Расширенный поиск
Постановление Администрации Тамбовской области от 03.07.2013 № 692АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 03.07.2013 г. Тамбов N 692 Утратилo силу - Постановление Администрации Тамбовской области от 13.08.2014 г. N 894 Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы В целях обеспечения доступности, повышения эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания администрация области постановляет: 1. Утвердить государственную программу Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы согласно приложению. 2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь" и разместить на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru). 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова. И. о. главы администрации области А.А.Сазонов УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации области от 03.07.2013 N 692 Государственная программ Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы (далее - государственная программа) ПАСПОРТ государственной программы ------------------------------------------------------------------------------------- Ответственный Управление социального развития области исполнитель государственной программы Соисполнители Управление образования и науки области; государственной управление здравоохранения области; программы комитет по управлению имуществом области Подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий государственной граждан"; программы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения"; "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Программно- Ведомственная целевая программа управления образования и целевые науки области "Организация отдыха и оздоровления детей- инструменты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной воспитанников и обучающихся областных государственных программы образовательных учреждений на 2012-2014 годы" (ведомственная целевая программа) Цели Целями государственной программы являются: государственной создание условий для роста благосостояния граждан - программы получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения Задачи Задачами государственной программы являются: государственной выполнение обязательств государства по социальной программы поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей Целевые Доля населения, имеющего денежные доходы ниже индикаторы и величины прожиточного минимума, в общей численности показатели населения области (2020 год - 8%); государственной доля граждан, получивших социальные услуги в областных программы, их государственных учреждениях социального обслуживания значения на населения, в общем числе граждан, обратившихся за последний год получением социальных услуг в учреждения социального реализации обслуживания населения (2020 год - 100%); суммарный коэффициент рождаемости (2020 год - 1,755) Срок и этапы Срок реализации государственной программы - 2014-2020 реализации годы. государственной Государственная программа реализуется в один этап программы ------------------------------------------------------------------- Объемы и Общий объем | в т. ч. по источникам финансирования источники финансирования, |----------------------------------------------- финансирования тыс. рублей | федераль- | областной | бюджеты | вне- государственной | ный | бюджет | муници- | бюджет- программы | бюджет | | пальных | ные | | | образо- | источ- | | | ваний | ники ------------------------------------------------------------------- 2014 6567765,8 1738622,4 4600459,3 32480,0 196204,1 год 2015 7208828,8 1918414,1 5052227,7 32480,0 205707,0 год 2016 7699723,4 2019807,2 5432174,1 32480,0 215262,1 год 2017 8070670,5 2019797,2 5793143,8 32480,0 225249,5 год 2018 8462186,8 2019784,2 6174862,0 32480,0 235060,6 год 2019 8861131,9 2019770,2 6564113,5 32480,0 244768,2 год 2020 9282588,8 2019770,2 6975296,8 32480,0 255041,8 год Всего 56152896,0 13755965,5 40592277,2 227360,0 1577293,3 ------------------------------------------------------------------------------------- 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы Государственная политика Российской Федерации в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан формируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Категории граждан - получателей социальной поддержки, подлежащие социальному обслуживанию, меры социальной поддержки, гарантированный перечень государственных услуг и условия их предоставления определены федеральными и областными законодательными и иными нормативными правовыми актами. Государственная программа Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, законами Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 18.10.1991 N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", от 15.01.1993 N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"; федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 01.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов"; указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2553-р, Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной Законом области от 29.04.2009 N 512-З, законами области от 31.03.2006 N 23-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Тамбовской области", от 04.06.2007 N 219-З "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов боевых действий и нетрудоспособных членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий", от 27.02.2009 N 497-З "О мерах социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, жертв политических репрессий, ветеранов труда Тамбовской области", от 03.03.2009 N 502-З "О ежемесячном пособии на ребенка в Тамбовской области", от 31.03.2009 N 511-З "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", от 01.06.2009 N 533-З "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", от 25.07.2009 N 558-З "О пенсиях за выслугу лет лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих Тамбовской области", от 25.07.2009 N 557-З "О признании утратившим силу Закона Тамбовской области "О доплате к пенсиям лицам, замещавшим отдельные должности в органах государственной власти и управлениях Тамбовской области" и сохранении доплаты к пенсии лицам, замещавшим отдельные должности в органах государственной власти и управления Тамбовской области", от 16.03.2010 N 631-З "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей", от 04.06.2010 N 659-З "О социальном пособии на погребение и расходах, возмещаемых специализированным службам по вопросам похоронного дела в Тамбовской области", от 23.07.2010 N 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 03.12.2010 N 711-З "О поощрении родителей (усыновителей), награжденных орденом "Родительская слава", от 26.05.2011 N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", от 06.02.2012 N 113-З "О государственной социальной помощи", от 29.06.2012 N 159-З "О дополнительных мерах социальной поддержки детей, беременных женщин" и от 29.06.2012 N 161-З "О ежемесячной денежной выплате на третьего и последующего ребенка, рожденного в семье, имеющей среднедушевой доход ниже сложившегося среднедушевого денежного дохода населения Тамбовской области". Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Потребность граждан в мерах социальной поддержки формируется вследствие действия ряда объективных факторов: носящих общецивилизационный, международный характер - демографических (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни) и социальных (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания); носящих национальный характер - социально-экономических (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, состояние социальной инфраструктуры и прочее) и иных факторов; носящих локальный характер - связанных с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения. Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан являются: преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки гражданам; дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей (с учетом особых заслуг перед государством; в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций; в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию; в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач); адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям), независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности, предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления ежемесячного пособия на ребенка, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставления мер социальной поддержки на основе социального контракта и другое. Действующая система социальной поддержки граждан базируется на принципиальном положении - безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущению снижения уровня и ухудшению условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране и в области, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции. На территории Тамбовской области проживает 1075,7 тыс. человек, из них 52,6% - потенциальные потребители социальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания (каждый четвертый житель имеет статус льготной категории, каждый седьмой - ребенок, каждый восьмой - инвалид, каждый шестой житель - в возрасте 65 лет и старше, каждый десятый - находится за чертой бедности (2011 год - 10,7% населения области находилось за чертой бедности, 2012 год - 9,5%, по России: 2011 год - 12,7%, 2012 год - 11,0%). За последние годы в области проведена большая работа по: формированию и совершенствованию нормативной правовой базы в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, совершенствованию системы их организации и предоставления; укреплению материально-технической, информационной и кадровой базы, созданы условия для стабильного ее функционирования; внедрению и предоставлению федеральных социальных доплат к пенсиям неработающим пенсионерам до уровня прожиточного минимума пенсионера в области; исполнению отдельных переданных с федерального уровня полномочий по отдыху и оздоровлению детей, обеспечению отдельных категорий граждан санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом к месту лечения и обратно; улучшению жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществлению индексации социальных выплат с учетом динамики инфляции. Среди реализуемых мер по государственной поддержке семей с детьми наиболее важными являются: введение областного материнского (семейного) капитала для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей; предоставление бесплатно земельных участков семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей; предоставление единовременной выплаты на приобретение крупного рогатого скота молочного направления многодетной семье, воспитывающей пять и более несовершеннолетних детей; выплата пособий семьям с детьми, в т. ч. ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей. Увязка этих мероприятий с численностью детей в семье, а также с очередностью рождения детей, имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения. С целью предоставления гражданам услуг по социальному обслуживанию на территории области действует многопрофильная сеть областных государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социального обслуживания населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии. В целях повышения эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан осуществляется поэтапное реформирование учреждений, предоставляющих данные социальные услуги, создан задел развития рыночных отношений в сфере социального обслуживания населения. За период 2006-2012 годы: ликвидированы 3 областных государственных учреждения социального обслуживания населения и 13 малокомплектных отделений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам; реорганизовано (путем объединения) 5 учреждений социального обслуживания семьи и детей; введены в эксплуатацию дом-интернат для престарелых и инвалидов и стационарное отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, с 2007 г. на базе Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда" функционирует геронтологическое отделение; в предоставлении социальных услуг начали принимать участие социально ориентированные некоммерческие организации, благотворители и добровольцы (4,6% от общего количества учреждений, предоставляющих услуги по социальному обслуживанию населения). В настоящее время на территории области функционирует 41 областное государственное учреждение социального обслуживания населения, из них 25 предоставляют социальные услуги на дому, а также меры социальной поддержки, 10 - стационарных учреждений с круглосуточным социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов, 5 - стационарных учреждений с круглосуточным социальным обслуживанием семей с детьми и детей, из них 1 детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии и 1 - нестационарное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия". Социальная поддержка и социальное обслуживание отдельных категорий граждан, семей, в т. ч. семей, имеющих детей, предоставляется в следующих формах: в денежной форме (в виде социальных пособий, субсидий и других выплат); в натуральной форме (обеспечение жильем отдельных категорий граждан; предоставление земельных участков; набора социальных услуг - предоставление, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно; предоставление продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и других видов натуральной помощи); в форме предоставления социальных услуг (предоставление отдыха и оздоровления детей, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семьей с детьми, детей, в т. ч. безнадзорных и беспризорных, лиц без определенного места жительства и занятий и другое); в форме льгот (льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, твердое и жидкое топливо, проезд на городском и пригородном общественном транспорте; предоставление внеочередного обслуживания в учреждениях социальной сферы, в кассах автомобильного и железнодорожного транспорта, при выделении земельных участков и другое). Меры социальной поддержки отдельных категорий населения и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, детей, семей, имеющих детей, дифференцируются по следующим срокам и периодичности: предоставление мер социальной поддержки - постоянная, на определенный срок, разовая; предоставление услуг по социальному обслуживанию - постоянная, периодическая, разовая. Меры социальной поддержки граждан, особенно предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения, предотвращения бедности, повышения уровня и качества жизни населения. С целью соблюдения прав граждан на социальную поддержку и социальное обслуживание, создания условий для роста благосостояния граждан, семей, имеющих детей, ежегодно предоставляется: 110 видов мер социальной поддержки 500 тыс. жителям области, из них 253,2 тыс. граждан относятся к льготной категории (ветераны труда и лица, к ним приравненные, ветераны труда Тамбовской области, труженики тыла, жертвы политических репрессий, реабилитированные, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, инвалиды и участники боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, многодетные семьи, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов); федеральная социальная доплата к пенсии - более 14,0 тыс. неработающих пенсионеров; государственная социальная помощь - более 3,0 тыс. граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации; социальное обслуживание - более 20,0 тыс. граждан (17,2 тыс. граждан обслуживаются на дому, 2,8 тыс. граждан - в стационарных условиях, из них 0,4 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации); санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно - более 3,5 тысячи инвалидам, проживающим на территории области (в санаторно-курортном лечении нуждаются более 7,0 тыс. инвалидов); организованный отдых и оздоровление - более 63,0 тыс. детей. Объем средств областного и федерального бюджетов, Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемый на социальную поддержку отдельных категорий граждан и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми, детей, а также на отдых и оздоровление детей, в т. ч. находящихся в трудной жизненной ситуации, ежегодно растет. ---------------------------------------------------------------------- | Годы |-------------------------------------- | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 ---------------------------------------------------------------------- Общий объем финансирования, 3376,1 3685,5 5459,0 5312,7 5852,1 млн. рублей, в том числе на: социальную поддержку отдельных 2643,2 2884,4 4543,6 4234,0 4699,5 категорий граждан, отдых и оздоровление детей социальное обслуживание граждан 732,9 801,1 915,4 1078,7 1152,6 пожилого возраста и инвалидов, семей, имеющих детей, детей ---------------------------------------------------------------------- Однако, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию системы и повышению уровня социальной поддержки и социального обслуживания населения, ежегодному увеличению объемов финансирования данной сферы, еще остаются нерешенные проблемы, сложившиеся в сферах социальной поддержки и социального обслуживания населения: отсутствует усовершенствованная законодательная база, как на федеральном, так и на областном уровнях; имеется устойчивая депопуляция населения области. Несмотря на повышение рождаемости и снижение смертности, население области продолжает уменьшаться - в 2008 году - на 8,6 тыс. человек, в 2009 году - на 8,2 тыс. человек, в 2010 году - на 10,0 тыс. человек, в 2011 году - на 7,8 тыс. человек, в 2012 году - на 7,0 тыс. человек; имеется социальное и имущественное неравенство среди населения области, в т. ч. граждан, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки; не обеспечена доступность и в полной мере потребность населения в социальных услугах, в том числе высокого качества (имеется различие в доступности и безопасности предоставления социальных услуг по видам и типам учреждений социального обслуживания населения, территориям области); наличие социального неблагополучия, негативных явлений в семейно-детских отношениях, безнадзорность и беспризорность детей. В период реализации государственной программы условия и система предоставления гражданам социальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания будет формироваться под влиянием двух разнонаправленных тенденций (рост потребности в предоставлении услуг с одновременным снижением потребности в получении услуг) и будет зависеть также от уровня социально-экономического развития области. Рост потребности граждан в мерах социальной поддержки и социальном обслуживании обусловлен следующими обстоятельствами: старение населения, сопровождающееся увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста и их удельного веса в общей численности населения области (по прогнозным данным Тамбовстата - с 26,6% в 2011 году до 31,5% к 2021 году). Это потребует, прежде всего, увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и расходов на их финансирование из бюджетов различных уровней; необходимость стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации, что потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей, как в денежной форме, в форме льгот, в натуральной форме, так и в форме предоставления социальных услуг, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование; сохранение отдельных негативных социальных явлений, таких как: материальное неблагополучие, проявляющееся в бедности (абсолютной и относительной) части населения; социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством, беспризорностью и безнадзорностью; физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья граждан. Для устранения перечисленных негативных социальных явлений дополнительно потребуется разработка и внедрение мероприятий правового и организационного характера, направленных на профилактику материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей, в т. ч. имеющих детей. Снижение потребности граждан в социальных услугах в сфере социальной поддержки и социального обслуживания обусловлено следующими обстоятельствами: естественная убыль населения и сокращение численности граждан льготной категории. Результатом этого станет снижение объемов предоставляемых социальных услуг данным категориям граждан и соответствующих расходов бюджетов всех уровней; ожидаемое повышение доходов населения (снижение уровня безработицы, повышение реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения), что будет способствовать сокращению численности малоимущих граждан и, как следствие, сокращение расходов из областного бюджета на оказание государственной социальной помощи. В результате этих двух тенденций ожидается сохранение, а по определенным группам населения - возрастание потребности граждан в социальной поддержке и социальном обслуживании и соответствующее увеличение расходов бюджетных средств. 2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации государственной программы Приоритетами региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы являются: модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения; обеспечение доступности социальных услуг высокого качества по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг по социальному обслуживанию граждан, в том числе: создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению; создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечения социальной поддержки семей с детьми и укрепления института семьи. Целями государственной программы являются: создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности населения к социальным услугам в сфере социального обслуживания. Достижение данных целей государственной программы будет осуществляться путем решения следующих задач: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей. Срок реализации государственной программы - 2014-2020 годы, в один этап. 3. Целевые индикаторы государственной программы, основные ожидаемые конечные результаты государственной программы Целевыми индикаторами и показателями государственной программы являются: доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения области; доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения; суммарный коэффициент рождаемости. В период исполнения государственной программы может производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития области. Реализация мероприятий государственной программы будет способствовать достижению следующих результатов: расширение масштабов адресной социальной поддержки, оказываемой населению, при прочих равных условиях, создаст основу для снижения бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата в обществе и, в то же время, для более эффективного использования бюджетных средств; совершенствование организации предоставления социальных услуг в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения, способствуя повышению качества жизни нуждающихся граждан (семей), сохранению их физического и психического здоровья, увеличению продолжительности жизни, будет позитивно сказываться на снижении потребности в медицинских услугах, сокращении соответствующих бюджетной расходов; сохранение покупательной способности социальных выплат путем ежегодной индексации обеспечит поддержание потребительского спроса граждан-получателей мер социальной поддержки; реализация мер социальной поддержки семьи и детей создаст предпосылки для увеличения рождаемости, особенно многодетности, что необходимо для преодоления депопуляции, формирования трудового потенциала, количественные и качественные характеристики которого в перспективе будут соответствовать потребностям развивающейся экономики страны; повышение средней заработной платы социальных работников, работников среднего и младшего медицинского персонала, педагогических работников, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения, до 100 процентов от средней заработной платы в Тамбовской области помимо решения проблемы дефицита кадров в отрасли позволит повысить уровень жизни данных категорий работников; привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнеса в сферу социального обслуживания населения будет способствовать повышению доступности, качества и безопасности предоставляемых населению социальных услуг и, в то же время, обеспечит развитие соответствующих рынков, создание новых рабочих мест, повышение занятости и обеспечение доходов работников, оказывающих социальные услуги населению, снижение безработицы. Перечень и сведения о целевых индикаторах государственной программы и ее подпрограмм с расшифровкой плановых значений по годам реализации представлены в приложении N 1. 4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий государственной программы Государственная программа включает 3 подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (приложение N 5), "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" (приложение N 6) и "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" (приложение N 7). Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусматривает решение следующих основных задач: расширение масштабов предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в денежной форме с соответствующим сокращением мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме; повышение охвата малоимущих граждан программами предоставления мер социальной поддержки. Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" предусматривает решение следующих основных задач: совершенствование областных законодательных и иных нормативных правовых актов в соответствии с вновь принятыми федеральными законами и подзаконными актами, предусматривающими дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; внедрение комплексного подхода к созданию многопрофильных современных учреждений социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, проведения эффективной кадровой политики, повышения мотивации работников к труду и поднятия престижа профессии социального работника; повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, работников среднего и младшего медицинского персонала, педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы по области; сохранение установленной тарифной системы дифференциации заработной платы различных категорий работников областных государственных учреждений социального обслуживания населения с учетом профессиональных квалификационных групп; укрепление материально-технической базы областных государственных учреждений социального обслуживания населения; развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги. Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" предусматривает решение следующих основных задач: содействие сокращению бедности в семьях с детьми; снижение семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства; обеспечение отдыха и оздоровления детей; повышение уровня социального обслуживания детей-инвалидов; стимулирование рождаемости; увеличение продолжительности жизни. Мероприятия государственной программы будут осуществляться по следующим основным направлениям: совершенствование правовой базы на основе изменений и вновь принимаемых федеральных законов и подзаконных актов; расширение сферы применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан как в денежной форме, так и в форме услуг, в том числе услуг социального обслуживания населения, а также при предоставлении мер социальной поддержки семье и детям; сокращение сферы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в натуральной форме при одновременном расширении мер социальной продержки, предоставляемых им в денежной форме; развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий. Информация о мероприятиях, реализуемых в рамках государственной программы, приведена в приложении N 2. 5. Прогноз сводных показателей государственных заданий в рамках реализации государственной программы С целью реализации федеральных и областных законодательных и иных нормативных правовых актов, государственной программы областным государственным учреждениям социального обслуживания населения доводятся государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Для областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения (обычного типа) доводится государственное задание на оказание государственной услуги - предоставление гарантированных государством социальных услуг по стационарному социальному обслуживанию. Потребителями данной государственной услуги являются престарелые (мужчины - старше 60 лет, женщины - старше 55 лет) и инвалиды 1-й и 2-й групп (старше 18 лет), частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, предоставлении им необходимых социальных услуг. Для областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения психоневрологического профиля доводится государственное задание на оказание государственной услуги - предоставление гарантированных государством социальных услуг по стационарному социальному обслуживанию. Потребителями данной государственной услуги являются граждане пожилого возраста (мужчины - старше 60 лет, женщины - старше 55 лет) и инвалиды старше 18 лет, страдающие психическими заболеваниями, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, предоставлении им необходимых социальных услуг. Для областных государственных нестационарных учреждений социального обслуживания населения доводится государственное задание на оказание следующих государственных услуг: предоставление гарантированных государством социальных услуг по социальному обслуживанию на дому. Потребителями данной государственной услуги являются граждане пожилого возраста (мужчины - старше 60 лет, женщины - старше 55 лет) и инвалиды; предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, имеющим детей. Для областных государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей доводится государственное задание на оказание следующих государственных услуг: предоставление стационарного социального обслуживания. Потребителями данной государственной услуги являются семьи с детьми и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в экстренной социальной помощи государства, а также женщины в возрасте до 55 лет, попавшие в кризисную ситуацию: подвергшиеся физическому или психическому насилию, потерявшие жилье или работу, оказавшиеся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях; предоставление специализированного стационарного и полустационарного социального обслуживания. Потребителями данной услуги являются несовершеннолетние в возрасте от 4 до 18 лет, имеющие серьезные нарушения в интеллектуальном развитии, страдающие психическими заболеваниями и нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой реабилитации и воспитании; обеспечение отдыха и оздоровления детей, проведение социальной реабилитации. Потребителями данной услуги являются дети, в том числе находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 6 до 15 лет, дети-инвалиды, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии, нуждающиеся в социальной реабилитации, в возрасте от 6 до 17 лет, дети - участники специализированных смен в возрасте от 15 до 17 лет; содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей. Потребителями данной услуги являются органы опеки и попечительства, несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей и нуждающиеся в экстренной социальной помощи государства; осуществление перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов и иных детских учреждений. Потребителями данной услуги являются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, самовольно ушедшие из семей, детских домов, школ-интернатов и иных детских учреждений и нуждающиеся в экстренной социальной помощи государства; организация и проведение социального патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Потребителями данной услуги являются семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; предоставление социального обслуживания полустационарного, нестационарного и на дому. Потребителями данной государственной услуги являются семьи, дети, отдельные граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в оказании помощи. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг областными государственными учреждениями социального обслуживания населения в рамках государственной программы прописан в приложении N 4. 6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы Финансовое обеспечение реализации государственной программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы утверждается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Объем финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования составит 56152896,0 тыс. рублей, в т. ч. за счет средств федерального бюджета - 13755965,5 тыс. рублей (24,5 процента), областного бюджета - 40592277,2 тыс. рублей (72,3 процента), бюджетов муниципальных образований - 227360,0 тыс. рублей (0,4 процента), из внебюджетных источников - 1577293,3 тыс. рублей (2,8 процента). Внебюджетными источниками являются средства, привлекаемые областными государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания населения от оказания платных услуг (плата за стационарное социальное обслуживание и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому), а также средства, поступившие от родителей за полученные путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, средства Пенсионного фонда Российской Федерации, средства негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, прочие безвозмездные поступления. Прогнозная оценка объема средств, поступающих из федерального и областного бюджетов, на период до 2020 года определена: на 2014-2015 годы - средства, утвержденные Законом области "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"; на 2016-2020 годы - с индексацией пособий, компенсаций, иных выплат, а также финансового обеспечения выполнения государственных заданий областными государственными учреждениями социального обслуживания населения с последующим ежегодным уточнением при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий государственной программы и прогнозной оценке на период до 2020 года за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников с указанием главных распорядителей бюджетных средств представлена в приложениях N 2 и 3. 7. Механизм реализации государственной программы Реализация государственной программы будет осуществляться ответственным исполнителем путем координации и взаимодействия с соисполнителями государственной программы, областными государственными учреждениями и организациями, участвующими в ее реализации на территории области, а также в реализации социально-демографической политики. Мероприятия государственной программы будут осуществляться путем реализации следующего механизма: совершенствование нормативного правового обеспечения государственной политики в сфере социального развития, демографии, социальной поддержки и социального обслуживания населения; совершенствование организационной структуры и кадровой политики, финансового, материально-технического, информационного и ресурсного обеспечения; осуществление государственных капитальных вложений в лимитах областной адресной инвестиционной программы; предоставление в соответствии с постановлением администрации области субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области в целях оказания финансовой помощи местным бюджетам по организации отдыха детей с дневной формой; осуществление в соответствии с федеральным законодательством государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; разграничение полномочий и ответственности ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации государственных программ области, утвержденным постановлением администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области". Внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации государственной программы. Ответственный исполнитель государственной программы размещает на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информацию о государственной программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, степени выполнения мероприятий государственной программы. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к государственной программе Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы ПЕРЕЧЕНЬ показателей (индикаторов) государственной программы Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы, подпрограмм Программы и их значениях ---------------------------------------------------------------------------------------------------- N | Показатель | Ед. | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 п/п | (индикатор) |измерения | год | год | год | год | год | год | год | год | год | программы, | |(базо- | | | | | | | | | подпрограмм | | вый) | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Доля населения, % 9,5 10,2 9,8 9,1 8,7 8,5 8,3 8,1 8,0 имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения области 2. Доля граждан, % 98,6 98,7 98,8 98,9 99,0 99,1 99,3 99,5 100,0 получивших социальные услуги в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения 3. Суммарный число де- 1,332 1,368 1,383 1,401 1,423 1,453 1,753 1,754 1,755 коэффициент торожде- рождаемости ний на 1 женщину Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" 4. Уровень % 86,8 86,8 86,8 87,0 87,0 87,0 87,1 87,1 87,1 предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям гражданам в денежной форме 5. Удельный вес % 90,4 91,6 92,8 93,0 93,2 93,5 94,0 96,0 100,0 малоимущих граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с законами области, в общей численности малоимущих граждан в области, обратившихся за получением государственной социальной помощи Подпрограмма "Модернизация и развитие системы социального обслуживания населения" 6. Отсутствие очереди есть/ есть есть есть есть есть есть от- от- от- на получение отсутст- сутст- сутст- сутст социальных услуг в вует вует вует вует областных государственных учреждениях социального обслуживания населения 7. Удельный вес % 39,0 35,3 23,5 17,6 11,8 5,9 0 0 0 зданий областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих капитального ремонта, от общего количества зданий областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий 8. Соотношение средней заработной платы социальных работников, работников среднего и младшего медицинского персонала, педагогических работников, оказывающих услуги детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в областных государственных учреждений социального обслуживания населения к средней заработной плате по Тамбовской области: 8.1. социальных % 46,0 47,5 58,0 68,5 79,0 89,5 100,0 100,0 100,0 работников 8.2. среднего % 63,8 75,6 76,2 79,3 86,3 100,0 100,0 100,0 100,0 медицинского персонала 8.3. младшего % 46,8 50,1 51,0 52,4 70,5 100,0 100,0 100,0 100,0 медицинского персонала 8.4. педагогических % 68,7 71,3 87,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 работников, оказывающих услуги детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 9. Удельный вес % 0,3 0,3 0,9 1,5 2,0 4,0 5 7,0 10,0 граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности 10. Удельный вес % 4,6 4,6 6,8 8,9 10,9 12,8 14,6 14,6 14,7 негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" 11. Доля детей из % 27,2 27,0 26,8 25,8 24,2 23,3 22,5 21,7 20,9 семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности детей - жителей Тамбовской области 12. Удельный вес % 65,5 66,0 66,5 67,0 67,0 67,0 67,0 67,0 67,0 семей с детьми, получающих меры социальной поддержки в соответствии с федеральными и областными законодательными и иными нормативными правовыми актами, от общей численности семей с детьми, проживающих на территории Тамбовской области 13. Удельный вес % 0,18 0,17 0,16 0,15 0,15 0,15 0,14 0,13 0,12 безнадзорных и беспризорных несовершеннолетни- х детей от общей численности детей, проживающих на территории Тамбовской области 14. Удельный вес детей % 64,0 64,5 65,0 65,5 66,1 66,5 66,7 66,8 67,0 школьного возраста, получивших отдых и оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления, от общей численности детей школьного возраста 15. Удельный вес детей- % 98,9 98,9 99,0 99,0 99,1 99,2 99,3 99,6 100,0 инвалидов, получивших социальные услуги в областных государственных учреждениях (отделениях) социального обслуживания населения, от общей численности детей- инвалидов, проживающих на территории Тамбовской области 16. Количество ед. 65 700 700 700 700 700 700 700 700 многодетных семей, которым предоставлен областной материнский (семейный) капитал на улучшение жилищных условий (за год) 17. Количество ед. 8 10 14 12 12 12 12 12 12 многодетных семей, которым предоставлено субсидирование процентной ставки по кредиту, полученному в банке на строительство жилья (за год) 18. Доля многодетных % 10,7 10,8 10,9 11,0 11,2 11,4 11,5 11,7 11,9 семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия в отчетном году, в общем числе многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 19. Численность человек - 1348 2100 3730 4920 5740 6000 6300 7000 граждан, получивших выплату на третьего и последующего ребенка, рожденного в семье, имеющей среднедушевой доход ниже сложившегося среднедушевого дохода населения Тамбовской области (за год) 20. Удельный вес лиц % 9,6 33,1 19,3 20,7 22,7 25,3 29,1 34,9 44,6 из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, (за отчетный год) от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (на начало отчетного года) 21. Численность человек - 1167 906 846 772 692 602 502 392 граждан, состоящих в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (на начало отчетного года) Справочно: человек 1291 1167 781 606 431 256 81 - - численность граждан, состоящих в Едином списке лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право на получение жилого помещения возникло и не реализовано по состоянию на 01.01.2013 (на начало отчетного года) 22. Численность лиц из человек 124 386 175 175 175 175 175 175 175 числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших жилое помещение (за отчетный год) ---------------------------------------------------------------------------------------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к государственной программе Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий государственной программы Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Наименование | Ответственный | Ожидаемые непосредственные | Объемы финансирования, тыс. руб., в т. ч. подпрограммы, | исполнитель, | результаты | основного | соисполнители |------------------------------------------------------------------------------------------------------ мероприятия, | | наименование | единица | значение | федеральный | областной | местный | внебюджетные мероприятия | | | изме- | по годам | бюджет | бюджет | бюджет | средства | | | рения | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" 1.1. Ежемесячная управление Дополнительное чел. 2014 2396 96172,5 доплата к социального материальное пенсиям развития обеспечение 2015 2796 110384,7 отдельным области отдельных категориям категорий 2016 2756 110384,7 граждан пенсионеров. (государственных Количество 2017 2756 110384,7 служащих, отдельных муниципальных категорий граждан, 2018 2756 110384,7 служащих) получающих ежемесячную 2019 2756 110384,7 доплату к пенсиям 2020 2756 110384,7 1.2. Ежемесячная управление Функционирующая чел. 2014 2904 19270,9 денежная социального система поддержки выплата на развития отдельных 2015 2904 22163,3 обеспечение мер области категорий граждан, социальной работающих в 2016 2014 16246,1 поддержки сельской отдельных местности и 2017 1920 18364,8 категорий рабочих поселках. граждан, Численность 2018 1838 19637,4 работающих в работающих в сельской системе 2019 1771 21059,7 местности и социальной рабочих поселках защиты, 2020 1771 23418,4 получающих ежемесячную выплату 1.3. Ежемесячная управление Дополнительное чел. 2014 14500 38222,9 денежная социального ежемесячное выплата развития материальное 2015 15500 40859,0 ветеранам труда области обеспечение Тамбовской ветеранов труда 2016 16500 45626,3 области Тамбовской области. 2017 17000 49265,3 Количество ветеранов труда 2018 18000 54614,9 Тамбовской области, 2019 18000 57018,0 получающих ежемесячную 2020 18500 61063,1 денежную выплату 1.4. Ежемесячная управление Дополнительное чел. 2014 580 2627,0 денежная выплата социального ежемесячное реабилитированным развития материальное 2015 570 2583,2 лицам и лицам, области обеспечение признанным реабилитированных 2016 550 2614,7 пострадавшими от лиц и лиц, политических признанных 2017 520 2590,7 репрессий пострадавшими от политических 2018 510 2660,3 репрессий. Количество 2019 480 2614,0 реабилитированных лиц и лиц, 2020 450 2553,6 признанных пострадавшими от политических репрессий, получающих ежемесячную денежную выплату 1.5. Ежемесячная управление Дополнительное чел. 2014 74200 224573,1 денежная выплата социального ежемесячное ветеранам труда и развития материальное 2015 74200 224573,1 лицам, к ним области обеспечение приравненным ветеранов труда и 2016 74000 234942,2 лиц, к ним приравненных. 2017 73500 244555,8 Количество ветеранов труда и лиц, к ним 2018 73500 256049,9 приравненных, получающих 2019 73000 265497,6 ежемесячную денежную выплату 2020 72500 274753,6 1.6. Ежемесячная управление Дополнительное чел. 2014 9500 43244,9 денежная выплата социального ежемесячное труженикам тыла развития материальное 2015 8400 38237,6 области обеспечение тружеников тыла. 2016 7500 35813,6 Количество тружеников тыла, 2017 7000 35030,5 получающих ежемесячную 2018 6000 31437,4 денежную выплату 2019 5000 27350,5 2020 4000 22799,4 1.7. Ежемесячные управление Дополнительное чел. 2014 400 2548,2 денежные выплаты социального ежемесячное инвалидам боевых развития материальное 2015 400 2660,5 действий и области обеспечение нетрудоспособным инвалидов боевых 2016 380 2651,3 членам семей действий и погибших (умерших) нетрудоспособных 2017 380 2778,6 ветеранов боевых членов семей действий погибших (умерших) 2018 360 2756,1 ветеранов боевых действий. Количество 2019 320 2557,7 инвалидов боевых действий и 2020 300 2498,6 нетрудоспособных членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, получающих ежемесячную денежную выплату 1.8. Выплата управление Возмещение чел. 2014 2376 11931,3 социального пособия социального органами на погребение и развития исполнительной 2015 2376 12480,1 возмещение расходов области власти расходов на по гарантированному погребение 2016 2376 13091,6 перечню услуг по погребению 2017 2376 13720,0 2018 2376 14364,8 2019 2376 14996,9 2020 2376 15626,8 1.9. Государственные управление Реализация прав чел. 2014 5 116,0 единовременные социального граждан на пособия и развития социальную 2015 5 116,0 ежемесячные области поддержку при денежные возникновении 2016 5 116,0 компенсации поствакциональных гражданам при осложнений. 2017 5 116,0 возникновении Дополнительное поствакциональных материальное 2018 5 116,0 осложнений обеспечение граждан при возникновении 2019 5 116,0 поствакциональных осложнений. 2020 5 116,0 Численность граждан, получивших материальную поддержку 1.10. Выплаты управление Материальная чел. 2014 160 1256,1 инвалидам социального поддержка компенсаций развития инвалидов, 2015 140 1256,1 страховых премий по области получивших договорам транспортное 2016 80 52,0 обязательного средство от органов страхования социальной защиты. 2017 60 42,0 гражданской Численность граждан, ответственности получивших 2018 30 29,0 владельцев материальную транспортных средств поддержку 2019 20 15,0 2020 20 15,0 1.11. Обеспечение управление Функционирующая чел. 2014 2700 27597,8 мер социальной социального система поддержки поддержки для лиц, развития лиц, награжденных 2015 2750 28978,8 награжденных знаком области знаком "Почетный "Почетный донор донор СССР", 2016 2650 28978,8 СССР, "Почетный "Почетный донор донор России" России". Количество 2017 2600 28978,8 лиц, пользующихся мерами социальной 2018 2600 28978,8 поддержки 2019 2500 28978,8 2020 2500 28978,8 1.12. Обеспечение управление Предоставление чел. 2014 52000 119561,6 равной доступности социального льготного проезда услуг общественного развития региональной 2015 51000 129137,8 транспорта для области категории отдельных категорий льготников. 2016 50500 136439,1 граждан, оказание Количество граждан, мер социальной пользующихся 2017 50000 144139,1 поддержки которым льготным проездом относится к ведению 2018 48000 147921,3 Тамбовской области 2019 48000 157092,4 2020 48000 165889,6 1.13. Обеспечение управление Предоставление чел. 2014 41000 64910,5 равной доступности социального льготного проезда услуг общественного развития федеральной 2015 40000 70256,2 транспорта для области категории отдельных категорий льготников. 2016 38500 72152,2 граждан, оказание Количество граждан, мер социальной пользующихся 2017 37000 73986,9 поддержки которым льготным проездом относится к ведению 2018 35000 74816,9 Российской Федерации 2019 34000 77185,3 2020 33000 79110,4 1.14. Предоставление управление Предоставление чел. 2014 160163,1 субсидий социального льготного проезда организациям, развития отдельным 2015 171935,0 осуществляющим области категориям граждан льготные перевозки 2016 183454,6 общественным транспортом 2017 195746,1 отдельных категорий граждан 2018 209252,6 2019 222226,3 2020 234671,0 1.15. Оплата управление Функционирующая чел. 2014 120658 1036976,5 жилищно- социального система социальной коммунальных услуг развития поддержки 2015 118272 1109565,9 отдельным области федеральной категориям граждан категории граждан по 2016 115910 1109565,9 оплате жилищно- коммунальных услуг. 2017 113590 1109565,9 Количество граждан, получающих меры 2018 111320 1109565,9 социальной поддержки 2019 109100 1109565,9 2020 109000 1109565,9 1.16. Обеспечение управление Функционирующая чел. 2014 13198 83538,1 мер социальной социального система социальной поддержки ветеранов развития поддержки ветеранов 2015 13943 100147,0 труда Тамбовской области труда Тамбовской области области. Количество 2016 14720 118626,7 граждан, получающих меры социальной 2017 15550 139977,5 поддержки 2018 16420 165102,7 2019 17340 194055,2 2020 18310 227860,6 1.17. Обеспечение управление Функционирующая чел. 2014 772 14540,2 мер социальной социального система социальной поддержки развития поддержки 2015 748 16183,2 реабилитированных области реабилитированных лиц и лиц, лиц и лиц, 2016 725 17599,2 признанных признанных пострадавшими от пострадавшими от 2017 703 19061,8 политических политических репрессий репрессий. 2018 682 20656,0 Количество граждан, получающих меры 2019 660 22248,5 социальной поддержки 2020 640 23990,6 1.18. Обеспечение управление Функционирующая чел. 2014 81497 1003850,6 мер социальной социального система социальной поддержки ветеранов развития поддержки ветеранов 2015 80604 1144360,3 труда и лиц, к ним области труда и лиц, к ним приравненных приравненных. 2016 79800 1271165,0 Количество граждан, получающих меры 2017 79002 1405692,4 социальной поддержки 2018 78210 1554417,5 2019 77430 1712812,5 2020 75500 1857172,8 1.19. Обеспечение управление Функционирующая чел. 2014 2203 33071,3 мер социальной социального система социальной поддержки развития поддержки 2015 1996 36227,2 тружеников тыла области тружеников тыла. Количество граждан, 2016 1700 34619,1 получающих меры социальной 2017 1498 34074,7 поддержки 2018 1290 32776,5 2019 570 16119,2 2020 500 15723,3 1.20. Предоставление управление Повышение уровня чел. 2014 30600 624130,0 гражданам субсидий социального материального на оплату жилого развития благосостояния 2015 30700 717749,8 помещения и области населения. коммунальных услуг Численность граждан, 2016 30700 805315,3 получающих субсидии на оплату 2017 30800 902467,3 жилого помещения и коммунальных услуг 2018 30800 1008056,0 2019 30800 1121966,3 2020 30800 1247626,5 1.21. Бесплатный управление Функционирующая чел. 2014 840 2051,1 проезд в социального система социальной общественном развития поддержки инвалидов 2015 650 2051,1 транспорте на области и участников Великой городских, Отечественной войны 2016 500 1683,5 пригородных и 1941-1945 годов, межмуниципальных бывших 2017 400 1437,0 маршрутах инвалидов несовершеннолетних и участников Великой узников концлагерей, 2018 250 960,1 Отечественной войны гетто и других мест 1941-1945 годов, принудительного 2019 200 815,7 бывших содержания, несовершеннолетних созданных 2020 200 861,4 узников концлагерей, фашистами и их гетто и других мест союзниками в период принудительного второй мировой содержания, войны, и лиц, созданных награжденных знаком фашистами и их "Жителю блокадного союзниками в период Ленинграда". второй мировой Количество граждан, войны, и лиц, пользующихся награжденных знаком бесплатным проездом "Жителю блокадного Ленинграда" 1.22. Обеспечение управление Материальная чел. 2014 94 2963,2 мер социальной социального поддержка граждан, поддержки граждан, развития проживающих на 2015 95 2963,2 страдающих области территории почечной Тамбовской области, 2016 95 3105,4 недостаточностью страдающих хронической 2017 96 3251,3 почечной недостаточностью и 2018 96 3394,4 нуждающихся в получении 2019 96 3536,9 медицинских услуг "гемодиализа". 2020 96 3685,5 Количество граждан, получающих меру социальной поддержки 1.23. Оказание управление Удельный вес % 2014 55 36401,8 государственной социального граждан, социальной помощи развития обеспеченных 2015 55 36401,8 отдельным области санаторно-курортным категориям граждан в лечением, в общем 2016 55 36401,8 части оплаты числе граждан, санаторно-курортного состоявших на учете 2017 55 36401,8 лечения, а также для получения проезда на санаторно-курортного 2018 55 36401,8 междугородном лечения транспорте к месту 2019 55 36401,8 лечения и обратно 2020 55 36401,8 1.24. Оказание управление Материальная чел. 2014 4260 42600,0 государственной социального поддержка граждан, социальной помощи развития оказавшихся в 2015 4260 42600,0 гражданам области трудной жизненной ситуации. Количество 2016 3900 40200,0 граждан, получивших государственную 2017 3700 37800,0 социальную помощь 2018 3500 35400,0 2019 3300 33000,0 2020 3100 31500,0 1.25. управление Материальная чел. 2014 500 2000,0 2000,0 Софинансирование социального поддержка социальной развития неработающих 2015 500 2000,0 2000,0 программы области граждан, оказавшихся Пенсионного фонда в трудной жизненной 2016 500 2000,0 2000,0 Российской ситуации. Количество Федерации, связанной граждан, получивших 2017 500 2000,0 2000,0 с оказанием адресной социальную помощь социальной помощи 2018 500 2000,0 2000,0 неработающим гражданам 2019 500 2000,0 2000,0 2020 500 2000,0 2000,0 1.26. Расширение управление Повышение чел. сферы применения социального результативности социальных развития оказания 2014 80 2400,0 контрактов области, государственной управление социальной помощи, 2015 80 2400,0 образования и уменьшение науки области, иждивенческих 2016 160 4800,0 управление настроений, здравоохранения увеличение 2017 240 7200,0 области эффективности оказания 2018 320 9600,0 материальной помощи семьям, 2019 400 12000,0 находящимся в трудной жизненной 2020 450 13500,0 ситуации. Количество граждан, получивших адресную помощь путем заключения социальных контрактов 1.27. Социальная управление Пожизненная чел. 2014 2 264,9 поддержка Героев социального материальная Советского Союза, развития поддержка Героев 2015 2 264,9 Героев Российской области Советского Союза, Федерации и полных Героев Российской 2016 2 264,9 кавалеров ордена Федерации и полных Славы кавалеров ордена 2017 2 264,9 Славы. Численность получателей мер 2018 2 264,9 социальной поддержки 2019 2 264,9 2020 2 264,9 1.28. Социальная управление Пожизненная чел. 2014 1 184,9 поддержка Героев социального материальная Социалистического развития поддержка Героев 2015 1 184,9 Труда и полных области Социалистического кавалеров ордена Труда и полных 2016 1 184,9 Трудовой Славы кавалеров ордена Трудовой Славы. 2017 1 184,9 Численность получателей мер 2018 1 184,9 социальной поддержки 2019 1 184,9 2020 1 184,9 ИТОГО по 2014 1104798,0 2594370,5 подпрограмме 2015 1178768,4 2891952,3 2016 1177564,3 3152530,6 2017 1177554,3 3443524,5 2018 1177541,3 3756259,5 2019 1177527,3 4076537,4 2020 1177527,3 4416689,9 2. Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" 2.1. Финансовое управление Доля граждан % 2014 98,8 898007,2 191734,1 обеспечение социального пожилого возраста и областных развития инвалидов, 2015 98,9 975204,1 201129,0 государственных области получивших учреждений социальные услуги в 2016 99,0 1018282,5 210582,1 социального стационарных обслуживания, условиях и на дому, в 2017 99,1 1062060,6 220479,5 оказывающих услуги общем числе граждан, по социальному обратившихся за 2018 99,3 1104523,6 230180,6 обслуживанию получением данных граждан пожилого услуг в учреждения 2019 99,6 1146379,6 239848,2 возраста и инвалидов, социального в том числе обслуживания 2020 100,0 1189481,2 249921,8 населения 2.1.1. Укрепление управление Удельный вес % 2014 23,5 0,0 38346,8 материально- социального зданий областных технической базы развития государственных 2015 17,6 0,0 40225,8 областных области стационарных государственных учреждений 2016 11,8 43800,0 42116,4 учреждений социального социального обслуживания 2017 5,9 43800,0 44095,9 обслуживания граждан пожилого населения возраста и 2018 0 43800,0 46036,0 инвалидов (взрослых и детей), 2019 0 43800,0 47969,6 лиц без определенного 2020 0 43800,0 49984,4 места жительства и занятий, требующих капитального ремонта, от общего количества зданий областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий 2.2. управление Укрепление % 2014 96,3 5370,0 5370,0 Софинансирование социального материально- социальной развития технической базы 2015 96,8 5370,0 5370,0 программы области стационарных и Пенсионного фонда полустационарных 2016 97,3 5370,0 5370,0 Российской учреждений Федерации, связанной социального 2017 97,8 5370,0 5370,0 с укреплением обслуживания для материально- граждан пожилого 2018 98,3 5370,0 5370,0 технической базы возраста и инвалидов, учреждений в том числе закупка 2019 99 5370,0 5370,0 социального оборудования и обслуживания обеспечение 2020 100 5370,0 5370,0 населения мобильных бригад автотранспортом в рамках софинансирования областной социальной программы за счет субсидий Пенсионного фонда Российской федерации. Удельный вес учреждений социального обслуживания населения, приведенных в соответствие с государственными стандартами социального обслуживания, к общему числу действующих учреждений 2.3. Оказание услуг управление Удельный вес 2014 6,8 350,0 по социальному социального негосударственных обслуживанию гражданам развития организаций, 2015 8,9 458,0 пожилого возраста, области оказывающих инвалидам социальные услуги, 2016 10,9 560,0 негосударственными от общего количества организациями учреждений всех 2017 12,8 650,0 форм собственности 2018 14,6 760,0 2019 14,6 800,0 2020 14,7 1000,0 ИТОГО по 2014 5370,0 903377,2 192084,1 подпрограмме 2015 5370,0 980574,1 201587,0 2016 5370,0 1023652,5 211142,1 2017 5370,0 1067430,6 221129,5 2018 5370,0 1109893,6 230940,6 2019 5370,0 1151749,6 240648,2 2020 5370,0 1194851,2 250921,8 3. Подпрограмма "Совершенствование социального обслуживания семей с детьми" 3.1. Выплата управление Функционирующая чел. 2014 376 20963,6 единовременного социального система материальной пособия беременной развития поддержки семей с 2015 376 22015,6 жене области детьми военнослужащего, военнослужащих, 2016 376 22015,6 проходящего проходящих военную военную службу по службу по призыву. 2017 376 22015,6 призыву, а также Количество семей, ежемесячного получающих 2018 376 22015,6 пособия на ребенка единовременное военнослужащего, пособие 2019 376 22015,6 проходящего военную службу по 2020 376 22015,6 призыву 3.2. Выплата управление Функционирующая чел. 2014 54600 146128,9 ежемесячного социального система материальной пособия на ребенка развития поддержки семей с 2015 52000 146128,9 области детьми. Количество детей, на которых 2016 51400 151771,5 назначено ежемесячное пособие 2017 51000 158219,4 2018 50600 164779,2 2019 50100 171114,5 2020 49400 177347,8 3.3. Ежемесячная управление Функционирующая чел. 2014 35 324,8 выплата детям социального система материальной военнослужащих и развития поддержки детей 2015 35 324,8 сотрудников органов области военнослужащих и внутренних дел, сотрудников органов 2016 35 340,7 погибших при внутренних дел, исполнении погибших при 2017 35 357,1 обязанностей военной исполнении службы (служебных обязанностей военной 2018 35 373,9 обязанностей) службы (служебных обязанностей). 2019 35 390,4 Количество детей, получивших 2020 35 406,8 ежемесячную выплату 3.4. Ежемесячная управление Создание условий для чел. 2014 2100 130058,7 59430,6 денежная выплата на социального стимулирования третьего и развития рождаемости третьего 2015 3730 219453,8 164415,4 последующего области и последующих детей ребенка в семье. Численность 2016 4920 322051,0 164415,4 детей, на которых выплачивается 2017 5740 322051,0 164415,4 ежемесячная денежная выплата 2018 6000 322051,0 164415,4 2019 6300 322051,0 164415,4 2020 7000 322051,0 164415,4 3.5. Ежемесячная управление Функционирующая чел. 2014 8330 20885,6 выплата беременным социального система социальной женщинам, развития поддержки 2015 8330 20885,6 страдающим анемией, области беременных женщин, детям первого года страдающих анемией, 2016 8330 21909,0 жизни детей первого года жизни. Количество 2017 8330 22960,6 получателей ежемесячной 2018 8330 24039,7 выплаты 2019 8330 25097,4 2020 8330 26151,5 3.6. Единовременное управление Функционирующая чел. 2014 2900 41064,8 пособие при социального система социальной рождении ребенка развития поддержки 2015 3000 42811,6 гражданам, не области неработающих подлежащим граждан при 2016 3000 42811,6 обязательному рождении ребенка. социальному Количество детей, на 2017 3000 42811,6 страхованию на которых случай временной выплачивается 2018 3000 42811,6 нетрудоспособности и единовременное в связи с пособие 2019 3000 42811,6 материнством, в том числе обучающимся 2020 3000 42811,6 по очной форме обучения в образовательных учреждениях 3.7. Пособия по уходу управление Функционирующая чел. 2014 6000 348102,0 за ребенком до социального система социальной достижения им развития поддержки граждан, 2015 6300 364323,5 возраста полутора лет области не подлежащих гражданам, не обязательному 2016 6300 364323,5 подлежащим социальному обязательному страхованию на 2017 6300 364323,5 социальному случай временной страхованию на нетрудоспособности и 2018 6300 364323,5 случай временной в связи с нетрудоспособности и материнством. 2019 6300 364323,5 в связи с Количество материнством получателей 2020 6300 364323,5 ежемесячного пособия 3.8. Субвенции управление Охват детей из % 2014 100 8039,2 бюджетам социального многодетных семей, муниципальных развития посещающих 2015 100 8039,2 образований на области муниципальные скидку по оплате за образовательные 2016 100 8039,2 содержание детей в учреждения, общеобразовательных реализующие 2017 100 8039,2 учреждениях, основную реализующих общеобразовательную 2018 100 8039,2 основную программу общеобразовательную дошкольного 2019 100 8039,2 программу образования, к дошкольного общему числу детей, 2020 100 8039,2 образования нуждающихся в предоставлении данной меры социальной поддержки 3.9. Субсидии управление Охват детей из % 2014 100 90,0 бюджетным социального многодетных семей, учреждениям на развития посещающих 2015 100 90,0 скидку по оплате за области ведомственные содержание детей в образовательные 2016 100 90,0 ведомственных учреждения, образовательных реализующие 2017 100 90,0 учреждениях, основную реализующих общеобразовательную 2018 100 90,0 основную программу общеобразовательную дошкольного 2019 100 90,0 программу образования, к дошкольного общему числу детей, 2020 100 90,0 образования нуждающихся в предоставлении данной меры социальной поддержки 3.10. Компенсация управление Функционирующая чел. 2014 29000 55138,9 части родительской социального система социальной платы за содержание развития поддержки семей, чьи 2015 29000 55138,9 ребенка в области дети посещают государственных и дошкольные 2016 29000 55138,9 муниципальных образовательные образовательных учреждения, 2017 29000 55138,9 учреждениях, реализующие реализующих основную 2018 29000 55138,9 основную общеобразовательную общеобразовательную программу 2019 29000 55138,9 программу дошкольного дошкольного образования. 2020 29000 55138,9 образования Количество получателей ежемесячной выплаты 3.11. Субвенции управление Охват обучающихся в % 2014 100 47611,2 бюджетам социального общеобразовательных муниципальных развития учреждениях из 2015 100 47611,2 образований на области многодетных семей, бесплатное питание получающих питание, 2016 100 47611,2 детей из многодетных к общей численности семей, обучающихся обучающихся из 2017 100 47611,2 в многодетных семей общеобразовательных 2018 100 47611,2 учреждениях 2019 100 47611,2 2020 100 47611,2 3.12. Предоставление управление Доля многодетных % 2014 98,5 70000,0 областного социального семей, получивших материнского развития областной 2015 98,5 70000,0 (семейного) капитала области материнский на приобретение, (семейный) капитал, 2016 98,5 70000,0 строительство жилого от общего числа помещения, а также обратившихся 2017 98,5 70000,0 на реконструкцию многодетных семей за объекта данной мерой 2018 98,5 70000,0 индивидуального жилищного 2019 98,5 70000,0 строительства 2020 98,5 70000,0 3.13. Выплата управление Материальная семья 2014 5520 71124,8 ежемесячного социального поддержка пособия на детей из развития многодетных семей. 2015 5730 71124,8 многодетных семей области Количество семей, получающих 2016 5940 77344,3 ежемесячное пособие 2017 6140 83786,0 2018 6200 88581,2 2019 6300 93970,4 2020 6400 99471,4 3.14. Ежемесячная управление Доля многодетных % 2014 100 919,8 денежная выплата на социального семей, получающих питание детей из развития денежную выплату на 2015 100 919,8 многодетных семей области питание (при отсутствии по обучающихся в 2016 100 919,8 месту обучения общеобразовательных столовой или при учреждениях, к 2017 100 919,8 обучении детей за общей численности пределами области), а семей, имеющих 2018 100 919,8 также обучающихся право на данную меру из многодетных семей 2019 100 919,8 в ведомственных общеобразовательных 2020 100 919,8 учреждениях 3.15. Возмещение управление Доля многодетных % 2014 95 34087,7 платы за социального семей, получивших коммунальные услуги развития возмещение платы за 2015 95 34087,7 и твердое топливо области коммунальные услуги многодетным семьям и твердое топливо, от 2016 95 38246,4 общего числа многодетных семей 2017 95 42721,2 2018 95 47719,6 2019 95 53111,9 2020 95 59060,4 3.16. Денежная управление Доля детей, % 2014 100 25860,2 выплата на социального обеспеченных приобретение развития денежной выплатой 2015 100 25860,2 школьной формы для области на приобретение детей из многодетных школьной формы, от 2016 100 25860,2 семей числа детей из многодетных семей, 2017 100 25860,2 обучающихся в общеобразовательных 2018 100 25860,2 учреждениях 2019 100 25860,2 2020 100 25860,2 3.17. Прочие меры управление Доля семей, % 2014 100 8178,3 социальной социального получивших поддержки развития субсидирование 2015 100 8178,3 многодетных семей области процентной ставки по кредиту, полученному 2016 100 8178,3 для возмещения Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|