Расширенный поиск
Решение Думы города Костромы от 17.12.2015 № 285 ДУМА ГОРОДА КОСТРОМЫ РЕШЕНИЕ 17 декабря 2015 года № 285 Об утверждении инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "Экотехноменеджмент"по строительству на территории города Костромы объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых (коммунальных) отходов, на период с 2015 по 2024 год В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", решение Думы города Костромы от 21 декабря 2005 года N 120 "Об определении порядка установления органами местного самоуправления города Костромы размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями", руководствуясь статьями 29 и 55 Устава города Костромы, Дума города Костромы решила: 1. Утвердить прилагаемую инвестиционную программу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" по строительству на территории города Костромы объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых (коммунальных) отходов, на период с 2015 по 2024 год. 2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию. Глава города Костромы Ю. В. Журин Утверждена решением Думы города Костромы от 17 декабря 2015 года N 285 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" по строительству на территории города Костромы объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых (коммунальных) отходов, на период с 2015 по 2024 год 1. Паспорт инвестиционной программы 1.1. Наименование инвестиционной программы: Инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" по строительству на территории города Костромы объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых (коммунальных) отходов, на период с 2015 по 2024 год. 1.2. Основания для разработки: 1) Градостроительный кодекс Российской Федерации; 2) Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; 3) Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; 4) Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года N 100 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса"; 5) постановление Администрации города Костромы от 16 июня 2015 года N 1424 "Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" по строительству объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории города Костромы, на 2015-2024 годы". 1.3. Разработчик инвестиционной программы: общество с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент". 1.4. Координатор инвестиционной программы: Администрация города Костромы. 1.5. Объем и источники финансирования мероприятий инвестиционной программы: 1) общий объем финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" составляет: без учета налоговых льгот - 1 156 892 656,70 рубля; с учетом налоговых льгот - 1 136 672 237,52 рубля; 2) источники финансирования (без учета налоговых льгот): заемные средства (кредит и займы акционеров) - 684 091 050,87 рубля; собственные средства - 472 801 605,83 рубля; 3) источники финансирования (с учетом налоговых льгот): заемные средства (кредит и займы акционеров) - 663 870 631,69 рубля; собственные средства - 472 801 605,83 рубля; 4) бюджетные средства для реализации инвестиционной программы привлекаться не планируется. 1.6. Обеспечение финансовых потребностей: возврат инвестированного капитала планируется осуществить за счет установления надбавки к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных (бытовых) отходов по объектам за весь период реализации инвестиционной программы в общей сумме: 1) без учета налоговых льгот - 684 091 050,87 рубля; 2) с учетом налоговых льгот - 663 870 631,69 рубля. 1.7. Цели разработки и реализации инвестиционной программы (целевые индикаторы): 1) снижение количества коммунальных отходов, размещаемых на полигонах с 808,76 тысячи кубических метров в год в 2015 году до 448,32 тысячи кубических метров в год в 2016-2024 годах; 2) создание новых объектов и внедрение современного оборудования в области утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе в 2015 году - 1 объект; 3) эффективность использования коммунальных отходов в качестве энергетических ресурсов, внедрения комплексного рециклинга и использование их ценных компонентов (в процентах по объему): в 2015-2024 годах - 55 процентов в год. 1.8. Задачи разработки и реализации инвестиционной программы: 1) строительство автоматизированного мусоросортировочного комплекса мощностью 100 тысяч тонн твердых коммунальных (бытовых) отходов в год; 2) модернизация объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых (бытовых) коммунальных отходов; 3) внедрение современных эффективных технологий и оборудования объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных (бытовых) отходов; 4) обеспечение потребителей города Костромы качественной услугой по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. 1.9. Сроки реализации инвестиционной программы - 10 лет (с 2015 по 2024 год), в том числе: 1) проектирование, строительство автоматизированного мусоросортировочного комплекса, приобретение оборудования и специальной техники - 2015 год (с учетом затрат 2013-2014 годов); 2) возврат инвестиций в проектирование, строительство автоматизированного мусоросортировочного комплекса - 2015-2024 годы (срок действия надбавки к тарифу). 1.10. Этапы реализации инвестиционной программы: 1) проектирование, строительство автоматизированного мусоросортировочного комплекса, приобретение оборудования и специальной техники - 2015 год (с учетом затрат 2013 года); 2) возврат инвестиций в проектирование, строительство автоматизированного мусоросортировочного комплекса - 2015-2024 годы (срок действия надбавки к тарифу). 2. Краткая характеристика инвестиционного проекта по строительству автоматизированного мусоросортировочного комплекса твердых коммунальных отходов 2.1. Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоТехноМенеджмент" (далее также - ООО "ЭкоТехноМенеджмент") реализует на территории города Костромы на земельных участках, расположенных по адресу: город Кострома, улица Базовая, дом 23, инвестиционный проект по строительству автоматизированного мусоросортировочного комплекса (далее также - АМСК) твердых коммунальных отходов мощностью 100 тысяч тонн в год (далее в настоящем разделе - инвестиционный проект). 2.2. Заказчиком-застройщиком строительства является Общество с ограниченной ответственностью "Технологии рециклинга", у которого с администрацией Костромской области заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству мусоросортировочного комплекса твердых коммунальных отходов мощностью 100 тысяч тонн в год для обслуживания территории города Костромы и прилегающих районов (с предоставлением налоговых льгот субъекту инвестиционной деятельности) от 4 сентября 2013 года N 133-д. 2.3. Инвестиционный проект является первым этапом реализации комплексного инвестиционного проекта по созданию на территории региона современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО), крупногабаритными отходами (далее также - КГО). 2.4. Общей целью реализации инвестиционного проекта является внедрение целостной системы управления обращением с отходами потребления в городе Костроме и прилегающих районах, включающей создание технологически связанных процессов сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, а также получение прибыли и обеспечение пополнения доходных статей областного и местного бюджетов, организация новых рабочих мест, социально-экономическое развитие и экологическая защита Костромской области. 2.5. Результатом реализации инвестиционного проекта должно стать снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения города Костромы, и социально-экономическое развитие Костромской области за счет: 1) применения уникальной инновационной технологии автоматической сортировки, позволяющей на 45 процентов уменьшить объем отходов, направляемых на захоронение; 2) извлечения из образующихся на территории города Костромы отходов наиболее токсичных фракций; 3) размещения неутилизируемой части отходов на современном ресурсоемком полигоне, соответствующем всем требованиям санитарной и экологической безопасности; 4) вовлечения в хозяйственный оборот региона качественного вторсырья; 5) создания новых рабочих мест; 6) появления новых источников пополнения бюджетов всех уровней. 2.6. В соответствии с законодательством о тарифном регулировании строительство объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО осуществляется на основе инвестиционных программ, разрабатываемых и утверждаемых отдельно для каждого объекта в соответствующем муниципальном образовании, для потребителей которых будут предоставляться услуги. 2.7. Инвестиционная программа разрабатывается на основе утвержденного органом местного самоуправления технического задания и определяет мероприятия по созданию объектов, объем и источники финансирования. 2.8. Финансовые потребности, которые необходимы для реализации инвестиционной программы, обеспечиваются за счет средств от оказания услуг, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей муниципальных образований. 2.9. Расчет надбавок к тарифам и срок их действия определяются исходя из оценки доступности услуг для потребителей, оценки инвестиционной программы и выбора способа ее финансового обеспечения. 2.10. Началом действия тарифов и надбавок к тарифам для организаций коммунального комплекса, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, устанавливается с начала эксплуатации созданного объекта. Период действия надбавок к тарифам должен быть не менее трех лет и должен соответствовать сроку реализации инвестиционной программы. 2.11. Для организаций, являющихся собственниками или арендаторами объектов по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, тарифы на услуги таких организации устанавливаются на основе долгосрочных параметров с применением нормы доходности инвестированного капитала. Финансовые потребности, необходимые для реализации инвестиционной программы, учитываются при установлении тарифов для этих организаций, при этом надбавки к тарифам не устанавливаются. 2.12. Метод регулирования определяется органом регулирования субъекта РФ на основе производственной и инвестиционной программы. 2.13. При применении метода доходности инвестированного капитала устанавливается срок возврата инвестированного капитала, равный сроку действия инвестиционной программы, исходя из критериев возвратности инвестиций и доступности услуг для потребителей. 2.14. Настоящая инвестиционная программа разработана в соответствии с техническим заданием, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 16 июня 2015 года N 1424. При разработке инвестиционной программы по утвержденному техническому заданию приоритетными условиями были: 1) обеспечение качественными услугами по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО потребителей города Костромы в полном объеме; 2) четкое соответствие зданий и применяемых технологий жестким требованиям природоохранного законодательства; 3) обеспечение длительного срока эксплуатации объектов; 4) применение наилучших доступных технологий; 5) извлечение ценного вторичного сырья из смешанных отходов и вовлечение его в хозяйственный оборот; 6) недопущение захоронения на полигоне отходов от потребителей города Костромы, не прошедших обработку и обезвреживание на АМСК. 2.15. Несмотря на то что отходы из жилого фонда являются мощным источником вторичного сырья, практическая реализация сортировки отходов из мусоровозов является трудновыполнимой из-за загрязненности материала, высокой себестоимости технологического процесса извлечения полезных фракций, а также уровня цен на сырье соответствующего качества. 2.16. При разработке инвестиционной программы рассматривались три варианта реализации сырьевой стратегии: 1) селективного сбора вторичного сырья непосредственно в местах образования; 2) развитие селективного сбора вторичного сырья посредством организации стационарных и передвижных приемных пунктов; 3) организация централизованного сбора вторичного сырья на мусоросортировочных комплексах. 2.17. Первые два варианта в современных российских условиях себя не оправдали, многочисленные эксперименты по вовлечению населения в селективный сбор вторичного сырья не привели к желаемым результатам, в лучшем случае осуществляется отбор чистого картона (макулатуры) из упаковки в торговых центрах. 2.18. Практического опыта создания современного мусоросортировочного комплекса с использованием автоматизированного оборудования, в том числе оптического, на территории России до настоящего времени нет. Основная причина - отсутствие отечественного и зарубежного оборудования, адаптированного к смешанному, загрязненному мусору и его высокая стоимость. Ранее построенные мусоросортировочные комплексы на территории России были созданы за счет бюджетных средств, их эксплуатация оказалась нерентабельна, отбор полезных фракций составляет менее 10% от объема поступающих ТКО. Строительство автоматизированных мусоросортировочных комплексов за счет частных инвестиций не осуществлялось. В частности, мусоросортировочные комплексы, построенные в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Нальчик, Ставрополь, Электросталь, Белгород и другие, используют в основном ручную сортировку с элементами механизированного прессования вторичного сырья и работают как перегрузочные станции. 2.19. Основной задачей при разработке инвестиционной программы по строительству АМСК на территории города Костромы стали: 1) изучение морфологического состава ТКО в местах их сбора и захоронения на территории города с учетом сезонности; 2) изучение рынка сбыта вторичного сырья в Костромской области и в ближайших регионах; 3) изучение и анализ технологий и оборудования, использование которого позволяет извлекать вторичное сырье из смешанных ТКО и его обезвреживать; 4) разработка технологической схемы с выбором оборудования и с заданными параметрами, определенными техническим заданием; 5) расчет технико-экономических показателей строительства и эксплуатации АМСК; 6) организация эксплуатации предприятия (АМСК) в комплексе с полигоном. 2.20. Инвестиционная программа по строительству АМСК определяет выполнение мероприятий по строительству АМСК и обеспечению финансовых потребностей на срок, обеспечивающий возврат инвестиций на условиях доступности услуг для потребителей. 2.21. Технология по обработке и обезвреживанию определялась по критериям цены и качества в сравнительном анализе предложений предприятий западных стран, осуществляющих инжиниринговые работы и поставляющих оборудование под "ключ". Определение критериев и требований к характеристикам технологии утилизации и оборудования было осуществлено на основании оценок и выводов по результатам морфологических исследований отходов, образующихся в городе Костроме, проведенных в 2012-2013 годах, а также маркетинговых исследованиях рынка сбыта вторичного сырья в Костромской области и близлежащих регионах. Проведена большая работа по изучению самых передовых и экологически безопасных западных технологий по обработке и обезвреживанию ТКО с учетом продолжительности непрерывной работы и адаптированных к приему отходов, близких по морфологическому составу к региону. В итоге совместно с европейскими коллегами разработана уникальная для России технология, основанная на использовании инновационного автоматизированного оборудования, полностью адаптированная под существующие в нашей стране особенности сбора мусора. 2.22. Мероприятия и финансовые потребности были определены на основании проектно-сметной документации мусоросортировочного комплекса, получившей положительное заключение ГАУ "Государственная экспертиза Костромской области", и заключенных договоров на поставку и монтаж технологического оборудования. В инвестиционную программу вошли мероприятия по проектированию, строительству, инжинирингу, приобретению оборудования и спецтехники, наладке и вводу в эксплуатацию предприятия, в том числе природоохранные мероприятия. Сметная стоимость и материалы, предусмотренные проектом, определены в соответствии с техническими регламентами, иными документами технического регулирования, градостроительными требованиями на основании инженерных изысканий. 2.23. Реализация инвестиционного проекта по строительству объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО на территории города Костромы, предусматривается за счет собственных и заемных средств (кредитное финансирование). Возврат инвестиций предусматривается за счет средств, поступающих от оказания услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, в части установления надбавок к тарифу на срок реализации инвестиционной программы и тарифов на оказание услуг. Расчетный срок реализации инвестиционного проекта составляет 10 лет (2015-2024 гг.), в том числе срок возврата инвестиций. 2.24. Производительность определена на основании правовых актов Администрации города Костромы, технического задания на разработку инвестиционной программы, постановлений департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области и экспертных оценок (заключений) морфологического состава ТКО на территории города Костромы. Планируется, что ежегодный объем ТКО, поступающих на АМСК, будет составлять 915,8 тысячи кубических метров в год (128 217,01 тонны), в том числе 709,2 тысячи кубических метров в год от потребителей города Костромы. 2.25. Инвестиционная программа предусматривает расчет надбавок к тарифу и предварительный расчет тарифа на утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО для потребителей города Костромы. При этом расчет тарифа предусматривает затраты по захоронению неутилизируемой части ТКО, равные суммарному значению тарифа на захоронение и надбавки к тарифу на захоронение, определенными инвестиционной программой строительства полигона и производственной программой эксплуатации полигона. То есть потребителем услуг по захоронению неутилизируемой части ТКО будет являться предприятие, эксплуатирующее АМСК. Расчеты тарифа и надбавок к тарифу произведены из расчета кубических метров ТКО, поступающих на АМСК. 2.26. Расчетный срок эксплуатации объектов, планируемых к строительству в рамках реализации инвестиционной программы, - 25 лет (с учетом своевременного технического обслуживания, ремонта, модернизации и обновления). 3. Условия реализации, цели и задачи инвестиционной программы 3.1. Общая характеристика существующей системы обращения с отходами на территории города Костромы § 1. Краткая информация о системе обращения с отходами в городе Костроме 3.1.1. Кострома - один из древних городов Центральной России, основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, является административным центром Костромской области, городского округа и Костромского муниципального района. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом Костромской области Кострома как муниципальное образование получила статус городского округа. Кострома расположена в центральной части Российской Федерации в 360 километрах к северо-востоку от Москвы. Общая площадь территории города составляет 14 454 га. 3.1.2. В настоящее время Кострома - крупный промышленный, культурный и транспортный центр Костромской области. Город обладает крупным промышленным потенциалом, что определяет его специализацию. Современную индустрию города представляют крупные предприятия энергетики, машиностроения, деревоперерабатывающей, текстильной и швейной промышленности, а также предприятия пищевой и ювелирной промышленности, строительного комплекса. По итогам 2014 года крупными и средними промышленными предприятиями всех форм собственности отгружено продукции на сумму 43,8 млрд. рублей. Численность населения города Костромы по состоянию на 1 января 2015 года составила 276,1 тыс. человек. Прогнозируется, что к концу 2017 года численность населения города Костромы приблизится к 280 000 человек. Динамика численности населения представлена в таблице 1. Таблица 1 Численность населения города Костромы
3.1.3. Постановлением Администрации города Костромы от 30 июня 2014 года N 1646 утверждена Генеральная схема очистки территории города Костромы. 3.1.4. Функциями по решению вопросов в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов наделены следующие отраслевые органы Администрации города Костромы: 1) Комитет городского хозяйства; 2) Управление муниципальных инспекций. 3.1.5. Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы: 1) организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; 2) определяет места размещения контейнерных площадок, а также места установки контейнеров и бункеров-накопителей; 3) согласовывает места для вывоза древесных отходов; 4) организует работы по ликвидации стихийных свалок на территории города Костромы; 5) организует работы по подготовке мест для приема снега, определяет места свалки снега; 6) организует работы по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения при эксплуатации свалок и полигонов. 3.1.6. Предметом ведения Управления муниципальных инспекций Администрации города Костромы является обеспечение надлежащего исполнения физическими, юридическими и должностными лицами Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года N 60. 3.1.7. В настоящее время на территории города Костромы вывозом ТКО и КГО занимаются 9 специализированных организаций: ООО "КостромаТепло ТранспортПлюс", ООО "Чистый городок", ООО "Жилподряд", ООО "Экрон-САХ", ООО "Чистый двор", ООО "Предприятие по уборке города", ПУ-3 КРООиВА, ООО "Теплотехник", ООО "Гермес". 3.1.8. Сбор ТКО от объектов жилищного фонда, объектов общественного назначения и предприятий осуществляется с использованием контейнеров объемом 0,75 м3 и 1,1 м3, бункеров объемом 8 м3, а также бестарным способом с населения, проживающего в частном секторе. 3.1.9. Основная масса ТКО, а также крупногабаритные отходы, образуемые на территории города Костромы, вывозятся на полигон промышленных отходов "Холм" Костромского района. Полигон введен в эксплуатацию в 1965 году, занимает площадь около 10 га. Эксплуатирующей организацией является ООО "Гермес". Полигон промышленных отходов "Холм" Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 N 592 включен в Государственный реестр объектов размещения отходов. Свалка у населенного пункта Семенково Костромского района введена в эксплуатацию в 1968 году, занимает площадь около 21 га и полностью исчерпала свой ресурс. В настоящее время свалка находится на рекультивации эксплуатирующей организацией ООО "ПУ ТБО". § 2. Количество образуемых отходов на территории города Костромы 3.1.10. Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 29 ноября 2013 года N 13/432 утверждена производственная программа организации коммунального комплекса, оказывающей услуги в сфере утилизации твердых бытовых отходов в городе Костроме, - ООО "Предприятие по утилизации твердых бытовых отходов". В соответствии с данным постановлением общий объем ТБО, подлежащих утилизации, составляет 709 200 м3 в год, в том числе: население - 368 780 м3; бюджетные потребители - 127 660 м3; прочие потребители - 212 760 м3. 3.1.11. Постановлением Администрации города Костромы от 19 августа 2014 года N 2240 утверждены нормы накопления (образования) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора на одного человека в год в жилищном фонде на территории города Костромы. Нормы накопления представлены в таблице 2. Таблица 2 Нормы накопления (образования) ТБО и КГМ в городе Костроме
В соответствии с указанными нормами накопления доля крупногабаритного мусора составляет около 30% от общего объема отходов. § 3. Морфологические исследования ТКО на территории города Костромы 3.1.12. С целью подбора технологического оборудования для строительства АМСК и определения структурного состава ТКО на территории города Костромы были проведены морфологические исследования состава ТКО в местах сбора и в местах размещения - в 2012 и в 2013 годах. 3.1.13. Целями проводимых исследований были: определение морфологического состава ТКО и КГМ по номенклатуре; определение веса, объема и плотности входящего мусора (ТКО и КГМ); определение веса и доли в процентах крупных фракций, отделяемых на первом этапе сортировки; определение веса и доли в процентах "хвостов" больше и меньше 70 мм; определение веса и доли в процентах биогена "хвостов" больше и меньше 70 мм; сортировка потока полимеров по химическому составу: PET, PS, PP, PE, HDPE; описание состава КГМ по выгружаемому на полигоне мусору. 3.1.14. Благодаря проведенным морфологическим исследованиям был определен морфологический состав ТКО, в частности, выделены доли полезных фракций для последующей реализации и для RDF. Указанная информация представлена в таблице 3. Таблица 3 Морфологический состав ТКО
3.1.15. По результатам морфологических исследований были определены средние плотности полезных фракций и ТКО в целом: ТКО без КГО - 140 кг/м3; КГО - 180 кг/м3; вторсырье - 55-60 кг/м3; биоген - 250 кг/м3. 3.1.16. Рынок сбыта вторичного сырья после маркетингового исследования и исходя из морфологического состава, возможностей современного оборудования, объема и массы ТКО, поступающих на АМСК (с учетом ТКО от потребителей Костромского и Красносельского муниципальных районов), составляет около 28 тысяч тонн ежегодно. В данный перечень вошли позиции по черному металлу, алюминиевым банкам и картону с учетом отбора потребителями или сборщиками. В данный перечень не вошли вторичные материальные ресурсы (далее - ВМР), предназначенные для изготовления RDF (подготовленное альтернативное топливо для цементной промышленности), но проведен анализ перспективы его применения и выработаны рекомендации по размещению технологической линии на АМСК. Биоген (органические отходы) будет направлен на компостирование для использования в последующем при промежуточной (пересыпка) и последующей рекультивации. По результатам маркетинговых исследований определен каталог предприятий, осуществляющих переработку вторичного сырья, и заключены предварительные договоры на сбыт ВМР. На основании исследования рынка реализации вторичного сырья определены стоимостные характеристики доходной части эксплуатации АМСК, которые легли в основу расчета тарифа на утилизацию, обезвреживание и захоронения ТКО, в части его уменьшения. Данные исследования легли в основу выбора технологии автоматизированной сортировки и соответствующего оборудования, с определением мероприятий инвестиционной программы строительства АМСК. 3.2. Проблема и способы ее решения 3.2.1. Все регионы Российской Федерации сталкиваются со следующими основными проблемами в сфере обращения с отходами: захоронение отходов происходит в смешанном виде, нанося колоссальный вред окружающей среде; отсутствует информация об источниках образования, объемах и видах отходов, а также контроль за их перемещением; устаревшие нормы накопления на душу населения, низкий тариф на утилизацию, обезвреживание и захоронение, плата за сбор и утилизацию отходов включена в состав расходов за содержание общего имущества дома и рассчитывается исходя из площади, а не по количеству жильцов; отсутствие экономических стимулов для использования ВМР; отсутствие государственной поддержки частных инвестиций в данную сферу и многие другие. 3.2.2. Являясь одними из основных загрязнителей окружающей среды, ТКО содержат ценные компоненты: макулатуру, полимерные материалы, черные и цветные металлы, стекло, которые при складировании безвозвратно теряются. 3.2.3. В комплексной стратегии обращения с ТКО (твердыми бытовыми отходами) в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298, отмечено, что преобладание удаления ТКО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, включая: загрязнение и захламление земель; загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТКО; выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ТКО; негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление). Кроме того, безвозвратно теряются материальные и энергетические ресурсы, которые могли бы быть повторно использованы, в том числе в качестве сырья для производства ряда товаров (продукции). 3.2.4. Поставлена задача по созданию и обеспечению экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТКО, в том числе при реализации инвестиционных проектов, предусматривающих в том числе: кратное увеличение объемов ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов; сокращение объемов ТКО, направляемых на захоронение; уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения. 3.2.5. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусматривается: введение с 2017 года запрета на захоронение отдельных видов отходов; сокращение объемов ТКО, поступающих на захоронение; установление раздельных тарифов на обработку, тарифов на обезвреживание и тарифов на захоронение ТКО. 3.2.6. По данным Управления Росприроднадзора по Костромской области в 2014 году по данным статистической отчетности 2-ТП (отходы) на территории Костромской области образовано 1294,975 тысячи тонн отходов. Основная масса образующихся отходов представлена отходами IV-V классов опасности для окружающей природной среды: твердыми бытовыми отходами (с 1 января 2016 года по терминологии Федерального закона "Об отходах производства и потребления" - ТКО); бумажными отходами; текстильными отходами; вторичными ресурсами (ломом черных, цветных металлов, отходами полимерных материалов, отходами стекла и другими). 3.2.7. В соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов", в настоящее время в государственный реестр объектов размещения отходов включено 12 объектов размещения отходов на территории Костромской области, в том числе: 3 полигона бытовых (коммунальных) отходов, 1 полигон промышленных отходов и 9 объектов хранения отходов производства и потребления на промышленных предприятиях. 3.2.8. По данным регионального учета на территории Костромской области зарегистрирован 181 объект конечного размещения отходов (сельские, районные и городские свалки бытовых отходов, полигоны бытовых и промышленных отходов). Из общего числа объектов размещения отходов в Костромской области: 177 объектов - являются районными и городскими свалками бытовых отходов. Общая площадь данных объектов составляет 202,5 га; 3 полигона бытовых отходов и 1 полигон промышленных отходов общей площадью 30,6 га. Из всех указанных объектов 169 свалок и полигонов имеют правоустанавливающие документы по отводу земельных участков, остальные 12 являются несанкционированными. При этом в Государственный реестр объектов размещения отходов включено только 12 объектов. Остальные объекты - нелегальные объекты по захоронению отходов. 3.2.9. Отходы не используются в качестве ВМР, в результате чего безвозвратно теряются ценные компоненты, пригодные после соответствующей сортировки к повторному использованию. Но главное - в результате захоронения отходов в смешанном виде на протяжении десятилетий и даже столетий происходит разложение отходов синтетического происхождения с постоянным выделением в почву, воздух и воду крайне токсичных и опасных веществ. Например, полимеры и пластмассы разлагаются в земле более 200 лет. В результате этого процесса выделяется большое количество вредных веществ. Среди наиболее опасных: ядовитая сурьма, гексан, бензол, метан, виниловый ацетат, полихромбефинил, трихлорфторметан. Эти токсичные вещества попадают в почву, воду и атмосферный воздух, оказывая негативное влияние на здоровье человека и состояние окружающей среды. Рост количества таких отходов и материалов без системной их переработки ведет к экологической катастрофе. Поэтому дальнейшая переработка при поддержке государства (в частности, производство гранул) может представляться экономически выгодным, но также социально ответственным бизнесом. Ведь покупка отходов позволяет уменьшить риски для организаций при утилизации полимеров. К тому же, вторичные полимеры (или гранулы) - это существенная экономия для производителей огромного спектра изделий. Таким образом, извлечение вторичного сырья и обезвреживание оставшейся части ТКО перед захоронением являются основными элементами, направленными на охрану окружающей среды в области обращения с коммунальными отходами. Создание и эксплуатация объектов по обращению с ТКО без выполнения мероприятий по охране окружающей среды недопустимо. 3.2.10. В настоящее время в составе проектно-сметной документации строительства АМСК разработаны разделы по Оценке воздействия на окружающую среду и Перечень мероприятий по охране окружающей среды, получены положительные заключения Управления Роспотребнадзора Костромской области по данным документам, установлена санитарно-защитная зона объекта. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности (эксплуатация АМСК) на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого и технологического решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Результаты расчетов показывают, что выбросы и сбросы в окружающую среду и их воздействие на окружающую среду с учетом фонового загрязнения носят локальный характер и обеспечивают удовлетворительное состояние окружающей среды на площадке, на границе санитарно-защитной зоны, а также за ее пределами. АМСК при эксплуатации не окажет негативного воздействия на окружающую среду при выполнении природоохранных мероприятий при его создании. 3.2.11. В целях уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду, в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией в состав мероприятий инвестиционной программы строительства АМСК вошли следующие мероприятия по охране окружающей среды: устройство контролируемого поступления ТКО и вывоза неутилизируемой части и вторичного сырья (весовая); устройство локальных очистных сооружений; устройство площадки с контрольно-дезинфицирующей ванной; устройство системы повторного использования технической воды; устройство водоотводной канавы; обустройство санитарно-защитной зоны, ограждение и озеленение; установка автоматизированной системы по мониторингу (контролю) за составом загрязняющих веществ и объектами их выбросов; установка автоматизированной системы по мониторингу (контролю) за составом отходов, в том числе радиационного контроля; установка обезвреживания отходов, в том числе ионизированной системы обеззараживания, устройство мест складирования ртутьсодержащих ламп и медицинских отходов; установка автоматизированной системы по наблюдению за состоянием окружающей среды. 3.2.12. Инвестиционная программа предусматривает возможность в ближайшей перспективе разместить на создаваемом АМСК оборудование по глубокой переработке полимерных отходов, а также выпускать подготовленное альтернативное топливо для цементной промышленности (RDF) в случае его востребованности на рынке. 3.2.13. Анализ существующего состояния системы обращения с отходами на территории города Костромы позволяет выделить следующие основные проблемы: на территории города Костромы и прилегающих районов отсутствуют полигоны ТКО, которые имеют возможность принять весь объем ТКО, образующийся на территории города; существующие свалки и полигоны исчерпали или практически исчерпали свой ресурс; действующие полигоны не соответствуют природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям; ТКО захораниваются на полигоне без сортировки, тем самым нанося ущерб окружающей среде. В городе также не развита система селективного сбора вторичного сырья, ТКО собирается в общей массе и зачастую с опасными отходами. 3.2.14. Самым серьезным и трудным вопросом является обезвреживание и отбор вторичных ресурсов. Кроме того, реализация стратегий социально-экономического развития Костромской области, Инвестиционной стратегии Костромской области, а также иных документов стратегического планирования региона и города Костромы приведет к росту численности населения и его благосостояния и, как следствие, к увеличению общей массы образуемых и захороняемых отходов. 3.2.15. Для решения указанных проблем ООО "ЭкоТехноМенеджмент" предлагает реализовать комплексную программу - строительство АМСК с последующим захоронением на полигоне захоронения твердых коммунальных отходов. Инвестиционная программа предусматривает прием на утилизацию ТКО, извлечения полезных фракций до 60% от общего объема поступающих на сортировку ТКО. Основное внимание в инвестиционной программе уделяется качеству оказываемых услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО. Соответствие современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям достигается путем применения современного оборудования и материалов, внедрения автоматизированных систем мониторинга за составом отходов и состоянием окружающей среды. 3.2.16. Потребителями услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО являются: юридические лица (за исключением муниципальных); жители многоквартирных домов (наниматели, арендаторы, члены ТСЖ, собственники жилых помещений и лица, принявшие от застройщика жилые помещения (физические и юридические лица); муниципальные образования (отходы с мест общего пользования и бюджетных учреждений); частные домовладения; садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан. 3.2.17. В многоквартирных домах вывоз отходов (транспортировка и утилизация) включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. При этом оплату за услуги по утилизации (захоронению) ТКО предприятиям, эксплуатирующим полигоны ТКО, осуществляют вывозящие организации, что противоречит действующему законодательству по тарифному регулированию (потребителями услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО являются управляющие компании, физические лица и другие производители отходов). Поэтому одной из задач, непосредственно влияющих на результаты реализации инвестиционной программы, является решение вопроса непосредственного заключения договоров на утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО с потребителями услуг, минуя посредников (вывозящие организации), с соответствующей выделенной оплатой этих услуг. 3.3. Цели и задачи разработки и реализации инвестиционной программы 3.3.1. Основной целью инвестиционного проекта является внедрение первого этапа современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории г. Костромы посредством строительства автоматизированного мусоросортировочного комплекса мощностью 100 тысяч тонн твердых коммунальных отходов в год, предназначенного для их обработки и обезвреживания 3.3.2. Утвержденным Администрацией города Костромы техническим заданием на разработку инвестиционной программы определены цели (целевые индикаторы) и задачи разработки и реализации инвестиционной программы: 1) снижение количества коммунальных отходов, размещаемых на полигонах: 2015 год - 808,76 тыс. м3 в год; 2016-2024 годы - 448,32 тыс. м3 в год; 2) создание новых объектов и внедрение современного оборудования в области утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на 2015 год - 1 объект; 3) эффективность использования коммунальных отходов в качестве энергетических ресурсов, внедрения комплексного рециклинга и использование их ценных компонентов (процентов по объему) в 2015-2024 годах - 55% в год. 3.3.3. Задачами разработки и реализации инвестиционной программы являются: 1) строительство автоматизированного мусоросортировочного комплекса мощностью 100 тысяч тонн твердых коммунальных отходов в год; 2) модернизация объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО; 3) внедрение современных эффективных технологий и оборудования объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО; 4) обеспечение потребителей города Костромы качественной услугой по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО. 3.3.4. Для достижения указанных целей ООО "ЭкоТехноМенеджмент" планирует: 1) осуществить строительство АМСК и предусмотреть его эксплуатацию с учетом последующего захоронения "хвостов" на полигоне захоронения ТКО на территории Красносельского муниципального района (начиная с октября 2016 года); 2) реализовать производственную программу по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО в соответствии с действующим законодательством о тарифном регулировании. 3.3.5. Результатом реализации инвестиционной программы будет достижение установленных техническим заданием целевых индикаторов, указанных выше. 3.3.6. Цели и задачи разработки и реализации инвестиционной программы по строительству объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории города Костромы, основанных на применении современных технологий и обеспечивающих сокращение объема (веса) и опасности размещаемых на полигонах отходов, использование отходов для производства товаров, а также увеличение доли отходов, вовлеченных в повторное использование, соответствует задачам и программам социально-экономического развития как Костромской области, так и Российской Федерации. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к основным приоритетам социальной и экономической политики отнесено улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления (раздел II). Неразвитость системы переработки отходов жизнедеятельности названо одной из основных внутренних угроз развития Центрального федерального округа (пункт 3 Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2011 года N 1540-р). 3.3.7. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: 1) максимальное использование исходных сырья и материалов; 2) предотвращение образования отходов; 3) сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; 4) обработка отходов; 5) утилизация отходов; 6) обезвреживание отходов. 3.3.8. В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2012 года N Пр-1102, отмечено, что основными направлениями обращения с отходами являются предупреждение образования отходов, сокращение образования отходов, развитие инфраструктуры обезвреживания отходов, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку и обработку, в целях обеспечения экологической безопасности при хранении и захоронении. 3.3.9. Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) к ключевым научно-технологическим трендам, формирующим облик рационального природопользования, в первую очередь относятся развитие технологий экологически безопасной утилизации отходов и обезвреживания токсинов, позволяющих извлекать материальные ресурсы из отходов и возвращать их во вторичный оборот, что приведет к сокращению объемов отходов, поступающих на захоронение. 3.3.10. В соответствии с п. 18 Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года основополагающими задачами по осуществлению государственной экологической политики и управлению охраной окружающей природной среды являются обеспечение создания развитой инфраструктуры по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов, обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением на основе соблюдения иерархического порядка обращения с отходами - предотвращение или сокращение образования отходов и минимизация их отрицательного воздействия на окружающую среду, а также использование отходов на основе их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, предусматривающего повторное использование или обогащение отходов. 3.4. Обоснование объема твердых коммунальных отходов, поступающих на утилизацию, обезвреживание и захоронение 3.4.1. В соответствии с условиями технического задания на разработку инвестиционной программы по строительству АМСК общий объем отходов, образующихся на территории города Костромы, составляет 996 265 м3 в год. Доля КГО в указанном объеме составляет около 30%, что соответствует утвержденным нормам накопления ТБО и КГО по городу Костроме и представленным выше. Плотность ТКО составляет примерно 140 кг/м3. 3.4.2. В процессе обработки и обезвреживания на АМСК (проектные показатели) из общей массы поступающих ТКО будет отбираться 37% полезных фракций по массе: 22% вторсырья; 15% биогена. 3.4.3. Плотность вторсырья ориентировочно составит 50-60 кг/м3, плотность биогена - 250 кг/м3. Отсортированный биоген будет подвергнут компостированию и использован при промежуточной (пересыпка) и последующей рекультивации на полигоне. Кроме того, на полигоне будет установлена мусороперегрузочная станция с целью приема отходов, образовавшихся от потребителей Красносельского муниципального района Костромской области, и направления их на обработку и обезвреживание на АМСК в городе Костроме. 3.4.4. Общая масса отходов от потребителей Красносельского муниципального района оценивается в 4 545 тонн в год (ТКО и КГО), в том числе 1 556 тонн - КГО, 2 990 тонн - ТКО. Также на полигон планируется принимать ТКО от потребителей Костромского муниципального района Костромской области в общем объеме и массе 260 276,34 м3, или 39 438,54 тонн, в том числе: ТКО (без КГО) - 185 280 м3, или 25 939,2 тонны; КГО - 74 996,34 м3, или 13 499,34 тонны. На полигоне все отходы при помощи спецтехники будут уплотнены до плотности 1 000 кг/м3. 3.4.5. Итого на полигоне планируется ежегодное захоронение 147,5 тысячи тонн отходов. Баланс отходов представлен в таблице 4. Таблица 4 Баланс отходов на территории г. Костромы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|