Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 18.02.2015 № 145-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 18.02.2015 N 145-п

г. Ярославль

 

О программе «Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области» на 2015 2018 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Ярославской области

 от 15.02.2016 № 143-п)

 

Во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда» и поручения Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 года N 3

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую программу «Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области» на 2015 2018 годы (далее Программа).

2. Органам исполнительной власти Ярославской области обеспечить выполнение мероприятий Программы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области предусматривать в местных бюджетах средства на выполнение мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты. (пункт в редакции - постановление Правительства Ярославской области от 15.02.2016 г. № 143-п - см. предыдущую редакцию)

5. Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

Губернатор области                                                            С.Н. Ястребов


 



 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 18.02.2015 N 145-п

 

 

ПРОГРАММА

«Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области»

на 2015 2018 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Ярославской области

от 15.02.2016 № 143-п)

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование

Программы

программа «Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области» на 2015 2018 годы (далее Программа)

Куратор

заместитель Председателя Правительства области Нечаев Александр Витальевич, тел. (4852) 40-14-83

Ответственный исполнитель Программы

департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области,

директор департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Андреева Лариса Михайловна, тел. (4852) 40-04-04

Исполнители

(участники)

Программы

органы исполнительной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, имеющие в функциональном подчинении организации (по согласованию);

Государственная инспекция труда в Ярославской области (по согласованию);

Государственное учреждение – Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (по согласованию);

общественная организация «Объединение организаций профсоюзов Ярославской области» (по согласованию);

Ярославская областная торгово-промышленная палата (по согласованию);

организации, оказывающие услуги в области охраны труда, аккредитованные в установленном порядке (по согласованию);

некоммерческое партнерство «Экономический совет Ярославской области (объединение работодателей Ярославской области)» и работодатели (по согласованию)

Программно-целевые

инструменты

 

бюджетное финансирование, межведомственное взаимодействие и меры государственного регулирования, передача отдельных государственных полномочий, обеспечение управления и контроля за реализацией мероприятий Программы

Цели

улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Ярославской области

Задачи

- обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации об условиях и охране труда на рабочих местах;

- реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;

- обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

- содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда;

овершенствование нормативно-правовой базы Ярославской области в области охраны труда;

- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда

Целевые

индикаторы (показатели)

 

- уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;

численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;

количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;

численность лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров;

численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих;

- динамика оценки условий труда:

количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест;

количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда;

- условия труда:

численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по обследуемому кругу организаций по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее – Ярославльстат);

удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников обследованных организаций (по данным Ярославльстата);

количество организаций, расположенных на территории Ярославской области, имеющих сертификат доверия работодателю в рамках реализации проекта «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей»

Сроки

реализации

Программы

2015 2018 годы

 

Объемы

бюджетных

ассигнований

 

общий объем бюджетных ассигнований на 2015 – 2018 годы – 119965,41 тыс. руб., в том числе за счет средств:

- федерального бюджета (средства Министерства здравоохранения Российской Федерации) – 15970,70 тыс. руб., из них:

2015 год – 3513,00 тыс. руб.;

2016 год – 5814,00 тыс. руб.;

2017 год – 3173,70 тыс. руб.;

2018 год – 3470,00 тыс. руб.;

- бюджета Ярославской области – 62105,32 тыс. руб., из них: 2015 год – 19996,27 тыс. руб.;

2016 год – 16416,00 тыс. руб.;

2017 год – 13697,75 тыс. руб.;

2018 год – 11995,30 тыс. руб.;

- бюджетов муниципальных образований Ярославской области – 41889,39 тыс. руб., из них:

2015 год – 15053,75 тыс. руб.;

2016 год – 9013,10 тыс. руб.;

2017 год – 9153,64 тыс. руб.;

2018 год – 8668,90 тыс. руб.

Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц

общий объем финансирования из внебюджетных источников – 1633330,0 тыс. руб.,

в том числе:

- государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – 560590,00 тыс. руб., из них:

2015 год – 119665,00 тыс. руб.;

2016 год – 138901,60 тыс. руб.;

2017 год – 148929,62 тыс. руб.;

2018 год – 153093,78 тыс. руб.;

- работодателей – 1072740,00 тыс. рублей (на весь срок реализации Программы),

в том числе по годам:

2015 год – 261430,0 тыс. руб.;

2016 год – 264932,50 тыс. руб.;

2017 год – 271234,40 тыс. руб.;

2018 год – 275143,10 тыс. руб.

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы

в результате реализации Программы планируется обеспечить социальный эффект, выражающийся в защите конституционных прав трудящихся на безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, а именно:

- снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом с 20 до 15 человек;

снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более с 592 до 530 человек;

снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих с 0,92 до 0,70 единицы;

снижение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего с 63,45 до 62,4 единицы;

снижение численности лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров с 61 до 50 человек;

снижение численности лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих с 1,83 до 1,46 единицы;

- динамика оценки условий труда:

увеличение количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, с 15000 до 235000 единиц;

увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест с 3,8 до 60,0 процента;

увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, с 4560 до 21000 единиц;

- условия труда:

уменьшение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по обследуемому кругу организаций по данным Ярославльстата), с 78600 до 77500 человек;

уменьшение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников обследованных организаций (по данным Ярославльстата) с 55,1 до 54,7 процента;

увеличение количества организаций, расположенных на территории Ярославской области, имеющих сертификат доверия работодателю в рамках реализации проекта «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей», с 55 до 80 единиц

Ответственные лица для контактов

первый заместитель директора департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Аминов Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-04-06;

заместитель начальника отдела социально-трудовых отношений и охраны труда департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Серова Светлана Владимировна, тел. (4852) 40-03-64

Электронный адрес размещения Программы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://www.yarregion.ru/Pages/doc_projects.aspx

 


 

Введение

 

Программа разработана во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда» и поручения Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 года N 3, на основании рекомендованной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации типовой государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 – 2017 годы.

Программа представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц по созданию благоприятных условий труда в Ярославской области.

Программа не относится к категории областных целевых программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области.

 

1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных

проблем в указанной сфере и прогноз развития

 

Ярославская область входит в число регионов с высоким уровнем социально-экономического развития и качества жизни населения, обладает высокоразвитой и разноплановой промышленной базой, сбалансированной структурой промышленности, научным и инновационным потенциалом, квалифицированными профессиональными кадрами.

Сегодня одной из основных задач Правительства Ярославской области является сбалансированный рост экономики и социальной сферы, реализация проектов, нацеленных на диверсификацию экономики региона, внедрение современных технологий, систем менеджмента качества, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, улучшение качества жизни и уровня благосостояния населения Ярославской области.

Важная проблема, препятствующая этому, – технологическая отсталость промышленных предприятий. Физический износ основных фондов организаций Ярославской области в последние годы, в том числе и на обрабатывающих производствах, пересек отметку в 50 процентов.

При таком многоотраслевом укладе экономики, наличии большого числа травмоопасных производств и предприятий с опасными и вредными условиями труда вопросы охраны труда требуют к себе особого внимания.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области охраны труда.

Результатом предпринимаемых совместных усилий Правительства Ярославской области, органов контроля и надзора в сфере охраны труда, профсоюзов, общественности и работодателей явилось то, что за последние 4 года число травм на производстве уменьшилось почти на 36 процентов, уровень производственного травматизма в расчете на 1 тыс. работающих – на 37 процентов, профессиональная заболеваемость сократилась на 15 процентов. Данные факты подтверждают правильность и эффективность проводимой работы.

При этом производственный травматизм и профессиональная заболеваемость по-прежнему остаются серьезной государственной проблемой, несущей негативные последствия экономического и социального характера, приводящие к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и организаций, так и для Ярославской области в целом.

Динамика показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Ярославской области в течение последних лет представлена в таблицах 1 – 6.

Таблица 1

 

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом

(по данным Государственной инспекции труда в Ярославской области)

 

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Ярославская область

25

25

66

30

20

 

Таблица 2

 

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более

(по данным Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования

Российской Федерации)

 

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Ярославская область

857

948

811

716

592

 

 

Таблица 3

 

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на 

производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и

со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих

(по данным Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)

 

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Ярославская область

1,45

 

1,6

1,37

1,11

0,92

 

Таблица 4

Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего

(по данным Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)

 

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Ярославская область

54,87

 

52,42

53,95

57,08

63,45

 

Снижение показателей травматизма сопровождается продолжающимся сокращением численности занятых в базовых наиболее травмоопасных видах экономической деятельности. Так, по данным Ярославльстата, в 2013 году численность занятых на крупных, средних и выборочно малых предприятиях по сравнению с 2012 годом сократилась в среднем на 3 процента.

Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Ярославской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ.

К другим причинам несчастных случаев на производстве относятся:

- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;

- нарушение технологического процесса;

- нарушение Правил дорожного движения;

- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;

- эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования.

Анализ групповых несчастных случаев, в том числе со смертельным и тяжелым исходами, показывает, что среди видов происшествий преобладают такие как падение работника с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли, дорожно-транспортные происшествия. В разрезе основных видов экономической деятельности наиболее травмоопасными являются обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых, здравоохранение и предоставление социальных услуг.

 

Таблица 5

Численность лиц с впервые установленными

профессиональными заболеваниями (отравлениями)

(по данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области)

 

Территория

Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием (отравлением)

человек

на 10 000

работающих

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

Российская Федерация

6696

6993

2,5

2,5

Центральный федеральный округ

552

564

1,1

0,7

Ярославская область

71

63

2,04

1,83

 

Таблица 6

Численность лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров

(по данным департамента здравоохранения и фармации

Ярославской области)

 

Территория

Численность лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических

медицинских осмотров

(человек)

2012 г.

2013 г.

Ярославская область

93

71

 

Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы.

Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости наблюдается на предприятиях машиностроения, в добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производствах.

Среди причин, вызывающих профессиональную патологию, лидирующую роль играют неудовлетворительные условия труда, которые в ряде видов экономической деятельности являются вредными на каждом втором рабочем месте. Основными причинами возникновения хронических профзаболеваний являются конструктивные недостатки средств труда, несовершенство технологических процессов, неэффективность работы вентиляционных установок, отсутствие контроля или недостаточный контроль за применением средств индивидуальной защиты, нарушение режимов труда.

В этой связи охрана труда выступает важным фактором социально-экономического развития Ярославской области.

Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.

В таблицах 7, 8 представлены результаты анализа проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2009 – 2013 годах.

 

Таблица 7

Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация

 рабочих мест по условиям труда

(по данным департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области)

 

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Ярославская область

16073

15131

22507

36461

 

Таблица 8

Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест

(по данным департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области)

 

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Ярославская область

3,54

3,23

4,95

8,90

 

Несмотря на то, что за последние 4 года во всех отраслях экономической деятельности отмечена положительная динамика по количеству организаций области, проводивших аттестацию рабочих мест (с 285 организаций в 2009 году до 1123 организаций в 2013 году), темпы ее проведения все же недостаточные. Количество аттестованных в 2013 году рабочих мест, равно как и количество занятых на них работников, составляет 8,90 процента от общего количества рабочих мест в экономике региона.

За истекшие годы (2009 – 2013 годы) аттестацию рабочих мест провели всего 2814 организаций области, что составляет 6,1 процента по отношению к количеству организаций области. Было аттестовано 100823 рабочих места, что составляет 24,7 процента от общего количества рабочих мест в области.

По данным Государственной инспекции труда в Ярославской области, аттестация рабочих мест в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, практически не проводилась.

Не лучшим образом складывается ситуация и в организациях, находящихся в функциональном подчинении органов исполнительной власти Ярославской области (данные приведены в таблице 9). Так, например, в период с 2010 по 2013 год аттестовано по условиям труда 50 процентов рабочих мест организаций здравоохранения, 35 процентов рабочих мест организаций образования, 42 процента рабочих мест организаций культуры, 50 процентов рабочих мест организаций региональной безопасности, 46 процентов рабочих мест организаций дорожного хозяйства, 63 процента рабочих мест организаций транспорта, 10 процентов рабочих мест организаций жилищно-коммунального комплекса, 45 процентов рабочих мест организаций лесного хозяйства, 55 процентов рабочих мест организаций социальной защиты населения.

Аттестация не проводилась в организациях, подведомственных департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области, департаменту строительства Ярославской области, департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, департаменту информации и связи Ярославской области, департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, агентству по физической культуре и спорту Ярославской области.


 

 

Таблица 9

 

Информация о проведении аттестации рабочих мест в организациях, находящихся в функциональном подчинении органов исполнительной власти Ярославской области, по состоянию на 01.01.2014

 

 

Органы исполнительной власти

Ярославской

области

Количе-ство органи-заций

Общее коли-чество работ-ников

Коли-чество рабочих мест в организа-циях

Количество

рабочих мест в

организациях, прошедших

аттестацию

Количество рабочих мест, на которых по итогам аттестации

установлены вредные и опасные условия труда

Удельный вес рабочих мест, прошедших аттестацию, от общего количества рабочих мест в организациях

в период с 2010 по 2013 год

1

2

3

4

5

6

7

Всего по всем органам исполни-тельной власти Ярославской области и организациям, находящимся в их функциональном подчинении

341

47705

31277

16272

11307

52,0 %

Департамент

образования Ярославской области

93

6126

5438

709

320

35,0 %

Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области

87

28840

19041

1862

1666

50,0 %

Департамент государственного заказа Ярославской области

2

54

69

26

24

100,0 %

Департамент государственной службы занятости населения Ярославской области

18

550

556

529

58

100,0 %

Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области

2

66

34

0

0

0,0 %

Департамент строительства Ярославской

области

5

38

0

0

0

0,0 %

Департамент культуры Ярославской области

24

2336

1400

73

17

42,0 %

Департамент

ветеринарии Ярославской области

3

513

513

158

104

100,0 %

Департамент

инвестиционной политики Ярославской области

3

82

99

5

0

10,0 %

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области

2

152

152

0

0

0,0 %

Департамент региональной безопасности Ярославской области

12

1537

706

250

211

50,0 %

Департамент дорожного хозяйства Ярославской области

14

1394

1602

56

56

46,0 %

Департамент информатизации и связи Ярославской области

3

147

147

0

0

0,0 %

Департамент имущественных и земельных

отношений Ярославской области

1

94

94

0

0

0,0 %

Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области

1

70

70

0

0

0,0 %

Агентство по физической культуре и спорту Ярославской области

5

209

224

0

0

0,0 %

Агентство транспорта Ярославской области

9

1418

554

35

35

63,0 %

Департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области

2

78

70

2

0

10,0 %

Департамент лесного хозяйства Ярославской области

17

489

508

108

0

45,0 %

Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области

35

3658

3061

681

419

55,0 %


Информация по документу
Читайте также