Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 05.05.2014 № 484

 


                   АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05.05.2014                    г. Тамбов                          N 484

       Об утверждении концепции развития многоуровневой системы
           профессиональной ориентации в Тамбовской области
                             до 2020 года

     В   целях   обеспечения   межведомственного   взаимодействия    и
рационального использования  образовательно-производственных  ресурсов
региона  в  рамках  организации  профессионального  самоопределения  и
становления молодежи с учетом  приоритетных  направлений  модернизации
региональной системы профессионального  образования,  направленных  на
решение   стратегических   задач   социально-экономического   развития
области, администрация области постановляет:
     1. Утвердить   концепцию    развития    многоуровневой    системы
профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года (далее -
концепция) согласно приложению N 1.
     2. Утвердить план мероприятий по  реализации  концепции  согласно
приложению N 2.
     3. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания
"Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.


     Глава администрации
     области          О.И.Бетин


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
                                               УТВЕРЖДЕНА
                                  постановлением администрации области
                                          от 05.05.2014 N 484

                          Концепция развития
          многоуровневой системы профессиональной ориентации
                  в Тамбовской области до 2020 года

            1. Введение. Актуальность разработки Концепции

     В  Концепции  развития  системы  профессиональной  ориентации   в
Тамбовской  области  до  2020  года  (далее  -  Концепция)  определены
основная цель, задачи, направления и структура ее  функционирования  с
учетом   современных   приоритетов   и    стратегических    ориентиров
государственной и региональной политики.
     Формирование многоуровневой системы  профессиональной  ориентации
способствует  социально-экономическому  развитию  области,   поскольку
обеспечивает  реализацию  свободы  индивидуального   профессионального
выбора с учетом потребностей регионального рынка труда.
     Концепция  разработана   в   соответствии   с   законодательством
Российской  Федерации  и  Тамбовской   области,   учитывает   основные
положения  Стратегии  социально-экономического  развития   области   и
Стратегии развития системы подготовки рабочих  кадров  и  формирования
прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года,
а также демографическую ситуацию в регионе.
     Концепция  является   стратегическим   документом   по   развитию
многоуровневой  системы  профессиональной  ориентации   в   Тамбовской
области.
     Правовой основой разработки данной Концепции  являются  следующие
нормативные документы:
     Конституция Российской Федерации;
     Федеральный  закон  от  29.12.2012  N 273-ФЗ  "Об образовании   в
Российской Федерации";
     Послание Президента Российской  Федерации  Федеральному  Собранию
Российской Федерации (2013 год);
     Государственная   программа   Российской   Федерации    "Развитие
образования" на 2013-2020 годы;
     Концепция   долгосрочного    социально-экономического    развития
Российской  Федерации   на   период   до   2020   года,   утвержденная
распоряжением Правительства   Российской  Федерации  от  17.11.2008  N
1662-р;
     Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на
период  до  2020  года,  утвержденная   Законом   Тамбовской   области
04.12.2013 N 347-З;
     Стратегия  развития   системы   подготовки   рабочих   кадров   и
формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на  период
до 2020 года;
     Концепция      организационно-педагогического       сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности
образования;
     Концепция  профильного  обучения  на   старшей   ступени   общего
образования, утвержденная приказом Министерства  образования  и  науки
Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783;
     Концепция Федеральной целевой программы развития  образования  на
2011-2015 годы, утвержденная  распоряжением  Правительства  Российской
Федерации от 07.02.2011 N 163-р;
     Закон Российской Федерации от  19.04.1991  N 1032-1  "О занятости
населения в Российской Федерации"
     постановление   Министерства   труда   и   социального   развития
Российской Федерации от 27.09.1996  N 1  "Об утверждении  положения  о
профессиональной ориентации и психологической  поддержке  населения  в
Российской Федерации";
     приказ  Министерства  здравоохранения  и   социального   развития
Российской   Федерации    от    01.11.2007    N 680    "Об утверждении
Административного регламента предоставления государственной услуги  по
организации профессиональной ориентации граждан в целях  выбора  сферы
деятельности    (профессии),    трудоустройства,     профессионального
обучения";
     приказ  Министерства  труда  и   социальной   защиты   Российской
Федерации   от   23.08.2013   N 380н   "Об утверждении    федерального
государственного  стандарта  государственной  услуги  по   организации
профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы  деятельности
(профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и
получения дополнительного профессионального образования";
     Федеральные   государственные   образовательные    стандарты    и
Федеральные государственные требования к образовательным программам;
     Государственная   программа    Тамбовской    области    "Развитие
образования  Тамбовской  области"  на  2013-2020  годы   (подпрограмма
"Развитие профессионального образования"), утвержденная постановлением
администрации области от 28.12.2012 N 1677;
     Комплексная  программа  развития  профессионального   образования
Тамбовской области  на  2014-2016  годы,  утвержденная  постановлением
администрации области от 08.11.2013 N 1251.
     Концепция направлена   на   создание  комплексной  многоуровневой
системы профессиональной ориентации,  обеспечивающей  межведомственное
взаимодействие       и       рациональное      использование      всех
образовательно-производственных ресурсов региона при решении  вопросов
профессионального самоопределения и становления молодежи.
     Актуальность  разработки  Концепции  обусловлена   необходимостью
формирования региональной модели профессиональной ориентации на основе
кластерного подхода с  учетом  приоритетных  направлений  модернизации
региональной   системы   профессионального   образования,   в   рамках
организации системы  практикоориентированной  подготовки  "кадров  под
ключ"   и   формирования   прикладных   квалификаций,   востребованных
социально-экономической сферой региона.
     В ближайшие 5 лет Тамбовской области потребуется  около  6  тысяч
рабочих, около 4,5  тысяч  специалистов  со  средним  профессиональным
образованием и около 5,9 тысячи  специалистов  с  высшим  образованием
только под вновь созданные конкретные рабочие места.
     В настоящее время перед  системой  профессионального  образования
стоит задача подготовки  квалифицированных  и  мобильных  "кадров  под
ключ" по профессиям и специальностям, востребованным  на  региональном
рынке  труда.  Именно  поэтому  возрастает   важность   и   значимость
организации системной профориентационной работы в  каждом  учреждении,
учитывая  специфику  его   деятельности,   межведомственный   характер
сетевого взаимодействия.
     В 2013 году процент трудоустройства выпускников  профессиональных
образовательных  организаций  и  образовательных  организаций  высшего
образования в среднем составил 56%. При этом удельный вес  численности
выпускников данных образовательных  организаций,  трудоустроившихся  в
течение  одного  года   после   окончания   обучения   по   полученной
специальности (профессии), в общей численности выпускников очной формы
обучения - 44,4%.
     Общая    занятость,    включая    выпускников    профессиональных
образовательных  организаций  и  образовательных  организаций  высшего
образования, продолживших обучение и призванных в армию, - 96%.

                     Востребованность выпускников
    профессиональных образовательных организаций и образовательных
             организаций высшего образования в 2013 году

---------------------------------------------------------------------------
           Показатели          |  Высшее   |    Профессиональное   | Всего
                               |образование|       образование     |
                               |           |-----------------------|
                               |           |специальности|профессии|
---------------------------------------------------------------------------
Доля специалистов,     чел.           5897          4463      3989  14349
востребованных
экономикой региона
                    % от общей
                    численности         41            31        28    100
                    обучающихся

Доля выпускников       чел.           7391          3477      1964  12832
профессиональных
образовательных
организаций и
образовательных     % от общей
организаций         численности         58            27        15    100
высшего             обучающихся
образования
---------------------------------------------------------------------------

     Анализ соотношения объемов подготовки кадров  в  профессиональных
образовательных организациях и  образовательных  организациях  высшего
образования с региональной  потребностью  показывает,  что  в  системе
профессионального  образования  подготовка  специалистов  отстает   от
реальных потребностей рынка труда на 4%, рабочих кадров -  на  13%,  в
сфере высшего образования, наоборот, - превышает на 17%.
     Контингент   обучающихся   по   профессиям    и    специальностям
профессионального образования составляет  соответственно  28%  и  31%,
высшего образования - 41% от общего  количества  обучающихся  в  сфере
организации профессиональной  подготовки  кадров,  тогда  как  рабочие
профессии, считаясь не престижными,  напротив,  наиболее  востребованы
социально-экономической сферой региона.
     Несоответствие структуры профессионального образования актуальным
и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и
профессиональной  подготовке  приводят  к  дефициту  квалифицированных
кадров  по  ряду  профессий  и  специальностей,  что  напрямую   может
существенно   ограничить   темпы   социально-экономического   развития
области,  реализацию  приоритетных  инвестиционных  проектов.  Поэтому
основной задачей в  сфере  профессионального  образования  по-прежнему
остается   формирование   профессионально-квалификационной   структуры
подготовки  кадров  с  учетом  реализации   инвестиционных   проектов,
развития территорий, запросов экономики и социальной сферы.
     Все   это   подтверждает   факт    актуализации    вопросов    по
целенаправленному формированию профессиональной  ориентации  молодежи,
адекватной  структуре  рынка  труда  области.   При   этом   необходим
концептуальный подход к решению  проблем  в  данной  области,  который
позволил бы  определить  основные  векторы  развития  профессиональной
ориентации в    системе    непрерывности    образования    с    учетом
социально-экономических и демографических особенностей региона.
     В последнее время наибольшим спросом у  работодателей  пользуются
представители рабочих профессий и специальностей технического профиля.
По  данным  ежегодно  формируемой  региональной  потребности  наиболее
востребованы  такие  направления   подготовки   как   "Архитектура   и
строительство"     (19,9%),     "Металлургия,     машиностроение     и
материалообработка" (17,3%), "Технология продовольственных продуктов и
потребительских товаров"  (17,3%),  "Транспортные  средства"  (14,8%),
"Сельское и рыбное хозяйство" (12,6%).
     С   учетом   ежегодно   формируемого   прогноза    рынка    труда
устанавливаются   контрольные   цифры   приема    в    государственные
профессиональные образовательные организации.
     В настоящее время  систему  профессиональной  ориентации  следует
рассматривать в качестве одного из ключевых  факторов,  обеспечивающих
формирование и развитие кадрового потенциала области в соответствии  с
потребностями регионального рынка труда.
     Региональная политика в  сфере  образования  строится  на  основе
Стратегии социально-экономического  развития  области  до  2020  года,
предусматривающей создание инновационных кластеров в аграрном секторе,
легкой, пищевой  и  перерабатывающей  промышленности,  машиностроении,
химии, промышленности строительных материалов.
     Значимость кластерного подхода в  решении  задач  модернизации  и
технологического развития экономики области  привела  к  практическому
внедрению в систему образования институциональных сетевых и кластерных
структур.
     Применительно к сфере профессионального образования речь  идет  о
создании экономически эффективной  сети  образовательных  организаций,
обеспечивающей запросы предприятий области  в  опережающей  подготовке
кадров,  потребности   всех   категорий   населения   в   качественном
профессиональном образовании.
     Для  системы  общего  образования  особое  значение   приобретает
интеграция  с  профессиональной  школой,  формирование  востребованных
компетенций и прикладных квалификаций как  механизм  профессионального
самоопределения  обучающихся,  обеспечение  их  выхода   на   реальное
производство.
     Для  предприятий  участие  в  профессиональной  ориентации   дает
возможность провести отбор мотивированных  обучающихся,  ориентировать
их на конкретное  рабочее  место  еще  на  уровне  общеобразовательной
организации.
     Решение новых задач и существующих проблем потребовало  внедрения
принципиально иных подходов к  управлению  системой  профессионального
образования на основе информационной открытости,  усиления  значимости
общественных институтов, развития государственно-частного партнерства.
     В области выстроена общественно-государственная модель управления
профессиональным образованием на  основе  прямого  участия  социальных
партнеров в принятии решений  на  всех  уровнях.  В  основе  созданной
модели управления лежит кластерная политика.
     Создан   Наблюдательный    совет    по    модернизации    системы
профессионального образования    в    соответствии    со    Стратегией
социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020
года  под  руководством   главы   администрации   области   О.И.Бетина
(постановление администрации Тамбовской области от 15.07.2013 N 747).
     Оптимизация структуры   и   территориального   размещения    сети
профессиональных  образовательных  организаций  идет  с привязкой их к
приоритетным  секторам  экономики.  В  2013  году  в  области  созданы
Координационные    советы    кластеров   стройиндустрии,   транспорта,
социальной   сферы,   информационных   технологий,   агропромышленного
комплекса, промышленности.
     С  руководителями  координационных  советов  кластеров  заключены
соглашения о стратегическом  партнерстве.  Соглашениями  предусмотрено
достижение  целого  ряда  количественных  и  качественных  показателей
деятельности кластера, в том числе по объемам  и  профилям  подготовки
кадров, организации взаимодействия с системой общего образования.
     В    данных    условиях    выстраивание    комплексной    системы
профессиональной      ориентации,      обеспечение       эффективности
функционирования  элементов  ее  инфраструктуры   приобретает   особую
значимость и перспективность.

        2. Основная цель, задачи и принципы Концепции развития
   многоуровневой системы профессиональной ориентации до 2020 года

     Обеспечение   процессов   модернизации    региональной    системы
профессионального образования, направленных на решение  стратегических
задач  социально-экономического  развития  области,  осуществляется  в
рамках выстраивания  экономически  эффективной  сети  профессиональных
образовательных   организаций   на   основе    кластерного    подхода,
обеспечивающей запросы предприятий области  в  опережающей  подготовке
кадров  и  потребности  всех  категорий   населения   в   качественном
профессиональном образовании.
     Потенциал образовательно-производственного кластера  определяется
функционированием   в   комплексе   общеобразовательных   организаций,
профессиональных образовательных        организаций,       предприятий
социально-экономической   сферы   региона,   элементов   инновационной
инфраструктуры.
     В  данной  ситуации  требуются  новые   подходы   к   организации
профессиональной ориентации на всех уровнях.
     Основной целью Концепции  является  обеспечение  функционирования
комплексной  многоуровневой   системы   профессиональной   ориентации,
обеспечивающей   межведомственное   взаимодействие   и    рациональное
использование ресурсов образовательно-производственных  кластеров  при
решении  вопросов  профессионального  самоопределения  и   становления
обучающихся.
     Последовательное  и  целенаправленное  развитие  в  данном  русле
областной системы профессиональной ориентации  может  быть  достигнуто
посредством решения следующих задач:
     разработка нормативных   правовых  документов,  предусматривающих
обеспечение   и   развитие   региональной   системы   профессиональной
ориентации с учетом приоритетных направлений модернизации региональной
системы профессионального образования;
     выстраивание   кластерной   модели    системы    профессиональной
ориентации в области, направленной на реализацию  приоритетной  задачи
практикоориентированной подготовки "кадров под ключ";
     формирование  единого  образовательного  пространства  на  основе
сетевого взаимодействия всех участников кластерных групп;
     развитие  инфраструктуры  региональной  модели   профессиональной
ориентации в рамках образовательно-производственных кластеров;
     развитие   механизмов   социального   партнерства   в   контексте
формирования  целостной  системы   взаимодействия   между   субъектами
профориентационной работы;
     развитие    единой    информационной    среды     профориентации,
обеспечивающей    педагогическое    сопровождение    профессионального
самоопределения обучающихся;
     поддержка предпринимательских  инициатив,  формирование  правовой
грамотности в области труда и занятости.
     Формирование и развитие многоуровневой  системы  профессиональной
ориентации    определяется     следующими     базовыми     принципами,
обеспечивающими  единство  и  скоординированность  действий  всех   ее
субъектов  в  рамках  целенаправленной  реализации  государственной  и
региональной политики:
     субъектная ориентация,    приоритетность    развития    личности;
     многоуровневая интеграция, сетевое взаимодействие;
     социально-экономическая   регионализация,    учет    региональных
потребностей;
     отраслевая кластеризация,                                развитие
образовательно-производственных кластеров.

                   3. Основные направления развития
          многоуровневой системы профессиональной ориентации

     Успешная реализация поставленных целей и  задач,  ориентированных
на создание условий для  профессиональной  самореализации  личности  в
условиях регионального рынка труда, напрямую  зависит  и  определяется
качеством работы по каждому из следующих направлений,  различаемых  по
реализуемым уровням и объектам профессиональной ориентации:
     первое    направление    -    профессиональное    самоопределение
обучающихся;
     второе направление - профессиональный отбор студентов;
     третье направление  -  профессиональная  мобильность  выпускников
профессиональных образовательных организаций.
     Первое   направление   имеет   несколько    векторов    развития,
ориентированных на профессиональное самоопределение обучающихся:
     общеобразовательная  подготовка  из   системы   профессионального
образования выводится на площадки общеобразовательных организаций;
     в  структуре  профессиональных  образовательных   организаций   и
образовательных организаций высшего  образования  открываются  учебные
лаборатории   и   мастерские   для   организации   предпрофильной    и
допрофессиональной   подготовки,   профильного   и   профессионального
обучения обучающихся;
     одаренным  обучающимся  предоставляется  возможность  участия   в
выполнении  исследовательских  проектов  образовательных   организаций
высшего образования;
     на предприятиях             разворачиваются            совместные
учебно-производственные  лаборатории  и   участки   для   формирования
практических компетенций;
     осуществляется деятельность на базе  образовательных  организаций
высшего образования открытых (заочных) профильных школ;
     реализация  образовательными  организациями  высшего  образования
программ подготовки обучающихся к олимпиадам.
     С 2011 года в регионе действует опытно-экспериментальная площадка
"Организация  мониторинга   профессиональных   предпочтений   учащейся
молодежи  посредством  разработки  и  внедрения  компьютерных   систем
диагностики (для Тамбовской  области)".  В  рамках  эксперимента  была
разработана тестирующая программа "Профи-тест". Применяемая технология
тестирования   респондентов   основана   на    использовании    систем
искусственного интеллекта, а именно на основе  аппарата  искусственных
нейронных сетей. Данная  система  позволяет  проводить  непрерывную  и
косвенную  диагностику   профессиональных   предпочтений   обучающихся
общеобразовательных организаций  и  оценивать  соответствие  выбранной
профессии их индивидуальным особенностям.
     Учитывая,    что    технологическое    образование    располагает
возможностями    для    формирования     ключевых     компетентностей,
обеспечивающих  преемственность  перехода  обучающихся  от  общего   к
профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой
деятельности, перед органами местного самоуправления поставлена задача
развития содержания и материальной базы технологического образования.
     В системе  общего  образования  создана новая модель межшкольного
учебного комбината - Центр технологического образования.  Деятельность
Центра  осуществляется  на  основе  гибкой системы интеграции общего и
дополнительного образования,  непрерывности и преемственности общего и
профессионального  образования,  сетевого взаимодействия организаций и
направлена на  развитие  научно-технического  творчества  обучающихся.
Основная  задача  Центра - подготовка обучающихся к осознанному выбору
профессии, продуктивной трудовой деятельности, продолжению образования
и самообразования.
     Особая  актуальность  и   перспективность   развития   содержания
технологического  образования  связана   с   реализацией   профильного
обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовкой.
     Программами профильного  обучения  охвачены  7624  человека,  что
составляет 88,1%  от общего количества обучающихся  10  -  11  классов
(2011 г. - 74,8%, 2012 г. - 81,9%). В общеобразовательных организациях
реализуется  28  профилей  обучения.  На  протяжении  3  лет  наиболее
распространенными           являются           социально-гуманитарный,
социально-экономический,    технологический,     химико-биологический,
физико-математический профили.
     В области сложился опыт  формирования  образовательного  кластера
"школа -  колледж  -  предприятие" в рамках экспериментальной площадки
Федерального института развития образования "Организация  непрерывного
профессионального образования "Школа - колледж - предприятие" в рамках
сетевого взаимодействия "учреждение СПО - базовая школа"  для  решения
задач   Стратегии   социально-экономического   развития   региона".  В
2009-2013 годах в этой работе принимали участие  1140  обучающихся  46
базовых   школ,  16  профессиональных  образовательных  организаций,40
предприятий.
     Применение   модели    колледж-класс    позволяет    осуществлять
формирование профессионально-отраслевой  структуры  подготовки  кадров
под инновационные запросы экономики уже на уровне  общеобразовательной
организации.
     Благодаря  реализуемому  проекту  с  2009   года   на   площадках
общеобразовательных   организаций   разворачивается   профессиональное
обучение и профессиональная ориентация нового качества.  При  успешном
освоении программ выпускнику общеобразовательной организации обеспечен
переход в колледж, а затем - рабочее место на современном предприятии.
     Для профессиональных  образовательных  организаций  -  это  новая
возможность  привлечения  абитуриентов,  мотивированных  на  получение
специальности.  Участие  в  проекте   предприятий   дает   возможность
обеспечить подготовку кадров под конкретное рабочее место. Разработаны
интегрированные  профильные  учебные   программы   общеобразовательных
организаций и профессиональных образовательных организаций.
     В 2013 году  функционируют  63  колледж-класса  с  общим  охватом
обучающихся 823 человека. Обучение в колледж-классах осуществляется по
27 специальностям.
     Более 40% выпускников колледж-классов поступают в соответствующие
учреждения профессионального образования, что  позволяет  осуществлять
их комплектование обучающимися с высоким уровнем мотивации к получению
специальности и ориентацией  на  потребности  инновационной  экономики
области.
     В рамках развития непрерывного многоуровневого  профессионального
образования в области реализуется профильное параллельное обучение  по
модели "университетский класс". В 2013 году продолжают функционировать
в 14 территориях области 90 университетских классов  с  общим  охватом
обучающихся 877 человек. Обучение осуществляется по 9 профилям.
     Одним из показателей эффективности профильного обучения  является
продолжение выпускниками общеобразовательных организаций  обучения  по
профилю. В 2013 году удельный  вес  обучающихся,  выбравших  программу
профессионального  образования,  соответствующую  профилю  обучения  в
общеобразовательной организации,  составил  64,8%  (2011 г.  -  59,6%,
2012 г. - 60,1%).
     В  области   увеличивается   доля   обучающихся   по   программам
допрофессиональной и профессиональной  подготовки  (2011 г.  -  14,7%;
2012 г.  - 17,4%;  2013 г. - 23,4% обучающихся 8 - 11 классов). В 2013
году  программы  допрофессиональной  подготовки  и   профессионального
образования реализовались в 157 общеобразовательных организациях по 34
профессиям.
     Решая задачу устойчивого развития сельских территорий, в  области
увеличивается:
     -   количество   общеобразовательных   организаций,   реализующих
программы агротехнологического профиля (2011 г. - 11,  2012 г.  -  32,
2013 г. - 34);
     - количество обучающихся 8 - 11 классов по  профессиям  сельского
хозяйства  (овощевод,  пчеловод,  тракторист,   слесарь   по   ремонту
сельскохозяйственных машин и оборудования) (2011 г. - 8,1%, 2012 г.  -
9,0%, 2013 г. - 9,7%);
     - количество выпускников общеобразовательных организаций, сдавших
квалификационный экзамен по профессиям сельского хозяйства  (овощевод,
тракторист,  слесарь   по   ремонту   сельскохозяйственных   машин   и
оборудования) (2011 г. - 27,3% от общего количества обучающихся 8 - 11
классов, получивших профессию, 2012 г. - 29,8%, 2013 г. - 30,2%).
     Создана лаборатория "Умный  дом",  предназначенная  для  изучения
современных ресурсосберегающих  технологий  на  основе  альтернативных
источников энергии, а также мастерская деревообработки  "Строймастер",
где   обучающиеся   впервые   имеют   возможность   проектировать    и
конструировать жилые     объекты,     проводить     строительные     и
ремонтно-отделочные работы по современным  строительным  и  отделочным
технологиям. Эта площадка должна стать базисом сетевого взаимодействия
образовательных  организаций,  ресурсом  для  реализации  проектов  по
энерогосбережению и энергоэффективности, технологическому образованию,
проектному обучению.
     Второе направление ориентировано на организацию профессионального
обучения, а также формирование профессиональной мотивации  обучающихся
и включает:
     деятельность центров и кабинетов профессиональной ориентации;
     организацию      целевой      подготовки,       производственного
практикоориентированного обучения, внедрение профессиональных  модулей
по актуальным направлениям;
     проведение  конкурсов  профессионального   мастерства,   выставок
научно-технического творчества;
     стипендиальную и грантовую поддержку обучающихся по  приоритетным
направлениям и  достигших  значительных  успехов  в  освоении  рабочих
профессий и специальностей;
     деятельность студенческих трудовых отрядов.
     В области  продолжает  развиваться  практика  целевой  подготовки
обучающихся  в  профессиональных   образовательных   организациях.   В
настоящее время около 30% обучающихся готовятся под конкретное рабочее
место.
     С 2014 года  начала  выстраиваться  областная  система  дуального
образования    с    учетом     опыта     Германии.     Это     система
практикоориентированного обучения, когда теория  реализуется  на  базе
образовательной организации, а практическая  часть  -  непосредственно
работодателем.  Свои  программы   разрабатывают   6   профессиональных
образовательных организаций совместно с 8  крупнейшими  предприятиями.
Рабочим и специалистам с такой  подготовкой  работодатели  уже  сейчас
гарантируют  трудоустройство  и  высокую  зарплату.  Отбор  на   такие
программы  будет  осуществляться  уже  на  уровне  общеобразовательной
организации.
     В  2013  году  в   областных   и   отборочных   этапах   олимпиад
профессионального  мастерства   приняли   участие   5500   обучающихся
выпускных  и  предвыпускных  групп   (36,6%   от   общего   количества
обучающихся  очного  формы)  по  7  профессиям  и  6   специальностям.
Победители региональных этапов представляли Тамбовскую  область  в  13
Всероссийских олимпиадах, получив награды в 6 номинациях.
     В  2013  году  состоялось  подписание  соглашения  о   вступлении
Тамбовской области в движение WorldSkills  Russia  и  прошел  открытый
региональный чемпионат по 8 компетенциям, в котором приняли более  350
человек из Пензенской, Липецкой, Тамбовской областей.
     Из  средств  федерального  и  областного   бюджетов   по   итогам
конкурсного отбора осуществляется стипендиальная и грантовая поддержка
обучающихся по  приоритетным  направлениям  и  достигших  значительных
успехов в освоении рабочих профессий и специальностей.
     В целях повышения  престижа  профессий  в  области  действует  49
студенческих отрядов:  строительные,  сервисные,  отряды  проводников,
педагогические с общим охватом более 5500 обучающихся.
     Организация   работы   по   третьему   направлению   обеспечивает
профессиональную реализацию, адаптацию  и  мобильность  выпускников  и
включает:
     мониторинг    трудоустройства    выпускников     профессиональных
образовательных организаций;
     организацию   деятельности    регионального    сетевого    центра
профессиональной ориентации рабочих ресурсов;
     реализацию программ дополнительного профессионального образования
в рамках получаемой квалификации;
     развитие предпринимательских инициатив молодежи;
     карьерное консультирование.
     В  профессиональных   образовательных   организациях   проводится
планомерная работа по созданию условий  для  успешной  социализации  и
эффективной самореализации обучающихся.
     Созданы условия для развития "адаптивных ресурсов" выпускников  с
точки  зрения  обеспечения  их  занятости  и  самозанятости.  Во  всех
профессиональных образовательных организациях действуют центры  (бюро)
по трудоустройству  выпускников,  которые  зарегистрированы  на  сайте
Координационно-аналитического   центра   содействия    трудоустройству
выпускников профессиональных образовательных организаций, сформированы
базы данных  работодателей,  государственные  аттестационные  комиссии
образовательных организаций возглавляют представители работодателей.
     Расширяется возможность формирования дополнительных компетенций у
обучающихся (получение дополнительных рабочих профессий, квалификаций)
на базе 5 многофункциональных центров прикладных  квалификаций  по  38
компетенциям.
     С   2012   года   на   базе   ресурсных   центров   действуют   8
консультационных пунктов по развитию предпринимательства. В  их  сферу
деятельности   входит   организация   консультаций    по    разработке
обучающимися проектов и бизнес-планов для открытия собственного  дела.
Из выпускников 2013 года 224 человека  продолжили  работу  в  семейном
бизнесе, 8 выпускников подали заявки на открытие собственного дела,  3
человека получили поддержку из областного бюджета. Лучшие  практики  в
данном направлении обобщаются и распространяются в регионе.
     Функционирует  областной  ресурсный  центр  развития   малого   и
среднего предпринимательства, в 2013  году  на  базе  которого  прошли
обучение более 650 человек по программам создания собственного  малого
предприятия. Программы, разработанные ресурсным центром, внедряются  в
18   профессиональных   образовательных   организациях   в    качестве
факультативных   курсов:   "Правовое    регулирование    хозяйственной
деятельности субъектов малого  предпринимательства",  "Налогообложение
субъектов малого предпринимательства", "Открой свое дело".
     В  профессиональных   образовательных   организациях   проводятся
ежегодные областные акции, посвященные международному Дню  карьеры,  в
которых традиционно принимают участие более  1800  обучающихся  из  18
профессиональных образовательных организаций. В  рамках  акции  прошли
конкурсы    бизнес-проектов    малых    предприятий,    подготовленные
выпускниками образовательных организаций,  экскурсии  на  предприятия,
расположенные на территории города  Тамбова  и  области,  конференции,
дискуссионные клубы.
     На  областном   уровне   разработан   комплекс   межведомственных
мероприятий,   который   реализуется   совместно    с    объединениями
работодателей и  управлением  труда  и  занятости  населения  области:
областные  семинары-тренинги  "Школа   эффективного   трудоустройства;
мастер-классы "Школа карьеры", "Основы эффективного поведения на рынке
труда", ярмарки вакансий, акция "День  карьеры",  которая  завершается
заседанием "круглого      стола"      в      Тамбовской      областной
торгово-промышленной палате; конкурс центров (бюро) по трудоустройству
выпускников в профессиональных образовательных организациях.
     Реализуется проект "Молодежный Банк идей - технология становления
молодежи  и  развития  сообщества",  специфика  которого  в   развитии
технологии создания и деятельности молодежного банка идей  и  проектов
на территории региона и привлечения к его деятельности  представителей
малого бизнеса.
     С 2012 года в области действует опытно-экспериментальная площадка
по   организации   деятельности    регионального    сетевого    центра
профессиональной  ориентации  рабочих  ресурсов,  в   рамках   которой
проводятся исследования в области разработки и  апробации  оптимальных
профориентационных технологий в контексте  потребностей  регионального
рынка труда.

                  4. Инфраструктура функционирования
          многоуровневой системы профессиональной ориентации

     В  качестве  концептуальной  идеи  развития   областной   системы
профессиональной ориентации является создание многоуровневой  системы,
основанной  на  межведомственном  взаимодействии  и  направленной   на
удовлетворение  профессиональных  потребностей  личности  в   условиях
непрерывности образования.
     Применение комплексного подхода к решению поставленных  задач  на
основе  кластерной  модели  позволит  сконцентрировать  ресурсы   всех
уровней, обеспечивая эффективность целенаправленной подготовки кадров,
содействуя повышению статуса и  престижа  востребованных  профессий  и
специальностей.
     В настоящее  время  межведомственное  взаимодействие  по  данному
вопросу  осуществляется  в  рамках   действующего   соглашения   между
управлением  образования  и  науки  области  и  управлением  труда   и
занятости   населения   области.   Реализуется   совместный   комплекс
мероприятий  на  2012-2015   годы   по   профессиональной   ориентации
обучающихся образовательных организаций, направленный на:
     оказание   содействия    в    профессиональном    самоопределении
обучающихся, профессиональной занятости и карьерном росте выпускников;
     поддержку предпринимательских  инициатив,  формирование  правовой
грамотности в области труда и занятости.
     Комплексный подход всех  организаций  и  ведомств,  включенных  в
систему  профориентационной  работы,   позволит   разрешить   ключевые
проблемы    профессионального    самоопределения,     профессиональной
подготовки молодежи и создания условий для профессиональной реализации
и развития.
     При этом особое значение приобретают скоординированность действий
и взаимосвязь всех субъектов системы профессиональной ориентации:
     государственных органов;
     подведомственных учреждений конкретной отраслевой принадлежности;
     объединений работодателей;
     органов местного самоуправления;
     предприятий,   учреждений   и    организаций    различных    форм
собственности;
     общественных  объединений,  организаций   и   других   социальных
институтов, осуществляющих воспитание,  образование,  профессиональное
обучение и последующее трудоустройство.
     На  каждый  из  субъектов  системы  профессиональной   ориентации
возлагаются определенные функции:
     Областной   координационный   Комитет   по   развитию   кадрового
потенциала  в  сфере  реальной  экономики   и   содействию   занятости
населения:
     оказание содействия  органам  исполнительной  власти  области  по
формированию  и  реализации  кадровой  политики  в  целях  обеспечения
социально-экономического развития области;
     разработка    предложений    по    регламентации     деятельности
инфраструктурных  элементов  многоуровневой  системы  профессиональной
ориентации;
     организация   межведомственной   координации   профориентационной
деятельности всех субъектов многоуровневой системы.
     Управление труда и занятости населения области:
     организует информирование  населения  области  о  государственных
услугах,  оказываемых  службой  труда  и  занятости,  в   т.   ч.   по
профессиональной ориентации (размещение информации  в  СМИ,  на  сайте
службы  труда  и  занятости  области  в  Internet,  на  информационных
стендах;   разработка   и    тиражирование    справочно-информационных
материалов, бюллетеней и буклетов);
     осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности
подведомственных    центров    занятости    населения    в    вопросах
профессиональной ориентации;
     координирует работу подведомственных центров занятости  населения
по  профессиональной  ориентации  безработных  граждан   и   населения
области;
     формирует  прогноз  потребности  в  квалифицированных  кадрах   и
специалистах с учетом перспектив  развития  экономики  и  рынка  труда
области;
     проводит  мониторинг  профессионально-квалификационного   состава
безработных граждан из числа  выпускников  профессиональных  и  высших
профессиональных образовательных организаций области;
     принимает  участие  в   информационно-массовых   и   тематических
мероприятиях  по  профессиональной  ориентации  безработных   граждан,
незанятого населения, различных категорий граждан;
     взаимодействует по вопросам организации профориентации  населения
с заинтересованными  структурами:  органами  местного  самоуправления,
общественными организациями, учебными заведениями, работодателями и т.
д.;
     участвует в организации и проведении профориентационной работы  с
обучающимися общеобразовательных организаций области, их родителями  в
целях предоставления необходимой информации о  социально-экономическом
положении в регионе, о ситуации на  рынке  труда,  о  профессиональных
образовательных организациях и  профессиях,  востребованных  на  рынке
труда области.
     Тамбовские областные государственные  казенные  центры  занятости
населения:
     принимают  участие   в   информировании   населения   области   о
государственных услугах, оказываемых  управлением  труда  и  занятости
области, в т. ч. по профессиональной ориентации (размещение информации
в СМИ, на сайте управления труда и занятости области  в  Internet,  на
информационных стендах;       разработка        и        тиражирование
справочно-информационных материалов, бюллетеней и буклетов);
     взаимодействуют по вопросам организации профориентации  населения
с заинтересованными  структурами:  органами  местного  самоуправления,
общественными и образовательными организациями,  работодателями  и  т.
д.;
     участвуют в информационно-массовых и тематических мероприятиях по
профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения,
молодежи, различных категорий граждан;
     обеспечивают  государственные   гарантии   в   части оказания   в
соответствии с законодательством о занятости населения государственных
услуг по  организации  профессиональной  ориентации  граждан  в  целях
выбора сферы деятельности  (профессии),  трудоустройства,  прохождения
профессионального     обучения     и     получения     дополнительного
профессионального образования;
     участвуют в организации и проведении профориентационной работы  с
обучающимися общеобразовательных организаций области, их родителями  в
целях предоставления необходимой информации о  социально-экономическом
положении в регионе, о ситуации на  рынке  труда,  о  профессиональных
образовательных организациях и  профессиях,  востребованных  на  рынке
труда области;
     осуществляют профориентационное  сопровождение  профессионального
обучения  безработных  граждан  по   профессиям,   востребованным   на
региональном рынке труда путем подбора наиболее  подходящих  профессий
(специальностей) с учетом индивидуальных особенностей граждан.
     Управление образования и науки области:
     обеспечивает условия для организации целевой  подготовки  кадров,
внедрения механизмов практикоориентированного обучения;
     обеспечивает создание  условий  для  организационно-методического
сопровождения областной системы профессиональной ориентации молодежи;
     разрабатывает  рекомендации  и  осуществляет  общее   руководство
организацией    профориентационной    работой    в    подведомственных
образовательных организациях;
     поддерживает деятельность центров (кабинетов) по профессиональной
ориентации и центров (бюро) содействия трудоустройству  выпускников  в
профессиональных   образовательных   организациях,   содействуют    их
оснащению методическими пособиями и оборудованием;
     обеспечивает  создание  условий  по  переподготовке  и  повышению
квалификации специалистов, осуществляющих работу  по  профессиональной
ориентации молодежи.
     Управление по связям с общественностью администрации области:
     оказывает  содействие  органам  исполнительной  власти   области,
организациям   в   установлении   взаимодействия    с    общественными
объединениями,  иными  некоммерческими   организациями   по   вопросам
профессиональной ориентации молодежи;
     содействует общественным объединениям в  реализации  мероприятий,
направленных на профессиональную ориентацию молодежи;
     организует   участие   представителей   области    в    окружных,
всероссийских мероприятиях по профессиональной ориентации молодежи.
     Органы местного самоуправления:
     осуществляют координацию работы  по  профессиональной  ориентации
молодежи на уровне муниципального образования (города, района);
     осуществляют руководство подведомственными организациями в работе
по  профессиональной  ориентации  молодежи  на  уровне  муниципального
образования (города, района) с учетом перспектив развития экономики  и
рынка труда;
     организуют мероприятия по профессиональной ориентации молодежи на
уровне муниципального образования (города, района);
     обеспечивают создание  условий  для  методического  сопровождения
системы профессиональной ориентации молодежи на уровне  муниципального
образования (города, района).
     Тамбовское областное государственное  автономное  образовательное
учреждение  дополнительного  профессионального  образования  "Институт
повышения квалификации работников образования":
     обеспечивает   методическое   сопровождение   областной   системы
профессиональной ориентации молодежи;
     организует  создание   и   поддержку   в   актуальном   состоянии
информационных  профориентационных  ресурсов,  справочных  материалов,
методических пособий,  профессиографических  и  других  материалов  по
вопросам профессиональной ориентации молодежи;
     организует работу  по  переподготовке  и  повышению  квалификации
специалистов, осуществляющих  работу  по  профессиональной  ориентации
молодежи.
     Образовательные организации области:
     создают условия для  проведения  системной,  квалифицированной  и
комплексной профориентационной работы в организации;
     формируют  у  обучающихся  в  процессе  обучения   и   воспитания
осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с  интересами  и
способностями каждого и с учетом потребностей региона;
     знакомят обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности
с  профессиональными  образовательными  организациями,  профессиями  и
специальностями;
     организуют  профессиональное   просвещение   и   профессиональное
консультирование  обучающихся,  формируют   у   них   профессиональные
намерения  на  основе  комплексного  изучения  личности  с  учетом  ее
индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния  здоровья
и региональной потребности в кадрах;
     организуют просветительскую работу среди  родителей  учащихся  по
вопросам профессионального самоопределения учащихся.
     Базовые колледжи - центры кластерного развития:
     осуществляют    пропаганду    профессий     и     специальностей,
востребованных социально-экономической сферой региона в соответствии с
реализуемым в рамках кластера спектром направлений подготовки;
     способствуют   формированию   и   закреплению    у    обучающихся
профессиональных намерений;
     организуют работу по  подготовке  абитуриентов  и  обучающихся  к
учебной и трудовой деятельности, укреплению  у  них  мотивации  выбора
профессии;
     проводят   профессиональную,   производственную   и    социальную
адаптацию будущих квалифицированных рабочих и специалистов;
     обеспечивают совместно с предприятиями и организациями профильных
отраслей    экономики    условия    для    качественной     подготовки
квалифицированных рабочих и специалистов.
     Объединения работодателей:
     участвуют в формировании экономического  прогноза  потребности  в
квалифицированных  кадрах  и  специалистах  по   отраслям   с   учетом
перспектив развития экономики и регионального рынка труда;
     предоставляют информацию о вакансиях и востребованных профессиях;
     содействуют созданию кабинетов по профессиональной  ориентации  в
образовательных организациях области, содействуют их оснащению;
     участвуют в организации  работы  по  разработке  профессиональных
стандартов;
     участвуют в организации областных  и  отраслевых  мероприятий  по
профессиональной ориентации;
     содействуют  реализации  проектов,  направленных   на   поддержку
профориентационной работы в средствах массовой информации;
     Предприятия и организации различных  отраслей  экономики  области
совместно с образовательными организациями:
     проводят работу по профессиональной ориентации лиц, вступающих  в
трудовую  деятельность,  формируют  у   них   интерес   к   профессиям
конкретного производства;
     внедряют  методы  профессионального  отбора  при   подготовке   и
переподготовке молодых рабочих на производстве, осуществляют  меры  по
профессиональной,  производственной  и  социальной  адаптации  молодых
рабочих и специалистов;
     участвуют в разработке профессиональных образовательных  программ
и модулей;
     участвуют  в  оснащении  центров   (кабинетов)   профессиональной
ориентации;
     участвуют в    подготовке    и    проведении   профориентационных
мероприятий.


                                             ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
                                               УТВЕРЖДЕН
                                  постановлением администрации области
                                          от 05.05.2014 N 484

                    План мероприятий по реализации
              концепции развития многоуровневой системы
    профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года

----------------------------------------------------------------------
            Мероприятие            |    Срок    |    Ответственные
                                   | реализации |     исполнители
----------------------------------------------------------------------
1. Информирование населения          Постоянно    Управление труда и
области о государственных                         занятости населения
услугах, оказываемых                              области
управлением труда и занятости
области, в т. ч. по
профессиональной ориентации
(размещение информации в
СМИ, на сайте управления труда
и занятости области в Internet,
на информационных стендах;
разработка и тиражирование
справочно-информационных
материалов, бюллетеней и
буклетов)

2. Организационно-методическое       Постоянно    Управление труда и
обеспечение деятельности                          занятости населения
подведомственных центров                          области
занятости населения в вопросах
профессиональной ориентации

3. Координация работы                Постоянно    Управление труда и
подведомственных центров                          занятости населения
занятости населения по                            области
профессиональной ориентации
безработных граждан и
населения области

4. Формирование прогноза             Постоянно    Управление труда и
потребности в                                     занятости населения
квалифицированных кадрах и                        области
специалистах с учетом
перспектив развития экономики
и рынка труда области

5. Проведение мониторинга            Постоянно    Управление труда и
профессионально-                                  занятости населения
квалификационного состава                         области
безработных граждан из числа
выпускников профессиональных
и высших профессиональных
образовательных организаций
области

6. Формирование банка                Постоянно    Управление труда и
вакансий, востребованных на                       занятости населения
региональном рынке труда                          области

7. Формирование на                   Ежегодно     Управление
региональном уровне банка                         образования и науки
профессиональных модулей,                         области
востребованных программ для
удовлетворения потребностей в
профессиональном обучении
различных категорий граждан

8. Оснащение кабинетов и             Ежегодно     Управление
центров профессиональной                          образования и науки
ориентации, содействия                            области
трудоустройству выпускников

9. Областной конкурс программ        2014-2015    Управление
по профессиональной                               образования и науки
ориентации, содействию                            области
трудоустройству,
предпрофильному и
профильному обучению среди
профессиональных
образовательных организаций

10. Областной конкурс по             2014-2015    Управление
созданию бюро по                                  образования и науки
профессиональной ориентации и                     области
трудоустройству выпускников

11. Областной конкурс по             2014-2015    Управление
созданию районных сетевых                         образования и науки
центров профориентации                            области

12. Участие в информационно-         Постоянно    Управление труда и
массовых и тематических                           занятости населения
мероприятиях по                                   области
профессиональной ориентации
безработных граждан, незанятого
населения, различных категорий
граждан

13. Взаимодействие по вопросам       Постоянно    Управление труда и
организации профориентации                        занятости населения
населения с заинтересованными                     области
структурами: органами местного
самоуправления, общественными
и образовательными
организациями, работодателями
и т. д.

14. Обеспечение                      Постоянно    Управление труда и
государственных гарантий в                        занятости населения
части оказания в соответствии с                   области
законодательством о занятости
населения государственных
услуг по организации
профессиональной ориентации
граждан в целях выбора сферы
деятельности (профессии),
трудоустройства, прохождения
профессионального обучения и
получения дополнительного
профессионального образования

15. Участие в организации и          Постоянно    Управление труда и
проведении                                        занятости населения
профориентационной работы с                       области
обучающимися
общеобразовательных
организаций области, их
родителями в целях
предоставления необходимой
информации о социально-
экономическом положении в
регионе, о ситуации на рынке
труда, о профессиональных
образовательных организациях и
профессиях, востребованных на
рынке труда области

16. Разработка методических          2015         Управление
рекомендаций:                                     образования и науки
по организации                                    области
профориентационной работы в
рамках образовательно-
производственных кластеров;
по организации стажировок
выпускников профессиональных
образовательных организаций;
по вопросам организации
предпринимательской
деятельности обучающихся;
по оказанию
профориентационных услуг
инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями
здоровья

17. Реализация проекта по            2014-2017    Управление
внедрению и развитию                              образования и науки
механизмов дуального обучения                     области

18. Проведение региональных и        Ежегодно     Управление
участие во Всероссийских                          образования и науки
конкурсах профессионального                       области
мастерства в формате WorldSkills

19. Проведение семинаров,            Ежегодно     Управление
консультаций, форумов,                            образования и науки
конференций, "круглых столов"                     области;
по вопросам создания условий                      управление труда и
для успешной социализации и                       занятости населения
эффективной самореализации                        области;
обучающихся                                       управление по связям
                                                  с общественностью
                                                  администрации
                                                  области

20. Развитие консультационных        Ежегодно     Управление
пунктов по основам                                образования и науки
предпринимательства                               области


21. Осуществление                    Постоянно    Управление труда и
профориентационного                               занятости населения
сопровождения                                     области
профессионального обучения
безработных граждан по
профессиям, востребованным на
региональном рынке труда,
путем подбора наиболее
подходящих профессий
(специальностей) с учетом
индивидуальных особенностей
граждан

22. Реализация регионального         Ежегодно     Управление
проекта "Школа - техникум - вуз"                  образования и науки
                                                  области

23. Организационно-                  Ежегодно     Управление
методическое сопровождение                        образования и науки
деятельности областных                            области
опытно-экспериментальных площадок
в области профориентационной
работы

24. Реализация программы             Ежегодно     Управление
агроэкотехнологий на базе                         образования и науки
муниципального бюджетного                         области
образовательного учреждения
"Избердеевская средняя
общеобразовательная школа"

25. Создание информационно-          2015         Управление
образовательного ресурса                          образования и науки
"Организация                                      области
профориентационной
деятельности в условиях
образовательной организации"

26. Разработка и издание             2014         Управление
методических рекомендаций                         образования и науки
"Организация                                      области
профориентационной работы в
общеобразовательной
организации"

27. Организация и проведение         Ежегодно     Управление
регионального этапа                               образования и науки
всероссийской олимпиады                           области
школьников, областного
конкурса исследовательских и
творческих работ обучающихся
"Первые шаги в науку",
областной научно-практической
конференции
обучающихся "Путь в науку",
"Грани творчества"

28. Реализация программы             Ежегодно     Управление
непрерывного агробизнес-                          образования и науки
образования на базе 30                            области
общеобразовательных
учреждений

29. Профильное обучение по           Ежегодно     Управление
модели "университетский класс"                    образования и науки
                                                  области

30. Организация работы               Ежегодно     Управление
областных центров и кабинетов                     образования и науки
профессиональной                                  области
ориентации на базе
профессиональных
образовательных организаций

31. Областная молодежная акция       Ежегодно     Управление
"День карьеры"                                    образования и науки
                                                  области;
                                                  Тамбовская
                                                  областная торгово-
                                                  промышленная
                                                  палата (по
                                                  согласованию)

32. Профильное обучение по           Ежегодно     Управление
модели "колледж-класс"                            образования и науки
                                                  области

33. Конкурсы творческих работ        2014         Управление по связям
обучающихся:                                      с общественностью
"Профессии моей семьи"                            администрации
"Профессии XXI века"                              области

34. Развитие системы                 2014-2020    Управление
конкурсных                                        образования и науки
профориентационных                                области
мероприятий:
летний лагерь "Школа молодого
предпринимателя";
региональный чемпионат
предпринимательских идей
"Твое дело - твой успех";
конкурс проектов на создание
молодежной артели
"Ремесленники";
областной конкурс видеороликов
профориентационной
направленности "Моя
профессия";
областная выставка технического
творчества студентов "Мыслить -
научно, работать - технично,
творить - профессионально";
ярмарка-продажа изделий,
изготовленных студентами и
мастерами производственного
обучения, "Город мастеров";
областной конкурс видеороликов
профориентационной
направленности "Моя
профессия"

35. Форум работающей                 2014         Управление по связям
молодежи                                          с общественностью
                                                  администрации
                                                  области

36. Организация регионального        ежегодно     Управление по связям
отборочного этапа                                 с общественностью
Всероссийского конкурса на                        администрации
присуждение премии                                области;
"Траектория" в области                            управление
профориентации                                    образования и науки
                                                  области
----------------------------------------------------------------------

Информация по документу
Читайте также