Расширенный поиск

Постановление Думы Тульской области от 24.05.2001 № 13/248

                           ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
                                3-го созыва

                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 24.05.2001 N 13/248

                              13-е заседание

                        О рекомендациях депутатских
                  слушаний "Санитарно-эпидемиологическая
               и эколого-радиационная обстановка в Тульской
               области, ее влияние на уровень заболеваемости
                     населения и меры по его снижению"

     Тульская областная Дума

                               ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить        рекомендации       депутатских       слушаний
"Санитарно-эпидемиологическая  и  эколого-радиационная  обстановка   в
Тульской  области,  ее  влияние  на уровень заболеваемости населения и
меры по его снижению" (прилагается).
     2. Направить  настоящее  постановление в Правительство Российской
Федерации,  Государственную  Думу  Федерального  Собрания   Российской
Федерации,  администрацию  области,  представительные  органы местного
самоуправления.
     3. Направить  настоящее  постановление для опубликования в газете
"Тульские известия".
     4. Контроль  за выполнением постановления возложить на комитет по
социальному законодательству и охране здоровья населения.
     5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель областной Думы          О.Д. Лукичев




                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                               Тульской областной Думы
                                                от 24.05.2001 N 13/248

                               РЕКОМЕНДАЦИИ
            депутатских слушаний "Санитарно-эпидемиологическая
           и эколого-радиационная обстановка в Тульской области,
              ее влияние на уровень заболеваемости населения
                          и меры по его снижению"

     Участники депутатских  слушаний  -  депутаты  Тульской  областной
Думы,  представители  органов исполнительной власти и органов местного
самоуправления,     представители     учреждений      здравоохранения,
санэпиднадзора,  природоохранной деятельности области,  обсудив вопрос
"Санитарно-эпидемиологическая  и  эколого-радиационная  обстановка   в
Тульской  области,  ее  влияние  на уровень заболеваемости населения и
меры по его снижению", отмечают:
     органы исполнительной  и  законодательной власти области,  органы
местного  самоуправления,  ученые,   специалисты   ведут   работу   по
оздоровлению санитарно-эпидемиологической обстановки,  по реабилитации
экологически  загрязненных  территорий,  в   том   числе   территорий,
подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы;
     современное         санитарно-эпидемиологическое                и
эколого-радиологическое    состояние   и   тенденции   его   изменения
определяются комплексом взаимосвязанных  социальных,  экономических  и
природоохранных проблем;
     одним из главных показателей оценки состояния  общества  является
демография.  Анализ  показывает,  что  на  протяжении последних 15 лет
Тульская область по возрастному составу остается одной из самых старых
среди  всех регионов России.  За последние 5 лет численность населения
области   уменьшилась  на  65  тысяч  человек,  что   равно  населению
г. Щекино.
     Основными причинами   смертности   остаются    болезни    органов
кровообращения     (инсульты,    инфаркты,    ишемическая    болезнь),
новообразования, травмы, отравления и несчастные случаи.
     Так, в  структуре  общей  смертности   населения  г. Тулы уровень
смертности  от  заболеваний  системы  кровообращения  составляет  60,2
процента.  Возросла  заболеваемость  цереброваскулярными болезнями,  в
Тульской области она в 4 раза, а в г. Туле - в 15 раз выше (до 6000 на
100 тыс. населения) общероссийского показателя.
     Эпидемиологическая обстановка  в  области   остается   достаточно
напряженной.    Ежегодно    регистрируется   450-460   тысяч   случаев
инфекционных заболеваний,  экономический ущерб от  которых  составляет
ежегодно 700-800 млн. рублей.
     Особое беспокойство вызывает гепатит В.  Прививки против гепатита
В  с  1998  года  внесены в национальный календарь прививок и являются
обязательными.
     В 2000  году  за  счет средств федерального бюджета была получена
вакцина только на 8,5 тысяч детей  (новорожденных  и  детей  в  очагах
гепатита  В),  в  то  время как в области необходимо привить 150 тысяч
человек, и из них - почти 30 тыс. медицинских работников.
     Катастрофическое положение  складывается  с ВИЧ-инфекцией.  Темпы
прироста заболеваемости составляют в год от 200 процентов в  Ленинском
районе до 4000 процентов в г. Туле.
     Социально обусловленные  инфекции  (гепатиты,  ВИЧ,   туберкулез)
являются для области наиболее серьезной проблемой.
     Кроме того,   в   2000   году   зарегистрированы   269    случаев
природно-очаговых  инфекций (туляремии,  лептоспироза, геморрагической
лихорадки с почечным синдромом).
     Анализируя вспышечную   заболеваемость   от   кишечных  инфекций,
необходимо отметить,  что в ее возникновении все  большую  роль  стала
играть питьевая вода.
     Сбросы загрязненных сточных вод в водоемы  составляют  более  250
млн. куб. метров   в   год.   Наиболее    характерными     веществами,
загрязняющими поверхностные воды,  являются соединения азота, фосфора,
железа,     ароматические    углеводороды.    Основные    загрязнители
поверхностных вод - предприятия ЖКХ и химического комплекса.
     54 процента     существующих    очистных    сооружений    требуют
реконструкции,  21,6 процента работают  неэффективно,  а  6  процентов
вообще не работают.
     Часть населенных  пунктов  и  промышленных  предприятий   области
вообще  не  имеют  очистных  сооружений,  что приводит к существенному
техногенному загрязнению поверхностных водоемов и почвы.
     Экологическая обстановка на территории области остается сложной.
     Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 380  тыс.  тонн  вредных
веществ    более    180   наименований.   Стационарными   источниками,
загрязняющими  атмосферный  воздух,   в   первую   очередь,   являются
предприятия энергетики (Черепетская,  Щекинская, Новомосковская ГРЭС и
др.) - 45,9 процента от суммарных выбросов и  предприятия  металлургии
(АК  "Тулачермет",  АО  "КМЗ")  - 39,1 процента.  Существенный вклад в
загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт:  более 140 тыс.
тонн выбросов вредных веществ ежегодно.
     Не решены проблемы обращения и утилизации промышленных и  бытовых
отходов. На предприятиях области ежегодно образуется более 1 млн. тонн
промышленных отходов 1-4  класса  токсичности.  Многие  годы  остается
острой  проблема  с  накоплением бытовых отходов.  В настоящее время в
области  зарегистрировано  23  полигона  захоронения  твердых  бытовых
отходов общей площадью 85,3 га с массой накопления 14,5 млн. тонн.
     Экологическая ситуация   усугубляется   наличием   радиоактивного
загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
     После 1990 года начался резкий рост заболеваний раком  щитовидной
железы.  Общее  число данного заболевания в 3,9 раза выше доаварийного
уровня     (Бюллетень     "Радиация     и     риск"      национального
радиационно-эпидемиологического регистра.  Специальный выпуск 2, 1999;
Москва-Обнинск).
     Общая   площадь  радиационного  загрязнения   области  составляет
9,5 тыс. кв. км. В зоне чернобыльского следа находится 1299 населенных
пунктов с   населением  713735  человек,  в  том  числе  с  плотностью
загрязнения радиоактивным цезием более 5 Ки/кв.  км -  122  населенных
пункта с населением 32184 человек.
     Анализ имеющихся данных показывает,  что радиационная  обстановка
на   территории  области,  подвергшейся  радиационному  загрязнению  в
результате аварии на Чернобыльской  АЭС,  за  прошедшее  после  аварии
время стабилизировалась.  Вместе с тем мощность дозы гамма-излучения в
г.  Плавске,  Узловском,  Арсеньевском районах области  в  2,5-3  раза
превышает  многолетние  значения радиационного фона,  характерного для
средних  широт  Российской  Федерации.  Концентрация  радионуклидов  в
основных  пищевых продуктах и кормах для скота не превышает требований
санитарных правил и норм и контрольных уровней.
     Для стабилизации     и     улучшения    эколого-радиационной    и
медико-демографической ситуации,  осуществления реабилитации населения
и     территории,     снижения     экономической,     социальной     и
санитарно-эпидемической напряженности необходимо расширить  до  уровня
послеаварийного (1992 г.) федеральные целевые программы:
     - "Защита   населения   Российской   Федерации   от   воздействия
последствий Чернобыльской катастрофы";
     - "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС";
     - "Дети Чернобыля".
     В ходе   реализации  программ  за  счет  средств,  выделяемых  из
различных  источников,  удалось  обеспечить  производство   нормативно
чистых продуктов животноводства и растениеводства;  построить и ввести
в эксплуатацию  410 тыс. кв. метров  жилья,  что позволило  обеспечить
жильем  287  семей  участников  ликвидации  последствий  чернобыльской
катастрофы;   построить   дошкольных   учреждений   на    970    мест,
общеобразовательных школ  -  на  3470  учебных мест,  больниц - на 205
коек,  поликлиник  -  на  1600   посещений   в   смену,   газопроводов
протяженностью 1043 км, газифицировать 13800 квартир (домов).
     Создан научно-лечебный  центр   клинической   нейрофизиологии   и
нейрореабилитации на 300 посещений в смену;  на базе муниципальной МСЧ
N 5   организована    эколого-токсикологическая    лаборатория     для
исследования  биологических  сред,  в  том  числе  на тяжелые металлы;
разработана рабочая документация и построены экономичные и эффективные
сооружения  полной  биологической  очистки в п. Одоев  мощностью  3100
куб. м в сутки;  реконструированы биологические очистные сооружения  в
гг.  Узловая  и  Ефремов,  общей  мощностью 120 тыс. куб. м  в  сутки;
формируется областная система непрерывного экологического  образования
и воспитания населения.
     С середины 1994 года в области проводится социально-гигиенический
мониторинг, приоритетными направлениями которого являются:
     - качество и безопасность питьевой водопроводной воды  в  детских
учреждениях,   предприятиях  общественного  питания,  на  промышленных
предприятиях;
     - качество  и безопасность пищевых продуктов и продовольственного
сырья (детское питание,  молоко и молочные  продукты,  овощи  местного
производства);
     - гигиеническая характеристика состояния почвы жилой застройки;
     - анализ медико-демографических показателей,  уровня инфекционной
и неинфекционной заболеваемости населения.
     Функционирует  централизованная  лабораторная база.  Организованы
6 (зональных) межрайонных центров госсанэпиднадзора с целью  повышения
уровня госсанэпиднадзора и изучения заболеваемости населения в связи с
состоянием среды обитания.
     Приняты     Законы     Тульской     области    "Об    обеспечении
санитарно-эпидемиологического    благополучия    населения    Тульской
области"   и   "Об   Областной   целевой   программе  "Об  организации
социально-гигиенического  мониторинга  в Тульской области на 2001-2003
годы".
     Участники депутатских слушаний,  рассмотрев сложившуюся в области
санитарно-эпидемиологическую и эколого-радиационную обстановку,

                               РЕКОМЕНДУЮТ:

     1. Государственной Думе Федерального Собрания
        Российской Федерации:

     1.1. Рассмотреть  в  первоочередном  порядке  следующие   проекты
федеральных законов:
     - О внесении изменений и дополнений  в  Закон  РСФСР  "Об  охране
окружающей природной среды";
     - О Концепции демографической политики в Российской Федерации;
     - О системе платежей за пользование природными ресурсами;
     - Об экологическом контроле,  экологическом мониторинге,  аудите,
экологическом  страховании,  экологической  экспертизе,  экологической
сертификации (пакет законов);
     - О питьевом водоснабжении населения;
     - О  механизмах  финансирования  и  стимулирования  хозяйствующих
субъектов  при  осуществлении природоохранной деятельности,  внедрении
ресурсосберегающих,  экологически безопасных и безотходных производств
и технологий;
     - О целевых бюджетных экологических фондах.

     2. Правительству Российской Федерации

     2.1. Предусмотреть при формировании федерального бюджета на  2002
год  выделение  дополнительных  средств  на финансирование федеральных
целевых программ:
     - "Оздоровление   экологической   обстановки  и  охраны  здоровья
населения Тульской области";
     - "Защита   населения   Российской   Федерации   от   воздействия
последствий Чернобыльской катастрофы";
     - "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС";
     - "Дети Чернобыля".
     2.2. Разработать  и   утвердить   положение   о   государственном
экологическом контроле.
     2.3. Стабилизировать управление природоохранной деятельностью  на
всех уровнях, обеспечив кадровую сохранность аппаратов природоохранных
органов и их полное финансирование.
     2.4. Рассмотреть  возможность проведения в районах,  подвергшихся
радиоактивному загрязнению,  государственного мониторинга по  изучению
влияния радиации на уровень заболеваемости населения.
     2.5. Разработать механизм вывода территорий из зон радиоактивного
загрязнения  и  снижения  уровня дозы,  предусмотрев социальную защиту
детей,  проживающих на данных  территориях  (в  том  числе  бесплатное
медицинское обслуживание, оздоровление и питание).

     3. Администрации области:

     3.1. Предусмотреть  при  формировании  областного бюджета на 2002
год  и  последующие   годы   выделение   дополнительных   средств   на
финансирование следующих областных целевых программ:
     - Оздоровление  экологической  обстановки   и   охрана   здоровья
населения Тульской области;
     - Вакцинопрофилактика;
     - Сахарный диабет;
     - По  предупреждению  распространения  заболевания,   вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
     - Неотложные меры борьбы с туберкулезом;
     - По улучшению положения детей;
     - Комплексные  меры  борьбы  с  распространением   наркомании   и
незаконным оборотом наркотиков;
     - Об организации социально-гигиенического мониторинга;
     - О дополнительной поддержке здравоохранения.
     3.2. Разработать областные целевые программы:
     - "Профилактика и лечение заболеваний системы кровообращения".
     - "О       дополнительной        поддержке        государственной
санитарно-эпидемиологической службы области".
     - "Родники"    (ландшафтно-гигиеническое    обустройство     мест
нецентрализованного водоснабжения).
     3.3. Укрепить  аппараты  природоохранных  органов,  обеспечив  их
полное финансирования и усиление их контролирующих функций.
     3.4. Разработать   экономические   механизмы    и    практические
мероприятия   по   совершенствованию   системы   сбора   и  утилизации
промышленных и бытовых отходов.
     3.5. Совершенствовать    систему    социально-гигиенического    и
эколого-радиологического  мониторинга,  до   1   декабря   2001   года
разработать   предложения   по   проведению  в  районах,  подвергшихся
радиоактивному загрязнению,  мониторинга по изучению влияния  радиации
на уровень заболеваемости населения.

     4. Областной Думе:

     Принять следующие  Законы  Тульской  области в целях стабилизации
санитарно-эпидемиологической  и  эколого-радиационной   обстановки   и
реализации мер по снижению ее влияния на здоровье населения:
     - О  государственной  семейной  и  демографической   политике   в
Тульской области;
     - Об   охране   окружающей   природной   среды   и   экологически
рациональном природопользовании;
     - Об общественной экологической экспертизе;
     - Об   охране   атмосферного  воздуха  от  загрязнения  выбросами
двигателей автомобильного транспорта на территории области;
     - О  порядке  определения  особо  охраняемых природных территорий
Тульской области;
     - Об отходах производства потребления;
     - О питьевой воде и системах водоснабжения.
     - Об экологическом фонде Тульской области;
     - О   внесении   дополнения   в   Закон   Тульской   области   "О
здравоохранении в Тульской области";
     - Об Областной целевой программе "Здоровье студентов";
     - Об Областной целевой программе "Сельское здравоохранение";
     - Об областной целевой программе "Развитие физической культуры  и
спорта в Тульской области на 2001-2005 годы";
     - О  Программе  государственных  гарантий  обеспечения  населения
Тульской области бесплатной медицинской помощью;
     - Об Областной программе обеспечения населения  Тульской  области
лекарственными средствами;
     - О муниципальной системе здравоохранения;
     - Об  областной  целевой  программе развития донорства крови и ее
компонентов.

     5. Администрации области совместно с органами местного
        самоуправления:

     5.1. Активизировать   и   обеспечить   разработку   и  выполнение
Областной целевой программы "Оздоровление экологической  обстановки  и
охраны здоровья населения Тульской области" на  2002, 2003, 2004, 2005
годы.
     5.2. Разработать   эффективную   систему  взаимодействия  органов
государственной  власти  и   местного   самоуправления   по   вопросам
санитарно-гигиенического,    эколого-радиологического    благополучия,
охраны здоровья населения.
     5.3. Рассмотреть   вопрос   о  сохранении  целевых  экологических
бюджетных фондов на уровне муниципальных образований.
     5.4. Рассмотреть  вопрос  об  использовании специальных локальных
установок доочистки воды для питьевых целей.


Информация по документу
Читайте также