Расширенный поиск
Постановление Администрации Тамбовской области от 05.05.2014 № 484АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 05.05.2014 г. Тамбов N 484 Об утверждении концепции развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года В целях обеспечения межведомственного взаимодействия и рационального использования образовательно-производственных ресурсов региона в рамках организации профессионального самоопределения и становления молодежи с учетом приоритетных направлений модернизации региональной системы профессионального образования, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития области, администрация области постановляет: 1. Утвердить концепцию развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года (далее - концепция) согласно приложению N 1. 2. Утвердить план мероприятий по реализации концепции согласно приложению N 2. 3. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru). 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова. Глава администрации области О.И.Бетин ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации области от 05.05.2014 N 484 Концепция развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года 1. Введение. Актуальность разработки Концепции В Концепции развития системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года (далее - Концепция) определены основная цель, задачи, направления и структура ее функционирования с учетом современных приоритетов и стратегических ориентиров государственной и региональной политики. Формирование многоуровневой системы профессиональной ориентации способствует социально-экономическому развитию области, поскольку обеспечивает реализацию свободы индивидуального профессионального выбора с учетом потребностей регионального рынка труда. Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области, учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития области и Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, а также демографическую ситуацию в регионе. Концепция является стратегическим документом по развитию многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области. Правовой основой разработки данной Концепции являются следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2013 год); Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденная Законом Тамбовской области 04.12.2013 N 347-З; Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года; Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 163-р; Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации"; приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2007 N 680 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения"; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2013 N 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования"; Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования к образовательным программам; Государственная программа Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013-2020 годы (подпрограмма "Развитие профессионального образования"), утвержденная постановлением администрации области от 28.12.2012 N 1677; Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на 2014-2016 годы, утвержденная постановлением администрации области от 08.11.2013 N 1251. Концепция направлена на создание комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей межведомственное взаимодействие и рациональное использование всех образовательно-производственных ресурсов региона при решении вопросов профессионального самоопределения и становления молодежи. Актуальность разработки Концепции обусловлена необходимостью формирования региональной модели профессиональной ориентации на основе кластерного подхода с учетом приоритетных направлений модернизации региональной системы профессионального образования, в рамках организации системы практикоориентированной подготовки "кадров под ключ" и формирования прикладных квалификаций, востребованных социально-экономической сферой региона. В ближайшие 5 лет Тамбовской области потребуется около 6 тысяч рабочих, около 4,5 тысяч специалистов со средним профессиональным образованием и около 5,9 тысячи специалистов с высшим образованием только под вновь созданные конкретные рабочие места. В настоящее время перед системой профессионального образования стоит задача подготовки квалифицированных и мобильных "кадров под ключ" по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда. Именно поэтому возрастает важность и значимость организации системной профориентационной работы в каждом учреждении, учитывая специфику его деятельности, межведомственный характер сетевого взаимодействия. В 2013 году процент трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в среднем составил 56%. При этом удельный вес численности выпускников данных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников очной формы обучения - 44,4%. Общая занятость, включая выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, продолживших обучение и призванных в армию, - 96%. Востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в 2013 году --------------------------------------------------------------------------- Показатели | Высшее | Профессиональное | Всего |образование| образование | | |-----------------------| | |специальности|профессии| --------------------------------------------------------------------------- Доля специалистов, чел. 5897 4463 3989 14349 востребованных экономикой региона % от общей численности 41 31 28 100 обучающихся Доля выпускников чел. 7391 3477 1964 12832 профессиональных образовательных организаций и образовательных % от общей организаций численности 58 27 15 100 высшего обучающихся образования --------------------------------------------------------------------------- Анализ соотношения объемов подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с региональной потребностью показывает, что в системе профессионального образования подготовка специалистов отстает от реальных потребностей рынка труда на 4%, рабочих кадров - на 13%, в сфере высшего образования, наоборот, - превышает на 17%. Контингент обучающихся по профессиям и специальностям профессионального образования составляет соответственно 28% и 31%, высшего образования - 41% от общего количества обучающихся в сфере организации профессиональной подготовки кадров, тогда как рабочие профессии, считаясь не престижными, напротив, наиболее востребованы социально-экономической сферой региона. Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной подготовке приводят к дефициту квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей, что напрямую может существенно ограничить темпы социально-экономического развития области, реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Поэтому основной задачей в сфере профессионального образования по-прежнему остается формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом реализации инвестиционных проектов, развития территорий, запросов экономики и социальной сферы. Все это подтверждает факт актуализации вопросов по целенаправленному формированию профессиональной ориентации молодежи, адекватной структуре рынка труда области. При этом необходим концептуальный подход к решению проблем в данной области, который позволил бы определить основные векторы развития профессиональной ориентации в системе непрерывности образования с учетом социально-экономических и демографических особенностей региона. В последнее время наибольшим спросом у работодателей пользуются представители рабочих профессий и специальностей технического профиля. По данным ежегодно формируемой региональной потребности наиболее востребованы такие направления подготовки как "Архитектура и строительство" (19,9%), "Металлургия, машиностроение и материалообработка" (17,3%), "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (17,3%), "Транспортные средства" (14,8%), "Сельское и рыбное хозяйство" (12,6%). С учетом ежегодно формируемого прогноза рынка труда устанавливаются контрольные цифры приема в государственные профессиональные образовательные организации. В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать в качестве одного из ключевых факторов, обеспечивающих формирование и развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями регионального рынка труда. Региональная политика в сфере образования строится на основе Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, предусматривающей создание инновационных кластеров в аграрном секторе, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроении, химии, промышленности строительных материалов. Значимость кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития экономики области привела к практическому внедрению в систему образования институциональных сетевых и кластерных структур. Применительно к сфере профессионального образования речь идет о создании экономически эффективной сети образовательных организаций, обеспечивающей запросы предприятий области в опережающей подготовке кадров, потребности всех категорий населения в качественном профессиональном образовании. Для системы общего образования особое значение приобретает интеграция с профессиональной школой, формирование востребованных компетенций и прикладных квалификаций как механизм профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение их выхода на реальное производство. Для предприятий участие в профессиональной ориентации дает возможность провести отбор мотивированных обучающихся, ориентировать их на конкретное рабочее место еще на уровне общеобразовательной организации. Решение новых задач и существующих проблем потребовало внедрения принципиально иных подходов к управлению системой профессионального образования на основе информационной открытости, усиления значимости общественных институтов, развития государственно-частного партнерства. В области выстроена общественно-государственная модель управления профессиональным образованием на основе прямого участия социальных партнеров в принятии решений на всех уровнях. В основе созданной модели управления лежит кластерная политика. Создан Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года под руководством главы администрации области О.И.Бетина (постановление администрации Тамбовской области от 15.07.2013 N 747). Оптимизация структуры и территориального размещения сети профессиональных образовательных организаций идет с привязкой их к приоритетным секторам экономики. В 2013 году в области созданы Координационные советы кластеров стройиндустрии, транспорта, социальной сферы, информационных технологий, агропромышленного комплекса, промышленности. С руководителями координационных советов кластеров заключены соглашения о стратегическом партнерстве. Соглашениями предусмотрено достижение целого ряда количественных и качественных показателей деятельности кластера, в том числе по объемам и профилям подготовки кадров, организации взаимодействия с системой общего образования. В данных условиях выстраивание комплексной системы профессиональной ориентации, обеспечение эффективности функционирования элементов ее инфраструктуры приобретает особую значимость и перспективность. 2. Основная цель, задачи и принципы Концепции развития многоуровневой системы профессиональной ориентации до 2020 года Обеспечение процессов модернизации региональной системы профессионального образования, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития области, осуществляется в рамках выстраивания экономически эффективной сети профессиональных образовательных организаций на основе кластерного подхода, обеспечивающей запросы предприятий области в опережающей подготовке кадров и потребности всех категорий населения в качественном профессиональном образовании. Потенциал образовательно-производственного кластера определяется функционированием в комплексе общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, предприятий социально-экономической сферы региона, элементов инновационной инфраструктуры. В данной ситуации требуются новые подходы к организации профессиональной ориентации на всех уровнях. Основной целью Концепции является обеспечение функционирования комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей межведомственное взаимодействие и рациональное использование ресурсов образовательно-производственных кластеров при решении вопросов профессионального самоопределения и становления обучающихся. Последовательное и целенаправленное развитие в данном русле областной системы профессиональной ориентации может быть достигнуто посредством решения следующих задач: разработка нормативных правовых документов, предусматривающих обеспечение и развитие региональной системы профессиональной ориентации с учетом приоритетных направлений модернизации региональной системы профессионального образования; выстраивание кластерной модели системы профессиональной ориентации в области, направленной на реализацию приоритетной задачи практикоориентированной подготовки "кадров под ключ"; формирование единого образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия всех участников кластерных групп; развитие инфраструктуры региональной модели профессиональной ориентации в рамках образовательно-производственных кластеров; развитие механизмов социального партнерства в контексте формирования целостной системы взаимодействия между субъектами профориентационной работы; развитие единой информационной среды профориентации, обеспечивающей педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся; поддержка предпринимательских инициатив, формирование правовой грамотности в области труда и занятости. Формирование и развитие многоуровневой системы профессиональной ориентации определяется следующими базовыми принципами, обеспечивающими единство и скоординированность действий всех ее субъектов в рамках целенаправленной реализации государственной и региональной политики: субъектная ориентация, приоритетность развития личности; многоуровневая интеграция, сетевое взаимодействие; социально-экономическая регионализация, учет региональных потребностей; отраслевая кластеризация, развитие образовательно-производственных кластеров. 3. Основные направления развития многоуровневой системы профессиональной ориентации Успешная реализация поставленных целей и задач, ориентированных на создание условий для профессиональной самореализации личности в условиях регионального рынка труда, напрямую зависит и определяется качеством работы по каждому из следующих направлений, различаемых по реализуемым уровням и объектам профессиональной ориентации: первое направление - профессиональное самоопределение обучающихся; второе направление - профессиональный отбор студентов; третье направление - профессиональная мобильность выпускников профессиональных образовательных организаций. Первое направление имеет несколько векторов развития, ориентированных на профессиональное самоопределение обучающихся: общеобразовательная подготовка из системы профессионального образования выводится на площадки общеобразовательных организаций; в структуре профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования открываются учебные лаборатории и мастерские для организации предпрофильной и допрофессиональной подготовки, профильного и профессионального обучения обучающихся; одаренным обучающимся предоставляется возможность участия в выполнении исследовательских проектов образовательных организаций высшего образования; на предприятиях разворачиваются совместные учебно-производственные лаборатории и участки для формирования практических компетенций; осуществляется деятельность на базе образовательных организаций высшего образования открытых (заочных) профильных школ; реализация образовательными организациями высшего образования программ подготовки обучающихся к олимпиадам. С 2011 года в регионе действует опытно-экспериментальная площадка "Организация мониторинга профессиональных предпочтений учащейся молодежи посредством разработки и внедрения компьютерных систем диагностики (для Тамбовской области)". В рамках эксперимента была разработана тестирующая программа "Профи-тест". Применяемая технология тестирования респондентов основана на использовании систем искусственного интеллекта, а именно на основе аппарата искусственных нейронных сетей. Данная система позволяет проводить непрерывную и косвенную диагностику профессиональных предпочтений обучающихся общеобразовательных организаций и оценивать соответствие выбранной профессии их индивидуальным особенностям. Учитывая, что технологическое образование располагает возможностями для формирования ключевых компетентностей, обеспечивающих преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности, перед органами местного самоуправления поставлена задача развития содержания и материальной базы технологического образования. В системе общего образования создана новая модель межшкольного учебного комбината - Центр технологического образования. Деятельность Центра осуществляется на основе гибкой системы интеграции общего и дополнительного образования, непрерывности и преемственности общего и профессионального образования, сетевого взаимодействия организаций и направлена на развитие научно-технического творчества обучающихся. Основная задача Центра - подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, продуктивной трудовой деятельности, продолжению образования и самообразования. Особая актуальность и перспективность развития содержания технологического образования связана с реализацией профильного обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовкой. Программами профильного обучения охвачены 7624 человека, что составляет 88,1% от общего количества обучающихся 10 - 11 классов (2011 г. - 74,8%, 2012 г. - 81,9%). В общеобразовательных организациях реализуется 28 профилей обучения. На протяжении 3 лет наиболее распространенными являются социально-гуманитарный, социально-экономический, технологический, химико-биологический, физико-математический профили. В области сложился опыт формирования образовательного кластера "школа - колледж - предприятие" в рамках экспериментальной площадки Федерального института развития образования "Организация непрерывного профессионального образования "Школа - колледж - предприятие" в рамках сетевого взаимодействия "учреждение СПО - базовая школа" для решения задач Стратегии социально-экономического развития региона". В 2009-2013 годах в этой работе принимали участие 1140 обучающихся 46 базовых школ, 16 профессиональных образовательных организаций,40 предприятий. Применение модели колледж-класс позволяет осуществлять формирование профессионально-отраслевой структуры подготовки кадров под инновационные запросы экономики уже на уровне общеобразовательной организации. Благодаря реализуемому проекту с 2009 года на площадках общеобразовательных организаций разворачивается профессиональное обучение и профессиональная ориентация нового качества. При успешном освоении программ выпускнику общеобразовательной организации обеспечен переход в колледж, а затем - рабочее место на современном предприятии. Для профессиональных образовательных организаций - это новая возможность привлечения абитуриентов, мотивированных на получение специальности. Участие в проекте предприятий дает возможность обеспечить подготовку кадров под конкретное рабочее место. Разработаны интегрированные профильные учебные программы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций. В 2013 году функционируют 63 колледж-класса с общим охватом обучающихся 823 человека. Обучение в колледж-классах осуществляется по 27 специальностям. Более 40% выпускников колледж-классов поступают в соответствующие учреждения профессионального образования, что позволяет осуществлять их комплектование обучающимися с высоким уровнем мотивации к получению специальности и ориентацией на потребности инновационной экономики области. В рамках развития непрерывного многоуровневого профессионального образования в области реализуется профильное параллельное обучение по модели "университетский класс". В 2013 году продолжают функционировать в 14 территориях области 90 университетских классов с общим охватом обучающихся 877 человек. Обучение осуществляется по 9 профилям. Одним из показателей эффективности профильного обучения является продолжение выпускниками общеобразовательных организаций обучения по профилю. В 2013 году удельный вес обучающихся, выбравших программу профессионального образования, соответствующую профилю обучения в общеобразовательной организации, составил 64,8% (2011 г. - 59,6%, 2012 г. - 60,1%). В области увеличивается доля обучающихся по программам допрофессиональной и профессиональной подготовки (2011 г. - 14,7%; 2012 г. - 17,4%; 2013 г. - 23,4% обучающихся 8 - 11 классов). В 2013 году программы допрофессиональной подготовки и профессионального образования реализовались в 157 общеобразовательных организациях по 34 профессиям. Решая задачу устойчивого развития сельских территорий, в области увеличивается: - количество общеобразовательных организаций, реализующих программы агротехнологического профиля (2011 г. - 11, 2012 г. - 32, 2013 г. - 34); - количество обучающихся 8 - 11 классов по профессиям сельского хозяйства (овощевод, пчеловод, тракторист, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования) (2011 г. - 8,1%, 2012 г. - 9,0%, 2013 г. - 9,7%); - количество выпускников общеобразовательных организаций, сдавших квалификационный экзамен по профессиям сельского хозяйства (овощевод, тракторист, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования) (2011 г. - 27,3% от общего количества обучающихся 8 - 11 классов, получивших профессию, 2012 г. - 29,8%, 2013 г. - 30,2%). Создана лаборатория "Умный дом", предназначенная для изучения современных ресурсосберегающих технологий на основе альтернативных источников энергии, а также мастерская деревообработки "Строймастер", где обучающиеся впервые имеют возможность проектировать и конструировать жилые объекты, проводить строительные и ремонтно-отделочные работы по современным строительным и отделочным технологиям. Эта площадка должна стать базисом сетевого взаимодействия образовательных организаций, ресурсом для реализации проектов по энерогосбережению и энергоэффективности, технологическому образованию, проектному обучению. Второе направление ориентировано на организацию профессионального обучения, а также формирование профессиональной мотивации обучающихся и включает: деятельность центров и кабинетов профессиональной ориентации; организацию целевой подготовки, производственного практикоориентированного обучения, внедрение профессиональных модулей по актуальным направлениям; проведение конкурсов профессионального мастерства, выставок научно-технического творчества; стипендиальную и грантовую поддержку обучающихся по приоритетным направлениям и достигших значительных успехов в освоении рабочих профессий и специальностей; деятельность студенческих трудовых отрядов. В области продолжает развиваться практика целевой подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях. В настоящее время около 30% обучающихся готовятся под конкретное рабочее место. С 2014 года начала выстраиваться областная система дуального образования с учетом опыта Германии. Это система практикоориентированного обучения, когда теория реализуется на базе образовательной организации, а практическая часть - непосредственно работодателем. Свои программы разрабатывают 6 профессиональных образовательных организаций совместно с 8 крупнейшими предприятиями. Рабочим и специалистам с такой подготовкой работодатели уже сейчас гарантируют трудоустройство и высокую зарплату. Отбор на такие программы будет осуществляться уже на уровне общеобразовательной организации. В 2013 году в областных и отборочных этапах олимпиад профессионального мастерства приняли участие 5500 обучающихся выпускных и предвыпускных групп (36,6% от общего количества обучающихся очного формы) по 7 профессиям и 6 специальностям. Победители региональных этапов представляли Тамбовскую область в 13 Всероссийских олимпиадах, получив награды в 6 номинациях. В 2013 году состоялось подписание соглашения о вступлении Тамбовской области в движение WorldSkills Russia и прошел открытый региональный чемпионат по 8 компетенциям, в котором приняли более 350 человек из Пензенской, Липецкой, Тамбовской областей. Из средств федерального и областного бюджетов по итогам конкурсного отбора осуществляется стипендиальная и грантовая поддержка обучающихся по приоритетным направлениям и достигших значительных успехов в освоении рабочих профессий и специальностей. В целях повышения престижа профессий в области действует 49 студенческих отрядов: строительные, сервисные, отряды проводников, педагогические с общим охватом более 5500 обучающихся. Организация работы по третьему направлению обеспечивает профессиональную реализацию, адаптацию и мобильность выпускников и включает: мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций; организацию деятельности регионального сетевого центра профессиональной ориентации рабочих ресурсов; реализацию программ дополнительного профессионального образования в рамках получаемой квалификации; развитие предпринимательских инициатив молодежи; карьерное консультирование. В профессиональных образовательных организациях проводится планомерная работа по созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. Созданы условия для развития "адаптивных ресурсов" выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости. Во всех профессиональных образовательных организациях действуют центры (бюро) по трудоустройству выпускников, которые зарегистрированы на сайте Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, сформированы базы данных работодателей, государственные аттестационные комиссии образовательных организаций возглавляют представители работодателей. Расширяется возможность формирования дополнительных компетенций у обучающихся (получение дополнительных рабочих профессий, квалификаций) на базе 5 многофункциональных центров прикладных квалификаций по 38 компетенциям. С 2012 года на базе ресурсных центров действуют 8 консультационных пунктов по развитию предпринимательства. В их сферу деятельности входит организация консультаций по разработке обучающимися проектов и бизнес-планов для открытия собственного дела. Из выпускников 2013 года 224 человека продолжили работу в семейном бизнесе, 8 выпускников подали заявки на открытие собственного дела, 3 человека получили поддержку из областного бюджета. Лучшие практики в данном направлении обобщаются и распространяются в регионе. Функционирует областной ресурсный центр развития малого и среднего предпринимательства, в 2013 году на базе которого прошли обучение более 650 человек по программам создания собственного малого предприятия. Программы, разработанные ресурсным центром, внедряются в 18 профессиональных образовательных организациях в качестве факультативных курсов: "Правовое регулирование хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства", "Налогообложение субъектов малого предпринимательства", "Открой свое дело". В профессиональных образовательных организациях проводятся ежегодные областные акции, посвященные международному Дню карьеры, в которых традиционно принимают участие более 1800 обучающихся из 18 профессиональных образовательных организаций. В рамках акции прошли конкурсы бизнес-проектов малых предприятий, подготовленные выпускниками образовательных организаций, экскурсии на предприятия, расположенные на территории города Тамбова и области, конференции, дискуссионные клубы. На областном уровне разработан комплекс межведомственных мероприятий, который реализуется совместно с объединениями работодателей и управлением труда и занятости населения области: областные семинары-тренинги "Школа эффективного трудоустройства; мастер-классы "Школа карьеры", "Основы эффективного поведения на рынке труда", ярмарки вакансий, акция "День карьеры", которая завершается заседанием "круглого стола" в Тамбовской областной торгово-промышленной палате; конкурс центров (бюро) по трудоустройству выпускников в профессиональных образовательных организациях. Реализуется проект "Молодежный Банк идей - технология становления молодежи и развития сообщества", специфика которого в развитии технологии создания и деятельности молодежного банка идей и проектов на территории региона и привлечения к его деятельности представителей малого бизнеса. С 2012 года в области действует опытно-экспериментальная площадка по организации деятельности регионального сетевого центра профессиональной ориентации рабочих ресурсов, в рамках которой проводятся исследования в области разработки и апробации оптимальных профориентационных технологий в контексте потребностей регионального рынка труда. 4. Инфраструктура функционирования многоуровневой системы профессиональной ориентации В качестве концептуальной идеи развития областной системы профессиональной ориентации является создание многоуровневой системы, основанной на межведомственном взаимодействии и направленной на удовлетворение профессиональных потребностей личности в условиях непрерывности образования. Применение комплексного подхода к решению поставленных задач на основе кластерной модели позволит сконцентрировать ресурсы всех уровней, обеспечивая эффективность целенаправленной подготовки кадров, содействуя повышению статуса и престижа востребованных профессий и специальностей. В настоящее время межведомственное взаимодействие по данному вопросу осуществляется в рамках действующего соглашения между управлением образования и науки области и управлением труда и занятости населения области. Реализуется совместный комплекс мероприятий на 2012-2015 годы по профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций, направленный на: оказание содействия в профессиональном самоопределении обучающихся, профессиональной занятости и карьерном росте выпускников; поддержку предпринимательских инициатив, формирование правовой грамотности в области труда и занятости. Комплексный подход всех организаций и ведомств, включенных в систему профориентационной работы, позволит разрешить ключевые проблемы профессионального самоопределения, профессиональной подготовки молодежи и создания условий для профессиональной реализации и развития. При этом особое значение приобретают скоординированность действий и взаимосвязь всех субъектов системы профессиональной ориентации: государственных органов; подведомственных учреждений конкретной отраслевой принадлежности; объединений работодателей; органов местного самоуправления; предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности; общественных объединений, организаций и других социальных институтов, осуществляющих воспитание, образование, профессиональное обучение и последующее трудоустройство. На каждый из субъектов системы профессиональной ориентации возлагаются определенные функции: Областной координационный Комитет по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики и содействию занятости населения: оказание содействия органам исполнительной власти области по формированию и реализации кадровой политики в целях обеспечения социально-экономического развития области; разработка предложений по регламентации деятельности инфраструктурных элементов многоуровневой системы профессиональной ориентации; организация межведомственной координации профориентационной деятельности всех субъектов многоуровневой системы. Управление труда и занятости населения области: организует информирование населения области о государственных услугах, оказываемых службой труда и занятости, в т. ч. по профессиональной ориентации (размещение информации в СМИ, на сайте службы труда и занятости области в Internet, на информационных стендах; разработка и тиражирование справочно-информационных материалов, бюллетеней и буклетов); осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности подведомственных центров занятости населения в вопросах профессиональной ориентации; координирует работу подведомственных центров занятости населения по профессиональной ориентации безработных граждан и населения области; формирует прогноз потребности в квалифицированных кадрах и специалистах с учетом перспектив развития экономики и рынка труда области; проводит мониторинг профессионально-квалификационного состава безработных граждан из числа выпускников профессиональных и высших профессиональных образовательных организаций области; принимает участие в информационно-массовых и тематических мероприятиях по профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения, различных категорий граждан; взаимодействует по вопросам организации профориентации населения с заинтересованными структурами: органами местного самоуправления, общественными организациями, учебными заведениями, работодателями и т. д.; участвует в организации и проведении профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций области, их родителями в целях предоставления необходимой информации о социально-экономическом положении в регионе, о ситуации на рынке труда, о профессиональных образовательных организациях и профессиях, востребованных на рынке труда области. Тамбовские областные государственные казенные центры занятости населения: принимают участие в информировании населения области о государственных услугах, оказываемых управлением труда и занятости области, в т. ч. по профессиональной ориентации (размещение информации в СМИ, на сайте управления труда и занятости области в Internet, на информационных стендах; разработка и тиражирование справочно-информационных материалов, бюллетеней и буклетов); взаимодействуют по вопросам организации профориентации населения с заинтересованными структурами: органами местного самоуправления, общественными и образовательными организациями, работодателями и т. д.; участвуют в информационно-массовых и тематических мероприятиях по профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения, молодежи, различных категорий граждан; обеспечивают государственные гарантии в части оказания в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; участвуют в организации и проведении профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций области, их родителями в целях предоставления необходимой информации о социально-экономическом положении в регионе, о ситуации на рынке труда, о профессиональных образовательных организациях и профессиях, востребованных на рынке труда области; осуществляют профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан по профессиям, востребованным на региональном рынке труда путем подбора наиболее подходящих профессий (специальностей) с учетом индивидуальных особенностей граждан. Управление образования и науки области: обеспечивает условия для организации целевой подготовки кадров, внедрения механизмов практикоориентированного обучения; обеспечивает создание условий для организационно-методического сопровождения областной системы профессиональной ориентации молодежи; разрабатывает рекомендации и осуществляет общее руководство организацией профориентационной работой в подведомственных образовательных организациях; поддерживает деятельность центров (кабинетов) по профессиональной ориентации и центров (бюро) содействия трудоустройству выпускников в профессиональных образовательных организациях, содействуют их оснащению методическими пособиями и оборудованием; обеспечивает создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации молодежи. Управление по связям с общественностью администрации области: оказывает содействие органам исполнительной власти области, организациям в установлении взаимодействия с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями по вопросам профессиональной ориентации молодежи; содействует общественным объединениям в реализации мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию молодежи; организует участие представителей области в окружных, всероссийских мероприятиях по профессиональной ориентации молодежи. Органы местного самоуправления: осуществляют координацию работы по профессиональной ориентации молодежи на уровне муниципального образования (города, района); осуществляют руководство подведомственными организациями в работе по профессиональной ориентации молодежи на уровне муниципального образования (города, района) с учетом перспектив развития экономики и рынка труда; организуют мероприятия по профессиональной ориентации молодежи на уровне муниципального образования (города, района); обеспечивают создание условий для методического сопровождения системы профессиональной ориентации молодежи на уровне муниципального образования (города, района). Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования": обеспечивает методическое сопровождение областной системы профессиональной ориентации молодежи; организует создание и поддержку в актуальном состоянии информационных профориентационных ресурсов, справочных материалов, методических пособий, профессиографических и других материалов по вопросам профессиональной ориентации молодежи; организует работу по переподготовке и повышению квалификации специалистов, осуществляющих работу по профессиональной ориентации молодежи. Образовательные организации области: создают условия для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы в организации; формируют у обучающихся в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребностей региона; знакомят обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с профессиональными образовательными организациями, профессиями и специальностями; организуют профессиональное просвещение и профессиональное консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом ее индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах; организуют просветительскую работу среди родителей учащихся по вопросам профессионального самоопределения учащихся. Базовые колледжи - центры кластерного развития: осуществляют пропаганду профессий и специальностей, востребованных социально-экономической сферой региона в соответствии с реализуемым в рамках кластера спектром направлений подготовки; способствуют формированию и закреплению у обучающихся профессиональных намерений; организуют работу по подготовке абитуриентов и обучающихся к учебной и трудовой деятельности, укреплению у них мотивации выбора профессии; проводят профессиональную, производственную и социальную адаптацию будущих квалифицированных рабочих и специалистов; обеспечивают совместно с предприятиями и организациями профильных отраслей экономики условия для качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Объединения работодателей: участвуют в формировании экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и регионального рынка труда; предоставляют информацию о вакансиях и востребованных профессиях; содействуют созданию кабинетов по профессиональной ориентации в образовательных организациях области, содействуют их оснащению; участвуют в организации работы по разработке профессиональных стандартов; участвуют в организации областных и отраслевых мероприятий по профессиональной ориентации; содействуют реализации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы в средствах массовой информации; Предприятия и организации различных отраслей экономики области совместно с образовательными организациями: проводят работу по профессиональной ориентации лиц, вступающих в трудовую деятельность, формируют у них интерес к профессиям конкретного производства; внедряют методы профессионального отбора при подготовке и переподготовке молодых рабочих на производстве, осуществляют меры по профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых рабочих и специалистов; участвуют в разработке профессиональных образовательных программ и модулей; участвуют в оснащении центров (кабинетов) профессиональной ориентации; участвуют в подготовке и проведении профориентационных мероприятий. ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 УТВЕРЖДЕН постановлением администрации области от 05.05.2014 N 484 План мероприятий по реализации концепции развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года ---------------------------------------------------------------------- Мероприятие | Срок | Ответственные | реализации | исполнители ---------------------------------------------------------------------- 1. Информирование населения Постоянно Управление труда и области о государственных занятости населения услугах, оказываемых области управлением труда и занятости области, в т. ч. по профессиональной ориентации (размещение информации в СМИ, на сайте управления труда и занятости области в Internet, на информационных стендах; разработка и тиражирование справочно-информационных материалов, бюллетеней и буклетов) 2. Организационно-методическое Постоянно Управление труда и обеспечение деятельности занятости населения подведомственных центров области занятости населения в вопросах профессиональной ориентации 3. Координация работы Постоянно Управление труда и подведомственных центров занятости населения занятости населения по области профессиональной ориентации безработных граждан и населения области 4. Формирование прогноза Постоянно Управление труда и потребности в занятости населения квалифицированных кадрах и области специалистах с учетом перспектив развития экономики и рынка труда области 5. Проведение мониторинга Постоянно Управление труда и профессионально- занятости населения квалификационного состава области безработных граждан из числа выпускников профессиональных и высших профессиональных образовательных организаций области 6. Формирование банка Постоянно Управление труда и вакансий, востребованных на занятости населения региональном рынке труда области 7. Формирование на Ежегодно Управление региональном уровне банка образования и науки профессиональных модулей, области востребованных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан 8. Оснащение кабинетов и Ежегодно Управление центров профессиональной образования и науки ориентации, содействия области трудоустройству выпускников 9. Областной конкурс программ 2014-2015 Управление по профессиональной образования и науки ориентации, содействию области трудоустройству, предпрофильному и профильному обучению среди профессиональных образовательных организаций 10. Областной конкурс по 2014-2015 Управление созданию бюро по образования и науки профессиональной ориентации и области трудоустройству выпускников 11. Областной конкурс по 2014-2015 Управление созданию районных сетевых образования и науки центров профориентации области 12. Участие в информационно- Постоянно Управление труда и массовых и тематических занятости населения мероприятиях по области профессиональной ориентации безработных граждан, незанятого населения, различных категорий граждан 13. Взаимодействие по вопросам Постоянно Управление труда и организации профориентации занятости населения населения с заинтересованными области структурами: органами местного самоуправления, общественными и образовательными организациями, работодателями и т. д. 14. Обеспечение Постоянно Управление труда и государственных гарантий в занятости населения части оказания в соответствии с области законодательством о занятости населения государственных услуг по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования 15. Участие в организации и Постоянно Управление труда и проведении занятости населения профориентационной работы с области обучающимися общеобразовательных организаций области, их родителями в целях предоставления необходимой информации о социально- экономическом положении в регионе, о ситуации на рынке труда, о профессиональных образовательных организациях и профессиях, востребованных на рынке труда области 16. Разработка методических 2015 Управление рекомендаций: образования и науки по организации области профориентационной работы в рамках образовательно- производственных кластеров; по организации стажировок выпускников профессиональных образовательных организаций; по вопросам организации предпринимательской деятельности обучающихся; по оказанию профориентационных услуг инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья 17. Реализация проекта по 2014-2017 Управление внедрению и развитию образования и науки механизмов дуального обучения области 18. Проведение региональных и Ежегодно Управление участие во Всероссийских образования и науки конкурсах профессионального области мастерства в формате WorldSkills 19. Проведение семинаров, Ежегодно Управление консультаций, форумов, образования и науки конференций, "круглых столов" области; по вопросам создания условий управление труда и для успешной социализации и занятости населения эффективной самореализации области; обучающихся управление по связям с общественностью администрации области 20. Развитие консультационных Ежегодно Управление пунктов по основам образования и науки предпринимательства области 21. Осуществление Постоянно Управление труда и профориентационного занятости населения сопровождения области профессионального обучения безработных граждан по профессиям, востребованным на региональном рынке труда, путем подбора наиболее подходящих профессий (специальностей) с учетом индивидуальных особенностей граждан 22. Реализация регионального Ежегодно Управление проекта "Школа - техникум - вуз" образования и науки области 23. Организационно- Ежегодно Управление методическое сопровождение образования и науки деятельности областных области опытно-экспериментальных площадок в области профориентационной работы 24. Реализация программы Ежегодно Управление агроэкотехнологий на базе образования и науки муниципального бюджетного области образовательного учреждения "Избердеевская средняя общеобразовательная школа" 25. Создание информационно- 2015 Управление образовательного ресурса образования и науки "Организация области профориентационной деятельности в условиях образовательной организации" 26. Разработка и издание 2014 Управление методических рекомендаций образования и науки "Организация области профориентационной работы в общеобразовательной организации" 27. Организация и проведение Ежегодно Управление регионального этапа образования и науки всероссийской олимпиады области школьников, областного конкурса исследовательских и творческих работ обучающихся "Первые шаги в науку", областной научно-практической конференции обучающихся "Путь в науку", "Грани творчества" 28. Реализация программы Ежегодно Управление непрерывного агробизнес- образования и науки образования на базе 30 области общеобразовательных учреждений 29. Профильное обучение по Ежегодно Управление модели "университетский класс" образования и науки области 30. Организация работы Ежегодно Управление областных центров и кабинетов образования и науки профессиональной области ориентации на базе профессиональных образовательных организаций 31. Областная молодежная акция Ежегодно Управление "День карьеры" образования и науки области; Тамбовская областная торгово- промышленная палата (по согласованию) 32. Профильное обучение по Ежегодно Управление модели "колледж-класс" образования и науки области 33. Конкурсы творческих работ 2014 Управление по связям обучающихся: с общественностью "Профессии моей семьи" администрации "Профессии XXI века" области 34. Развитие системы 2014-2020 Управление конкурсных образования и науки профориентационных области мероприятий: летний лагерь "Школа молодого предпринимателя"; региональный чемпионат предпринимательских идей "Твое дело - твой успех"; конкурс проектов на создание молодежной артели "Ремесленники"; областной конкурс видеороликов профориентационной направленности "Моя профессия"; областная выставка технического творчества студентов "Мыслить - научно, работать - технично, творить - профессионально"; ярмарка-продажа изделий, изготовленных студентами и мастерами производственного обучения, "Город мастеров"; областной конкурс видеороликов профориентационной направленности "Моя профессия" 35. Форум работающей 2014 Управление по связям молодежи с общественностью администрации области 36. Организация регионального ежегодно Управление по связям отборочного этапа с общественностью Всероссийского конкурса на администрации присуждение премии области; "Траектория" в области управление профориентации образования и науки области ---------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|