Расширенный поиск
Постановление Администрации Тверской области от 14.06.2011 № 283-па
АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования Тверской области (В редакции. Постановлений Правительства Тверской области от 12.09.2012 N 523-пп, от 18.06.2013 N 250-пп, от 23.05.2014 N 254-пп, В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Тверской области от 24.07.2012 N 77-ЗО "О градостроительной деятельности на территории Тверской области" Администрация Тверской области постановляет: (в ред. Постановлений Правительства Тверской области от 12.09.2012 N 523-пп, от 03.11.2015 N 511-пп) 1. Утвердить региональные нормативы градостроительного проектирования Тверской области (прилагаются). (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 12.09.2012 N 523-пп) 2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Тверской области руководствоваться региональными нормативами градостроительного проектирования Тверской области при подготовке местных нормативов градостроительного проектирования. (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 12.09.2012 N 523-пп) 3. Утратил силу. - Постановление Правительства Тверской области от 12.09.2012 N 523-пп). 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области. Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин Приложение к Постановлению администрации Тверской области от 14 июня 2011 г. N 283-па РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции. Постановлений Правительства Тверской области от 12.09.2012 N 523-пп, от 18.06.2013 N 250-пп, от 23.05.2014 N 254-пп, Разработаны Государственным унитарным предприятием Владимирской области "Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро" Внесены Утверждены и введены в действие Администрация Тверской области 2010 Введение Настоящий документ "Региональные нормативы градостроительного проектирования Тверской области" (далее - нормативы) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области. (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 12.09.2012 N 523-пп) Настоящие нормативы конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных норм. По вопросам, не рассматриваемым в настоящих нормативах, следует руководствоваться законами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". При отмене и/или изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые дается ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных. Нормативы разработаны в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, социальных, национальных, территориальных и расселенческих особенностей Тверской области, а также с учетом особенностей городских округов и поселений в границах территории Тверской области. Настоящие нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Тверской области, независимо от их организационно-правовой формы. Утверждение нормативов и внесение в них изменений осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Тверской области. Нормативы, принятые на муниципальном уровне, не могут содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в настоящих нормативах. 1. Общие положения 1.1. Назначение и область применения 1.1.1. Настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании, утверждении и реализации документов территориального планирования (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений), документов градостроительного зонирования (правил землепользования и застройки) и документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков) с учетом перспективы их развития, а также используются для принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, осуществляющими контроль за градостроительной (строительной) деятельностью на территории Тверской области, физическими и юридическими лицами, а также судебными органами, как основание для разрешения споров по вопросам градостроительного проектирования. (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 03.11.2015 N 511-пп) 1.1.2. Региональные нормативы градостроительного проектирования Тверской области содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства территории), предупреждения и устранения негативного воздействия факторов среды обитания на население, безопасности функционирования формируемой среды, а также устойчивости в чрезвычайных ситуациях. (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 12.09.2012 N 523-пп) 1.1.3. При разработке документов территориального планирования Тверской области (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, поселений и входящих в их состав населенных пунктов) графические материалы должны разрабатываться в цифровом виде в программном продукте ГИС "Карта-2011" (классификатор - map2000; формат файлов: sxf; map; sit) или иных программных продуктах, позволяющих конвертировать информацию в формат sxf, обеспечивающих соблюдение нормативных требований, предъявляемых к цифровым топографическим картам и планам территорий и поселений (цифровые картографические основы, далее - ЦКО) и с использованием классификаторов слоев семантических характеристик, объектов схем территориального планирования. Описание картографических объектов, входящих в содержание ЦКО, и их характеристик должно проводиться на основе нормативно-технических документов в области геодезической и картографической деятельности. В качестве основы должны использоваться ЦКО, актуализированные на период разработки документов. Масштабы графических материалов рекомендуется принимать в соответствии с приложением 24 к настоящим нормативам. (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 23.05.2014 N 254-пп) 1.2. Термины и определения 1.2.1. Основные термины и определения, используемые в настоящих нормативах, приведены в справочном приложении 1 к настоящим нормативам. 1.3. Нормативные ссылки 1.3.1. Перечень законодательных и нормативных документов Российской Федерации, нормативных правовых актов Тверской области, используемых при разработке нормативов, приведен в справочном приложении 2 к настоящим нормативам. 1.4. Общая организация и зонирование территории городских округов и поселений 1.4.1. Пространственная организация территории Тверской области осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Тверской области от 17.04.2006 N 34-ЗО "Об административно-территориальном устройстве Тверской области", Законами Тверской области, регулирующими вопросы установления границ муниципальных образований от 18.01.2005 N 4-ЗО, от 28.02.2005 NN 17-ЗО - 52-ЗО. 1.4.2. Территория Тверской области общей площадью 84494,42 кв. км как субъект Российской Федерации делится на 385 муниципальных образований, в том числе 7 городских округов (в том числе 2 закрытых административно-территориальных образования), 36 муниципальных районов, в границах которых расположены 44 городских и 288 сельских поселений. (в ред. Постановлений Правительства Тверской области от 23.05.2014 N 254-пп, от 03.11.2015 N 511-пп) 1.4.3. При определении перспектив развития и планировки городских округов и поселений на территории Тверской области необходимо учитывать: - численность населения на расчетный срок; - местоположение городских округов и поселений в системе расселения области и муниципальных районов; - роль городских округов и поселений в системе формируемых центров обслуживания населения (областного, межрайонного, районного и местного уровня); - наличие закрытых административно-территориальных образований; - историко-культурное значение городских округов и поселений, а также населенных пунктов в их составе; - прогноз социально-экономического развития территории; - санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на планируемых к развитию территориях. 1.4.4. С учетом показателей демографической ситуации Тверской области, приведенных в таблице 1, проектная численность населения для расчетных показателей принимается: - по состоянию на 1 января 2010 года - 1369,4 тыс. чел.; - на среднесрочную перспективу (2015 г.) - 1276,0 тыс. чел.; - на долгосрочную перспективу (2025 г.) - 1205,0 тыс. чел. Таблица 1
1.4.5. Городские округа и поселения в зависимости от проектной численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с таблицей 2. Таблица 2
Примечание. 1. Городской округ, городское поселение - городской населенный пункт (город, поселок городского типа) и иные населенные пункты, входящие в состав городского округа, городского поселения. Сельское поселение - группа сельских населенных пунктов (поселок, село, деревня, станция, хутор, прочие). 2. Курсивом в таблице 2 выделены группы городских округов и поселений, расположенных на территории Тверской области. 1.4.6. Городские округа и поселения размещаются в определенной зоне системы расселения Тверской области. При этом устанавливаются следующие зоны: - зона А - в зону А входят областной центр - городской округ, по численности населения относящийся к группе крупных (250 - 500 тыс. чел.), и городские округа, по численности населения относящиеся к группе средних (50 - 100 тыс. чел.); - зона Б - в зону Б входят городские округа и городские поселения, по численности населения относящиеся к группе малых (20 - 50 тыс. чел.), административные центры муниципальных районов; - зона В - в зону В входит остальная территория, на которой расположены городские поселения, по численности населения относящиеся к группе малых (менее 20 тыс. чел.), и сельские поселения. 1.4.7. Типологическая характеристика городских округов и городских поселений по численности населения и по их размещению в системе расселения Тверской области приведена в справочном приложении 3 к настоящим нормативам. 1.4.8. Историко-культурное значение населенных пунктов определяется как количеством объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и их статусом (Всемирного, федерального или регионального значения). Историко-культурный потенциал Тверской области приведен в приложении 4 к настоящим нормативам. 1.4.9. С учетом преимущественного функционального использования территории городских округов и поселений подразделяются на следующие функциональные зоны: - жилые; - общественно-деловые; - производственные; - инженерной инфраструктуры; - транспортной инфраструктуры; - сельскохозяйственного использования; - рекреационного назначения; - особо охраняемых территорий; - специального назначения; - размещения военных объектов; - иные виды зон. 1.4.10. В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными, многоэтажными жилыми домами и жилой застройки иных видов. 1.4.11. В состав общественно-деловых зон могут включаться: - зоны делового, общественного и коммерческого назначения; - зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; - зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; - общественно-деловые зоны иных видов. 1.4.12. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: - производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; - коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; - зона инженерной инфраструктуры - зона размещения сооружений и объектов водоснабжения, канализации, тепло-, газо-, электроснабжения, связи и др.; - зона транспортной инфраструктуры - зона размещения сооружений и коммуникаций речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. 1.4.13. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями), зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. 1.4.14. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. 1.4.15. В состав зон особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. 1.4.16. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов производства и потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других зонах. (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 03.11.2015 N 511-пп) 1.4.17. Зоны размещения военных объектов предназначены для размещения объектов, в отношении территорий которых устанавливается особый режим. Порядок использования территорий указанных зон устанавливается федеральными органами исполнительной власти либо региональными органами исполнительной власти по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с требованиями специальных нормативов и правил землепользования и застройки. 1.4.18. При планировании развития территории устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе лесопарковые зоны, зеленые зоны, зоны повышенной радиационной опасности, территории, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 23.05.2014 N 254-пп) 1.4.19. При градостроительном зонировании в границах функциональных зон устанавливаются территориальные зоны. Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правилами землепользования и застройки городских округов и поселений Тверской области с учетом ограничений, установленных федеральными, региональными нормативными правовыми актами, а также настоящими нормативами. 1.4.20. Границы функциональных и территориальных зон могут устанавливаться по: - линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; - красным линиям; - границам земельных участков; - границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; - границам муниципальных образований; - естественным границам природных объектов; - иным границам. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами функциональных и территориальных зон. 1.4.21. Границы улично-дорожной сети населенных пунктов обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от других зон. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается. 1.4.22. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного) устанавливаются границы полос отвода, санитарные разрывы, санитарные полосы отчуждения. Режим использования территорий в пределах полос отвода, санитарных разрывов определяется федеральным законодательством, настоящими нормативами и согласовывается с соответствующими организациями. Указанные территории должны обеспечивать безопасность функционирования транспортных коммуникаций и объектов, уменьшение негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека. 1.4.23. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих зон, а также границ внутриквартальных участков. 1.4.24. При составлении баланса существующего и проектного использования территорий городских округов, поселений, а также населенных пунктов в их составе необходимо принимать зонирование, установленное в подпунктах 1.4.9 - 1.4.19 пункта 1.4 настоящих нормативов. В составе баланса использования земель необходимо выделять земли государственной собственности (федерального и регионального значения), муниципальной собственности, частной собственности, земли, на которые собственность не разграничена в соответствии с данными соответствующих кадастров. Зонирование и примерная форма баланса территории в границах городских округов и поселений, а также населенных пунктов, входящих в их состав, приведены в рекомендуемом приложении 5 к настоящим нормативам. 1.4.25. Рекомендуемый перечень объектов капитального строительства местного значения для различных типов муниципальных образований на территории Тверской области, границы земельных участков и зоны планируемого размещения которых отображаются в документах территориального планирования муниципальных образований (схемах территориального планирования муниципальных районов, генеральных планах городских округов, поселений), приведен в приложении 6 к настоящим нормативам. В документах территориального планирования муниципальных образований отображаются границы земельных участков, на которых располагаются объекты, предназначенные для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, или зоны планируемого размещения этих объектов. 1.5. Пригородные зоны 1.5.1. В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами городов, поселков городского типа, составляющие с ними единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. 1.5.2. Границы и правовой режим пригородных зон, в том числе функциональных зон, установленных в пределах пригородных зон, определяются в соответствии с законодательством Тверской области. 1.5.3. В пригородных зонах выделяются: - резервные земли для развития города, поселка городского типа; - территории зон сельскохозяйственного производства; - территории зон отдыха населения. Резервные территории 1.5.4. Потребность в резервных территориях определяется на срок до 20 лет с учетом перспектив развития городских округов и городских поселений, определенных документами территориального планирования (схемами территориального планирования, генеральными планами городских округов, городских поселений). 1.5.5. После утверждения границ резервных территорий они приобретают статус территорий с особым режимом землепользования и не подлежат застройке капитальными зданиями и сооружениями до их использования по целевому назначению в соответствии с генеральным планом. Включение земель в состав резервных территорий не влечет изменения формы собственности указанных земель до их поэтапного изъятия на основании генерального плана в целях освоения под различные виды городского строительства в интересах населения. 1.5.6. Земельные участки для ведения садоводства и дачного хозяйства следует предусматривать за пределами резервных территорий, планируемых для развития городских населенных пунктов, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания не более одного часа. 1.5.7. В сельских поселениях выделение резервных территорий, необходимых для развития населенных пунктов, следует предусматривать с учетом перспектив развития жилищного строительства, создания условий для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, фермерства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, создания буферных зон для выпаса домашнего скота, организации отдыха населения, потребности в земельных участках для размещения сельских кладбищ, мест складирования твердых коммунальных отходов с учетом их возможного расширения. (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 03.11.2015 N 511-пп) Территории зон сельскохозяйственного производства 1.5.8. Проектирование зон сельскохозяйственного производства следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела "Зоны сельскохозяйственного использования" настоящих нормативов. Территории зон отдыха населения 1.5.9. Проектирование территорий зон отдыха населения (рекреационных зон) следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела "Рекреационные зоны" настоящих нормативов. 2. Селитебная территория 2.1. Общие требования 2.1.1. Селитебная территория формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озелененных территорий и других территорий общего пользования для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям. 2.1.2. При разработке документов территориального планирования для предварительного определения потребности в селитебной территории в населенных пунктах в составе городских округов и городских поселений следует принимать укрупненные показатели, приведенные в таблице 3. Таблица 3
Для территорий Тверской области, которые расположены севернее 58° с.ш., указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30%. 2.1.3. При определении размера селитебной территории следует исходить из фактической и перспективной расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений, кв. м/чел., которая определяется в целом по территории и отдельным ее районам на основе прогнозных данных. 2.1.4. Для определения объемов и структуры жилищного строительства расчетная минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений в среднем по области принимается на основании фактических статистических данных Тверской области и рассчитанных на перспективу в соответствии с таблицей 4. Таблица 4 (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 23.05.2014 N 254-пп)
Примечание. Расчетные показатели на перспективу корректируются с учетом фактической расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений, достигнутой в 2015 г., 2025 г. 2.1.5. Расчетные показатели минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений для индивидуальной застройки не нормируются. 2.1.6. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: - индивидуальный жилищный фонд; - жилищный фонд социального использования; - специализированный жилищный фонд; - жилищный фонд коммерческого использования. Все виды жилищного фонда подразделяются по уровню комфортности, который устанавливается в задании на проектирование с перечнем требований к габаритам и площади помещений, составу помещений жилья, а также инженерно-техническому оснащению, обеспечивающему возможность регулирования в процессе эксплуатации санитарно-гигиенических параметров воздушной среды, и имеет следующую классификацию: - индивидуальный жилищный фонд: высококомфортное (элитное), комфортное (бизнес-класс), массовое (экономкласс); - жилищный фонд социального использования: законодательно установленная норма комфорта для государственного и муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма; - специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан): законодательно установленная норма комфорта в специализированном жилищном фонде в зависимости от назначения жилья; - жилищный фонд коммерческого использования (жилые помещения, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование): норма комфорта определяется в зависимости от назначения жилья. 2.1.7. При проектировании элементов планировочной структуры жилой застройки городских населенных пунктов объемы и структуру жилищного строительства рекомендуется дифференцировать по уровню комфорта исходя из учета конкретных возможностей развития населенных пунктов. Расчетный показатель обеспеченности общей площадью жилых помещений в зависимости от уровня комфортности рекомендуется принимать по таблице 5. Таблица 5
-------------------------------- <*> к - количество комнат в квартире; n - количество членов семьи. Примечание. Доля типов жилья в общем объеме строительства может уточняться в соответствии с местными условиями. 2.1.8. Для предварительного определения потребной селитебной территории зоны малоэтажной жилой застройки в населенных пунктах сельских поселений допускается принимать следующие показатели на один дом (квартиру), га, при застройке: - индивидуальными жилыми домами с участками при доме - по таблице 6; - секционными и блокированными домами без участков при квартире - по таблице 7. Таблица 6
Таблица 7
Примечания: 1. Нижний предел селитебной площади для индивидуальных жилых домов принимается для крупных и больших населенных пунктов, верхний - для средних и малых. 2. При необходимости организации обособленных хозяйственных проездов площадь селитебной территории увеличивается на 10%. 3. При подсчете площади селитебной территории исключаются не пригодные для застройки территории - овраги, крутые склоны, земельные участки учреждений и предприятий обслуживания межселенного значения. 2.1.9. Для городских населенных пунктов рекомендуется распределение нового жилищного строительства по типам застройки и этажности в соответствии с таблицей 8. Таблица 8
2.1.10. Для сельских населенных пунктов в составе городских округов, городских и сельских поселений рекомендуется распределение нового жилищного строительства по типам застройки и этажности в соответствии с таблицей 9. Таблица 9
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|