Расширенный поиск

Постановление Думы Тамбовской области от 23.11.1999 № 502

 


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                      Тамбовская областная Дума

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

       О протесте прокурора области на постановление Тамбовской
          областной Думы от 29.06.99 г. N 366 "О регистрации
            изменений и дополнений в Устав города Котовcка
                    Тамбовской области" (в части)

     Рассмотрев протест  прокурора области от 21.07.99 г.  N 7-4-99/43
на постановление Тамбовской областной Думы от 29.06.99  г.  N  366  "О
регистрации  изменений и дополнений в Устав города Котовска Тамбовской
области" (в части) и заключение комитета по законодательству областной
Думы, Тамбовская областная Дума установила:
     В протесте прокурора области предлагается отменить  постановление
Тамбовской  областной  Думы  от  29.06.99  г.  N  366  "О  регистрации
изменений и дополнений в Устав города Котовска Тамбовской  области"  в
части  регистрации изменений и дополнений,  внесенных в пункт 2 статьи
5,  абзац 3 пункта 2 статьи 6,  абзац 18 пункта 2 статьи 23,  пункт  6
статьи 26,  абзац 5 пункта 1 статьи 29,  статью 35,  абзац 19 пункта 2
статьи 23, пункт 3 статьи 26, пункт 4 статьи 30 Устава города.
     По мнению  прокурора области,  положения пункта 2 статьи 5 Устава
города Котовска  о  нахождении  в  введении  представительного  органа
местного  самоуправления  всех  земель  в  пределах городской черты не
соответствуют статьям 12 и 29 Федерального закона "Об общих  принципах
организации  местного  самоуправления  в Российской Федерации",  новая
редакция абзаца 3 пункта 2 статьи 6 Устава города в части разработки и
утверждения  городским  Советом  Положения  об использовании земель на
территории города не соответствует нормам статей 12 и 29  Федерального
закона  "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления в
Российской Федерации",  новая редакция абзаца 18 пункта 2  статьи  23,
пункта  6  статьи  26,  абзаца 5 пункта 1 статьи 29,  статьи 35 Устава
города о предварительном согласовании  с  городским  Советом  народных
депутатов  назначения  главой администрации города первого заместителя
главы администрации города противоречит статье 20 Федерального  закона
"Об  основах  муниципальной службы в Российской Федерации",  положения
абзаца 19 пункта 2 статьи  23  Устава  города  о  согласовании  главой
администрации города с городским Советом народных депутатов назначения
руководителей муниципальных  предприятий  не  соответствуют  пункту  3
статьи  68 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР",  положения
пункта 3 статьи 26 и пункта 4 статьи  30  Устава  города  противоречат
статьям 8 и 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"  и
пункту  2  статьи  1  Закона  Тамбовской  области "О выборах депутатов
представительных  органов  и   выборных   должностных   лиц   местного
самоуправления в Тамбовской области".
     В статье 8 Федерального закона "Об  общих  принципах  организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  от 28.08.95 г.  N
154-ФЗ и в статье  5  Закона  Тамбовской  области  "О  правовых  актах
органов   местного   самоуправления   и   должностных   лиц   местного
самоуправления" от 27.12.95 г. N 42-З предусмотрены лишь регистрация и
отказ   в   регистрации   устава  муниципального  образования.  Отмена
регистрации устава муниципального образования федеральным и  областным
законодательством не предусмотрена.
     В определении Судебной коллегии по гражданским  делам  Верховного
Суда Российской Федерации по делу N 13-Г99-5 о признании постановления
Тамбовской областной Думы от 29 июня 1999 г.  "О регистрации изменений
в Устав г.  Мичуринска Тамбовской области" недействительным по частной
жалобе Галдиной О.В.  зафиксировано,  что  оспариваемое  постановление
является   актом   государственной   регистрации  изменений  в  уставе
муниципального образования,  который,  наряду  с  опубликованием  этих
изменений,  является  завершающим  этапом  нормотворческого  процесса,
позволяет ввести в действие Устав с соответствующими изменениями.
     Новая редакция  абзаца  3 пункта 2 статьи 6 Устава города в части
отнесения  к  полномочиям   городского   Совета   народных   депутатов
разработки   и   утверждения  Положения  об  использовании  земель  на
территории  города  и  осуществления  контроля  за  их  использованием
соответствует  пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
согласно  которому  в  уставе  муниципального  образования указывается
порядок   владения,   пользования   и    распоряжения    муниципальной
собственностью,  а  также  норме пункта 5 части 3 статьи 15 указанного
Федерального   закона,    относящей    к    исключительному    ведению
представительного  органа местного самоуправления установление порядка
управления и распоряжения муниципальной собственностью.
     В соответствии  с частью 7 статьи 28 Закона Тамбовской области "О
муниципальной службе в  Тамбовской  области"  прием  на  муниципальную
службу   осуществляется   в   порядке   назначения  в  соответствии  с
нормативными правовыми  актами  муниципального  образования,  законами
области  и федеральными законами.  Устав города - нормативный правовой
акт    муниципального    образования     учредительного     характера,
следовательно,  в нем возможно установление процедуры предварительного
согласования первого заместителя главы администрации города.  При этом
нормы КЗоТ РФ не будут нарушены,  так как само назначение на должность
согласованной городским Советом  кандидатуры  будет  осуществляться  в
соответствии с трудовым законодательством.
     Пунктом 3 статьи 68 Закона  РСФСР  "О  местном  самоуправлении  в
РСФСР"  к  полномочиям  администрации  города  отнесено  назначение  и
освобождение  руководителей  муниципальных  предприятий   в   порядке,
установленном   Советом,   т.е.   представительным   органом  местного
самоуправления.  Городской Совет в уставе муниципального образования и
определяет  указанный  порядок,  включающий процедуру предварительного
согласования руководителей муниципальных предприятий городским Советом
народных депутатов.
     В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 1  Федерального  Закона
"Об  общих  принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"  выборное  должностное  лицо  местного   самоуправления   -
должностное    лицо,    избранное   населением   непосредственно   или
представительным органом местного самоуправления  из  своего  состава,
наделенное  согласно уставу муниципального образования полномочиями на
решение вопросов местного значения.  Аналогичная  норма  содержится  в
статье  1  Закона Тамбовской области "О статусе выборного должностного
лица   местного   самоуправления   в   Тамбовской   области".    Глава
администрации  города  Котовска  является  выборным  должностным лицом
местного самоуправления, следовательно, он может быть избран городским
Советом из своего состава.
     В соответствии с пунктом "н" части 1  статьи  72  Конституции  РФ
установление   общих  принципов  организации  местного  самоуправления
находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.  На основании данной
конституционной  нормы  и  в  соответствии  со  статьей 1 Федерального
Закона "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в
Российской  Федерации"  статья 18 Закона Тамбовской области "О местном
самоуправлении в Тамбовской области" устанавливает,  что  деятельность
иных  органов местного самоуправления возглавляет выборное должностное
лицо  местного  самоуправления  (глава   администрации,   председатель
исполнительного комитета и т.д.), избранное населением непосредственно
или  представительным  органом  местного  самоуправления   из   своего
состава.
     Ссылка на Федеральный закон "Об основных гарантиях  избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а
также   на   Закон   Тамбовской   области   "О    выборах    депутатов
представительных   органов   и   выборных   должностных  лиц  местного
самоуправления в Тамбовской области" в протесте  прокурора  Тамбовской
области  несостоятельна,  так  как указанные законы имеют иной предмет
правового регулирования,  а именно - избирательные правоотношения,  но
они  не  регламентируют  муниципально-правовые отношения.  Кроме того,
Закон Тамбовской области "О выборах депутатов представительных органов
и  выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления  в  Тамбовской
области" в настоящее время отменен,  а  Закон  Тамбовской  области  от
16.07.99  г.  "О  выборах  должностных  лиц  местного самоуправления в
Тамбовской области"  в  преамбуле  содержит  норму,  согласно  которой
данный Закон определяет порядок и условия проведения выборов на основе
всеобщего,  равного  и  прямого  избирательного   права   при   тайном
голосовании  должностных лиц местного самоуправления,  предусмотренных
Уставом (Основным Законом)  Тамбовской  области,  законами  Тамбовской
области,  уставами  муниципальных  образований.  Таким  образом,  если
уставом того или иного  муниципального  образования  не  предусмотрены
выборы   главы  администрации  муниципального  образования  на  основе
всеобщего,  равного  и  прямого  избирательного   права   при   тайном
голосовании - данный Закон не применяется.
     Более того,  в указанном  Законе  Тамбовской  области  специально
предусмотрено   сужение  объема  понятия  "должностное  лицо  местного
самоуправления",  используемого в данном Законе. В соответствии с этим
действие  Закона  распространяется только на лиц,  замещающих выборные
муниципальные должности в результате муниципальных выборов.
     Вызывает возражение  положение  протеста прокурора области о том,
что новая редакция пункта 5 статьи 25 Устава города  лишает  население
права  на  осуществление  местного  самоуправления.  В  соответствии с
частью 1 статьи 3 Федерального Закона "Об общих принципах  организации
местного   самоуправления   в   Российской   Федерации"   граждане  РФ
осуществляют свое право на местное самоуправление посредством  прямого
волеизъявления,   а  также  через  выборные  и  иные  органы  местного
самоуправления. В данном случае налицо осуществление гражданами своего
права   на   местное  самоуправление  через  выборный  орган  местного
самоуправления - городской Совет народных депутатов.
     С учетом изложенного,
     Тамбовская областная Дума  п о с т а н о в л я е т:
     1. Отклонить протест прокурора области от 21.07.99 г. N 7-4-99/43
на постановление Тамбовской областной Думы от 29.06.99  г.  N  366  "О
регистрации  изменений  в Устав города Котовска Тамбовской области" (в
части).
     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Тамбовской
     областной Думы          В.Н.Карев

     г. Тамбов
     23 ноября 1999 г.
     N 502


Информация по документу
Читайте также