Расширенный поиск
Постановление Администрации Костромской области от 08.04.2014 № 130-аАДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 апреля 2014 г. N 130-а Об утверждении государственной программы "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы" (В редакции Постановления Администрации Костромской области
от 30.03.2016 № 90-а; от 30.08.2016 № 325-а; от 15.11.2016 № 431-а)
от 24.01.2017 № 9-а; от 24.04.2017 № 165-а; от 26.06.2017 № 240-а)
от 30.10.2017 № 393-а; от 22.01.2018 № 6-а)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317 «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013
- 2020 годы, постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области" администрация Костромской области постановляет: (В редакции Постановления Администрации Костромской области от 30.03.2016 № 90-а)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы". 2. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 14 февраля 2014 года N 35-а "Об утверждении государственной программы "Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014-2020 годы" (новая редакция)". 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. И.о. губернатора области А.Анохин
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 8 апреля 2014 г. N 130-а
Государственная программа "Развитие культуры и туризма в Костромской области на 2014-2020 годы" (В редакции Постановления Администрации Костромской области
от 30.03.2016 № 90-а; от 30.08.2016 № 325-а; от 15.11.2016 № 431-а)
от 24.01.2017 № 9-а; от 24.04.2017 № 165-а; от 26.06.2017 № 240-а)
от 30.10.2017 № 393-а; от 22.01.2018 № 6-а)
Раздел I. Паспорт государственной программы «Развитие культуры и туризма в Костромской области на 2014 - 2020 годы» (далее - государственная программа)
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы Глава 1. Культура и искусство 10. Костромская область располагает огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития, в настоящее время и в долгосрочной перспективе позиционируется как регион с развитой культурной средой. 11. Сеть учреждений отрасли «Культура» региона различных видов и форм собственности охватывает все направления деятельности в сфере культуры, искусства, художественного образования, обеспечивает конституционные права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации, в т.ч. включает свыше 800 государственных и муниципальных учреждений и их филиалов. Также в Костромской области работают АНО «Национальный балет «Кострома», негосударственная некоммерческая организация «Диалог Данс», федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково», Костромской государственный цирк, Костромской филиал ФГБУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря», общественные организации (в т.ч. региональные отделения творческих союзов писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, национально-культурные автономии), частные кинотеатры, парки, музеи. 12. Конкурентными преимуществами Костромской области в сфере культуры, дающими основания для успешного и устойчивого развития отрасли в современных условиях, являются: 1) развитая сеть учреждений культуры, в целом соответствующая социальным нормативам и нормам; 2) разнообразие культурных и туристских брендов, исторических достопримечательностей, мест, связанных с выдающимися историческими событиями и людьми, местных промыслов и ремесел, уникальность музейных коллекций и традиционной народной культуры, самобытность сельских поселений, сохранение и использование культурно-исторического наследия Костромы и малых городов области; 3) высокоразвитое профессиональное искусство; 4) системная реализация долгосрочных культурных событийных проектов международного, всероссийского, межрегионального уровня; 5) наличие многочисленных коллективов любительского творчества, имеющих звания «народный», «образцовый»; 6) развитая система художественного образования; 7) наличие устойчивых партнерских взаимоотношений между областными, муниципальными, федеральными, частными учреждениями сферы культуры, работающими в Костромской области; 8) высокий уровень межнационального, межконфессионального и межкультурного согласия (толерантности). 13. Востребованность культурных благ и услуг в регионе подтверждают статистические данные: ежегодное количество посещений учреждений культуры превышает 7,9 млн. посещений; каждый 3-й житель области является читателем общедоступной библиотеки; каждый 13-й житель области является участником клубного формирования при культурно-досуговых учреждениях; ежедневно музеи области посещают свыше 1,3 тыс. человек, обеспечен бесплатный доступ в областные и муниципальные музеи посетителям в возрасте до 16 лет; в результате реализации мер по формированию доступной среды ежегодно растет количество посещений инвалидами учреждений культуры и культурных мероприятий (свыше 190 тыс. посещений в год при численности инвалидов 70 тыс. человек). 14. На основе богатейшего культурного наследия, системной поддержки государственными структурами и обществом культурных инициатив в Костромской области реализуются долгосрочные международные, всероссийские, областные проекты в сфере культуры и художественного образования (в том числе фестивали и конкурсы «Наши древние столицы», «Дни Островского в Костроме», «Жаровские певческие ассамблеи», «Щедрое яблоко», «Волжские встречи», «Юные дарования России», «Успех», «Вифлеемская звезда», «Кострома - зимняя сказка», «Костромская губернская ярмарка», «России верные сыны», «Музыка – дорога в жизнь», фестиваль и конкурс молодых дирижеров симфонических оркестров, посвященные памяти И.А.Мусина, проекты «Мастера искусств – малой родине», «Маршруты летнего чтения», ежегодные акции «Ночь музеев», «Ночь искусств», «Ночь кино», «Библионочь» и другие). 15. Развитие сотрудничества областных и муниципальных учреждений, творческих коллективов, работников культуры, творческой и научной интеллигенции, общественных организаций осуществляется посредством реализации совместных культурных проектов, информационной деятельности, системы областных конкурсов и премий, повышения квалификации и обучения кадров. В сферу культуры активно вовлекаются субъекты предпринимательства. Важными субъектами культурной политики являются социально ориентированные некоммерческие организации, в т.ч. творческие союзы, успешно взаимодействующие с органами государственной власти и учреждениями культуры, объединяющие высококвалифицированных представителей профессионального и экспертного сообществ. Возрастает участие волонтеров в культурной деятельности. 16. Вместе с тем очевидно наличие факторов, сдерживающих развитие сферы культуры в базовом периоде и негативно влияющих на достижение социально значимых результатов в долгосрочной перспективе, в т.ч.: отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики; значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения и повреждения; региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма, неравномерное развитие социально-культурной инфраструктуры областного центра, районных центров и сельских населенных пунктов; социально-демографические проблемы (в т.ч. снижение численности населения области); несоответствие материально-технической базы большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований, современным требованиям; «старение» кадров, слабый приток молодежи в сферу культуры; недостаточный объем финансовой поддержки деятельности в сфере культуры. 17. За десятилетний период реализован ряд существенных мер по модернизации государственных учреждений культуры, укреплению их материально-технической базы, расширению занимаемых площадей. При этом неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований Костромской области, в особенности в сельской местности. 18. Подавляющее большинство зданий государственных и муниципальных музеев, в том числе имеющих статус памятников истории и культуры, требуют проведения ремонтных либо реставрационных работ. 19. Статья 3 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» включает художественные промыслы и ремесла в понятие «культурные ценности». В связи с этим, отрасль «Культура» (наряду с такими отраслями, как образование, туризм, промышленное производство и малое предпринимательство) является одной из важнейших сфер, в которых осуществляется государственная поддержка народных художественных промыслов и ремесел. При этом базой для данной работы являются специализированные учреждения: дома ремесел, центры народной культуры и народного творчества, культурно-досуговые учреждения, при которых работают любительские объединения, музеи, образовательные учреждения отрасли «Культура». Эти учреждения не располагают достаточной материально-технической базой и средствами на проведение необходимых мероприятий по поддержке промыслов и ремесел. 20. Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности региональной культуры на отечественном и мировом рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в отрасли «Культура». 21. Требуется направленная модернизация оборудования, приобретение и установка лицензионного программного обеспечения, наполнение имеющихся баз данных и формирование новых в соответствии с интересами населения, приоритетами развития Костромской области, требованиями к учету музейных и библиотечных фондов, а также внедрение информационных услуг и информационно-коммуникационных технологий, рост информационных продуктов культуры. 22. В отрасли «Культура» Костромской области занято 4,5 тыс. человек. Профессиональный стаж свыше 20 лет имеется у 40 процентов из них, от 10 до 20 лет – 20 процентов, что свидетельствует о старении кадрового состава отрасли. Требуется привлечение молодых специалистов, постоянная поддержка кадровых ресурсов через систему профессиональных конкурсов, внедрение инноваций, мероприятий, направленных на развитие системы среднего профессионального образования и повышения квалификации, повышение заработной платы работников, использование системы «эффективного контракта». 23. В целях улучшения ситуации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части поэтапного повышения оплаты труда в регионе принимаются системные меры по доведению размера средней заработной платы работников учреждений культуры до размера средней зарплаты по региону в 2018 году. Глава 2. Туризм 24. Сфера туризма охватывает туризм международный (въездной и выездной) и внутренний (для граждан России в пределах Российской Федерации). 25. Туристские ресурсы России являются мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан, пропаганды здорового образа жизни. Туризм - это эффективный инструмент преодоления кризисных явлений, способствующий активизации социально-экономического развития регионов. 26. Туристская отрасль Костромской области обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 60 гостиниц, 11 исторических городов, более 2,5 тыс. памятников истории и культуры, 3 музея-заповедника и 16 филиалов Костромского музея-заповедника. В настоящее время природно-заповедный фонд Костромской области включает 84 особо охраняемые природные территории. Из них 1 территория федерального значения, 83 территории регионального значения, в том числе 56 заказников, 18 памятников природы, 9 туристско-рекреационных местностей. 27. Обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, Костромская область занимает незначительное место на российском рынке туристских услуг, хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать около 1 млн. туристов в год. 28. В Костромской области туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристские ресурсы используются не полностью, однако динамика туристского рынка региона свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов. Анализ современного состояния туризма в Костромской области показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри области вызвал интерес к строительству (переоснащению) малых гостиниц, в основном в муниципальных образованиях области. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству со стороны российских инвесторов. 29. К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся: недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта; высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень; невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров; дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года; устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории); лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов; высокая стоимость туров в регион; «сезонность» туристской деятельности (до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа, в остальное время принимающий туристский бизнес в целом убыточен и в основном финансируется из выручки высокого сезона); дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств; недостаточная государственная реклама туристских возможностей как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что связано с ограниченным бюджетным финансированием; неразвитость некоторых видов туризма, которые могли бы составить неоспоримое конкурентное преимущество Костромской области на внешнем и внутреннем рынках и внести значительный вклад в развитие региона (водный туризм, событийный, деловой, образовательно-культурный и др.); неразвитость в большинстве районов региона транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания). 30. В Костромской области деятельность в сфере внутреннего туризма осуществляют туроператоры, включенные в Единый федеральный реестр туроператоров. 31. Исследования Всемирной туристической организации (ВТО) дают возможность утверждать, что тенденции роста туристской индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 по 2020 годы прогнозируется двукратное увеличение числа туристских прибытий. 32. Одним из приоритетных направлений перехода к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития Костромской области является обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, повышение конкурентоспособности туристской отрасли, что требует более активных, целенаправленных и эффективных действий по развитию сферы туризма на основе принятия комплекса соответствующих мер. 33. Необходимые результаты могут быть достигнуты за счет совершенствования и диверсификации существующего турпродукта, развития новых перспективных видов туризма, количественного и качественного развития туристских кластеров. 34. Туристский кластер в ближайшие годы будет являться перспективным направлением социально-экономического развития региона: одним из самых мощных генераторов увеличения количества рабочих мест, плательщиком налогов в бюджет, катализатором развития малого и среднего бизнеса. 35. Основными направлениями, увеличивающими доходность туристской отрасли, являются: увеличение количества повторных посещений региона; увеличение продолжительности нахождения гостей в регионе (сегодня не хватает крупных современных туристских объектов, которые могли бы удержать гостей на более длительный период и дополнить богатейшее культурно-историческое наследие); более равномерное «географическое» распределение туристских потоков, нивелирование сезонности - большая часть доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа. 36. Необходимым и решающим фактором конкурентоспособности отрасли туризма сегодня является ее широкое присутствие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», причем уже не столько в маркетинговых целях, сколько для фактического ведения бизнеса в онлайн-среде. Глава 3. Историко-культурное наследие 37. Весомым ресурсом развития региона является использование его уникального историко-культурного наследия. На территории Костромской области под государственной охраной находятся 3 579 памятников истории и культуры, из них: зданий и сооружений - 2 827; памятников археологии – 751; достопримечательное место – 1. 38. В числе объектов культурного наследия 1 098 имеют федеральное значение, 2 481 - региональное значение. Доля объектов культурного наследия, имеющих удовлетворительное состояние, в общем количестве объектов культурного наследия составляет 44,1 процента (на 1 января 2013 года). 39. В настоящее время качественный ремонт и надлежащая эксплуатация - наиболее эффективный, единственно щадящий метод сохранения объектов культурного наследия. 40. Работы по сохранению объектов культурного наследия за счет средств областного бюджета ежегодно проводятся в рамках выполнения планов мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, разрабатываемых уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области. Органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области реализуются муниципальные программы сохранения объектов культурного наследия. 41. Плановое проведение работ на протяжении последних лет на объектах культурного наследия позволило не только выполнить ряд противоаварийных и первоочередных мероприятий, но и завершить комплексные ремонтно-реставрационные работы по целому ряду объектов. При этом не всегда возможности муниципальных образований позволяют поддерживать в надлежащем состоянии объекты культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности, а тем более проводить комплексную реставрацию, в том числе выполнять проектно-сметную документацию. 42. В сфере сохранения объектов культурного наследия существуют проблемы, требующие особого внимания со стороны органов государственной власти и местного самоуправления: 1) в настоящее время на территории Костромской области 31,8 процента памятников истории и культуры нуждаются в проведении безотлагательных ремонтно-реставрационных работ. По оценке специалистов, объем реставрационной деятельности к настоящему времени составляет примерно 40 процентов от уровня начала 1990-х годов. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно увеличивается; 2) имеет место недостаточное финансирование мероприятий по сохранению памятников из бюджетов всех уровней; 3) неэффективно используются объекты культурного наследия (за исключением памятников, вовлеченных в хозяйственный оборот и сдаваемых в аренду); 4) имеются в наличии бесхозяйные объекты культурного наследия, находящиеся на территории оставленных жителями населенных пунктов или в труднодоступной местности; 5) имеется дефицит квалифицированных кадров в области сохранения культурного наследия (специалистов-историков, искусствоведов, архивистов, специалистов по проектированию и производству ремонтно-реставрационных работ и т.д.). Раздел III. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы 43. Целями государственной политики в сферах культуры и туризма в соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р, и Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р, являются: формирование гармонично развитой личности; укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития; укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям; комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в Костромской области. 44. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются исходя из долгосрочных (стратегических) целей и задач социально-экономического развития и отдельных решений (указов) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, положений Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (далее – Основы государственной культурной политики), Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года), государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы», Стратегии социально-экономического развития Костромской области до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года», планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» до 2018 года, принятых на федеральном и региональном уровнях, а также следующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Костромской области: 1) Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; 2) Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; 3) Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»; 4) Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; 5) Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»; 6) Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; 7) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 8) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»; 9) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»; 10) государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»; 11) Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1244-р; 12) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р; 13) Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р; 14) Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р; 15) Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р; 16) Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 434-р; 17) Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р; 18) Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 2395-р; 19) Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р; 20) Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы, утвержденная приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 267; 21) Закон Костромской области от 2 декабря 1997 года № 17 «О Музейном фонде Костромской области и музеях в Костромской области»; 22) Закон Костромской области от 1 апреля 2004 года № 184-ЗКО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Костромской области»; 23) Закон Костромской области от 6 октября 2009 года № 523-4-ЗКО «О поддержке народных художественных промыслов в Костромской области»; 24) Закон Костромской области от 29 декабря 2011 года № 182-5-ЗКО «О региональной политике в области культуры»; 25) Закон Костромской области от 30 мая 2013 года № 365-5-ЗКО «О поддержке развития туризма в Костромской области». 45. В связи с этим, реализация государственной программы осуществляется в соответствии со следующими основными приоритетами: реализация целей и задач государственной культурной политики, предусмотренных Основами государственной культурной политики и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года; формирование новой модели культурной политики; продвижение статуса культуры как национального приоритета; сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа России как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России, сохранение единого культурного кода российского народа; гармоничное сочетание интересов национальной безопасности, единства культурного пространства и этнокультурного многообразия; реализация ценностно-ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей; сохранение культурного и духовного наследия России, самобытных традиций ее народов как всемирного достояния, национального богатства и основы единства российского общества; сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел, создание устойчивых форм и механизмов государственной поддержки мастеров народных промыслов; обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства, стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, посещения музеев, театров и иных культурных учреждений гражданами старшего возраста, семьями, детьми и молодежью, инвалидами; создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга; продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности; осуществление мер, направленных на повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм; обеспечение инновационного развития отраслей культуры и туризма, вывод их на лидирующие позиции в области применения современных технологий; усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сферах культуры и туризма; использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для презентации российской культуры, искусства и творчества народов России; укрепление позиций государства в сфере культуры; стимулирование и поощрение государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев; совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, стимулирование благотворительной деятельности, меценатства; повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики; разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного наследия; предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия; стимулирование заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность; противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории; раскрытие и активизация культурного и туристского потенциала региона; содействие развитию культурной индустрии, в том числе народных промыслов и креативных индустрий; развитие кинопоказа, в т.ч. кинозалов и точек киновидеопоказа в малых городах и сельской местности, при одновременном содействии увеличению доли российских фильмов в отечественном прокате; развитие гастрольной деятельности; выравнивание региональных диспропорций в условиях доступности культурных благ для широких слоев населения, в т.ч. расширение выездных мероприятий профессиональных театрально-концертных коллективов в малых городах и селах области; создание и развитие самобытных туристических брендов; укрепление материально-технической базы учреждений; повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание); совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров; повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах; максимальное вовлечение туризма в популяризацию и использование историко-культурного наследия; популяризация туристской привлекательности региона; популяризация территорий и создание условий, в том числе инфраструктурных, для развития внутреннего, въездного, в том числе образовательного туризма; повышение эффективности мер, обеспечивающих безопасность туризма, защиту прав и законных интересов туристов, а также своевременное обеспечение туристов необходимой информацией; обеспечение межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия в реализации государственной культурной политики; повышение роли профессиональных союзов, ассоциаций и самоорганизаций профессиональных и творческих сообществ, общественных советов при органах государственной власти; повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам, относящимся к поддержке творческой деятельности, инновационных проектов в сфере культуры; активное вовлечение в культурную деятельность местных сообществ (в том числе органов территориального общественного самоуправления), социально ориентированных общественных организаций, религиозных организаций, казачества, землячеств, граждан, обеспечение работы общественных советов по оценке эффективности деятельности учреждений культуры; взаимоиспользование ресурсной базы областных и муниципальных учреждений социальной сферы, системная организация межведомственного взаимодействия (создание и осуществление совместных проектов и программ в сфере образования, молодежной политики, туризма и рекреации, социального развития села и др.). 46. Реализация государственной программы к 2020 году позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, активизировать интеграцию Костромской области в общегосударственный и мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ региона в национальном и мировом сообществе. 47. Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры и туризма, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач. 48. Необходим переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное и музейное дело, концертную, театральную и кинематографическую деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Костромской области в сфере культуры, в том числе для формирования положительного образа региона в национальном и мировом сообществе. 49. Реализация такого подхода предполагает: 1) качественное изменение подходов к оказанию услуг и выполнению работ в сферах культуры и туризма, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала отрасли; 2) усиление развития регионального компонента в культуре, содействие внедрению программно-целевых механизмов на региональном и местном уровнях управления сферой культуры; 3) преодоление значительного отставания учреждений культуры Костромской области от мирового уровня в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев и библиотек; 4) реализацию мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры; 5) повышение эффективности управления отраслью культуры на всех уровнях управления. 50. Реализация государственной политики в области сохранения культурного наследия будет осуществляться по следующим направлениям: 1) выявление ранее неизвестных объектов культурного наследия; 2) учет объектов культурного наследия; 3) государственная охрана объектов культурного наследия; 4) эффективное использование и сохранение объектов культурного наследия; 5) консолидация средств бюджетов всех уровней и доходов, получаемых от передачи в аренду памятников истории и культуры, в целях сохранения объектов культурного наследия, находящихся под угрозой разрушения или повреждения; 6) развитие государственно-частного партнерства; 7) вовлечение в дело сохранения объектов культурного наследия общественных и религиозных организаций, частных инвесторов; 8) включение мероприятий по сохранению памятников истории и культуры в планы развития муниципальных образований в качестве мероприятий, требующих приоритетного финансирования; 9) приватизация части памятников и занимаемых ими земельных участков; 10) разработка программы экономического стимулирования мероприятий по сохранению историко-культурного наследия Костромской области; 11) обеспечение бюджетного финансирования работ по сохранению памятников, находящихся в государственной собственности; 12) приспособление памятников, относящихся к жилому фонду и находящихся в неудовлетворительном состоянии, для современного использования; 13) разработка алгоритма поддержания частных инициатив, спонсорства физических и юридических лиц в сфере культурного наследия; 14) поддержка реставрационных организаций, в том числе научных исследований в области разработки современных реставрационных технологий, мероприятий, направленных на повышение престижа профессии реставратора (гранты, выставки, мастер-классы для учащейся молодежи); 15) подготовка специалистов в области сохранения и реставрации памятников в системе среднего и высшего образования. Раздел IV. Цели, задачи, прогноз развития сферы реализации государственной программы и сроки ее реализации Глава 4. Цели, задачи, прогноз развития сферы культуры и туризма 51. Основной целью государственной программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепления единства российского общества и гражданской идентичности, а также комплексное развитие туризма для приобщения граждан Российской Федерации к культурному и природному наследию с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в Костромской области. 52. Основными задачами государственной программы являются: 1) сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение гражданам доступа к культурным ценностям; 2) создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; 3) повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и мировом рынках; 4) создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма; 5) совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, путем предоставления на конкурсной основе субсидий из областного бюджета; 6) обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры, осуществляющих деятельность на территории Костромской области; 7) сохранение, государственная охрана и популяризация объектов культурного наследия, расположенных на территории Костромской области; 8) эффективное управление ходом реализации государственной программы. 53. Достижение целей и задач развития сферы культуры оценивается показателями, корреспондирующимися с целевыми показателями Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Развитие сферы культуры и туризма Костромской области позволит достичь прогнозируемых конечных результатов: 1) увеличение количества посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года (в том числе посещений гражданами старшего поколения, инвалидами, детьми и молодежью) со 107,5 процента в 2012 году до 136 процентов в 2020 году; 2) увеличение количества посещений платных и бесплатных культурно-досуговых мероприятий (в том числе посещений гражданами старшего поколения, инвалидами, детьми и молодежью) по отношению к 2012 году со 106,6 процента в 2013 году до 155,5 процента в 2020 году; 3) доля театров, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем количестве театров Костромской области составит в период действия государственной программы 100 процентов; 4) доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей Костромской области составит в 2020 году 9 процентов; 5) увеличение количества музейных выставочных проектов, осуществляемых в Костромской области, по отношению к 2012 году со 110 процентов в 2013 году до 202 процентов в 2020 году; 6) доля музеев, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем количестве музеев составит в 2020 году 100 процентов; 7) доля публичных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем количестве библиотек составит в 2020 году 100 процентов; 8) охват населения Костромской области библиотечным обслуживанием (в том числе охват граждан старшего поколения, инвалидов, детей и молодежи) возрастет с 39,01 процента в 2013 году до 39,07 процента в 2020 году; 9) доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений составит 81,8 процента в 2020 году; 10) соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате в регионе увеличится с 62,6 процента в 2013 году до 100 процентов в 2018 году; 11) доля средств областного бюджета, выделяемых социально ориентированным некоммерческим организациям, в общем объеме средств областного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере культуры, возрастет с 4,3 процента в 2015 году до 10,0 процентов в 2020 году; 12) прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году увеличится со 103,4 процента в 2013 году до 118,0 процентов в 2020 году; 13) объем туристского потока в Костромской области (в том числе туристского потока граждан старшего поколения, инвалидов, детей и молодежи) возрастет с 730,1 тыс. человек в 2013 году до 998,0 тыс. человек в 2020 году; 14) доля количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия на территории Костромской области возрастет с 44,4 процента в 2013 году до 46,4 процента в 2020 году; 15) ежегодное, начиная с 2017 года, выполнение показателей (индикаторов) государственной программы на 100 процентов. Глава 5. Сроки и этапы реализации государственной программы 54. Государственная программа реализуется в один этап в срок с 2014 по 2020 годы. Раздел V. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы 55. Исходя из основной цели государственной программы и задач, необходимых для решения поставленной цели, в рамках государственной программы предусмотрена реализация четырех подпрограмм: 1) «Культура и искусство»; 2) «Туризм»; 3) «Наследие»; 4)«Обеспечение реализации государственной программы Костромской области «Развитие культуры и туризма Костромской области на 2014 - 2020 годы». 56. Предусмотренные в рамках каждой из подпрограмм системы целей, задач и мероприятий в комплексе наиболее полным образом охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений социально-экономического развития и в максимальной степени будут способствовать достижению целей и конечных результатов настоящей государственной программы. Перечень мероприятий приведен в приложении № 5 к государственной программе. Глава 6. Характеристика мероприятий подпрограммы «Культура и искусство» 57. Для решения задач по сохранению культурного и исторического наследия народа, обеспечению гражданам доступа к культурным ценностям; созданию условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; совершенствованию механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры; обеспечению достойной оплаты труда работников учреждений культуры предусматривается реализация подпрограммы «Культура и искусство». 58. Подпрограмма «Культура и искусство» включает следующие основные мероприятия: 1) сохранение и развитие исполнительских искусств; 2) сохранение и развитие музейного дела; 3) сохранение и развитие библиотечного дела; 4) сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия Костромской области; 5) сохранение и развитие образования в сфере культуры и искусства, поддержка молодых дарований; 6) поддержка творческих союзов, ведущих деятелей и социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере культуры; 7) развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры; 8) услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями в сфере культуры, осуществляемые организацией-оператором, определяемой на конкурсной основе. 59. Выполнение мероприятия «Сохранение и развитие исполнительских искусств» включает: 1) организацию деятельности концертных учреждений; 2) организацию деятельности театров, включая создание/показ новых спектаклей (постановок), показ спектаклей на стационаре, реализацию гастрольных и творческих проектов, а также укрепление материально-технической базы театров (техническое оснащение), в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов и субсидий на поддержку творческой деятельности театров, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета и средства областного бюджета, в том числе: 2.1) организацию деятельности театра кукол, включая создание и показ новых постановок, реализацию гастрольных и творческих проектов, а также техническое оснащение театра (в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов и субсидий на поддержку творческой деятельности театров, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета и средства областного бюджета). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|