Расширенный поиск

Постановление Думы Тамбовской области от 30.01.2004 № 718

 


                      ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 января 2004 г.             г. Тамбов                          N 718

        О практике применения избирательного законодательства
                          Тамбовской области

     Заслушав и обсудив информацию председателя  Тамбовской  областной
избирательной комиссии Сазонова А.А., председателя комитета Тамбовской
областной  Думы  по  связям  с   органами   местного   самоуправления,
общественными   организациями,   депутатским  полномочиям  и  вопросам
депутатской этики Асташко В.Н.,  о практике применения  избирательного
законодательства   Тамбовской   области,   Тамбовская  областная  Дума
отмечает,  что выборы главы  администрации  Тамбовской  области,  глав
администраций   города   Моршанска  и  Бондарского  района,  депутатов
районных,  сельских и  поселковых  Советов  народных  депутатов,  глав
сельсоветов,  состоявшиеся  7 декабря 2003 года,  прошли,  в основном,
организованно,  в соответствии  с  Федеральным  законом  "Об  основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", соответствующими законами Тамбовской области.
     Представительными органами  местного  самоуправления своевременно
были утверждены  схемы  избирательных  округов  по  выборам  депутатов
представительных   органов   местного   самоуправления,   сформированы
соответствующие избирательные комиссии.
     Органы государственной власти и местного самоуправления оказывали
избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий.
     Ход подготовки  к  выборам регулярно рассматривался на заседаниях
областной избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий.
     Руководством областной избирательной комиссии проводилась большая
работа по разъяснению норм избирательного законодательства нижестоящим
избирательным комиссиям,  кандидатам,  избирателям,  другим участникам
избирательного процесса, обучению нижестоящих избирательных комиссий.
     В период   избирательной   кампании   избирательными  комиссиями,
работниками прокуратуры области осуществлялся контроль за  соблюдением
избирательного  законодательства,  оперативно выявлялись и пресекались
нарушения соответствующих законов.  Все  это  позволило,  в  основном,
успешно   провести  выборы  и  избрать  главу  администрации  области,
выборных должностных лиц органов местного самоуправления, сформировать
представительные органы местного самоуправления.
     Вместе с тем в период подготовки и проведения выборов имели место
факты нарушения избирательного законодательства.
     Допускались нарушения     порядка     формирования      отдельных
избирательных  комиссий  (Сампурский  район);  не  всегда  качественно
составлялись списки избирателей (г.  Тамбов,  г. Мичуринск); некоторые
помещения,  выделяемые участковым комиссиям, не отвечали предъявляемым
требованиям;  имели  место  факты  превышения   своих   полномочий   и
вмешательства   в   деятельность   избирательных   комиссий,   попытки
руководить  рядом  избирательных   процедур   руководителями   органов
местного самоуправления.
     Особенно часто нарушения законодательства о  выборах  допускались
участниками   избирательного   процесса  при  проведении  предвыборной
агитации.
     Имели место   нарушения   избирательного  законодательства  и  со
стороны отдельных избирательных комиссий.
     Практика применения  законов Тамбовской области о выборах выявила
в них ряд пробелов, неточностей, других недостатков, которые, в первую
очередь, обусловлены недостатками федерального законодательства.

     Тамбовская областная Дума  п о с т а н о в л я е т:

     1. Предложить    комитету   по   связям   с   органами   местного
самоуправления, общественными организациями, депутатским полномочиям и
вопросам   депутатской   этики   совместно   с   Тамбовской  областной
избирательной комиссией  до  1  июня  т.г.  разработать  и  внести  на
рассмотрение  областной  Думы предложения по совершенствованию законов
Тамбовской области о  выборах,  а  также  федерального  избирательного
законодательства;
     усилить контроль за соблюдением избирательного законодательства в
ходе избирательных кампаний;
     больше внимания уделять работе  по  повышению  правовой  культуры
членов   избирательных   комиссий,   избирателей,   других  участников
избирательного процесса.
     2. Рекомендовать  правоохранительным органам области своевременно
выявлять   и    решительно    пресекать    нарушения    избирательного
законодательства,   привлекать   виновных   к   установленной  законом
ответственности.
     3. Обратить  внимание глав администраций районов и городов,  глав
сель(пос)советов  на  недопустимость  вмешательства   в   деятельность
избирательных  комиссий,  а также на необходимость оказания содействия
избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
     4. Постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель областной
     Думы          В.Н.Карев
------------------------------

                               СПРАВКА
        о практике применения избирательного законодательства
                в Тамбовской области (январь, 2004 г.)

     В целях  приведения  избирательного  законодательства  Тамбовской
области  в  соответствие  с  новым  Федеральным  законом  "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской  Федерации"  N 67-ФЗ от 12.07.2002 г.  Тамбовская областная
Дума в 2003 году  приняла  новые  законы  области:  "О  выборах  главы
администрации  Тамбовской  области",  "О  выборах депутатов Тамбовской
областной Думы",  "О выборах должностных лиц местного самоуправления в
Тамбовской  области"  и  "О выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления в Тамбовской области", "О Тамбовской областной
избирательной комиссии", "О референдуме в Тамбовской области".
     Часть из них была применена на  практике  7  декабря  2003  года,
когда  в соответствии с ними были проведены выборы главы администрации
Тамбовской области,  депутатов районных, сельских и поселковых Советов
народных  депутатов,  а  также  глав  администраций города Моршанска и
Бондарского района.
     Следует отметить,   что  выборы  депутатов  Государственной  Думы
Федерального  Собрания  Российской  Федерации,   главы   администрации
Тамбовской  области  проводились  одновременно  с  выборами  в  органы
местного самоуправления,  что,  с одной стороны, явилось положительным
обстоятельством,  так как привело к экономии финансовых средств, но, с
другой стороны,  отрицательно  сказалось  на  качестве  избирательного
процесса при организации выборов в органы местного самоуправления.
     Вопросы подготовки и проведения выборов  постоянно  находились  в
поле  зрения  областной и нижестоящих избирательных комиссий,  органов
государственной  власти,   прокуратуры   области,   органов   местного
самоуправления.
     В установленные  законом   сроки   были   сформированы   окружные
избирательные  комиссии  по  выборам  депутатов  Государственной  Думы
Федерального Собрания,  образованы избирательные  округа  для  выборов
депутатов    представительных    органов    местного   самоуправления,
избирательные  участки.  Формирование  территориальных,   окружных   и
участковых  избирательных  комиссий  осуществлялось  в  соответствии с
требованиями нового законодательства.
     Для организации   и   проведения   выборов   в   органы  местного
самоуправления,  на  основании  обращений   представительных   органов
местного  самоуправления  Тамбовская  областная избирательная комиссия
своим   решением   возложила   полномочия    избирательных    комиссий
муниципальных  образований  на  созданные  ранее  (в  декабре 2002 г.)
территориальные избирательные комиссии.
     По вопросам  формирования  окружных  и  участковых  избирательных
комиссий  по  выборам  в  органы  местного  самоуправления   областной
избирательной  комиссией  были  разработаны разъяснения с целью единой
трактовки положений п.  3 ст.  16 Закона Тамбовской области "О выборах
депутатов   представительных   органов   местного   самоуправления   в
Тамбовской  области",  что  позволило  при  формировании  окружных   и
участковых избирательных комиссий учесть требования и федерального,  и
областного избирательного законодательства.
     С целью          оказания         правовой,         методической,
организационно-технической   помощи   нижестоящим    комиссиям    были
своевременно разработаны ряд инструкций и рекомендаций по практической
реализации требований избирательного законодательства.
     Областная избирательная   комиссия   большое   внимание   уделяла
обучению руководителей избирательных комиссий,  представителей средств
массовой информации, избирателей.
     Так, при подготовке к выборам 7 декабря 2003 г. ею было проведено
17   семинаров   с   руководителями   территориальных   и   участковых
избирательных комиссий,  3 семинара с представителями средств массовой
информации,  с  представителями  партий  и  общественных  объединений.
Руководители облизбиркома регулярно  выступали  в  средствах  массовой
информации    с    разъяснениями    избирательного   законодательства:
председатель  комиссии  -  35  раз,  заместитель  председателя  -  27,
секретарь комиссии - 5, консультант комиссии - 7.
     Все это   укладывалось   в   рамки   планов   работы    областной
избирательной комиссии и позволило,  в основном,  успешно провести как
федеральные, так и региональные и местные выборы.
     В результате   выборов  в  декабре  2003  года  избраны  депутаты
Государственной Думы Федерального  Собрания  Российской  Федерации  по
избирательному  округу  N  170  и  избирательному округу N 171,  глава
администрации  области,  главы  администраций   города   Моршанска   и
Бондарского  района,  сформированы  представительные  органы  местного
самоуправления районов, поссоветов, сельсоветов.
     Вместе с  тем,  в  период  подготовки  и проведения выборов имели
место факты нарушений избирательного законодательства.
     В апреле  2003  г.  ЦИК РФ было принято постановление N 5/37-4 от
29.04.2003  г.  о  внесении  изменений  и  дополнений  в  Положение  о
Государственной  системе  регистрации (учета) избирателей,  участников
референдума  в  Российской  Федерации  с  целью   приведения   его   в
соответствие с требованиями Федерального Закона "Об основных гарантиях
избирательных права и права на участие в  референдуме  граждан  РФ"  и
Федерального  Закона  "О  государственной  автоматизированной  системе
"Выборы".
     По этому  же  вопросу  в  сентябре 2003 г.  принято постановление
администрации Тамбовской области N 680,  в котором  конкретизировались
вышеупомянутые  положения применительно к соответствующей деятельности
органов государственной и  местной  власти  на  территории  Тамбовской
области.
     Несмотря на  принятые  меры,  желаемого  результата  в   качестве
списков избирателей не произошло.
     Особенно много  обращений  (жалоб)  в   областную   избирательную
комиссию  по  этому  вопросу  поступило  от избирателей гг.  Тамбова и
Мичуринска,  в которых граждане справедливо  возмущались  тем,  что  в
списках  избирателей  этих  территорий  много  "мертвых душ" и в то же
время в них не были своевременно  включены  избиратели,  жители  целых
многоэтажных домов.  Это свидетельствует о неудовлетворительной работе
глав местных администраций  по  регистрации  избирателей.  Со  стороны
выборных  должностных  лиц местного самоуправления имели место и факты
неоказания должного содействия избирательным комиссиям в реализации их
полномочий.  Так,  на  отдельных  территориях в распоряжение некоторых
избирательных  комиссий  были  предоставлены  тесные   помещения   для
голосования, не соответствующие установленным требованиям. Избирателям
подолгу приходилось стоять в  очереди  к  избирательным  кабинам.  Это
повлекло нарушение некоторыми избирателями требований законодательства
о необходимости заполнения избирательных бюллетеней только  в  кабинах
для тайного голосования.
     Имели место   факты,   когда   руководители   органов    местного
самоуправления  издавали  распоряжения,  противоречащие избирательному
законодательству или представляющие собой  документы,  допускающие  по
своему содержанию двоякое толкование.
     Так, постановлением мэра г.  Тамбова N 6478 от 28.10.2003 г. были
определены   помещения   для  встреч  избирателей  с  кандидатами,  их
доверенными лицами, представителями партий и т.д., в результате чего у
участников избирательного процесса создалось впечатление, что это есть
исчерпывающий перечень помещений, выделяемых для этих целей. В связи с
этим   Тамбовская  областная  избирательная  комиссия  была  вынуждена
выступить с разъяснением,  что в случае  обращения  зарегистрированных
кандидатов,  их доверенных лиц и т.д. по вопросу предоставления других
помещений органами  местного  самоуправления  необходимо  обязательное
рассмотрение данных обращений, что соответствует требованиям ст. 62 ФЗ
"О  выборах  депутатов  Государственной  Думы  Федерального   Собрания
Российской Федерации" и ст. 53 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
права и права на участие в референдуме граждан РФ".
     Постановлением главы   администрации   г.  Моршанска  N  1265  от
17.10.2003  г.  "О   выделении   специальных   мест   для   размещения
агитационных   материалов"   предусмотрено   размещение   агитационных
материалов в помещениях  (или  в  непосредственной  близости  от  них)
избирательных  участков,  что  не  отвечает требованиям ст.  54 ФЗ "Об
основных  гарантиях  избирательных  права  и  права   на   участие   в
референдуме граждан РФ".
     Решением главы    администрации    г.    Мичуринска     кандидаты
"обязывались"  сами  изготавливать  стенды для размещения агитационных
материалов...
     Главы некоторых  сельских  и  поселковых  советов  вмешивались  в
деятельность  избирательных   комиссий,   пытаясь   руководить   рядом
избирательных процедур.  После принятия соответствующих мер со стороны
территориальных  избирательных  комиссий  и  областной   избирательной
комиссии     проблемы     разрешились    в    пользу    избирательного
законодательства.
     Наибольшее число  нарушений  избирательного законодательства было
допущено при  проведении  предвыборной  агитации.  Имели  место  факты
нарушения  установленных законодательством сроков ведения агитации как
со стороны отдельных кандидатов,  так и  со  стороны  редакций  многих
средств массовой информации.
     Областная избирательная  комиссия  в  этой   связи   неоднократно
рассматривала  эти вопросы с участием руководителей газеты "Тамбовская
жизнь",  Тамбовской государственной телерадиокомпании, ряда районных и
городских  газет,  некоторыми кандидатами на заседаниях рабочей группы
по информационным спорам.
     Со стороны  ТГТРК  было  допущено нарушение ст.  60 ФЗ "О выборах
депутатов  Государственной  Думы  Федерального   Собрания   Российской
Федерации",   выразившееся  в  предоставлении  эфирного  времени  ряду
кандидатов в большем объеме,  чем это предусмотрено законом. По итогам
проведенной контрольно-ревизионной службой при областной избирательной
комиссии  проверки  был   составлен   протокол   об   административном
правонарушении  и  судебным  решением  заместитель  руководителя ТГТРК
понес  наказание  в  виде  административного  штрафа.  По   материалам
избирательной комиссии Тамбовской области органами УВД было привлечено
к административной ответственности 6 человек.
     Направлены 3  материала  в прокуратуру для составления протоколов
об административной ответственности в отношении специальных  субъектов
права.
     Всего в период  избирательной  компании  избирательной  комиссией
Тамбовской  области было рассмотрено 135 жалоб,  заявлений и обращений
различных  субъектов  избирательного  процесса.  Ни  одно  из  решений
областной  избирательной  комиссии  по  существу  обращения участников
избирательного процесса не было оспорено ни  в  судебном,  ни  в  ином
порядке.
     В период  предвыборной   кампании   кандидатами,   избирательными
объединениями    допускались   нарушения   требований   избирательного
законодательства  о  необходимости  указания  точных  выходных  данных
агитационных    печатных    материалов,   о   предварительной   оплате
агитационных  материалов.  Такие  факты  имели   место   особенно   на
территории Мичуринского избирательного округа N 170.
     Имели место   также   многочисленные   факты    изготовления    и
распространения   анонимных  печатных  материалов.  По  данным  фактам
материалы немедленно  направлялись  в  правоохранительные  органы  для
принятия  соответствующих  мер.  В  областную  избирательную  комиссию
поступали многочисленные устные (как правило - по телефону)  заявления
избирателей   о   бесплатной   раздаче   отдельными   кандидатами,  их
доверенными лицами подарков,  продуктов питания и т.п., об оказании им
бесплатных  услуг.  Однако  подтвердить  это письменно,  а тем более в
суде,  избиратели категорически  отказывались.  При  выезде  на  места
членов   избирательных  комиссий  факты  не  подтверждались.  Все  это
свидетельствует  о  недостаточно  высоком  уровне  правовой   культуры
избирателей,  других  участников  избирательного  процесса и возможных
инсинуациях отдельных недобросовестных граждан.
     К сожалению,       допускались      нарушения      избирательного
законодательства и  самими  избирательными  комиссиями.  Так,  в  ряде
участковых комиссий имело место неверное понимание норм избирательного
законодательства по реализации гражданами своих активных избирательных
прав,  что  выражалось  в  не предоставлении возможности проголосовать
избирателю  по  общефедеральному  избирательному   округу,   когда   у
избирателя не было на руках открепительного удостоверения,  в то время
как ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
РФ"  такое  право избирателю предоставляет.  Данные вопросы оперативно
решались  окружными  и  областной  избирательными  комиссиями  в  день
голосования.
     Не всегда оперативно принимались необходимые меры со стороны  УИК
для  обеспечения реализации права гражданина голосования вне помещения
для  голосования,  что  вызывало  справедливое  их   возмущение.   Это
происходило   в   большинстве   случаев   по  причине  непродуманности
последовательности действий членов участковых избирательных комиссий.
     В действиях  окружных избирательных комиссий по выборам депутатов
Государственной Думы  Федерального  Собрания  РФ  имели  место  случаи
нарушения требований избирательного законодательства.
     Так, окружная    избирательная    комиссия    по     Мичуринскому
избирательному   округу   N   170  недостаточно  полно  и  качественно
осуществляла  координацию   деятельности   нижестоящих   избирательных
комиссий,  руководством окружной избирательной комиссии избирательного
округа  N  171  нарушались  сроки  рассмотрения  жалоб   и   заявлений
кандидатов,  их  доверенных  лиц,  представителей политических партий,
избирательных блоков.
     Избирательное законодательство      предусматривает      создание
контрольно-ревизионных служб при областной  и  окружных  избирательных
комиссиях,  которые  и  были  созданы  в сроки установленные законами.
Контрольно-ревизионные  службы  осуществляли  контроль  за   возвратом
бюджетных    средств,    выделяемых    избирательными   комиссиями   в
избирательные  фонды  зарегистрированных  кандидатов.  Все   кандидаты
указанные   средства   возвратили   пропорционально  вложениям,  кроме
кандидата Черепкова В.И.  (денежные средства находятся на его  лицевом
счете,  а по истечению срока,  установленного законом будут возвращены
на расчетный счет облизбиркома).
     Контрольно-ревизионные службы   также  осуществляли  контроль  за
правильностью указания кандидатами сведений об  имуществе,  источниках
доходов,  акциях,  ценных бумагах и т.п. При выявлении несоответствий,
данные  опубликовывались  в   средствах   массовой   информации,   что
соответствует требованиям избирательного законодательства. Имели место
нарушения требований закона о  предварительной  оплате  размещаемых  в
средствах  массовой  информации  предвыборных  агитационных материалов
кандидатов в том числе:  ООО "Юлис-принт",  ТО  ГУП  издательский  дом
"Мичуринск" (газета "Мичуринская правда"),  Первомайское муниципальное
учреждение "Телепрограмма "Телесервис" и другие.
     При осуществлении контроля за источниками поступления, правильным
учетом и использованием денежных средств фондов кандидатов в  депутаты
Государственной   Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,
кандидатов  на  должность  главы  администрации   Тамбовской   области
контрольно-ревизионной   службой   избирательной  комиссии  Тамбовской
области выявлены следующие нарушения:
     1. Предприниматель  осуществил  пожертвования  в  сумме  10  тыс.
рублей  кандидату,  указав  в  платежном   документе   реквизиты   как
юридическое     лицо     вместо     реквизитов,    обязательных    для
граждан-жертвователей;
     2. Предприниматель осуществил пожертвования кандидату в сумме 250
тыс. рублей вместо 10 тысяч.
     3. ООО   "ТД   "Тамбовполимермаш"   при   внесении  пожертвования
кандидату в сумме 50 тыс.  рублей в платежном  документе  не  указаны:
дата регистрации юридического лица, отметка о наличии или отсутствии в
его уставном капитале государственной или муниципальной доли,  отметка
об   отсутствии  или  наличии  иностранного  участия  в  его  уставном
капитале.
     4. ЗАО  СКВ  "Тамбовполимермаш"  при  перечислении  пожертвования
кандидату ошибочно указал  в  платежных  документах  дату  регистрации
менее  1 года до дня проведения выборов и лишь после выяснения членами
КРС документы приведены в норму.
     5. АОр   "НП   "Первомайскхиммаш"   в  платежных  документах  при
перечислении пожертвований кандидату не указал долю  государственного,
муниципального и иностранного капитала.
     Контрольно-ревизионная служба своевременно указала кандидатам  на
имеющиеся  нарушения  и  все денежные суммы,  перечисленные кандидатам
возвращены жертвователям.
     Своевременно принятые  областной  Думой законы Тамбовской области
"О  выборах  главы  администрации  Тамбовской  области",  "О   выборах
депутатов  Тамбовской  областной  Думы",  "О  выборах  должностных лиц
местного самоуправления в Тамбовской области",  "О  выборах  депутатов
представительных   органов   местного   самоуправления   в  Тамбовской
области",  "О Тамбовской областной избирательной  комиссии"  позволили
обеспечить  реализацию  конституционных  прав  граждан избирать и быть
избранными,  организованно и гласно провести избирательные действия  и
соответствующие выборы в целом.
     Вместе с тем практика применения названных  законов  выявила  ряд
пробелов,  неточностей,  других недостатков,  которые, в свою очередь,
обусловлены  недостатками   как   федерального,   так   и   областного
законодательства.
     Федеральным избирательным законодательством предусмотрена  норма,
в соответствии с которой выборные должностные лица и лица,  замещающие
государственные и муниципальные должности, обязаны на время их участия
в   выборной   кампании   сложить  с  себя  полномочия  от  выполнения
должностных или служебных обязанностей.  В результате,  при выборах  в
органы  местного  самоуправления  (особенно  на  уровне  сельсоветов и
поссоветов) при выдвижении кандидатами вышеуказанных  должностных  лиц
они уходят в отпуск, и на местах создается ситуация "безвластия".
     Жесткое регламентирование понятия  "непосредственное  подчинение"
приводит    к   тому,   что   профессионально   подготовленные   кадры
организаторов  выборов  не  могут  участвовать   в   качестве   членов
избирательных   комиссий,   что   снижает   профессиональный   уровень
избирательных комиссий.
     В связи с этим, представляется необходимым выйти областной Думе с
законодательной  инициативой  в  Государственную   Думу   о   создании
механизма обеспечивающего управляемость на местах в указанный период.
     Ограничение в  оплате  труда  государственных   и   муниципальных
служащих,  являющихся  членами  комиссий  различного уровня приводит к
невозможности использования их в данном качестве, в результате чего мы
имеем низкий профессиональный уровень ряда избирательных комиссий.
     Совмещение выборов различного уровня,  с одной стороны,  ведет  к
экономии  бюджетных  средств,  выделяемых на проведение выборов,  но с
другой стороны,  резко отражается на качестве  избирательной  кампании
при выборах в органы местного самоуправления.
     Разработка и принятие законов Тамбовской области достаточно полно
регулирует основные действия по выборам соответствующего уровня.  В то
же  время  в   принятых   законах   содержится   ряд   положений,   не
соответствующих  ФЗ  "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ".  В основном,  эти несоответствия
не   носят  принципиального  характера,  нарушающего  правовую  основу
областного  избирательного  законодательства,  но,   тем   не   менее,
требуется  принятие  соответствующих мер для приведения в соответствие
отдельных положений областных законов федеральным законам, чему должны
способствовать  замечания и предложения к Закону Тамбовской области "О
выборах главы  администрации  Тамбовской  области",  подготовленные  в
Правовом  управлении  аппарата ЦИК и прилагаемые к данной справке (см.
письмо ЦИК N 05-11/3407 от 19.09.2003 г.).


Заместитель председателя
комиссии                 В.С.Соловей


Информация по документу
Читайте также