Программа повышения
эффективности управления государственными финансами Тамбовской области на
период до 2018 года (далее – Программа) разработана в соответствии с
основными положениями Программы повышения эффективности управления
общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018
года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30
декабря 2013 г.
№ 2593-р.
1. Итоги реализации Программы повышения эффективности
бюджетных расходов Тамбовской области на 2011-2013 годы
В Тамбовской области на
протяжении последних лет последовательно ведётся работа по совершенствованию
системы управления общественными финансами. В период с 2000 по 2005 годы были
проведены мероприятия по переводу на кассовое обслуживание в органы
федерального казначейства бюджета Тамбовской области и всех местных бюджетов,
по автоматизации учёта исполнения бюджета, по совершенствованию нормативной
базы региона по вопросам финансов.
В 2006-2008 годах работа
по совершенствованию бюджетного процесса продолжена в рамках реформ,
проводимых на федеральном уровне, и программы «Реформирование региональных
финансов Тамбовской области на 2006-2008 годы». В ходе реализации
административной и бюджетной реформ оптимизированы полномочия, структура и
порядок деятельности органов исполнительной власти области; сформирован и
утверждён реестр государственных функций (услуг) исполнительных органов
государственной власти области, внедрены административные регламенты
предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций;
внедрены механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности
исполнительных органов государственной власти области; внедрены отдельные
элементы управления по целям и результатам (реестр расходных обязательств,
ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях
деятельности органов исполнительной власти области); осуществлён переход от
годового к среднесрочному финансовому планированию, а затем к утверждению
бюджета Тамбовской области на трёхлетний период.
В 2011-2013 годах действия
администрации области по повышению эффективности бюджетных расходов
осуществлялись в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов
Тамбовской области на 2011-2013 годы, утверждённой постановлением
администрации области от 01.07.2011 № 782.
Реализация программы осуществлялась
в соответствии со следующими задачами:
обеспечение сбалансированности
и устойчивости бюджетной системы области;
совершенствование
программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов
государственной власти Тамбовской области;
повышение эффективности
предоставления государственных услуг;
повышение эффективности
распределения средств областного бюджета;
оптимизация функций
государственного и муниципального управления, повышение эффективности их
обеспечения;
развитие информационной
системы управления государственными финансами;
повышение эффективности
бюджетных расходов на местном уровне;
развитие системы
государственного финансового контроля.
По всем запланированным
мероприятиям был достигнут положительный эффект.
Для обеспечения улучшения
качества прогнозирования доходной части консолидированного бюджета области
финансовым управлением области разработаны Методика прогнозирования доходов бюджета
Тамбовской области и Методические рекомендации по прогнозированию доходов
местных бюджетов. Ежемесячно осуществляется мониторинг долговой нагрузки
муниципальных районов и городских округов области. Не допущено возникновение
просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам
Тамбовской области.
За период реализации
программы подготовлены нормативные правовые акты администрации области,
регулирующие порядок разработки прогноза социально-экономического развития
Тамбовской области и порядок составления проекта бюджета Тамбовской области
на очередной финансовый год и плановый период. Законодательно закреплена
норма в части установления порядка определения общего размера дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.
Внесены изменения в
Порядок и Методику планирования бюджетных ассигнований бюджета Тамбовской
области на очередной финансовый год и плановый период. Ежегодно доводятся
методические указания по формированию и распределению бюджетных ассигнований
бюджета Тамбовской области на очередной финансовый год и на плановый период,
по формированию обоснований бюджетных ассигнований бюджета Тамбовской
области, по уточнению плановых реестров расходных обязательств. Приняты
другие документы в указанной сфере деятельности.
В целях реализации Федерального
закона от 08 мая 2010 г.
№ 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений» разработаны и утверждены все
необходимые нормативные правовые акты как на уровне администрации области,
так и исполнительными органами государственной власти области,
осуществляющими функции и полномочия учредителя областных государственных
учреждений.
Исполнительные органы
государственной власти области осуществляют контроль за исполнением
подведомственными учреждениями государственных заданий на оказание
государственных услуг (выполнение работ) и размещают результаты оценки
исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг
(выполнение работ) областными государственными учреждениями на своих
официальных сайтах.
Обеспечена доступность для
внешних пользователей информации о деятельности 908 государственных и
муниципальных учреждений области (плановые и фактические показатели
деятельности, бухгалтерская отчётность и т. д.) на официальном сайте в информационно–телекоммуникационной
сети «Интернет» для размещения информации о государственных и муниципальных
учреждениях (bus.gov.ru).
Проведена оптимизация
состава, полномочий и функций исполнительных органов государственной власти
области, перечня предоставляемых ими государственных услуг, а также сети
областных государственных учреждений. Организовано проведение оценки качества
финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств
бюджета Тамбовской области; оценки качества организации и осуществления
бюджетного процесса в муниципальных образованиях области; оценки
эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
Доля расходов бюджета
Тамбовской области, реализуемая с использованием программно-целевого метода,
постоянно увеличивается (с 25,2% в 2009 году до 83,6% в 2013 году).
В 2012 году было принято
решение о разработке государственных программ Тамбовской области, в связи с
чем подготовлены нормативные правовые акты области, определяющие порядок
разработки, утверждения, реализации и проведения оценки эффективности
реализации государственных программ Тамбовской области, в «пилотном режиме»
разработаны 4 государственных программы.
С 01 января 2014 г. реализуются 22
государственные программы Тамбовской области по трём направлениям, которые
охватывают все стратегические приоритеты социально-экономического развития
области:
новое качество жизни и
демографическое развитие (13 госпрограмм);
инновационное развитие и
модернизация экономики (4 госпрограммы);
эффективное
государственное управление и формирование гражданского общества (5
госпрограмм).
Расходы на реализацию
государственных программ Тамбовской области в бюджете Тамбовской области на
2014 год составили 96,2%.
В рамках формирования
системы предоставления информации о государственных услугах и государственных
услугах, оказываемых в электронной форме, проведены работы для использования
центральной инфраструктуры электронного правительства:
федеральной
государственной информационной системы «Единый портал государственных и
муниципальных услуг (функций)»;
федеральной
государственной информационной системы «Сводный реестр государственных и
муниципальных услуг (функций)».
Кроме того, создается
единая межведомственная информационно-статистическая система, а также создана
инфраструктура для обмена документами и сведениями между исполнительными
органами государственной власти области в электронном виде – система
межведомственного электронного документооборота в целях технологического
обеспечения информационного взаимодействия при предоставлении (исполнении)
государственных услуг (функций) в электронном виде.
В промышленную
эксплуатацию введена государственная информационная система «Портал
государственных и муниципальных услуг (функций) Тамбовской области».
В целях снижения
административных барьеров, повышения качества и доступности государственных и
муниципальных услуг по принципу «одного окна» с 2008 года создано 24 многофункциональных
центра предоставления государственных и муниципальных услуг, восемь из
которых открыто в 2014 году, а также 160 удалённых рабочих мест, что
охватывает 100% населения.
Создана автоматизированная
система управления бюджетным процессом, которая позволила обеспечить:
комплексную автоматизацию
исполнения бюджета Тамбовской области и бюджетов муниципальных образований;
работу финансовых органов
муниципальных образований области, главных распорядителей средств бюджета
Тамбовской области и местных бюджетов по составлению и своду отчётов об
исполнении бюджетов в единой базе данных;
автоматизацию процесса
планирования бюджета Тамбовской области.
Продолжалась работа по
внедрению и дальнейшему совершенствованию программных комплексов для создания
единого информационного ресурса, который позволит обеспечить размещение
государственного заказа Тамбовской области от этапа формирования сводного
плана закупок до размещения информации о закупках на официальном сайте
Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для
размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг.
За период реализации
программы осуществлены преобразования в системе государственного финансового
контроля. В соответствии с бюджетным законодательством были установлены
единые формы и единые требования к деятельности по осуществлению финансового
контроля исполнительными органами государственной власти Тамбовской области,
внедрены механизмы планирования контрольных мероприятий, информационного
обмена при составлении плана проведения указанных мероприятий, обязательности
принятия мер по устранению выявленных нарушений, составления отчётности по
результатам контрольной деятельности, информативной открытости данной
деятельности. Исполнительными органами государственной власти области были
разработаны порядки осуществления внутреннего финансового контроля (аудита),
регламентирующие процедуры осуществления финансового контроля непосредственно
в их структурных подразделениях.
В целях реализации Федерального
закона от 23 июля 2013 г.
№ 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации» приняты постановления
администрации области:
от 30.12.2013 № 1581 «Об утверждении Порядка
осуществления финансовым управлением Тамбовской области полномочий по
внутреннему государственному финансовому контролю»;
от 21.08.2014 № 963 «Об утверждении Порядка
осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета
Тамбовской области, главными администраторами (администраторами) доходов
бюджета Тамбовской области, главными администраторами (администраторами)
источников финансирования дефицита бюджета Тамбовской области внутреннего
финансового контроля и внутреннего финансового аудита».
Большое внимание уделяется
повышению прозрачности бюджетного процесса. На сайте финансового управления
области в открытом доступе публикуется актуальная информация о бюджетном
процессе, законы (проекты законов) о бюджете Тамбовской области, отчётность
об исполнении бюджета Тамбовской области и консолидированного бюджета
Тамбовской области, информация о государственном долге, об исполнении местных
бюджетов и прочая информация. На сайте управления экономической политики
администрации области ведутся реестры государственных и ведомственных целевых
программ, публикуется сводная информация об исполнении программ и оценке их
эффективности. На официальных сайтах исполнительных органов государственной
власти области размещаются: информация о результатах деятельности
исполнительных органов государственной власти области, в том числе доклады о
результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного
планирования и отчётов об их исполнении, а также о результатах деятельности
государственных (муниципальных) учреждений и об использовании закреплённого
за ними имущества, информация о долгосрочных и ведомственных целевых
программах, государственных программах области, реализуемых исполнительными
органами государственной власти области, а также отчёты об исполнении
указанных программ.
С 2007 года в практику
осуществления бюджетного процесса внедрено проведение общественного
обсуждения проекта бюджета Тамбовской области на очередной период и отчёта о
его исполнении на публичных слушаниях. Цель этих мероприятий – доведение до
граждан ключевых позиций бюджета Тамбовской области, информации о ресурсах,
направляемых на социально-экономическое развитие Тамбовской области.
С 2014 года на сайте
финансового управления области осуществляется публикация брошюры
(информационного ресурса) в формате «Бюджет для граждан» с изложением
информации: по проекту бюджета Тамбовской области, по принятому бюджету
Тамбовской области, по закону об утверждении отчёта об исполнении бюджета
Тамбовской области.
По результатам итогового
рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных
за 2014 год, проведённого обществом с ограниченной ответственностью «Центр
прикладной экономики» по заказу журнала «Госменеджмент», Тамбовская область
заняла 1 место в ЦФО и 16 место среди других субъектов Российской Федерации в
целом по стране.
По результатам конкурса,
проведённого Министерством финансов Российской Федерации в 2012 году,
Тамбовская область в числе лучших регионов получила субсидию из федерального
бюджета на реализацию региональной программы повышения эффективности
бюджетных расходов в сумме 52,3 млн. рублей.
Результаты, достигнутые
Тамбовской областью в последние годы, не раз отмечались на федеральном
уровне. Так, показатели, достигнутые Тамбовской областью по отдельным
направлениям деятельности, по результатам сводной оценки уровня социально-экономического
развития и качества управления финансами за 2006 год, были признаны
Министерством финансов Российской Федерации наилучшими. Тамбовская область
включена в перечень 20 субъектов Российской Федерации, имеющих наилучшие
показатели.
По итогам работы за 2009
год Тамбовской области за снижение неэффективных бюджетных расходов из
федерального бюджета предоставлена дотация в сумме 65,4 млн. рублей. По
итогам работы за 2011 год и за 2013 год Тамбовская область вошла в число
субъектов Российской Федерации, имеющих наилучшие значения показателей
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В
целях поощрения субъекта из федерального бюджета были представлены гранты: в
первом случае в сумме 80,9 млн. рублей, во втором – 168,3 млн. рублей.
По оценке Министерства финансов
Российской Федерации, за 2009, 2011, 2012 и 2013 годы Тамбовская область входила
в число регионов с надлежащим качеством управления региональными финансами.
По итогам за 2010 год Тамбовская область отнесена к группе субъектов
Федерации с высоким уровнем качества управления региональными финансами.
В целом задачи программы
были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления
общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой
программы в этой сфере.
2. Основные цель и задачи Программы
Эффективное, ответственное
и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием
для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста,
модернизации экономики и социальной сферы Тамбовской области.
Несмотря на поступательное
развитие в последние годы нормативного правового регулирования и
методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени
процесс формирования целостной системы управления общественными финансами ещё
не завершён.
Необходимость разработки,
цель и задачи Программы
Наряду с положительными
результатами реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов
Тамбовской области в 2011-2013 годах следует отметить, что не все её
мероприятия были реализованы в полной мере и дали ожидаемый эффект.
На практике не удалось
увязать стратегическое планирование с бюджетным, недостаточно активно внедряются
способы оптимизации бюджетных расходов. Отсутствуют действенные методы оценки
деятельности государственных учреждений, а также методы оценки эффективности
использования ими бюджетных средств. Необходимо принять дополнительные меры
по повышению эффективности распределения бюджетных средств, обоснованию принятия
новых и увеличению действующих расходных обязательств.
Исходя из этого, целью
Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчётности
использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей
социально-экономического развития Тамбовской области.
Для её достижения
предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
обеспечение долгосрочной
устойчивости и сбалансированности бюджета Тамбовской области;
развитие государственных
программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных
расходов;
упорядочение структуры
управления финансовыми ресурсами Тамбовской области;
повышение функциональной
эффективности бюджетных расходов;
повышение качества
финансового менеджмента в органах государственной власти области и областных
государственных учреждениях;
повышение открытости
(прозрачности) государственных финансов.
В рамках поставленных
задач намечено реализовать мероприятия в соответствии с Планом согласно
приложению.
2.1. Обеспечение
долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета Тамбовской области
В системе задач, выбранных
основными для достижения цели Программы, ключевой является задача обеспечения
долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета Тамбовской области.
В сложившейся ситуации
сокращения возможностей по росту налоговых и неналоговых поступлений в
консолидированный бюджет Тамбовской области при одновременном значительном
росте бюджетных расходов, прежде всего обусловленных социально направленными расходными
обязательствами, долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджета
Тамбовской области в целом подвергаются значительным бюджетным рискам.
Основными механизмами по
минимизации бюджетных рисков должны стать ограничения по росту расходов
бюджетов бюджетной системы Тамбовской области и мероприятия по наращиванию
доходной базы регионального и местных бюджетов.
В целом приоритетной
задачей на среднесрочную (до 6 лет) перспективу должно стать постепенное, но
неуклонное сокращение дефицита бюджета Тамбовской области. В более отдалённой
перспективе необходимо своей целью поставить достижение бездефицитного
бюджета.
Для обеспечения
долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Тамбовской области
необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям:
разработка и утверждение
Бюджетной стратегии Тамбовской области на долгосрочный период.
Разработка Бюджетной
стратегии Тамбовской области будет осуществляться с учётом утверждения
Бюджетной стратегии Российской Федерации, нормативных правовых документов и
рекомендаций на федеральном уровне.
Предполагается, что
Бюджетная стратегия будет представлять собой документ, разработанный на
основе прогноза социально-экономического развития Тамбовской области до 2030
года, включающий долгосрочный прогноз основных параметров бюджета Тамбовской
области, факторов и условий формирования и реализации основных направлений
бюджетной политики, основных параметров финансового обеспечения
государственных программ Тамбовской области.
Основной её целью является
определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения
ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития
региона в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах.
Предусматривается
представление Бюджетной стратегии Тамбовской области одновременно с проектом
закона о бюджете Тамбовской области;
выполнение мероприятий по
поддержанию уровня и структуры государственного долга Тамбовской области на
безопасном уровне.
Основным направлением
будет работа по оптимизации объёма и структуры государственного долга
Тамбовской области, совершенствованию механизмов управления государственным
долгом Тамбовской области, включающая:
своевременное погашение
долговых обязательств Тамбовской области;
своевременное исполнение
обязательств по обслуживанию государственного долга Тамбовской области;
обеспечение прозрачности
управления государственным долгом Тамбовской области и доступности информации
о государственном долге Тамбовской области;
обеспечение ежегодного
присвоения (поддержания) кредитных рейтингов Тамбовской области
международными рейтинговыми агентствами;
оптимизацию объёма
государственного долга Тамбовской области на основе анализа исполнения
кассового плана, исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета
Тамбовской области и анализа состояния единого счёта бюджета Тамбовской
области.
Кроме того, необходимо
обеспечить соблюдение установленных законодательством ограничений предельного
объёма государственного долга Тамбовской области и минимизации расходов на
его обслуживание, в том числе путём:
учёта текущих и вновь
привлекаемых долговых обязательств;
проведения мониторинга
финансовых рынков с целью отбора оптимальной цены заимствований;
проведения мониторинга и анализа
кредиторской задолженности по обязательствам консолидированного бюджета
Тамбовской области, проведение мониторинга уровня долговой нагрузки
муниципальных районов и городских округов области в целях минимизации рисков
предъявления исковых требований к бюджетной системе области.
2.2. Развитие
государственных программ как основного инструмента повышения эффективности
бюджетных расходов
Переход к формированию
бюджета Тамбовской области на основе государственных программ предъявляет
дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы в части
гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных
обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств.
Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого
метода реализации государственной региональной политики, что создает прочную
основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов,
концентрации всех ресурсов на важнейших направлениях деятельности.
Все утверждённые
государственные программы Тамбовской области прошли процедуру публичного
рассмотрения на проектной стадии, имеют единый срок реализации – до 2020
года, соответствуют целям, задачам и показателям аналогичных государственных
программ Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития
Тамбовской области, содержат конкретные мероприятия, имеющие промежуточные
контрольные ориентиры, обеспечивают выполнение указов Президента Российской
Федерации от 07 мая 2012 г.
через систему мероприятий и показателей.
Разработка и реализация государственных
программ Тамбовской области становится одним из основных инструментов
реализации Закона области от 04 декабря 2013 г. № 347-З «О Стратегии социально- экономического
развития Тамбовской области на период до 2020 года».
Вместе с тем, практика
формирования государственных программ Тамбовской области выявила следующие
проблемы и ограничения:
отсутствие долгосрочного
прогноза социально-экономического развития Тамбовской области и Бюджетной
стратегии Тамбовской области, методических рекомендаций о разработке
регионального долгосрочного прогноза социально-экономического развития и
Бюджетной стратегии.
Разработка и утверждение
государственных программ Тамбовской области осуществлялись в условиях, когда
среднесрочный прогноз социально-экономического развития Тамбовской области и
трёхлетний бюджет Тамбовской области не позволяли располагать информацией о ресурсных
возможностях региональной бюджетной системы за пределами среднесрочного
периода. Разработка долгосрочного прогноза социально- экономического развития
и Бюджетной стратегии затрудняется во многом из-за методологической
зависимости от решений, принятых на федеральном уровне, связанной в том числе
с отсутствием рекомендаций по разработке таких документов;
затруднения при разработке
и корректировке государственных программ Тамбовской области, связанные с
определением механизмов управления рисками, оценкой социально-экономических и
бюджетных последствий реализации отдельных предлагаемых мер государственного регулирования,
в том числе в части предоставления налоговых льгот и преференций; отсутствие опыта
формирования планов нормативного правового регулирования, оценки существующих
и предполагаемых к введению мер государственного регулирования, полной оценки
механизмов и ресурсов, используемых в сфере государственных программ
Тамбовской области.
Решение проблем и снятие
сложившихся ограничений на всех уровнях управления предполагается осуществить
путём реализации следующих предложений:
осуществление на
региональном уровне долгосрочного бюджетного планирования. Для этого
необходимо на основании соответствующих рекомендаций федерального уровня с
учётом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Тамбовской области
разработать Бюджетную стратегию с определением предельных объёмов расходов по
каждой государственной программе Тамбовской области на весь срок реализации.
Объём бюджетных ассигнований по государственным программам Тамбовской области
должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета Тамбовской области
с учётом обеспечения достижения стратегических целей и приоритетных задач развития
Тамбовской области, текущей экономической ситуации, а также оценки
достигнутых и ожидаемых результатов реализации государственных программ Тамбовской
области;
совершенствование
методологии разработки и оценки эффективности реализации государственных программ
Тамбовской области;
корректировка
государственных программ Тамбовской области и поддержание их в актуальном
состоянии в соответствии с установленными порядками и результатами
проведённой оценки эффективности реализации программ;
проведение ежегодной
оценки хода реализации и эффективности государственных программ Тамбовской
области управлением экономической политики администрации области с
последующим представлением результатов оценки главе администрации области, в
Тамбовскую областную Думу одновременно с отчётом об исполнении бюджета
Тамбовской области;
рассмотрение и учёт
результатов оценки эффективности государственных программ Тамбовской области
при планировании ассигнований бюджета Тамбовской области на очередной
финансовый год и плановый период. Результаты ежегодной оценки эффективности государственных
программ Тамбовской области должны стать механизмом для принятия решений о
распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке
действующих бюджетных обязательств с учётом достигнутых и ожидаемых
результатов в соответствующей сфере деятельности;
обеспечение связи между
федеральными, региональными и муниципальными программами. Предоставление субсидий,
как и прежде, будет осуществляться в соответствии с перечнем расходных
обязательств муниципальных образований Тамбовской области, возникающих при выполнении
полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. При
этом должна быть решена задача по консолидации субсидий, предоставляемых из
бюджета Тамбовской области в рамках государственной программы Тамбовской
области бюджетам муниципальных образований области. Для этого необходимо
будет внести изменения в утверждённые государственные программы Тамбовской области
с целью более полного отражения участия муниципальных образований области в достижении
целей и целевых значений индикаторов соответствующих государственных программ
Тамбовской области, закрепления в них требований к результатам деятельности
органов местного самоуправления муниципальных образований, а также механизмы воздействия
на политику органов местного самоуправления области, включая условия поддержки
за счёт единой (блоковой) субсидии из бюджета Тамбовской области
соответствующих государственных программ Тамбовской области. Необходимо
включить в методику распределения единых (блоковых) субсидий критерии оценки
эффективности реализации муниципальных программ, поддерживаемых за счёт
субсидий из бюджета Тамбовской области;
в целях повышения
финансовой самостоятельности ответственных исполнителей государственных программ
Тамбовской области представляется оправданным расширение их прав в
распределении общего (доведённого) объёма бюджетных ассигнований по
подпрограммам, основным мероприятиям, ведомственным целевым программам и соисполнителям.
Фактически ответственные исполнители должны иметь возможность влияния на
объёмы финансового обеспечения реализации тех или иных мероприятий, в том
числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями
(соисполнителями). Для реализации данного направления необходимо закрепить полномочия
ответственных исполнителей государственных программ Тамбовской области в
рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта закона о бюджете,
так и на стадии исполнения бюджета с внесением в случае необходимости
изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Внедрение принципов
формирования программного бюджета предполагает также сохранение и усиление
роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных
обязательств, обоснований бюджетных ассигнований.
2.3. Упорядочение
структуры управления финансовыми ресурсами Тамбовской области
В рамках настоящей
Программы под упорядочением структуры управления финансовыми ресурсами
Тамбовской области понимается:
повышение эффективности
управления доходами;
управление расходными
обязательствами;
оптимизация структуры государственного
сектора экономики.
2.3.1.
Управление доходами Тамбовской области
Политика в области
формирования и администрирования доходов бюджетов является существенным
элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов
Тамбовской области, в том числе при реализации государственных программ
Тамбовской области.
В целях повышения
эффективности управления доходами регионального и местных бюджетов
предлагается в рамках Программы принять следующие меры:
продление действующих и
особенно введение новых налоговых льгот производить на условиях:
экономического обоснования
предоставляемых налоговых льгот, проведения оценки их бюджетной и (или)
социальной эффективности;
установления ограничения
действия льготы во времени;
анализа фактической
результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого
периода их применения (в том числе в целях возможного принятия решений о
дальнейшей их пролонгации);
разработать (с учётом
рекомендаций соответствующих федеральных министерств) нормативные правовые
акты, регламентирующие учёт и анализ налоговых льгот в качестве «налоговых
расходов» бюджета;
вопросы любых форм
государственной поддержки рассматривать с учётом отсутствия у организаций
задолженности в бюджет по налогам и с учётом выплаты средней заработной платы
в размере не ниже среднеотраслевого уровня;
установить в качестве
обязательного требования при формировании и реализации государственных
программ Тамбовской области учёт объёмов предоставленных и планируемых к
предоставлению налоговых льгот, рассматривая налоговые льготы в качестве «налоговых
расходов» на реализацию соответствующих задач и мероприятий.
Помимо этого следует
осуществить:
проведение подготовительных
мероприятий по введению на территории области налога на имущество организаций
(в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов),
офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) и налога на
имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости;
проведение мониторинга
уровня собираемости налогов в консолидированный бюджет Тамбовской области;
расширение перечня
государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, в целях
дополнительных поступлений в бюджет Тамбовской области государственной пошлины;
более тесное
взаимодействие с главными администраторами доходов бюджета Тамбовской области
и местных бюджетов в целях увеличения поступлений по налогам, сборам и административным
штрафам, снижения объёмов недоимки по налогам и сборам, увеличения доходов от
сдачи государственного имущества в аренду.
2.3.2. Управление
расходными обязательствами Тамбовской области
Формирование расходов
бюджета Тамбовской области осуществляется в соответствии с расходными обязательствами
Тамбовской области.
Государственные программы
Тамбовской области, являясь инструментом реализации государственной политики,
сами по себе не формируют расходных обязательств, а задают общие границы для
их принятия и исполнения с учётом увязки расходных обязательств разных видов
с целями и ожидаемыми результатами в определённой сфере деятельности.
В то же время при переходе
к программному бюджету особенно важно чёткое определение объёма и структуры
действующих расходных обязательств.
При этом в пределах
бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств
возможно и необходимо проведение оптимизации, перераспределения бюджетных
ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Одновременно
это позволяет определить наличие ресурсов для обеспечения принимаемых
расходных обязательств с учётом приоритетов государственной социально- экономической
политики и уровня эффективности реализации соответствующих государственных
программ Тамбовской области. Одним из основных направлений бюджетных расходов
будет являться обеспечение мероприятий по исполнению указов Президента
Российской Федерации 2012 года.
При принятии
законодательных и иных нормативных правовых актов Тамбовской области следует
также соблюдать ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской
Федерации для регионов, в бюджетах которых доля дотаций из федерального
бюджета в течение двух из трёх последних отчётных финансовых лет превышает
10% объёма собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской
Федерации.
2.3.3. Оптимизация
структуры государственного сектора экономики
Оптимизация структуры
областных государственных учреждений может быть осуществлена за счёт
ликвидации или преобразования учреждений, деятельность которых не
соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование,
которое является его учредителем, а также не соответствует полномочиям
исполнительного органа государственной власти области, осуществляющего
функции и полномочия учредителя. При этом, бюджетные учреждения, оказывающие
услуги в интересах органов государственной власти области, должны быть
преобразованы по типу казённого учреждения либо ликвидированы. Планируемая
реорганизация учреждений будет ориентирована на эффективное оказание
государственных услуг населению Тамбовской области.
Одним из направлений
решения задачи по оптимизации структуры государственного сектора экономики
является повышение эффективности управления государственной собственностью
Тамбовской области.
Деятельность
государственных унитарных предприятий должна быть направлена на производство
определённой продукции, выполнение определенного вида работ или оказание
услуг в случае отсутствия или ограниченности соответствующих предложений на
рынках. Однако в настоящее время деятельность отдельных государственных
унитарных и казённых предприятий Тамбовской области не связана или косвенно
связана с работой по указанным направлениям. Должен быть проведён мониторинг
соответствия деятельности областных государственных и казённых предприятий,
хозяйственных обществ полномочиям соответствующего исполнительного органа
государственной власти области.
Отдельное мероприятие – увеличение
экономической отдачи от находящихся в собственности Тамбовской области
пакетов акций и долей в хозяйственных обществах.
Планируется предпринять
меры по совершенствованию системы государственного управления.
С целью повышения
эффективности исполнения функций исполнительных органов государственной
власти области в перспективе предстоит реализовать следующие мероприятия:
оптимизация полномочий и
структуры исполнительных органов государственной власти области, результатом
которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также
оптимизация численности государственных гражданских служащих;
снижение административных
барьеров и повышение доступности государственных услуг;
совершенствование
административных регламентов предоставления (исполнения) государственных
услуг (функций), поддержание в актуальном состоянии административных
регламентов на Портале государственных и муниципальных услуг (функций)
Тамбовской области;
введение системы
показателей, характеризующих качество предоставления государственных услуг
(функций), в отношении государственных служащих области, задействованных в
оказании данных услуг (функций);
формирование «электронного
правительства», в том числе переход на оказание услуг по осуществлению
юридически значимых действий исполнительными органами государственной власти области
в электронной форме;
оптимизация
межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных
технологий путём раскрытия информации о деятельности исполнительных органов
государственной власти области.
2.4. Повышение
функциональной эффективности бюджетных расходов
Переход к
программно-целевым методам управления предполагает расширение финансовой
самостоятельности и, следовательно, ответственности исполнительных органов
государственной власти области за достижение запланированных целей и
результатов.
Наряду с созданием общих
условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы
разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения
этой цели с учётом специфики основных сфер деятельности (функций) органов
государственной власти.
2.4.1. Повышение
эффективности оказания государственных услуг
В 2012 году в целом
завершился переходный период реформирования государственных и муниципальных
учреждений (далее – учреждения) и формирования нового механизма оказания и
финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и работ,
предусмотренного Федеральным законом от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений».
В целом в ходе реализации
Федерального закона от 08 мая 2010
г. № 83-ФЗ был обеспечен положительный эффект как
для потребителей, ощутивших повышение качества оказываемых услуг, так и для
менеджмента в исполнительной органах государственной власти области,
учреждениях, получившего возможность применения более эффективных
управленческих технологий для решения проблем учреждений.
В ходе реализации первого
этапа этой системной реформы выявились следующие проблемы и ограничения:
несоответствие
государственных услуг, оказываемых учреждениями, полномочиям соответствующего
органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя;
различия в подходах к
определению однотипных услуг, при которых одинаковые по сути услуги имеют
различные наименования;
наличие в перечнях платных
услуг, включение которых в данные перечни не предусмотрено федеральными
законами;
преобладание практики
определения нормативных затрат исходя из отчётного и планируемого объёма
бюджетных ассигнований с учётом индексации расходов прошлых лет, непрозрачность
дифференциации нормативов финансового обеспечения государственных услуг и
отсутствие методик и опыта определения единых нормативов.
Для повышения качества и
доступности государственных услуг необходимо решение следующих основных
задач:
формирование, ведение и
утверждение ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых
(выполняемых) областными государственными учреждениями в качестве основных
видов деятельности, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями
государственных и муниципальных услуг и работ, утверждёнными федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах
деятельности;
переход при финансовом
обеспечении выполнения государственных заданий к определению нормативных
затрат в соответствующей отрасли путём введения единых (групповых) значений
нормативных затрат на оказание государственных услуг (с учётом региональной
или отраслевой специфики). Повышение открытости в этих вопросах повысит
конкуренцию среди учреждений, а, следовательно, обеспечит и качество оказания
услуг населению;
расширение практики
привлечения к оказанию государственных услуг негосударственных организаций.
Вовлечение организаций, не являющихся государственными учреждениями, в
процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит
конкуренцию среди юридических лиц, а следовательно – обеспечит и рост
качества оказания государственных услуг населению;
упорядочение формирования
перечней услуг, оказываемых на платной основе в областных государственных
учреждениях.
Необходимо полностью
исключить возможность злоупотреблений руководства учреждений в части взимания
платы за оказание государственных услуг, гарантированных населению за счёт соответствующего
бюджета, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений
«теневых» платных услуг;
проведение мониторинга
выполнения государственных заданий, пересмотр и корректировка показателей
государственного задания текущего финансового года и на очередной финансовый
год и плановый период по результатам проведённого мониторинга.
Исполнительным органам
государственной власти области, осуществляющим функции и полномочия
учредителя, необходимо разработать порядок наложения количественно измеримых
финансовых санкций (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения государственных
заданий, в том числе выполнение государственных заданий не в полном объёме, с
нарушением установленных сроков или показателей качества; устанавливать и
доводить до подведомственных учреждений количественно измеримые финансовые
санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения государственных
заданий; обеспечить наличие результатов контроля за исполнением
государственных заданий на предоставление государственных услуг и размещение
результатов контроля на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет»;
совершенствование
независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих
социальные услуги, определение критериев эффективности работы таких
организаций, введение публичных рейтингов их деятельности, изучение мнения
населения о качестве оказания государственных услуг;
внедрение в областных
государственных учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к
новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, настроенных
на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества
оказываемых государственных услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты
труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов
«эффективного контракта».
В рамках перехода к
«эффективному контракту» в отношении каждого работника должны быть уточнены и
конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности
деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за
достижение коллективных результатов труда.
2.4.2. Повышение
эффективности бюджетных инвестиций
В рамках реализации
Программы необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов
инвестиционного характера.
Ограниченные финансовые
ресурсы не позволяют постоянно увеличивать инвестиционные расходы бюджета
Тамбовской области, в связи с чем возрастает роль инструментов оптимизации
региональной инвестиционной политики.
В основу решений об
осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности
области, а также о предоставлении субсидий местным бюджетам на осуществление
бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности должен быть
положен соответствующий отбор проектов по строительству (реконструкции) объектов
капитального строительства, учитывающий анализ ожидаемого эффекта от вложения
бюджетных средств и перспективы развития территорий.
Важной задачей в области
правового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных
вложений в объекты капитального строительства является снижение доли
объектов, включаемых в областную адресную инвестиционную программу, по
которым отсутствует утверждённая в установленном порядке проектная
документация, поскольку планирование объёмов финансового обеспечения в
пределах одного года одновременно на разработку проектной документации и
организацию строительства объекта капитального строительства приводит к
сдвигу начала закупок подрядных и иных связанных с ними работ или к
необходимости перераспределения бюджетных ассигнований на другие объекты.
Помимо этого, необходимо
обеспечить:
методическое сопровождение
деятельности исполнительных органов государственной власти области (органов
местного самоуправления) по применению новых способов осуществления
капитальных вложений в объекты государственной собственности (муниципальной
собственности) в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, а
также проведение мониторинга исполнения бюджета по данным расходам;
уточнение порядков
принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты
государственной собственности области и приобретение объектов недвижимого
имущества в государственную собственность области.
В среднесрочной
перспективе планируется обеспечить публикацию сведений об объектах
капитального строительства и реконструкции объектов государственной
собственности области с привязкой к месту строительства в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» с указанием информации о ходе выполнения этапов строительства
(реконструкции), главном распорядителе, получателе бюджетных средств,
заказчике строительства, мощности, предусмотренных объёмах финансирования из бюджета
Тамбовской области.
Кроме того, в рамках
данного направления необходимо провести анализ эффективности вложения средств
бюджета Тамбовской области в уставной фонд Тамбовского областного
государственного унитарного предприятия «Фонд содействия кредитованию малого
и среднего предпринимательства Тамбовской области».
Значительную роль в
реализации инвестиционных проектов приобретает использование механизмов
государственно-частного партнёрства, позволяющих обеспечить частичное либо
полное замещение бюджетных инвестиций частными или заёмными средствами. В
этой связи следует проработать мероприятия, направленные на сокращение рисков
инвестирования в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного
партнёрства, по следующим направлениям:
повышение инвестиционной
привлекательности инвестиционных проектов за счёт установления долгосрочных
тарифов, а также иных мер регуляторного характера в сфере реализации проекта;
повышение инвестиционной
привлекательности проектов за счёт улучшения условий ведения бизнеса в области;
проведение оценки
возможности привлечения частных инвестиций для реализации либо
софинансирования инвестиционного проекта до принятия финансовых обязательств области
по данному проекту;
привлечение частных
инвесторов к реализации инвестиционных проектов с передачей им части
проектных рисков в случае возможности коммерческого использования объектов,
созданных в результате реализации инвестиционного проекта;
стимулирование частных
инвестиций в рамках проектов государственно-частного партнёрства по
комплексному развитию территорий с последующей частичной компенсацией
произведённых расходов в части развития публичной инфраструктуры в
зависимости от дополнительных налоговых поступлений от эксплуатации новых предприятий,
созданных участниками таких проектов;
развитие инструментов
страхования инвестиций.
2.4.3. Повышение
эффективности предоставления средств из бюджета Тамбовской области
юридическим лицам
Решение о предоставлении
субсидий из бюджета Тамбовской области юридическим лицам должно основываться
на качественном анализе ожидаемого эффекта от таких мер, в том числе эффекта,
который может быть достигнут в долгосрочной перспективе. Кроме этого,
исполнительному органу государственной власти области, предоставляющему
субсидии юридическим лицам, необходимо осуществлять мониторинг ожидаемого эффекта
от предоставления субсидий с целью принятия управленческих решений по
корректировке основных параметров предоставления субсидий юридическим лицам.
Оценка достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований на
указанные цели должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых
индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств,
формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически
достигнутых результатов.
2.4.4. Повышение
эффективности межбюджетных трансфертов
Межбюджетные трансферты
бюджетам муниципальных образований составляют около 30% общего объёма
расходов бюджета Тамбовской области. Для повышения эффективности их
использования необходимы взаимоувязанные действия в двух направлениях – создание
устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов местных
бюджетов и совершенствование структуры и порядка (методик) предоставления
межбюджетных трансфертов.
В рамках первого
направления базовой предпосылкой является чёткое и стабильное разграничение
обязательств и доходных источников между публично-правовыми образованиями,
обеспечивающее достаточную степень их финансовой самостоятельности в рамках
единых принципов управления общественными финансами и возможности реализации
единой государственной политики;
обеспечение стабильных
условий формирования доходов местных бюджетов за счёт повышения доли
межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области, распределяемых на
трёхлетний период;
обязательный учёт качества
нормативного правового регулирования системы контроля и аудита при
распределении и предоставлении субсидий из бюджета Тамбовской области;
оценка соответствия
параметров местных бюджетов требованиям (ограничениям) бюджетного законодательства
при безусловном, предсказуемом и прозрачном применении конкретных мер
ответственности в случае их нарушения.
В целях создания
инструментов для поддержки ликвидности счетов местных бюджетов на Федеральное
казначейство возложено полномочие по предоставлению бюджетных кредитов на
пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов. Планируется, что
начиная с 2015 года два муниципальных образования Тамбовской области примут
участие в этой работе.
В рамках второго
направления необходимо, прежде всего, скорректировать подходы к формированию
и структуре межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в
целом.
В 2013 году в общем объёме
межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных
образований доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций
на обеспечение сбалансированности местных бюджетов составляла 11%, субсидий –
60%, субвенций – 28%, иных межбюджетных трансфертов – 1%.
При этом законом о бюджете
Тамбовской области было распределено порядка 2/3 от общего объёма указанных
трансфертов. Остальные межбюджетные трансферты распределялись на основании
нормативных правовых актов администрации области.
В перспективе по мере
развития института государственных программ планируется реализовать комплекс
мер по развитию методологии формирования и использования каждого из видов
межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности.
В среднесрочной
перспективе будет продолжена работа по совершенствованию системы
распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, эффективному
предоставлению дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и
бюджетных кредитов.
Начиная с 2016 года
планируется осуществить консолидацию (укрупнение) большинства субсидий бюджетам
муниципальных образований, предоставляемых в рамках государственных программ Тамбовской
области. Общие принципы распределения субсидий будут устанавливаться в
соответствующих государственных программах Тамбовской области.
Основным принципом и
среднесрочным целевым ориентиром политики в данной сфере будет повышение доли
трансфертов, распределённых законом о бюджете Тамбовской области, за
исключением предоставляемых на инвестиции и на конкурсной основе.
2.5. Повышение качества
финансового менеджмента в органах государственной власти области и областных
государственных учреждениях
Реализация бюджетного
процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые
требования к инструментам финансового менеджмента как на ведомственном
уровне, так и на уровне государственных учреждений.
Финансовый менеджмент в
органах государственной власти должен стать процессом, встроенным в его
деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры
(финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок
для государственных нужд, учёт и отчётность, финансовый контроль и аудит).
В целях обеспечения
комплексного подхода к реализации мероприятий настоящей Программы необходима
разработка главными распорядителями средств бюджета Тамбовской области
ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов. Мероприятия
ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов,
скорректированных с учётом отраслевой специфики деятельности, должны способствовать
повышению качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета
Тамбовской области.
Мероприятия ведомственных
планов должны включать следующие направления:
оптимизация расходных
обязательств Тамбовской области;
внедрение
программно-целевых методов бюджетного планирования;
повышение качества и
эффективности исполнения государственных функций;
совершенствование системы
оплаты труда государственных гражданских служащих, оптимизация их
численности;
повышение качества и
эффективности оказания государственных услуг;
оптимизация
государственных закупок;
внутренний финансовый
контроль и внутренний финансовый аудит аудит;
повышение качества
финансового менеджмента;
повышение информационной
открытости и прозрачности деятельности.
Совершенствование качества
финансового менеджмента предполагает формирование полноценных систем
внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах
государственной власти области.
Внутренний финансовый
контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, нацеленным на проведение
на основе функциональной независимости оценки надёжности системы внутреннего
финансового контроля, полноты и достоверности бюджетной отчётности. Основным результатом
внутреннего финансового аудита будет направление руководителю органа
государственной власти рекомендаций по повышению эффективности использования
бюджетных средств.
Повышение качества
внутреннего финансового контроля и аудита предполагает проведение следующих
мероприятий:
совершенствование
нормативного обеспечения внутреннего финансового контроля и внутреннего
финансового аудита;
внедрение новых подходов
при осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового
аудита.
Внутренний контроль должен
превратиться в постоянный процесс, осуществляемый руководством и должностными
лицами всех структурных уровней в ходе исполнения функций (оказания услуг) и
полномочий, направленный на предоставление разумных гарантий:
соблюдения и качественного
исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов,
административных и внутренних регламентов (стандартов);
формирования и
представления полной и достоверной финансовой (бухгалтерской) и иной
отчётности;
сохранности имущества,
находящегося в оперативном управлении, эффективности его использования;
соблюдения принципов
эффективности и результативности деятельности.
Функционирование системы
внутреннего контроля и аудита, включающей внутренний финансовый контроль и
аудит, должно привести к постоянному росту качества финансового менеджмента
главного распорядителя средств бюджета Тамбовской области, областных государственных
учреждений.
Необходимо продолжить
развитие существующей системы мониторинга качества финансового менеджмента
главных распорядителей средств бюджета Тамбовской области, распространив его
на областные государственные учреждения, для чего следует разработать соответствующий
нормативный правовой акт в форме постановления администрации области.
Деятельность любого областного государственного учреждения должна объективно
оцениваться на основе показателей, характеризующих:
объём предоставленных
государственных услуг, их качество и доступность;
качество управления
доходами областных государственных учреждений от приносящей доход
деятельности;
качество финансовой
дисциплины, выражающейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной
деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта и
учётной политики;
обоснованность наличия
остатков в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения
государственного задания.
2.6. Повышение открытости
(прозрачности) государственных финансов
Повышение уровня
информационной прозрачности деятельности органов государственной власти
области, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении
бюджетной отчётности, способствует повышению качества их работы и системы
управления государственными финансами в целом.
Для обеспечения открытости
и прозрачности бюджетного процесса необходимы:
общедоступность информации
о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
открытость деятельности
органов государственной власти области по разработке, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджетов;
наличие и соблюдение
формализованных требований к ведению бюджетного учёта, составлению и
предоставлению бюджетной отчётности;
рассмотрение и утверждение
законодательным органом государственной власти области бюджетных параметров,
бюджетной отчётности в увязке с планируемыми и достигнутыми целями и
результатами государственной политики;
обеспечение широкого
участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных
финансов.
Для достижения
перечисленных целей будут реализованы меры по следующим основным
направлениям:
публичное рассмотрение
проектов государственных программ Тамбовской области и отчётов о их
реализации, в том числе:
обсуждение проектов новых государственных
программ Тамбовской области на заседаниях общественных советов при
исполнительных органах государственной власти области перед внесением их на
утверждение в администрацию области;
рассмотрение не менее 2-х
раз в год отчётов о реализации государственных программ Тамбовской области на
заседаниях общественных советов при исполнительных органах государственной
власти области перед внесением их в администрацию области и принятие решений
о повышении эффективности реализации государственных программ;
размещение на официальном
сайте администрации области сводной информации о государственных программах
Тамбовской области, фактически достигнутых в ходе их реализации результатах,
а также о соответствии целей и задач программ стратегии либо прогнозу социально-экономического
развития области;
участие граждан в
бюджетном процессе предполагает открытый доступ к информации о разработке
проектов нормативных документов, который, в свою очередь, должен быть
обеспечен посредством:
использования
исполнительными органами государственной власти области в целях общественного
обсуждения проектов нормативных актов различных форм публичных консультаций,
включая ведомственные ресурсы и специализированные ресурсы в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет»;
обязательного обобщения
исполнительными органами государственной власти области – разработчиками
проектов нормативных правовых актов результатов публичных консультаций и
размещения соответствующей информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет»;
использование возможностей
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях обеспечения
доступа заинтересованных пользователей к актуальной информации на протяжении
всего бюджетного цикла:
о ходе исполнения бюджета;
о подготовке крупных
государственных закупок;
об исполнении
государственных контрактов;
об исполнении соглашений
(договоров) о предоставлении субсидий из бюджета Тамбовской области;
о достигнутых результатах
по объёму и качеству оказанных государственных и муниципальных услуг;
регулярная публикация
брошюры «Бюджет для граждан» в целях обеспечения полного и доступного
информирования граждан Тамбовской области о бюджете Тамбовской области и
отчётах о его исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об
управлении государственными финансами.
3. Управление реализацией Программы
Разработчиком и
координатором Программы является финансовое управление области.
Ответственными исполнителями Программы являются исполнительные органы
государственной власти области и структурные подразделения администрации
области.
Координатор Программы:
осуществляет координацию
деятельности ответственных исполнителей по реализации мероприятий Программы;
организует текущее
управление реализацией Программы;
обеспечивает размещение на
официальном сайте финансового управления области в информационно-коммуникационной
сети «Интернет» информации о ходе и результатах реализации Программы;
разрабатывает в пределах
своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации
Программы;
осуществляет методическое
руководство ответственных исполнителей по реализации мероприятий Программы;
осуществляет в
установленные сроки подготовку материалов о ходе реализации Программы и по
итогам отчётного года представляет их на рассмотрение главе администрации
области;
содействует внедрению
информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля
за ходом её выполнения;
обеспечивает
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам
реализации Программы.
Ответственные исполнители
Программы:
осуществляют планирование,
организацию реализации, исполнение и контроль за реализацией закреплённых за
ними мероприятий Программы;
обеспечивают соответствие
сроков и ожидаемых результатов выполнения мероприятий срокам и ожидаемым
результатам, утверждённым Программой;
представляют координатору
реализации Программы результаты реализации программных мероприятий:
по итогам полугодия до
20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом;
по итогам года – до 15
марта года, следующего за отчётным, до 2019 года включительно;
разрабатывают в пределах
своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации
мероприятий Программы, и обеспечивают своевременное их принятие.
Руководители
исполнительных органов государственной власти области и их заместители,
курирующие вопросы экономики и финансов, являются должностными лицами,
ответственными за реализацию закреплённых за ответственными исполнителями
мероприятий Программы.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты
реализации Программы будут выражаться в развитии организационных и правовых
предпосылок для повышения эффективности, прозрачности и подотчётности
использования бюджетных средств.
Основным критерием
эффективности реализации Программы будет являться своевременное и
качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по
реализации Программы.
|