Расширенный поиск
Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 25.12.2012 № 360-псЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ 10-я СЕССИЯ V СОЗЫВА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25.12.2012г. г.Липецк N 360-пс О результатах мониторинга Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях Липецким областным Советом депутатов в соответствии с Законом Липецкой области от 5 декабря 2008 года N 213-ОЗ "О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области" и Программой нормотворческих работ Липецкого областного Совета депутатов на 2012 год проведен мониторинг Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях (информация о ходе реализации Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях прилагается). Руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и статьей 9 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года N 213-ОЗ "О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области", Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять информацию о ходе реализации Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях к сведению. 2. Комитету по законодательству и правовым вопросам подготовить предложения о внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях в соответствие с требованиями федерального законодательства и судебной практикой. 3. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти области в целях повышения государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, среды их обитания, рассмотреть вопрос о необходимости
принятия отдельных нормативных правовых актов области в сфере охраны и использования животного мира. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления:
а) рассмотреть вопрос о необходимости приведения нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения, по которым Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в соответствие с требованиями федерального законодательства и судебной практикой; б) обратить внимание на своевременное принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. 5. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" информацию о ходе реализации Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях направить в Министерство юстиции Российской Федерации, а также другим органам и заинтересованным лицам. 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого областного Совета депутатов П.И.Путилин МОНИТОРИНГ КОДЕКСА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРЕДМЕТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОДЕКСА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 1. Предмет правового регулирования и задачи Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законов и
иных нормативных правовых актов области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определяет подведомственность дел об
административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом,
перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом,
а также устанавливает случаи составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях, должностными лицами органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля. Задачами Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях является охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, охрана окружающей среды, защита общественной
нравственности, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. 2. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования административной ответственности на территории Липецкой области В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законодательство об
административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях, принятый 31 августа 2004 года, представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт, содержащий материально-правовые нормы, определяющие сущность общих положений, особенную часть с установлением оснований и мер административной ответственности, и комплексные нормы
(полномочия должностных лиц на составление протоколов об определенных
видах административных правонарушений и полномочия мировых судей, коллегиальных органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях). Практика применения Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях показала эффективность и результативность содержащихся в нем норм. Особенностью Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях является его мобильность, что позволяет оперативно реагировать на происходящие социальные процессы и принудительными административными мерами ограничивать негативные проявления. С момента принятия Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях в него 26 раз вносились изменения. Если на момент принятия КоАП Липецкой области включал 32 статьи, содержащих 42 состава административных правонарушений, то по состоянию на 1 января 2012 года в нем предусмотрено 46 статей, содержащих 58 составов административных правонарушений. Статьи 3.5, 5.13 - 5.15, 8.12, 8.13 включены в КоАП области в период 2009 - 2011 годов. При этом имеются случаи исключения составов административных правонарушений из Кодекса
Липецкой области об административных правонарушениях. К примеру, статья 5.10 "Непредставление декларации, нарушение срока представления декларации, установленного нормативным правовым актом администрации области, или представление недостоверной декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции", статья 8.9 "Несоблюдение установленного запрета деятельности по организации и проведению азартных игр", статья 9.3 "Нарушение правил провоза домашних животных", статья 9.6 "Несоблюдение установленных нормативов
технического обслуживания транспортных средств, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования", статья 9.8 "Выдача билета неустановленного образца и (или) нарушение ведения билетно-учетной документации", статья 9.9 "Нарушение требований к внутреннему и (или)
внешнему обустройству транспортных средств, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования", статья 9.10 "Нарушение правил посадки, высадки пассажиров из трамвая, троллейбуса, автобуса", статья 10.1 "Нецелевое использование бюджетных средств", статья 10.2 "Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной
основе", статья 10.3 "Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами" были исключены. Эти изменения были
вызваны необходимостью приведения Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях в соответствие с нормами федерального законодательства. Это в очередной раз показывает, насколько динамичными являются общественные отношения в сфере установления административной ответственности. Очевидно, что оценить данный Кодекс в качестве идеального законодательного акта невозможно, т.к. практика применения, да и сама жизнь, несомненно, будут постоянно вносить свои изменения и
коррективы. Все статьи Особенной части Кодекса Липецкой области об административной ответственности могут быть подразделены на две категории: статьи, диспозиции которых предусматривают противоправное действие или бездействие, за которое установлена административная ответственность (3.1, 3.2, 3.4, 4.2, 4.6, 5.13, 7.1, 7.2, 8.1, 8.2, 8.4, 8.11, 8.12, 8.13, 9.1, 9.5, 9.7, 9.11 КоАП Липецкой области); статьи, диспозиции которых содержат отсылочные нормы, в связи с чем их применение возможно лишь в случае принятия соответствующего нормативного правового акта. Так, применение ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.3, 5.5, 5.6, частями 3 и 4 статьи 6.2, 8.5 - 8.8, частями 1 и 3 статьи 8.10, 9.4 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, возможно только
при наличии соответствующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления. К вопросам, которые требуют правового закрепления на муниципальном уровне, относятся: - утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (ст. 5.1 КоАП Липецкой области); - порядок организации стоянки автомототранспортных средств (ст. 5.2 КоАП Липецкой области); - правила благоустройства территорий поселений и городских округов, в том числе требований к использованию и охране городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселений, городских округов (ст. 5.3 КоАП Липецкой области); - правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений (ст. 5.5 КоАП Липецкой области); - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других
элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях (красные линии) (в градостроительной документации) (ст. 5.6 КоАП Липецкой области); - порядок использования и распоряжения объектами, находящимися в муниципальной собственности (части 3, 4 ст. 6.2 КоАП Липецкой области); - правила содержания собак и иных домашних животных, а также птиц
(ст. 8.5 КоАП Липецкой области); - правила проведения зрелищных мероприятий (ст. 8.6 КоАП Липецкой
области); - правила использования пиротехнических изделий (ст. 8.7 КоАП Липецкой области); - требования по отлову безнадзорных домашних животных (ст. 8.8 КоАП Липецкой области); - установление мест, не соответствующих требованиям к обеспечению
мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (части 1, 3 ст. 8.10 КоАП Липецкой области); - правила пользования общественным транспортом (ст. 9.4 КоАП Липецкой области). В ряде муниципальных образований необходимое правовое регулирование по обозначенным вопросам отсутствует, несмотря на то, что уже прошло довольно значительное время с момента внесения изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях. Применение ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4.1, 4.3 - 4.5, 5.8, 5.9, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2, 7.3, 7.4, 8.3 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, возможно только
при наличии соответствующих нормативных правовых актов Липецкой области. К вопросам, которые требуют правового закрепления в нормативных правовых актах Липецкой области, относятся: - требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 4.1 КоАП Липецкой области); - правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах (ст. 4.3 КоАП Липецкой области); - правила пользования объектами животного мира (ст. 4.4 КоАП области); - порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков (ч. 1 ст. 4.5 КоАП Липецкой области); - порядок оформления, государственной регистрации, выдачи, учета и хранения лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками
недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанными с добычей полезных ископаемых на территории
Липецкой области (ч. 2 ст. 4.5 КоАП Липецкой области); - порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан
малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 5.8 КоАП Липецкой области); - порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 2 ст. 5.8 КоАП Липецкой области); - порядок предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда области (ч. 3 ст. 5.8 КоАП Липецкой области); - установление ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции (ст. 5.9 КоАП Липецкой области); - порядок заключения договора о предоставлении торгового места на
розничном рынке (ст. 5.11 КоАП Липецкой области); - требования к торговым местам на розничном рынке (ст. 5.12 КоАП Липецкой области); - порядок организации деятельности ярмарок (ст. 5.14 КоАП Липецкой области); - осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, установленных планом организации розничных рынков на территории области (ст. 5.15 КоАП Липецкой области); - требования сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, их территорий (ст. 6.1 КоАП Липецкой области); - порядок распоряжения объектами, находящимися в собственности Липецкой области (ч. 1 ст. 6.2 КоАП Липецкой области); - порядок использования официальных символов Липецкой области (ст. 7.3 КоАП Липецкой области); - деятельность Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области (ст. 7.4 КоАП Липецкой области); - правила охраны жизни людей на водоемах (ст. 8.3 КоАП Липецкой области). Обозначенные вопросы нашли свое закрепление в законах Липецкой области: - от 08.01.2003 N 33-ОЗ (в ред. от 24.02.2012) "Об охране окружающей среды Липецкой области"; - от 05.08.2005 N 208-ОЗ (в ред. от 07.09.2011) "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда"; - от 06.06.2007 N 54-ОЗ (в ред. от 07.09.2011) "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области"; от 05.08.2005 N 207-ОЗ (в ред. от 07.09.2011) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета
малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде"; - от 18.10.2005 N 226-ОЗ "О порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального
найма, в случаях совершения ими действий и сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых ими жилых помещений или к их отчуждению"; - от 06.04.2007 N 35-ОЗ (в ред. от 24.02.2012) "О некоторых вопросах, связанных с организацией розничных рынков на территории Липецкой области"; - от 31.08.2009 N 301-ОЗ (в ред. от 27.10.2010) "О правовом регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Липецкой области"; - от 26.03.2004 N 97-ОЗ (в ред. от 16.10.2007) "О приватизации государственного имущества Липецкой области"; от 24.05.2010 N 390-ОЗ "О порядке передачи и приема объектов государственной и муниципальной
собственности"; - от 21.07.2003 N 60-ОЗ (в ред. от 18.08.2011) "О гербе и флаге Липецкой области"; - от 27.08.2001 N 155-ОЗ (в ред. от 14.07.2011) "Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области"; - от 18.08.2011 N 523-ОЗ (в ред. от 02.05.2012) "Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области"; в постановлениях Липецкого областного Совета депутатов:
- от 21.06.2007 N 306-пс (в ред. от 20.10.2011) "О правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Липецкой области"; - от 06.07.2006 N 1320-пс (в ред. от 18.02.2010) "О Положении о порядке оформления, переоформления государственной регистрации, выдачи, учета и хранения лицензий на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного
значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанными с добычей полезных ископаемых, на
территории Липецкой области"; - от 21.06.2007 N 305-пс "О правилах охраны жизни людей на водных
объектах Липецкой области"; в постановлениях администрации Липецкой области:
- от 18.02.2009 N 36 (в ред. от 14.07.2010) "О запрете производства охоты на отдельных территориях общедоступных охотничьих угодий"; - от 14.09.2011 N 335 "Об установлении ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты в период осенне-зимней охоты на пушных зверей, зайца
и барсука 2011 - 2012 годов"; - от 01.08.2012 N 308 "Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях"; - от 01.06.2011 N 198 "Об утверждении порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений для своих нужд, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков"; - от 02.05.2012 N 156 (в ред. от 01.06.2012) "О регулировании оборота алкогольной продукции на территории Липецкой области"; - от 24.08.2009 N 304 (в ред. от 11.04.2011) "О регулировании отношений, связанных с организацией розничных рынков и организацией деятельности ярмарок на территории Липецкой области". Таким образом, правовая основа применения административной ответственности по статьям КоАП Липецкой области, предусматривающим ссылки на нормативные правовые акты Липецкой области, на сегодняшний день практически сформирована в полной мере. Результаты мониторинга КоАП Липецкой области, который был проведен в 2008 году, и высказанные в нем предложения нашли свое отражение в последующих изменениях, вносимых в Кодекс. Так, Законом Липецкой области N 285-ОЗ от 07.07.2009 "О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях" в целях приведения в соответствие с нормами федерального законодательства внесены изменения в главу 9 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях. В частности, уточнено содержание статьи 9.2 "Нарушение правил провоза багажа и ручной клади" в части исключения положений, согласно
которым органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению норматива провоза багажа и ручной клади. Исключена административная ответственность за нарушение правил провоза домашних животных (статья 9.3); несоблюдение установленных нормативов технического обслуживания транспортных средств, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования (статья 9.6);
выдачу билета неустановленного образца и (или) нарушение ведения билетно-учетной документации (статья 9.8); нарушение требований к внутреннему и (или) внешнему обустройству транспортных средств, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования (статья 9.9);
нарушение правил посадки, высадки пассажиров из трамвая, троллейбуса,
автобуса (статья 9.10). В связи с ликвидацией ГУ "Административно-транспортная инспекция Липецкой области" (постановление администрации Липецкой области от 14.07.2009 N 250) принят Закон Липецкой области от 15.10.2009 N 322-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях", которым определен орган, уполномоченный составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях на
транспорте - управление дорог и транспорта Липецкой области. Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права. В соответствии со статьей 1.3 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях предусматривается применение административных наказаний в виде предупреждения и административного штрафа. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение как вид административного наказания может устанавливаться и применяться только в качестве основного наказания. Штраф - одна из юридических санкций в виде денежного взыскания за
совершение лицом виновного правонарушения. Административный штраф реализуется в виде денежного взыскания, налагаемого на физических, должностных и юридических лиц. Одной из целей наложения административного взыскания является предупреждение противоправного поведения в будущем. Именно с этим связано то, что на подавляющее большинство лиц, привлекаемых к административной ответственности в соответствии с КоАП Липецкой области, налагается штраф. Главой 2 устанавливается порядок зачисления сумм взыскиваемых административных штрафов. На основании статьи 2.1 КоАП области суммы административных штрафов зачисляются в соответствии с бюджетным законодательством. Пунктом 4 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов субъектов Российской Федерации), а также денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов. Таким образом, денежные взыскания (штрафы) за нарушение Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, налагаемые уполномоченными органами государственной власти Липецкой области, подлежат зачислению в бюджет Липецкой области Российской Федерации. С 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" меняется порядок зачисления сумм денежных взысканий (штрафов) в части несоблюдения муниципальных правовых актов. Теперь эти суммы денежных взысканий (штрафов) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, которыми приняты соответствующие муниципальные правовые акты, по нормативу 100 процентов. 3. Перечень органов, уполномоченных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях В соответствии со статьей 11.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции, установленной
главой 12 КоАП Липецкой области: 1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) исполнительными органами государственной власти области;
4) административными комиссиями.
1) мировые судьи (статья 12.1 КоАП Липецкой области)
Согласно пункту 9 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировой
судья рассматривает в первой инстанции дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 12.1 КоАП Липецкой области в компетенцию мировых судей входит рассмотрение дел об административных
правонарушениях по тринадцати статьям Кодекса (статьи 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 5.8, 7.1 - 7.4, 8.1, 8.2, 8.11, 8.13). Фактически - это одна четвертая всех дел. За 2008 - 2011 годы мировыми судьями было рассмотрено 6072 дела об административных правонарушениях, из которых 70,2% составляют дела
об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1 "Изготовление или хранение с целью сбыта крепких спиртных напитков домашней выработки и (или) аппаратов для их получения", 29,3% - дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 "Сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки или аппаратов для их получения" КоАП области. Количество постановлений о прекращении производства по делу составляет 8% от общего количества рассмотренных
дел (490 дел). По остальным статьям КоАП Липецкой области, рассмотрение которых находится в компетенции мировых судей, рассмотрено 0,5% от общего числа дел: статья 5.8. Нарушение норм и правил в сфере предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда и специализированного жилищного фонда области; статья 7.2. Неправомерный отказ в предоставлении сведений или уклонение от их предоставления по запросам органов государственной власти области, Контрольно-счетной палаты области, представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований области; статья 7.3. Незаконные действия по отношению к официальным символам области и символам муниципальных образований области или нарушение порядка их использования; статья 7.4. Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, Уполномоченного по правам ребенка
в Липецкой области. Ряд статей КоАП Липецкой области не применялся вообще:
статья 3.1. Нарушение прав лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в области трудоустройства и занятости; статья 3.2. Неисполнение решений органов опеки и попечительства;
статья 3.4. Неисполнение постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; статья 3.5. Несоблюдение административных регламентов предоставления государственных или муниципальных услуг и исполнения государственных или муниципальных функций; статья 7.1. Невыполнение законных требований депутата Липецкого областного Совета депутатов, депутата представительного органа местного самоуправления; статья 8.11. Вовлечение несовершеннолетнего в деятельность по изготовлению, приобретению, хранению с целью сбыта, сбыту крепких спиртных напитков домашней выработки и (или) аппаратов для их получения. По итогам анализа применения мировыми судьями Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях можно сделать вывод о том, что фактически применяются только две статьи. Данные показатели не являются свидетельством плохой работы мировых судей, поскольку в их компетенцию не входит выявление административных правонарушений. Составление протоколов по рассматриваемым мировыми судьями делам, в основном, отнесено к полномочиям должностных лиц органов внутренних дел и членов административных комиссий. Обращает на себя внимание тот факт, что выявление административных правонарушений, совершаемых жителями Липецкой области (статьи 8.1, 8.2 КоАП Липецкой области), является приоритетным направлением деятельности уполномоченных должностных лиц. В то время,
как выявление административных правонарушений, совершаемых в отношении жителей Липецкой области, носит единичный характер. Статья 8.13 "Неповиновение законным требованиям народного дружинника" КоАП Липецкой области введена Законом Липецкой области от
18.08.2011 N 528-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях", поэтому практика ее применения не является объектом анализа. Итоги деятельности мировых судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, представлены в приложении 1. 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (статья 12.2 КоАП Липецкой области) В соответствии с Законом Липецкой области от 30.12.2004 N 167-ОЗ (ред. от 14.07.2011) "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Липецкой области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" на территории Липецкой области создано 25 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (одна из них - областная), пять из которых действуют в городе Липецке (1 - городская, 4 - окружных), одна - в городе Ельце и 18 - в муниципальных районах Липецкой области. В компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входит рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях. За период с 2009 по 2011 год комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав было рассмотрено 2118 дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, из которых было назначено наказание в виде предупреждения - 1225, в виде штрафа - 707, по 186 -
производство по делу прекращено. В 2009 году рассмотрено - 183 дела (предупреждений - 107, наказаний в виде штрафа - 47, прекращено - 29). В 2010 году рассмотрено - 693 дела (предупреждений - 393, наказаний в виде штрафа - 240, прекращено - 60). В 2011 году рассмотрено - 1242 дела (предупреждений - 725, наказаний в виде штрафа - 420, прекращено - 97). Количество рассмотренных дел в 2011 году выросло по сравнению с 2009 годом почти в 7 раз. При этом 300 дел (14,2%) рассмотрено по статье 5.3 КоАП Липецкой области "Нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, в том числе требований к использованию и охране городских лесов", 73 дела (3,4%) - по статье 8.4 КоАП Липецкой области "Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время", 1721 дело (81,2%) - по статье 8.10, часть 3 "Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному
и нравственному развитию детей". Применение предупреждения в качестве основной меры ответственности объясняется особым статусом субъектов административных правонарушений по делам, рассматриваемым комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Конечная цель привлечения несовершеннолетних к административной ответственности - предупреждение их от противоправного поведения в дальнейшем, а не взыскание штрафных
санкций. Законом Липецкой области от 07.07.2009 N 285-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях" были внесены изменения в части определения меры ответственности родителей, законных представителей, лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, юридических и должностных лиц за несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, связанному с пребыванием лиц, не достигших 16-летнего возраста, в период с 22.00 до 06.00 часов (с 23.00 до 06.00 часов в летнее время) в общественных местах без сопровождения взрослых. Был расширен перечень запрещенных мест отдыха
и досуга для несовершеннолетних и введена административная ответственность граждан, юридических, должностных лиц и родителей (лиц, их заменяющих), предусмотрены штрафные санкции за указанные правонарушения. В 2010 году Законом Липецкой области от 24.05.2010 N 392-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях" полномочие по рассмотрению дел об административной ответственности, предусмотренных частью 3 ст. 8.10 КоАП области, передано в компетенцию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующее.
Существуют две категории дел об административных правонарушениях,
затрагивающие интересы несовершеннолетних: дела, в которых несовершеннолетние выступают в качестве субъектов
административной ответственности, и дела, в которых права и интересы несовершеннолетних являются объектами посягательства. С учетом роли комиссий по делам несовершеннолетних в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, именно им должно
быть предоставлено полномочие по рассмотрению обеих категорий дел. Кодексом Липецкой области комиссии наделяются только полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также предусмотренных ч. 3 статьи 8.10 КоАП в отношении родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. За несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 8.10 КоАП Липецкой области, к ответственности привлекают административные комиссии, за вовлечение несовершеннолетнего в деятельность по изготовлению, приобретению, хранению с целью сбыта, сбыту крепких спиртных напитков домашней выработки и (или) аппаратов для их получения - мировые судьи. В этой ситуации более логичным было бы, если рассмотрение всех дел, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних, в том числе по статьям 8.10 (ч. 1, 2), 8.11 КоАП области, будет возложено на комиссии по делам несовершеннолетних. 3) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти Липецкой области Органы и учреждения исполнительной власти Липецкой области, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, установлены статьей 12.3 КоАП Липецкой области. Полномочие по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП области, закрепляется в положениях о соответствующих органах исполнительной власти области. 1. Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области:
в Положении об управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области (утверждено распоряжением администрации Липецкой области N 251-р от 28.05.2009 (ред. от 04.09.2012) говорится: "4.2. Начальник Управления: - рассматривает дела об административных правонарушениях;
- определяет перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.". 2. Управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биоресурсов Липецкой области: в Положении об управлении по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области (утверждено распоряжением администрации Липецкой области N 514-р от 14.12.2010) говорится, что одной из функций Управления является установление перечня должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с функциями, возложенными на Управление. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, рассматривают начальник Управления и его заместитель. 3. Государственная жилищная инспекция Липецкой области:
в Положении о Государственной жилищной инспекции Липецкой области
(утверждено распоряжением администрации Липецкой области N 372-р от 04.09.2008 (ред. от 21.08.2012): "Госжилинспекция выполняет следующие функции: 2.6. Устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, в соответствии с функциями Госжилинспекции.
4.6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, рассматривает руководитель Госжилинспекции, его заместитель."
4. Управление жилищно-коммунального хозяйства области:
в Положении об управлении жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области (утверждено распоряжением администрации Липецкой области от 26.07.2010 N 272-р (ред. от 23.08.2012): "Функции управления: 2.23. Устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, в соответствии с функциями Управления. 3.4. Дела об административных правонарушениях в соответствии с компетенцией Управления рассматривает начальник Управления, его заместитель.". 5. Управление культуры и искусства Липецкой области:
в Положении об Управлении культуры и искусства Липецкой области (утверждено распоряжением администрации Липецкой области от 29.01.2010 N 24-р (ред. от 07.09.2012): "Управление выполняет следующие функции:
2.18. Устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, в соответствии с функциями, возложенными на Управление. 4.4. Дела об административных правонарушениях, в соответствии с функциями Управления, рассматриваются начальником Управления или его заместителями, в соответствии с должностными регламентами.". 6. Управление имущественных и земельных отношений области:
в Положении об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области (утв. распоряжением администрации Липецкой области от 07.10.2010 N 402-р (ред. от 31.08.2012): "4.2. Начальник Управления: - рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, в соответствии с компетенцией Управления; - определяет перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях". 7. Управление финансов Липецкой области:
в Положении об управлении финансов Липецкой области (утверждено распоряжением администрации Липецкой области от 24.08.2006 N 645-р (ред. от 17.05.2012): "Начальник управления: 3.3.6. Составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в сфере финансов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Липецкой области.". 8. Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: в Положении об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (утверждено распоряжением администрации Липецкой области от 09.07.2010 N 239-р (ред. от 07.09.2012): "Управление осуществляет следующие функции: 2.34. Устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, в соответствии с функциями, возложенными на управление. 2.38. Рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, в соответствии с компетенцией управления. 4.4. Дела об административных правонарушениях, в соответствии с компетенцией Управления, рассматривает начальник Управления, его заместители.". 9. Управление дорог и транспорта Липецкой области:
в Положении об управлении дорог и транспорта Липецкой области (утверждено распоряжением администрации Липецкой области от 20.06.2012 N 267-р (ред. от 21.09.2012): "2.1. Управление осуществляет следующие
функции: 2.1.42. Рассматривает дела об административных правонарушениях, устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, в соответствии с функциями, возложенными на Управление. 4.7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, рассматривают начальник Управления, его заместитель, начальники отделов". В соответствии со статьей 12.3 КоАП области дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях, а также об административных правонарушениях за нецелевое использование средств областного бюджета, нарушение срока возврата средств областного бюджета, полученных на возвратной основе; нарушение сроков перечисления платы за пользование средствами областного бюджета от имени органов исполнительной власти рассматривают руководители и заместители управления экологии и природных ресурсов, управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биоресурсов области, Государственной жилищной инспекции, управления жилищно-коммунального хозяйства, управления культуры и искусства, управления имущественных и земельных отношений, управления финансов, управления потребительского рынка и ценовой политики, управления дорог и транспорта Липецкой области, а от имени управления дорог и транспорта области рассматривают также начальники отделов. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Липецкой области, а также об административных правонарушениях за
нецелевое использование средств бюджета, нарушение срока возврата средств бюджета, полученных на возвратной основе; нарушение сроков перечисления платы за пользование средствами бюджета составляются должностными лицами указанных выше органов в пределах установленной компетенции. Лица, уполномоченные составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.3, 8.3 КоАП Липецкой области, устанавливаются непосредственно КоАП Липецкой области. Это главные специалисты, консультанты и начальник отдела государственного контроля управления экологии и природных ресурсов (статьи 4.3, 8.3 КоАП Липецкой области); начальники отделов и главные специалисты управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также руководители, охотоведы, главные специалисты, специалисты государственного учреждения, уполномоченного администрацией области в
сфере охраны, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статьи 4.4, 4.6 КоАП Липецкой области); директора, главные лесничие, лесничие, инженеры по охране и защите леса, мастера леса, лесники федеральных государственных учреждений лесхозов, расположенных на территории Липецкой области (статья 5.3 КоАП Липецкой области); должностные лица управления труда и занятости
области, уполномоченные руководителем управления (статья 3.1 КоАП Липецкой области). Почти во всех Положениях об указанных выше органах исполнительной
власти области четко закрепляются полномочия по составлению протоколов, предусмотренных КоАП Липецкой области (статья 13.2), и указываются должностные лица, компетентные рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 12.3 КоАП области). В то же время в Положении об управлении финансов Липецкой области, утвержденном распоряжением администрации Липецкой области от
24 августа 2006 г. N 645-р (ред. от 17.05.2012), к полномочиям начальника управления отнесено и составление протоколов, и рассмотрение дел об административных правонарушениях. В соответствии с Положением об управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области N 251-р от 28.05.2009 (ред. от 04.09.2012), рассматривать дела об административных правонарушениях может только начальник управления. Указанные нормы противоречат статьям 12.3 и 13.2 КоАП Липецкой области, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции управления финансов и управления экологии и природных ресурсов области, рассматриваются руководителями этих органов и их заместителями, а протоколы составляются должностными лицами указанных органов, уполномоченными руководителями. Положения об исполнительных органах государственной власти Липецкой области должны соответствовать и не противоречить нормам Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях. Информация о результатах деятельности органов и учреждений органов исполнительной власти Липецкой области по реализации полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях представлена в приложении 2. Управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области и управление экологии и природных ресурсов Липецкой области осуществляют активную работу по рассмотрению административных дел природоохранной направленности. Так, управлением по охране, использованию объектов животного мира
и водных биологических ресурсов области только за 2011 год рассмотрено 440 дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП области (по статье 4.4 "Нарушение правил пользования объектами животного мира" - 36 дел, по статье 4.6 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов" - 404 дела). Типичными нарушениями правил пользования объектами животного мира, за
которые виновные привлекаются к административной ответственности по статье 4.4 КоАП области, являются: - нарушение режима особой охраны территорий государственных природных зоологических заказников регионального значения, а именно: запрета нахождения на территории заказников без разрешения органов охотнадзора с оружием, капканами, сетями и другими орудиями охоты, а также запрещенными орудиями рыбной ловли, а также повсеместно на всей
территории заказников в период двухмесячника покоя (с 10 апреля по 10
июня) запрещено движение моторных лодок; - нарушение ограничений, запретов на использование объектов животного мира в период весенней охоты на пернатую дичь, установленных постановлением администрации Липецкой области; - нарушение запрета производства охоты на отдельных территориях общедоступных охотничьих угодьях, установленного постановлением администрации области. Управлением экологии и природных ресурсов области за 2011 год рассмотрено 364 дела об административных правонарушениях. Наибольшее количество - 61,5% составляют дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.3 "Нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов, в том числе
требований к использованию и охране городских лесов" и по статье 4.1 "Невыполнение требований в области охраны окружающей среды" - 38,2%. Основными нарушениями по статье 4.1 КоАП Липецкой области является отсутствие природоохранных мероприятий, сжигание отходов (в т.ч. стерни и пожнивных остатков), складирование отходов вне объектов размещения отходов. В связи с принятием Закона Липецкой области от 31.08.2009 N Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|