышению конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. 1.3. Содействие социальной занятости инвалидов. 1.4. Создание условий для повышения уровня занятости молодежи. 2. Программа реализуется в 2015 году на территории всех муниципальных районов (городских округов) области. Этапы реализации Программы не выделяются. 3. Показатели достижения цели и решения задач Программы. Реализация Программы будет способствовать сохранению занятости 800 работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, повышению уровня профессиональной компетентности, социальной поддержке граждан за счёт трудоустройства на временные рабочие места, позволит не допустить роста уровня регистрируемой безработицы в регионе в 2015 году выше 1,5 процента в среднегодовом исчислении, в том числе за счёт: (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) - организации временной занятости 300 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) - организации опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, – 500 человек; (В редакции Постановления Правительства Ярославской области от 05.11.2015 № 1186-п) - трудоустройства инвалидов в рамках Программы – 25 человек; - реализации молодыми людьми из числа граждан в возрасте от 22 до 30 лет социальных проектов – 7 человек. III. Основные мероприятия Программы 1. Система мероприятий Программы направлена на достижение цели Программы и решение поставленных задач. Программа содержит мероприятия по: - временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; - опережающему профессиональному обучению и стажировке работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; - социальной занятости инвалидов; - стимулированию занятости молодёжи при реализации социальных проектов. 1.1. Временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Важной мерой снижения напряженности на рынке труда Ярославской области, поддержки организаций, наиболее чувствительных к кризисным явлениям в экономике, сохранения занятости работников таких организаций с целью реализации перспективных направлений деятельности является создание новых рабочих мест путем организации временной занятости работников предприятий, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Данное мероприятие осуществляется органами службы занятости населения совместно с работодателями, органами местного самоуправления муниципальных образований области и направлено на поддержку организаций, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и их работников, а также на дополнительную социальную поддержку граждан, ищущих работу. Все предприятия, принимающие участие в Программе, имеют планы повышения производительности труда, оптимизации расходов и (или) развития персонала и (или) реализуют проекты, направленные на импортозамещение, поэтому виды временной занятости определяются спецификой и направленностью указанных проектов. Участниками данного мероприятия являются работники организаций, находящиеся под угрозой массового увольнения. В первом полугодии 2015 года о предполагаемых массовых увольнениях 1230 человек заявили ОАО «Автодизель», ОАО «ЯЗДА», входящие в состав Дивизиона ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ». На сегодняшний день Дивизион ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» – крупнейший производитель коммерческого транспорта в России, реализующий проекты, направленные на импортозамещение, способствующие оптимизации расходов и повышению производительности труда. На ОАО «Автодизель» реализуется проект «Создание и организация производства бюджетных версий двигателей ЯМЗ-530 экологического класса 5 (ЯМЗ-530 Low Cost)». Задачами проекта являются изменение конструкции компонентов двигателей с целью снижения себестоимости, доводка двигателя ЯМЗ-534 до норм «Евро-5», снижение себестоимости двигателей ЯМЗ-536. На ОАО «ЯЗДА» открыт проект «Создание и организация производства топливоподающих систем для дизельных двигателей экологического класса». Задачами проекта являются разработка и доводка конструкции топливной аппаратуры Common Rail на ОАО «ЯЗДА» для перспективных двигателей ОАО «Автодизель», ОАО «Камский автомобильный завод», организация производства топливной аппаратуры Common Rail на ОАО «ЯЗДА». В рамках реализации указанных проектов планируется организовать следующие временные работы (виды временных работ) для граждан, находящихся под риском увольнения: - конструкторско-технологические работы по разработке конструкторской и технологической документации (для работников, занятых в настоящий момент по инженерным специальностям); - проектно-расчетные работы по формированию бюджетов по проектам и проведению расчетов экономической эффективности (для специалистов – экономистов); - слесарные, монтажные, ремонтные работы по изготовлению оснастки, инструмента, нестандартного оборудования и монтажу, перемонтажу оборудования (для слесарей-монтажников, слесарей-ремонтников, слесарей механосборочных работ, слесарей-инструментальщиков, станочников, токарей, фрезеровщиков, штамповщиков, шлифовщиков); - работы по метрологическому обеспечению производства (для наладчиков контрольно-измерительных приборов и автоматики, контролеров измерительных приборов и специального инструмента, контролеров станочных и слесарных работ, лаборантов); - малярные работы по покраске оборудования и ремонту помещений (для маляров, штукатуров); - подготовительные работы по подготовке производственных помещений (для наладчиков станков и манипуляторов с программным управлением, плотников, уборщиков). Перечень организаций, участвующих в дополнительном мероприятии по организации временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, приведен в приложении 4 к Программе. Объем финансирования временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу (S вр), рассчитывается по следующей формуле:
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|