Расширенный поиск

Постановление Думы Тамбовской области от 23.11.1999 № 507

 


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                      Тамбовская областная Дума

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

       О протесте прокурора области на постановление Тамбовской
          областной Думы от 29.06.99 г. N 365 "О регистрации
               изменений в Устав Рассказовского района
                    Тамбовской области" (в части)

     Рассмотрев протест  прокурора области от 21.07.99 г.  N 7-4-99/42
на постановление Тамбовской областной Думы от 29.06.99  г.  N  365  "О
регистрации   изменений   в  Устав  Рассказовского  района  Тамбовской
области" (в части) и заключение комитета по законодательству областной
Думы, Тамбовская областная Дума установила:
     В протесте прокурора области предлагается отменить  постановление
Тамбовской  областной  Думы  от  29.06.99  г.  N  365  "О  регистрации
изменений в Устав Рассказовского района Тамбовской  области"  в  части
регистрации  изменений  и  дополнений,  внесенных  в  абзац 2 пункта 2
статьи 23,  подпункт "л" пункта 2 статьи 24,  пункты 2 и 3  статьи  26
Устава  района.  Указанные  изменения  и  дополнения предусматривают в
случае досрочного прекращения полномочий избранного  населением  главы
администрации  района  возможность избрания главы администрации района
районным  Советом  народных  депутатов  из  своего  состава  на   срок
полномочий  Совета,  что,  по  мнению прокурора области,  противоречит
статьям 8 и 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и
пункту 2 статьи 1  Закона  Тамбовской  области  "О  выборах  депутатов
представительных   органов   и   выборных   должностных  лиц  местного
самоуправления   в   Тамбовской   области",   а   также    возможность
предварительного  согласования  с  районным  Советом назначения главой
администрации района первого заместителя главы  администрации  района,
что,  по мнению прокурора области, противоречит статье 20 Федерального
закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Кроме
того, согласно мнению прокурора области, нормы пунктов 2 и 3 статьи 26
Устава района об ограничении срока полномочий  первого  заместителя  и
заместителей   главы  администрации  района  сроком  полномочий  главы
администрации района должны  быть  дополнены  положением  о  том,  что
данная   норма   применяется   в  отношении  заместителей,  являющихся
муниципальными служащими,  работающими по срочному контракту.  В  ином
случае  применение  данной  статьи  Устава  в  отношении заместителей,
которые работали в этих должностях до введения  муниципальной  службы,
будет нарушать трудовые права таких лиц и нормы КЗоТ РФ.
     В статье 8 Федерального закона "Об  общих  принципах  организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  от 28.08.95 г.  N
154-ФЗ и в статье  5  Закона  Тамбовской  области  "О  правовых  актах
органов   местного   самоуправления   и   должностных   лиц   местного
самоуправления" от 27.12.95 г. N 42-З предусмотрены лишь регистрация и
отказ   в   регистрации   устава  муниципального  образования.  Отмена
регистрации устава муниципального образования федеральным и  областным
законодательством не предусмотрена.
     В определении Судебной коллегии по гражданским  делам  Верховного
Суда Российской Федерации по делу N 13-Г99-5 о признании постановления
Тамбовской областной Думы от 29 июня 1999 г.  "О регистрации изменений
в Устав г.  Мичуринска Тамбовской области" недействительным по частной
жалобе Галдиной О.В.  зафиксировано,  что  оспариваемое  постановление
является   актом   государственной   регистрации  изменений  в  уставе
муниципального образования,  который,  наряду  с  опубликованием  этих
изменений,  является  завершающим  этапом  нормотворческого  процесса,
позволяет ввести в действие Устав с соответствующими изменениями.
     В соответствии  с  абзацем 8 части 1 статьи 1 Федерального Закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления  в  Российской
Федерации"   выборное   должностное  лицо  местного  самоуправления  -
должностное   лицо,   избранное   населением    непосредственно    или
представительным  органом  местного  самоуправления из своего состава,
наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями  на
решение  вопросов  местного  значения.  Аналогичная норма содержится в
статье 1 Закона Тамбовской области "О статусе  выборного  должностного
лица    местного   самоуправления   в   Тамбовской   области".   Глава
администрации  Рассказовского  района  является  выборным  должностным
лицом  местного  самоуправления,  следовательно,  он может быть избран
районным Советом из своего состава.
     В соответствии  с  пунктом  "н"  части 1 статьи 72 Конституции РФ
установление  общих  принципов  организации  местного   самоуправления
находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.  На основании данной
конституционной нормы и  в  соответствии  со  статьей  1  Федерального
Закона  "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления в
Российской Федерации" статья 18 Закона Тамбовской области  местном
самоуправлении  в Тамбовской области" устанавливает,  что деятельность
иных органов местного самоуправления возглавляет выборное  должностное
лицо   местного   самоуправления  (глава  администрации,  председатель
исполнительного комитета и т.д.), избранное населением непосредственно
или   представительным   органом  местного  самоуправления  из  своего
состава.
     Ссылка на  Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а
также    на    Закон   Тамбовской   области   "О   выборах   депутатов
представительных  органов  и   выборных   должностных   лиц   местного
самоуправления  в  Тамбовской области" в протесте прокурора Тамбовской
области несостоятельна,  так как указанные законы имеют  иной  предмет
правового регулирования,  а именно - избирательные правоотношения,  но
они не регламентируют  муниципально-правовые  отношения.  Кроме  того,
Закон Тамбовской области "О выборах депутатов представительных органов
и  выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления  в  Тамбовской
области"  в  настоящее  время  отменен,  а Закон Тамбовской области от
16.07.99 г.  "О выборах  должностных  лиц  местного  самоуправления  в
Тамбовской  области"  в  преамбуле  содержит  норму,  согласно которой
данный Закон определяет порядок и условия проведения выборов на основе
всеобщего,   равного   и   прямого  избирательного  права  при  тайном
голосовании должностных лиц местного  самоуправления,  предусмотренных
Уставом  (Основным  Законом)  Тамбовской области,  законами Тамбовской
области,  уставами  муниципальных  образований.  Таким  образом,  если
уставом  того  или  иного  муниципального образования не предусмотрены
выборы  главы  администрации  муниципального  образования  на   основе
всеобщего,   равного   и   прямого  избирательного  права  при  тайном
голосовании - данный Закон не применяется.
     Более того,  в  указанном  Законе  Тамбовской  области специально
предусмотрено  сужение  объема  понятия  "должностное  лицо   местного
самоуправления",  используемого в данном Законе. В соответствии с этим
действие Закона распространяется только на  лиц,  замещающих  выборные
муниципальные должности в результате муниципальных выборов.
     В соответствии с пунктом  1  статьи  4  Федерального  закона  "Об
основах  муниципальной  службы  в  Российской Федерации" муниципальная
служба  в  Российской  Федерации  осуществляется  в   соответствии   с
Конституцией РФ,  федеральными законами, уставами и законами субъектов
РФ.  В соответствии с пунктом 2 статьи 2 и пунктом 2 статьи 10  Закона
Тамбовской  области  "О  муниципальной  службе  в  Тамбовской области"
муниципальная  служба  на  муниципальной  должности,  учреждаемой  для
непосредственного  обеспечения  полномочий  выборных  должностных  лиц
местного  самоуправления  ограничена  сроком,  на  который  избираются
указанные   лица.   К   муниципальным   должностям,   учреждаемым  для
непосредственного  обеспечения  полномочий  выборных  должностных  лиц
местного  самоуправления,  относятся  первые заместители и заместители
глав администраций городов  и  районов,  а  также  помощники  выборных
должностных   лиц   местного  самоуправления.  Таким  образом,  данные
правовые нормы определяют правовой статус всех муниципальных  служащих
соответствующей  категории.  Заместители  глав администраций,  которые
работали в этих должностях до введения муниципальной службы попали под
действие   указанных   правовых   норм   с   момента  их  перехода  на
муниципальную службу.
     В соответствии  с частью 7 статьи 28 Закона Тамбовской области "О
муниципальной службе в  Тамбовской  области"  прием  на  муниципальную
службу   осуществляется   в   порядке   назначения  в  соответствии  с
нормативными правовыми  актами  муниципального  образования,  законами
области  и федеральными законами.  Устав района - нормативный правовой
акт    муниципального    образования     учредительного     характера,
следовательно,  в нем возможно установление процедуры предварительного
согласования первого заместителя главы администрации района.  При этом
нормы КЗоТ РФ не будут нарушены,  так как само назначение на должность
согласованной районным  Советом  кандидатуры  будет  осуществляться  в
соответствии с трудовым законодательством.
     С учетом изложенного,
     Тамбовская областная Дума  п о с т а н о в л я е т:
     1. Отклонить протест прокурора области от 21.07.99 г. N 7-4-99/42
на постановление Тамбовской областной Думы от 29.06.99  г.  N  365  "О
регистрации   изменений   в  Устав  Рассказовского  района  Тамбовской
области" (в части).
     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Тамбовской
     областной Думы          В.Н.Карев

     г. Тамбов
     23 ноября 1999 г.
     N 507


Информация по документу
Читайте также